Преподобный Серапион Зарзмский

Преподобный Серапион был сыном известного в Кларджети (Южная Грузия) богатством и благодеяниями вельможи. У Серапиона было два брата. Они были малы, когда умерла их мать. Вскоре почил и отец.
Святой Серапион с юных лет желал отшельничества. Вместе с младшим братом Иоанном отправился в Парехскую обитель и попросил покровительства и духовного пастырства "отца духовного и воспитателя сирот", чудотворца великого Микела Парехского (пом. 27 мая). Старший брат остался дома, продолжая семейные традиции попечения странников и нищих.
Преподобный Микел, увидев в молодом Серапионе рвение к Божественному служению, благословил его принять священство. Однажды во время молитвы у преподобного Микела было видение - отправить своих учеников Серапиона и Иоанна в Самцхе для основания монастыря. Серапион устрашился этой великой чести и обязанности, но покорился благословению духовника и вместе со своими сподвижниками отправился в Самцхе, взяв с собой чудотворную икону Преображения Господня.
Монахи с миром достигли вершины высоченной горы и, осмотрев окрестности, решили обосноваться там и начать строительство монастыря. Однако вскоре местные жители изгнали монахов с того места. Удрученные монахи вскоре нашли именно то место, которое узрел в откровении их пастырь, преподобный Микел.
Этим краем правил благоверный вельможа Георгий Чорчанели. Однажды, во время охоты, он увидел дым над густым лесом и послал слугу узнать в чем дело. Вскоре ему сообщили о двух удивительных монахах, которые поселились в том месте. Георгий Чорчанели тотчас направился туда, нижайше поклонился монахам и чудотворной иконе и попросил благословения.
Удивленный и окрыленный проповедью Серапиона, князь пал ниц перед ним и обещал всячески помочь в деле строительства, подарив это место и окрестности монастырю и обещал грамотой закрепить всю территорию, которую монахи смогут обойти за день. Сопровождать их князь поручил своему слуге.
Братья шли по бездорожью, непроходимым лесам, по скалистым тропам. Двое местных жителей, богобоязненные и боголюбивые Ия и Гарбанели, сопровождали их. Но не все местные жители принимали их так сердечно: жители села Цисквили встретили их враждебно и старались им препятствовать. В ту ночь свершилось великое чудо: землетрясение рассекло скалу, сдерживающую озеро Сатахве, и смыло это село, только двое братьев чудом остались живы. С тех пор это место так и назвали "Зарзма" (Слово "зари" часто употребляется для обозначения какого-либо трагического явления).
Братья начали подыскивать соответствующее место для церкви. Святой Серапион хотел начать строительство церкви на высоком холме, а Иотам и другие братья говорили: "Не надо, святой отец, на этом месте, оно высоко и холодно здесь, а братья так плохо одеты и нищи!" Тогда блаженные отцы поступили так: в две лампадки поровну налили масло. Одну сам Серапион поставил на вершину холма, а вторую Иоанн поставил с южной стороны холма и встали на молитву. Когда рассвело, увидели что лампадка Серапиона уже погасла, а лампадка Иоанна горела до полудня.
Строительство было завершено в три года. Церковь обставили должным образом, а в алтаре упокоили чудотворную икону Преображения. Потом построили кельи и преподобный Серапион утвердил устав монастыря.

(Зарзмский монастырь, д. Зарзма (Адигенский район), в ущелье р. Кваблиани, Грузия)
Блаженный Серапион заранее почувствовал приближение кончины. Он призвал братьев, напутствовал их и назначил настоятелем иеромонаха Георгия. Святого Серапиона с почестями похоронили в восточной стороне от алтаря.
Преподобный Аврамий затворник и блаженная Мария, племянница его

Подвизался в селении Хидана, близ города Эдессы, был современником и соотечественником преподобного Ефрема Сирина, который впоследствии написал о его жизни.
Начал трудный подвиг уединенного жития в расцвете своих лет. Он покинул родительский дом и поселился в пустынном месте, вдали от мирских соблазнов, проводя дни свои в беспрестанной молитве. После смерти родителей святой отказался от наследства и просил родных раздать его нищим. Строгой подвижнической жизнью, кротостью и человеколюбием Авраамий привлекал к себе многих, ищущих духовного света, молитвы, благословения.
Вскоре вера его подверглась серьезному испытанию: он был назначен пресвитером в одно из языческих селений Месопотамии. Три года, не жалея сил, трудился преподобный над просвещением язычников. Он разрушил языческое капище и построил Божий храм. Смиренно перенося поругания и даже тяжкие побои от сопротивлявшихся идолопоклонников, он в молитвах призывал Господа: "Призри, Владыка, на раба Твоего, услыши мою молитву, укрепи меня и освободи рабов Твоих от уз диавольских и даруй им познать Тебя, Единого Истинного Бога". Ревностному пастырю было даровано счастье увидеть завершение своих праведных трудов: язычники уверовали в Иисуса Христа, Сына Божия, и преподобный сам крестил их.
Выполнив священный долг, Авраамий вновь удалился в свою пустынь, где продолжал прославлять Бога, исполняя Его святую волю. Диавол, посрамляемый подвигами преподобного, попытался прельстить его помыслом гордости. Однажды в полночь, когда святой Авраамий молился в своей келлии, внезапно воссиял свет и послышались слова: "Блажен ты, блажен, как никто из людей!" Разгадав вражии козни, святой сказал: "Я - человек грешный, но надеюсь на помощь и благодать Бога моего и не боюсь тебя". В другой раз диавол явился пред святым в образе юноши, зажег свечу и начал петь псалом: "Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни". Поняв, что и это бесовское наваждение, старец перекрестился и спросил: "Если ты знаешь, что непорочнии блажени, то зачем ты беспокоишь их?" Искуситель ответил: "Я досаждаю им, чтобы победить их и отвратить от всякого доброго дела". На это святой сказал: "Ты одерживаешь победу над отступившими от Бога по своей воле, а от любящих Бога ты исчезаешь, как дым от ветра". После этих слов диавол исчез. Так побеждал святой Авраамий врага, укрепляемый Божественной благодатью.
Племянница святого Авраамия, Мария, выросла, назидаемая его духовными наставлениями. Но на двадцать седьмом году жизни она, оставив свою келлию, ушла в другой город и начала жить распутно. Узнав об этом, преподобный Авраамий оделся в воинские доспехи, чтобы не быть узнанным, и отправился в город. Он разыскал племянницу и привел ее к покаянию.
После пятидесятилетней подвижнической жизни он мирно отошел ко Господу около 360 года.
Преподобномученик Афанасий Мунтанский
Афанасий Мунтанский, Спартанский (греч. Άγιος Αθανάσιος ο Ιερομάρτυρας «ἐκ Σπάρτης Ἀτταλίας»)
Память 27 или 29 октября (Греч.)
Родом из Спарты Писидийской (иначе Атталийской).
Пострадал в 1653 году в Муданье Вифинской , обстоятельства мученичества неизвестны.
Некоторые источники смешивают его с Афанасием, новомучеником Атталийским, пострадавшим в Смирне в 1700 году.
Канон святому составил Мелетий Сириг в 1656 г. (не опубл.).
Мученица Анастасия Лебедева
Мученица Анастасия (Анастасия Алексеевна Лебедева) родилась в 1899 г. в д. Назарово Пошехонского уезда в крестьянской семье. Была ревностной христианкой. После смерти в 1930 г. мужа она, имея на иждивении трех детей, одна вела крестьянское хозяйство; после обложения непосильным налогом была вынуждена вступить в колхоз. Через несколько лет она была избрана председателем церковного совета в с. Гужово Даниловского района. Анастасия Алексеевна была арестована в апреле 1937 г. как участница “антисоветской группы церковников”. На допросах держалась твердо, отрицая вымышленную вину. Ее приговорили к 8 годам заключения в концлагере, где мученица Анастасия скончалась в период Великой Отечественной войны.
Священномученик Иоанн Рудинский, пресвитер
Память 29 октября, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1867 году в селе Покровское-на-Сити Мологского уезда Ярославской губернии (ныне Брейтовский район Ярославской области).
По окончании Ярославской духовной семинарии служил священником в родном селе.
В 1918 г. в Покрово-Ситской волости вспыхнуло крестьянское восстание против мобилизации в Красную армию, и отца Иоанна, храм которого находился на территории этой волости, позже неоднократно обвиняли в службе молебнов по просьбам восставших и призывах к активной борьбе с оружием в руках. Он избежал расправы, попав в больницу.
В 1920 году был арестован органами власти “за оскорбление должностного лица”.
В 1926 году народным судом приговорен к денежному штрафу за “нарушение правил отделения Церкви от государства”, а в 1929 - за “укрытие коровы”.
В 1929 году, когда началась массовая кампания по закрытию церквей и обложению высокими налогами церковного имущества, церковь обложили непомерным налогом, и в 1930 году колхозным собранием было постановлено церковь закрыть за неуплату налога. Тогда отец Иоанн обратился к верующим с просьбой собрать необходимые средства: “Православные, вы видите, как тяжело жить пастырям вашим, как берут с нас налоги представители соввласти, помогите нам... иначе мы должны будем уйти”. На этот раз церковь удалось отстоять, причем сам священник отдал все, что у него было, и стал голодать. Прихожане принесли ему хлеба. К этому времени с церквей начали сбрасывать колокола. И эта скорбь была для батюшки тяжелее голода. Благодаря прихожан за участие, он сразу переводил их внимание на трагедию Церкви. “Вы теперь принесли мне хлебушка, спасибо, но не забывайте православную веру. По деревням ходят и хотят снять с церкви колокола, тогда она будет, что человек без языка”. “Вот, православные, - со скорбью говорил священник, - приходит конец света, храмы Божии скоро закроют. Начинают сначала с колоколов, а потом и до зданий дойдет”.
В феврале 1930 года отца Иоанна и служивших вместе с ним священника Иоанна Афонского и диакона Гавриила Неробова арестовали, по обвинению в "противодействии мероприятиям советской власти на селе". Отец Иоанн Афонский и отец Гавриил были приговорены к трем годам ссылки в Северный край, а Иоанн Рудинский был освобожден за недостаточностью улик.
После освобождения, в конце марта 1930 года, отец Иоанн вернулся в родное село, но в нем храм был захвачен обновленческим священником и переизбран церковный совет. От предложения служить вместе с обновленцем отец Иоанн отказался. 15 апреля 1930 года состоялось собрание верующих Покровской церкви, которое отвергло поддерживающий обновленцев церковный совет и ходатайствовало об освобождении отца Иоанна Афонского и диакона Гавриила. Собрание поддержало отца Иоанна Рудинского и вынесло решение: “Не желая состоять в обновленчестве, просить РИК дать разрешение на следующее собрание для восстановления всех старых членов совета и причта”. Эта история и послужила причиной ареста отца Иоанна.
15 июля 1930 года он был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Северный край, в Архангельскую область, на Лоденскую базу N9 Северлеса.
Скончался на лесозаготовках 11 ноября 1930 года от непосильного труда.
25 августа 1989 года был реабилитирован по 1930 году репрессий.
Канонизирован 27 декабря 2000 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви.
Священномученик Леонид Муравьев, пресвитер

Священномученик Леонид родился 18 апреля 1868 года в селе Алешино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Владимира Ивановича Муравьева. Отец Владимир прослужил в Космодамианской церкви в селе Алешино сорок три года. В 1888 году Леонид Владимирович окончил Московскую Духовную семинарию и стал работать учителем. В 1896 году он был рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви в селе Марьинка Бронницкого уезда, в которой прослужил сорок два года, до дня своего ареста.
В 1931 году сотрудники НКВД решили арестовать и осудить отца Леонида, обвинив его в том, что он нанес вред колхозной собственности: в колхозе умерли поросята, а поскольку колхоз поместил их на скотный двор к священнику, в гибели животных обвинили его. Однако, несмотря на все показания нужных свидетелей, этого не удалось доказать, так как из показаний выходило, что в гибели животных виноваты сами колхозники и ветеринар. Тогда власти потребовали от священника исполнения твердого задания, то есть он должен был сдать определенное количество сельскохозяйственной продукции, чего он исполнить не смог, потому что у него ее не было. В 1932 году суд поначалу приговорил отца Леонида к конфискации всего имущества, но впоследствии приговор был отменен.
Когда в конце тридцатых годов ужесточились гонения на Русскую Православную Церковь, председатель сельсовета, составляя характеристику на священника, написал 16 марта 1938 года: «Муравьев... среди населения ведет антисоветский разговор. Ходит по домам, крестит новорожденных в грязных бочках». А один из местных жителей написал заявление в НКВД, что отец Леонид крестит на дому в присутствии учащихся и это может плохо повлиять на их учение.
В марте 1938 года следователь допросил дежурных свидетелей и местных начальников, которые стали говорить, будто отец Леонид занимался антисоветской агитацией и крестил местных жителей. К этому делу были приобщены протоколы допросов свидетелей за 1931 год, в которых священник обвинялся в гибели колхозной живности. 31 марта 1938 года отец Леонид был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашире.
– Во время коллективизации в 1931 году вы вели антисоветские разговоры о том, что кто записался в колхоз, того вешать будут? – спросил следователь.
– С моей стороны антисоветских разговоров относительно колхозного строительства не было, за исключением того, что был случай, когда говорил колхозникам, что в колхозе работать очень тяжело и что в единоличном хозяйстве жилось лучше.
– Следствию известно, что вы во время службы в церкви верующим говорили, что всякая власть от Бога.
– Действительно, с моей стороны разговор о власти был, но только согласно Священному Писанию. Это я признаю.
– Признаете ли вы себя виновным в антисоветской деятельности среди колхозников? – задал следователь последний вопрос.
– Виновным себя в антисоветской агитации не признаю, этого с моей стороны не было.
Отец Леонид не попал в волну массовых репрессий и три с половиной месяца просидел в заключении, ожидая приговора. 16 июля 1938 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения. Врач, освидетельствовавший его, назвал болезни, добавив в заключение, что священник здоров. Отец Леонид был отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области, но недолгим было его там пребывание. Священник Леонид Муравьев скончался в заключении 11 ноября 1941 года и был погребен в безвестной могиле.
Был причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 17 августа 2004 года для общецерковного почитания по представлению Московской епархии.