Святой Антоний II (Багратиони)), католикос-патриарх всея Грузии
В миру царевич Теймураз Ираклиевич, родился 8 января 1762 в Тбилиси. Он был сыном царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони и царицы Дарии Георгиевны (урожденной Дадиани), братом последнего царя Картли-Кахети Георгия XII.
Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принял монашеский постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию.
В 1784 году по просьбе царя Ираклия II был рукоположен во епископа Ниноцминдского. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II, которая в качестве подарка преподнесла новопоставленному архиерею драгоценную панагию. В том же году он был возведен в сан митрополита Алавердского.
В 1788 году был избран католикосом-патриархом Восточной Грузии. Он также стал членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. В период его патриаршества происходило постепенное присоединение Восточной Грузии к Российской империи, закрепленное манифестом о присоединении Картли-Кахети к России от 18 января 1801 года, впоследствии пересмотренном в 1801-1802 годах в сторону умаления самостоятельности грузинских земель. Этим актом в Санкт-Петербурге был фактически был предрешено упразднение автокефалии Восточногрузинской Церкви.
В феврале 1801 года командующий кавказской линией генерал К. Кнорринг обратился к католикосу с просьбой предоставить ему полные статистические сведения о Грузинской Церкви, что и было передано Антонием с присовокуплением небольшого обзора по истории Церкви и ее управления. Считая своим долгом проповедовать непротивление новой светской власти, католикос Антоний в ответ на просьбу генерала осадить сепаратистские действия царевичей писал:
"Верьте, Ваше Превосходительство, моему сану духовному, что я братьям своим и до сего времени советовал, и ныне советую, и в следующие времена никогда не перестану советовать им о пребывании в мире".
2 апреля 1803 года главнокомандующий в Грузии генерал князь П. Цицианов уведомил католикоса, что "священная есть воля Е[го] И[мператорского] В[еличества] не умножать в Грузии высоких в духовенстве званий <...> и что упраздняющиеся епархии должны быть присоединяемы к ближайшим, а паче к беднейшим епархиям." Цицианов высказал "крайнее удивление" тем, что Антоний не только не упразднил Цилканскую епархию после смерти архиерея, а рукоположил во епископа Цилканского архимандрита Досифея (Магаладзе), и советовал ему незамедлительно присоединить ее к Самтависской. Вскоре католикос-патриарх был обвинен в нарушении закона о землевладении, поощрении антироссийской деятельности некоторых оставшихся в Грузии представителей рода Багратиони и т. д.
В июне 1809 года главнокомандующий в Грузии генерал А. Тормасов в письме обер-прокурору Святейшего Синода князю А. Н. Голицыну предложил создание духовной дикастерии в Грузии, во главе которой должен был бы стоять Антоний "во уважение царского рода и всеобщего к нему здесь, в Грузии, почтения". Учреждение дикастерии сильно затянулось, и католикос-патриарх был приглашен в Санкт-Петербург "для положения прочных оснований в деле, относящемся до тамошняго духовенства, ибо по оному нужно будет сделать некоторыя перемены". Целый год Антоний откладывал отъезд, ссылаясь на плохое самочувствие, но в начале ноября 1810 года был вынужден покинуть родину, отслужив 9 ноября в соборе Светицховели последнюю патриаршую службу. Тем временем, ещё до его отъезда в Россию вопрос об автокефалии Грузинской Церкви был решен: Голицын в письме Тормасову писал о пожелании государя "устроить управление грузинским духовенством так, чтобы оно было в зависимости от Святейшего Синода". 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церкви: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзарха Грузии. На совещании Святейшего Синода 21 июня 1811 года по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха.
Владыка Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI - в частности князь Георгий Александрович Грузинский, - помогавшие бывшему католикосу в течение всей оставшейся жизни. В виде "компенсации" Антонию были пожалованы зеленая бархатная мантия; орден святого Андрея Первозванного; карета, ранее принадлежавшая императрице Елизавете Петровне; годовая пенсия в размере 54 тысяч рублей ассигнациями и штат первоклассного митрополита.
Скончался 21 декабря 1827 года в Нижнем Новгороде. Католикос-патриарх был погребён в Нижегородском Благовещенском соборе, а в 1841 году - перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. На середину 1870-х годов останки почивали в Нижегородском Преображенском соборе, в алтаре Дмитровского придела, по правую сторону. После того, как собор был взорван в 1929 году, захоронение было вероятно утрачено.
11 июля 2011 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви прославил католикоса-патриарха Антония II в лике святых и установил 21 декабря (ст. ст.) днём его памяти.
Священномученик Никита (Прибытков), епископ
Память 21 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Епископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского района (уезда) 6 декабря 1859 года. После окончания Духовной семинарии – он священник на Алтае. В 1918 году (по всей видимости) после семейной трагедии принял постриг с именем Никита. С января 1924 года до ареста в 1927 году – епископ Кузнецкий, затем Рубцовский, затем Бийский, викарий Алтайской епархии. В 1932 году осужден по статье 58 п. 10, 11 к 5 годам лишения свободы. В 1934 году досрочно освобожден и назначен епископом Мамалыжским. С 22 мая 1935 года назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии.
Еще, будучи священником, будущий епископ Никита ревностно заботился о соблюдении Устава Церкви, был усердным проповедником Слова Божия, истово и благоговейно совершал богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан.
Приняв постриг в пожилом возрасте, он быстро постиг особенности монашеской жизни, и это помогло епископу Никите быстро завоевать любовь Белевской паствы. В 1922 году при бывшем Спасо- Преображенском монастыре города Белева была создана Православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Епископ Игнатий Садковский и его брат иеромонах Георгий Садковский были организаторами и духовными наставниками общины. Их полные лишений, гонений и монашеского самоотречения жизни долгие годы являлись примером для всех православных Белева и прилегающих окрестностей.
Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община все эти годы продолжала существовать, объединяя сотни людей. Община претерпела ряд изменений. Вначале она существовала при Спасо-Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородице-рождественской) церкви, а в середине 30-х годов, когда епископ Никита прибыл в Белев, – при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви. Все эти годы прихожане были объединены одной целью: жизнью в Боге и по заповедям Божиим. Все эти годы община, затем подпольные монастыри подвергались гонениям. Как было указано выше, создатель и добрый архипастырь подпольных монастырей епископ Игнатий подвергался арестам четыре раза. Два раза отбывал сроки в исправительно-трудовых лагерях на севере. Но даже без него община продолжала существовать. Ведь корни Православия на Белевской земле были так глубоки, что небывалые жесточайшие репрессии не могли запугать верующих людей. 77-летний старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием дела. На вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина при последнем аресте: «Службы при Казацкой церкви проводились ежедневно?» – епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях».
В начале 30-х годов в России начались тотальные небывалые по своей жестокости гонения на Русскую Православную Церковь. Духовенство объявлялось «политическим противником ВКП (б)», выполняющим задания по мобилизации всех реакционных и малограмотных элементов для контрнаступления на мероприятия Советской власти и компартии. Началось массовое закрытие храмов. С 1 октября 1929 по 1 марта 1930 г. в тульской епархии были закрыты 219 церквей. В Туле были разрушены прекрасные Казанский собор, Сретенская, Крестовоздвиженская, Троицкая церкви. Следовали один за другим многочисленные аресты священнослужителей. В конце 1937 года наступила очередь епископа Белевского Никиты (Прибыткова). Епископ Никита Прибытков был арестован 16 декабря 1937 года. Вместе с ним были арестованы еще 19 человек. Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, пытались обосноваться в городе Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии).
Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при Казацкой церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя». Из 20 арестованных только один человек был светским – это врач терапевт Субботин, который обвинялся в финансировании этой группы. Все они были люди далеко не молодые. Епископу Никите в то время было 78лет!
В деле содержатся протоколы допросов "свидетелей" – нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные занимались контрреволюционной деятельностью. Из двадцати человек только пятеро не выдержали допросов и подписали протоколы, подтверждающие их контрреволюционную деятельность.
Из материалов расследования 1957 года, проведенного по заявлению сына доктора Субботина, стало известно, какими методами были добыты показания. 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали, не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой. Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года. Арестованные были переведены в Тулу. 30 декабря 1937 года "тройка" вынесла приговор: расстрел. Дата мученической кончины арестованных в Белеве епископа Никиты, монашествующих, священнослужителей и мирян – 3 января 1938 года. Их расстреляли и похоронили в Тесницком лесу на 162-м километре шоссе Москва-Симферополь.
8 июля 1957 года был реабилитирован по обвинению 1937 года, а 10 октября 1989 года прокуратура Алтайского края реабилитировала его по обвинению 1931 года.
В память о пострадавших за веру в 2001 году на месте массовых расстрелов в Тесницком лесу под Тулой возведен храм-часовня новомучеников и исповедников Российских.
(Часовня Новомучеников и исповедников Церкви Русской - Тесницкий Лес - г. Тула - Тульская область)
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Священномученик Михаил Киселев, пресвитер
Память 21 декабря и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился около 1856 года.
В 1877 году окончил Пермскую духовную семинарию по II разряду.
Не позднее 1894 года был назначен настоятелем Богоявленской церкви завода Никитинского (Майкора) Соликамского уезда Пермской губернии.
С 1899 года упоминается благочинным II округа Соликамского уезда.
Не позднее 1911 года был возведен в сан протоиерея.
Расстрелян в ночь на 3 января 1919 года.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Священномученик Сергий Цветков, диакон
Священномученик Сергий родился 5 октября 1884 года в селе Белая Колпь Волоколамского уезда Московской губернии в семье диакона Ивана Глебовича Цветкова и его супруги Елизаветы Алексеевны. Сергей поступил учиться в Вифанскую Духовную семинарию, но, проучившись три года, в 1904 году подал прошение об увольнении. В 1911 году он был рукоположен во диакона ко храму Иоанна Предтечи в селе Ярополец Волоколамского уезда, в котором и прослужил до времени закрытия его безбожниками. В 1924 году диакон Сергий был награжден двойным орарем. 28 января 1936 года он был назначен в Казанскую церковь того же села.
26 октября 1937 года помощник прокурора Волоколамского района переправил в районное отделение НКВД заметку из местной газеты, о том, что местные священнослужители, «пользуясь сталинской конституцией… проводят какие-то собрания. Прокуратура просила редакцию прислать селькора, рассказать какие проводились собрания, на что получен ответ, что письмо попало в редакцию анонимное и селькор неизвестен».
В ноябре были допрошены дежурные свидетели — жители Яропольца. Они показали, что диакон Сергий имеет тесную связь со своим братом протодиаконом Николаем (прославлен в лике святых, память 15/28 сентября), который среди народа почитается как святой человек, его посещает много народа и бывают исцеления. До сих пор многие приезжают к диакону Сергию, прося помощи и спрашивая о местонахождении брата.
(Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец, не действует)
25 ноября 1937 года диакон Сергий был арестован, причем ему ставилось в вину, что он является родным братом почитаемого народом за праведность жизни протодиакона Николая Цветкова. В тот же день он был допрошен.
– Проживая в селе Ярополец, вы среди населения вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность. Дайте ваши показания.
– Антисоветской и контрреволюционной деятельности я не вел.
– Вам зачитывается ряд показаний свидетелей, уличающих вас в антисоветских и контрреволюционных разговорах. Подтверждаете ли вы это?
– Зачитанные мне свидетельские показания я слышал и таковые отрицаю за исключением одного случая, когда ко мне на квартиру с проверкой списков избирателей пришли из сельсовета. Кто был, не помню, но я обратился к нему с вопросом: «Могу ли я голосовать не за тех кандидатов, которых мне укажут в списке, а за других?» На этот вопрос я получил ответ: «Нельзя». Других разговоров у меня не было.
Уже через два дня следствие было завершено. 29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 29 декабря он прибыл в распределитель Сиблага, а 2 января 1938 года – в его Мариинское отделение, откуда он сразу же послал родным письмо с просьбой прислать ему посылку. Через три месяца посылка возвратилась обратно, а супруга отца Сергия получила письмо от заключенного священника, который писал, что отвез отца Сергия едва живым в больницу. Диакон Сергий Цветков скончался на следующий день по прибытии в лагерь, 3 января 1938 года, и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2007 года.
Священномученик Леонтий Строцюк, диакон
Память 21 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых
Родился в январе 1878 года в селе Сагрынь Грубешовского уезда Люблинской губернии в украинской семье псаломщика.
В 1904 году был определен псаломщиком в Троицкий храм родном селе.
В 1907 году рукоположен в сан диакона к тому же храму.
В 1918 году был переведен на служение в Московскую епархию и определен в Казанскую церковь в селе Коломенское Московского уезда.
25 ноября 1937 года в Садовниковском сельсовете по требованию НКВД выдали справку. В ней было написано, что диакон Леонтий: «является организатором всех верующих сельсовета, со своей стороны считаем, что он не советский человек и своей агитацией мешает проводить все кампании на селе».
25 и 26 ноября следователи допросили свидетелей, которые подписали необходимые показания.
1 декабря власти арестовали благочинного протоиерея Валентина Кострова, заштатного священника Петра Успенского и диакона Леонтия Строцюка, заключив их в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день после ареста отец Леонтий был допрошен.
– Когда и за что вы привлекались к судебной ответственности? – спросил следователь.
– К судебной ответственности я не привлекался.
– Какие у вас взаимоотношения с гражданами, проживающими в селах Коломенском и Садовниках?
– Взаимоотношения с гражданами, проживающими в селах Коломенском и Садовниках, нормальные, ссор и личных счетов ни с кем не имел и не имею.
– Вы обвиняетесь в том, что совместно с Костровым и Успенским вели активную контрреволюционную деятельность. Дайте показания.
– Никакой антисоветской деятельности я не вел.
– Показаниями свидетелей, допрошенными по вашему делу, вы достаточно изобличаетесь в том, что вели активную контрреволюционную деятельность.
– Хотя я и уличаюсь свидетельскими показаниями в своей антисоветской деятельности, но лично я не вел никакой антисоветской агитации.
– Следствие вам не верит. Вы лжете и не даете правдивых показаний.
– Я следствию даю правдивые показания.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю.
На этом допросы были закончены. 3 декабря дело было передано на рассмотрение тройки НКВД, которая 7 декабря 1937 года приговорила диакона Леонтия Строцюка к десяти годам заключения в лагере. Этапом он был отправлен в Амурлаг Амурской области.
8 апреля 1939 года отец Леонтий подал заявление, в котором просил пересмотреть его дело, потому что никакого преступления он не совершал. Поскольку разбирательство шло долго, отец Леонтий 27 октября 1939 года подал еще одно заявление. В это время он уже находился в лазарете Малая Нюкжа первого отделения Амурлага.
Были передопрошены свидетели, а также вызваны на допрос другие. Все они подтвердили, что отец Леонтий высказывался в защиту Церкви, был недоволен закрытием храмов и поруганием святынь. Его просьбы были оставлены без последствий.
Скончался 3 января 1941 года в лагерном лазарете Малая Нюкжа первого отделения Амурлага и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 августа 2004 года.