Мученица Ермиония, дочь апостола Филиппа
Святая мученица Ермиония была дочерью святого апостола от 70 Филиппа. Желая увидеть святого Иоанна Богослова, Ермиония со своей сестрой Евтихией отправилась на поиски святого в Асию (Малая Азия), но, прибыв в Ефес, они узнали о смерти святого. Продолжая путь, сестры встретили ученика Иоанна Богослова Петрония и, подражая ему во всем, стали его ученицами. Святая Ермиония, владея врачебным искусством, оказывала помощь многим христианам и силою Христовой врачевала болезни.
В это время император Траян (98 - 117) шел войной на персов и проходил со своим войском через Ефес, где жила святая. Когда ему донесли, что Ермиония христианка, он велел привести ее к себе. Император хотел ласковыми увещеваниями убедить святую отречься от Христа, но успеха не имел. По другой версии, узнав о пророческом даре Ермионии, Траян призвал ее к себе. Святая предсказала императору победу над персами, но в то же время сказала, что правление империей достанется двоюродному племяннику Траяна Адриану, что и произошло в дальнейшем.
Разгневанный император повелел жестоко мучить Ермиону, но она с радостью претерпевала эти страдания. Притом она была утешена видением Господа, седящего на престоле судейском, похожего лицом на Петрония. Убедившись, что она непреклонна в своей вере, Траян отпустил ее. Ермиония устроила гостиницу, в которой принимала больных, врачуя их душевные и телесные недуги.
Преемник императора Траяна Адриан за исповедание христианской веры велел вновь привести святую на суд. Сначала император приказал бить ее без пощады, затем ей пронзили ступни ног гвоздями и, наконец, бросили в котел с кипящей смолой, оловом и серой. Но святая за всё возносила благодарение Богу. И Господь оказал ей свою милость: огонь угас, олово разлилось, а святая осталась невредимой. Удивленный Адриан подошел к месту мучений и дотронулся до котла, чтобы удостовериться, не остыл ли он. Как только он прикоснулся к котлу, кожа на руке опалилась. Однако и это не убедило мучителя. Он приказал раскалить сковороду и положить на нее святую мученицу. Здесь снова было показано явное чудо. Ангел Господень разбросал угли и опалил многих, стоявших около огня. Святая стояла на сковороде, как на зеленой траве, и воспевала славословие Господу. Сойдя со сковороды, святая мученица сделала вид, что желает принести жертву богу Геркулесу. Радостный царь приказал отвести ее в идольское капище. Когда же святая помолилась там Богу, послышался сильный гром, и все идолы в капище упали и разбились.
В ярости царь приказал вывести Ермионию за город и отсечь ей голову. Двум слугам - Феодулу и Тимофею - было поручено осуществить казнь. Идя по дороге, они хотели совершить беззаконие над святой, но лишь только они об этом подумали, руки у них высохли. Тогда они уверовали во Иисуса Христа и с раскаянием припали к ногам святой Ермионии. Они просили ее помолиться Господу, чтобы Он призвал их к Себе прежде нее, что по этой молитве и совершилось. После этого, помолившись, и она отошла ко Господу в Ефесе (+ ок. 117 года).
Святой Петроний, ученик апостола Павла
До нас дошли скудные сведения об этом угоднике Божьем, сподвижнике блаженного апостола Павла.
Известно, что около 96 года в Эфесе, во время языческого праздника богини Дианы, епископ Тимофей (ученик апостола Павла), пытаясь остановить ликование беснующихся нечестивцев, вразумить их проповедью Евангелия, был забит камнями.
Там же, в Эфесе проповедовал и другой ученик апостола Павла – Петроний, ставший наставником дочери апостола Филиппа-дьякона – Ермионии и ее сестры Евтихии. Ермиония, владея искусством врачевания, открыла лечебницу, где лечила телесные недуги и приобщала души ко Христу, за что подверглась страшным мучениям при императоре Траяне и была убита по приказу императора Адриана.
Преподобный Cимеон Гареджийский, чудотворец
Жил в XVIII веке. С юных лет он воспитывался в Гареджийском монастыре. До преклонного возраста подвизался как простой монах, а потом его избрали настоятелем этой обители. Отличающийся добродетелью и смирением преподобный Симеон был одарён Господом даром чудотворения.
Однажды он внезапно заболел и испустил дух. Более часа он находился в бездыханном состоянии, а затем по Промыслу Божию встал, собственноручно роздал для поминания его души все что имел отцам монастырей Давид-Гареджи и святого Иоанна Крестителя, и полностью отрекся от мирских нужд.
Когда об этом узнал преподобный Серапион, он с помощью других пришел к своему духовному отцу и настоятелю Симеону и, просвещенный благодатью прозорливости, со слезами утешения сказал ему:
"О, желанный отец, подай мне руки твои святые, дабы я поцеловал их. Как желал бы я, чтобы твои руки предали мой негодный прах земле, а теперь ты уходишь в жизнь вечную раньше меня. Ты уйдешь, отче, но без тебя я долго не пробуду на этой земле и вскоре последую за тобой!"
Так утешали друг друга и прощались отцы в последний раз.
Преподобный Симеон уладил монастырские дела и в 1773 году, ровно через неделю после того, как впервые оказался бездыханным, почил с миром.
Священномученик Григорий (Лебедев), епископ
Память 4 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В миру Лебедев Александр Алексеевич.
Родился в городе Коломне Московской губернии 12 ноября 1878 г. Отец его, Лебедев Алексей Михайлович (1843-1914), в сане протоиерея служил в Успенском женском монастыре в Коломне. Мать, Мария, была дочерью местного священника Феодора Остроумова. Семья была большая. У будущего Владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу будущего священномученика семена веры и молитвы.
Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище. Имея прекрасные способности и старание, он ежегодно получал награды за учебу и примерное поведение. По окончании училища юноша поступил в местную Духовную семинарию, выделяясь и здесь своей серьезностью и способностями. Ректор семинарии назначил его уставщиком и канонистом до самого конца обучения.
В 1898 г. он окончил духовную семинарию и стал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую духовную академию. По благословению отца Александр поступил в послушники в Бобренев Рождественский монастырь, где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений.
Во время вступительных экзаменов в Московскую духовную академию он выполнил задание, но, считая себя недостаточно подготовленным, прервал испытания и вернулся в Коломну. Вскоре он уехал в Казань и поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Александр Лебедев был принят вольнослушателем в Казанскую духовную академию. В 1899 он успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом Академии, которую окончил в 1903 г., по первому разряду. Святейший Синод назначил его преподавателем гомилетики и литургики в Симбирскую духовную семинарию. Здесь он трудился четыре года, обучая будущих пастырей уставному богослужению и проповеди.
С переездом в Москву продолжилась его педагогическая деятельность. Он работал в Кадетском корпусе и в 3-й Московской гимназии, а позже – в Николаевском Сиротском институте. В 1918 г. Сиротский институт был преобразован в 165 Московскую трудовую школу, которую Александр Алексеевич одно время возглавлял. В 1919 г. он заведовал почтовым сектором в Главном лесном комитете.
Чувствуя иное призвание, Александр Лебедев покидает Москву. Рождественским постом, незадолго до великого праздника Рождества Христова, он был пострижен в монахи с именем Григорий епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской епархии. Первые месяцы послушания прошли под руководством старца Митрофана.
С переходом монаха Григория в Московский Даниловский монастырь, его наставником стал епископ Феодор (Поздневский), управлявший в те годы монастырем. Здесь он прошел путь от иеродиакона до архимандрита. 19 ноября (2 декабря) 1923 г. Святейший Патриарх Тихон (Белавин) в Москве рукоположил архимандрита Григория во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, вик. Петроградской епархии. "В памяти современников остались знаменательные слова Патриарха при назначении нового викария: "Посылаю вам жемчужину".
Вскоре Владыка Григорий прибыл в Петроград. Одновременно епископ Григорий стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Это было время особой активности врагов Церкви – обновленцев. Епископ Григорий явился стойким защитником Православия.
Как наместник Лавры Владыка Григорий прежде всего заботился о сохранении традиций монашеского благочестия. В эти годы он сближается с замечательным насельником обители – иеромонахом Варнавой (Муравьевым) – будущим преподобным Серафимом Вырицким.
(прп. Серафим Вырицкий)
Согласно данным архива ФСБ епископ Григорий в Петрограде был дважды арестован. Первый раз в декабре 1924 г. как наместник Лавры "за неуплату налогов" и "продажу лаврской ризницы". На суде держался мужественно. Получил небольшой срок и был освобожден 17 апреля 1925 г. Второй раз епископа Григория арестовали 31 марта 1927 года по групповому делу Пастырского училища. По этому делу, прекращенному чекистами "за недостатком компрометирующего материала", Владыка обвинялся по ст. 58/10 в создании некоего кружка. "Ревнителей истинного Православия", члены которого якобы должны были организовывать протесты при закрытии властями церквей.
Владыка Григорий вышел на свободу 19 ноября 1927 г. во время уже возникших и постепенно нараставших споров вокруг "Послания (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)" от 16 (29) июля 1927 г. Епископ Шлиссельбургский Григорий не принял Декларацию и за богослужением поминал только Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра.
В течение нескольких месяцев 1932 г. и начала 1933 года Владыка Григорий провел в подмосковном поселке Жаворонки (Белорусская ж/д), но власти оказали давление на хозяйку дома, и ему было отказано в жилье.
Весной 1933 г. он поселяется в старинном городке Кашине. Время проходит в основном в богословских занятиях. Владыка заботливо окормляет своих духовных чад, которые приезжали к нему. Из сохранившихся его писем видно каким духовно-чутким, любящим и мудрым наставником был он для них. Он стремился вести их путем христианского подвига, неизбежность которого для всех учеников Христовых, в те годы, связана была прежде всего с жестокими гонениями на Церковь: "Путь за Христом есть крест, есть непрерывный подвиг, есть безжалостное насилие над собой... Вывод будет один: не ищи от жизни роз, покоя, благодушного довольства и наслаждения. Христианство – подвиг... Всегда будет труд, напряженное принуждение себя, слезы и воздыхания... А потому полюби спасительную скорбь. Она – неизбежный путь к Богу, через нее очищение".
Сам епископ Григорий шел путем деятельной христианской любви. Он мужественно и стойко совершал путь исповедничества: "В совершающемся со мною вижу Божью волю. Принимаю ее только как премудрую, милосердную".
В Кашине Владыка Григорий посещал собор св. благоверной княгини Анны Кашинской, но служил, по-видимому, дома. При аресте его было изъято архиерейское облачение и большое количество свечей.
Епископ Григорий был арестован 16 апреля 1937 г. по ст. 58-10/11. Владыка обвинялся в том, что являлся руководителем фашистко-монархической организации в г. Кашине. На первом же допросе он отверг обвинение и виновным себя не признал. В течение апреля - мая он допрашивался трижды. Владыка никого не назвал. Ответы следователю были продуманы и не давали никаких поводов для обвинения. 10 мая 1937 года был последний допрос. Убедившись в твердости Владыки, следователи больше его не вызывали.
13 сентября 1937 года епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен Тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня, 17 сентября 1937 года, он был расстрелян.
Священный Синод Русской православной церкви своим Определением от 16 июля 2005 постановил включить его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Священномученики иерей Иоанн (Ромашкин), иерей Николай (Хвощев), иерей Александр (Никольский), иерей Петр (Лебединский); мученики Василий (Ежов), Петр (Лонсков), Стефан (Митюшин (Митюшкин)), Александр (Блохин)
8 сентября 1937 года были арестованы священнослужители и православные миряне Гагинского района Нижегородской области, всего десять человек. Никто из арестованных не признал себя виновным. Их обвиняли в том, что они 6 июля организовали торжественную службу, в которой участвовало четыре священника и множество верующих. И хотя после службы проповеди на политическую тему произнесено не было, самой церковной службе было придано значение антигосударственного мероприятия, потому что она отрывала крестьян от работы в колхозе.
17 сентября 1937 года восемь человек были приговорены к расстрелу и расстреляны. Их имена сохранились в следственных делах: священник Иоанн Дмитриевич Ромашкин (родился в 1891 году в крестьянской семье, первый раз арестован в 1928 году и приговорен к трем годам ссылки; служил в селе Субботино); священник села Сорочки Петр Иванович Лебединский (родился в 1881 году в семье священника, в 1935 году за проповеди был приговорен к двум годам ссылки); священник села Юсупово Николай Александрович Хвощев (родился в 1883 году в семье священника); священник села Панова-Осанова Александр Семенович Никольский (родился в 1883 году в семье священника); крестьяне села Покров Александр Иванович Блохин (1879 года рождения, из крестьян), Петр Васильевич Лонсков (крестьянин, родился в 1881 году), Стефан Семенович Митюшин (крестьянин, родился в 1874 году) и Василий Киреевич Ежов (родился в 1867 году в селе Покров Нижегородской губернии и происходил из крестьянской семьи. В 1930 году он был арестован за неуплату налогов и приговорен к 5 годам ИТЛ).
Канонизированы Архиерейским Собор Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000г.
Священномученик иерей Павел
(Васильевский Павел Иванович, +17.09.1937)
Священномученик Павел родился 22 июня 1881 года в селе Карабузино Кесовогорского уезда Тверской губернии в семье церковнослужителя Ивана Васильевского.
Семья была большая, девять человек детей. Отец Павла умер, когда ему исполнилось пять лет, и его взял на воспитание дядя. Павел окончил духовное училище. В 1916 году он был призван в армию и служил до 1918 года в 177-м запасном пехотном полку, расквартированном в Новгороде. После демобилизации вернулся на родину и служил в храме псаломщиком, затем женился и был рукоположен в сан священника ко храму в селе Хобоцкое. Жена о. Павла, Анна Михеевна Михеева, была дочерью благочестивых крестьян, которые имели тринадцать детей и воспитывали еще одного приемного. Желая помочь о. Павлу, тесть купил для его семьи дом. У о. Павла с матушкой родилось пятеро детей, но все они умирали в раннем возрасте, и жива осталась только младшая дочь Тамара. Впоследствии священник служил в Никольском храме села Добрынине Максатихинского района. Хотя его служение там было непродолжительным, прихожане успели полюбить своего пастыря.
В 1937 году о. Павел был арестован. В России в это время было фактически установлено военное положение, когда аресту подвергалось множество невиновных людей; дела велись зачастую не местными сотрудниками, а военнослужащими войск НКВД, которые производили аресты, вели следствие и участвовали в расстрелах.
Отца Павла арестовали 6 августа в шесть часов вечера. Он только что вернулся с женой и дочерью из леса, где они собирали грибы и ягоды на зиму. Пришло трое сотрудников НКВД. Перевернули весь дом, но ничего не взяли. Жене и дочери, несмотря на просьбы, не разрешили проводить священника до околицы. Повели пешком, попутно производя аресты в других селах. Дошли до села Дымцево, где арестовали глубокого старца, священника Михаила Косухина, который не мог идти; здесь всех арестованных погрузили в машину и повезли в тюрьму.
Следствие по делу о. Павла продолжалось всего четыре дня. Два дня следователь допрашивал крестьян добрынинского прихода, некоторые из которых уже сами были арестованы. На третий день, 9 августа, следователь допросил священника.
— Расскажите о вашей антисоветской и контрреволюционной деятельности.
— Антисоветской и контрреволюционной деятельностью не занимался.
— Как вы рассматриваете факт хождения по домам и сбора подписей для хождения с иконой в период весеннего сева?
— Факт срыва сева я отрицаю, если и был, так только в деревне Дубищи, так как мне там были разрешены хождения утром, и в некоторых домах колхозников остались взрослые, хотя о том, чтобы они остались, я их не просил.
— Расскажите о вашей связи с Воиновым Василием Федосеевичем.
— Он мой прихожанин, его дети пели в церкви.
— Какие разговоры вы вели в церкви по вопросам войны и ваши взгляды на будущую войну?
— Разговоров о войне в церкви я никогда не вел. Я думаю, что войны у нас скоро не будет, в чем я убеждён, хотя я об этом никому не говорил.
На следующий день, 10 августа, не выезжая из села, лейтенант войск НКВД закончил следствие, посчитав, что, несмотря на то что священник не признал себя виновным, его виновность в антигосударственной деятельности доказана, и передал дело в Тройку НКВД, которая 13 сентября постановила священника расстрелять. Священник Павел Васильевский был расстрелян через несколько дней, 17 сентября 1937 года.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Илия Измайлов, пресвитер
Священномученик Илия родился в 1882 году в селе Хормалы Цивильского уезда Казанской губернии (ныне Ибресинского района Чувашии) в семье крестьянина Измаила. В семье было 5 детей. Илия обучался в церковно-приходской школе и с детства пел в церковном хоре. Повзрослев и набравшись клиросного опыта сам стал управлять хором.
В 1916 году был призван в действующую армию и вернулся по окончании войны. Увлекшись идеей свободы в 1918 года стал председателем Волостного земельного комитета, а с 1918 по 1920 год служил в Волостном исполкоме. В 1925 году Илия, без вступления в брак, принимает сан священника от епископа Алатырского Германа (Кокеля). Епископ Герман тогда находился в ссылке в селе Козья Слобода, недалеко от Казани, поэтому хиротония состоялась там. Бывший тогда священник села Хормалы Краснов примкнул к обновленческому движению и, по прибытии в Чувашию, епископ Герман (Кокель) вместе с православными изгнал Краснова и поставил настоятелем православного священника Илию Измайлова. В этом же году отец Илия был лишен избирательных прав, «как служитель культа».
В феврале 1930 года власти закрыли храм в селе Хормалы, но церковный совет, в котором священник Илия Измайлов состоял секретарем, написал заявление во ВЦИК, где изложил неправильность закрытия церкви при том, что 80% граждан прихода за открытие. Заканчивалось заявление так: «Мы верующие граждане, возлагая всю надежду и полное доверие на представителей Высшей Власти обращаемся во ВЦИК с покорнейшей просьбой – не найдет ли возможным ВЦИК дать разрешение об открытии церкви». Храм был вновь открыт и отец Илия продолжил священнослужение.
25 марта 1932 года отец Илия был арестован и заключен в тюрьму города Цивильск. Обвинялся по делу группы «Истинно-Православной Церкви», возглавляемой в Чувашии архимандритом Агафангелом (Етрухиным). Представители этого церковного течения не признавали митрополита Сергия (Страгородского) как главу Русской Православной Церкви.
На допросах обвиняемый священник отвечал:
- За церковными службами все время поминал митрополита Петра Крутицкого и всех «Истинно православных» епископов. Митрополита Сергия по настоянию некоторых прихожан не поминаю.
На вопрос следователя является ли обвиняемый членом группы сектантов священник ответил:
- Членом группы сектантов не являюсь, а членом группы верующих состою. Верю в Бога одного. Мое политическое убеждение таково: какая бы у нас в России власть не была для меня совершенно безразлично.
На всех допросах священник держался мужественно и виновным в предъявленных обвинениях себя не признал.
Священник в числе других проходящих по данному делу был приговорен Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по Нижегородскому Краю по статье 58 пункта 10 к 3 годам ссылки в Казахстан. Отец Илия был направлен по этапу в Западный Казахстан. Местом ссылки священника стал поселок Жилая Коса Гурьевской области, отбыв которую 24 марта 1935 года он вернулся в родное село.
(Церковь Казанской иконы Божией Матери - Хормалы - Ибресинский район - Республика Чувашия)
В то время храм в селе был закрыт и отец Илия вместе с членами церковного совета настойчиво ходатайствовал об открытии церкви перед властями, продолжая совершать богослужения на дому. В сентябре 1936 года епископ Чебоксарский Владимир (Юденич) предлагал отцу Илие свободное место священника в одном из приходов епархии – селе Солдыбаево Козловского района, но отец Илия отклонил это предложение, веря, что будет открыт храм в селе Хормалы. Были даже заготовлены строительные материалы для ремонта церковного здания.
Попав в первую волну массовых репрессий 1937 года священник Илия был арестован 4 августа и заключен в тюрьму города Алатырь.
В этот же день в 13 часов дня начался первый и единственный допрос на котором следователь спрашивал:
- Расскажите, понятно ли Вам зачитанное постановление о предъявлении Вам обвинения и причину неподписания этого постановления?
Обвиняемый отвечал:
- Зачитанное постановление о предъявлении мне обвинения понятно, но от подписи мной этого постановлении я отказываюсь, в силу того, что виновным себя не признаю.
Допрос длился 5 с половиной часов и был окончен в 18 часов 35 минут.
Одного из лжесвидетелей-колхозников следователь спрашивал:
- Расскажите подробно, какие факты антисоветской агитации и деятельности вам известны со стороны бывшего попа Измайлова Ильи и других церковников?
– Конкретно фактов антисоветской агитации привести не могу, но мне известно об их антисоветской деятельности. Бывший поп Измайлов Илья повседневно занимается организацией церковного актива по открытию церкви, хотя церковь в данное время фактически не работает, а он работает, а именно, прямо на дому, где он живет проводит крестину, отпевает, а также постоянно ходит по дворам и равно и в соседние деревни. Все это делается, хотя Измайлов попом в селе Хормалах и не состоит. Измайлов занимается организацией таких женщин, например жена члена ВЛКСМ Васильева Кузьмы тайком от мужа в дому Измайлова крестила ребенка. Весьма характерным фактом нужно считать случай организованного выступления женщин на общем собрании граждан 31 мая сего года вечером, где ставился вопрос - о существовании Христа, докладчик был из Чебоксар. Выступая после доклада, они открыто требовали об открытии церкви, я это говорю по словам присутствующих граждан, сам участия не принимал.
Из показаний другого лжесвидетеля:
- Какие факты антисоветской и контрреволюционой подрывной деятельности Вам известны со стороны попа Измайлова Ильи?
- Поп Измайлов в 1932 году за антисоветские и контрреволюционные подрывные действия был сослан и вернулся только в начале 1936 года. По приезде из ссылки свою антисоветскую деятельность не прекратил, а стал проводить даже открыто. Измайлов Илья, как поп в селе Хормалы не числится и на учете не состоит, но несмотря на это проводит богослужения и другие церковные обряды, но все это у него проводится не в церкви, а по отдельным частным домам. Он часто выезжает по соседним деревням по вызову. Свое такое бродячее положение использует для проведения антисоветской агитации среди населения. Он всеми мерами старается противопоставить все проводимые мероприятия, путем организации единоличников, а также и колхозников, чтобы они организованно выступили за открытие церкви. Доказательством этому можно привести один конкретный факт. Точно какого числа сейчас на помню, летом настоящего года было проведено собрание граждан, где ставился вопрос на антирелигиозную тему. В целях противопоставления этот поп Измайлов вместе со своим активом организовали женщин и других на собрании выступить организованно за открытие церкви, и на собрании в действительности кричали хором, не давая даже закончить доклад. Кроме того поп Измайлов чрез посредство близких ему лиц распространяет всякие контрреволюционные клеветнические слухи о колхозах и о Соввласти.
В предъявленных обвинениях отец Илия виновным себя не признал. 7 сентября священнику было предъявлено обвинительное заключение по статье 58 пункта 10 и 8 сентября тройка НКВД Чувашской АССР приговорила священника к расстрелу.
Священник Илия Измайлов был расстрелян в ночь на 17 сентября 1937 года в подвале одного из зданий НКВД города Алатырь и погребен в общей могиле на территории двора НКВД. В ту ночь всего было расстреляно 34 человека, в том числе священник Иосиф Кудрявцев и обновленческий «архиепископ» Тимофей (Зайков).
Канонизирован Архиерейским Собор Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000г, определение Священного Синода от 15 апреля 2008г.
Собор Воронежских святых
На епархиальном собрании Воронежской епархии, состоявшемся в Воронеже 28 февраля 2002 года по инициативе митрополита Воронежского Мефодия было единодушно установлено празднование дня соборной памяти всех святых Воронежской епархии. Днем нового церковного праздника стало 4 (17) сентября, память второго обретения мощей святителя Митрофана Воронежского, произошедшее в 1989 году. Как сказал митрополит Мефодий: "Это событие - начало нового этапа в жизни нашей епархии, оно стало подлинным знамением возрождения церковной жизни." Праздник был установлен по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и впервые был отмечен в 2002 году. 15 апреля 2013 года епархиальный совет Воронежской епархии утвердил новую редакцию поименного списка Собора Воронежских святых. По этому решению в Собор были включены:
• Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая)
• Свт. Митрофан, в схиме Макарий, первый еп. Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
• Свт. Тихон (Соколов), еп. Воронежский, Задонский чудотворец,(+ 1783, 13 августа)
• Прав. Феодор Ушаков (+ 1817, память 23 июля, 2 октября)
• Прп. Иоанн Сезеновский (+ 1839, местная память 14 декабря)
• Свт. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский, (+ 1846, память 10 мая [местн.], 20 декабря)
• Прп. Иларион Троекуровский, затворник (+ 1853, местная память 5 ноября)
• Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский (+ 1857, память 25 мая)
• Прп. Дария Сезеновская (+ 1858, местная память)
• Прп. Иларион Оптинский (+ 1873, память 18 сентября)
• Прп. Серафима Сезеновская (+ 1877, местная память 14 сентября)
• Прп. Иоанникий (Аверкиев) Святогорский, иером., (+ 1882, память 10 февраля)
• Прп. Амвросий Оптинский (+ 1891, память 10 октября, 27 июня)
• Свт. Феофан Затворник, Вышенский, еп. (+ 1894, память 10 января)
• Свт. Иустин (Полянский), еп. (+ 1903, память в Соборе Крымских святых)
• Сщмч. Иоанн Кочуров (+ 1917, память 31 октября)
• Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский (+ 1919, память 23 июня)
• Сщмч. Тихон (Никаноров), архиеп. Воронежский (+ 1920, память 27 декабря)
• Прп. Нектарий Оптинский (+ 1928, память 29 апреля)
• Сщисп. Агафангел (Преображенский), митр. Ярославский (+ 1928, память 3 октября)
• Прмч. Иннокентий (Беда) (+ 1928, память 24 декабря)
• Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января, 4 июня)
• Сщмч. Василий (Зеленцов), еп. Прилукский (+ 1930, память 25 января)
• Сщмчч. Александр Вислянский и Даниил Алферов (+ 1930, память 21 февраля)
• Сщмчч. архим. Тихон (Кречков), иеромм. Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), свящщ. Александр Архангельский, Сергий Гортинский, Георгий Никитин, Иоанн Стеблин-Каменский, Феодор Яковлев, мчч. Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников (+ 1930, память 21 июля)
• Прписп. Георгий (Лавров) (+ 1932, память 21 июня, 28 сентября)
• Прмч. Игнатий (Бирюков) (+ 1932, память 15 сентября)
• Сщмч. Николай Околович (+ 1934, память 30 августа)
• Прмч. Евтихий (Качур) (+ 1937, память 25 января)
• Прмч. Иларион (Цуриков) (+ 1937, память 22 августа)
• Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (+ 1937, память 22 августа)
• Сщмч. Алексий Зиновьев (+ 1937, память 3 сентября)
• Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский (+ 1937, память 9 сентября)
• Сщмч. Василий Максимов (+ 1937, память 10 сентября)
• Сщмч. Глеб Апухтин (+ 1937, память 10 сентября)
• Сщмч. Евгений Попов (+ 1937, память 10 сентября)
• Сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий (+ 1937, память 27 сентября)
• Сщмч. Феодор Богоявленский (+ 1937, память 27 сентября)
• Сщмч. Тихон Архангельский (+ 1937, память 4 октября)
• Прмч. Амвросий (Астахов) (+ 1937, память 8 октября)
• Сщмч. Иона (Лазарев), еп. Невельский (+ 1937, память 8 октября)
• Сщмч. Александр Орлов (+ 1937, память 20 октября)
• Cщмч. Александр Лебедев (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский (+ 1937, память 7 ноября)
• Сщмч. Сергий (Зверев), архиеп. Елецкий (+ 1937, память 7 ноября)
• Сщмч. Борис (Воскобойников), еп. Ивановский (+ 1937, память 23 ноября)
• Прмч. Алексий (Гаврин) (+ 1937, память 27 ноября)
• Сщмч. Феодосий Болдырев (+ 1937, память 16 декабря)
• Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (+ 1938, память 28 января)
• Сщмч. Иоанн Алешковский свящ. (+ 1938, память 4 февраля)
• Прмч. Антипа (Кириллов), Татариенцевский, иером. (+ 1938, память 22 февраля)
• Прмц. Наталия Ульянова (+ 1938, память 9 марта)
• Сщмч. Онуфрий (Гагалюк), архиеп. Курский (+ 1938, память 19 мая)
• Сщмчч. свящщ. Павел Попов и Николай Садовский, мч. Георгий (Григорий) Богоявленский (+ 1938, память 19 мая)
• Сщмч. Сергий Кротков (+ 1938, память 18 июня)
• Сщмч. Иоанн (Троянский), еп. Великолукский (+ 1938, память 22 августа)
• Сщмч. Уар (Шмарин), еп. Липецкий (+ 1938, память 10 сентября)
• Прп. Силуан Афонский (+ 1938, память 11 сентября)
• Сщмч. Исмаил Базилевский (+ 1941, память 4 ноября)
• Сщмч. Василий Крымкин, свящ. (+ 1942, память 21 сентября)
• Мцц. Анна Боровская, Евфросиния Денисова, Наталия Силуянова (+ 1942, память 29 декабря)
• Мц. Александра Смолякова (+ 1942)
• Прмч. Феодор (Богоявленский) (+ 1943, память 6 июля)
• Прмц. Пелагия (Жидко), монахиня (+ 1944, память 13 июня)
• Сщисп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля, 5 октября)
• Исп. Хиония Архангельская (+ 1945, память 4 октября)
• Прписп. Сергий (Сребрянский) (+ 1948, память 23 марта, 28 ноября)
• Сщисп. Сергий Правдолюбов (+ 1950, память 21 сентября, 5 декабря)
• Сщисп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Крымский (+ 1961, память 29 мая)
• Присп. Севастиан (Фомин), Карагандинский, архим., (+ 1966, память 6 апреля)
Тропарь Воронежских святых
глас 6
Под покровом Пресвятыя Богородицы,/ ниспосланнии нам духовнии стражи:/ вси воронежстии святии,/ приснии наши со святыми Митрофаном, Тихоном и Антонием заступницы:/ новомученицы и исповедницы Христовы,/ преподобнии боголюбцы и блаженный подвижницы,/ в подвизех за Христа, чудесех и страданиих/ землю Русскую от царствующих град до Азова осиявшии,/ Христа Бога молите о стране нашей Православней// и о всех соборно вас почитающих.
Кондак Воронежских святых
глас 4
Во свете богомудрых иерархов,/ столпов веры Митрофана, Тихона и Антония,/ днесь красуется преславный град Воронеж,/ яко освященный собор святых предстоит Владыце Вседержителю:/ темже Силы Небесныя ликовствуют и Святую Троицу воспевают;/ с нимиже вси благодарственно вопием Богу/ о еже даровати нам оставление грехов// и велию милость.