filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

28 апреля (11 мая) 2021 года. Радоница. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 2-я по Пасхе. Поминовение усопших. Радоница.

Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, мц. Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I); мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286); мч. Тибалла (Тибальда) Кивальского (304); прп. Мемнона Чудотворца, Кипрского (VI; Кипр.); прп. Кронана, игумена Роскрейского (626; Кельт. и Брит.).

Свт. Кирилла, епископа Туровского (1183); прп. Кирилла Сырьинского (XVI); мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63); прп. Василия (Кишкина) Глинского, иеросхимон. (1831; Укр.-Конст.).

Мц. Анны Шашкиной (1940); исп. Софии (Гриневой), схиигум. (1941; Киев., РПЦЗ).

Иконы Божией Матери Львовская (1182).

Воспоминание чуда о Таксиоте воине, бывшем в Карфагене (VII; Греч.).


Святые дня, молите Бога о нас!



Радоница. Поминовение усопших.

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»

(Архимандрит Кирилл (Павлов))

Радоница


Радоница — это день поминовения усопших, который всегда приходится на первый вторник после Светлой Седмицы, на первый вторник Фоминой недели. Радоница — это русская традиция. Этот день не отмечается более нигде, ни в Греции ни на на Ближнем Востоке.
В некоторых источниках можно прочитать, что якобы еще по свидетельству святителя Иоанна Златоустого в этот день было принято собираться на кладбище и совершать там богослужение в поминовение усопших. Однако, я не нашел тому подтверждения в его работах.

У блаженного Иоанна Златоустого я нашел следующее:

Часто я размышлял сам в себе , для чего отцы наши , обойдя молитвенные дома , находящиеся в городах , установили , чтобы сегодня собирались вне города , и здесь ( совершали богослужение ); не напрасно же и не без причины , кажется мне , они сделали это. Я доискивался причины , и по благодати Божией нашел причину справедливую и основательную и приличную настоящему празднику. Какая же это причина? Мы совершаем воспоминание о кресте; а распятый на кресте был распят вне города : вот почему выводят нас за город...

...Итак, вне [города] мы собираемся поэтому. Но для чего именно в этом храме мучеников, а не в другом каком-либо? По благодати Божией наш город со всех сторон ограждается останками святых. Почему же именно здесь , а не в другом храме мучеников отцы повелели нам собираться? Потому, что здесь покоится множество умерших. Так как сегодня Иисус нисшел к умершим, то мы и собираемся здесь. Поэтому и самое место названо усыпальницею (koimhthrion), дабы ты знал, что скончавшиеся и лежащие здесь не умерли, но покоятся и спят...

...Видишь, как везде смерть называется сном; посему и это место названо усыпальницею, так как и самое это название полезно для нас и исполнено великого любомудрия. Итак, когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что провожаешь его не к смерти, а ко сну. Этого названия достаточно тебе для утешения в несчастии. Знай же куда провожаешь его, - в усыпальницу; и когда провожаешь, - после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты. Таким образом и от места и от времени вы можете получить великое утешение. В особенности же слова наши относятся к женщинам, так как этот пол преимущественно чувствителен и склонен к унынию. У тебя есть достаточное врачевство против уныния - название места. Поэтому мы и собираемся здесь.

(Беседа о кладбище и о Кресте).

Изучающие труды святителя предполагают, что слово это сказано было предположительно в Великую Пятницу 392 г.
Может и так. Мне лично видится, что скорее в Великую Субботу. Но это лишь мое мнение, возможно это было и на день ранее. Тем не менее, подтверждений о том, что Праздник Радоницы имел место уже в его времена я не обнаружил.

Радоница отличается от других дней поминовения усопших. Слова «радоница» и «радость» — однокоренные. В этот день православные приходят на кладбище, чтобы принести радостную весть усопшим о Христе Воскресшем. Кроме того, остальные поминальные дни приходятся на субботы, и радоница — пасхальное исключение, более не повторяющееся. Это первый день после насыщенного богослужебного периода Страсной и Светлой седмиц, который можно посвятить поминовению усопших. Во вторник Фоминной недели можно служить панихиду, а в Светлое Христово Воскресение и в дни Светлой седмицы поминовение усопших в храмах прекращается.

Слова старца Кирилла Павлова, сказанные им в далеком 1963 году на радоницу:

архимандрит Кирилл Павлов 1

"Дорогие братия и сестры! Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными перед Правосудием Божиим. И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы перед нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире.

Поэтому, дорогие братия и сестры, слушаясь призыва матери нашей родной, Христианской Церкви, которая умоляет нас не оставлять своей любви к ближним и по отшествии их от нас, вознесем ныне свои горячие молитвы к Воскресшему Господу, прося у Него помилования согрешившим отцам и братиям нашим и дарования им вечной жизни. Пусть наша общая молитва сольется в единый плач ко Господу о помиловании их, тогда и они, услышав эту молитву о себе, почувствуют нашу о них заботу и любовь к ним и преисполнятся к нам взаимной любовью.

Итак, дорогие, помолимся сейчас к Воскресшему Господу, чтобы Он простил согрешения, вольные и невольные, нашим отшедшим отцам, братиям, матерям и сестрам и вселил их в места светла, в места прохладна со всеми праведными, от века Ему угодившими, чтобы и наши родные преисполнились ныне вместе с нами радостью о славном Воскресении Его и на наше восклицание: Христос Воскресе ответили бы нам: Воистину Воскресе! Христос Воскресе!"
(архимандрит Кирилл Павлов, Радоница, 1963 год)

Очень хорошо в этот день посетить могилы своих близких, у кого есть такая возможность, побывать на Литургии, отслужить панихиду. Можно на могиле прочитать литию мирским чином - все хорошо будет! Плохо лишь, если вы будете устраивать на могилах поминальные тризны с потреблением вина и водки, оставлять на могилах еду, наипаче куличи и пасхальные яйца - дело это языческое и его следует до себя не допускать. Пищу, если есть желание, лучше раздать нищим.

И самое главное! Велики наши праздники, учрежденные Святой Церковью но не меньшей помощью нашим близким (и нам самим тоже) будет частое, по возможности ежедневное поминовение в своих молитвах усопших сродников, друзей, близких, благодетелей...Об этом никогда не забывайте - ведь они сами себе уже не в силах помочь.
Мне даже думается, что нам много важнее молиться об усопших, нежели о живых...

Господи, упокой души раб Твоих, всех от века усопших православных христиан в Своих Небесных Селениях и нас, грешных, помилуй яко Благ и Человеколюбец!



Апостолы Иасон и Сосипатр, мученики Керкира дева и иные, с ними пострадавшие: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий, Маммий, Мурин, Зинон, Евсевий, Неон и Виталий


апостолы Иасон и Сосиспатр


Апостол Иасон происходил из Тарса (Малая Азия). Он был первым христианином в городе. Апостол Сосипатр был родом из Ахаии. Оба они стали учениками апостола Павла, который даже назвал их своими "сродниками" (Рим. 16, 21). Святой Иасон был поставлен епископом в родном городе Тарсе, а святой Сосипатр - в Иконии. С Евангельской проповедью они отправились на запад и в 63 году достигли острова Керкиры в Ионическом море близ Греции.

Там они построили церковь во имя первомученика Стефана и многих крестили. Правитель острова узнал об этом и заключил их в темницу, где сидели семь разбойников: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Апостолы обратили их ко Христу. За исповедание Христа семь узников мученически скончались в котле с растопленной смолой, серой и воском.

Тюремный сторож, видя их мученический подвиг, объявил себя христианином. За это ему отрубили левую руку, потом обе ноги и затем голову. Апостолов Иасона и Сосипатра правитель приказал бить кнутом и снова заключить в тюрьму.
Когда дочь правителя, девица Керкира, узнала, как мученики страдают за Христа, она объявила себя христианкой и раздала все свои украшения нищим. Взбешенный правитель пытался уговорить дочь отречься от Христа, но святая Керкира твердо стояла и против уговоров, и против угроз. Тогда озлобленный отец придумал ужасное наказание дочери: он приказал поместить ее в отдельной темнице и впустить к ней разбойника и блудника Мурина, чтобы тот обесчестил невесту Христову.
Но когда разбойник подошел к двери тюрьмы, на него напал медведь. Святая Керкира услышала шум и Именем Христовым отогнала зверя, а затем молитвой исцелила раны Мурина. После этого святая Керкира просветила его Христовой верой, святой Мурин объявил себя христианином и тут же был казнен.

Правитель приказал поджечь тюрьму, но святая девица осталась жива. Тогда по приказу злобствующего отца, она была повешена на дерево, удушена едким дымом и расстреляна стрелами. После ее кончины правитель решил казнить всех христиан на острове Керкире. Мученики Зинон, Евсевий, Неон и Виталий, просвещенные апостолами Иасоном и Сосипатром, были сожжены.

Жители Керкиры, спасаясь от гонения, переправились на соседний остров. Правитель с отрядом воинов поплыл, но был поглощен волнами. Сменивший его правитель приказал бросить апостолов Иасона и Сосипатра в котел с кипящей смолой, но когда увидел их невредимыми, со слезами воскликнул: "Боже Иасонов и Сосипатров, помилуй меня!"

Храм свв. апостолов Иасона и Сосипатра на Корфу
(Храм свв. апостолов Иасона и Сосипатра на о. Корфу, Греция)


Освобожденные апостолы крестили правителя и дали ему имя Севастиан. С его помощью апостолы Иасон и Сосипатр построили на острове несколько церквей и, дожив там до глубокой старости, своей горячей проповедью приумножили стадо Христово.

Иконостас храма Иасона и Сосипатра, где в алтаре хранятся мощи апостолов
(иконостас храма свв. Иасона и Сосипатра, где в алтаре хранятся мощи апостолов)


Тропарь апостолов
глас 3
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов Иасона и Сосипатра
глас 4
Явистеся, яко звезды пресветлыя,/ просвещающе всю вселенную светом проповедания,/ апостоли Божественнии/ Иасоне и Сосипатре,// спасайте верою чтущих вас.

Величание

Величаем вас, святии апостоли Иасоне и Сосипатре, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.



Святитель Кирилл Туровский, епископ

Святитель Кирилл Туровский, епископ

Память 28 апреля и в Соборе Белорусских святых.

Родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.
С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.
Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых - "Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового" - может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.
Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и "многа Божественна Писания изложи". Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.

Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.

По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Лаврентий Туровский) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. От современников он получил именование русского Златоуста.

Сам святитель о себе смиренно говорил:

"Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах... Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь,.. но вас, приходящих, хвалю и благословляю".

Скончался 28 апреля около 1183 года.

Тропарь святителя Кирилла, епископа Туровского
глас 4
Благочестия ревнителю и рачителю,/ иноков и столпников похвале,/ святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю,/ светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския,/ в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче,/ Кирилле Богомудре, моли Христа Бога/ утвердитися нам, соотечественником твоим,/ во Православии, благочестии и единомыслии.


Мученик Тибалл (Тибальд) Кивальский (лат. Tiballus, Tuballus, Triballus, Tibald)

Был славянином из Паннонии. В правление Диоклетиана подвергся жестоким пыткам за веру Христову и мученически скончался в городе Кивала (Colonia Aurelia Cibalae; ныне Винковцы, Хорватия).



Преподобный Кирилл Сырьинский, Каргопольский

Память 28 апреля, в Соборе Карельских святых

В миру Кириак, сын священника в Чекуевском приходе Онежского уезда Архангельской губернии. Год рождения его, как и других важнейших событий из его жизни, остался неизвестным. Предположиельно рождение Кириака падет на последнюю четверть XV века, а деятельность его и кончина - на XVI век.

Кириак рано осиротел. Будучи "не привыкшим к тяжелому сельскому труду, не желая быть кому-либо в тягость", он решил поступить в какую-либо из местных обителей. Таким монастырем, куда пришел сирота-подросток, оказался Александро-Ошевенский монастырь, стоявший в 42 верстах от Каргополя. Там Кириака приняли в число братии. При монашеском постриге он получил имя Кирилл. Под руководством опытного старца он трудился во всех монастырских службах, с послушанием и любовью исполняя приказываемое. В монастыре инок Кирилл выучился чтению и письму, что дало ему возможность хорошо изучить Священное Писание.

Спустя много лет, преподобный Кирилл с благословения настоятеля покинул Ошевенский монастырь. Новгородский архиепископ рукоположил его в сан священника. Некоторое время преподобный Кирилл жил в селе Кенозере, а потом у себя на родине в Чекуеве, где в местном храме совершал богослужения. Из Чекуева он перебрался на близлежащую Сырью гору (ныне село Сырья), где и основал обитель, построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и, после многолетних трудов, в "маститой старости", скончался.

часовня Кирилла (Кириака) Сырьинского и Никольская церковь, Сырья. Онежский район
(часовня Кирилла (Кириака) Сырьинского и Никольская церковь, Сырья. Онежский район)


Мощи преподобного Кирилла сохранились до нашего времени почивают под спудом в часовне около села Сырья. Тут же покоятся останки одного из преемников его, настоятеля Киприана, уважаемого в память благочестивой жизни. Верующие близлежащих земель ежегодно совершают паломничества на это святое место.


Мученики Дада, Максим и Квинтилиан

Максим, Квинтилиан, Дада Доростольские, мч. Южная стена южного рукава, Сербия, Косово, Грачаница
(мученики Максим, Квинтилиан, Дада Доростольские, Южная стена южного рукава, Сербия, Косово, Грачаница)


Святые мученики Дада, Максим и Квинтилиан пострадали при императоре Диоклетиане (284 - 305), когда вышло повеление приносить на торжественных празднествах жертвы языческим богам, а христиан предавать смерти.
Наместники императора Тарквиний и Гавиний в городе Доростоле устроили пышное торжество, на котором присутствовали жители не только города, но и окрестных сёл.
Когда празднество закончилось, кто-то донес императору, что три брата - Дада, Максим и Квинтилиан не подчинились приказу императора и ушли к себе в деревню Озовию. За ними были посланы воины, которые застали святых братьев за молитвой и отвели их на суд.

Правители допросили братьев, которые исповедали себя христианами. Тогда Тарквиний предложил святому Максиму стать жрецом бога Зевса. Но тот назвал Зевса скверным прелюбодеем и снова исповедал Истинного Бога.

Тарквиний пытался уговорить святых Даду и Квинтиллиана. Они сказали, что их брат Максим хорошо знает Священное Писание и они во всем следуют ему. Мучеников отправили в темницу, но и там они помышляли только о спасении своих душ. В полночь, когда святые уснули, им явился диавол, ополчившийся на них с оружием. Но когда мученики проснулись, они увидели Ангела, который сказал: "Не бойтесь. Бог, ваша надежда, примет вас к Себе. Он недалеко от вас и поможет вам". Наутро Тарквиний сказал братьям, что боги объявили ему во сне свою волю: предать их смерти, если они не принесут жертвы. Мученики ответили, что им Господь приказал претерпеть мучения за Его Святое Имя.

Несколько дней пытки и допросы продолжались непрерывно с утра до вечера. Наконец мученикам вынесли смертный приговор, отвели под стражей в их деревню и там усекли мечом. Случилось это в 286 году.


Преподобный Василий (Кишкин) Глинский, иеросхимонах

прп. Василий (Кишкин) Глинский. Портрет. Неизв. худож. 10-е гг. XIX в.
(прп. Василий (Кишкин) Глинский. Портрет. Неизв. худож. 10-е гг. XIX в.)


Иеромонах Василий, в мирском звании - Владимир Тимофеевич Кишкин, благородного происхождения, родился в 1745 году в Фатежском уезде, деревнеКлюшниковой, от благоверных и христолюбивых родителей, которыми с младенчества был прилежно обучаем добродетели. Когда исполнилось юному Владимиру 7 лет от роду, то он, размышляя о слышанных им словах Псалмопевца Давида о чистоте сердца и желая осуществить их на самом деле, решился оставить родительский дом и для спасения души идти в монастырь. Пошел он в Саровский монастырь.
После четырехлетнего пребывания в Саровской обители, Владимир отправился в святой град Киев. Прожив некоторое время в Киево-Печерской лавре, он часто посещал Св. Пещеры, с усердною молитвою и слезами припадая к св. мощам Угодников Божиих, умоляя их благословить его намерение и наставить на путь спасительный. Обходя и отцов, там подвизавшихся, просил наставлений и указания места ко спасению. Некто старец, провидя в нем доброго подвижника Христова, повелел ему идти в Миропольскую обитель; «место сие будет тебе во спасение», - сказал он. Владимир отправился в Миропольскую обитель, где, прожив три года, за свое самоотвержение и примерную жизнь, был пострижен в Ангельский образ, с именем Василия. В это время ему было от рождения 15 лет. После сего молодой инок Василии подвизался здесь до упразднения некоторых монастырей, из коих упразднили и Миропольский монастырь. Это было при Императрице Екатерине в 1764 году. Тогда инок Василий, с благословения своего старца, переселился в Коренскую пустынь. Здесь о. Василий жил долго. Проходил подвижническое внимательное жительство, занимаясь умным деланием и принося пользу братии и всем притекавшим к дверям его келлии и давал духовные советы и наставления. Часто посещая Задонский монастырь, он сделался собеседником Святителю Тихону, а потом был его ученик. Святитель наставлял его противоборству страстям и преподал ему просвещение духовного разума.

Но смиренный подвижник не мог найти здесь, в Коренской пустыни, совершенного душевного успокоения. Видя себя почитаемым и славимым от человеков, он сильно тяготился посетителями, число которых все более и более умножалось. Он решился оставить это место и отправился на Афонскую гору, где стал жить в Ильинском скиту с учениками, и стяжал там всеобщую любовь и уважение. Однако вскоре, спасаясь от угрозы со стороны турок, он с учениками вернулся в Молдавию. По прибытии своем в Нямецкий монастырь, старца Паисия в живых не застал; он скончался в 1794 году. Пожив здесь несколько времени, он отправился в Россию, в свою Коренскую пустынь.
Пребывая в Коренской Обители и ревнуя великим образцам подвижничества, о. Василий явил себя достойным быть примером для братии и других. Слава о его высоких качествах и добродетелях скоро достигла отдаленнейших мест и привлекла к нему для купножительства немалое число других иноков и мирских людей, искавших своего спасения.

Около 1800 года о. Василий переселился в Белобережскую пустынь, откуда начальством переведен был в Свенский монастырь и там был казначеем.

Белобережская пустынь. Святые врата Пустыни с церковью Захария и Елисаветы
(Белобережская пустынь. Святые врата Пустыни с церковью Захария и Елисаветы)


Смиренный подвижник о. Василий, бегая славы и молвы человеческия, не мог и здесь более пребывать; он отправился с учениками своими в Софрониеву пустынь. Здесь пробыв малое время, возвратился опять в Коренскую Пустынь, где жил до отбытия своего в Белобережскую пустынь. После 60 лет запустения Белобережской Обители, ЦарицеНебесной угодно было, для возвеличения ее Св. Обители, вызвать из Афонской Горы доброго деятеля, избранника своего Иеродиакона Василия в Россию — в Коренскую пустынь, а потом в Белобережскую пустынь, куда был назначен настоятелем и в несколько лет благоустроил обитель и наставил в добродетели ее братию. С помощью Царицы Небесной ему удалось в короткое время восстановить свою обитель, так что в течение трех месяцев число братии увеличилось до 60-ти человек. В это время из Коренской Пустыни прибыл сюда Иеромонах Серафим, ученик о. Василия, и о. Леонид (Оптинского монастыря), тоже ученик о. Василия, постриженный им же в 1801 году. Словом, Обитель быстро сделалась известною далеко за пределами губернии и привлекла к себе уважаемых и чтимых по жизни старцев: Иеромонаха Клеопу и Схимонаха Феодора, учеников известного Паисия Величковскаго, проживавших с ним долгое время в монастыре Нямецком (Молдавии). Они перенесли сюда и устав того монастыря, касающийся общежития и службы, который был введен и упрочен, строителями Василием и Леонидом.
Современники строителя Василия поведали нам следующее: о. Василий был умный деятель, проходил умственную молитву, для чего после церковного вечернего правила ходил в лес, где у него была келлия и там в тиши беседовал один с Единым Богом; а при наступлении ночи возвращался в Обитель.
Попечение о. Василия о внешнем благосостоянии Белобережской пустыни нисколько не отвлекло его от главнейшего - о устроении во спасение словесных овец, Богом вверенного ему стада. С каким благоразумием и мудростью сей духовный делатель Христов возделывал сердечную ниву каждого, приходившего к нему в Обитель, под благую неволю послушания. О. Василий имел от Бога особенное дарование к начальствованию; водворение мира и согласия между братиею было главнейшим его попечением, а где они (мир и согласие), там и Христос. Что касается до послушаний, то он весьма удачно налагал их на каждого; часто случалось, что благородные сносили бремя трудов терпеливее тех, которые привыкли и сдружились с телесными трудами. О. Василий сам любил телесный труд и ценил его.
Иногда случалось, что братия, отправляясь на покос, не запирали келлий своих; втаких случаях, о. Василиии нередко прохаживался по келлиям посмотреть, кто чем занимается и кто в чем нуждается. Во время таковаго его посещения, он иногда клал какое-либо утешеньице: бублики, пряники, гребешечек и проч. по требованию. А у кого в келлии было нечисто, невыметено, он убирал и подметал, а после учил, чтобы в келлии было чисто и опрятно, и «Ангел твой Хранитель уважит твой труд». А наиболее всего советовал стараться пребывать в келлии со страхом Божиим, иметь чтение о Богоносных Отцах и творить молитву Иисусову умом, как бы нанизуя слова сея на сердце; поклоны класть по силе, но часто и с умилением. «Ложась спать, помышляй в себе, что ты лежишь во гробе и ожидай: се Жених грядет в полунощи, и будет тебе суд».

После настоятельства в Белобережской обители, старец проживал также в Свенском мужском монастыре и Севском женском, где старался примирить всех враждующих и преподать им уроки христианской монашеской жизни. Затем он жил в Рыхловской обитель, в Кременской и Коренскую пустынях, и совершил также миссионерское путешествие по Дону, где, с Помощью Божией, обратил вождя раскольников-молокан.

Наконец, старец, уже быв рукоположен в иеромонаха, направился в Глискую пустынь, где немало потрудился в молитве и наставлении, дабы исправить разрушенное состояние обители и обрести в ней разумного настоятеля, кем и стал игумен Филарет (Данилевский). Настоятель Филарет заботился о внешнем благосостоянии Обители, а старец Василий — об устроении внутреннего порядка: он назидал братию, малодумных утешал, гордых смирял, враждующих своим незлобием примирял и наиболее старался искоренить пьянство и внушал братии удаляться от гнева и пребывать во взаимной любви, чтобы не служить соблазном миру. В продолжение 10-летнего пребывания о. Василия в Глинской пустыни все его попечения клонились к славе Божией и ко благу Обители; но при всем этом он не убежал вражиих искушений и был по зависти других изгнан из обители, и отправился в Площанскую пустынь. Здесь он надорвался на тяжелых трудах и был очень плох, так что и братия считала его уже почившим. Однако через некоторое время, н очнулся и сказал, что еще поживет 18 месяцев и стал готовиться к отшествию из жития в пустынной келлии. Молитвенные труды его в затворе были таковы: он совершал ежедневныя службы, кроме Литургии. Сверх того, предавался непрестанно подвигу умноймолитвы, читая в сердце своем попеременно, то молитву Иисусову, то Богородичну. Незадолго до смерти, по изволению свыше, старец открыл двери своей келли и стал принимать жаждущих совета и помощи.

За неделю до своей кончины, в первый день Пасхи, 19 Апреля 1831 года, о. Василий приобщился Св. Таин, и лице его заметно просияло. Всю Пасхальную неделю старец провел в болезненном состоянии. Вот наступила Фомина неделя, пришел Понедельник. Старец попросил ученика возжечь пред св. иконами свечи, призвать Настоятеля и собрать к нему братию, простившись с которой, почил. Скончался старец 27 Апреля 1831 г., 86-ти лет от рождения.

О. Василий был погребен в Площанской пустыни, напротив алтаря Казанской церкви.
После 1917 г. почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 ноября 1924 г. комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение о. Василия. На монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. Но в конце 40-х гг. паломничество к почитаемой в народе могиле возобновилось. По сообщениям властей, в 50-х гг. «на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника». В апреле 2002 г., при раскопках фундамента собора в Площанской пустыни были обнаружены останки о. Василия Кишкина.

Собор преподобных отцев Глинских
(Собор преподобный отцев Глинских)

Чин прославления старца Василия в лике Глинских старцев состоялся 16 августа 2008 года в ставропигиальном мужском монастыре Глинская пустынь (об этом можно почитать тут: http://glinskie.ru/content/канонизация-глинских-старцев).


Чудо о Таксиоте воине, бывшем в Карфагене

Вспоминается 28 апреля (Греч.), 28 марта (Серб.)

Воин Таксиот жил в Карфагене в первой половине VII века, в годы царствования императора Ираклия и правления экзарха Африки Никиты. Проводил жизнь свою в великих грехах, но когда город постигла смертоносная зараза, Таксиот пришёл в страх, обратился к Богу и покаялся в грехах. Он оставил воинскую службу и вместе с женой удалился в иное селение, где и пребывал в богомыслии.
Спустя некоторое время, они с женой отправился на свой участок близ города. Там Таксиот впал в грех прелюбодеяния с женой земледельца, жившего по соседству. По прошествии нескольких дней он был ужален змеёй и умер.

Монахи из близлежащего монастыря вскоре погребли его, но шесть часов спустя Таксиот ожил. Сильно рыдая, он был отведён к местному епископу Тарасию. На четвёртый день он наконец поведал что с ним случилось. Согласно его рассказу, он сумел миновать все мытарства до мытарства блуда. Там бесы его задержали и низвели в ад, но вскоре явились ангелы и вняли его мольбам и обещаниям покаяться, после чего его душавозвратилась в тело. Рассказав о своём чудесном возвращении к жизни, Таксиот отказался вкусить предложенную ему еду, но отправился в церковь каяться. Он стал ходить от церкви до церкви, падал ниц и со слезами и глубоким воздыханием исповедывал грехи свои и говорил всем:

Горе грешникам: их ожидает вечная мука; горе не приносящим покаяния, пока имеют время; горе осквернителям тела своего!

Прожил сорок дней по воскрешении и очистил себя покаянием, за три дня он предвидел свою кончину, после чего вновь отошёл к Богу.


Память

Повествование, в котором воин Таксиот ни разу не назвывается святым, известно по "Прологам". Так, в русских церковно-славянских печатных "Прологах" это повествование имеется в изданиях 1643 и 1644 годов, 1685года. Под 28 марта "Повесть о Таксиоте воине" помещена и в "Житиях святых" святителя Димитрия Ростовского.
Рассказ имел хождение и среди болгар. Он находится в сборнике слов и повестей Михаила грешного и чудного XVIII века. В 1802 году его включил в свой сборник поучений святитель Софроний Врачанский. Есть она и в рукописи "Утѣшеніе грѣшнымъ, 1840" К. Пейчиновича, который ссылается на проложное повествование "ѿ нѣкоемъ вóйнѣ воскресшемъ и̑з мéртвыхъ" под 28 марта.

Из современных православных месяцесловов воспоминание "Чудесного события с Таксиотом, воином, из Карфагена" помещено под 28 марта в "Житиях святых" преподобного Иустина (Поповича) и в "Охридском Прологе" святителя Николая (Велимировича). Воспоминание того же события есть в греческих календарях под 28 апреля - под названием "Воспоминание о чуде, бывшем в Карфагене в Северной Африке", однако в греческих текстах Таксиот не назван по имени.


Икона Божией Матери Львовская

Львовская икона Божией Матери


Явилась 28 апреля 1182 года в городе Львове дьячку Илариону Симашко (Семашко).
Других сведений о ней не имеется.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Искать и открывать то, что объединяет

    Фото: Евгений Юлкин Конечно, встретить человека — это подарок судьбы. Но люди не встречаются — они обретают друг друга. Обретают…

  • Надо любить другого таким, как он есть

    Рано или поздно всегда наступает момент, когда люди перестают бороться и мучить друг друга, смиряются наконец с тем, что надо любить другого…

  • Воздушные поцелуи

    «Погладьте меня», — взрослому нормальному человеку трудно так сказать. Поэтому дворник ждёт, когда я на работу приеду. И бежит, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments