Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, пресвитеров Никомидийских (ок. 305).
Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043); прмц. Параскевы Римской (138–161); прп. Геронтия Афонского, основателя скита св. Анны; прп. Игнатия Стиронита; прав. Иакова (Нецветова), просветителя народов Аляски (1864; Амер.).
Сщмч. Сергия Стрельникова, пресвитера (1937).
Иконы Божьей Матери Дегтяревской.
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Геронтий Афонский, основатель скита святой Анны
Время жизни преподобного неизвестно. Мы знаем, что Геронтий[1] был игуменом древнего Вулевтирийского монастыря[2], расположенного на южном побережье Афонского полуострова. Поскольку эта обитель была подвержена частым нападениям пиратов, монахам пришлось оставить ее и укрыться в пещерах и ущельях на крутых склонах Афонской Горы.
Вновь обретя покой, святой Геронтий собрал своих монахов уже не на берегу моря, а на возвышенности, где они могли укрыться в случае опасности. Там они построили простые хижины и вели жизнь, во всем подобную древним отцам-пустынникам[3].
Святой Геронтий, стремясь к большему уединению, поселился с одним учеником в Свято-Пантелеимоновой пустыни, на крутом склоне над морем. Когда ученик, не выдержав трудностей, связанных с добыванием воды, захотел вернуться к братии, святой старец призвал его к терпению и обратился с молитвой к Пресвятой Божией Матери. Покровительница Святой Горы явилась ему во сне и открыла место, где находился источник чистой воды.
Вскоре после того, как они с большой радостью обнаружили этот источник, ученик стал использовать воду для того, чтобы мыть овощи, и для других хозяйственных нужд. Источник сразу же высох. Тогда Матерь Божия вновь явилась святому Геронтию и предупредила, что эта вода дана им только для питья, а не для того, чтобы они заботились о своем хозяйстве и отвлекались от созерцательной молитвы. Она велела им копать глубже, и они обнаружили новый источник, неизменно дающий воду в любое время года, который и в наши дни служит благословением и утешением монахам скита.
Пребывая в безмолвии и молитве под покровом Пресвятой Девы, преподобный Геронтий дожил до преклонных лет и почил в Господе. Многие иноки, среди которых было тринадцать святых подвижников и новомучеников, пошли по его стопам, живя в скиту святой Анны, который известен строгостью и приверженностью традициям святых отцов.
(Скит Святой Праведной Анны - Афон (Ἀθως) - Айон-Орос (Άγιον Όρος), Афон, Греция)
_________________________
[1] Св. Геронтий почитается на Святой Горе Афон. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[2] Этот монастырь упоминается уже в документах X в., но время жизни св. Геронтия неизвестно.
[3] Историки утверждают, что они обосновались около нынешней Кавсокаливии. Позже инок по имени Георгий (или Герман) основал ниже кельи св. Геронтия, на месте нынешней церкви святой Анны, Успенский скит. Этот скит был в запустении до конца XVII в. Впоследствии патриарх Дионисий III, удалившись на Афон, обосновался там и построил церковь, в которой спустя несколько лет положил привезенную с Востока стопу св. Анны (1686). Именно тогда этот скит вместо лаврского получил имя святой Анны.
Преподобный Моисей Угрин (венгр), в Ближних пещерах
Моисей Угрин, Печерский (+ ок. 1043), преподобный. Память 26 июля (8 августа), 28 сентября (11 октября) в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских Ближних Пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Преподобный Моисей, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису. После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский герцог Болеслав I Храбрый захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.
Высокий и стройный красавец, святой Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать его своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.
Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.
Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: «Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой». Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его. Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть в 1025 году. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова.
Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения.
Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.
(рака с мощами преподобного Моисея Угрина в Ближних пещерах)
Тропарь
глас 3
Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молимтися прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.
Ин тропарь
глас 3
Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе, кто не удивится? Глад бо, темницу и раны приемля, не поработился еси сластем ляховицы, но, яко царь, страстьми обладаяй, ныне и тогда возпрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, от Негоже во искушениих всем пособствовати благодать прием, пособствуй и нам, твою память чтущим, Моисее преподобне.
Кондак
глас 3
В Вышних единаго Бога ища, земная вся презрел еси, о телеси своем нерадив, на муки мужески себе вдал еси, глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси, биения, крове излияние и удов отрезание, чистаго ради девства твоего, мужески понесл еси. И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице, от всех искушений моли избавитися вопиющим ти: радуйся, Моисее, отче блаженнейший.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Моисее, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Молитва преподобному Моисею Угрину
О пречудный и богоносный отче Моисее, изрядный угодниче Христов и великий чудотворче, к тебе смиренно припадаем и молимся: даждь нам быти причастниками любве твоея к Богу и ближнему, помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, заповеди Господни совершати непогрешительно, призри благоутробно на всякую душу верных твоих чтителей, милости и помощи твоея ищущих. Ей, всеблагий угодниче Божий, услыши нас, молящихся тебе, и не презри нас, требующих твоего заступления и достойную песнь тебе приносящих, тебе ублажаем, отче Моисее, тя воспеваем, чистоты светильниче, прославляюще милостиваго Бога, во Святей Безначальней Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ, пресвитеры
(великомученик Пантелеимон и священномученик Ермолай)
Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ, иереи Никомидийские, в числе немногих остались в живых после того, как по повелению императора Максимиана (284-305) в Никомидийской церкви были сожжены 20000 христиан в 303 году (память 28 декабря). Они скрывались в отдаленных местах и не переставали учить язычников христианской вере. Мимо дома, в котором скрывался святой Ермолай, часто проходил юноша-язычник Пантолеон (святой великомученик Пантелеимон; память 27 июля).
Однажды святой Ермолай вышел навстречу юноше и попросил его зайти к нему в дом. В беседе святой Ермолай стал разъяснять своему гостю ложность, нечестие и суетность поклонения языческим божествам. С этого дня Пантолеон стал ежедневно заходить к святому Ермолаю и принял от него святое Крещение. Когда совершался суд над святым великомучеником Пантелеимоном, были схвачены и святые Ермолай, Ермипп и Ермократ. Накануне святому Ермолаю явился Господь Иисус Христос и открыл ему, что на следующий день он пострадает за Него и примет мученический венец. После святого Ермолая были схвачены и приведены на судилище и святые Ермипп и Ермократ. Всем троим было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам. Но они решительно отказались, исповедали свою веру в Господа Иисуса Христа и готовность с радостью умереть за Него. Язычники стали угрожать святым иереям муками и смертью. Внезапно началось сильное землетрясение, и идолы в капище упали и разбились. Об этом было доложено императору. Разгневанный Максимиан отдал святых мучеников на истязания и вынес им смертный приговор.
Мужественно претерпев все мучения, святые иереи – мученики Ермолай, Ермипп и Ермократ были обезглавлены около 305 года.
Тропарь священномученика Ермолая и иже с ним
глас 4
Мученицы Tвои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Tвою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Tех молитвами// спаси души нaша.
Ин тропарь священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа
глас 8
Троицы провозвестницы,/ троице мучеников честная,/ идольское нечестие обличивший/ и тьмочисленнаго врага сокрушивший,/ ныне, со Христом царствующе, молите,/ священный Ермолае со Ермиппом и Ермократом славным,/ яко да и наша враги победим/ и приимем от Царя всех, Бога, вечный живот/ и венец нетленный.
Тропарь священномученика Ермолая
глас 1
Миром благодати помазан,/ преблаженне отче Ермолае,/ иерей Бога Вышняго явился еси/ и благочестия светлый проповедник,/ мученик же твердый и безмездный врач притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак священномученика Ермолая
глас 4
Яко святитель благочестно пожив/ и священномучения венец приял еси./ Идольския жертвы погасив,/ добрый пастырь Христова стада был еси, премудре,/ и Пантелеимону истинный учитель./ Сего ради почитаем тя песньми, вопиюще:// от бед избави нас присно молитвами твоими, Ермолае, отче наш.
Преподобномученица Параскева Римская
Cвятая преподобномученица Параскева родилась в Риме, в семье благочестивых христиан Агафона и Почитии. Они долгое время не имели детей, и только после горячих молитв Господь даровал им единственную дочь Параскеву названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева - пятница - греч.) Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина - Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н. э.), и в правление которого из них жила Параскева, неведомо.
Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти св. Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам - проповеди Евангелия. С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никагого вреда. Тогда последовал новый приказ - бросить св. Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал св. Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву «Раба истинного Бога, - просил он, - помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь». По молитве святой, император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство.
Отпущенная с миром св. Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить св. Параскеву от евангельской проповеди, но не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: «Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их» (Мк.16 18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа.
Наконец, св. Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преподобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы св. преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре.
Тропарь преподобномученице Параскеве Римской
глас 1
Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая, равноимянную тебе веру в сожительство избрала еси, Параскево победоносная, темже изливаеши исцеления и молишися о душах наших.
Кондак преподобномученице Параскеве Римской
глас 4
Храм твой, всечестная, яко врачебницу душевную обретше, в нем вси вернии велегласно почитаем тя, преподобномученице Параскево славная.
Ин кондак преподобномученице Параскеве Римской
глас 8
Страстотерпице, вернии, песнь Параскеве, приидите, согласно воспоим, облиставает бо чудесы в мире, отгоняющи прелести тьму, и дающи верным благодать независтную, зовущим: радуйся, мученице многострадальная.
Молитва преподобномученице Параскеве Римской
О, святая и многострадальная преподобномученице Параскево! К тебе, аки теплей за ны к Богу молитвеннице, припадаем и прилежно молимся: умоли Господа и Владыку нашего пробавити милость Свою к нам, недостойным рабом Его, даровати же нам душевное и телесное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, во благочестии христианстем преуспеяние, к житию временному нужная и довольная, и вся ко спасению потребная; да мирно и благочестно поживше, сподобимся благую кончину христианскую улучити и Царствие Небесное наследити. Ей, предстательнице наша благая! Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице крепкое на Тя возлагаем, но буди нам ходатаица во спасение, да сподобимся вкупе с тобою и всеми святыми в радости блаженства вечнаго славити во твоем заступлении великую милость Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
По местному преданию, мученическая кончина св. Параскевы произошла в Крыму, на месте ее казни забил целебный источник, сохранившийся до наших дней. В XIX веке у источника был образован Топловский Параскевинский женский монастырь.
(источник святой Параскевы в Топловском Параскевинском женском монастыре)
Преподобномученица Параскева Римская очень почитается в Греции, особенно на островах. На Корфу существует не один монастырь святой Параскевы. В русском православном сегменте интернета более известен тот, который расположен в северной части острова, в горах, недалеко от деревушки Сгурадес. Он очень мал: настоятельница мать Фотиния да пара насельниц. Поддерживается в основном пожертвованиями из России.
Более обласкана судьбой другая одноимённая обитель, которая находится в центральном регионе Корфу, в муниципалитете Ахиллеон, возле деревни Кинопиастес или Кинопьястес, что ближе к произношению. Именно этот монастырь на фотографии ниже...
(монастырь святой Параскевы на Корфу)
(Ковчег с десницей святой Параскевы Римской - хранится в монастыре на Корфу)
Подробнее об этом монастыре можно почитать тут:
http://monastyri-mira.livejournal.com/357415.html
За фотографии большое спасибо lap_landia:http://lap-landia.livejournal.com/.
Преподобный Игнатий Стиронит
[греч. ᾿Ιγνάτιος ὁ Στειρωνίτης], прп. (пам. греч. 21, 26 июля). Время жизни неизвестно, Житие святого не сохранилось. Краткое упоминание об И. С. содержится под 26 июля в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в ряде др. календарей. Память преподобного и посвященный ему стих, где говорится, что он почил в мире, включены в стишные греч. Синаксари под 21 июля (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.).
Возможно, именование святого Стиронитом связано с горой Стирион (Στείριον - SynCP. Col. 450) в Беотии, где подвизался прп. Лука Фокидский (Элладский), основатель монастыря Осиос Лукас. Р. Жанен считает, что И. С. получил прозвание по местности в Аттике.
Из греч. стишного Синаксаря, в котором память И. С. и посвященный ему стих были помещены под 21 июля, сведения об этом святом были перенесены: под 26 июля в греч. печатные Минеи (Венеция, 1591) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца, а также под 21 июля в переведенные юж. славянами в XIV в. стишные Прологи, в к-рых появилось указание на мученическую кончину И. С.- усекновение мечом (Словенски ракописи во Македониjа. Скопjе, 1971. Кн. 1. С. 268). Эти сведения попали в ВМЧ под 21 июля, тогда как 26 июля в ВМЧ И. С. значится в лике преподобных (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 323, 329 (2-я паг.)).
В совр. календаре РПЦ память Игнатия Стиронита не отмечена.
Праведный Иаков Георгиевич Нецветов, протоиерей
Родился в 1804 году на одном из Алеутских островов, вероятнее всего - на о. Св. Георгия Прибыловского архипелага. Его отцом был Егор Васильевич Нецветов, русский из Тобольска, матерью - Мария Алексеевна, алеутка с Атки. Иаков был старшим из четырех детей четы переживших младенчество. Он решил отдать жизнь служению Церкви и поступил в духовную семинарию в Иркутске.
В бытность в Иркутске он женился на Анне Семеновне, 1 октября 1825 года был пострижен во иподиакона, а по выпуске, 31 октября 1826 года, был рукоположен во диакона к Троицко-Петровскому храму Иркутска.
4 марта 1828 года рукоположен во пресвитера архиепископом Иркутским Михаилом (Бурдуковым). Отец Иаков стал первым туземцем Аляски, рукоположенным в священный сан.
С принятием священства его стало тянуть обратно на родную Аляску для проповеди там Слова Божия. Владыка Михаил благословил его отбытие, снабдив двумя антиминсами - походным и для новой церкви, которую отец Иаков намеревался построить на Атке. Более года отец Иаков с ближними добирались до Аляски и прибыли туда лишь 15 июня 1829 года.
Паства его располагалась на территории более трех тысяч километров. В труднейших обстоятельствах сурового климата он неутомимо путешествовал. Его любовь и самоотверженность, знание нрава как русских так и Аляскинских туземцев, сделали его подлинным пастырем душ. По завершении строительства постоянной церкви на Атке, отец Иаков отдал себя образовательной работе, создав приходскую школу где он учил русскому и алеутскому языкам. Он также занимался переводами Священного Писания, находил и подготовлял ботанические экспонаты из Аляски для музеев России.
В марте 1836 года отец Иаков овдовел, в июле того же года сгорел его дом, а в 1837 году скончался его отец. Эти события убедили его испросить разрешения удалиться в монастырь в Иркутске. Позволение было получено, но при условии что для его место будет найден другой миссионер. Замены не нашлось. Вскоре святитель Иннокентий (Вениаминов) пригласил отца Иакова с собой в миссионерскую поездку по Камчатке. В пути отец Иаков убедился, под воздействием святителя, что Божий промысел уготовал ему долю миссионера в отдаленных внутренних землях Аляски.
В 1844 году святитель Иннокентий назначил отца Иакова в новую Квихпакскую Миссию, в Кускоквимско-Юконскую часть Аляски. С двумя помощниками, Иннокентием Шаяшниковым и Константином Лукиным, а также своим племянником Василием Нецветовым, отец Иаков обосновался в юпикско-эскимосской деревне Икогмуите. Там обстоятельства жизни были еще более суровыми. Несмотря на радость и удовлетворение отца Иакова в своем пастырском служении, неблагоприятные обстоятельства повредили его здоровье. Однако он не поддавался своим немощам, и просветительская работа его среди юпиков и атабасков продолжалась. Преодолевая сотни миль, он знакомился с новыми народами, изучал их языки и просвещал их Светом Истины. Отец Иаков оставался на этом месте служения почти двадцать лет, вплоть до 1863 года, когда против него были измыслены ложные обвинения.
Епископ Петр (Екатериновский) призвал его в Ситку, где отец Иаков был полностью оправдан. Но, из-за ухудшения здоровья, он остался служить в Ситкинской часовне для тлинкитов. Здесь и застала его кончина 26 июля 1864 года.
Публикация его дневников, которые были ранее неизвестными, и были обнаружены лишь во второй половине XX века, породила почитание его как святого, подвижника и миссионера. В 1994 году Священный Синод Православной Церкви в Америке причислил отца Иакова к лику святых с наименованием «просветителя народов Аляски».
Священномученик протоиерей Сергий
(Стрельников Сергий Александрович, +08.08.1937)
Сергий Стрельников родился 24 сентября/7 октября 1887 года, в канун праздника преподобного Сергия Радонежского, в селе Шулка Вятской губернии в семье диакона Александра Стрельникова. 14 июня 1911 года Сергий Александрович окончил по первому разряду Вятскую Духовную семинарию, и 12 января 1912 года он был определен учителем в Богородско-Полянскую церковно-приходскую школу Яранского уезда Вятской губернии, а 1 сентября того же года перемещен на аналогичную должность в село Мушу, располагавшееся в том же уезде. Вскоре С.А. Стрельников был рукоположен во диакона, а 14 ноября 1912 года — во священника с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Колянур Яранского уезда. На данном приходе батюшка прослужил до 7 января 1916 года, а затем по личному прошению был переведен в Предтеченскую церковь села Оршанка, где и подвизался до конца своей жизни.
На протяжении своего служения в дореволюционное время отец Сергий, как и большинство священников того времени, занимался активной просветительской деятельностью: преподавал Закон Божий в Бабинском земском училище (1912-1915 гг.), Видянинском земском училище, Оршанском двухклассном земском училище, Оршанском высшем начальном училище (1916-1917 гг.). С декабря 1912 года батюшка состоял членом Миссионерского общества, с 1915 года входил в Братство святителя Николая Чудотворца, образованное в Вятской епархии.
Труды священника Сергия Стрельникова на ниве Христовой получили признание. 7 марта 1915 года, к празднику Святой Пасхи, Преосвященнейшим Никандром (Феноменовым), епископом Вятским и Слободским за отлично-усердную службу он был награжден набедренником, в 1919 году — скуфьей. В сохранившихся клировых ведомостях тех лет о нем записано: «Поведения очень хорошего».
В Предтеченской церкви села Оршанка отец Сергий прослужил более 20 лет. В годы советской власти, как и все священнослужители, он был лишен гражданских прав, не раз облагался непосильными налогами, подвергался другим притеснениям. Храм села Оршанка несколько раз оказывался под угрозой закрытия, но трудами священника и верующих приходскую жизнь удавалось сохранить. В 1933 году за ревностное служение Церкви Божией отец Сергий был возведен в сан протоиерея.
В 1936 году церковь в Оршанке все-таки закрыли, передав здание под зерносклад. Батюшка сносил все это терпеливо, продолжал исполнять свой пастырский долг, совершая богослужения на дому, а в январе 1937 года благословил сбор подписей за открытие храма. И до сей поры вспоминают об отце Сергии на Оршанском приходе как о человеке сострадательном, трудолюбивом и отзывчивом. В самых обычных житейских делах он был поддержкой для своих односельчан: помогал людям хлебом, участвовал в общих сельскохозяйственных работах, вместе со всеми тушил пожары в селе. Конечно, отец Сергий предвидел свою судьбу, общую для всех истинных служителей Церкви того времени. По воспоминаниям очевидцев, батюшке неоднократно предлагали скрыться, но он категорически отказался оставить паству.
26 июля 1937 года протоиерей Сергий Стрельников был арестован по ложному обвинению в систематическом ведении контрреволюционной агитации и заключен под стражу в камеру предварительного заключения Оршанского отдела милиции с последующим направлением в Йошкар-Олинскую тюрьму. В ходе следствия батюшка был допрошен дважды 29 июля 1937 года и виновным себя не признал. 8 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором протоиерей Сергий Стрельников был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день, в 15 часов. Похоронен отец Сергий в братской могиле на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.
16 июля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было принято решение о причислении протоиерея Сергия Стрельникова к лику святых Новомучеников и исповедников Российских.
Чин прославления был совершен 19 сентября 2005 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии. В декабре 2005 года были обретены мощи новопрославленного святого, которые в настоящее время находятся в домовом храме иконы Божией Матери «Троеручица» в здании Йошкар-Олинского епархиального управления.
(в этом здании Йошкар-Олинского епархиального управления в в домовом храме иконы Божией Матери «Троеручица» находятся мощи сщмч. Сергия Стрельникова)
Своей жизнью, завершившейся мученической кончиной, священномученик Сергий Стрельников явил пример кротости и терпения, верности пастырскому долгу. Молитвами его да укрепит Господь и нас в терпеливом несении жизненного креста и исполнении христианских добродетелей.
Тропарь
глас 1
Оршанския веси отрасль доброцветную и Марийския земли благолепное украшение, новаго мученика Христова Сергия почтим, житие бо многоскорбное в гонениих лютых добродетельне совершив и славне в подвиге скончав, Божественною славою на Небесех обогатился есть. Ныне же предстоя престолу Подвигоположника Христа Бога нашего, молит непрестанно о всех нас.
Кондак
глас 2
В молитвах твоих не оскудевая, отче святый, и предстательством ограждая притекающих к тебе, буди нам всем, верою чтущим память твою, просвещение совести и очищение нравов, яко да и мы, божественною благодатию вооружившеся, возлюбим, якоже и ты, узкий путь, священномучениче преблаженне Сергие.
Икона Божией Матери Дегтярёвская
Икона Божией Матери Дегтярёвская (укр. Богоматір Дігтярівська) — икона Богородицы, почитаемая чудотворной в Черниговщине, Киеве и Украине. Икона почитается заступницей от враждебных сил, избавительницей от жизненных скорбей, а также особой покровительницей земледельцев.
Икона местночтимая, празднование ей официально не установлено и совершается 23 июля.
В 16 км. от Новгорода-Северского в деревне Дегтярёвка в начале 18 в. на средства гетмана Украины Ивана Мазепы был построен храм Покровы Пресвятой Богородицы. В этой церкви находилась чудотворная икона “Богоматери Дегтярёвской”.
Народная легенда сообщает о том, что перед наступлением шведских войск (Северная война 1700-1721 гг.) на иконе верующие увидели слёзы. Икона плакала.
Деревня Дегтярёвка принадлежала в те времена Новгород-Северскому мужскому монастырю. Монахи захотели иметь у себя в обители чудотворный образ и перенесли его в монастырскую церковь. Икона не захотела поселиться в монастыре, и чудом вернулась в храм Покровы Пресвятой Богородицы деревни Дегтярёвки.
В начале 18 века был сделан оклад для иконы на средства И.С.Мазепы. В центре оклада – отверстие для ликов Богородицы и Младенца. Поле оклада украшено головками херувимов, растительным орнаментом из согнутых стеблей и листьев аканта. Три больших овальных медальона оклада украшены лавровыми гирляндами, которые символизируют могущество, победу, мир и славу. На ровном поле медальона слева изображён Иоанн Предтеча, справа – архангел Михаил, вверху – Саваоф в треугольнике, символизирующем Троицу (Отца, Сына и Святого Духа). Внизу, в фигурном щите, обрамлённом листьями аканта, – герб гетмана Ивана Мазепы. Оклад хранится в одном из музеев Киева. К сожелению, икона “Богоматерь Дегтярёвская” нач. 18 века не сохранилась.
В Национальном архитектурно-историческом заповеднике “Чернигов древний” на выставке “Народная иконопись 18-19 вв.” представлен список иконы “Богоматери Дегтярёвской”, датированный 1794 годом. На иконе изображена Богородица, которая двумя руками обнимает ребёнка, он склонил голову и прислонился к матери щекой. Икона “Богоматерь Дегтярёвская” защищает людей от вражеских сил и жизненных неприятностей, является идеалом материнской любви.