Апостольский пост.
Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула (70–79).
Прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV); прп. Варлаама Ху́тынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста); прп. Леонтия Прозорливого, Афонского (ок. 1580/1605); прав. Илии (Чавчавадзе) (1907; Груз.).
Сщмчч. Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова, Сергия Кроткова, пресвитеров, прмч. Никанора (Морозкина), архимандрита (1938); Обретение мощей свт. Виктора (Островидова), исп., епископа Глазовского (1997).
Икон Божией Матери: Боголюбская (Зимаровская); Боголюбская-Юрьевская; Боголюбская (Елатемская); Боголюбская (Козловская); Боголюбская (Московская); Боголюбская (Тарусская); «У Источника» Пюхтицкая; Боголюбская (Усманская); Боголюбская (Тульская); Боголюбская; Боголюбская-Угличская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Леонтий, Ипатий и Феодул
Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул были римскими воинами. Святой мученик Леонтий, грек по происхождению, в правление Веспасиана (70 – 79) служил военачальником в императорских войсках в финикийском городе Триполи. Христианин Леонтий отличался храбростью и благоразумием, к нему с глубоким уважением относились воины и граждане Триполи за его добродетели.
Император назначил римского сенатора Адриана правителем Финикийской области, с полномочиями преследовать христиан и в случае отказа принести жертвы римским божествам предавать их мучению и смерти. По дороге в Финикию Адриану донесли, что святой Леонтий отвратил многих от поклонения языческим богам. Правитель послал трибуна Ипатия с отрядом воинов в Триполи, чтобы найти и задержать христианина Леонтия. По дороге трибун Ипатий сильно заболел и, находясь при смерти, увидел во сне Ангела, который сказал: «Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: «Бог Леонтия, помоги мне"». Открыв глаза, Ипатий увидел Ангела и сказал: «Я послан задержать Леонтия, как же я призову его Бога?» В это время Ангел Стал невидим. Ипатий рассказал воинам, в числе которых был и его друг Феодул, о своем сне, все они вместе трижды призвали на помощь Бога, Имя Которого исповедал святой Леонтий. Ипатий сразу исцелился ко всеобщей радости воинов, и только Феодул сидел в стороне, размышляя о чуде. Душа его прониклась любовью к Богу, и он уговорил Ипатия немедленно пойти вдвоем в город на поиски святого Леонтия.
При входе в город их встретил неизвестный человек и пригласил к себе в дом, где щедро угостил путников. Узнав, что гостеприимный хозяин и есть святой Леонтий, они упали на колени и просили его просветить их верой в Истинного Бога. Здесь же совершилось Крещение, а когда святой Леонтий произнес над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещенных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь. Остальные воины в поисках своего начальника пришли в Триполи, куда прибыл и правитель Адриан. Узнав о происшедшем, он приказал привести к себе святого Леонтия, трибуна Ипатия и Феодула и, угрожая им мучениями и смертью, потребовал отречения от Христа и жертвоприношения римским богам. Все мученики твердо исповедали веру во Христа. Святого Ипатия подвесили на столпе и строгали железными когтями, а святого Феодула беспощадно били палками. Видя непоколебимость мучеников, им отрубили головы мечом. Святого Леонтия после истязаний отправили в темницу. Утром он предстал перед правителем. Адриан пытался прельстить святого исповедника почестями и наградами и, ничего не достигнув, предал истязаниям: святой мученик целый день висел вниз головой на столпе с тяжелым камнем на шее, но ничто не могло заставить его отречься от Христа. Правитель приказал бить палками страдальца до тех пор, пока он не умрет. Тело святого мученика Леонтия выбросили за город, но христиане с честью предали его погребению вблизи Триполи. Кончина святых мучеников последовала около 70 – 79 гг.
Допрос святого Леонтия, его страдания и смерть записал на оловянных дощечках присутствовавший на суде писец (комментарисий). Эти дощечки были положены в гроб святого мученика.
Кондак мученикам Леонтию, Ипатию и Феодулу
глас 3
Мучителей посрамил еси лукавая коварства, и еллинов обличил еси безбожное служение, возсиял еси богоразуме всем человеком, ученьми благочестия богомудре мучениче. Сего ради твою память почитаем любовию, премудре Леонтие.
Преподобный Леонтий Печерский
Преподобный Леонтий, канонарх Печерский, с юных лет поступил в Киево-Печерскую обитель, где принял постриг. Он обладал прекрасным голосом и, когда обучился грамоте, исполнял послушание канонарха. Преподобный Леонтий преставился молодым в XIV веке и за самоотверженный подвиг спасения прославлен Господом благодатным даром чудотворений. Мощи святого подвижника находятся в Дальних пещерах, память его совершается также 28 августа, в Соборе Киево-Печерских святых.
Тропарь преподобному Леонтию отроку, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах
глас 3
Всечестный канонарше Леонтие,/ правилоначальный бывый в церкви/ и в правиле иночестем возсиявший светло,/ моли Христа Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Кондак преподобному Леонтию отроку, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах
глас 1
Канонаршествуя, честный канонарше Леонтие,/ и пение церковное поющим предводительствуя в церкви,/ уподобился воистинну Ангелом,/ поющим Бога на Небеси,/ ихже и житию подражая, и, с ними ликуя,/ поминай ны, любовию хвалящих тя.
Преподобный Варлаам Хутынский
Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах – сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» (2 Сол. 3:10).
К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра».
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний – сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года
.
(рака с мощами преподобного Варлаама Хутынского и сейчас остается под спудом)
Полностью житие преподобного Варлаама можно прочитать тут: http://azbyka.ru/days/sv-varlaam-hutynskij
(Спасо-Преображенский Хутынский монастырь в Великом Новгороде)
Тропарь преподобного Варлаама Хутынского
глас 3
Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Ин тропарь преподобного Варлаама Хутынского
глас 8
Богодуховныя благодати исполнився/ и разжегся любовию Животворящия Троицы,/ млад явися Богу угождаяй,/ ревнуя святым отцем преподобным,/ великия труды возлюбив,/ и понесл еси, и демонския посрамив, множкества низложил еси,/ и преставися в вечный покой,/ и ныне подаеши просящим неоскудное исцеление,/ исцеляя многоразличныя недуги,/ молимтися, святый преподобне отче Варлааме,/ непрестанно молися ко Господу о душах наших.
Кондак преподобного Варлаама Хутынского
глас 8
Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.
Молитва преподобному Варлааму Хутынскому, Новгородскому чудотворцу
О священная главо, преподобне и преблаженне отче наш Варлааме великий! не забуди нас рабов твоих, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу, яко имея к нему дерзновение и не премолчи молитися о нас верою и любовию чтущих тя. Тебе бо дадеся благодать молитися о нас; не мним бо тя мертва быти, и по смерти убо духом твоим не отступай от нас, но сохраняй нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских. Пастырю наш добрый и светило российское! се образ твой пред очима нашими представит всегда: святая же твоя душа со бесплотными небесными лики у престола Вседержителя предстоит веселящися. Тебе припадаем, отче святый Варлааме, и со слезами молимся: моли Всесильнаго Бога о нас и о пользе душ наших, испроси нам время покаяния и невозбранно пройти от всех воздушных князей и избавитися вечныя муки, и царствия Христова причастниками быти, да спасени тобою, прославим Господа нашего Иисуса Христа со безначальным его Отцем и пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Леонтий Прозорливый, Мироточивый, Афонский
Память 18 июня и в Соборе Афонских преподобных
Родился в Аргосе Пелопоннесском. Долгое время он подвизался на Афоне в обители святого Дионисия. За 60 лет, проведенных в монастыре, святой подвижник ни разу не покинул обители и за глубокую веру и подвиги удостоился от Бога дара прозорливости и пророчества.
16 марта 1605 года в возрасте 85 лет преподобный Леонтий отошел ко Господу. Святые мощи угодника Божия прославились истечением целительного мира.
Праведный Илья Григорьевич Чавчавадзе (груз. ილია ჭავჭავაძე) , грузинский общественный деятель, писатель и публицист, князь
Память 18 июня (Груз.), 20 июля (Груз.)
Родился 27 октября 1837 года в кахетинской деревне Кварели, в восточной Грузии в благочестивой семье. С самого раннего возраста он отличался любовью к Богу.
В 1857-1861 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где возглавлял кружок студентов-грузин, находившийся под влиянием революционно-демократических идей. За участие в студенческих волнениях был исключен из университета и вернулся в Грузию.
В 1863 году издавал литературный и общественно-политический журнал "Сакартвелос моамбе" ("Вестник Грузии"). Был активным участником земского либерального движения. Выступал против крепостничества. Работал в Комиссии по крестьянской реформе; был мировым посредником (1864-1868), мировым судьей (1868-1874).
С 1873 года возглавлял дворянский земельный банк.
В 1879-1885 был заместителем председателя, с 1886 года - председателем Общества распространения грамотности.
В 1877-1902 годах - редактор литературно-политической газеты (в 1879-1886 - журнал) "Иверия" ("Грузия"), в которой отстаивал право грузинского народа на свою национальную культуру.
С 1884 года над Ильей Григорьевичем был установлен негласный политический надзор.
В 1906 избран членом Государственного совета. Боролся за отмену смертной казни в России и проведение широких аграрных и социальных реформ, за независимость Грузии и восстановление автокефалии Грузинской Церкви, выступал против черносотенцев.
30 августа 1907 года был убит воинствующими социал-демократами на пути в деревню Сагурамо. Похоронен в пантеоне Мтацминда (Тбилиси). Его убийцы были осуждены и казнены, несмотря на ходатайство вдовы Илии Григорьевича об их помиловании.
Илья Чавчавадзе был прославлен Грузинской Церковью в 1987 году в лике праведных. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Сочинения
Автор литературно-критических статей, работ по вопросам истории, социологии, педагогики, эстетики, экономики. Перевел на грузинский язык многие произведения русской и мировой литературы.
Преподобномученик архимандрит Никанор
(Морозкин Никифор Михайлович, +01.07.1938)
Преподобномученик Никанор (в миру Никифор Михайлович Морозкин) родился 13 марта 1870 года в селе Выжелес Спасского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Впоследствии его родители перебрались жить в село Студенки Изюмского уезда Харьковской губернии, где отец стал работать бондарем. В 1888 году Никифор навсегда покинул родительский дом и поселился в Оренбурге, где сначала пел в храме на клиросе, а затем стал исполнять обязанности псаломщика.
В 1899 году Никифор поступил в число братии Николо-Перервинского монастыря Московского уезда. 25 ноября 1903 года он был пострижен в монашество с наречением ему имени Никанор, а 24 января 1904 года – рукоположен во иеродиакона. 29 сентября 1909 года настоятель Николо-Перервинского монастыря, ходатайствуя перед начальством о рукоположении иеродиакона Никанора во иеромонаха, отмечал, что, проживая в монастыре, тот «отличался всегда своим примерным поведением и усердием в исполнении возложенных на него обязанностей». Рукоположение во иеромонаха состоялось 5 октября 1909 года в храме Христа Спасителя в Москве.
27 февраля 1917 года иеромонах Никанор был назначен духовником братии. 24 августа 1920 года совет общины при часовне Иверской иконы Божией Матери в Москве просил Патриарха Тихона назначить иеромонаха Никанора заведующим часовней, как «достойного во всех отношениях и для занятия этой важной должности». В 1921 году Иверская часовня была ограблена, воры проникли внутрь через крышу и похитили украшения с икон и некоторые другие ценности. Члены церковного совета и иеромонах Никанор были обвинены в халатности и арестованы, и провели под следствием в тюрьме одиннадцать месяцев. Однако суд оправдал всех обвиняемых, и они были освобождены. Отец Никанор вернулся в Николо-Перервинский монастырь и был назначен его настоятелем. В 1923 году он был возведен в сан игумена и 29 марта 1923 года назначен членом Московского епархиального собрания, в том же году он был возведен в сан архимандрита.
Отец Никанор был арестован во время очередных гонений на Церковь – 2 февраля 1932 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Архимандрит Никанор, отвечая на вопросы следователя, сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, так как с моей стороны никакой антисоветской агитации не было. Я считаю себя обязанным исполнять среди крестьян требы, на которые меня приглашают, но в разговоры с крестьянами о политике никогда не вступал. Лично я относительно советской власти считаю, что со стороны ее в отношении Церкви гонения нет, но есть гонение на духовенство, которое невинно содержится в тюрьмах». Следователь спросил отца Никанора, помогает ли он высланному архимандриту Николо-Перервинского монастыря, на что он ответил, что помощь тому, действительно, посылается регулярно один раз в месяц.
13 марта 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Никанора к пяти годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату. 1 июля 1934 года он был, как инвалид, освобожден и вернулся в Москву; но здесь ему жить не разрешили, и он поселился в селе Спас-Осташево Волоколамского района Московской области и стал служить здесь в Спасской церкви.
(Церковь Спаса Преображения - Спасс - Волоколамский район)
Архимандрит Никанор был снова арестован 26 марта 1938 года и первое время содержался в волоколамской тюрьме, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
– Вы арестованы за контрреволюционную и антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди окружающих вас лиц. Признаете ли вы себя в этом виновным? – спросил его следователь.
– Контрреволюционной и антисоветской клеветы я никогда не высказывал и виновным себя не признаю, – ответил архимандрит.
– Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей, каковые уличают вас в контрреволюционной и антисоветской деятельности. Дайте правдивые показания по этому вопросу.
– Я еще раз подтверждаю, что никогда против советской власти ничего не говорил и зачитанные мне выдержки из показаний свидетелей считаю ложными, – ответил отец Никанор.
Были устроены очные ставки со лжесвидетелями; отец Никанор сказал, что он всецело был занят богослужением и все выслушанные им показания о его антисоветской деятельности считает ложными. 29 апреля следствие было закончено, и следователь еще раз спросил отца Никанора, признает ли он себя виновным в проведении контрреволюционной и антисоветской агитации, на что тот еще раз повторил, что виновным себя не признает. 14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Никанора к расстрелу. Архимандрит Никанор (Морозкин) был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 20 апреля 2005 года для общецерковного почитания.
Священномученик протоиерей Сергий
(Кротков Сергей Михайлович, +01.07.1938)
Родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. И хотя они были людьми материально состоятельными, годы детства, проведенные у них, остались в его памяти как время тяжелое и безрадостное. Как сирота Сергей был отдан в Рязанскую духовную семинарию для обучения на казенный счет.
По окончании семинарии Сергей Михайлович был определен преподавателем Закона Божия в церковноприходской школе. Сочетавшись браком с девицей Марией, дочерью протоиерея Палладия Афанасьевича Орлова, служившего в городе Луховицы в Рязанской епархии, он был назначен на его место и рукоположен в сан священника в 1903 году.
Когда началась Первая мировая война, отец Сергий был направлен полковым священником в 139-й Моршанский полк, который воевал на Австрийском фронте; он прошел всю войну вместе с частью, занимавшей позиции на передовой. За безупречное пастырское служение во время военных действий отец Сергий был награжден орденом Анны 3-й степени, Георгиевским крестом и возведен в сан протоиерея. Отец Сергий прослужил полковым священником до большевистского переворота в 1917 году, и лишь после того, как полк был расформирован, он уехал в Воронежскую губернию, где получил место настоятеля в храме в селе Валуйчики. Перед его отъездом с фронта епископ Кременецкий Дионисий предложил священнику не возвращаться в Россию, где в то время начинала бушевать революция, и поселиться в Западной Европе, но тот отказался.
В 1922 году протоиерей Сергий был назначен настоятелем Никольской церкви в селе Царево Пушкинского района Московской области, где прослужил до 1930 года.
Это было тяжелое время для православных, но священник был непоколебим в своем пастырском служении, которое было в те времена исповедничеством. Даже внешняя бытовая сторона жизни была нелегка. Чтобы истопить, например, печь, нужно было искать дрова, а их не было. Отец Сергий шел на реку Талицу, нырял в холодную воду и вылавливал тяжелое мокрое бревно. И ныряя, бывало, говорил: "Благодать-то какая!"
Прихожане любили пастыря за благочестие, за серьезное отношение к богослужению, которое и всех присутствующих в храме настраивало на сосредоточенную молитву. Ко всем, и верующим и неверующим, отец Сергий относился ровно, с христианской любовью и приветливостью встречая каждого приходящего к нему. По мере своих небольших возможностей он старался помочь всем нуждающимся, иногда отдавая свои последние деньги. Кто не имел средств, с тех отец Сергий денег за требы не брал.
Храм святителя Николая был одним из самых посещаемых в округе, здесь всегда было много молящихся, что и послужило причиной возникновения для отца Сергия неприятностей. Неподалеку в селе Нагорном служил священник Николай Веселовский; он, преследуя свои цели, часто бывал у гостеприимного отца Сергия, и в конце концов решил попытаться занять его место. Ему удалось склонить на свою сторону двух певчих из Никольского храма и выхлопотать себе назначение в этот храм.
В 1930 году отец Сергий был назначен в храм Покрова Божией Матери в село Покровское Московской епархии рядом с Царицыном (ныне в черте Москвы). Отец Сергий с семьей жить остался в своем доме в селе Царево, и добираться до нового места служения ему было крайне неудобно. Часть пути надо было ехать сидя на открытой платформе. Однажды на платформу вскочили лихие молодчики и остановились напротив священника. Один из них, криво улыбнувшись, сказал: "Смотрите, поп сидит". Все притихли. Отец Сергий только посмотрел на них, но ничего не сказал, и они, смутившись его открытого, решительного взгляда, отошли.
(Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском на Городне , Москва)
В Покровском храме отец Сергий прослужил более семи лет. Одна из женщин, знавшая его в то время, вспоминала о нем:
"Мы знали о материальных трудностях батюшки и старались ему помочь, предлагали деньги, но батюшка говорил, что ему ничего не нужно, а деньги просил опустить в кружку, висящую на стене. На исповеди хотелось все рассказать отцу Сергию, хотя он никогда не настаивал, чтобы мы были откровенны. Совершая требы, он никогда не просил денег, и если видел, что человеку трудно заплатить, совершал требы бесплатно. Так мы и остались ему должны за крестины, венчания и отпевания".
В конце 1937 года власти приняли решение храм закрыть. Один из жителей села по распоряжению сельсовета стал собирать подписи под заявлением о закрытии храма, но ему не удалось собрать много подписей. Вскоре после этого, в конце февраля 1938 года, отца Сергия вызвали в НКВД, где предупредили о готовящемся закрытии храма, а также намекнули на то, что и его собственное положение представляется в данный момент угрожающим. Несмотря на предупреждение о грозящем ему аресте, отец Сергий не оставил служения в храме. "Что же, - сказал он своим домашним, - прихожане придут молиться, а я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству".
2 марта 1938 года, отслужив литургию, отец Сергий вышел из храма; на улице его ждал извозчик, который отвез священника в районное отделение НКВД, а затем в Таганскую тюрьму.
- Следствие располагает данными, что вы вместе с офицерством выступали против красных? - спросил следователь.
- Во время восстания генералов наш полк из Бессарабии был двинут против красных войск под Петроград. Я был за генералов, но солдаты скоро обольшевизировались и против красных не пошли. Полк расформировали, и я уехал в Воронежскую губернию, - ответил отец Сергий.
- Следствие располагает данными, что вы активно вели среди населения контрреволюционную деятельность.
- Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе. В религиозной вере я воспитан с малых лет, вера вошла в мою плоть и кровь, и поэтому я - противник партии и правительства и тех мероприятий, которые они проводят. Открыто контрреволюции среди населения я не вел, но недовольство свое советской властью я высказывал среди некоторых верующих. Говорил о тяжелой жизни, о налогах, которые на меня и на других налагают. Другой политики я не касался.
- В какой вы церкви служили?
- Я служил в Покровской церкви в селе Покровском, а живу в Пушкинском районе.
Штраф с меня был взят в Пушкинском Райфо. В Покровском храме я служил нелегально, так как не был зарегистрирован в Райфо. Так как я здесь не жил, то и предложил зарегистрироваться по месту жительства.
14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Кротков был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик иерей Александр
(Крутицкий Александр Сергеевич, +01.07.1938)
На Архиерейском Соборе 2000 года в сонме исповедников и мучеников за веру Христову был причислен к лику святых настоятель Покровской церкви г. Щелково (с. Хомутово) священник Александр Крутицкий. Он является первым канонизированным святым Щелковской земли.
Александр Сергеевич Крутицкий происходил из старинного духовного рода. Родился он в июне 1898 года в селе Салтыкове Бронницкого уезда Московской губернии. В раннем детстве Александр лишился матери. Осиротевшую семью приняла родная сестра отца, крестная мать Александра – Елизавета Матвеевна. По семейной традиции, как самый младший из детей, Александр был определен в Перервинское Духовное училище, по окончании которого поступил в Московскую Духовную семинарию.
Вскоре семья Крутицких переехала из Бронниц на жительство к старшей сестре Александра – Марии Сергеевне и ее мужу — Лосеву Николаю Александровичу, псаломщику Покровского храма, жителю села Большое Хомутово Щелковского района. Впоследствии на хомутовском кладбище были похоронены: дед Александра священник Матвей, отец священномученика – Сергей Матвеевич, псаломщик церкви Рождества Богородицы в селе Образцово (умер в 1913 г.), а позже крестная Александра – Елизавета Матвеевна и родная сестра Мария.
После смерти отца вся тяжесть семейных забот легла на плечи пятнадцатилетнего Александра. Война, начавшаяся в 1914 году, помешала получить образование. Александр Крутицкий выбыл из семинарии в 1917 году и определился псаломщиком в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово.
В 1919 году Крутицкие купили дом в Образцове. С детства приученный к нелегкому крестьянскому труду, Александр Сергеевич сам пахал, сеял, заготавливал сено, ухаживал за лошадью, коровой, мелкой живностью, был знатоком в агрономических вопросах – сельчане часто обращались к нему за советом не только по духовным, но и по хозяйственным делам.
По благословению своей крестной матери, Александр Сергеевич женился на Пелагее Петровне Цыгановой, коренной жительнице села Образцово. Родом из многодетной крестьянской семьи, Пелагея обладала сильным характером, хорошо пела в церковном хоре, была привычна к крестьянскому труду. Пелагея Петровна смогла вынести все выпавшие на ее долю испытания, вырастить детей, сохранить любовь и верность супругу.
(Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Хомутове)
После 1922 года Александр Крутицкий был рукоположен в сан диакона при том же храме, где ранее служил псаломщиком.
В 1928 году в стране вышел документ «О мерах усиления антирелигиозной работы», положивший начало массовым арестам священнослужителей и мирян, закрытию храмов. В 1929 году отец Александр был арестован в первый раз и содержался под стражей 10 дней.
В 1933 году он был рукоположен во священника и назначен настоятелем храма Покрова Божией Матери в селе Хомутово Щелковского района. Продолжая жить в селе Образцово, отец Александр добирался после службы своим ходом из Хомутова домой. Его сын, Евграф Александрович, на всю жизнь сохранил воспоминания о том, как отец учил их радоваться красоте природы.
В семье священника Александра Крутицкого было трое детей. Отец Александр любил их сердечно, никогда пальцем не тронул. Ощущая непрочность бытия, старался приласкать, утешить, чем-то порадовать. Он был очень светлым и доброжелательным человеком. Обладая замечательным голосом, прекрасно пел. Прихожанам навсегда запомнились церковные службы тех лет. Истовость, с которой служил Господу отец Александр, не давала покоя местной власти: такому молодому, начитанному, обладающему даром слова надо служить Советской власти, отречься от Церкви. Но от такого предложения отец Александр отказался.
– Погибнешь! – предупреждали его.
– На все воля Божья, – отвечал он.
2 марта 1938 года у себя дома священник Александр Крутицкий был арестован органами НКВД и препровожден в следственный изолятор города Загорска (Сергиева Посада), где содержался до июня 1938 года. Его обвиняли в распространении среди населения клеветы по адресу советской власти. Основными свидетелями обвинения были его ближайшие соседи. Знаменательна дальнейшая участь главной обвинительницы: она стала пьяницей, стала вести разгульный образ жизни и дошла до того, что в 1946 году убила сына, мать и сестру, за что была осуждена и отбывала наказание.
(Священномученик иерей Александр Крутицкий в Таганской тюрьме. 1938 год)
14 июня 1938 года священник Александр Крутицкий судебной тройкой при Управлении НКВД СССР по Московской области был приговорен к расстрелу. 1 июля 1938 года на полигоне в Бутове приговор был приведен в исполнение.
Долгое время родные ничего не знали о судьбе отца Александра. Его жене, пережившей с тремя детьми страшные времена гонений и притеснений, власти сообщили, что он осужден на 10 лет лишения свободы. В 1956 году на ее запрос в Генеральную прокуратуру было получено извещение, в котором из соображений секретности были изложены заведомо ложные факты: «Крутицкий А.С., отбывая наказание в исправительно-трудовом лагере, умер 18.03.1943 года от кровоизлияния в мозг».
В 1958 году дело по обвинению священника Александра Крутицкого было пересмотрено, выявлена полная несостоятельность обвинения. Пелагея Петровна, прожившая после ареста мужа еще 43 года, умерла в возрасте 86 лет в 1981 году. В 1993 году священник Александр Крутицкий был окончательно оправдан и посмертно реабилитирован, и тогда стала известна точная дата смерти отца Александра.
Тропарь
глас 4
И Бога избранник,/ и церкви Христовой служитель верен быв,/ во дни гонения безбожнаго душу свою за Христа положил еси/ и мучителей безумие кроткими глаголами обличил еси,/ священномучениче Александре,/моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Ин тропарь
глас той же
Светлая свеча пред Богом присно горящая/ и сугубыя Щелковския земли покровитель/ образом жития своего исполнивый закон Христов/ и веру отеческую не предавый/ но злобу диавола посрамивший кротостию/ и мученика венец приявший/ поминай нас у Господа, сродниче наш// священномучениче Александре.
Ин тропарь
глас 1
Трудами первее ниву Христову возделал еси,/ последи волчцы и терние кровию своею потребил еси,/ боголюбием и кротостию горняго Царствия достигая,/ сам себе в жертву непорочну Богови уготовляя,/ новомучениче, Христов угодниче Александре,/ моли Пречистую спастися нам,/ почитающим Рождество Ея,/ осеняемым Покровом Ея// и милостию Прославльшаго тя.
Ин тропарь
глас 3
Измлада Александре добрый Христов закон возлюбил еси/ на служение Господу твердо встав/ людям образом доброты и смиренного жития быв/ за служение Богу верное от безбожных муку прияв/ сострадательную душу свою Богови за правду предал еси/ того ради тебе с верою возопиим/ священномучениче Александре/ моли Христа Бога и нам Ему верными быти до конца// и спастися душам нашим.
Кондак
глас 8
Днесь звезда светлая озари Отечество наше,/ приидите боголюбцы, духовно возвеселимся,/ обретохом заступника усерднаго и молитвенника крепкаго/ сродника нашего священномученика Александра./ Радуйся и веселися земле Щелковская/ ликуй и утверждайся земле Русская/ имаши бо ходатая на Небеси верна/ воздвизающа люди на покаяние/ образом, и житием, и твердостию веры// Молися, отче, спастися нам.
Ин кондак
глас 3
Плод добрый Твоего, Господи, спасительного сеяния/ сонм новомучеников российских приносит Ти/ Ту и священномучениче Александре Крутицкий/ землю Щелковскую своим подвигом освятивший/ Православие воплотивый в житии своем/ образом смирения, веры и кротости/ любимец Божия Матери был еси, добрый пастыре/ От власти безбожныя претерпевший скорби, клевету, и гонения, и саму смерть/ Мученичества венец за верность Христу приявший/ Тем же возрадуемся, людие/ Христа Бога и Пречистую Его Матерь благодаряще/ яко дарова нам священномученика славна// и молитвенника о душах наших.