Священномученик Маркелл Апамейский, епископ
Священномученик Маркелл, епископ Апамейский, родился от знатных родителей на острове Кипре. Получив хорошее образование, он занимал высокие гражданские должности, удивляя всех чистотою жизни, кротостью, милосердием и красноречием. Около 375 г., оставив жену с детьми, святой предался пустынной монашеской жизни в Сирии. Жители Апамеи, приведя его в город как бы по какому-то полезному делу, избрали его епископом. Святитель отличался ревностью в борьбе с язычеством. Из сказания Феодорита Кирского известно про него, что, получив от святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395) дозволение разрушить крепко сложенный храм Юпитера в Апамее, святитель недоумевал, как это сделать. Один работник обещал помочь ему. Он подрыл три огромные колонны, подпирая их до времени оливковыми деревьями, а затем начал поджигать их, но деревья не загорались.
Когда об этом узнал святитель Маркелл, он в церкви, у святого жертвенника, сотворил чин малого освящения воды и велел с верою окропить этой водой деревья. После этого деревья быстро сгорели, колонны упали и увлекли за собой весь языческий храм. Когда близ Авлона в Апамейской области воины разрушали еще один языческий храм, святителя, наблюдавшего поодаль, схватили язычники и бросили в огонь († ок. 389). Убийцы были найдены, и сыновья хотели им отомстить, но Поместный Собор запретил им это, указав несправедливым мстить за ту кончину, за которую надо благодарить Бога.
Святитель Фаханан Росскарберийский, епископ
Был, вероятно, первым епископом в городе Росс, что в Ирландии, святым покровителем которого он почитается. Он основал в Росскарбери (Rosscarbery) или Росс-Элтэйр (Ross-Altair), что в графстве Корк, монашескую школу и называл святого Брендана своим учителем.
Священномученик Владимир Цедринский, пресвитер
Владимир Ионович Цедринский родился в Нижегородской губернии. Служение Церкви он начал в Омской епархии, в 1909 г. в сане иерея был переведен в Туркестанскую епархию, где был назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ 2-го округа с исполнением обязанностей миссионера. В дальнейшем отец Владимир служил в соборе свт. Николая в городе Лепсинске Семиреченской области, а с 6 июля 1912 года являлся его настоятелем. Позже протоиерей Цедринский был также благочинным церквей всего Лепсинского округа.
На основании рапорта отца Владимира, в котором он сообщал Туркестанскому и Ташкентскому епископу Иннокентию (Пустынскому) о решении крестьянского союза Лепсинского уезда изъять у церковных причтов землю и прекратить выплаты за требы, архиерей издал в «Туркестанских Епархиальных Ведомостях» призыв ко «всем истинно православным христианам и русским гражданам» заботиться о Церкви и стараться облегчать положение священников.
В один из воскресных дней Успенского поста 1918 года отец Владимир Цедринский обратился к своей пастве с проповедью, в которой увещевал прекратить братоубийственную смуту, быть верными сынами православной Церкви и отечества. 27 августа, после литургии, отец Владимир был арестован красноармейцами. Палачи, поставив священника между 2 лошадьми, погнали их за город на кладбище, где на глазах у прихожан зарубили священника шашками. Верующие отнесли тело священномученика в церковь, отпевание совершили священники из соседних сел. Протоиерей Владимир был погребен на кладбище Лепсинска, рядом с местом своей мученической кончины. До начала 30-х годов, пока в крае еще были священники, на его могиле в день кончины служили панихиды, впоследствии место погребения отца Владимира почиталось местными жителями. 2 июля 2001 года были обретены мощи священномученика, ныне почивающие в Иоанно-Богословской церкви в городе Талды-Кургане (Талдыкорган).
(Иоанно-Богословский собор, Талды-Курган)
(ряса со следами крови сщмч. Владимира)
Священномученик Владимир прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
Священномученик протоиерей Николай
(Толгский Николай Васильевич, +27.08.1937)
Священномученик Николай – Николай Васильевич Толгский - родился 20 февраля 1886 года в селе Дорки Бронницкого уезда Московской губернии. Он являлся младшим из трех братьев-священников, сыновей протоирея Василия Толгского, служившего в селе Дорки. Старший брат, протоиерей Сергий, служил в Москве в церкви Рождества Божией Матери на Кулишках, а затем церкви Петра и Павла на Яузе. В 1936 году он добровольно последовал в ссылку вместе с семьей дочери (г.Коканд). Средний брат отец Александр был известным настоятелем храма Илии Пророка в Обыденном переулке.
Образование будущий священномученик получил сначала в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1907 году, затем стал кандидатом богословия в Московской Духовной Академии (год окончания 1911). Священный сан он принял после окончания Академии и был направлен для служения в Крестовоздвиженскую церковь села Алтуфьево Московской губернии, затем был переведен в Москву в церковь преподобного Сергия в Пушкарях (Колокольников переулок).
(Москва. Церковь Сергия преподобного (она же Троицкая), что в Пушкарях. Не сохранилась)
Отец Николай был очень яркой фигурой в церковной жизни того времени. Невзирая на развертываемые безбожной властью гонения на Церковь, он активно занимался просветительской деятельностью, создавал хоры. На духовно высокого пастыря обратили внимание, он стал лично известен Св.Патриарху Тихону. Отец Николай был назначен благочинным Сретенского Сорока церквей округа, рукоположен во протоиереи, награжден митрой.
В 1922 году протоиерей Николай был арестован за преподавание Закона Божия, но через две недели отпущен. Второй арест состоялся 12 апреля 1935 года: особое Совещание при НКВД СССР приговорило арестованного священника к 3 годам ссылки в город Чимкент Южно-Казахстанской области.
23 июня 1937 года отец Николай был арестован третий и последний раз в ссылке. Наряду с обвинениями, предъявленными всем участникам дела (участник "к/р центра, куда вошли значительные по количеству кадры церковников, монахов, попов", для "установления Патриаршества и главенства Церкви над государственной властью") протоиерей Николай Толгский обвинялся в том, что был "руководителем ссыльного духовенства в Каракатском районе, по поручению [епископа] Кобранова группировал вокруг себя и осуществлял к/р руководство к/р элементом в селе Ленинском. Вел к/р агитацию пораженческого характера, писал к/р роман, изъятый при обыске".
На допросе на вопрос следователя: "Дайте показания о Вашей к/р деятельности", отец Николай ответил: "К/р деятельностью я не занимался и показать по этому вопросу ничего не могу".
Тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила отца Николая к высшей мере наказания - он был расстрелян 27 августа 1937 года в Лисьей балке города Чимкента, в настоящее время место его захоронения неизвестно.
Священномученик Николай был прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.
Священномученик Назарий (Лежава), митрополит Кутаисский, иереи Иерофей (Николадзе) и Герман (Джаджанидзе), архим. Симон (Мчедлидзе), диакон Виссарион (Кухианидзе) и все новомученики от безбожников убиенные
Память 14 августа и в Соборе Волынских святых
В миру Лежава Иосиф, родился в 1872 году в имеретинской деревне Диди Джихаиши (Западная Грузия) в семье священника.
Начальное образование получил в Кутаисском духовном училище. В 1892 году он с отличием окончил Тбилисскую духовную семинарию и был рукоположен во диакона.
22 февраля 1893 года был рукоположен во иерея и определен ко Хонской Спасской церкви.
В 1901 году поступил в Киевскую духовную академию.
У него умерла его жена, а затем и две дочери, и 26 августа 1904 г. он был пострижен в монашество.
В 1905 году окончил академию со степенью кандидата богословия и 8 ноября назначен преподавателем гомилетики в Волынской духовной семинарии.
3 декабря 1907 г. - смотритель Клеванского духовного училища.
10 мая 1910 г. возведен в сан игумена.
17 ноября 1911 г. назначен настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии с возведением в сан архимандрита и с увольнением от духовно-учебной службы.
12 мая 1912 г. - благочинный монастырей Грузинской епархии.
19 апреля 1916 г. - член Грузино-Имеретинской синодальной конторы.
17 ноября 1918 г. хиротонисан во епископа Кутаисского с возведением в сан митрополита. Хиротония состоялась в Мцхетском Патриаршем соборе.
23 февраля 1921 года в связи с вторжением в Грузию Красной Армии сокровища Сионской и Светицховельской церквей были вывезены в Кутаиси. После оккупации Грузии большевики, узнав о месте захоронения сокровищ, арестовали митрополита Назария. Ему вменяли в вину агитация против правительства и сокрытие церковного имущества. Во время судебного процесса на вопрос - для кого прятались сокровища, митрополит ответил: "Для Церкви и грузинского народа!" Суд приговорил Назария к высшей мере наказания - расстрелу. Впоследствии расстрел заменили заключением и конфискацией имущества.
В апреле 1924 года, после двухлетнего заключения, митрополит Назарий был амнистирован и освобожден. Он вернулся в свою епархию, которая находилась в тяжелейшем состоянии. Митрополита не впустили в собственную резиденцию, которую использовали под склад, и он был вынужден жить у брата.
27 августа 1924 года к митрополиту прибыла делегация из села Симонети с просьбой освятить сельскую церковь. В назначенное время митрополит со свитой прибыл в Симонети и освятил церковь. Ночью в дом, где ночевали митрополит и его свита, ворвались чекисты, связали и избили их, а затем привезли в сельсовет. "Чрезвычайная тройка" особистов без суда и следствия приговорила к расстрелу митрополита Назария, священников Симона Мчедлидзе, Германа Джаджанидзе, Иерофея Николадзе и диакона Виссариона Кухианидзе. Приговор был приведен в исполнение. Согласно ortho-rus.ru, митр. Назарий был расстрелян "за обращение к Генуэзской конференции с просьбой о спасении родины от большевистского насилия".
В 1994 году был канонизирован Собором Грузинской Православной Церкви. 20 июля 2012 года постановлением Синода Украинской Православной Церкви его имя было внесено в Собор Волынских святых.
Преподобномученица Ева (Павлова), игумения
(Павлова Акилина Васильевна, +27.08.1937)
Преподобномученица Ева – в миру Акилина Васильевна Павлова – родилась 10 июля 1879 года в селе Исса Инзарского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Известно, что она была игуменией одного из Пензенских монастырей. В 1929 году матушка была арестована в селе Балки Саратовской области. В следственном деле есть противоречия в заполнении анкет: в одном месте говорилось, что она была осуждена на 3 года ссылки в Казахстан, а в другом месте, что на 8 лет. Подробности заключения неизвестны, но в одной анкете говорилось, что срок ссылки у нее закончился в 1932 году.
Второй раз игумения Ева была арестована 23 июня 1937 года. 23 августа 1937 года по делу N723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова) и других было вынесено обвинительное заключение, в котором, кроме всего прочего, говорилось: "Павлова Ева - руководитель тайного монастыря в г.Чимкенте, находилась под руководством Иосифа (Петровых) и Кобранова, направляла к Петровых завербованных ею женщин для пострижения. Систематически проводила к/р агитацию, высказывала пораженческие настроения с ожиданием восстановления монархическо-буржуазного строя". На следствии матушка заявила: "Контрреволюцией я не занималась и не проводила такую работу".
Тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила игумению Еву (Павлову) к высшей мере наказания. 27 августа 1937 она была расстреляна в Лисьей балке города Чимкента в Южно-Казахстанской области.
Об этих и других Новомученниках и Исповедниках Российских, день памяти которых приходится на сегодня, вы можете подробно прочитать тут:
http://newmartyros.ru/calendar/27-avgusta.html
и тут:
http://pstgu.ru/news/martir/2014/08/27/54941/
Мученик Симеон Трапезундский
Мученик Симеон был ювелиром. В 1653 году был повешен турками в Константинополе за отказ отречься от Христа.
Икона Богородицы Нарвская
Нарвская икона Богоматери прославилась в 1558 году, когда русские войска осаждали город Нарву. Во время этой осады пьяные нарвские немцы нашли в одном доме, в котором когда-то жили русские купцы, икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Хозяин этого дома, а вместе с ним и его нетрезвые гости стали глумиться над св. образом. Этого словесного глумления и одного ругательства им показалось мало, и скоро они перешли к действию. Хозяин дома сделал дерзкое предложение, которое было принято всеми пьяными и обезумевшими от злобы на русских гостями. — Эта безобразная доска, — говорил он, — поставлена была для русских купцов; нам же она не нужна, поэтому бросим ее в огонь.
Тотчас же икона была снята со стены и со злобой брошена в огонь под котлы, в которых варилось пиво. Но пламя вместо того, чтобы сжечь образ Богоматери, устремилось кверху и зажгло крышу дома. Это было в воскресный день. Воздух был чист и тих. Однако, как только показалось пламя на крыше дома, внезапно поднялась сильная буря; ветер раздувал пламя, быстро перебрасывал его с одного дома на Другой, и вскоре почти весь город был охвачен ужасным огненным потоком.
Видя это пожарище, немцы растерялись. Пользуясь их смятением, русские войска сделали приступ к городу и взяли его. Близ Нарвы находилось немецкое войско, но оно по какому-то странному ослеплению не хотело оказать помощи своим осажденным единоплеменникам.
Когда пожар утих и город был очищен от немцев, тогда в пепле русские нашли две иконы — икону Божией Матери и икону Николая Чудотворца. Оба св. образа сохранились совершенно невредимыми, нисколько не пострадав от огня.
По взятии города царь Иоанн Васильевич послал в Нарву Юрьевского архимандрита и Софийского протоиерея, чтобы они построили одну церковь в замке, а другую в городе в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
Икона Богородицы «Беседная»
Беседной икона Божией Матери названа оттого, что на ней изображена Божия Матерь, беседующая с пономарём Георгием (по прозванию Юрыш). На иконе также изображён святитель Николай Мирликийский. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году.
Перед освящением третьего по счёту храма, построенного по реке Тихвинке, где явилась чудотворная икона, пономарь Георгий был послан оповестить жителей окрестных сёл о времени освящения храма и установки креста на куполе. Возвращаясь обратно, пономарь в 3-х верстах от храма увидел Божию Матерь, сидящую на сосновом бревне, а рядом с Ней святителя Николая. Богородица велела Юрышу передать строителям церкви, чтобы они установили на куполе не железный крест, а деревянный: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном».
О явлении Богородицы и Её словах Юрыш поведал священству и народу, но никто ему не поверил, но вскоре все получили вразумление. Во время установки железного креста неожиданно поднявшийся вихрь сорвал с купола воздвигающего крест человека и невредимым опустил на землю. После такого знамение на купол установили деревянный крест.
На месте явления Божией Матери и святителя Николая пономарю Юрошу была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Из бревна, на котором восседала Богородица, был сделан крест. В 1515 году по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена деревянная церковь и основан Никольско-Беседный монастырь. После революции монастырь был разрушен.
Икона Божией Матери «Беседная» являет собой пример доступности Богородицы каждому смертному человеку, если он искренней молитвой, идущей от души, жаждет божественного общения. Сначала сюжет о явлении Божией Матери помещался на клеймах Тихвинской иконы, а с XVII века стал изображаться отдельно в качестве иконы, получившей также название «Явление БогоМатери и святителя Николая пономарю Юрышу».
Через семь лет по освящении храма на Тихвине деревянная церковь сгорела от непогашенной свечи; чудотворная икона БогоМатери невидимо была вынесена из огня и найдена за полверсты в кусте можжевельника. В это же время сгорела и часовня, выстроенная на месте явления БогоМатери пономарю Георгию, но крест, сделанный из колоды, на которой сидела Пресвятая Богородица, так же как икона, был невидимою силою вынесен из огня и найден в кусте можжевельника. На этих местах выстроили новую церковь и часовню, но через пять лет в одно время загорелись церковь и часовня; крест же и чудотворная икона опять были чудесно спасены. В третий раз выстроили деревянную церковь и часовню. Через 105 лет часовня загорелась, но была погашена, а чудный крест спасен от огня; церковь вся сгорела, икону БогоМатери священники вынесли из пожарища.
Слава о чудесах от Тихвинской иконы Божией Матери дошла до великого князя Василия Иоанновича, и он приказал, после того как церковь сгорела в третий раз, построить каменную. Когда церковь окончили и стали отделывать паперть, вдруг своды обрушились и завалили двадцать человек рабочих. Все думали, что рабочие раздавлены, но, разобрав через три дня камни, к общему удивлению, нашли всех живыми; Царица Небесная спасла их. В пустыни, где стояла часовня, по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена в 1515 году деревянная церковь во имя БогоМатери и св. Николая и устроен мужской монастырь, называемый Беседным в честь бывшего здесь явления Владычицы и святителя Николая и милостивой их беседы с малейшим из членов Православной Церкви. Икона, на которой изображено это явление, называется Беседною. Беседный монастырь находится в Новгородской губернии Тихвинского уезда.
Молитва Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Беседная»
О, Пресвятая Владычице Богородице, небесе и земли Царице! Призри на ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, и умоли Сына Твоего Христа Бога нашего, да оградит ны свыше силою Своею, еже навсегда сохраненым быти от всех искушений вражиих и прелестей бесовских. Ты, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, якоже иногда всю Российскую страну удивила еси преславным по воздуху пречестныя Твоея со Предвечным Младенцем иконы хождением, и святым тоя посещением град Тихвин, место же сие пустынно сущее, истинным самосошествием и пречудным Твоим со святителем Николаем явлением возвеличила еси: тако и ныне. о Всеблагая Мати Бога Вышняго, сподобивши ны невидимыя Твоея благодати ко приятию, покрый ны всеблагим Твоим покровом. И якоже древле в богоизбранном пустыни сея месте богоугоднаго и благоговейнаго мужа Божественный зрак неизреченнаго сияния Твоего видети удостоивши, милостивно к тому возглаголала еси: тако и ныне благосердыма очима Твоима, о Всепетая Богомати, со обычною Ти любовию воззревши на ны и на всех усердно молящихся и умильно просящих Твоея всесильныя помощи и заступления, буди Всеблагая спасения душ и телес наших Ходатаица пред Престолом Сына Твоего и Бога нашего. Спасай убо, о Пресвятая Дево Богородительнице, обитель сию и весь род христианский, и вся с верою приходящия и поклоняющияся Пречестному Кресту Чудотворному, егоже вещество Сама освятила еси, и Пречистей иконе явления Твоего, славящия же Пречистую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивное со святым Николаем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.