08 (21) июня 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение…


Преподобный Ефрем Антиохийский, патриарх

Преподобный Ефрем Антиохийский, патриарх

Родом сириец, он был военачальником при императорах Анастасии I и Иустине. Святой отличался добротой, благочестием и состраданием ко всем несчастным.
В 526 году Господь наказал Антиохию за уклонение христиан в ереси Нестория и Евтихия: землетрясение уничтожило этот великолепный город. Погибло громадное число жителей. Патриарх Евфрасий был раздавлен обрушившейся колонной. Для восстановления разрушенного города император направил святого Ефрема. Один из рабочих, епископ, который ради совершения безвестных подвигов удалился от епископства, предсказал святому Ефрему избрание на патриарший престол и просил его не оставлять дел милосердия и твердо бороться с еретиками.

В 527 году святой Ефрем был избран на патриарший престол Антиохийской Церкви. Он твердо и мудро управлял паствой и примером своей жизни, поучениями и посланиями ограждал ее от еретических учений. О силе его веры дает представление следующий случай. Близ Иераполя подвизался столпник, который впал в ересь. Узнав о подвижнике, святой Ефрем пришел к нему и убеждал присоединиться к Православной Церкви. Столпник не соглашался. Он решил устрашить патриарха и предложил разжечь большой костер, чтобы обоим войти в огонь. Костер был разведен, но столпник не отважился войти в него. Патриарх молил Господа Иисуса Христа показать, у кого правая вера, и, сняв омофор, положил в костер. Через три часа дрова сгорели, а омофор святителя был вынут неповрежденным. Столпник отрекся от ереси и присоединился к Церкви.

Святой патриарх Ефрем мирно преставился к Богу в 545 году.
В своих трудах святитель Ефрем защищал учение Православной Церкви о соединении в Лице Господа нашего Иисуса Христа двух естеств - Божеского и человеческого.

Преподобный Зосима Финикийский

Преподобный Зосима Финикийский

Преподобный Зосима был родом финикиянин и родился в приморском финикийском селении Синде, отстоявшем от города Тира на расстоянии двадцати стадий. Упражняясь в подвигах монашества, Зосима воздержанием, постом и иными просиявшими в нем добродетелями исходатайствовал себе столь великую благодать у Бога, что не только пребывал свободным от всякого смущения в своей совести, но и презирал духовными очами своими в отдаленное будущее как настоящее. Его монастырь находился вблизи того селения Синды, в котором он родился.

Однажды случилось ему быть в Кесарии палестинской, где в то время епископом был преподобный Иоанн, по прозванию Хозевит, взятый на епископскую кафедру за добродетельную жизнь против желания из обители Хозевитской, находившейся не очень далеко от Иерусалима, по дороге, ведущей к Иерихону. В том же городе Кесарии проживал некий благородный патриций, по имени Аркесилай, – муж благочестивый, украшенный всякими добродетелями. У него обитал преподобный Зосима, быв принят с честью и радостью. В тот самый момент, когда Антиохия рушилась от землетрясения, старец стал внезапно стенать, тяжко рыдать и испускать из глубины сердечной воздыхания; и пролил весьма много слез. Затем, попросив кадильницу и наполнив ее ладаном и горящими угольями, он окатил всех находившихся там: после сего он распростерся крестообразно на земле и стал со умилением молиться Богу. Тогда Аркесилай спросил его:

– По какой причине ты так опечалился?

Он во всеуслышание ответил:

– Пред моим слухом пронесся шум от страшного разрушения и падения Антиохии; этот шум звучит и сейчас в ушах моих.

Аркесилай и другие, находившиеся там, удивляясь и ужасаясь, записали тот час, в который изрек преподобный, а затем вскоре ясно узнали, что сказанное старцем было истиной, ибо Антиохия пала в то самое время, когда старец, прослезившись, распростерся для молитвы и предвозвестил о том падении. Было совершено преподобным много и других чудес; упомянем здесь о некоторых из них.

Случилось как-то вышеупомянутому Аркесилаю прийти в находившуюся в Синде обитель преподобного. Обитель же сия отстояла от Кесарии палестинской на расстоянии пятисот стадий. В это время супруга Аркесилая по неосторожности выколола себе глаз спицей и жестоко страдала. Когда святой епископ Иоанн Хозевит узнал об этом, то с поспешностью отправился к ней осмотреть язву и увидал, что ресницы выпали у ней и глаз вышел из своего места. Тогда он приказал одному из врачей, бывших там, взяв губку, вложить выпавший глаз на свое место и привязать затем губку платком.

Когда все это происходило, к Аркесилаю поспешным шагом отправился посланный, дабы сообщить обо всем, случившемся в его доме. Аркесилай в это время находился в синдийской обители и беседовал с преподобным Зосимою. Узнав о происшедшем в его доме, Аркесилай стал горько рыдать и рвать свои волосы. Преподобный Зосима спросил его о причине плача и, получив ответ, пошел во внутреннюю келию свою, в которой по своему обыкновению всегда молился. Затем вскоре вышел к Аркесилаю с веселым и радостным лицом и сказал: «Иди к себе домой с радостью, ибо Хозевит, по дарованной ему от Бога благодати, исцелил твою жену; теперь у ней оба глаза совершенно здоровы; болезнь не причинила ей никакого вреда, ибо она чудесно исцелена Хозевитом».

Эти два чуда совершены были теми двумя праведными мужами в течение одного часа. Святой епископ Иоанн исцелил выколотый глаз женщины, преподобный же Зосима своими духовными очами издалека прозрел то исцеление и сообщил о нем Аркесилаю.

Однажды преподобный Зосима отправился в Кесарию; он взял с собою осла, на которого возложил свои вещи. На дороге его встретил лев; схватив осла, зверь побежал с ним в пустыню. Святой Зосима пошел по следам зверя.

Когда же лев, съев осла, насытился, старец подошел к нему и, улыбаясь, сказал:

– Вот что, друг! Идти мне весьма тяжело, так как я сильно устал по причине своей старости; я не в силах на состарившихся плечах своих донести ту тяжесть, которая была возложена на моего осла; посему понеси эту тяжесть ты, хотя это и противно твоему нраву, если ты хочешь освободить себя от Зосимы; потом же ты можешь снова стать злым и свирепым согласно твоей природе.

Тогда лев, как бы позабыв свою естественную ярость, стал ласкаться к святому и сделался кротким как агнец и самой своей лаской показывал знаки послушания. Святой Зосима, возложив на него тяжесть, которую нес осел, довел его до ворота Кесарии; затем, сняв здесь тяжесть, снова отпустил зверя в пустыню. Здесь, с одной стороны, обнаружилась всемогущая сила Господня, покоряющая в послушание Своим рабам свирепых зверей, а с другой – очевидно обнаружилось, что добродетельному человеку, исполняющему заповеди Господни и от всего сердца служащему своему Богу Творцу – повинуется и служит все остальное, даже и неразумные создания. И наконец сей случай с несомненностью доказывает всем святость Зосимы финикийского. Да будет же за все сие слава Богу нашему, ныне и в бесконечные веки. Аминь.
(Святитель Димитрий Ростовский)


Икона Богородицы Урюпинская

Икона Богородицы Урюпинская

Урюпинская икона Божией Матери – одна из трёхсот чудотворных икон Пресвятой Богородицы, признаваемых и засвидетельствованных Церковью.

Чудесное явление иконы Божьей Матери УРЮПИНСКАЯ произошло в июне 1827 года недалеко от города Урюпинска. Девица Ирина Лазарева, увидев незнакомую икону на ветвях дерева, растущего в Святых горах, рассказала об этом священнику. Но когда пришли к тому месту, ничего не обнаружили. Лишь после усердной молитвы икона Богородицы явилась вновь.
С 1854 года и до настоящего времени чудотворный образ находится в храме Покрова Урюпинска – единственном городском храме, который не пострадал в советское время. За эти годы икона не раз спасала город от «моровой язвы», исцеляла страждущих. На месте, где явился образ, забил источник с целебной водой. В годы богоборчества его дважды пытались закопать, но безуспешно.

Урюпинск, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
(Урюпинск, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы)

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Урюпинской
глас 3
Явилася еси на древе в Донской земли,/ благодатная Твоя икона. Богородице,/ больныя исцеляти, заблуждшия обращати;/ темже умильно молимся Тебе:/ избави град наш от всякаго зла/ и спаси люди, к Тебе притекающия.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Урюпинской
глас 5
Всеблагая Чистая Богородице,/ к Тебе прибегаем, вернии,/ Тобою бо познахом милость Божию,/ чудную икону Твою,/ от ней же вси здравие и спасение приемлем.

Икона Богородицы Ярославская

Икона Богородицы Ярославская

Ярославская икона Божией Матери стала первой чудотворной иконой, явленной Пречистой Богородицей во время татаро-монгольского ига. Она была принесена на Русь (вероятно, из Киева) почти сразу после нашествия Батыя. Этим образом Богоматерь посетила русскую землю и утешила православных в скорби. Знаменательно, что это был образ «Умиление», исполненный материнской заботы и попечения. (Подобным образом в лихолетье 1917 года в день отречения Николая II – будущего царственного страстотерпца – явилась Державная икона Божией Матери). Ярославская икона была принесена в Ярославль святыми благоверными князьями Василием и Константином (память 3 июля). В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.

Икона Богородицы Одигитрия Кирилло-Белозерская


Икона Богородицы Одигитрия Кирилло-Белозерская

По преданию, икона находилась в келье преподобного Кирилла, основателя Успенского Кирилло-Белозер-ского монастыря. Она была принесена им на Белоозеро в 1397 г. В житии Кирилла, написанном Пахомием Сербом в середине XV в., рассказыается, что преподобный, еще в бытность в московском Старом Симонове монастыре, после вечернего чтения молитв и акафиста Богородице перед ее иконой, услышал глас Богоматери, призывающий его оставить Симонов монастырь и удалиться на Белоозеро. Традиционно считается, что это произошло перед иконой, взятой впоследствии Кириллом на новое место. В описях Кирилло-Белозерского монастыря и церковно-исторической литературе икона именуется «Чудотворцевой Одигитрией», «Смоленской Кирилло-Белозерской» или «Кирилло-Белозерской Одигитрией». Икона почиталась в монастыре как чудотворная. Празднество в честь нее совершалось дважды в год: 8 июня (накануне дня преставления Кирилла) и 28 июля (в день Смоленской Одигитрии).

Данный иконографический извод встречается реже, чем классический вариант Одигитрии с фронтальным положением фигур. Иконы этого извода иногда выделяют в особый тип «Богоматерь Перивлепта».

Происхождение.

Находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. По преданию, икона принесена преподобным Кириллом в 1397 г. из московского Старого Симонова монастыря, где находилась в его келье. Именно от этой иконы преподобному был глас, повелевающий идти на Белоозеро.

Пресвятая Богородице, спаси нас!
Тебе, Преблагословенная,
Несем моленье, пенье и цветы.
С Иконы милостиво смотришь Ты.

И открывается Небесна Дверь
из века в век. И присно. И теперь
Восходишь вместе с Сыном на амвон...

и затихает Ангелов Небесных сонм,
Сердца Тебе несут поклон,
благодаря за все века,

что Русь Ты в Православии -
Своею непрестанною молитвою -
Хранила. Укрепляла. Сберегла.

Наталия Вялкина

Все святые дня сего, молите Бога о нас!
Спаси Вас Бог за пост!
Re: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Во Славу Божью!

Спаси вас Господь за стихи!