Священноисповедник Никодим (Милош), епископ Далматинский и Истрийский Буковинской Митрополии, канонист

Память 20 марта (местн. в Далмации) в день преставления, 21 сентября (местн. в Далмации) в день перенесения мощей из Дубровника в Шибеник в 1930 году
В миру Николай Милаш, родился 16 апреля 1845 года в городе Шибенике в Далмации, Австрийская империя (ныне Хорватия). Получил начальное и гимназическое образование в родном городе, а затем окончил Карловацкую духовную семинарию. Впоследствии слушал лекции на философском факультете Венского университета.
В 1867 году по благословению своего духовного отца епископа Стефана (Кнежевича) поехал в Россию и поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1871 году со степенью кандидата богословия. В том же году он был удостоен степени магистра богословия за работу "Достоинства Православной Церкви до XIV века."
В 1873 году, на Рождество Христово, в Киеве стал рясофорным монахом, а в 1875 принял постриг в мантию с именем Никодим. Далее был рукоположен во иеромонаха, а затем возведен в сан архимандрита.
Возвратившись на родину в 1874 году, стал преподавателем церковного права и практического богословия в Задарской духовной семинарии.
Со временем получил степень доктора богословия на православном богословском факультете Черновицкого университета.
В 1886 году по приглашению сербского правительства принял участие в преобразовании Белградской духовной семинарии, ректором которой был назначен. После года на этой должности, возвратился в родную Далмацию, где на протяжении 16-ти лет был ректором Задарской семинарии.
В 1890 году по смерти епископа Стефана (Кнежевича) был хиротонисан во епископа Далматинского и Истрийского. Став архиереем, был вынужден направить все силы на противостояние навязыванию унии. Помимо выступлений с призывами хранения верности Православной Церкви он проследил судьбу Православия в Далмации с 55 по 1849 годы в своей монографии.
Вокруг епископа постоянно плелись интриги по его смещению и в результате, 21 декабря 1911 года, он был вынужден подать прошение об отставке, которое было удовлетворено. Последние годы жизни провёл в Дубровнике.
Скончался он в Великий Пяток, 2 апреля 1915 года.
Почитание
Владыку первоначально похоронили в Дубровнике. В 1930 году останки чтимого владыки были перенесены в храм Преображения Господня в его родном Шибенике.
В 1975 году епархиальное управление Далматинской епархии решило открыть в своем центре - городе Шибенике - музей, посвященный памяти епископа-канониста.
2 октября 2012 года за Божественной Литургией был прославлен местночтимым святым Далматинской епархии в лике священноисповедников. Службу возглавлял Фотий (Сладоевич), епископ Далматинский.

(прп. Иустин (Попович) Чилийский, свт. Николай (Велимирович) Сербский и священноисповедник Никодим (Милаш))
Тропарь
глас 8
Златогласна трубо Православља, мачем вере сакрушио си подле јереси; винувши се у несагледиве висине богословља, одбранио си веру истиниту. Медоточни проповедниче нераздељне Тројице, богоглаголиви Никодиме, моли Христа Бога, да спасе душе наше.
Кондак
глас 2
Наслађујући се, богомудри, на извору вере Православне, и медоточно изливши у списима својим истине њене, као рајско дрво живота процветао си оче Никодиме.
Мученик Арчил II, царь Иверский

Память 20 марта в день кончины, 21 июня вместе с царём Луарсабом II.
Сын Стефана II (Стефаноза), князя Картли, династии Хосроидов. Прямой потомок святого равноапостольного царя Мириана.
Когда арабский полководец Мурван-Ибн-Масальма, прозванный за свирепость и беспощадность грузинами «кру» («глухой»), вторгся в Грузию, в Картли (Восточная Грузия) царствовал старший брат царя Арчила – Мир. Кровавый захватчик сжигал и разрушал всё на своем пути. Венценосные братья переехали в Западную Грузию и, усердно молясь Господу Богу и Пресвятой Богородице, готовились к сражению. Господь внял мольбам праведных: однажды ночью святому Арчилу явилась Пресвятая Дева и сказала: «Восстань и борись с неверными, ибо Ангелы Божии будут вашими путеводителями и Бог будет с вами!»
Мир и Арчил с немногочисленным войском напали на вражеский лагерь и чудусным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана при сражении при реках Абаша и Цхенисцхали. От сильнейшей бури река, по которой переправлялось отступавшее арабское войско, вышла из берегов и потопила всех. Оставшиеся в живых отступили к морю, направляясь в Константинополь, но утонули в морских водах.
Раненный в бою царь Мир вскоре занемог и перед смертью завещал царство своему брату – Арчилу. Двенадцать лет восседал Арчил в Кутаиси и всячески пытался восстановить грузинское царство. Он восстановил город Нухпатис, возобновил разрушенные храмы в Мцхете и способствовал принятию Христианства многими горскими племенами. Освободив Картли, он принялся за присоединение Кахети, Мтианети, Эгриси, Абхазии и Самцхе-Джавахети. Фактически господство арабов не распространялось дальше окрестностей Тбилиси и Мцхета.
Однако вскоре Грузия подверглась новому арабскому нашествию – неожиданному вторжению Джиджум-Асима (Хузаим-Бин-Хазима), тогдашниего калифского наместника Армении. Исправно выплачивая дань арабам, благоверный царь не ожидал этого нападения. Чтобы избавить страну от нового разгрома и от навязываемого ей ислама, он счел за благо самому явиться к Джиджум-Асиму, признать вассальную зависимость Грузии и испросить мира.
Джиджум-Асим с почестями принял царя Арчила, обещал покровительство, но требовал принять ислам. Как повествует "Летопись Грузии" помазанник Божий ответил:
«Если послушаюсь тебя, то после смерти должен мучиться навеки. Бог наш и Спаситель принёс себя в жертву для нашего спасения, потому и я не боюсь смерти. Если ты и убьешь меня, то я воскресну, как Господь наш, и вновь буду славить Его!»
Разгневанный Джиджум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.
В это время перед Джиджум предстал некий армянин-мусульманин и сообщил ему, что царь Арчил знает, где захоронили клад Карталинский царь и император Ираклий. Джиджум-Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и ещё раз предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал:
«Знай, насильник, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом – на временное мое царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда император Ираклий путешествовал по нашей стране. Отец мой и брат мой еще при вторжении Мурвана перезахоронили наш клад в греческой крепости».
Разъярённый Асим спросил: «Ты был там, когда арабы были истреблены в Абхазии?» Святой Арчил бесстрашно ответил: «Бог животворящий, творец Неба и Земли сошел с Небес на землю для спасения человечества и смертью своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их». Эти слова так разгневали Джиджум-Асима, что тот приказал: «Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мертвого, то погибни в мучениях!»
20 марта 744 года царя вывели на казнь. Святой попросил немного времени для молитвы, он молил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом. Ночью преданные грузины-христиане тайно вывезли тело святого царя-мученика в Эрцо и погребли в Кахетии, в Ноткорской церкви, построенной самим благоверным царем.
Почитание
Память святого Арчила творится не только в день его кончины, но и 21 июня, вместе с царём-мучеником Луарсабом II Карталинским. Хотя царей разделяет друг от друга почти 1000 лет, Грузинская Церковь поминает их в один день. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе), отмечая почти одинаковую участь этих двух царей, пишет «У нашей измученной и многострадальной страны почти всегда одно и то же горе, одно и то же страдание». Он же сетовал что а могила царя Арчила забыта почти всеми, что знают о ней лишь немногие.
Преподобная Феодора Артская, перенесение мощей

Святая Феодора жила в XIII веке, она была правительницей, а стала небесной заступницей Арты. Происходила Феодора из Сербии, из аристократического рода Петралифов, приходилась дочерью Иоанну, правителю Македонии и Фессалии. А супруг Феодоры – Михаила, герцог Комнинский, был правителем Эпирского княжества. Жизнь святой Феодоры связана со вторым по значимости после Янины городом Эпира – Артой. После смерти мужа в 1267 году Феодора приняла монашеский постриг в монастыре святого Георгия в Арте, но еще более десяти лет правила Эпиром. Даже на вершине власти она оставалась подвижницей и истиной христианкой, жертвенно отдававшей себя делам милосердия. Почила Феодора в конце 70-х годов XIII столетия и вскоре была причислена к лику святых.
Главная достопримечательность и прославленный памятник архитектуры Арты – храм святой Феодоры, где хранятся ее мощи и чудотворный образ. Святая почитается покровительницей города, поэтому дни ее памяти – 11 и 20 марта, а также третье воскресенье после праздника Пятидесятницы отмечаются с особой торжественностью.

(Крестный ход в Арте в Праздник святой Феодоры Артской)
Обычно крестный ход сопровождают дети и взрослые в исторических костюмах, звучит греческая народная музыка и церковные гимны. В шествии принимают участие все общественные и благотворительные организации города, педагоги и учащиеся школ, музыкальные коллективы, администрация и военные.