filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

10 (23) ноября 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас!

Сегодня Православная Церковь чтит память:

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа (Олимпана), Родиона (Иродиона), Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (Терентия) (I).
Мч. Ореста врача (304); сщмч. Милия Персидского, епископа, и двух учеников его (341); прп. Феостирикта (Стирикта) Олимпийского (в Символех); мч. Константина, кн. Грузинского (842); Колесование вмч. Георгия Победоносца (303) (Груз.).

Прмч. Нифонта (Выблова), иеромонаха, мч. Александра Медема (1931); сщмчч. Прокопия (Титова), архиепископа Херсонского, Иоанна Скадовского, Дионисия Щегопева, Петра Павлушкова, пресвитеров (1937); сщмчч. Августина (Беляева), архиепископа Калужского, и с ним, Иоанна Сперанского, пресвитера, прмчч. Иоанникия (Дмитриева), архимандрита, Серафима (Гущина), иеромонаха, мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); сщмч. Бориса Семенова, диакона, мч. Николая Смирнова, мц. Анны Остроглазовой (1930-е); мцц. Ольги Масленниковой (1941), Феоктисты Ченцовой (1942).


Святые дня, молите Бога о нас!

Апостолы от 70-ти Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий

апостолы от 70 Олимп и Родион
(апостолы от 70 Олимп и Родион)

Святые принадлежали к лику семидесяти Апостолов Христовых. Из них Олимп или Олимпан, о котором вспоминает Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим.16:15), последовал за Апостолом Петром в Рим, и там, по повелению Римского императора Нерона, был усечен мечем в тот же день, в который распят святый Апостол Петр.

Точно также и Апостол Родион или Иродион, бывший сродником святому первоверховному Апостолу Павлу (Рим.16:11) и проповедывавший слово Божие в Патрах1, где был и епископом, спутешествовал Апостолу Петру в Рим и в день распятия его был обезглавлен2.

Святый Апостол Сосипатр был родом из Ахаии3 и также приходился сродником Апостолу Павлу, о чем упоминает сам Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим.16:11). Вместе с святым Апостолом Иасоном он был учеником Апостола Павла и предпринимал Апостольские путешествия.

Керкира (Κέρκυρα), о. Корфу. Церковь Иасона и Сосипатра
(Керкира (Κέρκυρα), о. Корфу. Церковь Иасона и Сосипатра)

Потом был епископом Иконийской4 церкви и в маститой старости скончался в мире5.

Подобным образом в мире отошел ко Господу и святый Апостол Ераст, о коем также упоминает святый Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим.16:23). Святый Апостол Ераст был сначала диаконом и казнохранителем Иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде6.

апостол от 70 Ераст
(апостол от 70 Ераст)

Святый Апостол Куарт или Кварт, упоминаемый святым Апостолом Павлом (Рим.16:23), много пострадал за свое благочестие, обратил многих греков к вере во Христа и мирно скончался в сане епископа города Верита7.
Ныне все сии святые Апостолы предстоят пред престолом Божиим в вечном веселии, приемля от Бога воздаяние за многочисленные свои подвиги и труды8.
___________________________
Примечания
1
Патры, ныне Патрас – богатый торговый город в королевстве Греческом, на берегу Патрасского залива.

2 Блаженная кончина Апостолов Олимпа и Родиона последовала в 67 году.

3 Провинция в Греции.

4 Икония – город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонской области; ныне – Коние, главный город Малоазийской Турецкой области Карамании.

5 В I веке, на о. Корфу, где он вместе с Ап. Иасоном, проповедовал христианство

6 Город на севере Палестины.

7 Верит – нынешний Бейрут – древний город Финикии, на берегу Средиземного моря. В настоящее время столица Ливана.

8 Вместе с сими святыми Апостолами Церковь воспоминает в сей день и Апостола Тертия, память и изображение коего см. 30 октября. В церковной службе ныне воспеваются все шесть свв. Апостолов.

Мученик Орест Тианский (Каппадокийский)

Мученик Орест Тианский (Каппадокийский)

Святой мученик Орест жил в конце III века в городе Тиане в Каппадокии во времена императора Диоклитиана и был знающим и искусным врачом. С детских лет святой Орест был воистину добрым христианином.

По приказу императора, в Тиану для борьбы с христианством, широко распространившимся в Великой Каппадокии, направлен был военачальник Максимин. В числе первых на суд к Максимину был приведен Орест. Он мужественно и открыто исповедал свою веру в Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Гонитель предлагал святому богатства, почести, славу взамен отречения от Единого Истинного Бога, но святой Орест был непреклонен. По приказу Максимина, Ореста привели в богатый языческий храм и вновь предложили поклониться идолам. Когда он отказался, 40 воинов, сменяя друг друга, били святого мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу: «Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся». И Господь услышал верного раба Своего. Началось землетрясение, идолы попадали и разбились. Все бежали из храма; когда оттуда вышел святой Орест, храм рухнул.

Разъяренный Максимин приказал заключить святого мученика на семь дней в темницу и не давать ему ни еды, ни питья, а на восьмой день продолжить мучения. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Влачимый по камням, святой мученик отошел ко Господу в 304 году. Мощи его были брошены в море.

Когда много веков спустя, в 1685 году, в Киево-Печерской Лавре один инок (Димитрий, впоследствии митрополит Ростовский, память 28 октября) переписывал с древней рукописи житие святого Ореста и, утомленный, уснул, ему в сонном видении предстал святой мученик и, показав глубокую рану в груди, перерезанные у локтей жилы и перебитые голени, велел дополнить свое житие, так как в древней рукописи были описаны не все муки, которые претерпел святой. Смиренный инок выполнил желание святого мученика Ореста и восславил Бога, Дивного во святых Его.

Тропарь мученику Оресту врачу

глас 4
Удом усекновение терпел еси/ и огненную лютую муку, мучениче,/ подвигся, всеславне,/ венцем яве увязеся нетленным, преблаженне,/ Престолу же предстоиши Святыя Троицы,/ Юже помоли, да спасет ны,/ мучениче Оресте,/ верою поющим тя.

Колесование великомученика Георгия Победоносца

Колесование великомученика Георгия

Колесование великомученика Георгия - праздник Грузинской Православной Церкви в память страданий святого Георгия Победоносца.
Святой великомученик Георгий Победоносец пострадал при императоре Диоклетиане, жесточайшем гонителе христиан. Сын раба, получившего свободу, Диоклетиан всю свою энергию направил на реформы и укрепление государства. Официальной религией был Пантеон богов или языческое многобожие, и только христиане не желали поклоняться идолам и императору, как Богу. Диоклетиан считал, что христиане подрывают империю и стал самым яростным гонителем, преследуя целью истребить их полностью. И если Нерон обвинял христиан в поджоге Рима, то Диоклетиан обвинил их в поджоге империи.

Блестящий полководец Георгий Победоносец не побоялся выступить против жестокости императора в сенате. Он сказал, что обязанность государства – служить правде и охранять беззащитных, а приказ императора мучить и уничтожать христиан беззаконен. Когда император спросил, что заставляет его так говорить, святой Георгий сказал, что истина, а на вопрос «Что есть истина?» бесстрашно ответил: «Истина есть Христос».

За смелые обличения и исповедание Христа святого великомученика Георгия бросили в темницу и в течение нескольких месяцев подвергали бесчеловечным пыткам. Одна из них – колесование, после которого никто не выживал. Но когда святого Георгия подвергали этой пытке, раздался гром, в колесо ударила молния, и оно было разрушено. Святой остался жив, хотя был весь изранен, а через полгода Диоклетиан приказал отрубить ему голову.

Тропарь великомученика Георгия
глас 4
Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Ин тропарь великомученика Георгия Победоносца
глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ страстотерпче Христов,/ верою и мучителей обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся еси./ Темже и венец приял еси победы/ и молитвами, святе, твоими всем подавши/ прегрешений прощение.

Кондак великомученика Георгия
глас 8
К возбранному и скорому заступлению Твоему прибегше, вернии,/ молим избавитися, страстотерпче Христов,/ от соблазн вражиих воспевающим тя,/ и всяких бед, и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.

Молитва великомученику Георгию

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Мученик Александр Медем

Мученик Александр Медем в годы Первой Мировой Войны
(Мученик Александр Медем в годы Первой Мировой Войны)

Память 10 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, святых Ивановских, Самарских и Саратовских.

Родился в 1877 году в городе Митаве Курляндской губернии (ныне г. Елгава, Латвия) в семье сенатора Оттона (Антона) Людвиговича Медема, лютеранина по вероисповеданию, члена Государственного совета, занимавшего многие видные государственные посты, в частности губернатора Новгородского. Это был человек, о котором народ сохранил самые добрые воспоминания. Во время беспорядков в Новгородской губернии в 1905 году он без всякого сопровождения выезжал на места происшествий. Подъезжал в тарантасе к бунтующей толпе, смело входил в середину ее, раскланивался с народом, снимал фуражку и начинал говорить тихим голосом. Его вид и манера говорить производили ошеломляющее впечатление, сначала поднимался шум, но вскоре все затихали, и люди с интересом слушали губернатора. В 1870-х годах Оттон Людвигович купил имение в шесть тысяч десятин земли в Хвалынском уезде Саратовской губернии. Впоследствии его сын Александр продал из них две тысячи десятин крестьянам по самой низкой цене.

Александр окончил в Новгороде гимназию, а затем в 1897 году — юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но юридическая служба его не привлекла. С юных лет он привязался к земле. Почти ни одна сельскохозяйственная работа не проходила без его участия, что способствовало приобретению многих практических знаний в области сельского хозяйства и развитию глубокой любви к родному краю и народу.
В 1901 году Александр женился на Марии Федоровне Чертковой. Впоследствии у них родилось четверо детей: сын Федор (1902 г.р.) и три дочери: София (1904 г.р.), Елена (1908 г.р.) и Александра (1911 г.р.). Рождению Елены предшествовала холера у беременной матери, что повлияло на еще не родившегося ребенка: девочка не говорила, не ходила, не владела своим телом.

С 1914 г. до мая 1916 г. Александр Оттонович - уполномоченный передового перевязочного отряда Всероссийского Земского Союза.
Был присоединен к Православной Церкви из лютеранского вероисповедания.

До 1918 г. управлял имением "Хутор Александрия" в Хвалынском уезде Саратовской губ. После конфискации имения арендовал несколько десятин земли, сколько было по силам обрабатывать самому. После того как советской властью все частные землевладения были конфискованы, он стал арендовать несколько десятин земли, сколько было по силам самому обработать. Жили небогато; средств, полученных чаще всего в долг, его семье иногда хватало лишь на то, чтобы закупить семян и провести самые необходимые сельскохозяйственные работы. В иные времена не было лошади, а участок находился за тридцать километров от города, и до него приходилось добираться или пешком, или с попутными подводами.

Когда началась гражданская война, Александр Оттонович и два его брата договорились, что будучи русскими, не поднимут руку на своих и не будут принимать участия в гражданской войне.
Летом 1918 г. сына Федю отправили в с.Вязовый Гай - переждать пальбу наступавших красных. Во время крушения поезда у Феди произошел перелом бедра, он попал в госпиталь в Омске, потом - в Харбин, а после окончания гимназии в Харбине Федя переехал в Париж, а потом к дяде М.Ф.Черткову в Германию, в Баварию. Больше семья Федю не видела.

В том же году произошел "погром" на хуторе враждебно настроенных парней, поддавшихся революционной агитации. Они ворвалась на хутор, угрожая расправой над Александром Оттоновичем и его семьей. У него сделался сердечный приступ. После случившегося семья переехала в Хвалынск.

В том же году большевики арестовали Александра и приговорили к расстрелу, но накануне исполнения приговора отпустили домой попрощаться с родными. Он уже собирался вернуться наутро в тюрьму, но утром большевики были выбиты из города белыми, и приговор сам собой отменился.

Летом 1919 года он снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Саратове. Вернувшись из тюрьмы в декабре того же года, он говорил, что нигде так хорошо не молился, как в тюрьме, где в дверь по ночам стучится смерть, а чья очередь — неизвестно.
С весны 1920 г. занимался сельским хозяйством на арендованном участке земли. Был духовным сыном иеромонаха Нифонта (Выблова).

Был вновь арестован в марте 1921 г., но вскоре был освобожден.
Был вновь арестован 23 августа 1923 г. и заключен в Саратовский исправдом. Проходил по групповому делу "дело епископа Петра (Соколова). Саратов, 1923 г." Следователь спросил его на допросе, как бы он организовал животноводческое хозяйство. Александр Оттонович рассказал, входя во все подробности. Следователь с интересом выслушал его и в заключение воскликнул: «Эх, люблю таких людей! Только, конечно, никакого хозяйства мы вам вести не дадим!» В конце октября 1923 года Александр был освобожден и вернулся к родным.

23 ноября 1925 г. скончалась от туберкулеза Мария Федоровна, жена Александра Оттоновича. Через полгода после ее смерти скончалась дочь Елена, с детства тяжело и безнадежно болевшая.
4 января 1929 года Александр Оттонович был вновь арестован по обвинению в "к/р агитация среди крестьян" и заключен в тюрьму в городе Саратове. В предъявленном обвинении виновным себя не признал. 17 мая 1929 года последовал приговор: из-под стражи освободить, лишив права проживания в 6 городах СССР и означенных губ., НСВ, СКК, с прикреплением на 3 года к определенному месту жительства.

Он с дочерьми поселился в городе Сызрани, близком к родным местам. Одна из дочерей устроилась на работу в Краевое врачебное управление.
Осенью 1930 года снова был арестован по обвинению в "участии в к/р церковно-монархической организации "Истинные" в Сызрани" и заключен в Сызранский ДомЗак. Вместе с иеромонахом Нифонтом (Выбловым) был привлечен по делу епископа Августина (Беляева) ("дело группы духовенства и мирян Самарской о., Сызранского у., 1931г.").
Следователь спросил его на допросе, каких он придерживается политических убеждений и каково его отношение к советской власти. Александр Оттонович ответил: «Определенных политических убеждений я не имею, поскольку я не занимался политикой. К существующему строю мое отношение лояльное. С программой коммунистической партии и советской власти я не согласен».

На допросах Александр Оттонович держался с большой выдержкой и достоинством, хотя в это время тяжело страдал от туберкулеза легких, которым болел уже в течение нескольких лет. Следователь утверждал, что арестованный обязан отвечать на все вопросы, но окончивший юридический факультет Александр Оттонович придерживался иной точки зрения и на вопросы следователя отвечал следующим образом: «Знакомых в городе Сызрани, которых я посещаю или которые посещают меня, нет. "Шапочных" знакомых, то есть лиц, которых я знаю по фамилии и в лицо, немного; также имеются в городе Сызрани такие лица, с которыми на улице при встречах раскланиваюсь, но их фамилии часто не знаю. Назвать тех лиц, которых я знаю по фамилии и в лицо, затрудняюсь, поскольку я их очень мало знаю и выставлять их в качестве своих хороших знакомых не желаю».

— Так есть ли у вас люди, которых вы знаете в городе Сызрани? — спросил следователь.
— Люди, которых я знаю в городе Сызрани, имеются. Назвать я их не могу, потому что я их не вспомню.
— Отказываетесь ли вы, гражданин Медем, назвать людей, которых вы знаете, или нет?
— Отказываюсь, потому что не могу вспомнить.
— Из вашего ответа, гражданин Медем, следует, что, с одной стороны, люди, которых вы знаете, имеются, с другой — вы их не знаете.
— Фактически так и есть.


Такой ответ поставил следователя в тупик, и, желая оказать нажим на арестованного, он продиктовал ему текст предупреждения: «Ниже подписываюсь в том, что мне со стороны ведущего дело было 28 декабря 1930 года объявлено о том, что я своим отказом назвать людей, которых я знаю в городе Сызрани, препятствую выяснению всех обстоятельств дела и, таким образом, снимаю ответственность с Сызранского отдела ОГПУ в соблюдении соответствующих процессуальных норм в части срока содержания под стражей».

Подписавшись под предупреждением, Александр Оттонович написал к нему дополнение: «Из лиц, которых я знаю по имени, отчеству и фамилии, я некоторых в данное время помню, но назвать и этих отказываюсь по той причине, что выдвигать людей, которых я случайно вспомнил, этим самым совершая по отношению к ним несправедливость, — не нахожу возможным».

Дело до предъявления обвинения так и не дошло. В начале 1931 года у Александра Оттоновича обострился туберкулезный процесс в легких, что было связано с тяжелыми условиями тюремного заключения, и 22 февраля он был переведен в больничный корпус Сызранской тюрьмы.

Дочери, узнав о тяжелом состоянии здоровья отца, стали добиваться свидания. Им разрешили, сказав, чтобы они пришли завтра. Но когда они пришли на следующий день, им ответили, что их отца еще вчера схоронили, а где — отказались назвать.

Александр Оттонович скончался 1 апреля 1931 года от отека легких в тюремной больнице в первой половине дня. Отпевали его заочно в соборе города Сызрани.
Его дочь София Александровна была расстреляна в 1938 году.

Мученик Александр Медем

10 июня 1999 года Александр Медем был реабилитирован зам. прокурора Саратовской области (по 1929 году репрессий).
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Александр Оттонович Медем был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Священномученик Августин (Беляев) , архиепископ Калужский

Священномученик Августин (Беляев) , архиепископ Калужский

Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Беляев Александр Александрович) родился 28 февраля 1886 года в городе Камышин Саратовской губернии в семье священника. Обучался в Кинешемском Духовном училище и Костромской Духовной Семинарии. В 1911 году окончил Казанскую Духовную Академии со степенью кандидата богословия. С 1911 по 1920-й годы преподаёт в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. В 1920 году был рукоположен в сан иерея с назначением в Рождественский храм города Пензы.

В 1920 и 1922 годах подвергался кратковременным арестам по обвинению в «агитации против соввласти» и «сопротивлении изъятию церковных ценностей». Пострижен в мантию с именем Августин, был рукоположен в иеромонаха. 8 сентября 1923 года хиротонисан в епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Вскоре Владыка был выслан из города Иваново-Вознесенска и проживал в город Кинешме. В 1924 году вновь дважды его арестовывают. К концу ноября 1924 года Владыка проживал в Москве, там принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона и подписал акт о передаче высшей церковной власти священномученику митрополиту Петру (Полянскому). В 1926 году снова арестован в г. Иваново-Вознесенск и приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, которую отбывал в г. Ходженте.

После освобождения с 1930 года Владыка занимал Сызранскую кафедру, но уже в 1931 году был снова арестован Сызранским О. Г. П. У. и осуждён ещё на три года концентрационных лагерей, которые отбывал в Свирлаге (Ленинградская область). Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Владыка некоторое время находился в тайной оппозиции к нему, и имени его за богослужением не поминал.

После освобождения с 1934 по 1937-й годы Владыка являлся епископом Калужским и Боровским.

В 1935 году вновь привлекается к следствию, но арестован не был.

В 1936 году Владыка возводится в сан архиепископа. В сентябре 1937 года он был арестован в городе Калуге и через месяц приговорён к расстрелу. 10 (23 н. ст.) ноября 1937 года Владыка был расстрелян вместе с группой духовенства и мирян в городе Калуге.

Священномученик Августин (Беляев) , архиепископ Калужский 1

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Мученица Ольга (Масленникова)

Мученица Ольга (Ольга Александровна Масленникова) родилась 10 июля 1874 года в городе Калуге. Окончила церковноприходскую школу. Была прихожанкой храма великомученика и Победоносца Георгия, в котором служил владыка Августин, помогала в работах по храму.

Собор Георгия Победоносца за верхом - Калуга - г. Калуга - Калужская область
(Собор Георгия Победоносца за верхом - Калуга - г. Калуга - Калужская область)

29 октября 1937 года власти арестовали ее. Вызванная на допрос, Ольга Александровна не признала себя виновной в возводимых на нее обвинениях и никого не оговорила. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения. Ольга Александровна скончалась в концлагере в 1941 году.

Священномученик Прокопий (Титов) , архиепископ Одесский

Священномученик Прокопий (Титов) , архиепископ Одесский

Священномученик Прокопий (в миру Петр Семенович Титов) родился 25 декабря 1877 года в семье священника города Кузнецка Томской губернии. Когда Петру исполнилось девять лет, он поступил в духовное училище, а затем в семинарию города Томска, которую окончил в 1897 году. В 1901 году Петр Семенович окончил Казанскую Духовную академию и был определен преподавателем Томского Духовного училища; на этой должности он пробыл несколько месяцев. 21 августа 1901 года в Успенском монастыре города Уфы он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий, 23-го – рукоположен в сан иеромонаха. После этого он получил назначение на должность заведующего Томской церковно-учительской мужской школы при архиерейском доме.

В 1906 году иеромонах Прокопий был назначен на должность преподавателя Иркутской Духовной семинарии, ректором которой был тогда архимандрит Евгений (Зернов). В 1909 году иеромонах Прокопий был включен в состав комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского, по молитвам которого происходили многочисленные чудеса и исцеления. 30 августа 1909 года иеромонах Прокопий был возведен в сан архимандрита и назначен на должность помощника заведующего пастырского училища в городе Житомире.

30 августа 1914 года архимандрит Прокопий в кафедральном соборе Одессы был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской и Херсонской епархии.

Епископ Прокопий был участником Всероссийского Поместного Собора 1917/18 годов, восcтановившего патриаршество в Русской Православной Церкви. На Соборе епископ Прокопий сделал доклад о святителе Софронии Иркутском и подписался под актом о причислении его к лику святых. Тогда же, на Соборе, епископ был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. Указом от 26 января 1918 года он был освобожден от настоятельства и назначен епископом Николаевским, викарием Одесской епархии. В 1921 году он стал епископом Одесским и Херсонским. С этого времени началась его активная деятельность как православного архипастыря в условиях гонений на Русскую Православную Церковь. Чистота и безупречность его нравственной жизни, твердые убеждения святителя, подвижническая личная жизнь – все это создало ему репутацию архипастыря высокой духовной жизни.

В 1922 году большевики начали ожесточенную борьбу с Православной Церковью, используя для этого обновленческое движение. 16 февраля 1923 года епископ Прокопий был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, а 26 августа был переведен в Одесскую тюрьму.

Епископ Прокопий был приговорен к расстрелу, который заменили высылкой за пределы Украины. 12 января 1925 года он был освобожден и выехал в Москву. В это время Патриарх Тихон предпринимал хлопоты, касающиеся легализации Синода Русской Православной Церкви, в состав которого был включен и епископ Прокопий. 7 апреля Патриарх Тихон скончался. Епископ Прокопий участвовал в погребении Святейшего и в избрании митрополита Петра (Полянского) на пост Местоблюстителя в соответствии с завещательными распоряжениями почившего Патриарха.

Осенью 1925 года власти провели акцию по уничтожению канонического возглавия Русской Православной Церкви, в результате которой были арестованы десятки выдающихся архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром. Среди других 19 ноября 1925 года был арестован и архиепископ Прокопий.

26 мая 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Прокопия к трем годам заключения; он был отправлен вместе с арестованным по тому же делу епископом Амвросием (Полянским) в Соловецкий концлагерь. В декабре 1928 года власти без предъявления нового обвинения приговорили его и епископа Амвросия к трем годам ссылки на Урал, они были сосланы сначала в Тюменский округ, а затем в Тобольский.

14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Прокопия к трем годам ссылки в Казахстан. Освободившись в апреле 1934 года, владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, отец Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине Сталинградской области, и приглашал архиепископа к себе.

На допросе 4 октября следователь спросил владыку:

– У кого вы были здесь, в Камышине, кроме Скадовского?
– Из переписки со Скадовским я знал, что в Камышине живет архи¬ерей Иоасаф, и когда приехал в Камышин, познакомился с ним, был у него на квартире, и он у меня. Когда я был у Иоасафа, то там, кроме меня и Иоасафа, никого не было. Раньше я Иоасафа не знал и о нем не слышал.
– Вы с ним одной ориентации?
– Здесь я выяснил, что мы с ним одной ориентации Патриарха Тихона.


В Рождественский сочельник, 6 января 1935 года, состоялся последний допрос.

– Изложите ваши политические взгляды, – сказал следователь.
– Я считаю себя человеком аполитичным, – ответил владыка, – однако я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране, – преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви…
– Что вы можете сказать по существу предъявляемого вам обвинения?
– С момента моего освобождения из ссылки в апреле 1934 года я никаких деяний против власти и никакой агитации не проводил. Виновным себя ни в чем не считаю.


Через несколько дней, 11 января, следствие было закончено. Архиепископ Прокопий обвинялся в том, что «будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским».

28 октября, Тройка НКВД приговорила архиепи¬ско¬па Прокопия к расстрелу. 23 ноября 1937 года архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов) был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле.

Священномученик Прокопий (Титов) , архиепископ Одесский 1

Священномученик Прокопий прославлен в 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви, а также причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Tags: Жития святых, Праздник
Subscribe

  • За мир!

  • "Смуглянка"

    Исполнитель: фолк-группа "Отава Ё"

  • "Ойся, ты, ойся"

    Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся, Я тебя не трону, Ты не беспокойся. Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся, Я тебя не трону, Ты не беспокойся.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments