Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304).
Мчч. Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных (ок. 304);прмц. Анастасии, игум. Угличской и с нею 34 монахинь (1609); прав. Александра Чагринского (1900; Самар.).
Сщмчч. Димитрия и Феодора пресвитеров (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Великомученица Анастасия Узорешительница
Мученик Хрисогон, мученица Феодотия, мученики Евод, Евтихиан и иные
Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+ ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (+ ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.
В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.
(Мученик Хрисогон, вмч. Анастасия)
Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклитиану, — Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, — Агапии, Хионии и Ирины (( 304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц, она сама похоронила их тела.
Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
Стало известно, что Анастасия — христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.
(Великомученица Анастасия Узорешительница, художник Наталия Климова)
Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее (( ок. 304; память 29 июля и 22 декабря). Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (( ок. 304; память 22 декабря). Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница.
Тело святой осталось невредимым, — похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.
Тропарь великомученицы Анастасии
глас 4
Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси.// Того моли спасти души наша.
Кондак великомученицы Анастасии
глас 2
Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:// ты бо присно миру точиши исцеления.
Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице
О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим и во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Преподобномученица Анастасия Угличская
Память 19 марта (вероятно, день убиения), 10 апреля и 22 декабря (дни тезоименитства), в Соборе Ростово-Ярославских святых, в субботу мясопустную и 14 мая (общая панихидная память убиенных в Угличе в годы польско-литовской интервенции)
Сведения о ней содержатся в «Угличском летописце» (XVIII в.). В Смутное время при разорении Углича польско-литовские отряды разграбили и сожгли Угличский Богоявленский монастырь, а его насельницы - 35 инокинь и с ними 2 иерея, 2 чтеца, 200 дев и 60 жен - были замучены, их останки были погребены на Благовещенском погосте.
До начала XIX в. могила «убиенныя игумении с дружиною» находилась на Благовещенской улице, вблизи Благовещенской и Флоровской церквей. В 1870-х гг. могила прмц. Анастасии оказалась во дворе одного из домов. Могила была обнесена палисадником, на ней стоял памятник из белого камня и крест, в который была вставлена икона Божией Матери «Страстная». Жители поддерживали горение лампады и обращались к игумении за помощью, существовала рукописная молитва преподобномученице Анастасии.
В настоящее время на территории Угличского кремля, где находился прежде Богоявленский монастырь, установлен памятный крест.
Праведный Александр Чагринский
Александр Степанович Юнгеров, протоиерей, праведный, Чагринский
Память 22 декабря в день кончины (местн., Самар.), 9 июня в день обретения мощей (местн., Самар.), и в Соборе Самарских святых
Родился в 1821 году в селе Аблязове (ныне Радищево) Пензенской губернии, одним из пяти детей причетника Стефана Игнатьевича и Прасковьи Кузьминичны. Отец его вскоре был рукоположен во иерея и до конца своих дней служил на приходе в деревне Юнгеровке, отчего за потомками отца Стефана закрепилась фамилия Юнгеровых. За время своего непродолжительного служения в Юнгеровке отец Стефан снискал искреннюю любовь прихожан, а перед кончиной в 1831 году удостоился чудесного видения загробного мира.
В сентябре того же года Александр был определен в Саратовское духовное училище, а через пять лет он перешел в Саратовскую духовную семинарию. Учеба давалась ему трудно, поскольку был он робок и особыми способностями не отличался. Он брал прилежанием: не только весь день и вечер учил уроки, а и на ночь клал под подушку книги и как только просыпался, начинал повторять задания.
Приходское служение
В 1842 году окончил Саратовскую духовную семинарию и, женившись на сироте Елизавете Ивановне, был рукоположен 20 октября того же года года во иерея епископом Саратовским Иаковом (Вечерковым).
Его первым приходом стало село Третьяки Сердобского уезда Саратовской губернии, где он решил вопрос о строительстве церкви вместо сгоревшей.
Потом недолгое время служил в селе Неверкино, где многих язычников-чувашей привлёк к Православной Церкви.
С июля 1843 года началось его 38-летнее служение в Свято-Троицкой церкви села Балакова. Отец Александр благоговейно, тщательно, согласно с церковным уставом совершал богослужения и от причта требовал тщательности в исполнении церковных служб. Хотя в этих местах было велико влияние староверческих иргизских и черемшанских скитов, священник привлек в храм все село, а также иногородних, приезжавших в Балаково по торговым делам.
Благодаря его усердию в 1861 году в селе была освящена новая церковь построенная из красного кирпича. В 1875 году, также трудами отца Александра на средства привлеченных им добровольных жертвователей, храм был расширен почти втрое. Окрестное духовенство избрало его в своем благочинии духовником.
Чагринский старец
В 1881 году вместо увольнения по болезни за штат определился в бедный и малоизвестный женский Чагринский Покровский монастырь.
В апреле 1893 года был уволен за штат. С этого времени началось его служение, сделавшее о. Александра известным далеко за пределами не только Чагринской обители, но и всей Самарской губернии. Больные, отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые, смущаемые и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями, потекли к нему с разных концов. Порой наплыв посетителей доходил до тысячи и более человек в день. В Чагру собирались толпы разноплеменного народа, как к древним пустынножителям; они получали здесь духовное и телесное врачевание и со слезами благодарили Господа за свое исцеление.
Господь даровал отцу Александру многие благодатные дары: прозорливость, дар чудотворений, дар рассуждения. В 1896 году в статье, помещенной в "Самарских епархиальных ведомостях," отца Александра по его духовным дарованиям сравнили со святыми Иоанном Кронштадтским, Амвросием Оптинским и Феофаном Затворником.
Кончина
1900 год старец встретил на одре болезни. Сообщение о смерти его сына, иерея Василия (+ 1900), еще более ухудшило состояние его здоровья. На Пасху он заболел и соборовался, все лето был очень слаб, в декабре слег совсем. Был несколько раз приобщен, соборован, а в день кончины, 22 декабря, в девятом часу утра прочитана над ним отходная и по желанию старца, высказанному прежде, пропет пасхальный канон. В минуту кончины всем присутствовавшим была ясно заметна появившаяся на его лице светлая улыбка, которая сохранилась и по смерти до третьего дня.
Почитание
Погребение было совершено на пятый день, 26 декабря, при стечении народа и усердной общей молитве. Над могилой отца Александра в Чагринском монастыре была устроена часовня, где теплилась неугасимая лампада. По благословению епископа Самарского Гурия ежедневно совершались здесь краткие литии. В полу часовни было устроено отверстие, через которое паломники могли брать землю с могилы. Каждую весну привозили несколько возов земли, а к осени она вся разбиралась благочестивыми богомольцами, так что под отверстием образовывалась глубокая яма.
До закрытия обители в 1927 году сохранялся также домик отца Александра. Сюда после смерти старца приходили паломники с молитвой к нему, прикладывались к кресту, бывшему прежде в его руках, к иконам, пред которыми он молился, к епитрахили.
В 1927 году большевики разрушили часовню, а в начале 1930-х годов могила старца была вскрыта, причем обнаружилось нетление его мощей. Власти, опасаясь "всплеска религиозного фанатизма," ограничились тем, что зарыли тело батюшки обратно в могилу, по некоторым сведениям, даже без гроба.
В 1952 году в Пасхальную ночь четверо чагринских христиан, не убоявшись безбожных властей, установили на поруганной могиле крест и ограду, сохранившиеся доныне.
22 июня 2000 года честные останки протоиерея Александра Юнгерова были обретены в Покровском монастыре и перенесены в Иверский женский монастырь города Самары, где были положены в раке в соборном храме обители. 15 октября 2001 года был причислен к лику праведных как местночтимый святой Самарской епархии.
(Иверский женский монастырь - Самара)
Тропарь
глас 3
Да возрадуется земля Самарская, обретши тя предстателя и заступника у Престола Владычня, пастырю наш добрый и чудотворче предивный, святый праведный отче Александре, моли Христа Бога в Вере Православней и исполнении Евангельских заповедей непоколебимым пребыти и спастися душам нашим.
Кондак
глас 4
Явился еси Православныя Церкве столп, Христовых заповедей усердный делатель, приходящим к тебе с верою скорый помощник, в скорбех и нуждах утешитель и мудрый наставник: темже и нам любовию почитающим тя, грехов оставление испроси, обитель и град сей невредимы сохрани, праведне Александре отче наш, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Священномученик Димитрий Ялтинский (Киранов), пресвитер
Протоиерей Димитрий Киранов родился в 1879 году в Таврической губернии в семье священника. К тому времени род болгарских священников Кирановых насчитывал уже более 300 лет. После русско-турецкой войны отец будущего священномученика священник Михаил Стефанович Киранов организовал переселение восьмисот семей в Южную Россию. 167 семей переселились в Бессарабию, где основали село Главан в Аккерманском уезде. Три сына отца Михаила Киранова – Дмитрий, Стефан и Виктор – также стали священниками, продолжив традиции своего рода.
Дмитрий окончил Таврическую Духовную Семинарию, после обучения 4 года прослужил псаломщиком, и в 1904 году был рукоположен во иерея. Служить он стал в селе Ивановка Мелитопольского уезда Таврической губернии в Иоанно-Богословской церкви. Затем был переведен в другой храм, Вознесенский, а с 1913 года служил в Иоанно-Златоустовском соборе города Ялты. Везде отец Димитрий совмещал священническое служение с преподаванием в церковно-приходских школах. Он был не только очень активным пастырем, но и одаренным проповедником, на его проповеди в храм всегда собиралось множество людей.
В Ялте отец Димитрий встретил революционные события. В 1923 году в сопровождении агента ГПУ в город прибыли обновленцы: протоиерей Сергий Баженов и обновленческий «архиепископ» Александр Введенский. Они потребовали, чтобы им был отдан собор Александра Невского, а в случае отказа грозили карой всему городскому духовенству. Настоятель решительно отказался передавать храм. Его и еще пятерых священников тут же забрали в ГПУ, в их числе был и отец Димитрий Киранов, которого при аресте обвинили в поминовении Патриарха за богослужением и в посылке ему приветствия в связи со вступлением в руководство Церковью. Всех арестованных отправили в Симферопольскую тюрьму. После допросов священникам было предписано покинуть пределы Крыма и Екатеринославской губернии сроком на год.
(ЯЛТИНСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР)
Через год отец Димитрий был возведен в сан протоиерея и вернулся к служению в соборе Иоанна Златоуста в Ялте. Власти постоянно притесняли священника, пытаясь заставить его отказаться от ревностного служения Церкви. В 1929 году был арестован и отправлен в ссылку единственный сын отца Димитрия Лев Киранов, которому было 19 лет. А самого отца Димитрия подвергли штрафу на сумму 2 тысячи рублей. В 1930 году священника приговорили к 5 месяцам принудительных работ; в том же году он был оштрафован милицией за «допущение к богослужению постороннего собору ялтинского священника».
Власти попытались закрыть часовню святителя Николая, принадлежащую собору, овладеть ее имуществом и потом ликвидировать, но отец Димитрий закрыл часовню. Когда большевики увидели, что часовня заперта, и войти в нее никак нельзя, они вынесли постановление, что отец Димитрий должен уплатить 1113 рублей – сумму, в которую было оценено убранство часовни. Прихожане отца Димитрия быстро собрали нужную сумму, но власти не успокоились и вскоре священник был арестован сотрудниками ОГПУ по обвинению а антисоветской агитации. Также его обвинили в «незаконном сборе денег среди верующих». Приговорили отца Димитрия к 3 годам ссылки в Казахстан.
Из ссылки священник вернулся в 1935 году, и хотя был уже очень болен, он вновь продолжил свое служение. Будучи настоятелем Александро-Невского собора в Ялте, протоиерей Димитрий Киранов создал фонд материальной помощи арестованным церковнослужителям, членам общины и их родственникам.
Вскоре он был вновь арестован. Это был 1937 год, когда аресты происходили в массовом порядке. Настоятеля Александро-Невского собора обвинили как «руководителя контрреволюционной группировки церковников». Особой статьей обвинения было «оказание помощи заключенным церковникам». Священномученика приговорили к расстрелу с конфискацией имущества. Протоиерей Димитрий Киранов был расстрелян в Симферопольской тюрьме 4 января 1938 года.
В 1989 году был реабилитирован Прокуратура Крымской области УССР по 1937 году репрессий.
11 июня 1997 года был причислен к лику местночтимых святых Крымской епархии.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Феодор Поройков, пресвитер
Священномученик Феодор родился в 1875 году в селе Мимошня Угличского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя. Когда пришло время получать образование, Федор Николаевич поступил в Ярославскую Духовную семинарию, но проучился он там только два курса, а в начале XX века женился и принял священный сан.
Первоначальное место служения отца Феодора неизвестно. К 1930 году он уже был в сане протоиерея и служил в Ярославской области. В период коллективизации и раскулачивания отец Феодор был арестован, осужден (приговор – 3 года ИТЛ и 1 год ссылки) и до 1934 года находился в заключении.
В 1934 году протоиерей Феодор начал служить в церкви села Вощажниково Борисоглебского района Ярославской области и был в должности благочинного 5-го округа. В 1934 году в селе, в котором было несколько церквей, остался один храм. Отец Феодор делал все возможное, чтобы сохранить этот последний храм, предотвратить его закрытие. Когда в 1936 году был сделана очередная попытка закрыть храм, отец Феодор от имени приходского совета написал заявление-протест против закрытия церкви, которое подписали верующие и отправили в Москву. Храм удалось отстоять, но своими действиями священник навлек на себя репрессии НКВД.
10 октября 1936 года протоиерей Феодор Поройков был арестован. Все воздвигнутые на него обвинения отец Феодор отверг, не назвал даже адреса своих родных. 16 января 1937 года он был осужден Спецколлегией Ярославского областного суда за «антисоветскую агитацию» и приговорен к 5 годам ИТЛ. Местом заключения для священника стал Кулойлаг, где протоиерей Феодор и скончался 4 января 1938 года.
26 января 1996 года был реабилитирован по 1936 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года.