Святитель Дионисий Закинфский, архиепископ Эгинский
Память 24 августа в день перенесения мощей, 17 декабря в день кончины
В миру Драганиг Сигур, родился в 1547 году на острове Закинф в Ионическом море, его предки были родом из Венеции. Был образован священниками и свободно владел греческим, итальянским и латынью.
В 21 год он передал всё своё имущество младшему брату и сестре, а сам ушёл в монастырь. В 1568 году он принял монашество с именем Даниил. Молодой монах преуспевал в постижении богословия, его слава как духовного руководителя стала расти и распространяться. В 1570 году его рукоположили в сан священника.
Через несколько лет ему предложили стать игуменом Строфадийского монастыря на западном побережье Закинфа и он стал иеромонахом Закинфским и Строфадийским.
В 1577 году святой стал архиепископом Эгинским, Порским и Гидрским. При рукоположении получил имя Дионисий в честь покровителя Афин священномученика Дионисия Ареопагита. Вёл строгую аскетическую жизнь, являясь живым примером и духовным отцом для многих христиан. Множество людей искали его совета. Однако святитель, спустя лишь два года после архиерейской хиротонии, отказался от епископства, считая, что усиливающиеся похвалы в его адрес приведут к гордыне.
Он возвратился на Закинф и снова принял на себя управление монастырём. Был назначен викарным епископом Закинфским, но вскоре запрещён в служении и низведён до положения простого сельского священника.
Святой Дионисий достиг высот прощения и человеколюбия. Однажды человек пришел к келлии святого с просьбой укрыть его от преследователей. Когда Дионисий спросил о причине погони, человек ответил что он убил монаха, который оказался братом святого. Святой Дионисий принял эти вести с глубокой скорбью, но не изгнал убийцу, укрыл его, и не выдал в руки преследователей. Убийца глубоко раскаялся и впоследствии также стал монахом.
(храм свт. Дионисия на о. Закинф, Греция. Здесь в раке покоятся мощи свт. Дионисия)
Более 40 лет святой Дионисий пас словесных овец острова Закинф. Преставился он 17 декабря 1622 года. По его просьбе святитель был похоронен в обители, где он провел столько лет.
Мощи, почитание, чудеса
Мощи его были прославлены нетлением и благоуханием. Святитель Дионисий был канонизирован патриархом Константинопольским.
Во время пиратского нападения в 1717 году, обе руки святителя были отрезаны пиратами, но его мощи были чудесно сохранены невредимыми. В 1717 году монахи Строфадийского монастыря перенесли мощи в Каллитерское подворье, чтобы впредь укрыть их от подобных набегов. Позднее во имя святого был воздвигнут храм в области Аммос, вскре обращенный в монастырь, где и хранились мощи святого до 1893 года, когда все постройки были разрушены землятресением, а мощи перенесены во временный храм. Между 1925 и 1948 годом был возведен новый сейсмо-стойкий храм, а в 1956 году был возражден монастырь, получивший теперь название Строфадийско-Дионисиевского. Все мощи святого и поныне почивают в этой обители, в Георгиевской часовне, в специально изготовленной для них в 1829 году серебряной раке.
(храм свт. Дионисия на о. Закинф, Греция, Царские Врата)
Святой Дионисий чтиться большим чудотворцем. Порой его гробницу не могут открыть. Потом, когда это становится возможным, обнаруживается что его тапочки стеты и запачканы, почему их приходится периодически сменять. За это чудо святого называют "ходящим святым", который продолжает ходить по острову совершая чудеса.
Когда греческий Георгиевский храм в Нью-Йорке был разрушен во время терракта 11 сентября 2001 года, невредимыми в церкви остались лишь две вещи - крест и бумажная икона святого Дионисия.
О нашем путешествии на о. Закинф и о Литургии в храме святителя Дионисия можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/273887.html
Преподобный Арсений Комельский, игумен
Память 24 августа и в Соборе Радонежских святых
Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. В 1525-1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенный Махрищский монастырь. Великий князь Василий IV (1505-1533), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь.
Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды, преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келью.
Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители. Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда к нему собралось несколько иноков, он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные дни. Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы.
(Ризположенская Сухорусова пустынь или Грязовецкий Арсениево-Комельский монастырь, разорен. Осталось несколько полуразрушенных зданий, как этот братский корпус)
Проведя жизнь в посте, молитве и постоянном труде, преподобный скончался 24 августа 1550 года. Его житие было написано вскоре после смерти, но сгорело во время пожара в Комельском монастыре в 1596 году. В кратком виде оно было восстановлено по сохранившимся записям и дополнено посмертными чудесами иноком той же обители Иоанном. Спустя сто лет после кончины преподобного игумен Иоасаф построил в монастыре каменный храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Левый придел был посвящен преподобному Сергию Радонежскому, а правый - преподобному Арсению Комельскому.
Тропарь Арсению Комельскому
Удалився мира, и водворився в пустыню, / и ту подвизався добрым подвигом, / постом, и молитвами, и многим терпением, / и жив показал еси многая чудеса, / и по преставлении своем источаеши различная исцеления / с верою приходящим к честному гробу твоему, / Арсение, отче наш, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Преподобный Аристоклий (Амвросиев), старец Московский
Аристоклий (Амвросиев), Афонский (1846 - 1918), иеросхимонах, Московский чудотворец, преподобный, местночтимый святой Московской епархии.
Память 24 августа и в Соборе Московских святых.
В миру Амвросиев Алексей Алексеевич, родился в 1846 году в Оренбурге в семье мещан.
В 1876 г. овдовел и в том же году прибыл на Афон и поступил в Пантелеимоновский русский монастырь под духовное руководство схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева).
11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского.
2 декабря 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 декабря - во иеромонаха.
12 февраля 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем.
Трудился в иконной мастерской.
В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова монастыря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38).
В 1891-1894 гг. настоятель Пантелеимоновской часовни на Никольской улице. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым), иеросхим. Аристоклий приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. О. Аристоклий способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке православной литературы, совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом монастырях, храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. монастыря Московского уезда. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 1890-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г.
В 1895 г. иеросхим. Аристоклий вернулся на Афон и 20 декабря на большом соборе в Пантелеимоновом монастыре был избран одним из казначеев. 15 апреля следующего года был отправлен в Москву в составе депутации от монастыря для поздравления имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В феврале 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.
29 ноября 1909 г. вновь был назначен настоятелем Московской Пантелеимоновской часовни и заведующим Московским Афонским подворьем. В 1912 г. начал строительство нового комплекса зданий подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, который был ранее приобретен для Пантелеимонова монастыря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале которого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже - книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже - кельи, на 3-м - кельи и домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых монастырем, и др. хозяйственные постройки.
(Храм великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой,Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве)
Главным в деятельности иеросхим. Аристоклия в этот период стало старчество. Несмотря на тяжелый недуг (бо́льшую часть жизни он страдал водянкой и болезнью ног), преподобный духовно окормлял множество людей, иногда принимая в день более тысячи чел. Особо почитали старца свт. Тихон (Беллавин) и еп. Трифон (Туркестанов). Иеросхим. Аристоклий прославился дарами прозорливости (предвидел Октябрьскую революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну), исцеления, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря ему многие неверующие обратились к Богу.
Иеросхим. Аристоклий скончался 6 сентября 1918 года в Москве, был погребен в усыпальнице, устроенной под храмом в подвале главного дома Афонского подворья; старца отпевали еп. Трифон, еп. Арсений (Жадановский) и Можайский архиеп. Иоасаф (Каллистов), викарий Московской епархии.
В ноябре 1922 г. домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. В 1923 г. духовные дети старца Аристоклия и братия перезахоронили его останки на Даниловском кладбище, близ Никольской часовни, как предсказал старец; по свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.
Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи старца Аристоклия.
6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных. За патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».
13 ноября 2004 года святые мощи прп. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы.
Более подробно о прп. Аристолкии вы можете прочитать тут:
http://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-monastyrya/aristoklij-afonskij
(Прежняя могила старца на Даниловском кладбище также почитаема верующими. По мнению сторожей кладбища и некоторых почитателей старца, часть честных останков его, осталась в могиле на Даниловском кладбище. )
Тропарь
глас 4
Процвел еси яко финикс на святей горе Афонстей/ и яко кедр на земли русстей умножился еси,/ Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития/ и мир Христов воцарися в душе твоей,/ преподобне отче Аристоклие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Мученик Татион Клавдиопольский (Вифинский)
(Минологий-Август (мч. Татион). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.)
Жил в Вифинии и пострадал при императоре Диоклетиане (284-305). Когда преследователи христиан узнали, что он верует во Христа, то схватили его и привели в город Клавдиополь к правителю Урбану. Много раз принуждали святого отречься от Христа, заключали в темницу и предавали разным истязаниям. Его избили палками и повлекли за город на казнь. Святой мученик, оградив себя крестом, скончался дорогой (+ 305).
Мученица Сира Персидская
Сира, дочь персидского мага, после смерти своей матери была отдана на воспитание родственнице, жившей в другом городе. Здесь, из разговора со случайно встреченными христианскими женщинами-нищенками, Сира получила первые представления об истинном Боге. Услышанное так ее поразило, что она приложила все свои силы, дабы узнать как можно больше. По мере узнавания христианских истин любовь к Богу разгоралась в душе Сиры и наконец внушила ей решимость открыто исповедать себя христианкой.
Настало время возвращаться в дом к отцу. Обычно по утрам язычники совершают утренние жертвы богам, и Сира должна была принять участие в этом ритуале. Уверовав в Бога, она не только отказалась преклониться перед идолами, но разбила все орудия, служившие для жертвоприношения, и объявила отцу, что верует в истинного Бога, Христа, и считает себя христианкой.
Признание дочери привело мага в ярость: он-то намеревался посвятить ее в священные жрицы. Никакие увещевания и угрозы не заставили девушку отречься от веры, и ее предали жестоким истязаниям, а затем бросили в темницу. Дважды по ночам Сиру отпускали подкупленные христианами тюремные сторожа, и таким образом она сумела принять крещение. С честью выдержав все испытания и оставшись непреклонной в своей вере, Сира была казнена.
Полное Житие мученицы Сиры Персидской можно прочитать тут:
http://idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib873/
Преподобномученик Серафим (Шахмуть)
Преподобномученик Серафим (Шахмуть) родился в 1901 году в деревне Подлесье в Минской области, в многодетной семье крестьян-бедняков. После революции, в возрасте 21-го года, он поступил в Жировицкий Свято-Успенский монастырь в Гродненской области, где принял монашеский постриг. В монастыре он нес послушание регента, и вскоре был рукоположен в иеромонаха. Отец Серафим был наделен даром проповеди, для сбора средств на ремонт монастыря он устраивал многолюдные крестные ходы с Жировицкой Чудотворной иконой. В 1939 году отец Серафим был рукоположен в сан игумена и затем – архимандрита.
В августе 1943 года архимандриту Серафиму была поручена организация приходской жизни на оккупированной немцами территории Белоруссии. Он покинул Жировицкий монастырь и вместе со священником Григорием Кударенко выехал в сторону Минска. Они посетили ряд селений в Минской области, где в недавнем прошлом действовали церкви, совершали богослужения, осматривали сохранившиеся церкви, крестили детей, отпевали умерших.
В Минске архимандрит Серафим служил в Преображенской церкви, затем он посетил Витебск, некоторое время служил в Гомеле в Петропавловском соборе. В результате этой поездки в годы войны было открыто 74 храма.
Везде, где побывал отец Серафим, он собирал материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь в Белоруссии в довоенные годы. К этому времени на всей территории Восточной Белоруссии не было ни одного епископа, был только один действующий храм; духовенство в большинстве своем было арестовано, многие расстреляны; церкви превращены в клубы, театры, амбары, или разрушены; почти все церковное имущество разгромлено и уничтожено. Отец Серафим писал в своем отчете, что народ радуется открытию церквей.
В поездке отец Серафим смертельно заболел, у него открылся абцесс, так что он едва мог передвигаться. Однажды, когда начался авиационный налет, отец Серафим услышал голос, повелевший ему покинуть спальню и позвать с собой отца Григория. Отец Серафим с трудом добрался до кухни, и тут же в дом, где он находился, попала бомба. Один из осколков вскрыл абцесс отца Серафима, гной вытек, и отец Серафим вскоре поправился.
В Минске архимандрит Серафим принял на себя попечение над больницами, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. В июне 1944 года отец Серафим и отец Григорий выехали в Гродно. Они ходили по лазаретам: проповедывали, причащали раненных. Там обоих миссионеров арестовали по обвинению в «пособничестве немецким оккупантам». Из Гродно их перевезли в Минскую тюрьму. На допросах осужденные держались с мужеством истинных Христовых пастырей. Архимандрит Серафим на вопрос: что он говорил во время проповедей, когда ездил по Белоруссии? - сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Нехорошо, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священника, а дети росли не крещеные и не венчались». Следствие длилось 10 месяцев, к осужденным применялись пытки.
В 1945 году отца Серафима отправили в концлагерь в Горьковской области. Приблизительно через год после вынесения приговора архимандрит Серафим скончался при невыясненных обстоятельствах в тюрьме НКВД.
Прпмч. Серафиму, архимандриту Жировичскому Тропарь
глас 4
Измлада любовь Божественную познавый, / во обитель Жировичскую пришел еси, / идеже подвиги светло просиял еси, / да последи дела благодати миру явиши, / вторицею землю нашу учением Христовым просвещая, / и храмы Духа паки в душах возсозидая, такожде и церкви видимыя. / Пред гонители веру неуклонно исповедал еси, / страдания и смерть ни во чтоже вменив, / темже предстояния Святей Троице сподобился еси, преподобномучениче Серафиме, \ спасение исходатайствуй душам нашим.
Кондак
глас 3
Православия дивный ревнителю, / проповедниче многоплодный, отче Серафиме, / иже о славе Божией возревновав, / вся отринув и крест взяв, за Господом последовал еси, / и ныне укрепи немощь нашу, / да молитвами твоими, \ сподобимся и мы Христу послужити.
Священномученик Максим Сандович
Родился в 1882 году в деревне Ждыне в Карпатской Руси, Австро-Венгрия (ныне Польша). По окончании четырехклассной школы в соседних Горлицах, продолжил учебу в Ясле, а через некоторое время перешел в гимназию в городке Новом Сонче.
После четырех лет учебы в гимназии провел три месяца в римо-католическом базилианском монастыре в Крехове. Его атмосфера оказалась чуждой для молодого человека и он разочаровался в увиденной в монастыре духовной жизни. Продолжая духовные искания, в 1904 году он оставил монастырь и поступил послушником в православную Почаевскую Лавру, расположившуюся недалеко от австро-венгерской границы на российской стороне. Во время одного из своих пастырских посещений епископ Житомирский Антоний (Храповицкий) обратил внимание на молодого и способного послушника. В награду за образцовое поведение он направил его для дальнейшего обучения в Волынскую духовную семинарию в Житомире.
Закончив Житомирскую семинарию, женился на белорусской девушке и принял священный сан в 1911 году. Его благодетель владыка Антоний предлагал ему остаться в Киеве, но отец Максим отказался и отправился в родные края.
Служение
Начал пастырское служение в Грабе, недалеко от родной деревни. Здесь он отслужил православную Божественную литургию впервые после насаждения в Карпатской Руси унии в 1646 году. Во время поездки к родным он был арестован и приговорен к большому штрафу и восьмидневному заключению. Несмотря на это, продолжал служить в соседних деревнях, что повлекло за собой новые санкции по отношению к нему и другим православным, которые ему помогали.
В марте 1912 года был заключен в тюрьму во Львове. Два года шел суд, обвинявший его в православном вероисповедании, использовании богослужебных книг на церковнославянском языке и в сотрудничестве с Россией - противницей Австро-Венгрии. На все обвинения святой отвечал: "Моя единственная политика - святое Евангелие." Несмотря на многочисленные лжесвидетельства, плохое обращение, изоляцию и всевозможные мучения, в июне 1914 года святой был оправдан вместе со сподвижниками и совсем больным возвратился в свою деревню.
В августе того года, с началом Первой мировой войны, австро-венгерские власти снова арестовали отца Максима, на этот раз вместе с беременной женой, с отцом и несколькими православными односельчанами. Их посадили в тюрьму в Горлицах. 6 сентября 1914 года судья без разбирательства объявил отцу Максиму смертный приговор. Его вывели из камеры и расстреляли во дворе тюрьмы на глазах у всех арестованных православных. Падая на землю, святой мученик Христов воскликнул: "Да здравствует святое Православие!" Тогда один из палачей в ярости бросился на него и заколол кинжалом.
Почитание
В 1922 году останки святого перенесли в его родную деревню, где он был похоронен рядом с церковью. С тех пор к его могиле стали стекаться толпы паломников. Почитание священномученика Максима распространилось среди карпато-русских православных и поддерживалось даже после их депортации в концлагерь Талергоф, ибо святой Максим стал символом их национальной и религиозной принадлежности.
Решением Священного Синода Польской Православной Церкви от 7 июля 1994 года священномученик Максим Сандович был причислен к лику святых. Это была первая канонизация после учреждения автокефалии Польской Церкви. Вскоре после этого решения и освящения креста в Ждыне, на месте его рождения, начались торжества в честь нового святого. Торжественное прославление произошло 9-10 сентября 1994 года в Ждыне и Горлицах. Мощи святого, согласно решению Священного Синода Польской Церкви, были оставлены на родовом кладбище. В Горлицах, на месте казни святого, была освящена памятная доска.
Молитва ко святому священномученику Максиму
О святый священномучениче Максиме! Нескончаемаго блаженства на небеси ныне причастник еси, идеже несредственно лик Христов во славе созерцаеши, невещественныя благодати Его исполненный. Сего ради ведуще тя и защитителя обидимыми и страждущым, тепле умоляем тя: моли Господа и Бога нашего Иисуса Христа исполнити сердца лемковских людей любовию к церкви их и твердости, во еже крепко держатися о вере отечестей, яко да не окаменеют сердца их, да не нападут на ня волцы еретицы и заблудят их, во еже растерзати я, ниже да совратят их козни и лукавствия демонския от пути в безводное прелести безпутие. Ей, отче, Богу возлюбленне! Воздей руце твои ко Всевышнему и умоли Его даровати нам мир и благоденствие, да не рекут нечестивии: где есть Бог их? Твоим бо мужеским исповеданием соделался еси велий молитвенник за всех память твою святую чтущих и к честным мощем твоим притекающих. Ты же выну Христа умоляеши даровати нам мир и помиловати душы нашя. Аминь.
Преподьбный Серапион Гареджийский, чудотворец
Был настоятелем монастыря святого Иоанна Крестителя в Давид-Гареджской пустыни. Он был одарён Господом даром чудотворения.
Однажды преподобный Серапион с несколькими монахами отправился в город по монастырским делам. На монахов, шедших впереди и несших церковную утварь, напали грабители и отобрали ношу. Те в ужасе побежали назад к настоятелю и сообщили о случившемся. "Велик Бог, - сказал Серапион, - не позволю неверным унести святыню!" С посохом в руке старец один пустился в погоню за грабителями. Те увидели страшный огонь, исходивший из его посоха и испугавшись гнавшегося за ними старца, бросили осла с поклажей и пустились наутёк.
В другой раз Серапион молился в своей келье. Неожиданно выбежал и сказал братьям: "Горе, горе! Грабители напали на служителей монастыря!" Сказав это, вернулся в келью и начал горячо молиться. Через некоторое время удручённые служители пришли в монастырь и сказали, что по дороге на них напали грабители, они оставили мулов с поклажей и убежали. Через некоторое время нагруженные мулы без сопровождающих сами пришли в монастырь.
Отличающийся добродетелью святой Серапион оставил настоятельство, облачился в схиму и начал подвиг отшельника. Вскоре он получил знамение о времени своей кончины и попросил братьев похоронить его под церковными вратами, в могиле, которую он заранее приготовил себе, дабы каждый входящий в храм ступил на его могилу.
Святитель Мартирий, архиепископ Новгородский
Память 4 июня (Новг.), 24 августа, в Соборах Новгородских святителей и Новгородских святых
Родился в Старой Руссе.
В 1192 году он основал мужской Преображенский монастырь на северо-восточной стороне города, близ правого берега реки Полисти.
На Новгородскую кафедру святой Мартирий был поставлен по жребию после смерти святителя Григория в 1193 году. Избрание последовало 19 октября, а хиротония во архиепископа Новгородского в Киеве от руки митрополита Никифора II, - 10 декабря того же года.
Святитель Мартирий прославился как неутомимый строитель храмов. В мае 1195 года он заложил храм во имя Божией Матери на городских воротах, 13 сентября 1196 года освятил храм в честь Воскресения Христова в новой женской обители у озера Мячина. В январе 1197 года святитель освятил храм во имя святителя Кирилла Александрийского в одноименном мужском монастыре в 3-х верстах от Новгорода. В 1197 году он заложил в плотницком конце Новгорода женский монастырь во имя святой великомученицы Евфимии, построенный благочестивой молодой жительницей Городища. В январе 1197 года святитель Мартирий освятил в Преображенском монастыре Старой Руссы храм во имя святителя Никифора, Патриарха Цареградского. В мае 1198 года он начал строить каменный храм в честь Преображения Господня, а 15 августа того же года освятил его. В том же году княгиня Елена, супруга князя Ярослава Владимировича, построила на торговой стороне на Молоткове храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре, основанном святителем Мартирием. Храм был построен в память следующего чуда. Один набожный новгородец каждый день ходил в церковь. Однажды он возвращался домой и, устав, заснул и обронил Богородичную просфору. Собаки, почуяв хлеб, подбежали к просфоре, но отскакивали прочь, прогоняемые невидимой силой.
Великий князь Всеволод был недоволен новгородцами, и в 1199 году святитель Мартирий вместе с представителями горожан отправился во Владимир. По дороге, на берегу озера Селигер, он скончался 24 августа 1199 года. Тело его перевезли в Новгород и погребли в Мартириевой паперти Софийского собора, получившей это название потому, что была построена святителем Мартирием. Известен его образ в алтаре Новгородского Софийского собора.
Икона Богородицы Петровская
Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.) в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра.
По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303–1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе.
Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.