filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Categories:

14 (27) июня 2021 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…



Святитель Иоанн Мавропод (греч. Ἰωάννης Εὐχαΐτων ο Μαυρόπους), митрополит Евхаитский


святитель Иоанн Мавропод

Память 14 июня, 5 октября

Иоанн по прозванию Мавропод, византийский ритор, поэт, писатель и педагог. Жил при императоре Константине Мономахе, имел большое влияние на ход просвещения в Византии и сыграл важную роль в качестве советника, энкомиаста и выразителя политики Константина IX. Уже в зрелом возрасте был облечен саном митрополита. Принимал участие в восстановлении константинопольской высшей школы.

Родился в конце X или в начале XI века в Клавдиополе в Пафлагонии, в семье чиновников. В юности переехал в Константинополь, где завершил образование и приобрел огромные познания, что позволило ему окружить себя учениками и открыть в столице в своем доме частную школу, в которой преподавал риторику, философию, право, изучал с учениками произведения Демосфена, Исократа, Лисия, Григория Богослова. Обучение в школе Иоанна Мавропода было бесплатным, так как он считал, что нельзя торговать наукой и брать деньги за благородное дело – воспитание молодёжи. Точная дата открытия школы неизвестна, но очевидно, что это произошло до 1028 - 1034 годов, когда туда пришел учиться Михаил Пселл, с тех пор их связывала крепкая дружба. Его учениками также были ведущие интеллектуалы XI века - Константин Лихуд и Иоанн Ксифилин.

После 1043 года, благодаря посредничеству Пселла, был приближен ко двору императора Константина IX Мономаха и примкнул к кружку, сложившемуся вокруг будущего патриарха Константина Лихуда.
Тогда же принял участие в создании юридической школы в монастыре вмч. Георгия в Манганах, целью которой было готовить чиновников для центрального и провинциального государственного аппарата. Был составителем одной из новелл (дополнений к кодексу законов) императора Константина IX Мономаха об учреждении юридического училища и должности номофилака, приравненного к сановным сенаторам.
В декабре 1047 года Иоанн Мавропод в качестве придворного ритора составил речь о восстании Льва Торника, в которой призвал императора проявить милость и человеколюбие по отношению к соратникам мятежника.

Через несколько лет, после 1048 года, он попал в немилость, но при этом был назначен митрополитом города Евхаиты, в Еленопонте в Малой Азии. Основываясь на одних и тех же источниках (нередко весьма неоднозначных), ученые приходят к противоположным выводам о датировке избрания Иоанна Мавропода митрополитом Евхаитским: согласно Любарскому и Карпозилосу, это произошло ок. 1050 года, при имп. Константине IX Мономахе; как считает Каждан, - несколько позже, в 1060-х, при имп. Константине X Дуке. Согласно Любарскому, после отставки Константина Лихуда в 1050 году положение Иоанна Мавропода, равно как и его друзей и сподвижников Пселла и Ксифилина, значительно ухудшилось.

Иоанн Мавропод был вынужден принять свое новое назначение, которое воспринимал как ссылку. После отъезда его из Константинополя его переписка с Пселлом стала интенсивнее. Судя по ней он надеялся вернуть себе прежнее положение, а Пселл выступал за него ходатаем перед императором (защищал от клеветников из Евхаит; готовил аудиенцию у императора; рассказывал в письмах, как император отнесся к посланиям Иоанна Мавропода из Евхаит).
Иоанн Мавропод вернулся в Константинополь после 1075 года и принял постриг в монастыре св. Иоанна Предтечи в квартале Петра. Именно ему приписывается энкомий основателю этого монастыря прп. Вара.
С Иоанном Евхаитским связано установление в царствование императора Алексея I Комнина, т. е. после 1081 года, совместного празднования Собора вселенских учителей и святителей. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Скончался мирно, прожив более 100 лет.
Служба в честь Иоанна Мавропода составленна его племянником китонитом и императорским нотарием Феодором и помещена в рукописи Vat. Palat. gr. 138 под 5 октября, возможно, это и был день кончины святителя.


Труды

Оставил 77 писем, несколько слов и ряд ямбических стихотворений: эпиграммы на предметы культа в искусства, эпиграммы, загадки, обращения к своему дому, рассказ о первом знакомстве с семьей императора и т. п. Существует и этимологический лексикон Иоанна Евхаитского.
Религиозные произведения Иоанна Мавропода также весьма разнообразны. С большой вероятностью ему принадлежит около 160 канонов, среди которых особое место занимают "венки" канонов - группы из 8 канонов на 8 гласов, написанных в честь какого-нибудь праздника или святого.

Среди прозаических агиографических сочинений Иоанна Мавропода особенно важны похвалы святым, связанным с Евхаитами, прежде всего вмч. Феодору Тирону. Также ему принадлежит похвала благочестивой евхаитской жене Евсевии, похоронившей Феодора Тирона.
Иоанн Мавропод - автор ряда Житий современных ему святых, например прп. Дорофея Нового († 1045).

Составленные по различным поводам проповеди Иоанна Евхаитского являются источником, содержащим информацию о взаимоотношениях Византии и печенегов. Так, речь, произнесенная в 1047 г. в день памяти вмч. Георгия Победоносца, повествует о чуде, которое помогло Константину IX Мономаху подчинить печенегов, когда те в 1046 г. перешли Дунай.

Сомнительно приписывание свт. Иоанну авторства акафиста Иисусу Сладчайшему (см. акафист).



Икона Богородицы «Нерушимая Стена»

икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» , мозаика, Киевский Софийский Собор
(икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» , мозаика, Киевский Софийский Собор)


Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь Незаходимого Света, была для нас зарею Незаходимого Солнца».

По киевскому преданию, стольный град не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь «Нерушимая Стена».


Икона Богородицы «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»

икона_Божьей_Матери_Семистрельная


Чудотворный образ Божией Матери «Семистрельная» очень близок к другому образу, называемому «Умягчение злых сердец». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе — три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю.

«Семистрельная» — северорусского происхождения: она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, что неподалеку от Вологды впадает в одноименную реку. Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты, и никто не мог ему помочь. Но вот однажды в тонком сне некий голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пречистой и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но его словам не верили.

Лишь на третий раз позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, служила ступенькой лестницы, и звонари ходили по ней, словно по простой доске. Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин обрел исцеление.

Согласно преданию, этому образу было более пятисот лет, однако особенности живописи и то, что он написан на наклеенном на доску холсте, свидетельствуют о его гораздо более позднем происхождении — видимо, этот список был сделан в XVIII столетии с не дошедшего до нас изначального образа. В память же о чудесном избавлении Вологды от холеры горожане заказали и поставили в Дмитриевской церкви список с «Семистрельной», от которого со временем также стали происходить чудеса. Богослужение здесь прекратилось в 1930 году, возобновилось 13 июля 2001 года, однако святыни в храме не осталось.

Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику — капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»; не следует путать этот образ с Донской Богоматерью). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы нашей страны. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.

Наконец, еще одна чудотворная икона подобного же типа пребывала в соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии, близ брянских земель, и была известна как «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие», как значилось в соборной описи. Праздование ей совершалось также 13 августа – в один день с «Семистрельной» и с гораздо более распространенной «Страстной» иконой совсем иного вида (подлинный чудотворный образ находился в московском Страстном монастыре; на нем возле лика «Одигитрии» были изображены два Ангела с орудиями страстей Господних — крестом, губкою и копием). В отличие от таких страстных, на жиздринской иконе Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Умягчение злых сердец (Семистрельная)
глас 5
Умягчи наша злая сердца, Богородице,/ и напасти ненавидящих нас угаси,/ и всякую тесноту души нашея разреши,/ на Твой бо святый образ взирающе,/ Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся/ и раны Твоя лобызаем,/ стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся./ Не даждь нам, Мати Благосердая,/ в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути,/ Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Умягчение злых сердец (Семистрельная)
глас 2
Благодатию Твоею, Владычице,/ умягчи сердца злодеев,/ низпосли благодетелей,/ соблюдающи их от всякаго зла,/ благомолящимся Ти усердно/ пред честными иконами Твоими.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Семистрельной

О Многоскорбная Мати Божия, превышшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли пренесенных! Приими многоолезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости, инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже от Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати хвалу в Троице Единому Богу, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Tags: Жития святых, Пресвятая Богородица
Subscribe

  • Любите друг друга, жалейте всех..!

    Фото: Дарья Степанова Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир! Вам обязательно…

  • Отношения тихие и прочные

    В жизни мужчины наступает — как и в жизни женщины — пора, когда более всего дорожишь отношениями тихими и прочными. Иван…

  • Таинство любви

    Брак – это не то пространство, где человек живет безошибочно. Это пространство, в котором люди друг другу прощают ошибки... Первое, о чем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments