filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

13 (26) апреля 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня православная Церковь чтит память:

Сщмч. Артемона Лаодикийского, пресвитера (303); Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, правв. Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе).

Мч. Крискента Мирликийского; мц. Фомаиды Александрийской (Египетской) (476); блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).

Прмц. Марфы (Тестовой), инокини (1941).

Святые дня, молите Бога о нас!

Святые жены мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, правв. Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные

Святые жены мироносицы

Третье воскресенье пасхального цикла названо в честь святых жен-мироносиц.
Этот праздник посвящен обычным женщинам — Христовым ученицам, неотступно следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже в те минуты, когда большинство апостолов попросту разбежались. И событие, воспоминаемое в этот день, тоже, на первый взгляд, самое обыденное — не успев совершить погребальный обряд над умершим Спасителем из-за приближавшейся субботы, женщины на третьи сутки после Его крестной смерти поспешили к гробу. С собою они несли миро — дорогое пахучее масло — и шли к могиле помазать тело Иисуса.

Верили ли они в то, что снова увидят Господа живым? Вряд ли. Как и для остальных учеников, арест, распятие и смерть Иисуса были для них своеобразным финалом — с казнью Христа эти хрупкие женщины утратили значительный смысл дальнейшего существования. Конечно, они продолжали жить ради своих семей, но жить так, как раньше, полноценно, каждый день общаясь с Учителем, уже было невозможно. И все же любовь — безусловная и безграничная — подняла мироносиц среди ночи и заставила бежать к месту погребения Христа. Сердце словно говорило им: «Спешите, и вы увидите то, что радикально изменит вашу жизнь, сделает ее более осмысленной и глубокой, чем ранее — в минуты наибольшей радости».

Огромная чистая вера святых женщин была вознаграждена. Когда они приблизились к могиле, только лишь тут вспомнив, что вход в погребальную камеру завален тяжелым камнем, то увидели, что пещера открыта. Едва преодолевая охватившее их оцепенение, они заглянули вовнутрь и встретили ангела, который говорил им, что Тот, Кого ищут мироносицы, воскрес и ждет их в Галилее. Скорее всего, другой на месте этих женщин смутился бы, решив, что все виденное им — галлюцинации и плод воспаленного воображения. Но ученицы Христовы поверили сразу и безо всякого сомнения — получив благую весть, они бросились обратно в город, к апостолам, которые сидели в доме и там переживали обрушившееся на них горе. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели самого воскресшего Господа.

У гроба осталась лишь Мария Магдалина, которая либо пришла не со всеми, либо просто решила побыть наедине, чтобы лучше понять случившееся. Она еще не до конца осознала величие этого момента, и когда перед ней появился человек, подумала, что перед нею садовник, и стала спрашивать у него, куда исчезло тело Учителя. Но садовник назвал ее по имени, причем сделал это так, как делал только один Человек на земле. Перед нею стоял Сам Христос — живой, воскресший, реальный! Радости женщины не было предела — она своими глазами видела Того, Кого еще пару дней назад безутешно оплакивала вместе с другими ученицами.

Потом Господь явился остальным — апостолам, ученикам, другим Своим спутницам, которые все три года Его проповеди были с Ним. Но первым радостную новость о Воскресении Спасителя узнали именно они, мироносицы — женщины, которые не побоялись ни преследования старейшин, ни возможной грубости римской охраны, которая до момента явления ангела стерегла гроб Спасителя, ни других опасностей, подстерегающих человека ночью. Ученицами двигала любовь — та самая любовь, которой их учил Господь, и которая не ведает никаких преград — даже смерти.

День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.

Сколько мироносиц было всего — мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной — то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.

Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Мария Магдалина

Равноапостольная Мария Магдалина, мироносица

Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

Марфа и Мария, сестры Лазаря

Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры — неизвестно.

Иоанна

Праведная Иоанна мироносица

Она была женой Хузы — одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна — по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 — 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.

С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады — Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Мария Клеопова

О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе — брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.

Мария Иаковлева

С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей — Иаков — входил в число апостолов.

Сусанна

Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.

Тропарь равноапостольной Марии Магдалины
глас 1
Христу, нас ради от Девы рождшемуся,/ честная Магдалино Марие, последовала еси,/ Того оправдания и законы хранящи./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов разрешение// молитвами твоими приемлем.

Тропарь праведных Марфы и Марии
глас 3
Праведнаго Лазаря Боголюбивыя сестры,/ Марфо и Марие преславныя,/ чистым сердцем Христа в житии вашем возлюбили есте,/ мироносиц вземше чин,/ и Его, яко Сына Божия, безбоязненно исповедали есте,/ сего ради ныне во обителех Отца Небеснаго/ со Ангелы и всеми святыми славно царствуете./ Умолите, Егоже возлюбили есте,/ и нам, грешным, в вере и любви Христовой утвердитися/ и Царствия Небеснаго сподобитися.

Кондак Недели жен-мироносиц
глас 2
Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ Воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.

Праведный Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа

Праведный Иосиф Аримафейский у Пилата
(Праведный Иосиф Аримафейский у Пилата)

Праведный Иосиф - апостол от 70-ти - был богатым и знатным членом синедриона из города Аримафеи (Рамафы). Он был тайным учеником Спасителя. О нем упоминают все четыре евангелиста.
Мф. 27: 57-61, Мк. 15: 43-47, Лк. 23: 50-53, Ин. 19: 37-42

Хотя он и был членом синедриона, но не участвовал в «совете и деле» иудеев, вынесших смертный приговор Господу. После распятия и смерти Спасителя он дерзнул пойти к Пилату и просить у него тело Господа, которое и предал погребению при участии праведного Никодима, тоже тайного ученика Христа. Они сняли с Креста тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в саду Гефсиманском, в пещере, вырубленной в скале. Тут же были Богоматерь и святые жены-мироносицы. Привалив тяжелый камень к двери гроба, они удалились.

После погребения тела Господня Иосиф был брошен иудеями в ров, и исхищенный оттуда Божественной силой, отправился в свое отечество — в Аримафею. И Воскресший Христос является ему, заключенному в оковы, и этим еще более утверждает в тайне Своего воскресения. Несмотря на то, что Иосифу пришлось претерпеть много гонений со стороны иудеев, он не находил возможным умалчивать об этой тайне, но с дерзновением сообщал всем о минувших событиях.

Как говорит Священное Предание, святой Иосиф вместе со святыми Марфой, Марией и Лазарем отправились миссионерами в Галлию, после чего другие остались на континенте, а Иосиф отправился проповедовать слово Божие в Британию. Он построил церковь в Гластонбери, посвященную Божией Матери. Возможно, это была самая первая церковь Божией Матери в мире. Церковь сгорела при пожаре в 1184 году. Другие святыни, связанные со святым Иосифом, бережно хранили православные, а затем католические монахи Гластонбери. Икона Божией Матери «Гластонберийская» , уничтоженная протестантами (хотя, возможно, она исчезла и раньше), была написанна, согласно Преданию, самим Иосифом по повелению Ангела, дабы показать великую преданность Богородице. Возможно, это была первая икона Божией Матери в Англии.

Гластонберийская икона Божией Матери
(Гластонберийская икона Божией Матери)

По Преданию, когда святой Иосиф начал проповедовать в Гластонбери благую весть Иисуса Христа, местные жители противостояли ему: кричали и забрасывали его камнями. Но он не устрашился и продолжал проповедь. Однажды, когда на холме Виариал Хилл святой Иосиф говорил в праздник Рождества Христова о том, как Царь царей родился в хлеву и лежал в яслях, толпа стала требовать знамения. Тогда он услышал голос, говоривший ему, чтобы он воткнул свой посох в землю. Святой сделал так, и за несколько минут посох выпустил ветки, почки и расцвел. Видя такое знамение, народ уверовал.

Это растение прижилось. Ботаники относят его к терновнику либо к одному из видов боярышника. Терновник Гластонбери не приживается путем посадки отростков, но его можно привить на родственное растение. Он не плодоносит, но зацветает в мае и в день Рождества Христова по юлианскому календарю. В 1582 году календарь в Англии был смещен на 11 дней в соответствии с календарем папы Григория XIII, введенным в Западной Европе. В день Рождества собралась толпа посмотреть, прореагирует ли растение на изменение даты Рождества. Однако дерево отказалось следовать календарю папы и зацвело на 11 дней позже. Так продолжается и по сей день.

Протестанты уничтожили гластонберийский терновник, но побеги его сохранились, и терновник существует по сей день. Начиная с 1929 года вошло в обычай подносить эти цветы правящему монарху.

гластонберийский терновник
(гластонберийский терновник)

Именно гластонберийский терновник держит в руке Богоматерь на Гластонберийском образе.

Некоторые апокрифы говорят о Чаше Грааля - сосуде с кровью Иисуса Христа, которая была собрана св. Иосиф Аримафейский, совершимшим погребение снятого с Креста тела Спасителя. Стоит упомянуть, что повествования, которые несут апокрифы, не имеют ничего общего с современными необоснованными фантазиями, такими, например, как "Код Давинчи".

Праведный Иосиф мирно скончался в Англии.

Тропарь праведного Иосифа
глас 2
Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи

Праведный Никодим, тайный ученик Иисуса Христа

Праведный Никодим, тайный ученик Иисуса Христа

Память в Неделю о женах-мироносицах, 2 августа на обретение мощей.

Фарисей, член синедриона, он стал тайным учеником Христа. Его беседа с Господом описана у евангелиста Иоанна (Ин. 3, 1-21). Никодим открыто восстал против первосвященников и фарисеев, когда они посылали служителей схватить Иисуса Христа и досадовали, что те не привели Его к ним (Ин. 7, 32, 45—53).

После страданий и крестной смерти Спасителя Никодим отдал последний долг телу Его, помогая Иосифу Аримафейскому при снятии Его с креста и погребении (Ин. 19, 38—42). Позже, по преданию, он принял крещение от апостолов. Иудеи удалили его из синедриона и из Иерусалима, и он жил в загородном доме Гамалиила, своего родственника, где и скончался.

Обретение (или перенесение) его мощей прозошло вместе с обретением мощей праведных Гамалиила и сына его Авива в 415 году.

Благоверная Тамара Грузинская

св_благоверная_Тамара_грузинская

Память 1 мая и в Неделю жен-мироносиц.

Родилась ок. 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей.

В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств.
Грузинские сказания прославляют ее кротость, миролюбие, мудрость, религиозность и красоту. Известно еще, что святая Тамара заботилась о бедном народе, о вдовах, сиротах и содействовала духовному развитию Грузии. Кроме того, она покровительствовала поэтам, писателям, построила много храмов, а также роскошный Вардзийский дворец.

Святая Тамара созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Успешна была и ее государственная деятельность, благодаря которой Грузинское царство увеличилось и окрепло.
Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений. Скончалась мирно 1 мая 1213 года и была причислена к лику святых.

Тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской
глас 8
Вышния красоты желая,/ нижния сласти телесныя далече от себе отгнала еси/ и, в чертозе царском пребывающи,/ ангельское житие препровождала еси,/ царице Тамаро блаженная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь благоверной Тамары, царицы Грузинской
глас 4
Во святых дивная,/ Иверии светило,/ благоверная царице Тамаро,/ на горах высоких храмы воздвигшая,/ да в них моления возсылают ко Господу,/ мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския,/ десницею же своею полчища агарянская низпровергшая,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Молитва святой благоверной царице Тамаре

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Преподобномученица монахиня Марфа
(Тестова ??, +26.04.1941)

прмч_Марфа_ТЕстова

Преподобномученица Марфа родилась в 1883 году в деревне Арга Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Тимофея Тестова. В 1914 году она поступила в Серафимо‐Дивеевский монастырь Нижегородской губернии, где подвизалась ее родная сестра Пелагия.

После разорения при безбожных правителях Дивеевской обители инокиня Марфа вместе с одной из монастырских сестер поселилась в селе Развилье Борского района Нижегородской области, где стала трудиться при храме. Она была арестована 18 ноября 1937 года и заключена в нижегородскую тюрьму.
Допрошенные лжесвидетели показали, что инокиня Марфа среди верующих крестьян села Развилье систематически ведет контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию советского правительства и коммунистической партии, призывает женщин ходить в церковь и в религиозные праздники не работать; ходя по деревням под видом сбора милостыни, призывает крестьян защищать от коммунистов Божьи храмы, которые повсюду закрывают, а духовенство сажают в тюрьмы. «Подобная агитация на крестьян очень влияет, и крестьяне смотрят на советскую власть с недоверием».

– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, которую вы вели среди верующих села Развилье, клеветали на политику советского правительства, вели контрреволюционную агитацию пораженческого характера, называя коммунистов антихристами. Признаете себя в этом виновной? – спросил следователь инокиню Марфу.

– В предъявленном обвинении виновной себя не признаю. Контрреволюционной деятельностью я среди верующих и вообще не занималась.

Следователь зачитал отрывки из показаний лжесвидетелей и потребовал, чтобы инокиня их подтвердила, на что та заявила, что ничего подобного она не говорила.

– Что еще можете дополнить к следствию? – задал следователь последний вопрос.
– Дополнить ничего не могу.

13 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила инокиню Марфу к восьми годам заключения в исправительно‐трудовом лагере, и 3 мая 1938 года она прибыла в одно из отделений Карагандинского лагеря и была отправлена на общие работы.

Лагерные условия и тяжелая работа оказались для нее непосильными, медицинская комиссия признала ее инвалидом, и она была отправлена в больницу при Спасском отделении Карлага. Инокиня Марфа (Тестова) скончалась 26 апреля 1941 года в лагерной больнице и в тот же день была погребена на кладбище близ селения Спасское.

7 октября 2002 года постановлением Священного Синода была причислена к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Тропарь
глас 5
Христа Господа Иисуса верная ученице,/ Церкви Российския избранная агнице,/ преподобная страстотерпице Марфо,/ легкое иго и язвы Его любовию носящи,/ лествицею мучений/ к Нему, яко Небесному Жениху, востекла еси,/ Егоже моли сохранити в благочестии люди Российския// и спасти души.

Кондак

глас 4
Яко крин багряновидный,/ посреде терний безбожия/ в земенем отечестве твоем прцвела еси,/ преподобномученице Марфо честная,/ подвиги воздержания страданием украсившим,/ востекла еси к Небесному Жениху Христу,// иже увенча тя красотою славы нетленныя.


Величание


Величаем тя,/ страстотерпице преподобная мати Марфо,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ в утверждение на Руси Православия// претерпела еси.

Tags: Жития святых, Праздник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments