Поминовение православных воинов, на поле брани убиенных
Поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных - день особого всецерковного поминовения павших на войне воинов в Русской Православной Церкви.

(панно "Страшный Суд" (фрагмент) в Якутском храме Преображения Господня)
Совершается 29 августа, в день воспоминания Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.
В «Чине поминовения» в этот день сказано:
Сей день, в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и положивших живот свой за веру и Отечество.
Поминовение православных воинов 29 августа установлено в Русской Церкви при императрице Екатерине II указом от 17 августа 1769 года во время войны с Османской империей и Польшей. Чин поминовения православных воинов 29 августа был опубликован отдельной книжкой.
Моление об упокоении православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных
Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Своим, овому посылаеши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овомуже на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшные и смертоносные силы, разрушающия телеса, расторгающие члены и сокрущающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники Веры и Отечества.
Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов на брани убиенных и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Свое.
Молим Тя, приими убо отошедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов Веру Православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, всех, добрым подвигом подвизавшихся за древлехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч. Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением. Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их. мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютые скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениях быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачевством и елеем, возлиянным на греховные язвы их.
Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленные о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенные воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братии и сестр, плачущих о своих присных, – и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи! Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости; услыши молитву нашу и прими милостиво отошедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена); воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за Веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствие Твоем, яко мучеников, отошедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предавшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранях; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей и венцов мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных Страстотерпцев, добропобедных Мучеников, Праведных и всех Святых Твоих.
Аминь.
Мученик Анастасий Болгарский, Струмицкий, Солунский (греч. ̓Αναστάσιος ἐκ Βουλγαρίας)
Мученик Анастасий, болгарин, родился в 1774 году в Струмницкой епархии в селе Родовичах. Родители отдали его в учение оружейнику. Когда юноше было 20 лет, ему случилось побывать у своего учителя в Солуне (Фессалониках). Мастер захотел сбыть несколько турецких одежд без платежа таможенной пошлины. Он уговорил ученика одеться турком и выйти за город. Сборщики пошлины (хараджи) остановили его и потребовали письменного свидетельства (тескэре) об уплате пошлины. Юноша отвечал, что он турок. Тогда сборщики потребовали от него прочитать салават - магометанскую молитву. Юноша смутился и молчал.
Его повели к начальнику, который, допросив мученика, предложил ему потурчиться. Юноша отказался, и его отвели к главному сборщику. Чиновник пытался сначала обольстить, затем запугать мученика, но тот, признав свою гражданскую вину, ни за что не соглашался изменить святой вере. Сборщик податей дал знать об этом муфтию. Тот ответил: "У тебя в одной руке меч, в другой закон; употребляй, что хочешь".
Это значило, что по закону сборщик должен был взять с юноши пошлину, но тогда он по суду муфтия не последователь Магомета, вооруженный мечом. Получив такой ответ, начальник хараджа препроводил юношу к местному мулле вместе с пятью турками, которые должны были свидетельствовать, что христианин хулил магометову веру. На обличения свидетелей в хуле на Магомета мученик честно отвечал, что он не хулил его, но признает показываемую хулу за верную оценку Магомета. Его предали мучениям и приговорили к повешению. По дороге мученика продолжали уговаривать отступить от веры, он же, истерзанный и измученный, упал на дороге и скончался 29 августа 1794 года.
Перенесение мощей преподобного Иосифа Освященного, Самакийского

Память 22 января (Греч.), 29 августа в день перенесения мощей (Греч.).
Родился около 1441 года в селении Керамон (совр. Азокерамос) на острове Крите.
Был монахом небольшого ставропигиального монастыря Богородицы Акротерианы, расположенного близ Керамона, который в настоящее время известен больше как туристическая достопримечательность под получившим в период турецкой оккупации названием "Монастырь Топлу", а затем в метохе вышеуказанного монастыря - в обители св. Иоанна Богослова близ крепости Хандакас (совр. Ираклион) в районе Дермата (в настоящее время на этом месте расположена Троицкая церковь).
Когда скончались его родители, преподобный в неустанной заботе о бедных и обездоленных раздал все свое имущество, по слову Спасителя (Мф. 19, 21).
Прославился многими чудесами. Так, однажды он раздал все просфоры бедным и не позаботился оставить ни одной для Литургии. Когда же его помощник сказал ему, что совсем нет жертвенного хлеба, преподобный заявил, что Господь пошлет все необходимое и начал усердно молиться, после чего чудесным образом появилось множество еще теплых, прекрасно запеченных просфор.
Скончался преподобный в 1511 году, но и после его смерти продолжались чудеса, особенно исцеления болезней.
Когда нечестивые агаряне вторглись на остров Крит в 1669 году, 29 августа того года мощи преподобного для защиты от варваров были перенесены священником Антонием Армакисом на остров Закинф и помещены в Мантинейский Иоанно-Богословский монастырь в районе Ксеровуния, а в 1915 г. - перенесены в церковь Преображения в Гайтани (пригороде города Закинф).

(храм Преображения Господня в деревне Гайтани, Закинф)
Преподобный Святой Себби Эссекский (Sebbi, Sebba, Sebbe), король Эссекса, святой отшельник

(Средневековое изображение гробницы Св. Себби в соборе Св. Павла в Лондоне)
Память Св. Себби празднуется 6 апреля нового стиля /24 марта старого стиля, 11 сентября нового стиля / 29 августа старого стиля.
Себби Эссекский (+ в 694) – преподобный, король (совместно со своим братом Сигхером) Эссекса (Восточных Саксов) в 664 – 694 годах, сын короля Сексреда (правил в 615 – 617 годах). Сведения о Св. короле Себби содержатся в «Церковной истории народа англов» Св. Беды Достопочтенного. Сначала оба брата – короля приняли Св. крещение вместе со своими подданными. Но после того, как в Британии началась (около 664 года) страшная эпидемия чумы, опустошившая остров, брат Себби Сигхер с частью народа восточных саксов отрёкся от веры во Христа и вернулся к поклонению идолам. Себби же несмотря на все тяготы и скорби остался христианином.
Когда король Мерсии Вульфхер, которому короли Эссекса были подчинены, послал к ним епископа Ярумана для возвращения заблудших в лоно Церкви, Св. Себби активно ему в этом помогал, и народ восточных саксов впоследствии вновь обратился ко Христу [1, стр. 109]. Св. Беда Достопочтенный в таких словах описывает праведное житие святого венценосца и чудеса, явленные Господом для прославления этого угодника, при жизни Св. Себби и после его смерти:
«Он отдавался делам веры, постоянным молитвам и святым радостям благодеяния и давно оставил бы уже трон и предпочёл жизнь в монастыре всему богатству и достоинству своего положения, если бы не его жена, которая упрямо отказывалась расстаться с ним. По этой причине многие люди думали и говорили, что с таким характером он должен быть скорее епископом, чем королём. После тридцатилетнего правления этот воин Небесного Царства был сражён серьёзнейшим телесным недугом, от которого он впоследствии умер. В ту пору он убедил жену, что, поскольку они не могут более радоваться этому миру или служить ему, им следует посвятить себя служению миру иному. Победив её нерешительные возражения, он направился к епископу Лондонии (Лондона – прим.) Вальдхеру, наследнику Эркенвальда, и с его благословения принял постриг, которого так долго желал. Он принёс епископу немалую сумму денег для раздачи бедным, не оставив себе ничего, но желая остаться нищим духом ради стяжания Царства Небесного. Когда недуг усугубился, он почувствовал, что смерть его близка; будучи королём, он боялся, что от великой боли в час смерти его слова или поступки будут недостойны его положения. Призвав епископа Лондонии, где он сам жил, король попросил, чтобы к его смертному одру не допускали никого, кроме епископа и двух его слуг. Епископ с радостью согласился, но вскоре королю явилось во сне видение, которое развеяло его страх по этому поводу, а также открыло ему день его смерти. Он увидел, как говорил позже, трёх мужей в сияющих одеяниях; один из них присел на его ложе, а двое других стали рядом и начали изучать состояние больного, которого пришли навестить. Сидящий муж сказал, что душа короля оставит тело без всякой боли, в великом сиянии света, и что он умрёт в трёхдневный срок. Всё случилось так, как он узнал из видения, поскольку он скончался через три дня, в третьем часу по полудни, крепко уснув и испустив последний вздох без боли. Для его погребения приготовили каменный саркофаг, но когда хотели положить туда его тело, увидели, что оно длиннее саркофага на ширину ладони. Тогда они увеличили длину саркофага на величину двух пальцев, но тело всё ещё не влезало. Они заспорили, следует ли изготовить другое вместилище или же согнуть ноги трупа, чтобы уложить его туда; но тут небесным промыслом сотворена была удивительная вещь, сделавшая все их усилия излишними. Стоящие поблизости епископ, сын короля - монаха Сигхард, правивший после Себби вместе со своим братом Свефредом и множество других людей увидели, что саркофаг вдруг приобрёл соразмерную телу длину, и в него смогли даже уложить подушку под голову, в то время как в ногах он оказался на четыре пальца длиннее тела. Он был погребён в храме блаженного учителя язычников (имеется ввиду Св. Павел, которого называли «апостолом язычников» - прим. Эрлихмана [1, стр. 284]), у которого научился стремиться к небесному». [ Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов].
Сыновья Св. Себби Сигхард и Свефред совместно правили Эссексом в 694 – 705 и 694 – 709 годах соответственно, совместно с сыном Сигхера Оффой.
Мощи Св. короля Себби находились в соборе Св. Павла в Лондоне, где были объектом поклонения до времён Роспуска монастырей при короле Генрихе VIII. Гробница святого короля погибла во время Великого пожара в Лондоне в 1666 году.