Успенский пост
Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния Антиохийского (362).
Прмч. Иова Ущельского (1628); сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских; мч. Понтия (ок. 257); мчч. Кантидия (Кандидия), Кантидиана и Сивла в Египте; прав. Нонны Назианзской, диаконисы, матери Григория Богослова (374).
Святителя Феоктиста, епископа, Черниговского (1123); прп. Арсения Нового, Паросского (1887; Греч.), память обретения мощей 18 августа н. ст. 1938 года; св. Освальда Нортумбрийского, короля и мч. (642; Кельт. и Брит.).
Сщмч. Стефана Хитрова, пресвитера (1918); мцц. Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии (1919); сщмч. Симона (Шлеева), епископа Уфимского (1921); сщмч. Иоанна Смирнова, диакона (1939).
Святые дня, молите Бога о нас!
Тропарь предпразднства
глас 4
Христово преображение предусрящем,/ светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим:/ приспе день Божественнаго веселия,/ восходит на гору Фаворскую Владыка,// Божества Своего облистати красоту.
Кондак предпразднства
глас 4
Божественным днесь преображением/ человеческое все естество/ просиявает божественно,/ в веселии зовущее:// преобразуется Христос, спасаяй вся.
Священномученик Симон (Шлеев), епископ
Память 5 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Санкт-Петербургских и Уфимских святых.
Святитель Божий Симон (Шлеев), епископ Уфимский, принял мученическую кончину во дни торжествующего безбожия. Владыка Симон являлся крупнейшим в истории Русской Православной Церкви деятелем единоверия, всю свою жизнь ревностно отстаивавшим истину равночестности старого и нового церковных обрядов, самоценности и значимости единоверия в деле преодоления старообрядческого раскола в Русской Церкви.
Семен Иванович Шлеев родился в 20.04.1873 в с. Явлей Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина-раскольника Ивана Григорьевича Шлеева. 11 апреля 1876 г. в возрасте 3-х лет его сын Семен был присоединен к Православию. В 1889 году Семен Шлеев окончил Лысковское духовное училище. С 1889 г. по 1895 г. обучался в Нижегородской духовной семинарии, которую окончил Семинарию учеником 1-го разряда и вторым учеником класса; удостоен звания Студента Семинарии. По окончании семинарии поступил вольным слушателем в Казанскую Духовную академию, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия.
17 января 1900 года он был рукоположен во священника к единоверческой церкви Казани во имя Четырех Евангелистов, впоследствии ее настоятель, окружной миссионер Казанской епархии. В 1901г. он издал в Санкт-Петербурге свою первую книгу о единоверии: "Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви". С 1901-1904 гг. совершал миссионерские поездки по Уфимской епархии.
С 7 февраля 1905 года назначается священником Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга на Николаевской улице. В 1906 г. - рождение дочери Ксении. С 22 ноября 1907 года он был назначен настоятелем своего Никольского единоверческого собораи и благочинным единоверческих церквей С-Петербурга. С 1906-1908 гг. издавал в С-Петербурге еженедельный единоверческий журнал "Правда православия". Осенью 1907 г. открыл при Никольском храме реальное единоверческое училище, создал при Никольском храме Никольское единоверческое Братство, избран товарищем председателя Братства. В октябре 1909 г. явился инициатором участия делегации единоверцев С-Петербурга в Московском единоверческом съезде как инициатор и руководитель единоверческого училища. В 1910 г. опубликована его монография: "Единоверие в своем внутреннем развитии". 22-30 января 1912 г. свящ. Симеон Шлеев - устроитель и участник 1-го Всероссийского единоверческого съезда (С-Петербург), избран почетным секретарем съезда.
27 августа 1913 г. открыл полноправную женскую гимназию при единоверческом Братстве. В том же году стал председателем Попечительского совета гимназии и директором братского реального единоверческого училища. С 10 августа 1914 г. – 1917 г. состоял председателем Попечительского совета о воинах и их семьях. В 1916 г. овдовел после безвременной кончины супруги Екатерины Федоровны.
917 г. май-август - член Предсоборного Совета. С 6 мая 1917 г. - член учрежденного при Св. Синоде Совета Всероссийских Съездов православных старообрядцев; избран товарищем председателя - Преосвященного Андрея (Ухтомского), епископа Уфимского. 10 июля 1917 г. на Петроградском епархиальном единоверческом съезде избран делегатом на Поместный Собор от единоверцев епархии. 23-28 июля 1917 - организатор и участник 2-го Всероссийского единоверческого съезда в Нижнем Новгороде.
1917-1918гг. – член Священного Собора Российской Православной Церкви по двум мандатам: по участию в Предсоборном Совете и по избранию от единоверцев; участник трудов VI-го Отдела Собора - о единоверии и старообрядчестве.
В мае 1918 г. протоиерей Симеон был пострижен в рясофор, а 16 июня 1918 года был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в Александро-Невской Лавре и назначен на новоутвержденную кафедру (единоверческим) епископом Охтенским с подчинением митр. Петроградскому. Таким образом, он стал первым единоверческим епископом, получив благодать архиерейского служения от Святейшего Патриарха Тихона. Хиротония была совершена по старопечатным книгам.
Епископ Симон - автор ряда трудов по единоверию и издатель единоверческого журнала, участник трудов Предсоборного Присутствия (1906 г.), один из активнейших организаторов Московского (1909 г.) и Первого (1912 г.) и Второго (1917 г.) Всероссийских съездов единоверцев, участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 гг.
С 1920 года епископ Симон стал единоверческим епископом Уфимским, а в феврале 1921 года был назначен на кафедру в Уфу правящим епископом. Епископ Симон пользовался огромным авторитетом. По соизволению Божию, «временное управление» перешло для священномученика Симона в вечность предстояния Престолу Господню как сугубого молитвенника за всю православную уфимскую паству и уфимскую землю. Владыка был убит в Уфе недалеко от дома после всенощной двумя выстрелами из револьвера 5 (18) августа 1921 года. Две монахини, сопровождавшие его на пути домой, свидетельствовали, что уже возле дома из кустов вышли двое в кожанках и выстрелили в епископа Симона, после чего сразу скрылись. О грабеже, как гласила официальная версия, здесь не было и речи. Был похоронен в уфимском Воскресенском кафедральном соборе. В 1932 г. в ночь с 25-го на 26-е июля перезахоронен на Сергиевское кладбище г. Уфы; обнаружено нетление останков Святителя.
(Епископ Симон (Шлеев) в гробу после убийства его неизвестными. 18 августа 1921 г.)
В 1981 г. был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей.
По представлению епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, священномученик Симон, епископ Уфимский, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания с установлением памяти 5/18 августа (день мученической кончины) и Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02 (Собор новомучеников и исповедников Российских).
О Соборе Уфимских святых, в состав которого включен и священномученик Симон, можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/147239.html
Тропарь
глас 5
Днесь восхваляем Тя, Церкве Православныя светильниче и земли Уфимския украшение, пастырю предивный и истинныя веры проповедниче, ревнителю о благе церковном пречудный, пострадав бо ради веры мужески, высоту нам смиренномудрия показа, зриши Господа в небесех светлейше. Тем же в вышних венцем славы украшен, вся люди в Православии утвердил еси, иноверныя просвещая и чудную Богоматерь славя, святителю, отче Симоне, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак
глас 6
Днесь, вернии, духовно торжествующе в празднице святителя Симона, всем нам показавшаго путь в небесныя обители, по стопам Владыки Христа узким путем шедшаго, всем притекающим к тебе в бедах и скорбех скорый помощниче, тем же Господеви молися, даровати душам нашим мир и велию милость.
Святые мученицы Пузовские Евдокия (Шикова), Дария (Тимолина), Дария (Сиушинская) и Мария
(мученицы Пузовские)
Родилась Евдокия Шейкова – блаженная Дуня – 11 / 24 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района), в благочестивой семье. После смерти родителей, Александра и Александры, она воспитывалась в семье дяди, церковного старосты, в которой много молились – не только в храме, но и дома. В детстве с паломниками часто ходила по святым местам.
В 20 лет Дуня сильно заболела: ее парализовало, после чего она уже не вставала на ноги. Постель ее была устроена так: рунье да два голика, на голиках – две суконки, которые носят на ногах. Под голову вместо подушки было положено два худых зипуна. Одеждой блаженной служили тулуп и зипун, накинутый на плечи. Другим зипуном была накрыта голова, а при людях она закрывала им лицо. Когда тулуп истлел, Дунюшка его никому не отдала, а положила на постель. Ничего другого она не позволяла на себя надеть. У нее всегда были одни и те же шерстяные четки. Вместе с послушницами-келейницами подвижница создала подобие иноческой общины.
Молитвенное правило блаженной и ее послушниц отличалось продолжительностью. С восьми часов вечера до двенадцати ночи они пели стихиры, тропари и кондаки святым и Царице Небесной. По вторникам в это время справляли стихиры с акафистом Иверской иконе Божией Матери. Утром начинали молиться с пяти часов, а иной раз по телесной слабости – с шести, и правило продолжалось до полудня. Блаженная молилась в тишине, хожалки также молились про себя: читали Псалтирь, Евангелие, каноны, акафисты, клали поклоны. На утреннем правиле бывали перерывы минут по двадцать. Если в момент отдыха приходил кто-либо с великой скорбью, Дуня принимала, а во время молитвы уже никого не пускала.
После правила ее обращали лицом к иконам, подкладывали под нее рунье, сажали и зажигали все лампады, которых было двенадцать. Блаженная еще полчаса тихо молилась. Затем все пели «Верую…», «Достойно есть…», «Отче наш…», «Заступницу», «Яко необоримую стену…», «Богородице…», «Умилению», «Крест всей вселенной…» Среди этого пения выносили из чулана просфоры: Дуне давали раздробленную, а девушкам по целой. Блаженная просила вымыть ей руки, а перед тем, как принять просфору, плакала и говорила: «Перекрести руки». Она клала кусочки святыни в блюдечко с крещенской водой и повторяла: «Христос Воскресе!». Потом вкушала просфору, запивая крещенской водой, и оставляла немного в блюдечке для келейницы, прочие же девушки стояли у порога и только после Дуни вкушали свои просфоры. Гасили лампады. Когда ее поворачивали, чтобы уложить в постель, она все стены и углы ограждала крестным знамением со словами: «Огради, Господи, Силою Честнаго и Животворящаго Креста».
К веригам, служившим ей поясом, Дунюшка никому не разрешала прикасаться. Рубаху она не меняла, пока та не истлеет. Руки, которыми открывала Писание, раз в год мыла с мылом по локоть, затем обливала их в тазу с добавлением святой воды; ноги мыла до колен и обливала простой водой, а тело никогда не мыла. Во время мытья, прислонив голову к поддерживающей ее послушнице, Дуня всегда сама держала зажженную свечу.
Специально приготовленной пищи подвижница не употребляла и редко ела картошку с разварки. В последний год жизни мученицы печку почти не топили. Рыбу Дуня ела редко, мяса не вкушала от юности и говорила: «Кто ест мягкий хлеб, тот не постник». Всякий кусок она крестила со словами «Христос Воскресе!».
Мало кто понимал ее подвиг. Бывало, плачет, жалуется на хожалок, а ведь сама так велит поступать. Как-то Поле Дуняша сказала: «Если я тебя при людях буду ругать, ты не смущайся». «Они меня не моют и рубахи мне не дают», – и заливается слезами.
Нотное и быстрое пение она не любила. Говорила: «Что в книгах есть, все читайте и пойте, разве Святые Отцы писали здесь, чтобы слова-то оставлять?»
Очень любила Дуня с послушницами и со всеми приходившими к ней петь церковные песнопения. Ни в чем блаженная не могла получить утешения, как только в продолжительном пении и чтении. Читала она хорошо, но писать не умела. Читала больше жития святых, книги брали в церкви, но были у нее и свои. Очень почитала Дуня Иверскую икону Царицы Небесной и всем, кто будет приходить к ней на могилку, завещала петь три раза тропарь Иверской. Кончину свою она провидела и была готова к мученичеству.
У Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней, четвертую, Наташу, за несколько дней до смерти она отослала домой – так сохранился свидетель высоты духовной жизни мученицы. Пятая келейница, Пелагея, Поля, во время ареста находилась рядом с Дуней и все видела, но по промыслу Божиему также осталась в живых ради свидетельства о жизни и страданиях подвижниц.
Погибшая вместе с Дунюшкой мученица Дария Тимагина родилась в конце 70-х годов XIX века. Один из монахов Саровской Пустыни благословил ее идти в келейницы к блаженной, но неверующие родители девушки были против этого. Они сосватали Дарию замуж, но она убежала к Дуне. Ее нашли и, избив, увели домой. Сосватали во второй раз, но она вновь ушла к подвижнице и прожила у нее 20 лет, которые были годами непрестанного молитвенного и постнического труда и послушания.
Вторая мученица, Дария Улыбина, родилась также в конце 70-х годов XIX века, а у Дунюшки подвизалась с 1916 года; отличалась смирением и благочестием.
Мученица Мария до того, как прийти к Евдокии, была замужем. После чудесного исцеления она дала обет странствовать по святым местам и, посетив Саров, попала к блаженной. Ради Бога она ушла от своего мужа, который долго ее искал, и никому ничего о себе не рассказывала (потому и фамилия ее неизвестна).
Во время ареста по ложному доносу об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью блаженной Дунюшки ворвались солдаты. Они, не прерываясь, били подвижницу с шести до десяти вечера, таскали за волосы, потом били плетью. Всю ночь мученица терпела страдания; ее стаскивали с постели, топтали ногами. Никого к ней не пускали. Скидывали на пол иконы и попирали их. Так продолжалось до утра. А на другой день попался хороший солдат – не бил ее, она попросила его позвать священника, приобщить ее Святых Таин. И священник выпросил пропуск, исповедовал и причастил Дуню и ее послушниц, а через два часа их расстреляли.
Солдаты снарядили подводу с Пузинскими мужиками – копать могилу. Когда вывели арестанток, то невозможно было равнодушно смотреть на их прекрасные сияющие лица. Они остановились напротив церкви и стали молиться по четками. Тогда их снова начали избивать.
Когда Дуню били, хожалки бросались кто на ноги, кто на тело, пытаясь хоть как-то ее защитить. Затем сели на подводу, Дуня разместилась у Даши на коленях. Лошадь тронулась, все стали креститься. Когда ехали мимо неверующего мужика, Ивана Анисимова, он увидел, что на плечи мученицам садится белый голубь, и куда ударяли, туда он и опускался, и били по голубю. Тут же он уверовал и сказал: «Теперь бы я последнюю корову отдал, только бы не убивали их».
Трое мужиков, Петр, Иван и Макар, постоянно ходившие к Дуне, попытались за нее вступиться, но их избили плетьми. Дуня видела это и говорила: «Смотри, как с них грехи сыплются. Смотри, сейчас с Макара грехи летят, как от веника листья в бане, как его за меня бьют». Петр впоследствии рассказывал, что никакой боли от ударов не чувствовал: «Я бы счастлив был, если бы меня еще раз избили за Дунюшку».
(мученицы Пузовские)
Мучениц привезли к вырытой могиле, посадили около крестов. Дуню и Дашу у одного, Дашу другую – так, а Марию тоже у креста. Потом приступили к расстрелу. Солдат-татарин отказался стрелять, тогда его место занял другой. Первой убили Дуню. Машу застрелили не до смерти, добивали штыком. Хоронили мучениц без гробов. Хотели просто сбросить в яму, но один мужик спрыгнул принимать их тела и покрыл им лица платочками.
Расстреляли подвижниц 5/18 августа 1919 года. И в тот день многие верующие ощущали сильное благоухание от их могилы. Солдаты поручили следить, чтобы не пришел священник и не отпел их. После этого стали видеть на могиле горящую свечу, а над кельей Дуни играющее солнце. Блаженная Дивеевская Мария Ивановна говорила: «Ходите к Дуне на могилку чаще, там ангелы поют непрестанно».
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года святые мученицы Евдокия Шейкова, Дария Тимагина, Дария Улыбина и Мария были прославлены в лике святых. Святые мощи мучениц обрели 5 июня 2001 года, и ныне они покоятся в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Суворове. Все, с верою и благоговением поклоняющиеся им, получают благодатную помощь.
(Успенский храм села Суворово)
О нашем путешествии в Суворово к мученицам Пузовским можно почитать тут (там и фотографии храма внутри):
http://filin-dimitry.livejournal.com/632938.html
Тропарь мученице Евдокии Шейковой
Древним подвижником уподобилася еси и долготерпение многострадальное стяжала еси, плоть твою болезнями, постом, нищетою и холодом изнуривши, блаженная мати наша, мученице Евдокие, страдания и смерть за Христа претерпела еси и ныне в горнем Иерусалиме у Престола Божия предстоиши, помози и нам до конца верным Господу быти и твоими молитвами спастися.
Тропарь мученицам Евдокии Шейковой, Дарье Улыбиной, Дарье Тимагиной и Марие Неизвестной
глас 4
Царствия ради Небеснаго мир и вся яже в мире оставили есте, тесноту совершенного послушания возлюбивши, дивныя подвижныцы и Христа ради мученицы в годину лютых испытаний в земли Новгородстей процветшия, блаженныя матери наша Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, помяните нас у Престола Пресвятыя Троицы.
Кондак мученице Евдокии Шейковой
глас 8
Истинныя веры проповеднице безбоязненная, мученице мати наша Евдокие, непрестанною молитвою, бдением и смирением благодать Святаго Духа стяжала еси и души многия ко Христу привела еси, доблестно страдания лютая прияла еси, моли Милостиваго Бога спастися душам нашим.
Кондак мученицам Евдокии Шейковой, Дарье Улыбиной, Дарье Тимагиной и Марие Неизвестной
глас 8
Житием праведным к достойному приятию мученичества себе уготовившия без боязни тридневная избиения и смерть претерпели есте Невесты Христовы предивныя блаженныя Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, ныне многими чудесы и исцелении просиявшия, не оставите землю Русскую без покаяния погибнути.
Молитва святым мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии
О, дивныя подвижницы и заступницы наша мученице Евдокие, Дарие, Дарие и Марие - древних отец подражательницы истинны, в тесноте послушания без разсуждения, бдения и поста изнурительнаго пожившия - ныне к вам прибегаем и, к мощем вашим припадающе, молим вас: о страстотерпицы святыя, незлобивыя агницы, своею кровию Христа ради обагренныя и жестокими предателями тридневно мучимыя и закланныя; о прозорливицы, многия души от гибели вечныя исхитившия и о страданиях прежде кончины от Господа извещенныя, о изцелительницы и чудотворицы не токмо в земли Нижегородстей, но и во всей стране Российстей просиявшия, - не оставите нас во грехах и беззакониих погибнути, но помозите в покаянии истиннем житие наше скончати, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобномученик Иов Ущельский
Память 5 августа и в Соборе Соловецких святых.
Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадепии в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика.
Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в ХVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня, перестроенная затем по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского).
3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. Так совершилось его прославление. Лик преподобного описывается так: «Подобием надсед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток, а в нем написано: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити"».
Праведная Нонна Назианзская, диакониса
(прп. Сергий Радонежский, святой Ангел Хранитель и св. Нонна Назианская)
Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова († 25 января 389 г.), была дочерью христиан Фильтата и Горгонии, тетки святителя Амфилохия, епископа Иконийского (память 23 ноября). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Святая Нонна состояла в браке с Григорием Арианзским, богатым владельцем земель в Арианзинском и Назианзинском округах. Брак был выгодный по земным расчетам, но тяжелый для благочестивой души Нонны. Григорий Арианзский был язычник, последователь секты верховников (ипсистариев), чтил верховного бога и соблюдал некоторые иудейские обряды; одновременно он покланялся огню. Благочестивая Нонна много молилась, чтобы обратить супруга к святой истине.
Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: «Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу». По молитвам святой Нонны, Григорию было во сне видение. «Отцу моему представилось, – писал святитель Григорий, – будто бы он (чего никогда прежде не делал, хотя и много раз просила и умоляла о том жена) поет следующий стих Давида: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Пс. 71, 1). И пение небывалое, и вместе с песнею является желание! Когда услышала об этом та, которой исполнялось желание, то, пользуясь временем, объясняет видение в самую добрую сторону, в чем была совершенно права».
Григорий пришел на Первый Вселенский Собор в Никею, где открыл свое обращение к Богу. Он был посвящен в сан пресвитера, а затем епископа Назианзинского и всецело посвятил себя Церкви. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диакониссы. С такой же ревностью, как она воспитывала детей, святая Нонна стала заниматься благотворительностью.
«Она знала, – говорит святитель Григорий Богослов, – одно истинное благородство – быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – тратить свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников.
Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием, ибо трудно совмещать оба качества, то она превосходила всех тем и другим, и в каждом достигла верха совершенства, и оба умела соединить в одной себе. Одно не терпело у ней ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось. Укрылось ли от нее какое время и место молитвы? Об этом у нее ежедневно была самая первая мысль. Лучше же сказать, кто, приступая к молитве, имел столько упования получить просимое? Но и всего удивительнее то, что она, хотя и сильно поражалась горестями, даже чужими, однако же никогда не предавалась плотскому плачу до того, чтобы скорбный глас исторгся прежде благодарения, или слеза упала на вежды, таинственно запечатленные, или при наступлении светлого праздника оставалась на ней печальная одежда, хотя ее постигали неоднократно многие скорби. Ибо душе Боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое. Умолчу о делах еще более сокровенных, которым свидетель один Бог и о которых знали разве верные рабыни, бывшие в том ее поверенными».
Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.
В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского.
Святая Нонна, которая немногим была моложе своего мужа, также готова была перейти в другую жизнь, но молитвами любящего сына на время удержана была на земле. «Мать моя, – писал ее сын, – всегда была крепка и мужественна, во всю жизнь не чувствовала недугов; но ее постигает болезнь. Из многих страданий, чтобы не умножать слова, наименую самое тяжкое – отвращение от пищи, продолжавшееся многие дни и неизлечиваемое никаким лекарством. Как же питает ее Бог? Не манну ниспосылает, как древле Израилю; не камень разверзает, чтобы источить воду жаждущим людям; не чрез вранов питает, как Илию; не чрез восхищаемого пророка насыщает, как некогда Даниила, томимого гладом в рове. Но каким же образом? Ей представилось, будто бы я, особенно ею любимый (она и во сне не предпочитала мне никого другого), являюсь к ней вдруг ночью с корзиной с самыми белыми хлебами, потом, произнеся над ними молитву и запечатлев их крестным знамением, по введенному у нас обыкновению, подаю ей вкусить, и тем восстановляю и подкрепляю ее силы. И это ночное видение было для нее чем-то действительно существенным, ибо с этого времени пришла она в себя и стала не безнадежна. А случившееся с нею обнаружилось ясным и очевидным образом. Когда при наступлении дня взошел я к ней рано утром, с первого раза увидел ее в лучшем прежнего положении; потом стал, по обыкновению, спрашивать: как провела ночь и что ей нужно? Она нимало не медля и речисто сказала: «Сам ты, любезный сын, напитал меня и потом спрашиваешь о моем здоровье. Ты весьма добр и сострадателен!» В то же время служанки показывали мне знаками, чтобы я не противоречил, но принял слова ее равнодушно и открытием истины не приводил ее в уныние».
В начале 374 года почил столетний старец епископ. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, вскоре после его смерти скончалась на молитве в храме 5 августа 374 года.