Преподобный Арсений Комельский, игумен
Память 24 августа и в Соборе Радонежских святых
Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. В 1525-1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенный Махрищский монастырь. Великий князь Василий IV (1505-1533), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь.
Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды, преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келью.
Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители. Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда к нему собралось несколько иноков, он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные дни. Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы.
(Ризположенская Сухорусова пустынь или Грязовецкий Арсениево-Комельский монастырь, разорен. Осталось несколько полуразрушенных зданий, как этот братский корпус)
Проведя жизнь в посте, молитве и постоянном труде, преподобный скончался 24 августа 1550 года. Его житие было написано вскоре после смерти, но сгорело во время пожара в Комельском монастыре в 1596 году. В кратком виде оно было восстановлено по сохранившимся записям и дополнено посмертными чудесами иноком той же обители Иоанном. Спустя сто лет после кончины преподобного игумен Иоасаф построил в монастыре каменный храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Левый придел был посвящен преподобному Сергию Радонежскому, а правый - преподобному Арсению Комельскому.
Тропарь Арсению Комельскому
Удалився мира, и водворився в пустыню, / и ту подвизався добрым подвигом, / постом, и молитвами, и многим терпением, / и жив показал еси многая чудеса, / и по преставлении своем источаеши различная исцеления / с верою приходящим к честному гробу твоему, / Арсение, отче наш, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Преподобный Аристоклий (Амвросиев), старец Московский
Аристоклий (Амвросиев), Афонский (1846 - 1918), иеросхимонах, Московский чудотворец, преподобный, местночтимый святой Московской епархии.
Память 24 августа и в Соборе Московских святых.
В миру Амвросиев Алексей Алексеевич, родился в 1846 году в Оренбурге в семье мещан.
В 1876 г. овдовел и в том же году прибыл на Афон и поступил в Пантелеимоновский русский монастырь под духовное руководство схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева).
11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского.
2 декабря 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 декабря - во иеромонаха.
12 февраля 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем.
Трудился в иконной мастерской.
В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова монастыря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38).
В 1891-1894 гг. настоятель Пантелеимоновской часовни на Никольской улице. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым), иеросхим. Аристоклий приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. О. Аристоклий способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке православной литературы, совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом монастырях, храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. монастыря Московского уезда. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 1890-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г.
В 1895 г. иеросхим. Аристоклий вернулся на Афон и 20 декабря на большом соборе в Пантелеимоновом монастыре был избран одним из казначеев. 15 апреля следующего года был отправлен в Москву в составе депутации от монастыря для поздравления имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В феврале 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.
29 ноября 1909 г. вновь был назначен настоятелем Московской Пантелеимоновской часовни и заведующим Московским Афонским подворьем. В 1912 г. начал строительство нового комплекса зданий подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, который был ранее приобретен для Пантелеимонова монастыря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале которого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых монастырем, и др. хозяйственные постройки.
(Храм великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой,Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве)
Главным в деятельности иеросхим. Аристоклия в этот период стало старчество. Несмотря на тяжелый недуг (бо́льшую часть жизни он страдал водянкой и болезнью ног), преподобный духовно окормлял множество людей, иногда принимая в день более тысячи чел. Особо почитали старца свт. Тихон (Беллавин) и еп. Трифон (Туркестанов). Иеросхим. Аристоклий прославился дарами прозорливости (предвидел Октябрьскую революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну), исцеления, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря ему многие неверующие обратились к Богу.
Иеросхим. Аристоклий скончался 6 сентября 1918 года в Москве, был погребен в усыпальнице, устроенной под храмом в подвале главного дома Афонского подворья; старца отпевали еп. Трифон, еп. Арсений (Жадановский) и Можайский архиеп. Иоасаф (Каллистов), викарий Московской епархии.
В ноябре 1922 г. домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. В 1923 г. духовные дети старца Аристоклия и братия перезахоронили его останки на Даниловском кладбище, близ Никольской часовни, как предсказал старец; по свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.
Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи старца Аристоклия.
6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных. За патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».
13 ноября 2004 года святые мощи прп. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы.
Более подробно о прп. Аристолкии вы можете прочитать тут:
http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-monastyrya/aristoklij-afonskij
(Прежняя могила старца на Даниловском кладбище также почитаема верующими. По мнению сторожей кладбища и некоторых почитателей старца, часть честных останков его, осталась в могиле на Даниловском кладбище. )
Тропарь
глас 4
Процвел еси яко финикс на святей горе Афонстей/ и яко кедр на земли русстей умножился еси,/ Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития/ и мир Христов воцарися в душе твоей,/ преподобне отче Аристоклие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Мученик Татион Клавдиопольский (Вифинский)
(Минологий-Август (мч. Татион). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.)
Жил в Вифинии и пострадал при императоре Диоклетиане (284-305). Когда преследователи христиан узнали, что он верует во Христа, то схватили его и привели в город Клавдиополь к правителю Урбану. Много раз принуждали святого отречься от Христа, заключали в темницу и предавали разным истязаниям. Его избили палками и повлекли за город на казнь. Святой мученик, оградив себя крестом, скончался дорогой (+ 305).
Мученица Сира Персидская
Сира, дочь персидского мага, после смерти своей матери была отдана на воспитание родственнице, жившей в другом городе. Здесь, из разговора со случайно встреченными христианскими женщинами-нищенками, Сира получила первые представления об истинном Боге. Услышанное так ее поразило, что она приложила все свои силы, дабы узнать как можно больше. По мере узнавания христианских истин любовь к Богу разгоралась в душе Сиры и наконец внушила ей решимость открыто исповедать себя христианкой.
Настало время возвращаться в дом к отцу. Обычно по утрам язычники совершают утренние жертвы богам, и Сира должна была принять участие в этом ритуале. Уверовав в Бога, она не только отказалась преклониться перед идолами, но разбила все орудия, служившие для жертвоприношения, и объявила отцу, что верует в истинного Бога, Христа, и считает себя христианкой.
Признание дочери привело мага в ярость: он-то намеревался посвятить ее в священные жрицы. Никакие увещевания и угрозы не заставили девушку отречься от веры, и ее предали жестоким истязаниям, а затем бросили в темницу. Дважды по ночам Сиру отпускали подкупленные христианами тюремные сторожа, и таким образом она сумела принять крещение. С честью выдержав все испытания и оставшись непреклонной в своей вере, Сира была казнена.
Полное Житие мученицы Сиры Персидской можно прочитать тут:
http://idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib873/
Преподобномученик Серафим (Шахмуть)
Преподобномученик Серафим (Шахмуть) родился в 1901 году в деревне Подлесье в Минской области, в многодетной семье крестьян-бедняков. После революции, в возрасте 21-го года, он поступил в Жировицкий Свято-Успенский монастырь в Гродненской области, где принял монашеский постриг. В монастыре он нес послушание регента, и вскоре был рукоположен в иеромонаха. Отец Серафим был наделен даром проповеди, для сбора средств на ремонт монастыря он устраивал многолюдные крестные ходы с Жировицкой Чудотворной иконой. В 1939 году отец Серафим был рукоположен в сан игумена и затем – архимандрита.
В августе 1943 года архимандриту Серафиму была поручена организация приходской жизни на оккупированной немцами территории Белоруссии. Он покинул Жировицкий монастырь и вместе со священником Григорием Кударенко выехал в сторону Минска. Они посетили ряд селений в Минской области, где в недавнем прошлом действовали церкви, совершали богослужения, осматривали сохранившиеся церкви, крестили детей, отпевали умерших.
В Минске архимандрит Серафим служил в Преображенской церкви, затем он посетил Витебск, некоторое время служил в Гомеле в Петропавловском соборе. В результате этой поездки в годы войны было открыто 74 храма.
Везде, где побывал отец Серафим, он собирал материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь в Белоруссии в довоенные годы. К этому времени на всей территории Восточной Белоруссии не было ни одного епископа, был только один действующий храм; духовенство в большинстве своем было арестовано, многие расстреляны; церкви превращены в клубы, театры, амбары, или разрушены; почти все церковное имущество разгромлено и уничтожено. Отец Серафим писал в своем отчете, что народ радуется открытию церквей.
В поездке отец Серафим смертельно заболел, у него открылся абцесс, так что он едва мог передвигаться. Однажды, когда начался авиационный налет, отец Серафим услышал голос, повелевший ему покинуть спальню и позвать с собой отца Григория. Отец Серафим с трудом добрался до кухни, и тут же в дом, где он находился, попала бомба. Один из осколков вскрыл абцесс отца Серафима, гной вытек, и отец Серафим вскоре поправился.
В Минске архимандрит Серафим принял на себя попечение над больницами, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. В июне 1944 года отец Серафим и отец Григорий выехали в Гродно. Они ходили по лазаретам: проповедывали, причащали раненных. Там обоих миссионеров арестовали по обвинению в «пособничестве немецким оккупантам». Из Гродно их перевезли в Минскую тюрьму. На допросах осужденные держались с мужеством истинных Христовых пастырей. Архимандрит Серафим на вопрос: что он говорил во время проповедей, когда ездил по Белоруссии? - сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Нехорошо, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли не крещеные и не венчались». Следствие длилось 10 месяцев, к осужденным применялись пытки.
В 1945 году отца Серафима отправили в концлагерь в Горьковской области. Приблизительно через год после вынесения приговора архимандрит Серафим скончался при невыясненных обстоятельствах в тюрьме НКВД.
Прпмч. Серафиму, архимандриту Жировичскому Тропарь
глас 4
Измлада любовь Божественную познавый, / во обитель Жировичскую пришел еси, / идеже подвиги светло просиял еси, / да последи дела благодати миру явиши, / вторицею землю нашу учением Христовым просвещая, / и храмы Духа паки в душах возсозидая, такожде и церкви видимыя. / Пред гонители веру неуклонно исповедал еси, / страдания и смерть ни во чтоже вменив, / темже предстояния Святей Троице сподобился еси, преподобномучениче Серафиме, \ спасение исходатайствуй душам нашим.
Кондак
глас 3
Православия дивный ревнителю, / проповедниче многоплодный, отче Серафиме, / иже о славе Божией возревновав, / вся отринув и крест взяв, за Господом последовал еси, / и ныне укрепи немощь нашу, / да молитвами твоими, \ сподобимся и мы Христу послужити.
Священномученик Максим Сандович
Родился в 1882 году в деревне Ждыне в Карпатской Руси, Австро-Венгрия (ныне Польша). По окончании четырехклассной школы в соседних Горлицах, продолжил учебу в Ясле, а через некоторое время перешел в гимназию в городке Новом Сонче.
После четырех лет учебы в гимназии провел три месяца в римо-католическом базилианском монастыре в Крехове. Его атмосфера оказалась чуждой для молодого человека и он разочаровался в увиденной в монастыре духовной жизни. Продолжая духовные искания, в 1904 году он оставил монастырь и поступил послушником в православную Почаевскую Лавру, расположившуюся недалеко от австро-венгерской границы на российской стороне. Во время одного из своих пастырских посещений епископ Житомирский Антоний (Храповицкий) обратил внимание на молодого и способного послушника. В награду за образцовое поведение он направил его для дальнейшего обучения в Волынскую духовную семинарию в Житомире.
Закончив Житомирскую семинарию, женился на белорусской девушке и принял священный сан в 1911 году. Его благодетель владыка Антоний предлагал ему остаться в Киеве, но отец Максим отказался и отправился в родные края.
Служение
Начал пастырское служение в Грабе, недалеко от родной деревни. Здесь он отслужил православную Божественную литургию впервые после насаждения в Карпатской Руси унии в 1646 году. Во время поездки к родным он был арестован и приговорен к большому штрафу и восьмидневному заключению. Несмотря на это, продолжал служить в соседних деревнях, что повлекло за собой новые санкции по отношению к нему и другим православным, которые ему помогали.
В марте 1912 года был заключен в тюрьму во Львове. Два года шел суд, обвинявший его в православном вероисповедании, использовании богослужебных книг на церковнославянском языке и в сотрудничестве с Россией - противницей Австро-Венгрии. На все обвинения святой отвечал: "Моя единственная политика - святое Евангелие." Несмотря на многочисленные лжесвидетельства, плохое обращение, изоляцию и всевозможные мучения, в июне 1914 года святой был оправдан вместе со сподвижниками и совсем больным возвратился в свою деревню.
В августе того года, с началом Первой мировой войны, австро-венгерские власти снова арестовали отца Максима, на этот раз вместе с беременной женой, с отцом и несколькими православными односельчанами. Их посадили в тюрьму в Горлицах. 6 сентября 1914 года судья без разбирательства объявил отцу Максиму смертный приговор. Его вывели из камеры и расстреляли во дворе тюрьмы на глазах у всех арестованных православных. Падая на землю, святой мученик Христов воскликнул: "Да здравствует святое Православие!" Тогда один из палачей в ярости бросился на него и заколол кинжалом.
Почитание
В 1922 году останки святого перенесли в его родную деревню, где он был похоронен рядом с церковью. С тех пор к его могиле стали стекаться толпы паломников. Почитание священномученика Максима распространилось среди карпато-русских православных и поддерживалось даже после их депортации в концлагерь Талергоф, ибо святой Максим стал символом их национальной и религиозной принадлежности.
Решением Священного Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 года священномученик Максим Сандович был причислен к лику святых. Это была первая канонизация после учреждения автокефалии Польской Церкви. Вскоре после этого решения и освящения креста в Ждыне, на месте его рождения, начались торжества в честь нового святого. Торжественное прославление произошло 9-10 сентября 1994 года в Ждыне и Горлицах. Мощи святого, согласно решению Священного Синода Польской Церкви, были оставлены на родовом кладбище. В Горлицах, на месте казни святого, была освящена памятная доска.
Молитва ко святому священномученику Максиму
О святый священномучениче Максиме! Нескончаемаго блаженства на небеси ныне причастник еси, идеже несредственно лик Христов во славе созерцаеши, невещественныя благодати Его исполненный. Сего ради ведуще тя и защитителя обидимыми и страждущым, тепле умоляем тя: моли Господа и Бога нашего Иисуса Христа исполнити сердца лемковских людей любовию к церкви их и твердости, во еже крепко держатися о вере отечестей, яко да не окаменеют сердца их, да не нападут на ня волцы еретицы и заблудят их, во еже растерзати я, ниже да совратят их козни и лукавствия демонския от пути в безводное прелести безпутие. Ей, отче, Богу возлюбленне! Воздей руце твои ко Всевышнему и умоли Его даровати нам мир и благоденствие, да не рекут нечестивии: где есть Бог их? Твоим бо мужеским исповеданием соделался еси велий молитвенник за всех память твою святую чтущих и к честным мощем твоим притекающих. Ты же выну Христа умоляеши даровати нам мир и помиловати душы нашя. Аминь.
Собор Московских святых
Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли
Праздник этот относительно новый – празднуется он чуть более 15 лет и отмечается в воскресенье перед 26 августа (по ст. стилю), то есть в первое воскресенье сентября, обычно совпадая с Днем города Москвы. Празднование Собора было установлено в 1997 году, в год 850-летия Москвы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Собор Московских святых включает 542 святых угодников Божиих, из которых к лику святых причислено до ХХ века – 81 человек, а в ХХ веке – 461 человек, из них новомучеников – 453 человека. Тогда же была написана икона Собора Московских святых. Празднуя память святых в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
Тропарь
глас 4
Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога// стране нашей в мире спастися.
Кондак
глас 3
Возвеличися ныне, граде Москво,/ велиих даров духовных сподобляющися,/ яко сокровищница пречестная/ святыням и мощем угодник Божиих/ и отечество возлюбленное многим святым,/ к их же помощи усердно прибегаем:/ о святых Московских дивный сонме,/ вашими ученьми и деяньми/ вкупе и страданьми за Христа,/ души наша просветите// и спасения нам присно будите ходатаи.
(Церковь Собора Московских Святых в Бибиреве, Москва)
Полный список святых Собора тут:
http://drevo-info.ru/articles/14329.html
Собор Саратовских святых
Празднование совершается в ближайший воскресный день к 31 августа
Празднование установлено в 2011 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирила.
В Собор Саратовских святых входят 12 человек:
1. Сщмч. Гермоген (Долганёв), еп. Тобольский (+ 1918, память 16 июня, 20 августа)
2. Сщмч. Герман (Косолапов), еп. Вольский (+ 1919, память 27 сентября)
3. Сщмч. Михаил Платонов, пресвитер (+ 1919, память 27 сентября)
4. Мч. Александр Медем (+ 1931, память 10 ноября)
5. Прмч. Нифонт (Выблов), иером. (+ 1931, память 10 ноября)
6. Сщмч. Косма Петриченко, пресвитер (+ 1937, память 3 ноября)
7. Сщмч. Дионисий Щеголев, пресвитер (+ 1937, память 10 ноября)
8. Сщмч. Иоанн Днепровский, пресвитер (+ 1937, память 2 декабря)
9. Сщмч. Сергий Кудрявцев, пресвитер (+ 1937, память 2 декабря)
10. Сщмч. Петр Покровский, пресвитер (+ 1937, память 17 декабря)
11. Сщмч. Николай Амасийский, пресвитер (+ 1938, память 13 декабря)
12. Сщмч. Иоанн Заседателев, пресвитер (+ 1942, память 16 октября)
Тропарь
глас 5
Днесь да празднует земля Саратовская / и да красуется песненными добротами, / яко ныне прииде день всекрасного торжества, / память общая святых, произшедших от нея: / святителей честных и дивных праведников, / мучеников допропобедных и преподобных отцев, / имже ныне с верою вси возопиим: / о полче пресветлый и богоизбранный, / не оставите вашими святыми молитвами // иже на земли память вашу совершающих.
Кондак
глас 8
Избранным от земли нашея, / яко великим угодником Христовым, / вам, о вси святии Саратовстии,/похвальное пение приносим днесь. / Вы же, у престола Господня предстоящии, / от всяких нас бед избавите молитвами вашими, да зовем вам: // радуйтеся, святии вси Саратовстии, земли нашея небеснии предстателие.
Икона Богородицы Петровская
Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра.
По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303–1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе.
Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.