filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

24 мая (06 июня) 2021 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

Продолжение...


Преподобный Никита Столпник

прп_Никита_столпник_Переяславский


Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

Однажды он пришел в церковь и услышал слова пророка Исаии: «Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших... научитеся добро творити... избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 16-17). Словно громом, был потрясен он этими словами, проникшими в глубину сердца. Всю ночь Никита провел без сна, вспоминая слова: «Измыйтеся и чисти будете». Однако утром он решил пригласить друзей, чтобы в веселой беседе забыть ужасы прошедшей ночи. Господь, вновь, призвал Никиту к покаянию. Когда жена стала готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе позвала она мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он поступает как убийца. «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!» — с такими словами выбежал он из дома.

В трех верстах от Переславля стоял монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезами он припал к ногам игумена: «Спаси погибающую душу». Тогда игумен решил испытать искренность его покаяния и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», — отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и постриг в монашество.

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг — он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену — по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.
Так подвизаясь добрым подвигом в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники святого, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним Богослужением пономарь, пришедший за благословением к святому Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание.
Между тем убийцы, остановившись на берегу роки Волги, решили поделить добычу, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. Господь прославил и эти видимые знаки тайных подвигов и трудов святого. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами перенесены были вериги в обитель великомученика Никиты и положены :на гроб преподобного Никиты. При этом произошли исцеления. Около 1420—1425 гг. святитель Фотий, Митрополит Московский, благословил открыть мощи святого Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей и мощи остались под спудом. В 1511-1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты, а в XIX веке протоиерей А. Свирелин составил акафист святому.


Тропарь преподобного Никиты
глас 4
Православным смыслом юношеская возжеления возненавидев/ и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никиты
глас 8
Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси,/ приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/ о Никито преподобне,// молитвинниче о душах наших.

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу

О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Мученики Мелетий, Стефан, Иоанн, священномученик Серапион, епископ, мученики Каллиник, Феодор, Фавст и с ними 1218 воинов с их женами и детьми


мч_Милетий
(мч. Милетий)


В царствование римского императора Антонина Гелиогобала (218 - 222) святой мученик Мелетий был военачальником Галатийской области. Он был христианином и усердно молился, чтобы Господь положил конец языческому заблуждению. Устрашенные его молитвой, бесы, обитавшие в языческих капищах, вошли в собак, которые своим воем стали наводить страх на жителей области. Святой Мелетий вместе со своими воинами уничтожил взбесившихся собак, разрушил капища и был схвачен и приведен на суд правителя Максимиана. За отказ принести жертву идолам святой Мелетий подвергся истязаниям, и скончался, не прекращая исповедовать свою веру во Христа. Трибуны его полка, святые мученики Стефан и Иоанн, были обезглавлены за свое исповедание Христа Истинным Богом.

Остальные воины полка, также объявившие себя христианами, были усечены мечом со своими женами и детьми, в мучениях погибло 1218 человек, по некоторым источникам 11000 (+ок. 218).


Преподобномученица Марфа Монемвасийская, Ликаонская, игумения

Марфа была игумениею Монемвасийской обители Пресвятой Богородицы в Морее. Она крепко подвизалась на пути Евангельского закона и в проповеди язычникам-славянам и усердно понуждала сестер к подвигам благочестия. Святая удостоилась страдальческой кончины с тремя сестрами от язычников в 990 году.



Святитель Григорий, архиепископ Новгородский

Святитель Григорий, архиепископ Новгородский


Cвятой Григорий, называвшийся в мире Гавриилом, был родной брат святителя Иоанна, который еще при жизни своей благословил его быть преемником. Летописи ничего не говорят о том, какой духовный сан имел Григорий при жизни Иоанна; может быть, и он, подобно брату, был первоначально мирским иереем, а потом принял иночество.

После блаженной кончины Иоанна новгородцы не нашли ничем другим лучше почтить память великого святителя, как именно избранием на кафедру родного брата его Григория, который еще при жизни Иоанновой, как видно из летописей, разделял с ним труды, кроме политики, по управлению паствой. Князь Новгородский Мстислав, по глубокому уважению к памяти преставившегося святителя Иоанна, посоветовавшись с духовными чинами и именитыми гражданами Новгорода, поспешил отправить брата его Григория в Киев для хиротонии к митрополиту Никифору и великому князю Рюрику Ростиславичу. Там он был принят всеми с любовью и рукоположен в святительский сан. Так передает летописец это событие:
«В лето 6694, преставися Илия архиепископ Новгородскый, новгородцы же с князем Мстиславом и с игумены и с попы съдумавши, изволиша собе поставити брат его Ильин Гавриила, и послаша с мольбою к митрополиту к Никифору; и послаша по нь митрополит и вся княжья Руськая пояшя и с любовью; а в лето 6695 поставлен бысть архиепископ Новгородьскый Гавриила, месяца марта в 29, на святого Варихисия, и прииде Новгороду месяца маиа в 31, на святого мученика Ермия; и ради быша Новгородьци».

Затем в летописи записано чудное событие из жизни Григория в первый же год его святительства, там сказано:

«В тоже 6695 лето бысть гром страшен зело и молния: пришедшим со кресты от Святой Софии ко святому Михаилу Архангелу на Михайлову улицу, и поющим девятую песнь, и шибе гром и молния и падоша ниц вси людие и церкы загореся; но своею милостию соблюде Бог молитвами святого архистратига Михаила и святителя Григория, не бысть беды ни коея же церкви, а два человека до конца мертвы быша во храме древяном».

В следующем году, как видно из летописи, святитель Григорий ездил во Псков, вероятно, для устроения дел церковных и для преподания благословения псковичам. Долго ли пробыл владыка во Пскове, неизвестно; летописец только заметил, что он брал с собой некоего иерея Германа, по прозванию Воята, служившаго у святого Иакова «полъпятадьсят лет, в кротости и смирении и богобоязньстве», и что этот иерей, прибыв в Псков, разболелся, был пострижен владыкой в схиму, преставился октября в 13 день и погребен у святого Спаса в монастыре.

В последующие годы святительства владыка Григорий, по примеру великого своего брата, среди подвигов благочестия украшал кафедральный свой город святыми храмами. Так, в 6697 г. освящал он 4 июня храм Успения Божией Матери в Аркаже, построенный каким-то Симеоном Дыбачевиць, и украсил настенной живописью храм Благовещения в том же Аркажском монастыре; а потом устроил новый храм во имя святых отроков: Анании, Азарии, и Мисаила, и пророка Даниила. В лето 6699 он же устроил у себя на дворе церковь в честь Сретения Господня и освящал церковь Вознесения, построенную «тысяцъскимъ Милонегом».
Святый Григорий был современником преподобного Варлаама Хутынского, который в миру назывался Олекса Михалевичь, посвящал его в игумена основанного им монастыря и в 1192 г. освящал тамошнюю соборную церковь Преображения; а потом в том же году святил другую церковь святых апостолов Петра и Павла, устроенную на Силинищи (на Синилищи) неизвестно кем.

Шесть лет мирно правил паствой Григорий и, любимый новгородцами за кротость, не вступался, как видно, в дела веча, постоянно волновавшегося по случаю смены посадников, и в политику его с великим князем Владимирским Всеволодом Георгиевичем, который, подобно Боголюбскому, домогался добыть волю над Новгородом. Он был равнодушным зрителем вечевых распрей и изгнания из Новгорода князя Мстислава Давидовича в 1187 г.
Кроткий владыка Григорий преставился 24-го мая 1193 года; имя его не гремело в летописях современной политики, и прах его мирно успокоился в теремце, в Иоанновском приделе близ гроба Иоаннова (в Софийском соборе). Братья-друзья также не разлучились здесь на земле, как и там за пределами юдольного мира! Мощи его обретены в 1558 году, спустя 365 лет после преставления, и почивают ныне в пещере под помостом и гробницей святителя Иоанна.

Собор Софии Премудрости Божией - Великий Новгород , фото Турбаева Романа, 2015г.
(Собор Софии Премудрости Божией - Великий Новгород , фото Турбаева Романа, 2015г.)

При святителе Григории новгородцы приняли употреблять на своей государственной печати и знаменах изображение иконы Знамения Божией Матери. Даже в отечественную войну 1812 г. этим священным изображением украшена была хоругвь Новгородского ополчения.


Тропарь
глас 4
Правило вере и образ кротости, воздержанию учителя, яви тя Господь стаду Своему, яже вещем истина. Сего ради стяжав смирением высокая, и нищетою богатая. Отче наш святителю Григорие,моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак
глас 2
Божественный гром, труба духовная, вере насадителю, и отсекателю ересем, Троице угодниче, великии святителю Григорие, со ангелы предстоя, присно моли непрестанно о всех нас.


Преподобномученик Антоний Угличский и иже с ним, от поляков убиенные

Летом 1609 года тушинский полковник Микулинский взял штурмом Углич, "замок и пол-посада спалил". Войска сторонников Лжедмитрия II под началом Унковского и Баклановского "съ кашинскими детьми боярскими и съ воровскими съ таборскими литовскими людми" осадили Покровский монастырь. Игумен Антоний собрал братию и горожан в соборном монастырском храме, исповедал и причастил. Затем с крестом в руках, вместе с 12 иноками, вышел навстречу захватчикам и пытался уговорить осаждавших не проливать кровь мирных людей, укрывшихся в обители. Игумен и сопровождавшие его иноки были зарублены саблями. Тела убитых сбросили в Волгу, но они вскоре были обретены около монастыря.

Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. На переднем плане Никольский надвратный храм, за ним видны обезглавленные Покровский собор и Богоявленская церковь
(Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. На переднем плане Никольский надвратный храм, за ним видны обезглавленные Покровский собор и Богоявленская церковь, фото 1920-1928гг. Монастырь закрыт в 1928, разрушен и затоплен при строительстве Угличского гидроузла в кон. 1930-х.)


Тогда осаждавшие монастырь погрузили останки иноков в лодку, которую спустили вниз по реке, но тела мучеников вновь, "против воды пловуще, сташа у обители Покровского монастыря". Ночью монахи тайно вышли из монастыря и, собрав тела, погребли их в обители напротив колокольни. Наутро осаждавшие ворвались в монастырь и разграбили его, раку прп. Паисия рассекли мечами.

Находившиеся в обители 40 иноков и более тысячи жителей Углича были зарублены, некоторые погибли в пожаре. Уцелевшие жители города погребли убиенных. Впоследствии поверх могилы был положен большой камень, на котором была сделана надпись: "В лето 7117 убиенныя тела от Литвы", а над могилою устроена деревянная часовня, существовавшая до 1920-х годов.

Панихидную память убиенных иноков Покровского монастыря и более тысячи мирян было установлено творить 14 мая и в субботу мясопустную.

В 1964 году имена угличских мучеников включены в Собор Ростово-Ярославских святых; отдельная память их празднуется также на следующий день после Собора, 24 мая.

В Угличском историко-художественном музее хранится крест игумена Антония, рассеченный
ударом сабли.


Собор мучеников Холмских и Подляшских

собор_мчч_Холмских_и_Подляшских

В 2003 году Автокефальная Православная Церковь в Польше прославила в лике святых новых мучеников. Когда, казалось бы, Православие в этих землях почти уничтожено, православный мир становится свидетелем одного из значительных событий в церковной истории - причисление к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских. За всю историю Автокефальной Православной Церкви Польши это вторая канонизация святых, которые жили и действовали во время автокефального бытия Польской Православной Церкви.
В 2003 году Автокефальная Православная Церковь в Польше прославила в лике святых новых мучеников Холмских и Подляшских. В ХХ веке Холмская и Подляшская земля стала местом особенного страдания, местом Голгофы для Православия, тут пролилась кровь мучеников за святую Православную Веру.

Прославление мучеников Холмских и Подляшских – важное событие не только в жизни Польской Поместной Православной Церкви, причислившей их к лику святых, но и всего Православия. Особенное значение имеет оно для украинского Православия, ведь именно сыны украинского народа пополнили сонм святых. И теперь они стали нашими небесными заступниками перед Престолом Всевышнего.
Решение о причислении Мучеников Холмских и Подляшских ХХ века к лику святых Священный Собор Епископов Автокефальной Православной Церкви Польши принял 20 марта 2003 г. в Люблине. К лику святых причислены восемь человек, мученически скончавшихся на Холмщине и Подляшье в сороковых годах прошлого века. Это протопресвитер Василий Мартыш, прот. Павел Швайко с праведной Иоанной, о. Николай Голец, о. Лев Коробчук, о. Петр Огризенко, о. Сергий Захарчук, монах Игнатий.
Учрежден Собор Святых Мучеников Холмских и Подляшских. В нем имена тех, кого «знаем, и тех, чьих имен не знаем, а ведомы они только Всемогущему Богу». Утверждены литургические тексты и икона новых святых. Празднование Собора Святых Мучеников Холмских и Подляшских установлено в первое воскресенье июня.

Торжества прославления мучеников Холмских и Подляшских, т.е. объявление миру о причислении к лику святых новых подвижников, состоялись 7-8 июня 2003 г. в Холме, древней столице Холмской земли, на протяжении веков бывшей центром духовной жизни региона.
Торжества возглавил первоиерарх Автокефальной Православной Церкви Польши Его Блаженство Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, сын Холмской земли. В торжествах участвовали все иерархи Православной Церкви Польши (архиепископы Симон, Адам, Иеремия, Авель, епископы Мирон, Иаков, Григорий) и представители большинства Автокефальных Православных Церквей.
Представителем Вселенского Патриарха Варфоломея был митрополит Геннадий (Италия). Присутствовал также Предстоятель Финской Автономной Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриарха) митрополит Карельский и всей Финляндии Лев. Были представлены такие Автокефальные Православные Церкви: Александрийский Патриархат (митрополит Серафим, ЮАР), Московский Патриархат (епископ Феодосий, Россия), Сербская Православная Церковь (епископ Василий, Босния и Герцеговина), Румынская Православная Церковь (епископ Софроний, Венгрия), Греческая Православная Церковь (епископ Агафангел, Греция), Албанская Православная Церковь (архимандрит Иустин), Американская Православная Церковь (архимандрит Закхей). Прибыли православные иерархи из Беларуси (епископ Иоанн) и Украины (митрополит Илларион, архиепископы Варфоломей, Августин, Симеон). В празднованиях участвовал священник Украинской Православной Церкви Канады (которая находится под омофором Вселенского Патриарха) прот. Николай Сидорский.

Послание по поводу прославления прислал Блаженнейший митрополит Виннипега и всей Канады Василий, первоиерарх Украинской Православной Церкви Канады. Он является наследником блаженной памяти митрополита Илариона, который во время мученичества Мучеников Холмских и Подляшских – в 40-е годы ХХ в. – был архипастырем Холмщины и Подляшья, архиепископом (позже митрополитом) Холмским и Подляшским.

Торжества состоялись в единственном ныне в Холме православном храме – кафедральной церкви св. Иоанна Богослова. Празднования начались всенощным бдением, которое возглавил митрополит Савва. После всенощной отслужили последнюю панихиду по прославленным Церковью мученикам Холмским и Подляшским. Затем митрополит Савва сказал проповедь о значении прославления святых для православного христианина, подчеркнул, что День Прославления – это Пасха для Холмщины. Во время богослужения, которое продолжалось всю ночь, был отслужен акафист перед Холмской иконой Божией Матери и панихида с заупокойным акафистом. В шестом часу утра в храме св. Иоанна Богослова была отслужена ранняя Божественная Литургия.

Официальные воскресные торжества начались в половине десятого у престола, сооруженного на площади возле храма. После встречи архиереев, всех присутствующих приветствовал своим словом на украинском, польском и русском языках местный архиерей – архиепископ Люблинский и Холмский Авель. С этой минуты начался чин прославления новомучеников Холмских и Подляшских.
Секретарь Священного Собора Епископов Автокефальной Православной Церкви Польши архиепископ Лодзинский и Познанский Симон огласил на церковно-славянском языке Деяние Священного Собора Польской Церкви о причислении к лику святых Мучеников Холмских и Подляшских. Затем хор семинаристов Варшавской Духовной Семинарии и студентов Христианской Богословской Академии под управлением Владимира Волосюка впервые исполнил тропарь, кондак и величание новопрославленным святым.

Одновременно из Свято-Иоанно-Богословского храма была торжественно вынесена икона Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских и мощи новопрославленных святых. Митрополит Савва благословил народ иконой Собора свв. Мучеников Холмских и Подляшских со словами: «Христос Воскресе!».

Пока присутствовавшие архиереи и народ прикладывались к иконе и мощам, хор исполнил написанный специально для торжества кант Мученикам Холмским и Подляшским, слова которого принадлежат холмскому поэту Тадею Карабовичу, а музыка – молодому композитору Юрию Волосюку.

После прославления началась торжественная Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Ему сослужили все присутствующие иерархи. Митрополит Савва произнес проповедь о великом событии прославления мучеников Холмских и Подляшских на русском, польском, украинском и белорусском языках. После Литургии был отслужен молебен новопрославленным святым мученикам. В завершение празднования послание Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея зачитал министр Станислав Цёсек, затем выступил со словом мэр г. Холма Кшиштоф Грабчук.

В торжествах участвовали более 100 священников и около 2 тыс. паломников из Холмщины и Подляшья и всех епархий Православной Церкви Польши. Прибыли также сыны Холмщины, которые живут за пределами отчего края: из Львова, Луцка, Владимира-Волынского, а также Германии и Англии. Среди паломников были близкие новопрославленных мучеников: сестра священномученика Льва Надежда Горлицкая-Коробчук и семья священномученика Василия из Варшавы и Люблина.
Присутствовали представители государственных и самоуправленческих властей, Римо-католической и старо-католической церквей, дипломатического корпуса, украинских общественных организаций. Официальным представителем президента Польши Александра Квасневского был министр Станислав Цёсек. Присутствовал также чрезвычайный и полномочный посол Украины в Польше Александр Никоненко.

В связи с празднованиями Люблинско-Холмская православная епархия издала книжечки на украинском и польском языках под названием «Прославление Мучеников Холмских и Подляшских» Холм, 7-8 июня 2003 г. (Холм 2003), под редакцией и обработкой Григория Куприяновича. Иконки Собора святых Мучеников Холмских и Подляшских можно было приобрести во время торжеств.

Холмские торжества прославления Мучеников Холмских и Подляшских 7-8 июня 2003 г. стали крупнейшим церковным праздником в истории Православия на Холмщине и Подляшье. Еще никогда не собирались здесь одновременно представители такого большого количества поместных православных церквей, впервые служилась Божественная Литургия с участием 19-ти архиереев. Для украинского православного народа Холмщины и Подляшья это был день славы и торжества Православия.

Тропарь Собору мучеников Холмских и Подляшских

Благословен еси Христе Боже наш, мученики земли Холмския и Подляшския прославивый, гонения жестокая и муки Тебе ради претерпевшия, и сими в стране нашей святое Православие утвердившия, их же молитвами Господи, единомыслие и братолюбие в сердцах наших утверди, миру умирение, Церкви утверждение, и всем грехов оставление даруя

Кондак Собору мучеников Холмских и Подляшских

Любве Божия союзом связавшеся, и кровию мучения украсившеся, Холмския земли и Подляшския мученицы святи, злобу человеческия ненависти страданьми честными разрушили есте, темже и вечную славу наследовасте. О нас молитеся ко Господу, даровати всем велию и богатую милость.



Икона Богородицы Андрониковская

икона_Божьей_Матери_Андрониковская

Празднование 1 мая, 24 мая, 8 июля, 22 октября

Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-го столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.

Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа.

Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.


Тропарь

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовущее из глубины души: Владычеце, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо едину надежду имамы.

Кондак

Не умолим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии, аще бо ты не бы предстояла молями, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.


Икона Божьей Матери «ИРЖАВЕЦКАЯ» (РЖАВЕЦКАЯ)

икона БогоМатери  «ИРЖАВЕЦКАЯ» (РЖАВЕЦКАЯ)

Названа икона Богородицы так по месту своего пребывания в местечке Ржавец, или Иржавец, Полтавской губернии, куда она была перенесена запорожцами. Написан образ в 1572 году.

Tags: Жития святых, Пресвятая Богородица
Subscribe

  • Любить

    Глубокий фильм режиссёра Михаила Калика, 1968 г.

  • Сила Божия в нас все препобедит

    Божественная любовь, поселившаяся в маленьком, слабом человеческом сердце, сделает его великим и сильным и безбоязненным перед всем злом обезумевшего…

  • Помни всегда, что Господь всё видит

    Фото: Ирина Риб Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь всё видит, а на остальное не обращай внимания! Преподобный Анатолий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments