filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Есть ли в отказе от снеди в дни поста духовный смысл?

Христос посреди нас!

Пост подходит к концу, но не завершили свое поприще те, кто подвизался в нем. И пока еще есть немного времени, к подвизающимся имеют возможность присовокупиться некоторые из братьев и сестер. Что говорю – некоторые? Имеют возможность все, и лишь по расположению своему некоторые отвергают для себя этот дар Божий. Но на то и дар, что и подается всем и без всяких условий, но и принимается добровольно, а не по принуждению…

Много уже сказано рассуждений о том, что ограничение себя в различной еде не является смыслом поста и его содержанием. Не станем повторяться и занимать ваше время и силы – по большей части это все верно и правильно. И делающий пищевое воздержание главной целью поста скорее не приобретает, а расточает, превращая способ в цель. Но по большей части, потому как и в пищевом ограничении есть некоторый духовный смысл, хотя и не явно выраженный.

И все же, мы ограничиваем себя в еде. Для чего?

изгнание Адама и Евы из Рая
(изгнание Адама и Евы из Рая)

1. Часто, напоминая о днях поста в ответ, даже от православных, слышишь подобное:

- Вы действительно полагаете, что тот, кто не постится, совершает грех? Что за ерунда!
- Да ладно, есть можно все, что угодно, надо просто преуспевать в духовном делании больше!


И тому подобное…

В богослужении Всенощной в стихирах на стиховне слышим:

«Изгнан бысть Адам из рая снедию».

Понимаем, что не снедь, то есть пища, была причиной самого изгнания, но через пищу (которая стала способом) пришло падение Адама и последующее за ним бедствие:

«…темже и седя прямо сего рыдаше, стеня умилительным гласом, и глаголаше: увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся!» (там же).

Получается, что накладывая на себя ограничения в пище в дни Великого Поста, мы тем самым растождествляем себя с Адамом согрешающим через снедь. Не превозносимся над ним – да не будет! Но воспоминаем его грех и с тем, согрешающим разобщаемся, чтобы соединиться с несогрешающим.

Пусть никого не смущает такое разделение. Тем самым мы не отторгаемся грешного Адама (иначе мы, множество заповедей преступившие, а не единую, как наш праотец, возведем на себя праведный гнев Божий), но отказываемся от его греха.

Как отторгаемся Савла – гонителя Церкви:

«по ревности - гонитель Церкви Божией» (Фил. 3: 6),
«Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15: 9),

но почитающие величайшего из всех мужей человеческих блаженного апостола Павла, больше других апостолов потрудившегося.

«я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15: 10).

Приходит на память подобный пример из Праздника Усекновения Честной Главы Пророка и Предтечи Иоанна, где мы также воздерживаемся от скоромной пищи и соблюдаем строгий пост, чтобы не оказаться заодно с Иродом и возлежащими с ним на том страшном пиру. Не по причине того, что вообще скоромное дурно или пир греховен – нет, но по причине того, что ТОТ пир был греховен и ТА снедь дурна.

Вот мы и нашли некоторых смысл именно духовный в том, чтобы в дни поста воздерживаться от пищи. Но этот смысл не единственный.

2. Мы разобрали, что способ, через который Адам пал был снедью. А в чем причина падения?

В непослушании.
Праотцу дана была одна заповедь послушания:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16-17).

Пренебрегнув послушанием пал Адам, а с ним и весь род человеческий

«как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5: 12),

и всякая тварь, последовавшая за царем и подвергшаяся тлению и смерти.

И в стихирах на «Господи воззвах» богослужения Всенощного бдения Недели о изгнании Адама слышим:

«Одежды боготканныя совлекохся окаянный, Твое Божественное повеление преслушав Господи, советом врага, и смоковным листвием, и кожными ризами ныне облекохся…»,

и далее:

«Адам изгнан бысть из рая преслушанием…» (там же).

«Руку простер дерзостно, вкусих древа разумнаго, егоже повеле мне Бог никакоже причаститися, и Божественныя славы отвержен бых горце» (Канон утрени, Песнь 3).

Итак – причина – непослушание Адама.
Многие святые отцы ставили послушание выше поста и молитвы. Без послушания разоряется любое доброе дело, как бы привлекательно оно не выглядело со стороны.

Послушание

«Самая высшая и первая добродетель – послушание. Это – самое главное приобретение для человека. Христос ради послушания пришел в мир. И жизнь человека на земле есть послушание Богу» (прп. Нектарий Оптинский).

Вот мы подошли и к еще одному духовному смыслу от воздержания от пищи в дни поста – послушание Церкви.

«если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 17).

Святая Церковь, много заботящаяся о деле нашего спасения установила особые дни поста и многодневные посты, чтобы нам, пребывая в послушании Матери- Церкви, удобно было спасаться. Добровольно отказывая себе в некоторой пище, мы тем самым кладем в основание нашего поприща поста послушание и, как мы уже рассматривали выше, разтождествляем себя с Адамом преступившим послушание.

Падший праотец стенает и слезами орошает землю, принося покаяние Отцу и надеясь на Его Милость:

«Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, рукама бия лице, и глаголаше: Милостиве, помилуй мя падшаго» (Канон утрени. Песнь 6, икос).

И мы знаем, что и нас, падших силен Господь поднять и возвести к Себе, но не насильно Он совершает наше спасение, а по свободному нашем произволению. Значит, чтобы Он мог нас спасти нам следует этого пожелать и положить в основание послушание Ему и Его Святой Церкви.

Сошествие во ад. Христос изводит Адама и Еву из ада
(Сошествие во ад. Христос изводит Адама и Еву из ада)

Так что не будем все мы, братья и сестры, пренебрегать установлениями Святой Церкви и положив в основание послушание удобно достигнем спасения, которое даровано нам Господом Иисусом Христом, Которому и слава и держава со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий


Tags: Вера, Православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments