filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

11 (24) июня 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…

Преподобный Варнава Ветлужский

прп_Варнава_Ветлужский

После просвещения русской земли светом христианского учения при святом князе Владимире и уничтожения им идолов, христианская вера, при посредстве трех, присланных Константинопольским Патриархом Сергием, епископов: Феодора, Иоакима и Фомы со многими пресвитерами и клириками, распространилась в русской земле. Св. Князь Владимир перед смертью разделил всю землю русскую между двенадцатью своими сыновьями по жребию. Но вследствие постоянных княжеских междоусобиц пространное и широкое российское государство погибло. Около половины XIII века постигло Россию нашествие монголов; многие княжества и города погибли в кровавых сечах, церкви были поруганы и разграблены, а жители рассеялись по лесам и многие, прежде населенные, места запустели. Во время нашествия Батыя на Poccию и разорения земли татарами, запустела от пленения и сия страна по берегу реки Ветлуги, и была пуста двести пятьдесят три года, и там, где было прежде жилище людей, земля поросла везде великими лесами и названа была «Ветлужской пустыней», и никем была непроходима; только немногие люди пределов града Унжи бывали там ради ловли звериной.

После победы Димитрия Донского над татарами российское государство стало свободно от ига поганского и притеснений со стороны татар, и русские люди стали свободно расселяться по пустынным местам, жить без страха и прежде всего обновлять и восстановлять разоренные города и села по берегу великой реки Волги. Любители же подвижнической жизни, преподобные отцы, основали многие общежительные обители и монастыри, и некоторые из них возлюбили житие пустынное и подвизались в одиночестве в лесах, в отдаленных пустынях, никому не известные, только одному Богу.

В это самое время в пустынные пределы по берегу Ветлуги пришел и Преподобный отец Варнава с севера, из города Великого Устюга, и поселился на берегу реки на «Красной горе», в диком и пустынном месте, и прожил здесь много лет, в слезах и подвижнических трудах, работая непрестанно Богу во псалмопении и молитвах, оставивши мир и вся «яже в мире». Одному Богу известно, сколько лишений и страданий претерпел Преподобный в одиночестве, питаясь травой и желудями, так как хлеба у него не было по отдаленности пустыни той от жилища человеческого на сто и более верст. По наружному своему виду Преподобный отец Варнава был высокого роста, украшен благолепными сединами и продолговатою брадою «изрядно умеренною»; он был в сане иерея, отличался высокими нравственными качествами и в беседе с другими был весьма сладкоглаголив. Когда он подвизался в одиночестве, то приходили к нему дикие звери, живущие близ его келии, и он ходил между ними, как между домашними животными, и, утешаясь, благодарил Бога за то, что они были для него безвредны и кротки. Высокие подвиги Преподобного отца Варнавы приобрели ему глубокое уважение, и многие стали посещать его и приходить в пустынную келию, чтобы получить от него благословение и услышать слово наставления и совета.
Людям, посещавшим его, Преподобный предсказал, что по смерти его по берегу реки Ветлуги умножит Бог житие человекам, а на месте его жительства будут жить иноки.

После двадцати восьми лет подвигов на «Красной горе» Преподобный Варнава скончался 11 июня 1445 г и был погребен на верху горы. По преставлении его, на место сие святое начали приходить на жительство из разных стран многие иноки, а с ними и земледельцы, а иные поселились на берегу реки Ветлуги – одни вверх, а другие вниз по течению ее и заселили все места возле нее и размножились так, что край, дотоле необитаемый, сделался населенным даже до великой реки Волги. Иноки построили на «Красной горе» две церкви: одну во имя живоначальной Троицы, а другую над гробом Преподобного отца Варнавы во имя Святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, и основали общежительную обитель, которая получила название «Варнавинской пустыни». Здесь, при гробе Преподобного, начали совершаться чудесные исцеления, о чем скоро разнеслась широкая слава в соседние места: в обитель приходили больные из разных мест и исцелялись, а многие из приходящих рассказывали, что еще в своих домах получили здравие, когда призывали в молитвах Преподобного отца Варнаву. Таковые благочестивые рассказы порождали во многих желание пойти и поклониться гробу Преподобного, и многие народы благодарение Богу воссылали за проявление такой милости и приносили в церковь Божию вино, свечи, фимиам и все необходимое для существования обители. Во все же праздники и воскресные дни приходили в церковь на богослужение, благодаря Бога за то, что по молитвам Преподобного нежительная пустыня населена многими народами.

Троицко-Варнавинский монастырь, фото начала XX века, разорен и разрушен в годы лихолетия
(Троицко-Варнавинский монастырь, фото начала XX века, разорен и разрушен в годы лихолетия)

Так в пустынном месте образовалась святая обитель со многими иноками и пользовалась уважением и вниманием не только в ближайших окрестностях, но и в первопрестольной Москве. Когда Господь Бог благоизволил прославить Своего угодника, Преподобного отца Варнаву чудодействием, тогда и еще более стало стекаться ко гробу его богомольцев и больных различными болезнями, которые и получали здесь исцеление. Вследствие этого слух о чудесах Преподобного распространялся все более и более и дошел до Святейшего Патриарха Иоасафа I-го, который был весьма благочестивым Архипастырем и любил слушать рассказы о благочестивых подвигах и добродетелях святых мужей государства российсского, подвизавшихся во дни его святительства, и в это время ему рассказано было много о чудесах, происходящих при гробе Преподобного Варнавы, и при том от самых истинных свидетелей, принадлежащих к его освященному собору, пресвитеров и иноков. По распоряжению сего Святейшего Патриарха Иоасафа в 1638-1639 г.г. мощи Преподобного отца Варнавы были освидетельствованы по случаю чудес, совершавшихся при гробе его. По показанию свидетелей и самих исцеленных, многие больные получали исцеление от болезней не только при гробе Преподобного Варнавы, но и на пути к обители его и даже в домах своих, когда с верою призывали в помощь себе молитвы этого угодника Бoжия. Свидетельствование мощей Преподобного отца Варнавы было поручено игумену Макарьевского Желтоводского монастыря Пафнутию.

Братия «Варнавинской пустыни» и окрестные жители засвидетельствовали пред игуменом Пафнутием, что изливается обильный источник исцелений, и вручили ему запись чудес, в разное время совершившихся при гробе Преподобного отца Варнавы. Игумен Пафнутий прославил Бога, дивного во святых Своих, и представил запись, врученную ему, Пaтpиapxy при своем отчете об исполненном им поручении. Святейший Патриарх с душевной радостью возблагодарил Бога за то, что Он явственно явил ныне угодников Своих, честных пустынножителей, которые до сего неведомы были никем. С этого времени началось прославление Преподобного отца Варнавы, и он причислен был к лику святых российской Церкви, и положено было службу ему править ежегодно 11 июня в день его блаженной кончины (1445 г.).

Обитель Преподобного отца Варнавы, известная под именем «Варнавинской пустыни», была наделена усердием благочестивых Царей многими землями и угодьями по ту и другую сторону реки Ветлуги. В таком виде Варнавинская мужская обитель существовала до 1764 года, когда была упразднена и переименована в приходскую церковь, а на месте монастырской слободы, образовавшейся из монастырских служилых людей в 1779 году, возник город Варнавин, один из уездных городов Костромской губернии. Самый город расположен по вершине горы, а на береговом откосе горы, представляющем из себя как бы полуостров, ограниченный с востока и запада глубокими оврагами, а с юга рекою Ветлугой, расположены три соборных храма: каменный — во имя Святой Живоначальной Троицы и два деревянных: Успения Божией Матери и Святителя Николая Мирликийского Чудотворца; последний находится на самом обрыве «Красной Горы». Он построен в 1666 году на средства бывшаго здесь монастыря, а в 1854 году отремонтирован почти заново, причем архитектура храма осталась старинной, без всяких изменений. По оврагу с востока, а равно и по берегу реки Ветлуги гора окаймлена хвойным и лиственным лесом и в летнее время представляет собой весьма живописную картину.

В последнее время красота этого святого места нарушена происшедшим страшным обвалом горы со стороны реки. Крутой обрыв, являющийся правым нагорным берегом реки Ветлуги и имеющий здесь в вышину до ста сажен, с давнего времени начал осаживаться и сползать к реке, а в последнее время, захватывая все большее и большее пространство, стал угрожать и целости Николаевскаго храма, так что до верхнего уровня фундамента храма оставалось всего лишь аршина два неиспещреннаго трещинами материка земли. Так как дальнейшее разрушение являлось уже опасным и для судоходства по реке Ветлуге, то устройство и укрепление горы приняло на себя Министерство Путей Сообщения, и в 1910 году весной им произведено было техническое укрепление горы свайными скрепами в три ряда. Но это укрепление просуществовало менее двух лет.

В 1912 году, в ночь с 9 на 10 число месяца мая, рухнули искусственные укрепления горы с их громадными балками, переводами и всею насыпною землей, и храму, в котором покоились св. мощи Преподобного отца Варнавы, угрожала опасность. Тогда по поручению Св. Синода прибыл в город Варнавин 21 мая 1912 года Его Преосвященство, Преосвященный Тихон, Епископ Костромской и Галичский. Его Преосвященство лично осмотрел обвал горы, и на следующий день, 22 мая, при участии о. благочинного округа и местного духовенства, совершил раскопку могилы Преподобного отца Варнавы и перенесение святых мощей его из Николаевского храма в Троицкий Собор. Здесь, в левом приделе храма, посвященном Преподобному отцу Варнаве, и помещены были оные святые мощи Угодника Божия. В тот же день торжественно, при стечении множества городских жителей, перенесена была и рака с могилы Преподобного отца Варнавы в Троицкий Собор и поставлена над святыми мощами его. По совершении молебного пения, Преосвященнейший Епископ Тихон, взойдя на ступени раки Преподобного отца Варнавы, обратился к молящимся с глубоко прочувствованным словом. Выяснив слушателям, что все в мире устрояется по воле Божией, Его Преосвященство указал, что и настоящее событие совершилось, несомненно, не случайно, и для сердца верующего не может быть никакого сомнения в том, что Преподобный отец Варнава продолжает изливать свою благодатную помощь всем, с верою притекающим к его предстательству. — «Дорожите же, братие, этой драгоценной святынею, всегда спешите к предстательству святого Угодника Божия, Преподобного отца Варнавы, и пусть этот день будет для вас навсегда днем торжества и духовной радости» — закончил свою речь Преосвященный. И подлинно, в память вечную будет праведник: несмотря на то, что много времени прошло со дня кончины Преподобного отца Варнавы, память о нем среди жителей местностей по реке Ветлуге и притокам ее не только не изглаживается, но все более и более растет и распространяется, а благодатная помощь исцелений неоскудно и многообильно изливается от раки св. мощей его и до сего времени.

Особенно торжественно празднуется день кончины Преподобного отца Варнавы 11 июня; в этот день ежегодно стекается в город Варнавин великое множество богомольцев из различных мест.

Тропарь преподобному Варнаве Ветлужскому
глас 1
Желанием духовным распалився и мятежи мирския отринув, к Богу любовию прилежно присовокупися. И Того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отшел еси, при водах вселися, идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время, в терпениих мнозех житие ангельское проходил еси в наставлении Божественнаго разума и множество монахов собрал еси, мудре, ихже, посещая не остави, Варнаво преподобне, отче наш, Пресвятей Троице моляся, от зол всяческих избавити и спасти души наша.

Кондак преподобному Варнаве Ветлужскому
глас 8
От юности, преподобне, плоть твою в постех и молитвах истончил еси и, крест твой взем, усердно последовал еси Христу, темже и к Вышним течение радостно совершил ecu, идеже со всеми святыми предстоиши. И ныне стадо твое посещай, поминая чтущих всесвятую память твою, да вси благодарственно вопием ти: радуйся, Богомудре Варнаво, наставниче пустынный.

Молитва преподобному Варнаве Ветлужскому

О всеблаженне отче преподобне Варнаво, теплый заступниче и помощниче с верою призывающим тя! Избави нас молитвами твоими ко Господу от всякаго обстояния бесовскаго. Изми нас, окаянных рабов твоих, о чудотворче Варнаво, от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети нас и свести во ад живых. Прости нас, отче, елико согрешихом ти, исторгни нас от греха и всякия напасти, приходящия грехов ради наших. Подаждь душам нашим утешение, всади в сердца наша страх суда Божия, избави нас от врагов наших видимых и невидимых, тебе бо имамы тепла молитвенника и заступника, еже в бедах сущия и в грехи впадшия. Ты бо явися столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, целомудрия наставник, убогим и сиротам заступник и хранитель прибегающим к тебе. Кто убо по достоинству может похвалити равноангельное твое житие и кто может изчести твоих трудов подвиги и слезы ко Господу? Воистину яко солнца светлейши возсия твоя исправления, ревнитель бо бысть всем святым, преподобных и праведных учитель духовный и всем, призывающим тя, молитвенник ко Пресвятей Троице. Ты, яко мира оставил еси и яже в мире, и нас приведи ко Господу молитвами твоими, отче честнейший, да и мы сподобимся вечных благих, ихже наслаждаешися: Небесныя славы, желаемаго Иисуса Христа и сладчайшаго Владыки и Господа всех. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


Икона Богородицы «Достойно есть» (Милующая)

икона_Божьей_Матери_Достойно_есть_милующая

В конце Х века недалеко от Афонского Карейского монастыря в келье жил один старец-отшельник со своим послушником. Однажды старец отправился к всенощному бдению в храм, а послушник остался в келье вычитывать молитвенное правило. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Отворив её, юноша увидел перед собой незнакомого монаха, который попросил разрешения войти. Послушник впустил его, и они вместе начали молитвенные песнопения.

Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Став перед Её иконою «Милующая», послушник начал петь общепринятую молитву: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...», но гость остановил его и сказал: «У нас не так величают Божию Матерь» – и запел иное начало: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». А потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим…»

Инок наказал послушнику всегда петь в этом месте богослужения только что услышанную песнь в честь Богородицы. Не надеясь, что он запомнит столь чудесные слова услышанной молитвы, послушник попросил гостя их написать. Но в келье не оказалось ни бумаги, ни чернил, и тогда незнакомец написал слова молитвы пальцем на камне, который стал неожиданно мягким как воск. Затем он внезапно исчез, и инок только и успел спросить у пришельца его имя, на что тот ответил: «Гавриил».
Вернувшийся из храма старец был удивлен, услышав от послушника слова новой молитвы. Выслушав же его рассказ о чудесном госте и увидев чудесно начертанные письмена песни, старец понял, что явившийся небожитель – это архангел Гавриил.

Весть о чудесном посещении архангела Гавриила быстро распространилась по Афону и дошла до Константинополя. Афонские иноки отослали в Константинополь каменную плиту с начертанною на ней песнью Богородице как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры молитва «Достойно есть» стала неотъемлемой частью православных богослужений. А икона Божией Матери «Милующая» вместе с прежним названием именуется также «Достойно есть».

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Достойно есть (Милующая)
глас 4
Oтцев все Афонское множество,/ соберитеся, верно празднующе,/ днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии,/ Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается./ Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Достойно есть (Милующая)
глас 4
Притецем, вернии, со дерзновением/ к Милующей Царице Богородице/ и умиленно воззовем к Ней:/ низпосли на ны милости Твоя богатыя:/ град сей избави от всякаго обстояния,/ мир даруй мирови/ и спасение душам нашим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Достойно есть (Милующая)
глас 4
Празднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от Ангела чудно/ Тебе, Чистей Богоматери,/ Юже вся тварь чтит, славящи.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Достойно есть (Милующая)
глас 8
Архангельский глас вопием Ти, Всецарице:/ достойно есть, яко воистинну,/ блажити Тя, Богородицу,/ Присноблаженную и Пренепорочную/ и Матерь Бога нашего.

Величание Божией Матери пред иконой Ее Достойно есть

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть»

О пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному воинству нашему на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице всепетая! Простри ко Господу богоноснеи Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы Абульская

икона_Божьей_Матери_Абульская

Абульская св. икона, явившаяся в 692 г. в Сербии, в 1570 г. была перенесена в Испанию, в г. Абул, где и находится понынее, прославившись 11 июня 1870 г. чудесным исцелением слепой девицы. Богоматерь на этой иконе изображена с лестницею, простирающеюся вниз от Ее правого плеча, и с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, имеющим в левой руке державу и благословляющим правою рукою.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments