Преподобный Корнилий Комельский
Преподобный Корнилий Комельский происходил из боярского рода Крюковых. Его брат Лукиан служил при московском великокняжеском дворе. Когда Лукиан, достигнув преклонных лет, решил удалиться в монастырь преподобного Кирилла Белозерского, за ним последовал и Корнилий, с раннего возраста стремившийся к отшельнической жизни. Приняв пострижение, юный Корнилий начал свои иноческие подвиги с тяжелого послушания - в хлебне, носил тяжелые вериги, а в редкие часы отдыха занимался списыванием церковных книг. Позднее из любви к уединению преподобный Корнилий оставил Белозерскую обитель, посетил Ростов.
В Новгороде святитель Геннадий (память 4 декабря) пытался удержать его при себе, но подвижник поселился в пустынном месте недалеко от Новгорода. Когда и здесь его стали посещать люди, стремившиеся к иноческому житию, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь, а позже, в 1497 году, поселился в Комельском лесу, неподалеку от Вологды, где устроил себе келлию. К месту подвигов преподобного Корнилия стали собираться иноки, и он в 1501 году построил на этом месте деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В том же году митрополит Симон посвятил преподобного Корнилия в сан иеромонаха. В 1512 году, когда число братии возросло, преподобный построил каменный храм и написал для братии Устав, составленный на основе Уставов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Это был третий Устав, написанный русским святым для монашествующих.
Преподобный Корнилий Комельский отличался щедростью к бедным, во время голода им был устроен приют для детей на монастырском дворе. За любовь к бедным и сиротам преподобный Корнилий много раз удостаивался благодатного видения преподобного Антония Великого (память 17 января), к которому питал особое благоговение и воздвиг в честь великого подвижника храм в своей обители. Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря. Некоторое время он подвизался и в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Подвижник повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию и затворился в своей келлии.
Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерскии край. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Многие ученики преподобного Корнилия также прославились святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский (память 23 января), Кирилл Новоезерский (память 4 февраля), Иродион Илозерский (память 28 сентября), Адриан Пошехонский (память 5 марта), Лаврентий и Кассиан Комельские (память 16 мая).
Общецерковное празднование преподобному Корнилию (19 мая) установлено 25 января 1600 года патриархом Иовом и собором епископов. Житие преподобного составлено учеником его Нафанаилом в 1589 году. Имеются служба и похвала святому, сохранился Устав, написанный преподобным Корнилием.
Тропарь преподобного Корнилия, чудотворца Комельского
глас 4
От юности горящим желанием Божественный любве разжигаемь, / житейския молвы оставил еси, преподобне, / ревнитель Антонию Великому быв, / безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу,/ бдением, и молитвами, и постом образ был еси твоим учеником./ Темже молися Господеви, Корнилие блаженне, / спастися душам нашим.
Кондак преподобного Корнилия, чудотворца Комельского
глас 8
Господеви, от Святыя Девы возсиявшу мирови, / и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне,/ и силою Его пустыню, яко град, сотворил еси, / множество же ученик в ней собрал еси, / ихже Богодохновенными ученьми просветил еси. / Тем вопием ти: / радуйся, отче наш Корнилие, иноком Божественное удобрение.
Священномученики Патрикий, епископ Прусский, и с ним трое пресвитеров: Акакий, Менандр и Полиен
Святой Патрикий жил в I веке и был епископом города Пруссы в Вифинии (Малая Азия). Он открыто и смело проповедовал учение Христа Спасителя и обличал заблуждения язычников. За это был взят вместе с тремя пресвитерами Акакием, Менандром и Полисном и приведен на допрос к правителю города Юлию. В то время Юлий уезжал лечиться на горячие источники, он приказал вести за собой и христианского епископа с его пресвитерами, заключенными в железные оковы. Омывшись в теплых источниках, Юлий принес жертву своим богам и, призвав святого Патрикия и других узников, предложил им принести жертву языческим богам, угрожая в случае отказа истязаниями.
Святой Патрикий на это отвечал: "Я христианин и поклоняюсь Единому Истинному Богу, Иисусу Христу, Который создал небо и землю и эти теплые источники на пользу всем людям". По повелению Юлия святого бросили в горячий источник, с твердой верой мученик молился о помощи: "Господи, Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему", - и остался невредим.
В бессильной ярости Юлий приказал отсечь головы святителю Патрикию и трем его пресвитерам.
Кончина мучеников последовала около 100 года по Рождестве Христовом.
Кондак
глас 4
Яко светосиянен добротою священства/ и мучения кровию преукрашен,/ с пострадавшими с тобою, Патрикие, Христу предстоя,/ о нас поминай,/ яко страдалец честный.
Преподобный Корнилий Палеостровский, игумен
Преподобный Корнилий, игумен Палеостровский, Олонецкий родился в Пскове. Принял монашеский постриг в зрелом возрасте и вначале проходил монашеские подвиги в Валаамском монастыре. Затем через Финляндию он прошел к Белому морю и просвещал там язычников, не раз подвергаясь смертельной опасности. Некоторое время преподобный Корнилий странствовал по монастырям и пустыням, собирая бесценный опыт пустынножительства среди смиренных отшельников и подвижников.
В конце XIV века, по завершении своих многополезных странствий, он отправился на Онежское озеро в поисках уединенного места для жизни в безмолвии и молитве. Красота местоположения и безлюдность Онежского острова Палей (Вспалье) при¬влекли отшельника, и он поселился здесь, выстроив себе небольшую келлию. Богомыслие и молитвенный подвиг стали основой его уединенной жизни.
Вскоре известие о благочестивой жизни преподобного Корнилия распространилось по окрестностям. И, несмотря на уединенность острова, к нему стали приходить многочисленные посетители, искавшие у него духовной помощи и наставлений. Некоторые из них просили святого подвижника разрешить им поселиться на острове для отшельнической жизни. Преподобный Корнилий с радостью принимал их, помогал им строить келлии, а затем вместе с ними построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и трапезный храм в честь святого пророка Илии. Так было положено начало Палеостровскому монастырю.
(Корнилие-Палеостровский мужской монастырь, разорен и разрушен в годы лихолетия. В наши дни восстанавливается)
Не оставляя своих обязанностей по управлению созданной им обители, угодник Божий часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, расположенную на том же острове у подножия горы. Молитвенный подвиг преподобного Корнилия усугублялся ношением тяжелых железных вериг и суровым постом. Однажды во время ночной молитвы святой игумен удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который явился ему с крестом в руках и благословил его и обитель. Утешенный столь сладостным видением, преподобный Корнилий оставил настоятелем обители своего любимого ученика преподобного Авраамия (память 21 августа/3 сентября) и удалился в затвор в пещеру, где пребывал до самой смерти.
Преподобный Корнилий скончался около 1420 года в преклонном возрасте и был погребен на месте своего затворнического подвига. Еще при жизни преподобного игумена Авраамия (скончался во 2-й половине XV века) Господь прославил нетлением тело первооснователя обители преподобного Корнилия. Преподобный Авраамий с братией торжественно перенесли честные мощи своего учителя из пещеры и положили под спудом в соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Тропарь преподобному Корнилию, игумену Палеостровскому
глас 5
От юности, премудре, прилежно подвизався,/ от Бога наставляемь,/ отечество свое оставль — град Псков,/ и вселися в пустыню,/ во отоце великаго езера Онега,/ иноки собра мудре/ и извещением Святаго Духа обитель согради/ и храм созда Пресвятей Богородице/ в похвалу Рождества Ей,/ струями же слез твоих/ безплотныя враги погрузил еси/ и жития твоего целомудрием со ангельскими лики совокупися,/ преподобне отче Корнилие,/ с нимиже Христа Бога моли/ спастися душам нашим.
Кондак преподобному Корнилию, игумену Палеостровскому
глас 3
Яко Ангел во плоти, на земли показася,/ пощением насажден быв, преподобне отче Корнилие,/ наставник иноком многим был еси,/ сего ради вопием ти:/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Молитва преподобному Корнилию, игумену Палеостровскому
О преподобне отче наш Корнилие, великий угодниче Божий и скорый в бедах предстателю! Не забуди, якоже обещался еси, посещати нас, чад своих; аще бо телом от нас и отшел еси, но духом с нами пребываеши. Молимся убо тебе, о преподобне отче Корнилие, буди предстатель за ны, грешныя рабы своя, ко Господу Иисусу Христу и Пречистей Его Богоматери, Владычице нашей Богородице, да избавимся от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от напрасныя смерти и от всех врагов видимых и невидимых. О преподобне отче Корнилие! Усльппи нас, грешных рабов своих, молящихся тебе, изряднее же в час сей со слезами припадающих к тебе: не отрини нас от своего заступления: аще бо и грешнии есмы, но с верою притекаем к честному твоему гробу и с любовию облобызающе честную твою икону, умильно зовем: приими от нас, недостойных, молитву сию, яко кадило благовонное, яко жертву благоприятну, и умерщвленныя наша души злыми делы и помыслы оживи, преподобне, и просвети наша очи сердечныя, якоже и девице Агафии исцелил еси десное око, и зрети сотворил, и Борису страждущему во сне явился еси, и, от разслабления здрава соделавши, во иноческий образ привел еси его, такожде и нас, содержимых узами вражиими, имиже связа нас злое наше произволение, исторгни из глубины прегрешений наших и к пути покаяния настави, и от сети диаволи разреши милостивным своим предстательством. Аминь.
Благоверный князь Иоанн (в иночестве Игнатий) Угличский
Святой благоверный князь Иоанн был сыном благоверного и христолюбивого князя Андрея Васильевича Угличского1 и благоверной княгини Елены. Святое крещение он принял в городе Великих Луках2 и, достигши возраста, скоро научился грамоте. Он обладал кротким и мирным характером, не любил детских игр и, соблюдая во всем умеренность, прожил в доме отца своего до тридцати лет. В это время ненавидящий добро враг рода человеческого внушил великому князю Иоанну Васильевичу Московскому3 ненависть к родному брату его, благоверному князю Андрею Васильевичу Угличскому и его сыновьям, сему Иоанну и Димитрию, и он повелел схватить их, наложить на них тяжелые оковы, свезти в город Переяславль4 и заключить в темницу. После сего они были переведены сперва на Белоозеро5, а потом в город Вологду6, где, заключенные в оковах в темницу, под крепкой охраной прожили много лет. Блаженный князь Иоанн Андреевич, отличаясь мудростью, утешал брата своего, князя Димитрия, и говорил ему:
- Брат! не скорби о том, что заключен в темницу и страдаешь от этих оков. Бог внушил дяде нашему, государю великому князю Иоанну Васильевичу, поступить так с нами для того, чтобы доставить пользу душам нашим, ибо чрез это Он сделал для нас невозможным заботиться о суете мира сего. Будем же молиться Господу Богу, чтобы Он послал нам милость Свою с радостью перенести во имя Его страдания наши и избавиться от вечных мучений.
Приобрев таким образом успокоение в страданиях и скорбь о грехах своих, святой князь пробыл в темнице и в оковах тридцать два года и наконец, сильно заболев, почувствовал близость кончины. Он призвал к себе из Спасского монастыря святого Димитрия7, игумена Мисаила и принял от него иноческое пострижение, при чем ему дано былдо имя Игнатия. Радость и веселие наполнили душу блаженного князя, когда он облекся в ангельский чин. Причастившись пречистых Таин Христовых, он осенил себя крестным знамением и преставился в вечные обители. Это произошло в девятнадцатый день месяца мая 1522 года8.
После смерти преподобного князя из тела его изошло благоухание, которое и наполнило весь город. Тогда жители города приготовили к погребению тело его, отнесли для погребения в монастырь преподобного отца Димитрия Прилуцкаго, в храм Всемилостивейшего Спаса и похоронили под алтарем близ Димитрия Чудотворца, на этом месте преподобные и до настоящего времени подают исцеление тем, кто приходит к ним с верою.
Примечания:
________________________________________
1 Город Углич, ныне уездный город Ярославской губ., расположен на реке Волге.
2 Город Великие Луки, до XV века называвшийся просто Луки, без прилагательного "Великие", принадлежит к числу древнейших русских городов: о нем упоминается в Новгородской летописи под 1166 годом. Ныне - это уездной город Псковской губернии, расположенный по обоим берегам реки Ловати и на острове Дятловке.
3 Великий князь Иоанн III Васильевич княжил в Москве с 1462 до 1505 года. Он заподозрил брата своего Андрея в измене по поводу того, что последний не выслал войска в помощь ему против татар, и за это заключил его с семейством в темницу.
4 Во времена святого князя Иоанна в северо-восточной Руси было два города с именем Переяславля. Один находился в нынешней Владимирской губернии и назывался Переяславлем Залесским, а другой - в нынешней Рязанской губернии и в 1778 году при образовании Рязанского наместничества переименован в Рязань и сделан, губернским городом. Последний основан около 1095 года Муромским князем Константином Ярославом Святославичем, а Переяславль Залесский на нынешнем его месте основан в 1162 году Суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким. Можно думать, что местом заключения князя Андрея и его семейства был Переяславль Рязанский, так как в нем около 1513 года упоминается острог, который был окружен деревянною стеною.
5 Бело-озеро - ныне Белозерск, уездный город Новгородской губернии. Князья-братья были переведены на Бело-озеро после смерти их отца, последовавшей 7 октября 1443 года. Мать их, княгиня Елена, скончалась еще раньше, в 1442 году.
6 Вологда, ныне губернский город, расположен на реке Сухоне, притоке реки Северной Двины.
7 Здесь разумеется Спасо-Прилуцкий монастырь, основанной в 1371 году в 5 верстах от Вологды преподобным Димитрием, которой первый ввел в Вологодском крае общежитие. Память преподобного Димитрия празднуется 11 февраля.
8 Преподобный князь скончался 45 лет от рождения.
Тропарь благоверному князю Иоанну Угличскому, в иночестве Игнатию, Вологодскому
глас 2
В житии своем многи скорби претерпел еси, блаженне,/ и терпения ради венец от Бога приял еси,/ и по смерти своей чудотворец показался еси,/ того ради память твою песньми почитаем,/ преподобне отче наш Игнатие,/ молися, предстоя Святей Троице,/ державе сродник твоих богоугодней быти/ и сыновом Российским спастися.
Кондак благоверному князю Иоанну Угличскому, в иночестве Игнатию, Вологодскому
глас 8
Чисто житие на земли пожил еси,/ душу и тело без скверны соблюл еси/ и терпения ради, своего мзду восприял еси./ И ныне на Небесех со Ангелы веселяся, преподобне отче Игнатие,/ молися непрестанно Христу Богу о всех нас, почитающих память твою/ и притекающих к раце мощей твоих.
Преподобный Сергий Шухтомский (Шухтовский)
Преподобный Сергий Шухтомский (в миру Стефан) был схимонахом Шухтомского (Шухтовского) монастыря, расположенного в селе Шухтоме (Шухтове) в 50 километрах от города Череповца. Святые мощи его были погребены под спудом монастырской церкви, ставшей после упразднения монастыря приходским Покровским храмом. Сведения о благочестивой и подвижнической жизни преподобного Сергия приведены в пространной надписи на его гробнице. В ней говорится, что 19 мая 1609 года, в день памяти священномученика Патрикия, епископа Прусского, преставился раб Божий, инок и схимник Сергий, в царствование великого князя Василия Иоанновича Шуйского и при Святейшем Патриархе Ермогене. «Погребено же бысть его трудолюбивое тело в часовне у церкви Живоначальныя Троицы и Покрова Пре¬святой Богородицы, что в Шухтове, во области града Белоозера».
Далее надпись сообщает о том, что святой угодник родился и воспитывался в Казани и, подобно святому Сергию Радонежскому, в младенчестве вместо материнского молока питался «ячменным и неквасным суслом». С возрастом он принимал в пищу лишь сухой хлеб и немного воды, да и то лишь два раза в неделю.
Оставив Казань, преподобный Сергий отправился в трехлетнее паломничество в Палестину, Константинополь и Грецию, поклоняясь святым местам и обучаясь монашеской жизни. Затем, как сообщает надпись, «непострижен из Палестины прииде в Великий Новград в соборную церковь Софии Премудрости Божией; из Новаграда пойде в Соловецкую обитель преподобных отец Зосимы и Савватия».
В 1603 году святой угодник Божий пришел в Вологодский край, где принял иноческий постриг от настоятеля Череповецкого Воскресенского монастыря архимандрита Исаии, который, будучи иконописцем, написал впоследствии образ своего святого постриженника.
О суровом аскетическом образе жизни преподобного Сергия надпись говорит в следующих подробностях: «Пребываше без сна день и нощь; в молитвах же и в постех, и в коленопреклонениих, постели себе не имеяши; егда же вздремаше, тогда мало сна приимаше на локтех точию и на колену».
Преподобный Сергий преставился в возрасте 50 (или 75) лет. При жизни был прославлен Господом многочисленными чудотворениями и удостоен дара пророчества. О внешнем облике святого схимника в надгробной надписи сказано: «Возрастом бе мал, лице имея бело, кругло, власами черн, кудреват, брады не имеяши, мантия долга, ряса черна».
Тропарь преподобного Сергия Шухтомского
глас 8
Бденными молитвами и потоки слезными пустыню напоил еси/ и из глубины воздыханьми ю расплодил еси/ и бысть постнически равно Ангелом житие твое;/ страдальчески бореньми, яже от бесов и от ненаказанных человек, претерпел еси/ и Ангелом собеседник явися,/ Божественнаго винограда насеятель быв;/ и, оставив временное житие, преселился еси в жилище Небесное./ Темже тя почитаем, преподобне отче наш Сергие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Святитель Ду́нстан (лат. Dunstanus; древнеангл. Dunstan), архиепископ Кентерберийский
Родители Дунстана, Хеорстан и Кюнетрит, принадлежали к англосаксонской знати, вероятно состояли в родстве с королевской династией. Их владения находились на территории современного графства Сомерсет и граничили с землями монастыря Гластонбери. Согласно Осберну и поздним (рубеж XI и XII вв.) вставкам в Англосаксонскую хронику, Дунстан родился «в первый год правления короля Этельстана» (924). Учитывая, что Дунстан был назначен настоятелем Гластонбери в 940 г., а также другие факты, сообщаемые агиографами, можно полагать, что святитель скорее всего родился раньше. В настоящее время на основании косвенных свидетельств датой рождения Д. условно считается 909 год. Дунстан провел детство и раннюю юность в Гластонбери. В то время монастырь находился в упадке, монахов там не было, но жила небольшая община белого духовенства. При монастыре действовала школа, где мальчики имели возможность учиться не только у местных клириков, но также у ирландских монахов и других паломников, посещавших Гластонбери ради поклонения святыням. В Житиях сообщается, что Дунстан ревностно постигал книжную ученость и отличался выдающимися способностями к различным ремеслам и игре на арфе.
В середине 920-х годов дядя Дунстана, Кентерберийский архиеп. Этельхельм (923-926), пригласил будущего святителя в Кентербери и представил королю Этельстану. Некоторое время Дунстан жил при дворе, но, видимо, не смог найти общий язык с другими юношами из королевского окружения. Согласно Житию, недоброжелатели обвинили Дунстана в изучении языческой премудрости и колдовстве. Возможно, поводом к обвинениям послужил интерес Дунстана к книгам, в т. ч. к трудам античных авторов.
Первоначально Дунстан колебался в выборе жизненного пути и даже собирался жениться, однако со временем последовал советам родственника св. Эльфхеаха, еп. Винчестерского (+ 951), принес монашеские обеты и был рукоположен во пресвитера.
До 940 г. Дунстан оставался при королевском дворе. В Житии сообщается, что король Эдмунд, преемник Этельстана, поверил клеветникам и отправил Дунстана в изгнание, но он попросил убежища и заступничества у прибывших к королю франкских послов. Через несколько дней после этого, во время охоты, королевский конь понес и выскочил на край отвесного утеса. Готовясь к неминуемой смерти, Эдмунд понял, что обошелся с Дунстаном несправедливо, и решил, что, если останется жив, исправит ошибку. После этого конь немедленно остановился. По возвращении король призвал к себе Дунстана и отправился с ним в Гластонбери. Эдмунд повелел возродить опустевший монастырь, назначил Дунстана настоятелем и даровал обители обширные земельные владения. Сохранилась дарственная грамота кор. Эдмунда «Дунстану, аббату Гластонбери», датированная 940 г.
Настоятель монастыря Гластонбери
Дунстан немедленно приступил к восстановлению монастыря: возвел новый храм во имя ап. Петра, обновил кельи и другие постройки. За 15 лет настоятельства Дунстан создал хорошо организованную и дисциплинированную монашескую общину, жившую в строгом соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского.
Эта община стала примером для монахов-реформаторов других реформированных монастырей, созданных единомышленниками Дунстан, среди которых были Этельвольд, монах из Гластонбери, впосл. настоятель монастыря Абингдон и еп. Винчестерский (963-984), и Освальд, мон. из Флёри, впосл. еп. Вустерский (962-972) и основатель монастыря Рамси.
Дунстан принимал участие в гос. делах, был советником кор. Эдмунда и его преемника кор. Эдреда (946-955), передавшего на хранение Дунстану большую часть личных сокровищ. Сохранилось завещание кор. Эдреда, засвидетельствованное Дунстаном. Отношения Дунстана с сыном Эдмунда, королем Эдви (955-959), были сложными из-за взаимной неприязни.
Изгнание
Дунстан подписал несколько грамот кор. Эдви, датированных 956 г., но в том же году, согласно Англосаксонской хронике, был лишен должности настоятеля и всех владений и изгнан из страны.
Дунстан отправился на континент и провел около года в Генте, в монастыре св. Петра, где имел возможность познакомиться с опытом реформаторов из монастыря Клюни.
Возвращение, епископская хиротония
В 957 г. Дунстан вернулся в Англию по приглашению младшего брата Эдви, Эдгара (959-975), избранного королем Мерсии и Нортумбрии, двух крупнейших провинций, отвергших власть Эдви. Эдгар передал святителю епископскую кафедру в Вустере, а затем и кафедру в Лондоне. После смерти Эдви в 959 г. Эдгар стал королем всей Англии. Он находился под сильным влиянием Дунстана и других церковных реформаторов.
Архиепископ Кентерберийский
В 960 г. Дунстан занял Кентерберийскую архиепископскую кафедру.
В годы правления Эдгара святитель оставался советником и наставником короля, который за усердное покровительство Церкви и монастырям был прозван «отцом монахов».
В Житиях приписывается непосредственное участие в реформе монашеской жизни в обителях Малмсбери, Бат и др., хотя святитель чаще выступал вдохновителем преобразований. Целью реформы было освобождение монастырей от власти светских магнатов, на землях которых они располагались, и создание церковной иерархии, которая будет существовать и действовать независимо от светской власти. Исключительное право контроля над монастырями передавалось в руки короля, представители местной светской знати лишались возможности назначать настоятелей и вмешиваться в дела обителей. В кафедральных соборах вместо «секулярных каноников», клириков из белого духовенства, часто женатых и проживавших в собственных домах, стали служить жившие общиной монахи. Во вновь основанных и реформированных монастырях вводился Устав прп. Венедикта, было унифицировано богослужение.
Эти преобразования отражены в документе, принятом в 966 г. на Соборе в Винчестере и получившем название «Уставное соглашение» (Regularis concordia). Свт. Дунстану нередко приписывается авторство этого текста и ряда законов, изданных в правление кор. Эдгара, но в действительности эти документы создавались коллективно. Вероятно, святитель принимал участие в разработке специальной церемонии для коронации Эдгара в Бате (973).
В годы правления преемников Эдгара, св. Эдуарда Мученика (975-978) и Этельреда Нерешительного, Дунстан оставался главным королевским советником, хотя его влияние постепенно падало. По преданию, святитель предсказал обрушившуюся на Англию после его смерти трагедию датских и нормандского завоеваний, объявив ее возмездием за кровь кор. Эдуарда, убитого, как считается, по повелению его мачехи, матери Этельреда.
В последнее десятилетие жизни свт. Дунстан проводил большую часть времени в Кентербери, занимаясь благотворительностью и делами организованной им школы. Согласно Житиям, Дунстан был очень мягок и терпелив в обращении с учениками. По более поздней легенде, школяры, страдавшие от жестокости наставников, обращались за помощью к святителю и их просьбы никогда не оставались без ответа. В монастыре свт. Августина в Кентербери Дунстан построил новый храм и освятил его во имя апостолов Петра и Павла и св. Августина, архиеп. Кентерберийского. Дунстан часто молился в монастыре у гробниц свт. Августина и кор. св. Этельберта. Святитель заботился о строительстве церквей, об исправлении ошибок в книгах соборной библиотеки и отливке новых колоколов для кафедрального собора.
(Иисус Христос и свт. Дунстан. Миниатюра из «Учебника св. Дунстана» из Гластонбери. X в.)
Кончина и почитание
Согласно Житиям, во время всенощного бдения на праздник Вознесения Господня, свт. Дунстан получил откровение о скорой смерти и через 3 дня, 19 мая 988, скончался. Похоронен в кафедральном соборе Кентербери.
В 1074 г. архиеп. Ланфранк (1070-1089), восстановивший собор, уничтоженный пожаром в 1067 г., велел положить мощи св. Дунстана справа от главного алтаря. В 1084 г. для них была изготовлена драгоценная рака. В XII-XIII вв. монахи Гластонбери утверждали, что после разорения Кентербери датчанами в 1002 г. мощи святителя были перенесены в их монастырь. В 1508 г. архиеп. Уильям Уорем приказал вскрыть раку св. Дунстана в Кентербери и доказал безосновательность притязаний монахов Гластонбери. В 1538 г. алтарь и рака святителя в кафедральном соборе Кентербери были разорены.
Почитание св. Дунстана возникло вскоре после смерти святителя и со второй половины XI в. получило повсеместное распространение в Англии. Свт. Дунстан считался покровителем музыкантов, ювелиров, оружейников, а также слепых. С именем святителя связаны предания и легенды, часть которых изложена в Житиях. В Житии, составленном «прелатом В.», сообщается о чудесном знамении, сопровождавшем рождение Дунстана. Во время беременности Кюнетрит молилась в церкви на праздник Сретения Господня. Внезапно в храме погасли все светильники. Через мгновение свеча в руке Кюнетрит сама собой загорелась, и все присутствующие зажгли свечи от чудесного огня. Это чудо показало, что ребенок, которого Кюнетрит носила во чреве, станет «светочем святости» для Церкви в Англии. Большую известность получил эпизод из Жития о борьбе Дунстана с диаволом: святитель схватил противника за нос кузнечными клещами. Отзвук легенды сохранился в англ. народной песенке:
Святой Дунстан был славным малым,
Он за нос дьявола водил,
А тот вертелся, упирался
И оглушительно вопил.
В посмертных чудесах, описанных Осберном и Эдмером, св. Дунстан часто выступал в качестве заступника правой стороны на судебных разбирательствах. По преданию, святитель помог архиеп. Ланфранку выиграть тяжбу у Одона, еп. Байё, гр. Кента и сводного брата кор. Вильгельма Завоевателя, который покушался на земли, принадлежавшие кафедральному собору в Кентербери.
В Житиях св. Дунстану приписывается изготовление колоколов и органов, а также авторство гимна «Господи, Царь сияющий». Сохранилась рукопись из Гластонбери, содержащая отрывки из Свящ. Писания на латыни и греч. языке, гомилию о Кресте на древнеангл. языке, ряд древних валлийских глосс, а также миниатюру с изображением Дунстана, припадающего к стопам Христа. Согласно надписи XIII в., рукопись была создана святителем.
В Англии в XVII-XVIII вв. и особенно в XIX в. святителя Дунстана нередко представляли зловещей фигурой, «серым кардиналом» и «некоронованным королем Англии», презревшим исконные английские традиции и отдавшим страну в руки алчных и невежественных монахов. Подобное отношение проявилось в полной мере в таких известных произведениях, как изданная в Оксфорде в 1880-х гг. многотомная «История нормандского завоевания Англии» Э. О. Фримана и опубликованная в 1867 г. «История Англии для детей» Ч. Диккенса [4]. Эта тенденция была связана с характерным для данного периода негативным отношением к монашеству и к Церкви вообще, в историографии ХХ в. она исчезла (см., напр., классическую работу Ф. Стентона «Англосаксонская Англия»).
Имя святителя носит ряд католических и англиканских церквей в Великобритании и других англоговорящих странах. Во имя свт. Дунстана освящен храм Антиохийской Православной Церкви в г. Пул (графство Дорсет), православных приход в Новой Зеландии.
В западной традиции св. Дунстан изображается в архиепископском облачении, с кузнечными клещами в руках, иногда - с голубкой, парящей над головой, или в окружении ангелов.
Источники
Сохранились адресованные св. Дунстану письма Римских пап Иоанна XII и Иоанна XIII, Видона, настоятеля монастыря св. Петра в Генте (совр. Бельгия), и др. лиц. (Дунстан свидетельствовал более 200 грамот англосакс. королей - от Эдмунда (939-946) до Этельреда (978-1016).) Отдельные упоминания о святителе содержатся также в Англосаксонской хронике.
Самое раннее из Житий св Дунстана (S. Dunstani Vita auctore B) было составлено ок. 1000 г. клириком, вероятно лично знавшим святителя и обозначившим себя как «прелат B., сакс по рождению». Эпизоды с участием Дунстана содержатся в Житиях его сподвижников по реформаторской деятельности - св. Освальда, архиеп. Йоркского (составлено Бюрхтфертом) и св. Этельвольда, еп. Внчестерского (составлено Эльфриком). В Житии свт. Освальда приведен адресованный Дунстану акростих, сочиненный еще при жизни последнего ученым и агиографом Аббоном из Флёри. Аббон ссылался на св. Дунстана и обращался к нему в предисловии к Житию св. Эдмунда.
Второе Житие свт. Дунстана было создано предположительно в 1010-1012 гг. Аделардом, мон. из мон-ря св. Петра в Генте. Оно послужило основой для следующего по времени Жития (Vita et Miracula S. Dunstani), составленного агиографом, регентом хора кафедрального собора в Кентербери Осберном (кон. XI в.). Сочинение Осберна изобиловало историческими неточностями и в 1110-х гг. было переработано его преемником на посту регента, другом Ансельма Кентерберийского Эдмером.
В 1120-х гг. англ. хронист и историк Уильям из Малмсбери создал свой вариант Жития на основе Жития, составленного «прелатом В.», и сведений, собранных в процессе работы над соч. «О древностях Гластонберийской Церкви». Дунстан неоднократно упоминается в др. сочинении Уильяма - «Деяниях английских королей».
Сокращенная версия Жития святителя на среднеанглийском языке включена в собрание Житий и чтений на церковные праздники, составленное в 1270-1280 гг. предположительно в Вустере (т. н. Южноанглийский легендарий).
В XIV в. в Исландии мон. Арни, сын Лаврентия, написал на исл. языке «Сагу о Дунстане».
Самое позднее из лат. Житий свт. Дунстана было создано на основе сочинения Осберна богословом и историком мон.-августинцем Джоном Капгрейвом (+ 1464).