filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

14 (27) января 2015 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Отдание праздника Богоявления. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных: прмчч. Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, игумена, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV–V); равноап. Нины, просветительницы Грузии (335).
Прп. Иосифа Аналитина Раифского (IV); прп. Феодула, иеромонаха (V); прп. Стефана Вифинского (Халкидонского) (VIII).

Прписп. Иоанна (Кевролетина), иеросхимонаха (1961).

Святые дня, молите Бога о нас!

Преподобномученики Исаия, Савва, Моисей, Иеремия, Павел, игумен, Адам, Сергий, Домн, Прокл, Ипатий, Исаак, Макарий, Марк, Вениамин, Евсевий, Илия , и иные с ними

Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные

Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные, подвизались в обителях и пещерах горы Синайской, где были даны Богом через Моисея десять заповедей, и близкой к ней пустыни Раифы (на берегу Красного моря) и пострадали от сарацин и влеммиан, кочевых арабских племен.

Первое избиение произошло около 312 года. Оно было описано Аммонием, египетским иноком, очевидцем гибели 40 святых отцов Синайских. В это же время арабы избили 39 отцов в Раифе.

Вторичное избиение совершено через сто лет и описано также очевидцем, чудом избежавшим гибели, преподобным Нилом Постником (память 12 ноября).

Синайские и раифские подвижники проводили особо строгую жизнь – всю неделю они пребывали в келлиях в молчании, в субботу собирались на всенощное бдение и в воскресенье причащались Святых Таин. Питались только финиками и водой.
Многие из пустынников прославились даром чудотворения – старцы Моисей, Иосиф и другие.

По именам в службе преподобным отцам упоминаются Исаия, Савва, Моисей, ученик его Моисей, Иеремия, Павел, Адам, Сергий, Домн, Прокл, Ипатий, Исаак, Макарий, Марк, Вениамин, Евсевий и Илья.

Тропарь преподобных (общий)
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак
глас 2
От мирския молвы избегосте, и к тихому пристанищу преставистеся, мученичества кровьми, и постничества трудами венчаеми, темже и показастеся мучеников и преподобных единовсельницы.

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Родилась около 280 года в городе Коластра, в Каппадокии, где было много грузинских поселений, в семье святых Завулона и Сосанны. Завулон происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284-305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших Христианство. Мать святой Нины, Сосанна, была сестрой Иерусалимского патриарха.

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сосанна была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23-24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Елеазаром в Иверию (Грузию). Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом Христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Однажды Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала:
"Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею".
Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест, возрадовалась духом и перевязала крест своими косами. Затем, придя к своему дяде, патриарху Иерусалимскому, она рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата III, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев, обращенные святой Ниной и бежавшие из Рима в Армению из от гонений императора Диоклетиана (284-305). Господь готовил святой Нино другую участь, поэтому Он внушил ей спрятаться в розовом кусте. Когда опасность миновала и каратели разошлись, святая Нино продолжила свой путь.

У озера Паравани она встретилась с пастухами из Мцхета, которые рассказали ей о своём крае и сообщили, что вскоре возвращаются домой. Вновь получив от Господа благословение проповедовать язычникам, Нино попросила разрешения у пастухов сопутствовать им. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, претерпев большие трудности в пути, святая Нина наконец достигла Грузии в 319 году. Она прибыла в город Урбниси и некоторое время оставалась там. Вскоре она вместе с язычниками-Урбнисцами, шедшими на поклонение к Армазскому идолу, прибыла во Мцхету, столицу Грузии.
Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей и градом. Перепуганная толпа в страхе разбежалась в разные стороны.

Святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства. Тогда супруги восславили Христа и стали учениками святой девы. К святой Нино потянулись последователи христианской веры, а вскоре она так прославилась, что многие язычники стали обращаться к ней за помощью и, получив её, уверовали в Христа. Святая перешла в уединенное место у северной черты города, где поселилась в шалаше в кустах ежевики (и где затем возникла обитель Самтавро), и оттуда продолжала свою проповедь.

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии 1

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Но, несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. Однажды, во время царской охоты на Тхотской горе, в то время, как он замышлял казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Мириан внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. "Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило все своими лучами". Это событие совершилось 6 мая 319 года.
Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в 324 году Христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм - вначале деревянный, а ныне каменный собор во имя 12-ти святых Апостолов, Светицховели. К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306-337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Саломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу 14 января 335 года.

Женский монастырь во имя святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии в Бодбе
(Женский монастырь во имя святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии в Бодбе)

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342-364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами.

Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14 января, в день ее блаженной кончины.

Тропарь равноапостольной Нины
глас 4
Слова Божия служительнице,/ во апостольстей проповеди первозванному Андрею/ и прочим апостолом подражавшая,/ просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице,/ святая равноапостольная Нино,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак равноапостольной Нины

глас 2
Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную.

Величание святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

Величаем тя, / святая равноапостольная Нино, / всю страну Иверскую светом Евангелия просветившую / и ко Христу приведшую.

Молитва равноапостольной Нине

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Иверийскому, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног. Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкве Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его Имя ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Иосиф Аналитин

Строгий подвижник, достиг высокого совершенства в духовной жизни, так что во время молитвы его осеняло пламя. Предсказав время своей кончины ученику своему Геласию, он мирно скончался в IV веке, до избиения Раифских отцов.

Преподобный Феодул Синайский, иеромонах

Преподобный Феодул Синайский, иеромонах

Сын преподобного Нила Постника, описавшего избиение святых отцов в Раифе в V веке. Еще в отроческие годы преподобный Феодул удалился вместе со своим отцом на Синайскую гору, оставив мир. Во время нападения варваров на пустынников преподобный попал в руки разбойников, которые решили принести юношу в жертву утренней заре, которую почитали вместо Бога. Но Господь спас отрока по усердной молитве отца его, преподобного Нила: варвары проспали время появления утренней зари и, отказавшись от жертвоприношения, захватили юношу с собой. Проданный разбойниками в город Елузу, преподобный Феодул был выкуплен местным епископом, в доме которого и был обретен благодарным отцом.

Посвященные епископом в пресвитеров, преподобные Феодул и Нил вернулись на Синайскую гору, где и служили Господу до конца жизни. Нетленные останки их были перенесены в Константинополь при императоре Юстине Младшем (565-578) и положены в церкви во имя святых Апостолов в Орфанотрофии.

Преподобный Стефан Вифинский (Халкидонский)

Преподобный Стефан Вифинский (Халкидонский)

Преподобный Стефан жил в VIII веке. Подражая жизни великих подвижников, он обошел много обителей в Палестине, посетил также пустыни великих отцов – преподобных Евфимия Великого (память 20 января), Саввы Освященного (память 5 декабря) и Феодосия Великого (память 11 января). Приняв монашество, преподобный Стефан основал свою обитель в Вифинии, при горе Оксии, близ Халкидона. В обители, которая носила название «Хинолаккской» («при гусином пруду»), собралось много иноков. Святой подвижник провидел свою кончину, и некоторые из братии удостоились видеть его славное отшествие со Ангелами в Горние селения.

Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин), иеросхимонах

Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин), иеросхимонах

Иеросхимонах Иоанн (в миру Иван Афанасьевич Кевролетин) родился в 1875 году в сибирском городе Тюмени, в зажиточной крестьянской семье. В 18 лет он начал работать матросом на барже, сплавлявшей груз по Иртышу. Через год он поступил в Кыртомскую пустынь, желая попробовать себя в монашеской жизни. Ему дали послушание по выделке кожи. Иван Афанасьевич провел в обители шесть лет. Все это время он находился в послушании у старца Адриана, основателя пустыни, начинавшего свой монашеский путь на Афоне. После смерти отца Адриана молодой послушник отправился за духовным наставлением в Верхотурский монастырь, где подвизались иноки, приехавшие из Валаамского монастыря, среди них был и настоятель монастыря, игумен Арефа. В Верхотурском монастыре Ивану Афанасьевичу дали послушание маляра и плотника.

В 1907 году послушник Иван Кевролетин получил долгожданный постриг. 20 декабря, в день памяти святого Игнатия Богоносца его постригли в монашество с именем Игнатий. В 1909 году отец Игнатий стал иеродиаконом, а еще через 4 года иеромонахом.
В начале 1915 года отец Игнатий был командирован для исполнения пастырских обязанностей в приходах Екатеринбургской епархии. Это было промыслительное назначение – после революции большевики производили многочисленные жестокие расправы с приходскими священниками, и многие приходы оставались без окормления. С 1919 года до своего ареста в 1932 году отец Игнатий сменил более 15 мест служения. Он ободрял людей, не давал им впасть в тоску, безверие, призывал с терпением нести свой крест.

Несколько лет отцу Игнатию, благодаря его находчивости и многочисленным знакомствам по всей области, удавалось избегать арестов. Первый раз отец Игнатий был арестован в 1925 году, он пробыл в Нижнетагильской тюрьме 5 месяцев, а затем был отпущен без предъявления обвинения.

В 1932 году на Урале чекисты развернули так называемую «чистку» от «вредного элемента». Отец Игнатий был арестован в селе Сербишино в Свердловской (бывшей Уральской) области. На допросе, на вопрос следователя, состоял ли он в контрреволюционной организации, отец Игнатий ответил: «Состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря продолжала существовать … Признаю, что, действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником установкам и мероприятиям советской власти, что иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом; быть монахом – это значит быть врагом советской власти и партии. Для меня монашество важнее советской власти и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил». Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край, сроком на три года. Группа в 40 человек под конвоем была отправлена этапом пешком. К концу пути у отца Игнатия оказались отмороженными внутренние органы. В Нарыме он заболел цингой, начался воспалительный процесс. Отец Игнатий выжил благодаря своей духовной дочери, которая добровольно приехала к нему в ссылку и занималась его лечением.

Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин), иеросхимонах 2

По окончании срока отец Игнатий вернулся в Верхотурье. Жил на окраине города, в маленьком домике, похожем на землянку. Через некоторое время почитатели отца Игнатия собрали деньги на покупку дома, и старец поселился недалеко от монастыря. Он принимал духовных чад, и сам часто ездил в те места, где ранее служил, чтобы встречаться с верующими и совершать церковные таинства. Несмотря на возраст, перенесенные страдания и болезни, отец Игнатий по-прежнему отличался веселым нравом и свойственной ему смекалкой. Чтобы избежать ареста, в своих поездках он жил в разных домах, имея многих знакомых, готовых его принять. Он поддерживал связи с проживавшими в Свердловской области монахинями из закрытых монастырей, которые также его нередко прятали. Крестить, венчать, исповедовать иеромонах отправлялся обычно ночью, переодевшись, чтобы в нем не узнали священника.

Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин), иеросхимонах 1

Скончался отец Игнатий 27 января 1961 года в городе Верхотурье, в окружении своих духовных чад. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Иоанн.

свято-николаевский верхотурский мужской монастырь
(Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь)

Мощи преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина) покоятся в Свято-Николаевском Верхотурском мужском монастыре.
Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments