filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

06 (19) июня 2021 года. Троицкая родительская суббота. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 7-я по Пасхе. Троицкая родительская суббота.

Мчч. Аманда, Лукия, Александра и Авдальда Нивидунских (IV; Рум.); прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV–V); прп. Илариона Нового, игумена (845), свт. Клавдия Безансонского (699; Галл.); св. Иарлафа, еп. Туамского (540-550; Кельт. и Брит.).

Свт. Ионы (1470), епископа (1470); прп. Паисия Угличского, игумена (1504); прп. Ионы Климецкого (Клименецкого) (1534); прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (Сусанны) (293).

Прписп. Рафаила Оптинского (Шейченко), иеромонаха (1957).

Иконы Божией Матери: Пименовская (принесена в Москву в 1387 г.).

Святые дня, молите Бога о нас!


Троицкая Вселенская родительская суббота

троицкая родительская суббота

Вселенская панихида или родительская суббота - помяновение всех благочестивых усопших от Адама до наших дней - перед праздником Святой Пятидесятницы получила название Троицкой и также, как и Мясопустная суббота предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.


Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы: апостол, обращаясь в этот день к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: "Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти" (Деян. 2, 24). Постановления апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь в Пятидесятницу Святым Духом, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя Иисуса Христа как Судию живых и мертвых.

«Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 8). Любовь соединяет Церковь земную с Церковью Небесной в единый духовный союз. Любовь побуждает насельников блаженных обителей молится за нас, проходящих свой земной путь. Это же чувство обязывает нас молится за всех почивших «отец и братий наших». «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 16), поэтому Он благоволит к плодам нашей любви – молитвам за усопших, особенно же за тех, которые почили в вере и уповании на милосердие Божие, но не успели принести «плодов, достойных покаяния». По этой причине и Церковь устраивает в особо установленные дни так называемые Родительские субботы, в которых возносит усиленные молитвы о почивших православных христианах (Потапов И., прот. Троицкая родительская суббота // ЖМП. 1956. № 6. С. 44).

В синаксарии мясопустной субботы говорится и о другой причине, по которой положено поминовение «всех скончавшихся от века благочестивых христиан». Многие, предпринимая путешествия, часто подвергались внезапной смерти: на море, в непроходимых горах, пропастях, от пагубы, голода, холода, пожаров, войны и от многих других смертных случаев. Так же, многие по убожеству и скудости не получили обычного погребения и подобающего отпевания. По этой причине, святые отцы, движимые чувством человеколюбия и сострадательности, установили, по апостольскому преданию, повсеместно совершать в Церкви общее поминовение всех умерших, чтобы и те, которые ни обычного погребения, ни поминовения не получили, в этой общей памяти получили поминовение: чем и показали, что и это общее поминовение великую приносит пользу умершим.
В субботу же седьмой недели по Пасхе, Церковь совершает память всех от века усопших православных христиан, но особенно тех, которые внезапно были постигнуты безвестной кончиной от многоразличных и многообразных непредвиденных случаев, и приключений (Евлампий (Пятницкий), архиеп. Сказание в субботу 7-й недели Пятидесятницы о поминовении усопших // Святая Пятидесятница. М., 1858. С. 398).

По этой причине, после вечерни богослужения этого дня, положен молебный канон о усопших, в православии скончавшихся, а на утрени канон о умерших внезапною смертию от различных несчастных случаев. Здесь исчисляются разные случаи внезапной смерти, а именно: потонувшие в воде, сгоревшие от огня, замёрзшие от холода, поражённые громом и молнией, раздавленные землёй, камнями, деревьями, упавшие с высоты в земные пропасти, отравленные различными ядами, убитые мечем и другими насильственными способами, раздавленные лошадьми, растерзанные зверями, хищными птицами, укушенные змеями и другими ядовитыми пресмыкающимися. Но так как все эти несчастные случаи бывают по воле Божьей, то благосердная мать, святая Церковь, молит Господа о таких внезапно постигнутых смертью, чтобы Господь, их горькую смерть вменил в очищение и простил их грехи и прегрешения. Но в то же время, Церковь поминает только тех умерших внезапной смертью, которые жили в вере и благочестии, а поэтому могли бы и окончить свою жизнь как подобает христианам, но по причине постигнувшего их злоключения, скончались внезапно, и, следовательно, без покаяния и молитвенного ходатайства Церкви (Там же. С 398).

В субботу же перед праздником Пятидесятницы, это поминовение совершается для того, чтобы и усопшие, через посредство молитвы, сподобились той благодати, которая уже готова излиться на их живых собратьев (Муравьев А.Н. Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви. СПб., 1882. Кн. 2-4. С. 303). Событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому и Церковь, воссылая в день Пятидесятницы молитвы об оживотворении всех живущих Святым Духом, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились ещё при жизни, была источником вечного блаженства, и чтобы они так же были собраны в Царство Небесное благодатию Того, кто «во ад сшедый, и вереи вечные сокрушивый, и во тьме седящим восход показавый» (Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы вечера. Вечерня. Молитва коленопреклонная 3).

Матфей Властарь, говоря о причине установления поминовения усопших в дни пятидесятницы, приводит такое сравнение. Воины после победы над врагами, обычно поднимают знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных. Так же и мы должны, после духовной брани во время и после победы воскресения, поднять победный знак во время пятидесятницы, и воспеть победную песнь Христу, с помощью Которого и победили. Но потом, после окончания пятидесятницы, прилично отдать последний долг умершим и после семи дней совершить праздник всех святых, как начаток следующих праздников и поминовений (Матфей Властарь, иером. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах или Алфавитная синтагма / Перевод с греческого свящ. Н. Ильинского. М., 1996. С. 407).


Тропарь
глас 8

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй, / и поле́зное всем подава́яй, / еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х; / на Тя бо упова́ние возложи́ша, // Творца́ и Зижди́теля, и Бо́га на́шего.

Слава, и ныне: Богородичен:

Тебе́ и сте́ну и приста́нище и́мамы, / и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, // Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.

Кондак
глас 6

Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, // но жизнь безконе́чная.


Преподобный Виссарион Египетский

прп_Виссарион_Египетский


Великий во отцах наших Виссарион был рожден и воспитан в Египте; с юности он возлюбил Бога, и свет благодати Божией воссиял в сердце его. Он соблюдал себя чистым от всякой греховной скверны, стараясь не опорочить той духовной одежды, которую принял при святом крещении.

Святой Виссарион предпринял путешествие ко святым местам в Иерусалиме; здесь видел он преподобного Герасима1, проводившего постническую и пустынную жизнь при реке Иордане, которому служил лев. Видел он также и многих других подвижников, живших там в разных местах, впоследствии просиявших своими добродетелями; беседуя с ними, святой Виссарион получал много пользы для души своей.

Возвратившись в отечество, Виссарион приобрел себе духовного отца в лице Исидора Пелусиотского2; приходя к нему часто, он научался в добродетели и поощрялся к строгой жизни; наконец, раздавши нищим и монастырям оставшееся после родителей всё имущество свое, Виссарион отрекся от мира и принял пострижение в иночество.

Удалившись в одно пустынное место, Виссарион принял на себя обет безмолвия; изнуряя себя многочисленными трудами и умерщвляя свою плоть постническими подвигами, он, будучи во плоти, уподоблялся бесплотным. Пост его был беспримерным: иногда всю неделю он ничего не вкушал, а иногда оставался без пищи и питья в продолжении 40 дней. Однажды, ставши на одном открытом месте посреди терния и воздев к небу руки и очи, обратив туда же и ум свой, он 40 дней и ночей пробыл на молитве, стоя неподвижно. В продолжении этих сорока дней он не двинулся с места, ничего не вкусил, ничего не сказал никому, не вздремнул, не впал в изнеможение от естественной слабости, ни о чем земном не подумал умом, но весь, подобно бесплотным, устремил духовные очи свои к Богу. За это и сподобился святой от Бога великой благодати: ему сообщен был дар чудотворения, так что он был подобен древним святым пророкам. Так он уподобился Моисею3: подобно тому как Моисей некогда указанным ему от Бога деревом превратил горькую воду в пустыне во вкусную, дабы напоить жаждущего Израиля (Исх.17:6), так и преподобный Виссарион молитвой и крестным знамением усладил горечь морской воды, дабы напоить изнемогавшего от жажды своего ученика, а именно: когда святой вместе с учеником ходил по пустынному морскому берегу, ученик утрудился от сильного зноя и, почувствовав большую жажду, сказал святому:

- Отец, я очень жажду.

Преподобный, сотворивши молитву и осенив море знамением крестным, сказал:

- Во имя Господа почерпни и пей.

Ученик почерпнул из моря воды в маленький сосуд, который носил с собою; отведав воды, ученик нашел ее очень вкусной4 и прохладной, как бы истекшей из живого источника; достаточно напившись и прохладившись, ученик взял еще воды в сосуд на дорогу. Заметив это, старец сказал ученику:

- Для чего ты наполнил сосуд водою?

Ученик ответил:

- Прости меня, отче! Я взял воду на дорогу, чтобы снова не томиться жаждою.

Старец сказал:

- Бог, присутствующий на этом месте, присутствует везде и, как здесь, так и в другом месте, Он может дать жаждущему вкусную воду.

Имя того ученика было Дула.
Уподобился преподобный Виссарион и Иисусу Навину5: как тот, когда побеждая аморрев6, удержал движение солнца (Иис. Нав.10:12-13), так сделал и сей угодник, а именно: когда он шел с учеником к одному старцу, солнце склонялось к западу, путь же оставался еще далекий; тогда старец обратился к Богу, молясь так:

- Прошу Тебя, Господи, повели остановиться солнцу до тех пор, пока я не приду к рабу Твоему.

И произошло так: не заходило солнце до тех пор, пока не пришел преподобный к тому старцу.

Был подобен святой Виссарион и пророку Божию Илии7. Так, во время засухи он свел с неба на землю обильный дождь (3 Цар.18); это самое не однажды и не дважды, а много раз совершал преподобный.

Еще и Елисею пророку8 уподобился святой: как тот, разделив воду плащом Илии, перешел реку Иордан (4Цар.2:14-15), так и этот превратил своей молитвой воду в сухой путь и ходил поверх воды: перешел большую реку Нил, как посуху, и везде, где только ему на пути встречались реки, переходил их, как посуху.

Как-то однажды, когда преподобный пребывал в ските, приведен был в храм бесноватый человек; за него совершали молитвы в церкви, дабы избавился он от духа нечистого; но не исходил из него бес, ибо он был весьма лютым. И говорили между собой клирики:

- Что нам делать с этим бесноватым?

А некоторые говорили:

- Никто не может изгнать беса сего, кроме отца Виссариона, но если мы станем просить его об этом, то он не придет в храм; поэтому сделаем так: на следующий день утром он придет в храм первым, но мы придем раньше его и на его месте посадим бесноватого; потом скажем старцу: разбуди спящего.

Клирики так и сделали.
Когда преподобный вошел в храм, то заметил человека, сидевшего на его месте. Не желая прогонять его отсюда, он стал около него. Лишь только начали читать церковное правило, клирики сказали старцу:

- Отче, разбуди спящего.

Виссарион, подойдя к человеку тому, толкнул его и сказал:

- Встань и иди отсюда.

И тотчас бес, прогоняемый словом святого, вышел из того человека; он встал и начал благодарить Бога за то, что Он избавил его от беснования; человек тот с этого времени стал совершенно здоровым.
Таким образом клирики побудили святого сотворить чудо изгнания беса, ибо сей преподобный отец не желал явно творить чудеса, дабы не быть прославленным людьми; будучи смиренным и считая себя грешным, он избегал похвал человеческих. Случилось, что один брат в ските впал в некое прегрешение, почему священник повелел ему выйти из храма, как недостойному быть в общении с братией; преподобный Виссарион, вставши, вышел вон вместе с согрешившим, сказав:

- И я грешен.

Таково было смирение святого Виссариона.
Его ученики сообщают о нем, что он в продолжении 40 лет не ложился на постель, дабы отдохнуть; он позволял себе уснуть лишь на небольшое время, причем предавался сну или стоя, или сидя. Преподобный часто увещевал учеников своих бодрствовать, и всячески остерегаться вражеских искушений. Он говорил:

- Иноку следует быть как бы оком, подобно херувимам и серафимам; и если кто живет мирно, не имея искушений, таковому еще более нужно бодрствовать и смирять себя пред Богом, дабы как-нибудь, возгордившись, не впасть в какое-либо большее согрешение; ибо, по причине гордости, многие впадали в брань с диаволом; иногда Бог ради немощи нашей не посылает нам испытаний, дабы мы не погибли совершенно.

Жизнь сего святого отца была подобна жизни птицы небесной, ибо никогда он ничего земного не приобретал, не имел своей келлии, или какого-либо пристанища; он скитался по пустыне, переходя с места на место: ходил по горам и лесам подобно заблудившемуся путнику; нисколько не заботился он о телесных нуждах своих; не заботился он ни о пище, ни об одежде; на теле его было самое бедное одеяние, едва прикрывавшее наготу его. Несмотря на то, что днем его опалял солнечный зной, а ночью холод, он редко когда входил под кровлю; он ходил по горам, как птица, ища уединения, возводя свой ум к единому Богу и лишь только на Нем Одном останавливая мысль свою. Слёзы постоянно исходили из очей его, частые вздохи слышались из глубины сердца его, ибо все дни жизни своей он проводил в слезах, всегда плача и рыдая.

Достигши глубокой старости, он преставился в вечную жизнь9 и перешел от плача к вечному радованию со всеми святыми о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому воссылается слава во веки. Аминь.

_______________________
Примечания
1
Память его празднуется св. Церковью 4-го марта.

2 Память его – 4-го февраля.

3 Моисей – знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и первый священный писатель, живший за ХV веков до Р. Хр.; родился в Египте и происходил из колена Левиина. Моисей чудесно вывел евреев из Египта, избавив их от тяжкого египетского рабства. На горе Синай он получил 10 заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все, полученные им от Бога, заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (пятикнижие Моисеево). – Память св. пророка Моисея празднуется Церковью 4 сентября.

4 Как известно, вода в морях бывает обыкновенно соленою.

5 Иисус Навин – вождь народа еврейского, руководивший ими после смерти Моисее.

6 Аморреи – одно из языческих племен, населявших землю ханаанскую. Аморреи, по переводу с еврейского значит – «жители высоких мест»; им противопоставляются ферезеи – «жители низменностей. Незадолго до исхода евреев из Египта аморреи захватили восточную иорданскую область, очень плодородную. Иисус Навин сражался с аморрееми и разбил пять аморрейских царей (Иис.Нав.10:5-11).

7 Илия – знаменитейший пророк израильский, происходивший из города Фесвы галаадской, живший и действовавший во дни нечестивого царя Ахава и Иезавели. Илия из числа всех пророков отличался особенною ревностью о славе Божией. История его жизни и деятельности излагается в 3-ей и 4-ой кн. Царств (3Цар.17-20;4Цар. 1-2) – Память его празднуется св. Церковью 20 июля.

8
Елисей – пророк израильский, преемник пророческого дара св. Илии. – См. житие его ниже, под 14 июня.

9 Кончина преподобного Виссариона последовала в конце IV или начале V века.


Тропарь преподобных Виссариона и Илариона
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Виссариона
глас 2
Вышних сил подражав, преподобне,/ образом птиц житие пожил еси,/ временная в забытии положив,/ непрестанным желанием влеком к Небесным добротам Христа Царя,/ дондеже Того достигл еси, Висарионе,// моли непрестанно о всех нас.



Преподобный Иларион Новый, игумен


прп_Илларион_новый_Далматский


Преподобный Иларион Новый родился от благочестивых родителей Петра и Феодосии, которые воспитали его в добродетели и наставили в Священном Писании. В двадцатилетнем возрасте святой Иларион постригся в монашество в Исихийской обители вблизи Византии, а оттуда перешел в Далматскую обитель, где принял великую схиму и стал учеником преподобного Григория Декаполита. Преподобный глубоко почитал своего Богоносного соименника – преподобного Илариона Великого, он стремился подражать его жизни, потому и был прозван Иларионом Новым. В Далматской обители его посвятили во пресвитера. После смерти игумена братия хотели избрать на это место святого Илариона, но он, узнав об этом, тайно удалился в Византию.

Тогда монахи Далматской обители прислали святителю Патриарху Никифору ходатайство о назначении преподобного Илариона игуменом. Патриарх призвал святого и убедил его дать согласие. Преподобный Иларион из святого послушания подчинился. В течение 8 лет он мирно управлял монастырем. В 813 году императорский престол занял иконоборец Лев Армянин. Преподобный отказался хулить святые иконы и дерзновенно обличил императора в ереси, за что претерпел много истязаний. Несколько раз его заключали в темницу, морили голодом и жаждой. Нечестивый патриарх Феодот, занявший место изгнанного Патриарха Никифора, учинил преподобному много мучений, добиваясь отречения от Православия. Монахи Далматской обители явились к императору и просили его отпустить святого, обещая повиноваться императорской воле. Но, возвратившись в монастырь, преподобный Иларион и все далматские иноки продолжали чтить святые иконы. Разгневанный император вновь заключил преподобного в темницу. Всеми силами добиваясь отречения, он предавал святого на истязания и заточал в темницы.

Но кара Божия постигла злочестивого императора: он был изрублен своими же воинами в храме, на том самом месте, где когда-то в первый раз низринул святую икону. Новый император Михаил II Косноязычный освободил преподобного Илариона из заточения, и святой поселился в уединенной келлии. Когда отошел во Господу преподобный Феодор Студит, так же пострадавший за святые иконы, преподобный Иларион удостоился видеть Ангелов, возносивших на Небо святую душу Феодора.

При императоре-иконоборце Феофиле преподобного Илариона вновь взяли под стражу и, жестоко избив, заточили на острове Афусии.

После смерти Феофила святая императрица Феодора повелела возвратить исповедников из ссылки. Преподобный Иларион вернулся в Далматскую обитель, вновь принял в ней игуменство и мирно скончался в 845 году.


Кондак преподобного Илариона
глас 2
Ограды живоносныя твоея пажити,/ пастырски невредимо стадо соблюл еси/ и явился еси высотою дел велик, новый Иларионе,/ по благочестии многи муки и скорби прием:/ тем во всерадостный живот вселився Горняго Сиона,// моли за ны, преподобне.



Преподобный Иона Климецкий (Клименецкий)

прп_Иона_Климецкий


В миру Иоанн Иоаннович Климентов, сын богатого новгородского купца. Однажды он вез по Онежскому озеру груз соли для продажи в Новгороде и был застигнут бурей. Тогда он дал обет - стать иноком, если он и его спутники спасутся. Не успел он произнести эти слова, как корабль был выброшен на пустынный остров. Там преподобный нашел в можжевеловом кусте икону Пресвятой Троицы и услышал голос, повелевающий ему основать в этом месте обитель и собрать братию. Через некоторое время он, после пострижения в монашество, исполнил волю Божию и в 1520 основал здесь Свято-Николаевский (Клименецкий Троице-Николаевский) монастырь. А остров, прежде называемый Кижским, стал называться Климецким. От свящ. сана прп. Иона отказался и всю последующую жизнь провел смиренным рядовым иноком. Он скончался в 1534, и св. мощи его почивали под спудом в монастырской церкви Климецкой обители.

Почитание Ионы началось вскоре после его смерти. Согласно Житию, ученик Ионы игум. Дионисий ок. 1540 г. поставил над его могилой часовню. В 1675 г. на месте ветхой часовни была построена новая. Монастырю покровительствовала имп. Елизавета Петровна: в 1743 г. на ее средства в С.-Петербурге была изготовлена медная чеканная рака, установленная над погребением Ионы; в 1756 г. над могилой святого на деньги, пожертвованные императрицей, вместо часовни построили каменную церковь во имя праведных Захарии и Елисаветы (освящена в 1757 - РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 59).

В 1769 г. Клименецкий монастырь был закрыт и преобразован в приход.

В 1920 г. постройки обители были переданы совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония; затем в бывш. монастырских помещениях располагался дом инвалидов (НАРК. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 11/127. Л. 1-21), позднее церковь во имя праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. К наст. времени сохранилось руинированное здание этой церкви, где под спудом почивают мощи Ионы.

Свято_Троицкий_Клименецкий_мужской_монастырь_то_что_осталось
(Свято-Троицкий Клименецкий мужской монастырь - то, что осталось. Там под спудом почивают мощи святого...)

Канонизацией святого считается включение его имени в Собор Олонецких святых, празднование которому было установлено в 1866 г. Олонецким архиеп. Аркадием (Фёдоровым).


Тропарь Ионе Клименецкому, Олонецкому

Ангельскому житию поревновав, блаженне Ионо,/ оставил еси отечество твое, великий Новград,/ и, пришед в пределы Олонецкия/ и в пустыню вселився,/ в трудех, молитвах и слезах подвизался еси, /и, яко мудрый купец, Царствие Небесное наследовал еси./ Темже любовию вопием ти:// моли Христа Бога, да спасет души наша.


Преподобноисповедник иеромонах Рафаил
(Шейченко Родион Иванович, +19.06.1957)

преподобноисповедник_иеромонах_Рафаил_Шейченко


Иеромонах Рафаил (Родион Иванович Шейченко) происходил родом с Украины и по специальности был ветеринарным фельдшером. 25 августа 1917 года он поступил в Оптину пустынь послушником.

Родион Иванович пришел в Оптину уже зрелым человеком, хотя, как он писал своей духовной дочери: "От дней детства, под кровом родителя своего, я всей пылкостью чистой юной души любил и жаждал святого иноческого жития. Оно было мечтой детства и усладой юности. И вот я стал у преддверия желаний моих...." Окончательное решение принять монашество пришло после трагического случая в его семье. На его глазах убили кого-то из его близких, и он сам на салазках привез тело убитого домой. Видимо это послужило последним толчком к тому, чтобы порвать с миром.

В 1923 году Оптину закрыли, а монахов выселили. С великой скорбью покидали иноки обитель. Большинство, в том числе и отец Рафаил (он стал иеродиаконом еще до закрытия монастыря), поселились в городе Козельске и старались служить, где было только возможно. Это продолжалось до 1928 года. Братии делалось все меньше, одни уезжали, других арестовывали, а в 1928 году были арестованы все оставшиеся монахи Оптиной, среди них был и отец Рафаил.
В ссылках отец Рафаил провел 21 год: первое время он отбывал срок под Москвой, в Дмитровском районе (Дмитлаг), затем 10 лет был на тяжелых работах на Баренцевом море, а потом трудился ветеринаром. Последний свой срок отец Рафаил отбывал на Соловках.

Сразу после ареста отец Рафаил попал в лагерь общего режима и стал работать в нем по своей старой специальности ветеринаром, при лагере было подсобное хозяйство (свиноводство). Поэтому он жил не в общем бараке, а в "отдельной комнатке" — стойле свинарника. Собрав богослужебные книги, он ежедневно совершал службы в "своей комнатке". Когда в 1931 году туда же был прислан отец Борис Холчев, отец Рафаил выхлопотал разрешение поселить батюшку вместе с ним в свином стойле; вместе они встретили Пасху 1931 года.

Рафаил_Шейченко_из_материалов_дела
(из материалов дела о. Рафаила Шейченко)


Когда открылось, что отец Рафаил тайно совершает службы, он получил дополнительный срок — 15 лет лагерей строгого режима, который отбывал на Соловках.
Из лагеря отец Рафаил вышел в середине 1940-х годов инвалидом. Он поселился недалеко от Оптиной пустыни (освобожденный заключенный должен был назвать точное место, куда он поедет, и отец Рафаил назвал город Козельск). Приехав в Козельск, он нашел там полную разруху. Действующего храма в городе не было. Физически отец Рафаил был очень слаб, но душа его горела любовью к Богу. Он поехал в Москву к митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу), который посвятил его в иеромонахи (это произошло в день празднования иконы "Утоли моя печали" в московском храме Успения в Гончарах, что на Таганке) и благословил хлопотать об открытии храма.

Служение отец Рафаил проходил в городе Сухиничи, затем в Георгиевском храме города Козельска. Восстановив козельский Благовещенский храм, он был назначен его настоятелем. Отец Рафаил был человеком великой любви и жалости к людям. Приехав в Козельск, он стал заботиться о состарившихся и немощных сестрах Шамординского монастыря, многие из них тоже вернулись из ссылок. Душа его вмещала всех, кто нуждался в помощи. Все шли к нему, как к родному отцу, и всех он согревал своей любовью. Много было и не монашествующих, но просто исстрадавшихся от многообразных трудностей, и для каждого в его душе находилось тепло.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы - Козельск
(Собор Благовещения Пресвятой Богородицы - Козельск)


В конце 1940-х годов в Козельске рукоположили в священники бывшего учителя, отца Сергия, который стал служить с отцом Рафаилом. Всеобщая любовь, которой пользовался отец Рафаил, видимо, возбудила в сердце отца Сергия зависть, и он уговорил одну из прихожанок написать ложный донос на отца Рафаила в МГБ. Она написала, что отец Рафаил был связан с немцами, и его снова арестовали и отправили в лагерь (1949–1955) под город Киров, где батюшка отсидел 5 лет и 8 месяцев. Отец Рафаил, слабый и совершенно больной (ему уже было за 60 лет), сидел с уголовниками. Без него в Козельске был освящен Благовещенский храм, и отец Сергий стал там настоятелем. В письмах из лагеря отец Рафаил умолял своих духовных чад "простить Наташу" (которая прислала ему покаянное письмо о своем грехе доносительства), и говорил о том, что без воли Божией "ни влас с головы не пропадет", что "нужно смиряться перед волей Божией, в какой бы тяжелой форме она ни выражалась".

Выйдя из заключения, отец Рафаил стал служить в восстановленном им храме, в котором настоятельствовал отец Сергий, и поэтому отец Рафаил смиренно стал вторым священником в своем же храме. Несмотря на слабость здоровья, дверь отца Рафаила, как и до ссылки, никогда не закрывалась, и он принимал всех нуждающихся.
Иеромонах Рафаил был духовным сыном преподобного Нектария, также был близок с архимандритом Борисом (Холчевым) и епископом Стефаном (Никитиным). В 1957 году к отцу Рафаилу приезжал Иван Митрофанович Беляев (бывший послушник Оптинского скита, родной брат преподобного Никона), который на старости лет вновь обрел веру. После беседы с отцом Рафаилом Иван Митрофанович даже хотел остаться у него в Козельске, но отец Рафаил благословил его вернуться в Москву и нести свой семейный крест до конца.

На Троицкую родительскую субботу 1957 года, вернувшись с кладбища после многочисленных панихид, отец Рафаил заболел воспалением легких, после чего и скончался через 10 дней. Похоронен он был на городском кладбище города Козельска; на могиле его не было надписи, потому что в ней похоронили еще двух священников.

Рафаил_Шейченко_похороны
(похороны о. Рафаила Шейченко)

Летом 2005 года останки иеромонаха Рафаила были перенесены в Оптину пустынь и захоронены на братском кладбище монастыря.

Синодальным постановлением 11 апреля 2006 года иером. Рафаил (Шейченко) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.


Тропарь
глас 1
Верный ученик Христа даже до смерти быв, / преподобне Рафаиле исповедниче приснопамятне, / подвиги бо поста и кровию мучений / землю Русскую освятил еси. / Тем же и мы, чада твоя, любовию вопием ти: / слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Прославльшему тя с новомученики и исповедники Российскими.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Любите друг друга, жалейте всех..!

    Фото: Дарья Степанова Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир! Вам обязательно…

  • Отношения тихие и прочные

    В жизни мужчины наступает — как и в жизни женщины — пора, когда более всего дорожишь отношениями тихими и прочными. Иван…

  • Таинство любви

    Брак – это не то пространство, где человек живет безошибочно. Это пространство, в котором люди друг другу прощают ошибки... Первое, о чем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments