filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

01 (14) ноября 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобный Давид Эвбейский


Преподобный Давид Эвбейский

Давид Эвбейский (греч. Ϫαυΐδ, Ϫαβὶδ ὁ ἐν Εὐβοίᾳ; 1519 - ок. 1600)
Память 1 ноября (Греч.)


Родился в 1519 году в Гардинице (совр. Кипариси) в епархии Локрида в семье благочестивых родителей, иерея Христодула и Феодоры. С трехлетнего возраста он полюбил церковные богослужения и старался часто бывать в храме. В детстве ему было видение св. Иоанна Предтечи, который побуждал его следовать за ним. Мальчик отправился в посвященную Иоанну Предтече часовню, где пребывал 6 дней и ночей, пока его не нашли родители.
В возрасте 15 лет Давид покинул свой дом и стал послушником старца Акакия, вместе с которым прожил пять лет в одном из монастырей в области Магнисия. За особый аскетизм, мудрость, смирение и любовь к ближнему братия стали называть 20-летнего Давида старцем. Затем Давид вместе со своим наставником поселился в монастыре Комнинион близ горы Осса, где был рукоположен во диакона.

Они отправились на Афон, а когда Акакий уехал в Константинополь, Давид остался жить в Великой Лавре. В Константинополе Акакий был поставлен во митрополита Нафпактского и Артского. Он взял Давида в свою епархию и вскоре рукоположил его во иерея.
Давид стал игуменом Варнакова Успенского монастыря. Во время посещения этой обители Константинопольским патриархом Иеремией I один из членов его свиты, Эммануил, совершая проскомидию, увидел Давида, озаренного божественным светом и стоявшего на воздухе на высоте аршина над землей. Патриарх хотел возвести Давида в сан архиерея, но тот решительно отказался. Претерпев много огорчений от своевольных иноков, Давид был вынужден покинуть эту обитель и поселился на горе Стирион, между Геликоном и Парнасом, где основал небольшой монастырь. Однажды Давида обвинили в том, что он способствовал побегу нескольких рабов-христиан, принадлежавших турецкому правителю г. Ливадия. Его избили палками и бросили в темницу. После того как некоторые благочестивые христиане этого города заплатили выкуп, Давид был освобожден. Он не вернулся на гору Стирион, а стал искать место для уединения. Чудесным образом, расстелив свою рясу на воде и сев в нее как в лодку, преподобный переправился через Эвбейский залив.

На острове Эвбея Давид поселился в пещере в горах рядом с разрушенной Преображенской церковью, недалеко от совр. городка Лимни. Вскоре слух о нем распространился в окрестностях, и к нему начали приходить христиане за советом и наставлениями. Те из них, кто стремились к подвижничеству, оставались жить рядом со старцем, и тогда возникла необходимость создания монастыря. Давид позвал мастеров и показал им место, где он желал построить монастырь, - на вершине горы, выше разрушенной церкви. Дав им наказ готовить строительные материалы, он отправился собирать средства среди христиан Греции, находившейся в то время под властью турок, в Дунайские княжества и в Россию. Получив значительные пожертвования и опасаясь быть ограбленным по дороге, он выдолбил в бревне полость, вложил туда драгоценности, закупорил отверстие и, сотворив крестное знамение, бросил бревно в одну из русских рек. По молитве святого бревно принесло к берегам Эвбеи и, вернувшись на остров, Давид благополучно обрел сокровища. Тем временем мастера начали строительство собора рядом с разрушенной церковью, а не на вершине горы, как им указал старец. Они объяснили это отсутствием воды. Взяв с собой мастеров, преподобный поднялся на вершину и, помолившись, ударил посохом о скалу. Из камня тотчас забил источник. Однако прп. Давид разрешил строителям продолжить возведение собора там, где они уже начали. Воду из источника спустя много лет подвели в монастырь.

Монастырь преподобного Давида Эвбейского. Внутренний двор, Эвбея, Греция
("Монастырь преподобного Давида Эвбейского, внутренний двор, Эвбея, Греция)


В основанном Давидом Преображенском монастыре собралось много иноков. Неоднократно архиереи и жители других областей Греции просили его посетить их ради поучений и наставлений (так, преподобный отправился на Пелопоннес, чтобы примирить враждовавших греч. архонтов).
Преподобный Давид прославился чудесами еще при жизни (напр., одно из них - избавление жителей сел. Дистос от комаров). Достигнув 70 лет, он передал игуменство одному из братий, а сам уединился в пещере-аскитирии в окрестностях монастыря, возвращаясь в обитель только на субботу и воскресенье. Остальные дни он пребывал в молитве, питаясь только принесенными с собой из монастыря антидором и св. водой.
Скончался около 1600 года. Предвидев свою кончину, преподобный созвал учеников, чтобы дать им последние наставления. После смерти преподобного его монастырь стал местом паломничества, т. к. от мощей святого происходило множество исцелений.

Честная глава и правая рука прп. Давида Эвбейского
(Честная глава и правая рука прп. Давида Эвбейского - хранятся в монастыре прп. Давида Эвбейского)


Житие преподобного Давида Эвбейского составлено его учеником и сподвижником Христофором.

Тропарь
глас 8
В тебе отче известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней;/ темже и со ангелы срадуется,// преподобне Давиде, дух твой.

Молитва святому преподобному Давиду Эвбейскому

Преподобне отче Давиде! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.

Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненныя и милостями облагодетельствованныя, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней главе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.

О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Преподобномученики Иаков Костурский и двое его учеников Иаков иеродиакон и Дионисий монах

Собор всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших
(Собор всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших)


Святой преподобномученик Иаков был родом из одного селения в Касторийской епархии. Родителей его звали Мартин и Параскева. В молодости, разводя овец и зарабатывая тем себе на жизнь, он через то возбудил в брате своем, как Авель в Каине, зависть. Несчастный брат оклеветал его перед турецким правителем, сказав, что тот будто бы нашел и утаил сокровище. Чтобы избежать, с одной стороны, зависти брата, а с другой – преследования турок, Иаков удалиля в Константинополь и там весьма разбогател, продав своих овец. Однажды, находясь в гостях у некоего турка, он услышал, сверх чаяния, из его уст хвалу чистоте христианской веры. Рассказал турок Иакову, как жена его, одержимая бесом, приведена была к патриарху Нифонту(1), который, едва только начав читать над нею Священное Евангелие, как к изумлению его самого, эфенди и слуг вдруг разверзлась церковная кровля и свет небесный, окружив патриарха и бесноватую, разлился по всей церкви.

Слыша это от агарянина, Иаков умилился и пришел к патриарху просить его советов в рассуждении своего положения. Беседы святителя до того растрогали его, что он сразу же раздал нищим триста тысяч пиастров, удалился на Святую Гору и, обойдя ее монастыри, вступил в братство Дохиарской обители.
Некоторое время спустя перешел он оттуда в запустевший Иверский скит честного пророка Иоанна Предтечи и возобновил его, подчинив себя старцу по имени Игнатий. Там проводил он равноангельскую жизнь в безмолвии, посте, всенощных бдениях и различных подвигах самоотвержения. Непрестанно подвергаясь нападениям дьявола через различные мечты и видения, он наконец при помощи Божией отогнал от себя врага спасения и воспринял залоги Божественного Духа, возвысившись до такой чистоты, что бы удостоен откровений небесных. Как и апостолу Павлу, явлены были ему райские обители и узилища адовы, и по дару свыше перед ним были раскрыты сердечные и сокровенные мысли и чувства всех и каждого из приходивших к нему.

Господь удостоил его и дара чудес. Молитвой извел он в скиту Предтечи ключевую воду, которая с тех пор называется водой святого Иакова. Двукратно по молитве его сосуд сам наполнялся елеем. В Ватопеде он исцелил одержимого бесом послушника. Раз во время засухи святой, подобно Илии, низвел с неба дождь.
Однажды, путешествуя в сопровождении одного монаха, он был охвачен великим туманом и темнотою, так что оба путника подвергались опасности сорваться в бурлящую реку. Но когда святой Иаков помолился, туман разделился надвое и им открылсья путь. Как-то раз, тоже в пути, возжажадав и не находя воды, преподобный помолился – и ключ воды показался перед ним.

Так как желал Иаков большего безмолвия, то оставил он Иверский скит и удалился во внутреннюю часть пустыни Афона, где с шестью учениками своими подвизался уединенно и полагал в своем сердце восхождения к таинствам Божественных созерцаний: все дни, кроме субботы и воскресенья, он хранил безмолвие. Короче говоря, для всей Святой Горы того времени он был истинным путеводителем на пути спасения.
Возникло в душе подвижника желание посетить Этолию. Собрав учеников своих, он взошел на вершину Афонской Горы помолиться. В молитве провел святой всю ночь. И вот увидел перед собою старца. Сказал тот старец, что Богу угодно его желание , и он может отправиться в пределы Этолии.
Таким образом Иаков с учениками своими удалился с Горы и пришел в город, именуемый Петрою, о котором предсказал, что через три дня сделается он жертвою пожара. Затем посетил Метеоры и, дав поручение тамошним инокам, отправился в Невпакту, в монастырь честного и славного пророка Иоанна Предтечи, лежащий близ деревни под названием Тревекиста. Там, пополнив его многочисленную братию, он продолжил свои постнические подвиги.

Между тем христиане окрестных селений, узнав о прибытии в пределы их великого старца, начали во множестве стекаться к нему. Преподобный всех их принимал, утешал, назидал и творил множество чудес. Так бесновавшуюся девицу освободил он от демона; мальчика, который по действу дьявольскому пожирал угли вместо обычной пищи, осенив Честным Крестом, освободил от насилия сатанинского; некоего волхва-христианина предал сатане в измождении (см. 1 Кор. 5:5) за то, что тот не хотел сознаться в волшебстве своем. Пребывая там, много совершил он и других чудес.
Видя происходящее, местный архиерей Акакий был охвачен завистью и другими преступными побуждениями и, подстрекаемый завистниками славы святого, донес на него турецкому правителю. Он сказал ему, что странный старец, поселившийся в Тревекисте неизвестно с какой целью – а вероятно с неприязненной, – собирает вокруг себя множество народа, и не диво, если произойдет мятеж. Мусульмане смутились: они оповестили об этом трикальского бея, который немедленно отрядил 18 вооруженных кавасов, чтобы схватить обвиняемого.

Между тем все происходившее святой предвидел по откровению свыше. Он предупредил своих учеников, побуждая их к подвигу, и всю ночь накануне воскресенья провел без сна. Утром преподобный велел, как можно скорее совершить Божественную литургию. Однако же еще до ее окончания агаряне, разъяренные , как дикие звери, окружили храм. Видя их, ученики преподобного затрепетали

- Кого ищете? – спросил святой у агарян.
- Авву, – отвечали они.
- Это я, – сказал он им.

Тогда посланные объявили ему повеление бея. Ласково пригласил их преподобный отдохнуть после пути, угостил их, растроганных его приветливостью, и затем вместе с ними в сопровождении двух своих учеников отправился к бею.
Долго бей расспрашивал святого Иакова, то ласково, то с угрозами и пытками выведывая, справедливый ли на него донос, и, не найдя никакой вины, вверг его в темницу на сорок дней – до тех пор, пока не сообщит обо всем Порте и оттуда не придет повеление.

Находясь в темнице, двое учеников старца – Феона (который прежде подвизался в Пантократорской обители, а после сделался учеником святого) и Маркиан спросили его, что станет с монастырем и братией после его смерти и когда освободятся они из рук агарянских? Он ответил им:

- Мы опять будем вместе близ Солуни, в монастыре святой Анастасии, что в Галатисте. Следовательно, мы будем неразлучны и в нынешнем веке, и в будущем.

Действительно там, в Галатисте, в монастыре святой Анастасии ныне находятся мощи сего преподобного и пострадавших с ним двух учеников его. Мощи святого Феоны, впоследствии ставшего игуменом той обители и принявшего сан архиепископа Солуни, пребывают в нетлении там же.
Томясь в заключении, святой Иаков написал послание братьям, находившимся в Тревекисте, побуждая их к достойному прохождению своего иноческого подвига. Вместо себя назначил он игуменом Феону, строго советуя покоряться ему как отцу. В заключение же просил после смерти его и его сподвижников совершить по нем сорокоуст.

Между тем от султана Селима пришло повеление представить святого с учениками его Иаковым и Дионисием в Адрианополь, куда они были и отправлены в оковах.
Султан прибыл в Дедимотихон, где святые исповедники были ему представлены. Грозно смотря на преподобного Иакова, султан спросил его:

- Для чего ты привлек к себе множество христиан? Кто тебе позволил это? Разве ты какой властитель?

Святой отвечал:

- Ты властитель и царь в этом мире, а мне дана другая власть от Бога.

Султан спросил:

- Какая власть дана тебе от Бога?

И святой ответил:

- Учить Закону Божиему единоверных мне христиан, да уклоняются от всякого зла, исполняя заповеди Его.
- Ты лжешь!
– с гневом воскликнул султан. – Сознайся в своем преступлении, в котором обвиняет тебя донесением мое правительство.
- Я сознался чистосердечно во всем,
– сказал преподобный. – Если не веришь, я в руках твоих: делай, что хочешь.

Тогда султан повелел сечь старца и учеников его бичами. Ни слова не произнес и ни одного звука не издал преподобный во время этого тяжкого мучения, как будто не он, а кто-то другой претерпевал бичевание. Вслед за тем ввергли их в темницу.

На другой день была новая пытка. По повелению султана истязатели сжимали бинтами главы пленников, от чего святой не потерпел никакого зла, но у дьякона Иакова выпал глаз. На этого дьякона более всего нападал султан, видя его благообразие и красоту лица, и всячески старался отвлечь его от Христа, но напрасно.
После этого исповедников связали и отправили в Адрианополь для новых пыток. Спустя некоторое время прибыл туда и Селим-паша. Докладывая правителю о содержащихся в узах трех иноках, он в частности сказал, что один из них предсказывает людям будущее. Правитель, слыша это, обрадовался и немедленно приказал призвать преподобного. Когда явился узник, он спросил его:

- Сколько лет я буду еще жить?
- Девять месяцев,
– отвечал преподобный.
- Не знаешь, что говоришь, – возразил правитель. – Я должен еще быть в Родосе..
- Ты умираешь! Зачем же хочешь в Родос?


Слова преподобного впоследствии сбылись.
Хотя правитель и не поверил этому пророчеству, однако тайный страх овладел им. По его повелению преподобного опять ввергли в темницу. Чтобы найти причину для вынесения мученикам смертного приговора, султан послал одного из своих пашей спросить святого, как он полагает: кто есть Христос и кто – Магомет? Когда паша предложил преподобному этот вопрос, тот отвечал с твердостью:

- Христос наш есть совершенный Бог и совершенный Человек, – потом объяснил паше таинство воплощения и все Домостроительство спасения Божия и Промышления Его о человеке.
- Но как думаешь ты о нашем пророке?
– спросил паша.
- Магомет ваш не пророк, а обманщик и льстец, враг Христа Бога и веры нашей. Никто из людей так не прогневал Бога, как Магомет, и кто надеется на него и считает его пророком, тот погибший.

Паша передал все это султану. Султан пришел в бешенство. Тут же послал он в темницу янычар, обещая им свою милость, если только убедят они преподобных, каким бы то ни было способом отречься от Христа. Однако все было тщетно.
Султан повелел привести пленников к себе. Когда они предстали перед ним, варвар приказал терзать плоть их орудиями мучений и сокрушать челюсти их, а другие между тем принуждали их есть мясо, зная, что монахам не позволяет того закон.

В продолжение этой пытки кровь мученическая текла ручьями и напитала землю. Однако преподобномученики оставались непоколебимы и терпеливо сносили мучения.
По повелению царя их опять ввергли в темницу, где и пробыли они три дня. Наконец султан, не удовлетворившийся столькими пытками, повелел истязателям вывести святых на новое мучение.
Прежде всего приказал он вырезать ремни из их кожи от сосцов до плеч, вырвать внутренности святого старца и уксусом, смешанным с солью, поливать раны его; учеников же его сечь долгое время бичами.

Измученных и едва дышащих, снова ввергли их в темницу. Но еще предстоял страдальцам конечный подвиг. Видя, что они ни во что вменяют всякого рода страдания, султан велел разрывать на части ноги их железными когтями, бока их опалять огнем и без милости обтирать раны грубыми полотнами, напитанными солью. Мучимые таким образом на протяжении семнадцати дней, страдальцы, наконец, осуждены были на смерть через повешение.

В день казни святой Иаков на диво смотрящим пришел на смертное место, имея вместо ног только кости, лишенные плоти. Двух учеников его, совершенно изнемогших, привели исполнители приговора. Святой Иаков попросил дать ему время для молитвы и, получив позволение, поставил дьякона Иакова по правую руку, а Дионисия по левую и сказал им:

- Чада мои! Время отойти нам к возлюбленному Христу, за которого удостоились мы пострадать. Итак, помолимся Ему о всем мире, о Церкви и возблагодарим за то, что Господь, освободив нас от суетного мира, удостаивает наследия бесконечного Царствия Своего.

Тогда все трое пали на землю и поклонились трижды Богу. Потом вынул преподобный три сокровенные частицы Животворящих Тайн Христовых и, преподав их ученикам своим, приобщился сам. Наконец, подняв длани и очи к небу, великим гласом возопил:

- Господи! В руце Твои предаю дух мой! – и тихо скончался с улыбкой на устах.

Видя это, воины изумились и возвестили об этом султану, который повелел и мертвое тело повесить, а по правую и по левую сторону святого повесили его учеников.

Так скончались добропобедные мученики и приняли страдальческий венец. Совершилось это 1 ноября 1520 года. Честные мощи их выкупили христиане, унесли в селение, именуемое Албани (близ Адрианополя), и положили в трех отдельных гробницах. Каждое воскресенье и по праздникам над местом упокоения тел святых мучеников являлся небесный свет. Это видение замечали все, жившие окрест.

Однажды один артинский священник по имени Николай решил навестить своего брата, жившего у реки Дунай. Отправившись к нему верхом, он благополучно достиг Адрианополя. Но здесь внезапно заболел его конь, так что он не мог ни продолжать путь вперед, ни возвратиться назад. Попав в такие крайние обстоятельства, он вспомнил святого Иакова и взмолился ему такими словами:

- Святой преподобномучениче Христов Иакове! Помоги мне, страннику и путешественнику, на земле чужой.

Конь тотчас исцелился. С чувством глубокой признательности немедленно отправился Николай туда, где покоились мощи преподобномучеников, рассказал местным жителям о случившемся с ним несчастии, от которого он избавился предстательством святых, и убедительно просил, чтобы открыли их мощи.
Просьба его была выполнена. Когда открыли гроб преподобномученика Иакова, дивное благоухание разлилось от мощей его. С позволения жителей взял священник голову святого и некоторые останки, а прочее отавил на месте. Обогатившись таким бесценным сокровищем, он не желал утаить его, но хотел предоставить ученикам святого, но желание его задержалось с исполннием, поскольку не знал он, где их найти.

Однажды ему случилось быть на метохе афонского Дионисиатского монастыря, который находился в Руфане. Иноки монастыря поведали, что в соседстве с ними живут отшельниками ученики Иакова, на Святой Горе, в монастыре Симонопетр.
Это известие чрезвычайно обрадовало священника. Он рассказал инокам о чудодейственных мощах святого и о том, что часть их хранится у него. Услышав это, эконом метоха по имени Неофит, у которого болел глаз, просил открыть святые мощи и когда, призывая помощь преподобномученика, приложился к ним, тотчас получил исцеление. Благодарный Неофит вызвался сопровождать Николая в его путешествии на Святую Гору, где они и отыскали учеников преподобного.
Трудно выразить ликование учеников, узревших страстотерпческие мощи своего отца и наставника: они целовали их, радовались и благодарили Господа. Вместе со священиком в Адрианополь был отправлен монах Феофил и вскоре совершилось перенесение прочих святых останков преподобного и святых мощей его учеников.
От божественных мощей святого совершилось и иное чудо. Священник по имени Каллист имел поврежденные глаза и уста – он страдал косоглазием и уста его были искривлены. Когда же страдалец приложился к божественным мощам, недуг его тотчас же прошел. Исцелившийся, прославляя Бога, всюду проповедовал о явленном чуде.

Протекло немного времени и ученики Иакова по причине обеднения обители, а больше во исполнение пророчества святого, перебрались из монастыря Симонопетр в местечко Галатиста близ Солуни, перенеся туда мощи святых . Там в монастыре святой Анастасии Узорешительницы , уже запустевшем, поселились они и возобновили его. Слава и чудеса святых мощей привлекли туда в малое время до ста пятидесяти человек братии. Это произошло при игумене Фоке, который стал впоследствии фессалоникийским архиепископом.

В то время произошло и следующее чудо. Один иеромонах из числа братии монастыря по имени Варлаам вышел некогда из повиновения игумену и им тут же овладел бес, который мучил его до тридцати раз в сутки. Сжалившись над несчастным, игумен напоил его водою, в которую прежде погрузил святые мощи преподобномученика, и брат исцелился. Точно таким же образом получил здравие и один бесноватый из монастырских рабочих.

Впрочем, чудодействовали не только честные мощи святого, но и некоторые части его одежды: возлагаемые на женщин, трудно рожавших, они облегчали их роды.
Один фессалоникийский житель по имени Филипп, терпя бедствие на море, лишь только призвал имя святого в помощь, как избавился от опасности потопления. В благодарность за такое благодеяние он доставлял монастырю до самого конца своей жизни масло для церковных лампад. С ним же произошел такой случай. Однажды Филипп дал турку семьсот пиастров в долг, но когда со временем потребовал возврата, тот не только наотрез отказался это делать, но и ожесточился против заимодавца. Филипп, не надеясь на благой исход дела в суде, обратился с молитвой ко святому Иакову и, полагаясь на его помощь, пошел к должнику своему вторично. И тут мусульманин, дотоле неистовый, с любовью и лаской принял Филиппа и тотчас же вручил долг.
Таковы жизнь, страдания и чудеса святого преподобномученика Иакова (2).

______________________
Примечания
1.
Святой Нифонт сначала подвизался в монастыре Дионисиат, что на Святой Горе. Отсюда солуняне призвали его стать митрополитом Солуни, далее он был поставлен на Вселенский Патриарший престол в Царьграде, откуда, скрыв свое имя, вновь вернулся в прежний монастырь, сделавшись там погонщиком мулов. По Божьему откровению отцы узнали, кто он. Святой жил в монастыре вплоть до своей кончины.
2. Преподобномученику Иакову Костурскому и его ученикам, с ним пострадавшим, составлена служба, которая совершается каждый год в день их памяти в скиту святого Иоанна Предтечи на Афоне и в монастыре святой Анастасии неподалеку от Солуни, где покоятся их мощи.


Преподобномученица Елена Синопская

Преподобномученица Елена Синопская

Родилась в Синопе в греч. семье Бекьярисов и была воспитана в христианском благочестии. Большое влияние оказал на нее дядя, преподававший в тайной греческой школе.

Отличавшуюся необыкновенной красотой Елену увидел правитель Синопа Укузоглу-паша и велел привести ее, желая сделать своей наложницей. Но Елене удалось бежать из дома паши. Тогда тот обратился к старейшинам синопской греческой общины с требованием выдать ему Елену, обещая в противном случае устроить резню греков. Отец Елены был вынужден отдать дочь Укузоглу-паше. Однако паша не смог ее обесчестить, т. к. она непрестанно читала шестопсалмие и невидимая сила ограждала ее от посягательств паши. Тогда святую заключили в темницу, подвергли мучениям (в том числе ей вбили в голову 2 гвоздя) и затем обезглавили.
Зашитое в мешок тело мученицы бросили в море, но оно не утонуло, а поплыло по волнам, излучая сияние. Достигнув места, называемого Гаи, оно погрузилось на дно. Через несколько дней в этом месте бросило якорь греч. торговое судно. Моряки, увидев в глубине моря мерцание, подумали, что это золото. Ныряльщики выловили мешок и обнаружили в нем мощи святой. В том месте, где мешок с мощами погрузился на дно, среди моря забил ключ пресной воды. Моряки, опасаясь преследований Укузоглу-паши, отправили тело Елены в Россию на проходившем мимо греческом корабле, а честную главу новомученицы тайно отдали синопским христианам, которые поместили ее в церкви Пресвятой Богородицы. От святыни происходили исцеления.

В 1924 г. глава новомученицы была перенесена в церковь во имя вмц. Марины в районе Ано-Тумба в Фессалонике.
Житие мученицы Елены изложено иером. Никифором Святогорцем. Служба новомученице составлена монахом Герасимом Микраяннанитом.


Собор Бретонских святых

Собор всех святых, на Британских островах просиявших
(Собор всех святых, на Британских островах просиявших)


В 1054 г. произошло трагическое отпадение Римской Церкви от Церкви Вселенской. А в 1066 г. норманны-католики завоевали Англию, покорив её папе. Веком позже была завоёвана Ирландия. Так эти страны из православных стали католическими.
А в начале шестнадцатого века король-многожёнец Генрих VIII порвал с Римом, чтобы не спрашивать разрешения у папы на новые браки, и самого себя объявил главой англиканской церкви. В итоге Англия стала протестантской. Поскольку Ирландия была долгое время оккупирована Англией, там тоже началось насаждение англиканства. Страна разделилась по религиозному признаку на католиков и протестантов.

Но Православие вернулось. Оно вновь пришло на Британские острова с русской и греческой диаспорами. Возвращение это началось уже в XVIII веке, а в начале ХХ века достигло своего апогея.
Итак, мы говорим не о католиках или протестантах, но именно о православных святых Британии.

Их такое множество, что просто невозможно перечислить всех: первомученик Альбан, святители Айдан и Кутберт Линдисфарнские, Августин и Феодор Кентерберийские, Давид Валлийский, Патрикий Ирландский, преподобные Колумба Ионский и Брендан Мореплаватель, Бригитта Килдарская и Хильда Уитбийская, царственные страстотерпцы Эдуард, Освальд и Эдмунд, благоверные короли Альфред Великий, Кадваллар и Этельберт…
Сами их имена звучат как красивая песня на незнакомом языке.

Преподобный Гутлак Кроулэндский
(Преподобный Гутлак Кроулэндский)

Преподобный Колумба Ионский
(Преподобный Колумба Ионский)

Воистину, Британская земля – святая земля. Древние предания связывают с ней имена апостола Андрея Первозванного, апостола от 70-ти Аристовула, праведного Иосифа Аримафейского. Есть там и места, связанные с явлениями Пресвятой Богородицы, а также и свои чтимые Её образы.
Из Британии была родом святая равноапостольная царица Елена, там же был провозглашён императором её сын – святой равноапостольный Константин. То есть, можно сказать, именно оттуда началась христианская империя.
У Святой Британии есть связи и со Святой Русью. Так, некоторые исследователи считают, что преподобные Сергий и Герман Валаамские были кельтскими монахами. Недаром же древние новгородская, псковская и валаамская формы крестов похожи на крест святого Патрика.

А эпизод из жития преподобного Антония Римлянина, чудесно приплывшего на камне в Новгород, удивительно напоминает сюжеты о плаваниях на камнях из ирландской агиографии.
В Англии провели своё детство святые сёстры-новомученицы царица Александра Феодоровна и великая княгиня Елизавета. А в уже совсем близкое к нам время в этих землях потрудились такие русские подвижники, как святитель Иоанн Шанхайский, старец Софроний (Сахаров) – ученик и духовный преемник преподобного Силуана Афонского.

Святой остров Иона (Айона) – “шотландский Афон”. Место подвигов преподобного Колума Килле (Колумбы), его многочисленных учеников и преемников
(Святой остров Иона (Айона) – “шотландский Афон”. Место подвигов преподобного Колума Килле (Колумбы), его многочисленных учеников и преемников)

Память всех угодников Божиих, в Британии просиявших, совершается Православной Церковью в третье воскресенье после Пятидесятницы. Сегодня. Собор Британских святых – праздник, установленный не так давно, и пока что официально празднуемый лишь в зарубежных епархиях Русской Церкви.
Но и в России есть те, кто чтит этот день. Чаще всего это люди, чей интерес к истории и культуре Британских островов перерос в любовь к британским святым. Ведь тому, кто хоть раз соприкоснулся с удивительным миром кельтской и англосаксонской святости, трудно не полюбить этих подвижников.
Собор Британских святых – удивительный сплав казалось бы противоречащих друг другу душевных свойств: экспрессивность кельтов и сдержанность англосаксов, кельтская склонность к свободной импровизации и англосаксонское строгое следование правилам.
Но таких непохожих друг на друга святых объединяет главное: полное отвержение себя в следовании за Христом, а также неугасимое желание дойти «даже до края Земли», проповедуя Евангелие.
Аскетизм и миссия. И никакой теплохладности. Наверное, ни одна другая Поместная Церковь не дала столько пламенных монахов-миссионеров, сколько их дала Церковь на Британских островах.
Духовная связь с британскими святыми нужна нам как никогда, ведь именно этих качеств нам сегодня так не хватает: самоотверженного следования за Христом и горячего желания свидетельствовать о Нём и словом, и делом.

Все святые, в земле Британской просиявшие, молите Бога о нас!

Преподобный Кутберт Линдисфарнский
(Преподобный Кутберт Линдисфарнский)

Святой благоверный Эдуард, король Англии, страстотерпец
(Святой благоверный Эдуард, король Англии, страстотерпец)

Святой Давид, архиепископ Уэльский
(Святой Давид, архиепископ Уэльский)

Святой Ниниан Шотландский
(Святой Ниниан Шотландский)

Святой Патрик, апостол Ирландии
(Святой Патрик, апостол Ирландии)

Более подробно и с огромным количеством прекрасных икон Британских святых вы можете почитать тут:
http://www.pravmir.ru/svyatye-britanskoj-zemli-nikakoj-teploxladnosti-ikony/

Тропарь

Яко цветы и плоды к Стопам Твоим божественным, о Спасителю, земля Арморийская в благодарение приносит молитву тех, иже возжгли ю во Имя Твое. Сих предстательством, молитв ради без семени рождшия Тя, и блаженныя матери Ея Анны, храни землю сию в верности Имени Твоему, и мир подаждь верным, Тя славящим, во веки веков.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Посвятите жизнь Любви!

    "Нужны огромные усилия, чтобы страдать. Вот почему у вас такой усталый вид... Поддерживать страдания действительно трудно. Потому что вы делаете…

  • Старая дача

    Ранним утром, чуть проснувшись, с первыми лучами солнца,спешишь на электричку. На станции,у местных торговок, спозаранку толкущихся на платформе,…

  • Ну вот и всё...

    Ну вот и всё. В последний раз Ночую в материнском доме. Просторно сделалось у нас, Вся комната как на ладони. Сегодня вывезли буфет И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments