Попразднство Богоявления. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Св. Брэннока Браунтонского (VI; Кельт. и Брит., ПЦА); свт. Кедда, еп. Ластингемского (664; Греч., ПЦА); блгв. Феодора Иоанновича, царя Московского (1598); мч. Афанасия Атталийского (1700).
Святые дня, молите Бога о нас!
Пророк , Предтеча и Креститель Господень Иоанн
Рождение Иоанна предвозвещено было Ангелом отцу его, священнику Захарии, который с сомнением принял это благовестие, за что сделался немым и остался таким до рождения сына. За шесть месяцев до Рождества Христова жена Захария - Елисавета, родственница Пресвятой Богородицы, родила сына. Родные и соседи Елисаветы радовались вместе с ней такой милости Господней. В восьмой день по закону иудейскому надлежало дать имя младенцу. Собравшиеся родственники и знакомые хотели назвать его Захарией, по имени отца. На это Елисавета сказала: "Нет, а назначь его Иоанном". Все стали говорить: "В родстве твоем нет никого, кто бы назывался таким именем" - и стали спрашивать знаками у отца: как он желает назвать сына? Захария потребовал дощечку и написал: "Иоанн имя ему". Все удивились. И тут немой Захарий заговорил. По внушению Духа Святого он стал прославлять Бога и пророчествовать о скором пришествии Спасителя и что Иоанн будет Предтечей (Предшественником) Его, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя.
(Архангел Гавриил возвещает священнику Захарии о рождении Иоанна)
Все слышавшие об этом дивном событии говорили об Иоанне: "Что будет из этого младенца?" Господь же охранял младенца, и он рос и укреплялся духом.
Иоанн рано остался без родителей. Весьма вероятно, что он был усыновлен ессеями, которые нередко брали на воспитание сирот и, укрываясь в уединенных местах, вели строго аскетический образ жизни. Потом Иоанн Предтеча жил в пустынях до дня явления своего народу. Он одевался в грубую пастушескую одежду из верблюжьей шерсти, не стриг волос, не пил вина. Его пищу составляли сушеная саранча и дикий мед.
Когда Иоанну исполнилось тринадцать лет, он покинул пустыню, пришел в долину Иордана и начал свою проповедь.(В связи с этим некоторые библеисты называют Иоанна Предтечу первым монахом в истории Церкви).
"Покайтесь - говорил пророк, - ибо близко Царство Небесное!"
Он говорил о Суде над миром, и казалось все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов к реке Иордану, в которой Иоанн крестил народ водой. Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления в мессианскую веру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедовали свои грехи.
Среди приходивших к Иордану были и люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи саддукеи - вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил:
"Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния. Помните, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь".
(Проповедь пророка Иоанна Крестителя)
Слушая такие слова, народ спрашивал его: "Что им делать?" Иоанн отвечал:
" У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же".
Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: "Учитель! Что нам делать?" Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им:
"Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается".
Спрашивали его также и воины: "А нам что делать?" Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн отвечал:
"Никогда не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем".
Многие тогда думали об Иоанне: не он ли есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос.
"Я крещу вас водой, но вслед за мной идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязывать ремень обуви его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.”
Сам Иисус Христос принял Крещение от Иоанна. (Строго говоря, Христос как сын Божий, вовсе не нуждался в Крещении, но мы знаем, что Он во всем уподобился человеческой природе, кроме греха). В церквах на Иванов день после утрени освящаются травы и цветы. Собранные накануне праздника и освященные, они считаются особо целительными.
Образ Святого и Молитва
Христос говорил о праведном Иоанне Крестителе:
“Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя.”
И недаром святой Предтеча сегодня прославляется Церковью как и Ангел, и «светлый Слова глас», к нему обращаются так:
«крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».
Образ праведного Предтечи и Крестителя можно рассматривать как образ человеческой совести. Совести, которая не дает успокоенно жить во грехе, которая мучает и укоряет, приближает нас к покаянию. Как и сам святой Иоанн — ближний друг Христов.
Еще о Пророке Иоанне Предтече можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/648581.html
http://filin-dimitry.livejournal.com/648209.html
Тропарь Предтечи
глас 2
Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже, за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.
Кондак Предтечи
глас 6
Плотскаго Твоего пришествия убоявся,/ Иордан страхом возвращашеся;/ пророческое же служение исполняя,/ Иоанн трепетом спряташеся;/ Ангельския чини ужасахуся,/ зряще Тя, во струях плотию крещаема;/ и вси, сущии во тьме, озаряхуся,// воспевающе Тя, явльшагося и просветившаго вся.
Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Преподобный Брэннок (Браннок, Барнок) Браунтонский (Brannock, Brannoc, Barnoc), игумен
Родился в южном Уэльсе и состоял в родстве с королевской семьей. В молодости был женат.
Тяготясь мирской жизнью, святой Брэннок в середине VI столетия оставил родину и отправился в район нынешнего северного Девона для просвещения местных жителей светом Евангелия. Там он проповедовал, вел подвижническую жизнь, построил монастырь на месте нынешней деревни Браунтон (Бронтон, англ. Braunton).
По преданию, в чудесном видении ему открылось, что обитель нужно строить на том месте, где подвижник увидит свинью с поросятами. Этот сюжет из его жития изображен на витраже и своде церкви Браунтона.
Предания, относящиеся к нему, несколько противоречивы. Некоторые агиографы отождествляют его со св. Брынахом (Brynach). Поскольку в Эксетере имеются два раздельных дня поминовения соответствующих святых - в апреле и 7 января, навряд ли эти два святых были одним и тем же лицом.
Древняя монастырская церковь Браунтона освящена во имя своего основателя. Согласно некоторым источникам, там он и был похоронен. В Браунтоне местные жители ежегодно празднуют память святого Брэннока.
Святитель Кедд Ластингемский (Cedd, Cedda), епископ
Память 7 января (Греч., Амер.), 26 октября (Кельт. и Брит.)
Родился в английской семье, жившей в Нортумбрии. Служению Господу посвятили себя его брат святой Чед (Caedda), а также братья Сайнибилл (Cynibill) и Кэлин (Caelin), ставшие священниками. Вместе с Чедом он был взят на обучение в Линдисфарн во времена св. Айдана.
В 653 году он вместе с четырьмя священниками был послан Освием (Oswiu), королём Нортумбрии, просвещать жителей Средней Англии по просьбе их старейшины Пэды (Peada). Вскоре он был отозван назад и послан с такой же миссией в Эссекс помогать Сигеберту (Sigeberht), королю восточных саксов обращать его народ ко Христу.
Там он был хиротонисан во епископа и основал многие церкви и монастыри, в частности, монастыри Тилбури (Tilbury) и Итанчестер (Ithancester). По случаю он оказался в родной Нортумбрии, и там. по требованию Этельвальда (Aethelwald) основал монастырь Лестинго (Laestingaeu), ныне именуемый Ластингем (Lastingham), в Йоркшире. Он стал первым настоятелем этого монастыря, не оставляя епископских обязанностей.
На соборе в Уитби (Whitby), как и св. Кутберт Линдисфарнский, он, хотя и был кельтом по воспитанию, принял римскую пасхалию. Сразу после собора он посетил Ластингем, где 26 октября 664 года скончался от чумы.
Флоренций Вустерский (Florence of Worcester) и Уильям Мальмсберийский (William of Malmesbury) впоследствии именовали его вторым епископом Лондонским, но св. Беда Достопочтенный, фактически его современник, никогда не называл его этим титулом.
Святой благоверный Феодор I Иоаннович), царь Московский и всея Руси
(Царь Феодор Иоаннович. Парсуна, 1630-е гг. Государственный Исторический Музей)
Память 7 января (Моск., Греч.) и в Соборе Московских святых
Родился в Москве 11 мая 1557 года. Он был младшим сыном Иоанна IV Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Иоанна, 19 ноября 1582 года, старший брат святого Феодора, Иоанн, был убит своим отцом, и с этого времени Феодор стал считаться наследником царского престола.
Феодор вступил на царство после смерти 18 марта 1584 года своего отца. Его воцарение сопровождалось смутой, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного (от Марии Нагой), Димитрия. Смута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова, на сестре которого, Ирине Феодоровне, был женат святой Феодор.
Венчание на царство над царем Феодором I было совершено 31 мая 1584 года. Дважды (в 1573 и 1587 годах) его кандидатура выдвигалась на престол Речи Посполитой.
Историк и философ С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» описывает обычный распорядок дня Государя так:
"Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей".
Сохранилась характеристика, данная святому Феодору одним из его современников: «Он прост, слабоумен, но очень ласков, тих, милостив и чрезвычайно набожен».
По оценке энциклопедии Брокгауза, "Феодор Иоаннович был человек недеятельный и слабоумный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами. Все управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова, который и был, в сущности, настоящим царем русским. Все события царствования Феодора связаны непосредственно с именем Бориса Годунова".
Царь Феодор Иоаннович много жертвовал монастырям и храмам по всей Руси. Так, в 1593 году над двухпролетными Святыми монастырскими воротами Успенского Тихвинского мужского монастыря по его приказу был выстроен каменный надвратный храм Вознесения Господня с приделом святого великомученика Феодора Стратилата — его небесного покровителя.
Еще с начала 1580-х годов по инициативе царя Феодора и при активнейшем участии боярина Бориса Годунова велись переговоры с кириархальной, Константинопольской, Церковью об установлении на Руси патриаршества. Это начинание увенчалось успехом на Московском Соборе в 1589 году. Царь выбрал из соборных кандидатов на патриаршество святителя Московского Иова, которого ранее сам же "понудил на великую митрополию".
В царствование царя Феодора I Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590-1595 годов. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям. В первые годы царствования блаженного Государя продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Сургут и Тары на реке Иртыш. В 1586 году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. В 1586 году у южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 году на Волге был основан острог Царицын. В июне 1591 года была отбита у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска (хана Казы-Гирея) на Москву.
В 1586 году грузинский царь Александр обратился к царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому царю, был заключен, по всей видимости, в 1587 году. Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.
Летом 1590 года, исполняя именной указ святого Феодора, самарский воевода князь Григорий Осипович Засекин и служилый человек Федор Михайлович Туров совершили закладку города-крепости Саратова.
В период правления святого Феодора хозяйственная жизнь страны постепенным пошла на подъём, удалось преодолеть тяжелые последствия экономического кризиса 1570–80-х годов и неудачной Ливонской войны (1558 – 1583). Однако последние годы его царствования были омрачены трагедией: 15 мая 1591 года в Угличе подосланными убийцами, Осипом Волховым, Данилой Битяговским и Никитой Качаловым, был зарезан младший брат государя, святой царевич Димитрий, единственный наследник русского трона после бездетного Феодора. По факту гибели царевича было назначено следствие, представившее официальную версию происшедшего. Согласно этой версии, во время игры ножичком с царевичем случился припадок падучей болезни, и он упал на нож. Народная молва обвиняла в подготовке убийства царского шурина Бориса Годунова, ходили слухи, что сам царевич спасся, а вместо него погиб другой ребенок. Все эти последствия угличской трагедии, наложившиеся на крайне тяжелые экономические условия, в которых оказалась страна к концу правления царя Бориса Феодоровича Годунова, привели в начале XVII века к многолетней Смуте в России.
Царь Феодор скончался 7 января 1598 года. По свидетельству святого Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего царя Святых Христовых Таин. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.
Современник и близкий ко двору князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о государе так: «Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому».
Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре: «…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы».
(Царь Феодор Иоаннович. Фреска Спасо-Преображенского собора московского Новоспасского монастыря, 1689 г.)
Уже в наши дни, в статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:
"Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его “тихим идиотом”. А поляк Лев Сапега утверждал, что “напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его”".
Почитание блаженного царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (+1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. В «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. В некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (+1603).
Мученик Афанасий Атталийский
Родился в Атталии и жил в Смирне. Турки часто насмехались над ним за его православную веру. Хотя он был неграмотен, Афанасий умел мудро отвечать насмешникам так, что те оставались каждый раз посрамлены.
В один день турки услышали, как Афанасий на их языке славил Бога: "Лáй лалá" ("Слава Богу!"). Его схватили и привели к мусульманскому судье, на основании того что он якобы принял мусульманство. На суде святой отверг навет и отказался отречься от истинной веры, за что, после многодневных ужасных мучений, был обезглавлен 7 января 1700 года в Смирне. По прошествии трех дней после казни и с разрешения судьи христиане получили тело святого и похоронили с почестями в храме Святой Параскевы.
Память мч. Афанасия отсутствует в официальном календаре Русской Православной Церкви, но она есть в месяцеслове Служебника, в "Настольной книге священнослужителя" и в "зелёной" Минее.