filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

15 (28) ноября 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Начало Рождественского поста

Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299–306) и Авива (322); прп. Паисия Величковского (1794).
Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (361–363); свт. Фомы Нового, патриарха Константинопольского (668/669); свт. Мало, еп. Алетского (ок. 640; Галл.); мч. Димитрия Дабудского; прп. Филиппа, игумена Рабангского (1457); прп. Гурия, игум. Шалочского (упом. 1603).

Сщмчч. Николая Щербакова, Петра Конардова, пресвитеров, Григория Долинина, диакона, Никиты Алмазова, протодиакона (1937).

Икон Божией Матери: Ипатменская; Купятицкая; «Благоуханный Цвет».


Святые дня, молите Бога о нас!


Мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив

Мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив


Во время гонений на христиан при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (305-311) в городе Едессе были схвачены два друга, христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Мученики все переносили с твердостью и молитвой. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили. Христиане погребли их святые тела. Через много лет последний император-язычник Ликиний (311-324) начал гонение на христиан.

Диакон Едесской церкви по имени Авив, которого император повелел схватить за ревностное распространение истинной веры, сам пришел к палачам, не желая, чтобы при его розыске пострадали другие христиане. Святой исповедал веру во Христа и был приговорен к сожжению. Мученик сам пошел в огонь и с молитвой предал дух свой Господу. Когда огонь погас, мать святого и родственники обрели тело его неповрежденным. Мученика похоронили рядом со святыми Гурием и Самоном.

После смерти святых совершались многочисленные чудеса с теми, кто с верой и любовью призывал их себе на помощь. Так, однажды один воин-гот, посланный на службу в Едессу, взял в супруги благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся ее матери Софии у гробницы мучеников Гурия, Самона и Авива, что не сделает супруге никакого зла, никогда не оскорбит ее, но будет любить и почитать. По окончании службы в Едессе он взял Евфимию с собой и возвратился на родину. Оказалось, что он обманул ее: на родине у него была жена.

Евфимия стала его рабыней. Много издевательств и унижений пришлось претерпеть Евфимии. Когда у нее родился ребенок, то ревнивая готчанка отравила его. Евфимия обратилась с молитвой к святым мученикам — свидетелям клятвы обманщика, и Господь избавил ее от страданий и чудодейственно перенес в Едессу, где она встретилась с матерью. Через некоторое время клятвопреступ-ника вновь послали на службу в Едессу. Весь город узнал о его злодеянии, обличенном Софией, и по приказу правителя гот был казнен.

Святые мученики Гурий, Самон и Авив известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастли- вой семьи, им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою». В Москве в храме Иоанна Воина в Бабьегородском переулке, на Якиманке, есть придел этих святых.

Тропарь мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива

глас 5
Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь святую укрепи,// яко един Благ и Человеколюбец.

Кондак мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива
глас 2
С высоты, мудрии, благодать приемше,/ сущим во искушениих предстоите, всехвальнии./ Темже отроковицу, святии, от смерти горькия избависте,// вы бо воистинну есте Едесу слава и миру радость.

Величание святым мученикам Гурию, Самону и Авиву

Величаем вас, страстотерпцы святии Гурие, Самоне и Авиве, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва святым мученикам Гурию, Самону и Авиву

О святии мученицы и исповедницы Христовы Гурие, Самоне и Авиве! Теплии о нас ходатаи и молитвенницы пред Богом, во умилении сердец наших, взирая на пречистый ваш образ, смиренно молим вас: услышите нас, грешных и недостойных рабов своих, сущих в бедах, скорбех и напастех, и призрев наша тяжкая и безчисленная прегрешения, явите нам свою великую милость, воздвигните нас из глубины греховныя, просветите наш ум, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие. Осените нас миром, любовию и страхом Божиим, умолите милосерднаго Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да соблюдет Церковь Свою Святую от неверия, ересей и расколов. Да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругам любовь и согласие; чадам послушание; обидимым терпение; обидящим страх Божий; скорбящим благодушие; радующимся воздержание. Всех же нас да покрыет Своею всесильною десницею, и да избавит от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, и напрасныя смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих ангелов, во еже избавится нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тайных воздушных мытарств его, и неосужденными предстати Престолу Господа Славы, идеже лицы святых Ангел со всеми святыми выну славят пресвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Преподобный Паисий Величковский

Преподобный Паисий Величковский


Паисий (Величковский) (1722 - 1794), архимандрит Нямецкого монастыря, преподобный.
Память 15 ноября, в Соборах Молдавских и Полтавских (Укр.) святых, а также Афонских преподобных.

Родился в 1722 году в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.
Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит святого Илии. В 1758 году был рукоположен в священный сан.

скит святого пророка Илии, Афон
(скит святого пророка Илии, Афон)

В 1763 году преподобный Паисий с 64 монахами переселился обратно в Молдавию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и был поставлен настоятелем монастыря Драгомирны. За три года число Драгомирнской братии утроилось. Устроитель братства отец Паисий написал и ввел устав по чину свв. Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы. Основные идеи этого устава: нестяжательность, отсечение воли и послушание, умная молитва и чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние (образцовая больница, странноприимница, церковные художества и др.).

Земля, на которой помещался Драгомирнский монастырь, после русско-турецкой войны в 1774 году отошла к римо-католической Австрии. Авва Паисий, не видя возможности мира духовного для православных в новом государстве, решил уйти и увести за собой всю братию — 350 человек. Господарь Григорий Гика и митрополит Молдавский Гавриил предоставили им уединенный в горах бедный Секульский монастырь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда братия умножилась и преподобный Паисий стал просить о помощи в строительстве келлии, то ему было повелено переселиться с братией в богатейший Нямецкий монастырь, что он и исполнил в 1779 году, оставив часть братии в Секуле.

Житие в Нямецком монастыре преподобный Паисий устроил по образу Драгомирны и Секула — общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное (утром и вечером) исповедание помыслов духовникам. Паства преподобного умножилась, были иноки более чем 10 национальностей и число их к 1790 году возросло до 10 тысяч человек. В то время это была самая многолюдная обитель Православной Церкви. В 1790 году преподобный Паисий был возведен в сан архимандрита, продолжая окормлять по-прежнему Секул и другие окрестные монастыри и скиты.

На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского. Преподобный Паисий приводил многочисленные доказательства и свидетельства святоотеческого почитания умной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», которая есть и моление, и исповедание веры. «Умно-сердечная молитва — для преуспевающих, для средних — пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных — послушание и труд», — поучал старец.

Нямецкий_монастырь_во_имя_Вознесения_Господня_румыния
(Нямецкий_монастырь_во_имя_Вознесения_Господня_румыния)

Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился 15 ноября 1794 году, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.

Нямецкий монастырь главный вход
(Нямецкий монастырь главный вход)

рака с мощами прп. Паисия Величковского
(рака с мощами прп. Паисия Величковского)

Его переводы с греческого на славянский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в славянской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, «Ответы» преподобных Варсонофия и Иоанна, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое.

Клеопа _Илие_3
(один из самых известных настоятелей Нямецкой обители- великий старец Клеопа Илия. Книгу о нем можно почитать тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/104871.html)

Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

Тропарь преподобного Паисия Величковского
глас 2
Странен быв на земли,/ Небеснаго Отечества достигл еси/ преподобне отче Паисие,/ добротолюбия подвижниче,/ верных научил ум к Богу возводити/ и сердцем к Нему взывати:/ Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,/ помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобного Паисия Величковского

глас 8
Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.


Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий


Блаженный Елпидий в царствование Юлиана Отступника был членом государственного совета. Как христианина, его привели на суд Юлиана, который повелел надеть на него власяную одежду, унизанную гвоздями и смазанную горячею смолою. После этого его начали бить, так что гвозди вонзались в тело блаженного. Мученик мужественно переносил страдания и не соглашался на убеждения отречься от Христа. Тогда его бросили в ров и начали обливать сверху горячей водой, от чего тело его покрылось струпьями. Для увеличения мучений, беззаконный правитель приказал смешать смолу, вар и другие подобные вещества, разжечь их и поливать ими загнившие раны мученика, а в рот лить ему горячую смолу. Наконец, святого Елпидия вместе с Евстохием и Маркеллом привязали к диким коням, чтобы они их растерзали. Однако кони не причинили им никакого вреда. Тогда святых избили палками и бросили в огонь, где они предали дух свой в руки Бога Живого.

Честные тела их были погребены на Кармильской горе1 и некоторое время находились там. Но однажды Христос, вместе с Ангельскими силами, при блеске молнии и раскатах грома, явился туда и приветствовал святых мучеников. При этом Господь оживил тело святого Елпидия и послал его на новые подвиги. Слух об этих подвигах дошел и до Юлиана. Как только узнал Юлиан, что Елпидий невредим, приказал растянуть тело святого мученика, привязав его к четырем столбам, немилосердно бить, острыми пилами наносить раны и растирать их уксусом и солью. Затем велел разложить тело его на горячие уголья и сверху посыпать горячим пеплом. Когда святой мужественно перенес и эти мучения, его повесили на дерево и стали прикладывать к телу его раскаленный щит, посыпая его пеплом. Во время сих мучений произошло дивное чудо: по молитвам святого, стоявшие неподалеку идолы рассыпались в прах. Видя это, язычники, в числе шести тысяч человек, обратились к вере Христовой. После всего этого святого Елпидия бросили в разожженную печь, где святой предал душу свою Господу, Коего возлюбил измлада2. Богу, дивному во святых Своих честь и слава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

_______________________
Примечания
1
Гора Кармил расположена в средней части Палестины; верхним концом вдается она в Средиземное море, а южным упирается в Самарийские горы.

2 Св. мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий пострадали около половины IV в.


Мученик Димитрий Дабудский

Мученик Димитрий Дабудский


Сведения о мученике Димитрии сохранились в Синаксаре Константинопольской церкви (кон. X в.), согласно которым он происходил из сел. Дабуда (Даода), расположенного в 24 милях от г. Амапас. Во время правления Максимиана Галерия (293-311) и Максимина Дазы (305-313) Мучений Димитрий был схвачен правителем области Пуплием за проповедь Христианства, претерпел многие мучения и был обезглавлен мечом.

В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) содержатся некоторые добавления к этому синаксарному Житию. В частности, рассказывается, что на суде мученик открыто исповедовал Христа и наставлял присутствующих в основах христианской веры, а также обличал ложное служение языческим богам, говоря, что и сами идолы, и те, кто им поклоняются, слепы и глухи. После того как св. Димитрия казнили, его тело было с честью погребено благочестивыми христианами. Автор этого жития свидетельствует, что в его время (X в.) от мощей святого происходили исцеления.

В Патмосском списке Типикона Великой церкви (IX-X вв.) город, близ которого располагалось сел. Дабуда, назывался не Амапас, а Амис. Свт. Димитрий Ростовский пишет, что сел. Дабуда находилось во Фракии, на основе чего архиеп. Филарет (Гумилевский) сделал предположение, что Димитрий Дабудский был славянином. Однако архиеп. Сергий (Спасский) считает эту гипотезу неверной и утверждает, что сел. Дабуда находилось в окрестностях Амиса (совр. Самсун, Турция) в Еленопонте.

Среди исследователей нет единого мнения относительно времени кончины святого. В комментарии к житиям, составленным свт. Димитрием Ростовским, сообщается, что мч. Димитрий пострадал в 307 г., тогда как прп. Никодим Святогорец предполагает, что он был казнен в 298 г.

В Минее Paris. gr. 259, XII в., память мч. Димитрия Дабудского помещена под 22 ноября вместе с церковной службой в его честь, которая присоединена к службе мученикам Кикилии (Цецилии), Стефану и Марку, написанной гимнографом Георгием.


Священномученик Николай Щербаков, пресвитер

Николай Павлович Щербаков родился 24 июля 1876 года в селе Лабазы Бузулукского уезда Самарской губернии в семье священника. После окончания Самарской духовной академии и женитьбы, он принял сан и был отправлен служить в город Чапаевск Самарской области. В 1932 году отца Николая арестовывают. Для соблюдения внешней законности надо было предъявить какое-то обвинение, поэтому священника объявляют спекулянтом и пытаются привлечь к уголовной ответственности. С тем, что это обвинение нелепо, не смогло не согласиться в тот момент даже ОГПУ, и через 8 дней отца Николая отпускают.

Еще 3 года отец Николай Щербаков служит настоятелем в своем храме в Чапаевске. Следующий арест последовал 29 марта 1935 года. Несостоявшемуся «спекулянту» теперь приписываются «руководство контрреволюционной группой, пропаганда свержения соввласти и разговоры о необходимости убийства Сталина». В это время никто уже не заботился о том, чтобы обвинение выглядело правдоподобным. Был вынесен приговор: 5 лет ссылки в Казахстан. Отец Николай отбывал ссылку в городе Семипалатинске, где работал счетоводом.

23 ноября 1937 года священник арестован в ссылке. На допросе на требование следователя – признаться в проведении антисоветской агитации – он дал ответ:

– Нет, этого я не признаю. Проживая в Семипалатинске как ссыльный, никакой антисоветской агитации я никогда не вел. Другого показать ничего не имею.

Священнику Николаю было вынесено обвинение, в котором говорилось: «Щербаков, проживая в г. Семипалатинске как ссыльный, занимался контрреволюционной деятельностью. Клеветал на руководителей партии, правительства и советской власти, распространял провокационные слухи о конституции СССР, восхвалял буржуазный строй. Выражал явное недовольство о политике цен на промтовары, контрреволюционно истолковывая их. Распространял контрреволюционное сочувствие по отношению к кулачеству».

25 ноября 1937 года тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской области иерей Николай Щербаков был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. 28 ноября приговор был приведен в исполнение.

29 апреля 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Семипалатинской обл. по 1937 году репрессий, а 19 мая того же года был реабилитирован Прокуратурой Куйбышевской обл. по 1935 году репрессий.
Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.


Священномученик Григорий Долинин, диакон

Григорий Иванович Долинин родился в 1875 году в селе Хохлово Нижегородской губернии. Происходил он из крестьянской семьи и образование получил в сельской школе. Известно, что до революции Григорий Иванович работал конторщиком. С 1926 года он служил псаломщиком в храме одного из сёл Нижегородского края (пока не удалось установить точного места), за что был в 1930 году «раскулачен» и приговорен к 3 годам исправительно-трудового лагеря. Так в те годы преследовалось любое служение Церкви.

В 1932 году его досрочно выпускают, и он возвращается к деятельности псаломщика. На этот раз он прислуживает в церкви села Скоробогатова, куда его вскоре и рукополагают диаконом. Служить в нижегородском селе ему пришлось недолго. 31 декабря 1934 года диакон Григорий Долинин арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Следует приговор: 5 лет ссылки в Казахстан. Сначала отца Григория отправляют этапом в Алма-Ату, затем переводят в Щербакты.

21 ноября 1937 года диакона арестовывают в ссылке. Обвинение звучало следующим образом: «Контрреволюционная пропаганда, член церковно-сектантской к/р группы под руководством Борзаковского из числа преимущественно духовенства и сектантов всех ориентаций, участие в нелегальных богослужениях».

На следствии отец Григорий показал: «Ни в какой контрреволюционной группе я не состоял. Правда, я по своему убеждению религиозный человек, прибыв в ссылку, я вращался с духовными, но кроме религиозных обрядов вместе с ними я ничего не совершал».

После того, как тройка при УНКВД вынесла смертный приговор, диакон Григорий Долинин был расстрелян 28 ноября 1937 года.


Священномученик Никита Алмазов, протодиакон

Протодиакон Никита Григорьевич Алмазов родился в 1874 году в селе Сущево Смоленской губернии в семье священника. Свое служение Церкви начал в должности псаломщика. В 1897 году он был рукоположен в сан диакона. В материалах архивного уголовного дела говорится, что о. Никита Алмазов «…в период Русско-японской войны служил диаконом в составе главнокомандующего генерала Куропаткина. С 1907 по 1918 год служил диаконом Семеновского Преображенского полка в соборе всей артиллерии гор. Петрограда. В 1933 году служил диаконом в Греческой Посольской церкви. Имеет от Царского правительства ордена: Анны III степени, Владимира II степени, семь медалей. Произведен в сан Протодиакона. Принадлежит к тихоновскому течению».

В 1935 году согласно решению особого совещания при НКВД СССР был административно выслан из Ленинграда, как социально опасный элемент, в Казахстан сроком на 5 лет. Ссылку отбывал в городе Атбасаре Северо-Казахстанской области. Имел контакты с сосланными из г. Ленинграда в г. Атбасар священниками Феодотом Андреевым, Василием Сокольским, Николаем Ковалевым. 22 ноября 1937 года арестован Атбасарским РО НКВД. Постановлением тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области от 28 ноября 1937 года протодиакон Никита Алмазов приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 28 ноября 1937 года.


Священномученик Петр Конардов, пресвитер

Петр Иванович Конардов родился в селе Троицкое Московской губернии в 1870 году. Он происходил из священнической семьи. Пойдя по стопам отца, Петр заканчивает Духовную семинарию, после чего его посвящают в диаконы. Позднее отец Петр становится священником. Незадолго до ареста его приписывают к храму Иоанна Предтечи в селе Ивановское (в Реутовском районе Московской области), в котором он служит до конца 1936 года.

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (в 1960 году село Ивановское стало частью Москвы)
(Храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (в 1960 году село Ивановское стало частью Москвы))

26 декабря 1936 года отца Петра арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму в Москве. Он был обвинен во «враждебном настроении к мероприятиям партии и Советской власти», и за это «настроение» приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. После этого священник был препровожден на Станцию Щербакты в Казахской ССР, к месту отбывания ссылки. Там отец Петр встретился с другими клириками и мирянами, пострадавшими от безбожных властей за Имя Христово. Мученики не оставили молитвы и старались по возможности регулярно совершать богослужения.

20 ноября 1937 года последовал арест. Отец Петр вместе с другими был обвинен в том, что он «член церковно-сектантской контрреволюционной группы из числа преимущественно духовенства и сектантов всех ориентаций». На допросе иерей Петр категорически отверг свою причастность к каким-либо сектантским группам, но не отрицал, что принимал участие в богослужениях, проводимых православным духовенством на квартире.

Тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской области отец Петр Конардов по обвинению в «контрреволюционной пропаганде» был приговорен к высшей мере наказания. 28 ноября 1937 в 2 часа ночи приговор приведен в исполнение – отец Петр был расстрелян.

20 августа 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви священномученик Петр причислен к лику святых.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments