Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Лазарева суббота.
Воскрешение прав. Ла́заря.
Сщмч. Антипы, епископа Пергама Асийского (ок. 68); прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова Брылеевского, сподвижника его (XV); свт. Варсонофия, епископа Тверского (1576); мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67); прп. Фармуфия Египетского (IV); сщмч. Домния, еп. Салонского и с ним восьми воинов: Филокала, Ахаика, Палотина и иных (ок. 304; Зап.); прп. Иоанна Солунского (Фессалоникийского), ученика прп. Григория Декаполита (IX); прп. Гутлака, отшельника Кроулендского (714; Кельт. и Брит.); прп. Махая, игум. Бьютского (V; Кельт. и Брит.); прп. Георгия Кипрского, игумена (после 1091; Греч.); прпп. Евфимия (до 1465) и Харитона (1509) Сянжемских; свт. Каллиника Черникского, епископа Рымникского († 1868) (Рум.).
Сщмч. Николая Гаварина, пресвитера (1938).
Святые дня, молите Бога о нас!
Праведный Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ
(Воскрешение Лазаря. Фреска катакомб Джордани (Джиордани; Giordani) в Риме. 4 век.)
Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом (Ин. 11,3; Ин.11, 11), а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых (Ин. 11, 17 - 44) (Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу шестой недели Великого поста - "Лазареву субботу"). Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12, 1 - 2, Ин. 12, 9 - 11). После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.
После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин. 11, 17-45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).
После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин. 12, 9-11), где впоследствии был поставлен епископом.
По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание и скончался на острове Кипре.
Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру.
(Вифания, Гробница Лазаря Четверодневного, фото 1893 года)
Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон!» Еще пять ступеней вниз — и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин. 11:1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, — тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.
(Вифания, Гробница Лазаря Четверодневного, современный вид)
А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX-Х вв., построенной над могилой Лазаря.
(церковь праведного Лазаря на Кипре, Ларнака)
Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35 х 17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру — большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера — гробница праведного Лазаря.Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6 х 12 м.
(гробница правелного Лазаря на Кипре под храмом, Ларнака)
Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь — друг Божий».
Тропарь праведного Лазаря Четверодневного
глас 4
Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.
Кондак праведного Лазаря Четверодневного
глас 8
Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.
Тропарь на воскрешение праведного Лазаря
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.
Молитва святому праведному Лазарю
О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, егоже Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси. Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси. И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: “Лазаре, гряди вон!” И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси. Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святитель Варсонофий Тверской, епископ
Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим.
В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе даже ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими.
Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи. Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием.
Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андрониковом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522-1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподобному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона, что именно он станет некогда преемником святителя Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1461 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14 июня) в 15 верстах от Дмитрова. В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше».
(Николо-Пешношский монастырь - Луговой - Дмитровский район - Московская область , восстанавливается)
В 1553 году в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Поэтому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофнем и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженники Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем, 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии — и главный храм в честь Преображения Господня.
Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в православную веру, чему немало способствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцелениям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. По смерти епископа Тверского Акакия (1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.
Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению.
Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588-1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преображения Господня. При строительство храма были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия.
Жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия составлено было священномучеником Патриархом Ермогеном.
Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+ 1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+ 1576), произошло в Казани, в 1595 году.
Тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского
глас 3
Возвестителю пути спасительного,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый, благочестия учителю/ и Православия наставниче, святителю Варсонофие,/ Владыку всех моли/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.
Ин тропарь святителя Варсонофия, епископа Тверского
глас 4
Тихостию нрава направляемый,/ святителю Варсонофие,/ в тихое пристанище достигл еси,/ смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей,/ святою душею твоею на Небеса возлетел еси,/ идеже Христу предстоя,/ моли спастися нам, почитающим память твою.
Кондак святителя Варсонофия
глас 6
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворил еси,/ сего ради святительства саном почется,/ чисте Чистейшему предстоиши./ Моли Христа Бога, святителю,/ спасти люди твоя, святе,/ да вси вопием ти:/ радуйся, отче преподобне Варсонофие,// граду нашему Казани похвала и утверждение.
Ин кондак святителя Варсонофия, епископа Тверского
глас 5
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси,/ обогатив себе молитвою, и постом,/ и тело свое веригами удручая,/ в полоне же от иноплеменник много пострадал еси./ Непоколебим верою многая лета,/ Ангелом купно соединим,/ бесовская ополчения огорчавшие./ Последуя безмездником Косме и Дамиану,/ врачебною хитростию многий исцелил еси./ Темже ныне честное и боготрудное тело твое,/ от земленых недр обретенное,/ чудесы Господь прослави,/ исцелявши бо многонедужныя не токмо у гроба,/ но и от честных вериг/ подавши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.
Величание святителя Варсонофия, епископа Тверского
Величаем тя, святителю отче Варсонофие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Мученики Прокесс и Мартиниан
(Крещение апостолами Петром и Павлом святых мучеников Прокесса и Мартиниана. Рельеф. Рим. XIX . Образ находится за престолом в Мамертинской темнице, где происходило это событие)
Святые мученики Прокесс и Мартиниан были язычниками и служили стражами в Мамертинской темнице Рима.
В той темнице содержались государственные преступники, к которым причисляли и христиан. Наблюдая за узниками-христианами и слушая их проповеди, Прокесс и Мартиниан постепенно приходили к познанию истинной веры в Спасителя. Когда в Мамертинской темнице был заключен святой апостол Петр, Прокесс и Мартиниан твердо уверовали во Христа, приняли от апостола святое Крещение и отпустили его из темницы. Начальник тюрьмы Павлин узнал об этом и потребовал от святых Прокесса и Мартиниана отречения от Христа. Но они безбоязненно исповедали христианскую веру и оплевали золотую статую Юпитера. Тогда Павлин приказал бить их по устам, а затем, видя твердость мучеников, подверг их пытке: мучеников избивали железными прутьями, опаляли огнем и, наконец, бросили в темницу.
Одна знатная и благочестивая женщина, по имени Люцина, проникла к ним и там утешала и ободряла их. Мучителя Павлина вскоре постигло Божие наказание: он ослеп и через три дня умер. Сын Павлина обратился к начальнику города с требованием немедленно предать мучеников смерти. Святые Прокесс и Мартиниан были усечены мечом (+ ок. 67). Благочестивая Люцина погребла тела мучеников.
Преподобный Иаков Железноборовский
До нашего времени дошли лишь известия, что Преподобный Иаков, мирское имя которого не сохранилось в летописях (существует версия, что он был крещен Иоанном), родился в XIV столетии в
благочестивой и весьма достаточной семье Галичских дворян Амосовых. Глубокая и искренняя настроенность благочестивых людей того времени, к числу которых принадлежали родители Иакова, имела решающее влияние на весь его духовный склад.
Еще в самых юных летах отрок обнаружил особое стремление к благочестивой жизни.
Лишившись рано своих родителей, после которых осталось значительное имение, Иаков, без тени сожаления, роздал его нуждающимся в благовременной помощи. "Для него ясна была цель его жизни, давно им намеченная, к которой он стремился всем существом своим. Цель эта была - иночество. Просвещенный житиями святых Божих человеков, увлеченный высотою их жизни - добродетелей и подвигов, он сознавал, что, приступая к работанию Господу на этом поприще, ему необходим благонадежный, мудрый и многоопытный руководитель-наставник, который мог бы привести его к дверям царствия Божия и ввести в ограду небесную.
И Господь послал ему такого, наставника. Как светлое лучезарное светило в то время сиял своими великими добродетелями и обилием живших в нем чрезвычайных даров благодатных великий Авва Ceprий, в дебрях Радонежеких создавший свою обитель. Это была поистине школа Христова, в которой, под руководством своего отца и наставника, воспитывался целый сонм чудных подвижников, отрешившихся от всяких земных попечений и стремившихся к обогащению душ своих сокровищами неветшающими, негиблемыми. К сему-то великому отцу иночествующих и пришел осиротевший, добровольно ради Христа обнищавший, пламенно стремившийся к достижению совершенства духовнаго благоговейный юноша, повергшийся к стопам Богоноснаго и моливший о сопричислении себя к его избранному стаду.
Предание говорит нам, что, пройдя под руководством Преподобного Сергия Радонежского школу иноческого послушания, и с благословения великого Аввы Сергия, Иаков удаляется из его обители для ведения монашествующей жизни в безмолвии. Влекомый понятной любовью к родному Галичу, продвигаясь глухими лесами далее и далее к северу, преподобный Иаков достигает, наконец, затерявшегося в глубине многовекового лесного бора незначительного селения Железный Борок в 40 верстах от Галича, получившего свое название от залежей железной руды, здесь находившихся, разработкой которой и занимались местные жители.
Но безмолвное житие преподобный Иакова скоро было нарушено людьми, начавшими приходить в безмолвную пустыню подвижника, чтобы получить его благословение и испросить его молитв о себе и своих близких. Преподобный Иаков после нескольких бесплодных попыток остановить народное к нему стремление, видя в совершающихся событиях волю Божию, не дерзнул пререкать ей и стал беспрепятственно принимать к себе всех, искавших его духовной помощи. Таким образом составилось малое иноческое братство, жившее в отдельных малых келиях, более или менее удаленных одна от другой. И только в известное время пустынножители соединялись на общественную молитву и на общие работы послушания, состоявшие, главным образом, в расчистке леса и приспособлении расчищенных мест для пашни.
Преподобный Иаков имел над этим иноческим братством исключительное влияние. Нравственное воздействие его на своих сподвижников было велико и благотворно: не даром же люди оставляли дома и семейства свои, не даром иноки уходили из благоустроенных монастырей в пустыню к молодому подвижнику, богатому духовною нищетою и крепкою верою в Бога и его Промысл.
Пустынное братство с каждым днем умножалось в количестве. Не доставало ему только храма Божия, чтобы быть настоящей иноческой обителью. Тогда преп. Иаков отправился в Москву, где около 1390 года от митрополита Киприана. получил чин иеромонаха и грамоту на строительство храма.
И через короткое время выросла в до того времени глухой лесной чаще небольшая деревянная церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Совершив это главное и безотлагательно необходимое для своего юного братства дело, преподобный учредил для братии общежитие, заповедуя им ничего не называть своим, но все иметь общим.
Великие подвиги самоумерщевления, самопроизвольной нищеты, чистота сердца, непрестанная пламенная молитва и возношение ума и сердца к Богу, сделали из преподобного Иакова великий сосуд благодати. Искренний и верный раб своего владыки Христа, он удостаивается от Него великих благодатных даров: силы и власти над демонами, чудной прозорливости и дара чудотворений.
В 1415 году, в период царствования великого князя Василия Дмитриевича, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского, преподобный Иаков посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Дмитриевича великая княгиня София Витовтовна находилась при смерти перед родами. Великий князь Московский просил преподобного помолиться о здравии супруги. Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу и Пречистой Матери Его, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника».
Предсказание исполнилось, после чего признательный великий князь щедро одарил обитель преподобного Иакова вотчинами, угодьями и разными вкладами, чем и обеспечил дальнейшее ее существование.
Первая половина XV века омрачилась для русских людей длительной междоусобицей за великокняжеский престол. В 1425 году скончался московский князь Василий Дмитриевич, на престол вступил его сын Василий Васильевич (Василий II Темный), рождение которого было в свое время предсказано преподобным. Святитель Московский Фотий поддерживал нового великого князя, желая упрочить и новую форму престолонаследия — не от старшего брата к младшему, а от отца к сыну. Брат же покойного Василия Дмитриевича, галичский князь Юрий Шемяка, претендовавший на великое княжение по старому способу престолонаследия, вместе со своими сыновьями начал борьбу за московское княжение. Поскольку дорога из Москвы в Галич пролегала через Борок, обитель преподобного Иакова оказалась в гуще событий этой усобицы.
В 1433 году Юрий Шемяка, нарушив заключенный с великим князем клятвенный мир, захватил Москву. Василий Васильевич бежал в Кострому. Пребывая в Костромских пределах, великий князь Василий неоднократно посещал Железноборовскую обитель, находя для себя в беседах с преподобным Иаковом утешение и душевную пользу. В одно из посещений великий князь отдал преподобному свою кольчугу. Снимая ее с себя, он тем показал, что уже не на свои силы полагается, а на помощь свыше по молитвам преподобного.
Незадолго до кончины преподобный Иаков принял сан игумена Железноборовского монастыря, предположительно, от святого митрополита Московского и всея Руси Ионы.
По одной версии, после многих лет совместных подвигов, иноки просили преподобного Иакова быть их игуменом. Он смиренно покорился их просьбе и, будучи уже в преклонных летах, поехал в Москву, где был обличен священным саном.
Вскоре после возвращения он почил 11 апреля 1442 года.
(Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь - Борок - Буйский район - Костромская область)
Другая версия датой смерти преподобного Иакова называет 1451 год. Святитель Иона, желая прекратить междоусобицу, в сопровождении собора святителей и целого войска в 1448 г. ходил в Галич для увещания преступного Шемяки. По пути он посещал Железноборовский монастырь и, согласно этой версии, посвятил преподобного в игуменский сан.
Дата смерти 11 апреля 1442 г. считается сейчас наиболее вероятной и указана в большинстве источников о жизни святого Иакова и в церковном календаре.
Обретение мощей Преподобного Иакова Железноборовского.
После преставления преподобного его честные мощи были положены под спудом в основанной им обители. Как при жизни святой согласно летописям творил множество чудес, так и по кончине гробница преподобного Иакова прославилась исцелениями и чудотворениями.
По преданию польско-литовские войска разорили дотла монастырь, сожгли и надгробную часовню преп. Иакова. Однако волею Божией это злодейство обернулось противоположной стороной: 5 мая 1613 г. при восстановлении монастырских храмов было обретено нетленное тело преподобного. «Как светлое солнце среди непроглядного мрака и скорби, Господь даровал братии и верующим это благодатное и радостное утешение».
Менее, чем через два месяца после торжества Костромы и всей средней России, очищенной от поляков и обрадованной избранием себе законного царя, Церковь праздновала обретение святых мощей преподобного Иакова. В этом священном событии было явное знамение благоволения Божия к России и к восстановленному роду законных царей русских в лице воцарившегося Михаила Федоровича, покровителем которого как бы являлся Преподобный, бывший молитвенником и другом предков рода его – великих князей Василия Дмитриевича и Василия Васильевича. И сам царь Михаил Федорович сознавал эту милость Божию к себе, явленную в новооткрытых мощах угодника Божия, а потому и обители оказал знаки благоговейного своего царственного внимания.
Два Евангелия, напечатанные по благословению первого всероссийского патриарха Иова, напрестольный крест, икона Всемилостивого Спаса, окованная вызолоченным серебром, и икона преподобного Иакова, написанная по преданию при жизни Михаила Федоровича – все это дары благочестивого царя.
Кроме того, обретение нетленных святых мощей Преподобного сопровождалось еще и другим весьма важным событием. Хотя память преподобного и была благоговейно почитаема верующими, хотя существовало и иконное его изображение и совершаемо ему было пение молебное, но еще не было ни одного храма, посвященного его имени ни в монастыре, ни в каком-либо другом месте. Теперь же, когда святыня мощей его явилась миру, с благословения Казанского митрополита Ефрема, в звании верховного архипастыря управлявшего Российской Церковью и венчавшего на царство Михаила Федоровича, восстанавливаемый в обители храм посвящен был имени ее Первоначальника.
Однако по неизвестной причине в 1647 г. в монастыре произошел пожар, жертвою которого сделалась Иоано-Предтеченская церковь с приделом преподобного Иакова. В 1667 г. была вновь построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Иакова. Мощи его почивают под спудом за левым клиросом соборного храма.
Судьба мощей Преподобного.
В 1927 году монастырь был закрыт. В храмах обители устроили зернохранилище и колхозную тракторную мастерскую.
Интересна судьба святых мошей преподобного Иакова.
По свидетельству последних насельников монастыря, в период проведения советским государством акций по «освидетельствованию» мощей честные останки преподобного были ими выкопаны и перепрятаны на территории обители.
Тропарь преподобному Иакову Железноборовскому
глас 4
Небеснаго желая, земная возненавидел еси, и взем крест свой, последовал еси Христу, и от Него прием дарования чудес, исцеляти недужныя; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, испроси нам здравие и спасение, на враги же победу, и не забуди, посещая чад своих, припадающих к целебному гробу твоему, Иакове, Преподобне отче наш.
Кондак преподобному Иакову Железноборовскому
глас 8
Сердечныя очи, досточудне, ко Господу вперив, и телесныя страсти из корене исторгая, неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, Преподобне; болезнем же лютым даеши исцеление просящим с верою у тебе; темже молим тя, досточудне, исцели наша болезни душевныя и телесная, да зовем ти: радуйся, Иакове, богомудре отче наш.
Молитва преподобному Иакову Железноборовскому
Преподобне и богоносне отче наш Иакове!
Приими ныне нас тебе усердно молящихся и припадающих ко всечестному и многоцелебному твоему гробу, идеже святое твое и многотрудное покоится тело, духом же на небесех предстоя Святей Троице со ангелы и преподобных отец лики; молися о чадех твоих, отче, да избавимся от всяких скорбей, болезней и обстояний, и благочестно поживем в настоящем житии, ходяще в заповедех и оправданиих Господних безпорочно, и да явимся последователи святому и равноангельному житию твоему. Ей, Преподобне отче, молим тя, испроси нам же и всем, верою к тебе притекающим грехов прощение, телесем здравие, исправление жития и вечное спасение. Яко да твоим предстательством спасеннии, славу возсылати сподобимся в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Преподобный Иаков Брылеевский
Преподобный Иаков Брылеевский был учеником преподобного Иакова Железноборовского (память 11 апреля) и трудником его монастыря (слово "трудник" имеет два значения: "труженик" и "послушник"). Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря по направлению к городу Бую. Преподобный Иаков скончался в XV веке и был погребен во Введенской церкви.