Преподобномученица. Рафаила (Тартацкая) игумения, Чигиринская
Последней игуменией Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря до момента его жестокого уничтожения советской властью была монахиня Рафаила (Раиса Васильевна Тертацкая). К сожалению, до нашего времени не дошли никакие документальные биографические данные о ней. Епархиальные архивы, содержащие летописи и хронику прежних лет монастырской жизни, погибли в начале 20-х годов. Существуют лишь устные пересказы, основанные на воспоминаниях сторожилов и бывших насельниц обители, сохранивших с четкой ясностью светлый образ этой великой матушки.
Согласно чигиринским повествованиям, Раиса родилась в 1877 году. Она происходила из благочестивой дворянской семьи.
Когда и при каких обстоятельствах послушница Тертацкая приняла ангельский постриг пока еще не ведомо. За чистую целомудренную жизнь Господь нарек свою избранницу великим архангельским именем. Рафаил – значит целитель Божий. Пройдут годы и преподобномученица Рафаила сподобится от Всемилостивого дара целительства телесных и душевных человеческих недугов.
29 августа 1920 года было определено назначить председательницей Свято-Троицкой женской общины монахиню Рафаилу (Тертацкую). А 19 декабря того же года, в день памяти святителя Николая, Мирликийского чудотворца – на один из особо почитаемых престольных праздников обители Господь благословил свою избранницу стать игуменией монастыря (после смерти прежней настоятельницы – матушки Парфении).
Факты свидетельствуют, что матушка Рафаила предпринимала множество действий, чтобы сохранить уставную жизнь обители и уберечь овец Христовых от новоявленных воинствующих атеистов. Не теряя благодушия, и даже любовью к врагам, принимала она нашествие новых, уже не знающих Бога людей. Осознавая то, что конфискация монастырских помещений в пользу советских властей неизбежна, она первая предложила Чигиринскому руководству поселить в обители детей-сирот. Заботливая христианка пыталась помочь им пережить тяжелое время голода и гражданской разрухи за счет монастырских запасов и казны, а также спасти их души под опекой монахинь. И кроме этого дальновидная мать-хозяйка считала, что квартирование колонистов будет менее болезненно для обители, чем что-либо другое. Ведь советские управители могли использовать монастырскую базу в иных, более кощунственных целях.
Прослеживая ход событий ликвидации Свято-Троицкой обители, можно отметить, что при всем внешнем сатанинском давлении безбожные власти вынуждены были часто считаться с поступками и действиями председательницы общины – матушки Рафаилы. Ее духовная рассудительность и проницательность помогали избегать безвыходных ситуаций, а при столкновении с агрессивными богоборцами она зачастую выходила победительницей по духу. Они даже немного побаивались ее, а от этого и тайно ненавидели, вынашивая план мести. «Ибо праведник одной жизнью своею обличает кривых, лукавых и лицемерных. И чем божественнее луч, который светит сквозь человека, тем сильнее плещут вокруг него страсти злодейских натур» (И.А.Ильин, русский философ).
(Чигиринский женский монастырь. Картина Т.Г. Шевченко, 1845 год)
Окончательное закрытие монастыря все же вынудило небольшую группу оставшихся сестер переселиться в частный дом, находившийся в городе Чигирине по улице Дворянской № 69 (ныне – ул.Парижская), где проживала в то время православная богобоязненная семья. Незадолго до этого матушка благословила 37-летнюю послушницу Татьяну Ивановну Павленко выйти замуж за благочестивого многодетного вдовца Дмитрия Дмитриевича Рясика и стать ему помощницей в воспитании чад. Мужественные исповедницы веры объединились в их небольшом, но духовно уютном домике, где жили аскетически, стяжали непрестанную молитву и творили смиренное монашеское делание. Среди них была бывшая монастырская казначея – матушка преклонных лет Елпидифора (Прокопович) и регент церковного хора – мать Епистимия (фамилия неизвестна).
Августовской ночью 1926 года в домик, где ютились матушки, кто-то настойчиво постучал. Это был местный Христа ради юродивый Варфоломей, славившийся своей прозорливостью и предсказаниями. Блаженный метался под окнами и звал: «Матушка Рафаила, убегай! Через полчаса – тебе смерть!». На что игуменья твердо ответила: «На всё воля Божия. Я сестёр не оставлю». Спустя некоторое время в дом ворвалась группа активистов местной антирелигиозной организации «Безбожник» во главе с её руководителем - чекистом Иваном Леонтиевичем Саламащенко <жутка будет его смерть>. Шестеро пьяных мужиков нагло схватили настоятельницу, вывели её на улицу, привязали к дереву, обложили сеном, а затем подожгли, требуя, чтобы она сняла с груди крест и отдала им спрятанную ею ранее церковную утварь. Хозяина не было дома, дети испугались и с ужасом наблюдали происходящее. Мать Елпидифора (преклонных лет, бывшая монастырская казначея. – О.С.) взяла в руки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», и все сёстры безбоязненно вышли во двор. Они упали на колени и усердно молили Пречистую о помощи. Неожиданно разразился сильный гром, блеснула молния, и начался сильный дождь. Огненное пламя, едва успев разгореться, погасло. Тогда озлобленные мучители положили матушку на телегу и, связав её, повезли в старую скотобойню, где 49-летней игумении устроили зверский самосуд. Вначале насильники надругались над Христовой невестой, а затем в сатанинской злобе, неистово над ней издевались. Они жестоко били её прикладом по голове, оборвали ей волосы, выбили шесть верхних зубов, вырвали нижнюю челюсть. Безбожники перебили матушке рёбра, верхнюю левую голень и раздавили в одинаковых местах нижние голени обеих ног (вероятно, переехали их подводой.) Исповедница крестилась, – и богоненавистники переломали ей правую руку. А напоследок по-зверски искололи страдалицу штыками и закопали в землю – ещё живой.
Злодеяние не осталось незамеченным. Свидетельницей ужасной гибели игуменьи оказалась послушница монастыря Мария Устиновна Нагорняя (позже она приняла постриг с именем Маргарита), проживавшая неподалеку. После того, как нелюди покинули скотобойню, она тайно пробралась туда и откопала изуродованное и окровавленное тело мученицы. Матушка еще недолго дышала и затем, на руках у сестры, отошла ко Господу. Монахини похоронили игуменью Рафаилу на городском Казанском кладбище. Могилку увенчали небольшим металлическим крестом – боялись дальнейших поруганий нечестивых над прахом праведницы.
(Чигиринский монастырь - фундамент это все что осталось от святой обители)
С 1999 года заботу о могиле матушки Рафаилы, по благословению протоиерея Анатолия Прикотенко, взяла на себя прихожанка Чигиринского Казанского храма Валентина Васильевна Калашник (бывшая тогда в тайном монашеском постриге с именем Екатерина). У гроба мученицы получила она исцеление и духовное укрепление. Не ведала тогда монахиня, что пройдет время и матушка Рафаила благословит ее стать своей преемницей – настоятельницей разрушенного, но в будущем восстановленного Свято-Троицкого Чигиринского женского монастыря.
(временный храм на месте восстанавливаемого Чигирского женского монастыря)
В начале XXI века, после духовной оттепели, поток людей на Казанское кладбище к захоронению убиенной игуменьи усилился. Необъяснимым образом Угодница Христова звала к месту своего упокоения больных, нуждающихся и страждущих не только из черкасского края, но и из отдаленных мест. И всех утешала, исцеляла данною ей от Господа силою, дарованною за подвиг благочестивой жизни и мученического исповедания православной веры.
0 декабря 2003 года настоятелем Казанского собора г.Чигирина протоиереем Анатолием Прикотенко и его родным братом – священником Спасо-Преображенского монастыря протоиереем Николаем Прикотенко были подняты из-под спуда нетленные останки игумении Рафаилы. В могиле также сохранились четки матушки, погребальный крест, камилавка. Обретение останков явило миру очевидные подробности издевательств, которые испытала страдалица. Гробница с мощами мученицы была поставлена для молитвенного поклонения в помещении нижнего Свято-Георгиевского храма чигиринского Казанского собора.
(мощи прмч. Рафаилы Чигирской)
В середине августа 2004 года рака начала сильно благоухать. Дивный запах разливался по церкви около двух недель. Время это было не случайным. Ибо, согласно воспоминаниям старожительницы Лидии Ивановны Постригань, матушку Рафаилу замучили именно в середине августа. Но точной даты, к сожалению, установить так и не удалось. Благоухание от мощей повторялось в следующие годы еще несколько раз.
24 мая 2005 года в соборном Казанском храме города Чигирина архиепископом Софронием, Черкасским и Каневским, в присутствии множества духовенства и огромного количества богомольцев, был совершен торжественный чин прославления преподобномученицы Рафаилы, игумении Чигиринской. Факт официальной канонизации и причисление Божией угодницы к Небесному собору – это явление святой миру , означающее, что она, пострадавшая за Христа, может служить для всех членов церкви образцом веры и что к ней можно и должно обращаться в молитвах всем православным христианам, имеющим нужду в небесном заступничестве.
Мощи святой установлены в правом приделе верхней церкви собора под чудотворной иконой Богородицы «Одигитрия».После открытия в 2006 году Свято-Троицкого чигиринского женского монастыря они несколько раз переносились в обитель. 10 декабря 2008 года рака с мощами была принесена в Свято-Троицкий монастырь на празднование дня памяти преподобномученицы. После торжеств эта святыня, по благословению владыки Софрония, осталась в монастыре – теперь уже навсегда.
10 июля 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил для местного прославления и почитания игумению Рафаилу (Тертацкую).
Молитва
О, многострадальная преподобномученице Рафаило, игумения Чигиринская! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши; на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на предстоящия люди, молящиеся пред пречистым образом твоим и на рабов Божиих [имена]. Простри ко Господу молитвы твоя о нас - и испроси нам оставление согрешений наших, недужным - исцеление, скорбящим и бедствующим - скорую помощь. Умоли Господа даровати нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Его. Да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь
глас 1
Агница Христова мати Богоблаженная Рафаило, и наставница мудрая агниц Его явилася еси, венца мученичества сподобилася еси от десницы Иисусовы, Емуже не престай моляся, да соблюдет в мире Церковь Православную, и обитель твою от всех навет вражиих защитит, и спасет души наша, яко Милосерд.
Кондак
глас 6
Агницу Христову Рафаилу прославляем, на небесех Ему предстоящую, память ея в храме творяще, к горним же сердца наша возносяще. Та бо от безбожных мучителей страдания и смерть претерпе, венец нетленный прият от Господа, и благодать молитися о нас, любовию воспоминающих честная страдания ея.
Молитва ко святей преподобной и богоносной матери нашей Рафаиле, чудотворице Чигиринской
О святая преподобная и богоносная мати нашаРафаило, преславнаго града Чигирина и всех, с любовию на всяцем месте и во всякой стране христианской чтущих тя благоадатная заступнице и покровительнице!
Прибегая ныне к заступничеству твоему усердно просим тя: сохрани град сей и вся люди, в нем верою живущия, от глада, хлада, болезней и междоусобныя брани.
О святая мати Рафаило, сотвори молитвы твоя за всех страждущих, за лишенных крова, работы, за сущих во обстояниях тяжких, за пребывающих в отчаянии и тревоге о днях грядущих.
Ей, святая мати наша Рафаило, ниспошли благословение Божие всем в радости сущим, упроси Творца нашего даровати помощь благодатную семьям нашим, чадом, старцем и старицам, да сподобит всех нас Милосердный наш Господь во всяк день и час жития нашего в мире и славословии Божием пребывати. К предстательству и заступничеству твоему прибегая, угоднице Христова, усердно просим тя: приклони Милосердие Божие, к нашей Святей Церкви, к архипастырям, пресвитером, монашествующим и миряном, яко ты еси всеблагая заступнице наша пред Престолом Всесвятыя и Нераздельныя Троицы.
Вознеси молитвы твоя, о святая мати, за всех умерших в надежде всеобщего воскресения, да простит им Господь вся согрешения их, вольная и невольная. О святая Рафаило, испроси у Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего, прощения всех наших прегрешений, яже от юности до настоящего дня и часа согрешихом. Умоли Господа нашего исполнити вся просьбы наша и молитвами твоими сподоби ны славословити купно с тобою Всесвятаго Господа и Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Иоанн (Крюков), Святогорский, иеросхимонах, затворник, чудотворец
Память 11 августа в день кончины (Укр., Курск.), в Соборах Святогорских и Курских святых
В миру Иван Крюков, родился 20 сентября 1795 года в городе Курске в семье мещан. В семь лет услышал о подвиге преподобного Серафима Саровского, спасавшегося в затворе. Этот рассказ глубоко запал в его душу. С детства горел любовью к монашеству и подвижничеству. В возрасте девяти лет Иван был отдан на обучение мастеру по изготовлению изразцов, долгое время переносил чудовищную жестокость своего хозяина. Через некоторое время после завершения ученичества он женился по принуждению своей матери, открыл собственную мастерскую по изготовлению изразцовых печей, а чуть позже - два постоялых двора и трактир. После смерти жены, в 38-летнем возрасте, поступил в Глинскую пустынь Курской епархии, под руководство старца-игумена Филарета.
Полтора года являлся послушником, после чего получил право носить рясу. С самого поступления в монастырь Иван Крюков отличался простотой и искренностью, усердием и неутомимостью в молитве, которую сопровождал многими земными поклонами. Уже в послушнический период Иоанн прославился способностью исцелять больных. В монастыре он овладел грамотой. Через 7 лет он был пострижен в мантию с именем Иоанникия и назначен экономом обители. Проведя 11 лет в этой обители и преуспев в ней духовно, вместе с частью Глинской братии во главе с казначеем иеромонахом Арсением, он получил приглашение от настоятеля древней Успенской Святогорской пустыни Харьковской епархии.
В Святогорской обители он был оставлен в должности эконома и много потрудился для благоустройства Святогорья. Вот что о его деятельности пишет Василий Немирович-Данченко:
"Иоанн и тут обнаружил присущие ему характер и решительность. Не предупредив, он распорядился "отсечь" часть горы под гостиницу. Против него поднялось все, но он поборол препятствия, и гора была "отсечена". Иоанн вел войну с управителем Потемкиных, вступался за ограбленное ими крестьянство, и хотя на сем пути был смиряем настоятелем, но как упорное козлище, исполнив наложенное на него послушание, вновь вступал в бой с господскими холопами и отсекал горы. Потом уж его и смирять перестали – махнули рукой. В конце концов, впрочем, оказалось, что Иоанн был прав, за что на него наложили мантию. Вообще, в эту пору своей деятельности, малограмотный, энергический, не знающий устали, упрямый и изобретательный, Иоанн совершенно подходит к типу северного монаха-соловчанина. Затем Иоанн, а в мантии Иоанникий, является опять гостинником, опять "отсекает" горы, роется в земле, как крот, отыскивает и находит старые подземные храмы, собственноручно выбивает для них из цельных диких камней престолы".
Чуть позже Иоанникия рукоположили в иеромонахи и определили духовником к богомольцам. В этой должности он принимает активное участие в восстановлении подземных ходов. Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой затворился в 1850 году, а через два года принял схиму. Об уходе святого Иоанна в затвор Немирович-Данченко пишет следующее:
"Убедившись, что Иоанникий не превозносится а жаждет подвига, Арсений приказал ему затвориться в простой жилой келье и запереть ставни. Трудно было одолеть Иоанникию в первое время ужас одиночества, особенно по ночам. Но он привык и затем перебрался в меловую скалу. Настоятель все еще отговаривал его. Стояли холода, печи там не было, и устраивать ее не дозволялось, но монах не внял. Наконец, ему разрешили затвориться совсем. Ввели в меловую пещеру – и заперли на замок. В дверях было проделано малое оконце для передачи пищи и пития.
Холод стоял там, как в леднике.... Так прошел целый год безвыходного пребывания в затворе, самый трудный год, потому что тело заточника еще только привыкало к сырости и холоду... Пробовали его испытывать – выводили на свет, приказывали остаться, но Иоанникий неизменно уходил назад. Так прошло еще шесть месяцев, по истечении которых его постригли в схиму и опять назвали Иоанном, разрешили приобщаться два раза в месяц, а в посты еженедельно".
А. Ф. Ковалевский, очевидец подвигов затворника, оставил описание быта его скромной келии:
"Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный. Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, претружденному подвигом бдения молитвенного. Вот все успокоение, которое дозволял себе подвижник: затем небольшой аналой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, горнец для пищи, нагольный тулуп, ветхая мантия с епитрахилью и неугасаемая лампада - удовлетворяли все жизненные потребности затворника, да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своей тяжестью и остротой. Правило молитвенное по заповеди отца Арсения совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник... приобщался Святых Христовых Тайн... в соседней пещерной церкви Иоанна Предтечи, где служилась еженедельно литургия по вторникам...
Сырость была такая, что одежда недолго служила, видимо истлевала и распадалась. Мириады насекомых кишели в келье, в гробу и одеждах подвижника, уязвляли до крови его тело и нарушали его покой, если только можно назвать покоем ложе в гробу при такой обстановке. Но крепость духа подвижника Божия была поистине изумительна: все терпел он мужественно ради Господа и спасения своей души; страдания Господа всегда представлял он взором души своей и, противопоставляя им свой подвиг, считал его ничтожным от искреннего сердца".
В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет, причем первые 5 лет – без печного отопления. Раз в месяц святой покидал затвор, чтобы причаститься Святых Тайн в монастырской церкви. Братия монастыря обвиняла подвижника в гордости и глумилась над ним, но Иоанн приобрёл много почитателей среди мирян.
(Древняя святыня обители — храм святителя Николая на меловой скале, принявшей внутрь себя на 17 лет пещерного затвора преподобного Иоанна)
С середины 1850-х годов Иоанн причащался раз в неделю, после службы благословлял толпящийся в церкви народ, ради бесед с посетителями открывал двери своей кельи.
За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь при земной еще его жизни сподобил его благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости, даром целительства и чудотворений. От постоянного пребывания в темноте подвижник ослеп, и в последние годы жизни мог творить лишь непрестанную Иисусову молитву.
За неделю до кончины, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный монастырский хутор Ахтырской Божией Матери, где 11 августа 1867 года мирно скончался. Преподобный Иоанн был похоронен у алтаря больничной церкви.
Мощи и почитание
Широкое народное почитание Иоанна началось со дня его смерти. У мощей святого произошло множество чудесных исцелений, запись которых велась в монастыре. После большевистского переворота 1917 года, несмотря на препятствия, чинимые властями, паломничества к могиле Иоанна продолжались.
24 августа 1995 года, в день кончины, в год 200-летия со дня рождения, состоялось прославление подвижника Иоанна, затворника Святогорского, для местного почитания в лике преподобных Украинской Православной Церковью. С установлением в 2003 году Собора Курских святых преподобный Иоанн был включен и в него.
(Служение панихиды на могиле преподобного Иоанна Затворника. 1995 г.)
Всечестная глава его благоговейно хранится в Свято-Успенском соборе Святогорской Лавры, где еженедельно по четвергам перед Литургией служится молебен у раки святого, от которого подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим. Ежегодно в день памяти преподобного - 24 августа совершается крестный ход вокруг обители с его мощами, на который собирается до десяти тысяч паломников.
Мученики Анастасий Панерас, Асоматский, Касабский (греч. Ἀναστάσιος Πανερὰς) и Димитрий Беязис, Лесвийский, Касабский (греч. Δημητριος Ο Μπεγιαζης)
Память 11 августа (Греч.) и в Соборе новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших (Греч.)
20-летний Анастасий из дер. Асомата (греч. Ἀσωμάτους) и 18-летний Димитрий из Айясоса (остров Лесбос), занимавшиеся плетением корзин, в 1816 или 1819 году были замучены турками в Касабе (Κασαμπά, Малая Азия) за проповедь Евангелия.
В Айясосе мученикам посвящен храм.