Великий пост. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).
Прп. Никиты Исповедника, игумена обители Мидикийской (824).
Мц. Феодосии девы (307–308); прп. Иллирика Марсионского (Пелопонесского); мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика; прп. Нектария Бежецкого (1492).
Икона Божией Матери: «Неувядаемый Цвет».
Святые дня, молите Бога о нас!
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице.
Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Это единственный день, когда по Уставу на службе положено чтение акафиста.
Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: после кафизм (16-й и 17-й) и после 3-й и 6-й песен канона. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.
На утрене положено петь Великое славословие.
Тропарь Субботы Акафиста
глас 8
Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ Его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша ра́бий зрак,/ ужаса́юся зва́ти Тебе́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Кондак Субботы Акафиста
глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Преподобный Никита Мидикийский, игумен
Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор (память 13 марта).
Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен.
Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.
Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.
Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов.
В те годы при императоре Льве Армянине (813 - 820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого Патриарха Никифора (806 - 815; + 828), а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.
Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты.
Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег.
В 824 году при новом императоре Михаиле (820 - 829) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело его было перевезено на корабле в Мидикийский монастырь епископом Ефесским Феофилом и архиепископом Солунским Иосифом. На пути в монастырь погребальную процессию встретил епископ Плусиадский Павел с множеством иноков и мирян. От гроба преподобного Никиты совершались многие исцеления. Он был погребен в гробнице своего наставника преподобного Никифора. После погребения у гробницы святого также совершались чудеса.
Кондак преподобному Никите исповеднику
глас 2
Небесный ум и житие стяжав,/ сиявши ясно, якоже солнце, светлостию дел,/ просвещавши сущия во тьме житейстей, отче Никито,/ и, приводя всех к Богу,/ моли непрестанно о всех нас.
Мученица Феодосия Тирская
О святой Феодосии Тирской1 Евсевий2, епископ Кесарии палестинской3, свидетель-очевидец, сообщает следующее: "В то время как в стране нашей вот уже пять лет продолжалось гонение, поднятое на христиан нечестивыми идолопоклонниками, в семнадцатый день месяца апреля, в самый день праздника Воскресения Христова, одна благочестивая и богобоязненная девица из нашего города, - говорит Евсевий, - родом из Тира, не имевшая еще и восемнадцати лет, подошла к христианам-узникам, находившимся в претории; в это время христиане с дерзновением рассуждали между собою о Царствии Божием; подойдя к ним, Феодосия начала просить их помянуть ее пред Господом, когда они, окончив свой страдальческий подвиг, предстанут Богу. Воины же, увидав девицу, поклонившуюся узникам-христианам, схватили ее и как бы сделавшую какой дурной поступок, повлекли к игемону Урвану на допрос. Игемон, исполнившись великой ярости и гнева приказал мучить ее лютыми муками. Ее ребра и сосцы были истерзаны железными ногтями, так что мясо сошло с нее до костей; потом мученицу Христову, еще живую с радостным лицом терпевшую мучения, игемон приказал утопить в море".
Так говорит Евсевий, видевший всё своими глазами.
Кроме того прибавляют, что сия святая мученица Христова Феодосия, после потопления в море, была извлечена ангелами из воды на сушу совершенно живою. И ходила святая, нося на руках своих камень, привязанный к шее ее. Потом святая была снова взята язычниками. которые и привели ее в судилище. Святая Феодосия была приговорена на съедение зверей, но она пребыла совершенно невредимой от них. Наконец мучитель приказал усечь ее мечем. Во время усекновения святой видели голубицу, вылетевшую из уст ее, сиявшую как золото и возносившуюся к небесам4. Когда наступила ночь, святая мученица явилась родителям своим вместе со многими другими святыми девами; облечена была святая в одежду более белую чем снег; в руке у нее был золотой крест, а на голове венок; при этом, святая сказала родителям своим:
- Вот видите, сколь велика слава и благодать Христа моего! Вот видите, как велика слава, которой вы меня хотели лишить.
Сии слова сказала святая потому, что родители ее, заметив в ней желание пострадать за Христа, всячески препятствовали ей в этом; но она тайно от них поспешила к узникам Христовым, и, как мы сказали, была взята на мучение и увенчана от Подвигоположника своего Господа Иисуса Христа, Бога нашего.
29 мая празднуется перенесение ее мощей в Константинополь, а позднее в Венецию.
Примечания:
_______________________
1 Родиною святой мученицы Феодосии был город Тир. Тир расположен у северо-восточных берегов Мертвого моря на юго-западном склоне Галаадской горной цепи.
2 Евсевий, епископ кесарийский (жил с 268 г. по 340 г), – известный церковной историк, положивший начало церковной истории; отличался большою ученостью. Ему принадлежат следующие сочинения: 1) «Церковная история», доведена от времен апостольских до 324 г.; делится на 10 книг; 2) «Жизнь Константина»; состоит из 4 книг и представляет прямое продолжение «Церковной истории», 3) «Хронография». Кроме того Евсевию принадлежат многие мелкие сочинения апологетческого, полемического и экзегетического характера
3 Кесария палестинская находилась на восточном берегу Средиземного моря. В древние времена Кесария была резиденцией римских прокураторов и центром общественно-политической жизни страны.-В истории христианской Церкви Кесария палестинская замечательна тем, что здесь впервые был открыт язычникам доступ в Церковь Христову Апостолом Петром, крестившим сотника Корнилия (Деян.10). Здесь же происходил последний суд над Апостолом Павлом, после которого он был отправлен в Рим (Деян.26-27). - В Палестине была еще другая Кесария, в отличие от настоящей называвшаяся Филипповой. Она находилась у истоков Иордана.
4 Кончина святой мученицы последовала в 307 г. или в 308 г. 6 апреля. 29-е мая есть день перенесения ее мощей. Мощи святой мученицы были перенесены первоначально в Константинополь, а потом в Венецию.
Тропарь мученице Феодосии Тирской
Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси, / Христово приятелище бывши чистое / и Святаго Духа дом возлюблен; / отонудуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий, / добре страдавшая, / и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры, / и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися. / Тебе верою чтущим / присно проси велия милости.
Преподобный Иллирик Марсионский (Пелопонесский)
Преподобный Иллирик чудотворец подвизался на горе Марсион в Пелопоннесе. Время жизни и подвигов неизвестно.
Мученики Елпидифор, Дий, Вифоний, Галик
Святые мученики Елпидифор, Дий, Вифоний и Галик пострадали за исповедание веры в Иисуса Христа. Святому Елпидифору отсекли голову мечом. Святого Дия побили камнями. Святой Вифоний был утоплен в море, а мученик Галик отдан на съедение зверям.
Тропарь мученикам
Мученицы Твой, Господи, / во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего: / имуще бо крепость Твою, / мучителей низложиша, / сокрушиша и демонов немощныя дерзости. / Тех молитвами / спаси души наша.
Преподобный Нектарий Бежецкий, игумен
Память 3 апреля (16 апреля), в Соборе Тверских святых.
Преподобный Нектарий Бежецкий был пострижеником Троице-Сергиевой обители. В середине XV века он поселился в дремучем лесу Бежецкого верха, где построил себе келию. Подвиги и духовная мудрость преподобного привлекли к нему многих, желавших жить под его руководством.
Около 1460 г. пришел в Бежецк из Белозерского края благочестивый инок Нектарий. Приход его не может быть объясняем случаем. То были, несомненно, благой Промысел Божий и милость Божия несчастному краю.
Благочестивый инок был усердным молитвенником и защитником перед Богом за несчастных жителей бежецких, лишенных всякой помощи и защиты. Что деятельность преподобного Нектария была весьма благотворной, видно из летописей, в целом ряде которых отмечено пребывание Преподобного в Бежецке, основание им Введенской обители и год и число его кончины. Если иметь в виду, что летописи наши всегда были весьма немногословны и что в них записывались только важнейшие события из жизни края, то вышеприведенные указания о преподобном Нектарии, его деятельности и кончине, несомненно, дают право сделать вывод, что Преподобный являлся выдающимся подвижником того времени. Вообще в Тверских рукописных Святцах (полный христианский месяцеслов и другие письменные памятники) преподобный Нектарий и был отмечен как святой, великий подвижник веры и благочестия, а сохранившаяся о нем память среди бежечан приписывает ему, кроме того, и особые благодатные дарования.
Сведений о том, кто был Преподобный, в летописях не содержится, но имеется полное основание думать, что Преподобный был уроженцем тех или, по крайней мере, ближайших мест. Наиболее достоверным может почитаться предположение о том, что Нектарий был иноком Троицкой Лавры, которая имела в XV веке обширные вотчины в Бежецком Верхе. Когда ученик преподобного Сергия Кирилл ушел на иноческий подвиг в Белозерский край, то с ним ушли и некоторые другие иноки, наиболее близкие к нему. Одним из таковых иноков мог быть Нектарий, который потом и вернулся в родные места на иноческий подвиг с благословения преподобного Кирилла.
Косвенное подтверждение того, что Нектарий был иноком Троицкой Лавры и что среди братии преподобного Кирилла были жители ближайших к Бежецкому Верху мест, мы находим в том, что Нектарий при основании обители построил кроме соборного храма во имя Введения во храм также и церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
На сохранившихся до сего времени иконах преподобный Нектарий изображен в иноческом одеянии с епитрахилью; борода небольшая; как усы, так и борода – белые. Из числа изображений преподобного Нектария Бежецкого отметим изображение его, изготовленное лубочным способом: на рисунке этом Преподобный изображен рядом со святым великомучеником Уаром. Придел во имя святого Уара имеется в Введенской церкви и устроен в трапезном приделе. По преданию, икона этого Святого была пожертвована в Введенский монастырь государыней Великой Старицей Инокинею Марфой Иоанновной в память рождения (19 октября) царевича Димитрия.
Святые мощи Нектария Бежецкого покоятся под полом главного алтаря Введенской церкви между Жертвенником и Престолом. Сохранилось предание, что в древности гробница с мощами Преподобного была открыто поставлена в храме; но во время литовского разорения гробница была опущена иноками под пол церкви и тем сохранена от поругания.
(Часовня Нектария Бежецкого (колокольня) - Бежецк - Бежецкий район - Тверская область)
Церковь была закрыта и сломана в 1930-х, уцелела только старая колокольня 1680-х. На месте церкви разбит сквер, в котором стоят памятник Ленину и недавно установленный памятный крест. Колокольня отремонтирована в 1990-х, в настоящее время является старейшим зданием в Бежецком районе.
(Поклонный крест на месте погребения преподобного Нектария Бежецкого)
Тропарь Преподобному Нектарию Бежецкому
глас 4
В трудную годину испытаний града Бежецка, явися преподобие Нектарие, трудниче святыя Троицы, обители преподобнаго Сергия, источниче благодатных укреплений и утешений и исцелений, имуще духовную мощь начальниче и игумене святыя Введенския обители, радосте и сонасельниче Ангелов. Буди и нам покровителю целителю болящим и утешение скорбящим. Моли Христа Бога, преподобие Нектарие, спастися всем нам.
Молитва преподобному Нектарию Бежецкому
Земная звезда чудесная, облиставшая пределы града Бежецка, пре-дивный постниче и угодниче Божий, отче Нектарие, преподобных радование, Церкви русския украшение, крепкий адаманте веры право-славныя и живый свещниче всю землю Русскую светом правды Божией осиявый!
Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе прибегающим и великий предстатель ко Господу о всех нас. Приими преблаженне на¬ша моления, да вси тобою наставляеми людие славенстии, пребывают союзом братския любви связуеми в мире и благочестии, и да избавит их Господь от нашествия иноплеменных, от недуга, глада и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и моля¬щимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобие, у Господа Бога нашаго вся, яже ко спасению они просят, да вси с тобою прославля¬ем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание
Ублажаем тя, ублажаем тя, преподобие отче наш Нектарие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Икона Богородицы «Неувядаемый Цвет»
В описании этой иконы часто можно прочитать такие слова:
На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты". Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.
Однако, Богородица часто держит Своего Сына и на левой руке.
Об этом образе я подробно писал в рассказах о путешествии в Грецию на остров Корфу:http://filin-dimitry.livejournal.com/6450.html
Один благочестивый юноша по имени Стефан возвращался из города в свою деревню. По дороге ему повстречались путники, к которым он присоединился, и они вместе продолжали свой путь. В какой-то момент они заметили молодых людей, переносивших с мельницы муку.
Спутники Стефана впали в искушение:
- Не украсть ли нам муки? - сказал кто-то из них. - Нас никто не видит. Разделим ее между собой и отнесем домой.
На это согласились все, кроме Стефана.
- Это грех! - запротестовал он. - Нам не уйти от правосудия. Мы будем наказаны как разбойники и злодеи.
Но те не вняли его словам. Незаметно приблизившись, они набросились на работавших юношей, избили их и отобрали у них муку. Избитые работники пришли к себе домой, и рассказали о случившемся происшествии. Затем они оповестили управляющего Симона Байлу, и тот послал солдат арестовать злодеев. В качестве подозреваемого солдаты взяли под стражу только Стефана, так как остальные успели скрыться. Будучи уверенным в своей невиновности, юноша вел себя совершенно спокойно. Он искренно рассказал солдатам обо всем происшедшем, но те, не поверив ему, связали его и заточили в тюрьму.
Когда Стефана повели к судье, он опять рассказал, как все было:
- Я с разбойниками вместе шел, но участия в ограблении не принимал. Вы меня обвиняете без всякой причины.
Однако судья не поверил юноше и осудил его.
- Какое ты предпочитаешь наказание, - спросил он, - что бы тебе отрубили руки или выкололи глаза?
Стефан предпочёл второе, так как это показалось ему менее мучительным...
С тех пор Стефана, неспособного самостоятельно передвигаться, водила за руку его мать. В восемнадцати милях от столицы острова находилось небольшое приморское поселение Кассиопея. Оно было известно благодаря храму Пресвятой Богородицы, в который ежедневно приходило множество народа для поклонения Ее чудотворной иконе. Стефан принял решение отправиться в это селение, остаться при храме Богородицы и просить милостыню у добрых людей. Поклонившись со своей матерью чудотворной иконе, он попросил у монаха-прислужника дать ему какую-нибудь маленькую келью, чтобы жить. В первый вечер они остались ночевать в храме. Несчастная мать, выбившаяся из сил, сразу же уснула. А Стефан никак не мог успокоиться от непрекращавшейся боли. В какой-то момент на него нашёл легкий сон, и он погрузился в дремоту. Вдруг он почувствовал, как кто-то прикоснулся к нему руками и начал ощупывать пустые глазницы. Это было настолько явственно, что он сразу же проснулся и задумался: кто мог к нему прикоснуться? Вдруг он прямо перед собой увидел Жену, всю сверкающую и сияющую. Она предстала пред ним ненадолго и исчезла.
Стефан повернулся и... увидел горящие лампады. Он тут же разбудил свою мать и спросил ее:
- Кто зажёг лампадки?
- Успокойся и спи, - ответила ему она, думая, что ее сын бредит во сне.
Однако он все настаивал:
- Я вижу икону Богородицы!
Мать приподнялась и посмотрела на лицо своего любимого сына. Да, глаза ее не обманывали: его глазницы украсились парой голубых глаз, хотя до ослепления глаза у Стефана были черные! Со слезами радости мать и сын начали благодарить Пресвятую Богородицу за Ее скорое вмешательство и помощь. На доносившийся из храма шум прибежал монах-пономарь. Произошедшее чудо настолько потрясло старого инока, что тот сразу же отправился в столицу острова, дабы известить обо всем управляющего. Управляющий, не веря словам монаха, взял с собой еще двух старост Керкиры и пришел к Стефану. Байла был просто поражен, увидев новые глаза юноши. Реальность чуда подтверждалась и совсем ещё свежим шрамом, оставленным на его лице раскалённым железом. Однако у управляющего все еще оставались сомнения. Поэтому, возвратившись в столицу, он вызвал к себе палача и спросил его:
- Действительно ли ты вырвал глаза у Стефана, как я приказал?
-Разумеется, я их вырвал. Они до сих пор еще находятся в тазу. Пожалуйста, вот они!
Байла посмотрел в таз. И действительно, в нем находилось два черных глаза. Истина подтвердилась самым убедительным и неопровержимым образом. Правитель, пригласив Стефана, извинился перед ним и, желая возместить его страдания, одарил его богатыми дарами. Также он обновил ограду святого храма Пресвятой Богородицы. [Из предания о. Корфу о чуде, произошедшем в 1530 году].
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неувядаемый Цвет
глас 5
Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/ Цвет Неувядаемый процветший,/ радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/ и жизнь наследствуем.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неувядаемый Цвет
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас, не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительница, вручаем себе милостивому Покрову Твоему. Приведи нас, грешных, к тихой и безмятежной жизни, да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством, защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты еси Корень Девства и Неувядающий Цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающим сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на Страшнем Суде Сына Твоего, Емуже мы воздаем славу, честь и покланение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.