Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Сщмч. Василия Анкирского, пресвитера (362–363).
Мц. Дросиды Римской, дщери царя Траяна (104–117); мцц. Каллиники и Василиссы Римских (ок. 252); прп. Исаакия исп., игумена Далматского (IV).; свт. Павла, еп. Нарбоннского (III; Кельт. и Брит.); свт. Деогратия, епископа Карфагенского (V); мч. Василия Мангазейского, чудотворца (1602); свт. Маркелла, архиепископа Вологодского (1663); прмч. Евфимия Константинопольского, Димицанского, Афонского (1814).
Исп. Софии Киевской, схиигумении (1941, РПЦЗ, Киев.); сщмч. Димитрия Иванова (1934; Греч.).
Иконы Божией Матери «Изборская»
Святые дня, молите Бога о нас!
Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная
В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому эта неделя и следующая седмица называется Крестопоклонной. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.
При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов». Делается это для ободрения и утешения кающихся христиан. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
История
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.
Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.
Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1:
И призвáвъ нарóды со ученики́ свои́ми, речé и́мъ: [Зач. 37.] и́же хóщетъ по мнѣ́ ити́, да отвéржется себé, и вóзметъ крéстъ свóй, и по мнѣ́ грядéтъ:
и́же бо áще хóщетъ дýшу свою́ спасти́, погуби́тъ ю́: а и́же погуби́тъ дýшу свою́ менé рáди и евáнгелiа, тóй спасéтъ ю́:
кáя бо пóльза человѣ́ку, áще прiобря́щетъ мíръ вéсь, и отщети́тъ дýшу свою́?
или́ чтó дáстъ человѣ́къ измѣ́ну на души́ своéй?
и́же бо áще постыди́тся менé и мои́хъ словéсъ въ рóдѣ сéмъ прелюбодѣ́йнѣмъ и грѣ́шнѣмъ, и Сы́нъ человѣ́ческiй постыди́тся егó, егдá прiи́детъ во слáвѣ Отцá своегó со áнгелы святы́ми.
И глагóлаше и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко сýть нѣ́цыи от здѣ́ стоя́щихъ, и́же не и́мутъ вкуси́ти смéрти, дóндеже ви́дятъ цáрствiе Бóжiе пришéдшее въ си́лѣ.
Тропарь Креста
глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя,/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя,// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Креста
глас 7
Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских,/ на тыя бо найде преславный соуз, древо Крестное,/ смертное жало и адова победа прогнася,/ предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде:// внидите паки в рай.
Преподобный Исаакий Далматский, игумен
(Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст)
Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст были игуменами Далматской обители. Преподобный Далмат служил в войске святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395) и пользовался его уважением. Оставив мир, преподобный Далмат между 381-383 годами, вместе с сыном Фавстом, ушел в обитель преподобного Исаакия, близ Константинополя. Преподобный Исаакий постриг отца и сына в иноческий чин, и оба они стали вести строгую подвижническую жизнь. Однажды в Великий пост преподобный Далмат не вкушал пищи в течение 40 дней, а затем, укрепившись, до праздника Вознесения Христова пробыл в восхищении, удостоившись Божественных видений. Приближаясь к концу своей жизни, преподобный Исаакий в 383 году поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого обитель стала называться Далматской.
Преподобный Далмат явился ревностным поборником Православной веры на III Вселенском Соборе в Ефесе (431), осудившем ересь Нестория.
После Собора святые отцы возвели преподобного Далмата в сан архимандрита Далматской обители, в которой он и скончался девяностолетним старцем (после 446 года).
О преподобном Фавсте известно, что он, подобно отцу, был великим аскетом и из иноческих подвигов особенно преуспел в посте. После смерти отца преподобный Фавст стал игуменом обители.
Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.
Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге освящен в честь именно этого святого - прп. Исаакия Далматского.
(Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Есть надежда, что один из величайших соборов России вернется в православную Церковь)
Кондак преподобного Исаакия
глас 8
Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне./ Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.
Тропарь преподобных Исаакия Далмата и Фавста
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобных Исаакия Далмата и Фавста
глас 2
Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.
Святитель Маркелл, архиепископ Вологодский и Белоезерский
Высокопреосвященный Маркелл известен с 1636 года как игумен Соловецкого монастыря. В житии преподобного Иринарха Соловецкого сказано о видении, в котором Святой Иринарх предрек его соловецкое начальствование: "В 1636 году, в игуменство Варфоломея, Маркелл, впоследствии Соловецкий игумен и архиепископ Вологодский, находясь вне монастыря на послушании, увидел во сне, будто стоит в Преображенском соборе обители, у западной стены, а пред Царскими вратами лестница, достигающая большой главы. Игумен Иринарх, сойдя по той лестнице, направился к игумену Варфоломею, взял посох из рук его и сказал: "Довольно, брат, не твое это дело", потом, взглянув на Маркелла, произнес: "Подойди и возьми этот посох". Маркелл приблизился, взял посох и видение окончилось".
В августе 1641 года царем Михаилом Феодоровичем повелено игумену Маркеллу ежедневно служить Божественную Литургию в церкви преподобных Зосимы и Савватия. В 1643 году, по жалобе Маркелла на то, что новгородский владыка Аффоний вызывает в архиерейский дом на разные должности монастырских старцев, грамотою царя воспрещено на будущее время требовать соловецкую братию в Новгород без особого царского соизволения по причине недостаточности числа братии и издержек, соединенных с такими путешествиями.
16 января 1645 года хиротонисан во епископа Вологодского и Великопермского с возведением в сан архиепископа. На Вологодской кафедре оставался до 1663 года, но именовался архиепископом Вологодским и Белозерским — в конце 1657 года Пермь отписана к новообразованной Вятской епархии, а Белоозеро — к Вологодской. С этого времени епархия стала именоваться Вологодской и Белозерской.
В 1649 году свидетельствовал мощи прп. Кирилла Новоезерского.
В 1650 году, после пожара в Спасо-Каменном монастыре, переложил в новую раку мощи благоверного князя Иоасафа Каменского.
В 1652 году пo случаю чуда прп. Галактиона о бездождье установил Крестных ход в Вологде. Кроме того, при архиепископе Маркелле построен был соборный храм во имя Святого Духа, по имени храма и монастырь, основанный повелением архиепископа Вологодского Варлаама на месте кельи замученного поляками Святого Галактиона, стал называться Свято-Духовым.
В 1654 году в связи с прекращением эпидемии чумы после постройки обыденной Спасо-Всеградской церкви установил второй Крестных ход в Вологде.
Один из наиболее авторитетных архипастырей, Архиепископ Маркелл назван в числе кандидатов на патриарший престол на Соборе, избравшем патриарха Никона. Два митрополита, 3 архиепископа, 6 архимандритов и один игумен были названы в качестве претендентов на патриаршество. В их числе был и свт. Маркелл Вологодский. Граф М.В. Толстой в пятой книге "Рассказов из истории русской церкви" в числе наиболее влиятельных и почитаемых иерархов причисляет и Маркелла, игумена Соловецкого: "На соборе были: Макарий, митрополит Новгородский, Корнилий, митрополит Казанский, Иона, митрополит Ростовский, Сильвестр, митрополит Крутицкий, Михаил, митрополит Сербский, Маркелл, архиепископ Вологодский, Софроний, архиепископ Суздальский, Михаил, архиепископ Рязанский, Макарий, архиепископ Псковский, Павел, епископ Коломенский, 11 архимандритов и игуменов и 13 протопопов."
В 1654 - 1655 годах участвовал в соборе по исправлению богослужебных книг.
На Соборе в 1660 году свт. Маркеллу пришлось уже решать вопросы, связанные с отшествием патриарха Никона, который тоже был соловецким постриженником.
Открыто против Никона выступил только епископ Павел Коломенский, за что был мученически казнён. Русская старообрядческая православная церковь упоминает только трёх архиереев, не согласных с никоновскими нововведениями и служивших по старым книгам — Макарий, митрополит Новгородский, святой Маркелл, архиепископ Вологодский, игумен Соловецкий и Александр, епископ Вятский и Великопермский.
Скончался 22 марта 1663 года. Согласно завещанию, был привезён для погребения в Соловецкий монастырь. О его преставлении архимандрит Варфоломей доносил 9 июля царю Алексею Михайловичу в таких словах: "В нынешнем году июня в 5-й день в Соловецкий монастырь привезли тело твоего государева богомольца, бывшего преосвещенного Маркелла, архиепископа Вологодского и Белозерского, и я… со священницы и диаконы и с братиею со кресты вышел встретити на морской пристани, и принесли в соборную церковь, и надгробная над ним совершили, и погребли в часовне, где опочивает чудотворец Герман. А от преставления его до того времени, как ныне привезен к нам в монастырь, (прошло) одиннадцать недель, и тело его ничем же рушимо, и лицо светло, дух же исходит от тела добровонен".
(Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский монастырь. Церковь Германа Соловецкого - Соловецкие острова)
В путеводителе "Православные русские обители", изданном в 1910 году, говорится, что в соловецком храме во имя преподобного Германа Соловецкого "на левой стороне от входа почивают под спудом мощи Маркелла, архиепископа Вологодского, бывшего игуменом в Соловецком монастыре".
(Интерьер церкви прп. Германа. У левой стены – плита с надписью о погребении свт. Маркелла)
Замечательную статью «Святитель Маркелл, архиепископ Вологодский, и его эпоха» (докт. филол. наук Савельева Н.В.) можно почитать тут:
http://solovki.orthonord.ru/books/paterik/markell/markell.htm
Мученицы Каллиника и Василисса Римские
(мч. Василисса Римская)
Каллиника и Василиса Римские усечены мечом в Риме около 252 года.
Святитель Павел Нарбоннский, епископ
Поставлен в Риме в середине III века, вероятно, папой Фабианом. Отправился на проповедь в Галлию вместе со свв. Сатурнином, Дионисием, Гатианом Турским, Трофимом Арелатским, Астромуаном Клермонским и Марциалом Лиможским. Считается, что он проповедовал в районе Безье (Béziers), где поставил после себя епископом Афродисий (Aphrodisius). Большого успеха его проповедь достигла в Галлии Нарбоннской. О св. Павле известно из трудов св. Григория Турского.
Средневековые предания относят всех семерых апостолов Галлии к более ранним временам. Так, согласно одному из них, св. Павел отождествляется с Сергием Павлом, обращённым ко Господу апостолоом Павлом. Эти же предания сообщают, что его спутник Афродизий, первый епископ Безье, сопровождал Святое Семейство во время его путешествия в Египет.
Святитель Деогратий Карфагенский, архиепископ
Жил во времена короля Гензериха. Стал епископом Карфагенским в 454 году после того, как его предшественник св. Куодвультдей (Quodvultdeus) был отправлен арианами в изгнание. На церковное золото и серебро выкупил многих пленников, поступавших в Карфаген из Рима. Переоборудовал два просторных храма в госпитали, дабы помочь исцелению многих увечных.
Преподобномученик Евфимий Константинопольский
Преподобномученик Евфимий Константинопольский был монахом. В 1814 году он принял мученическую кончину за исповедание христианства.
Мученик Василий Мангазейский
Память 22 марта, 23 марта, 10 мая и в Соборе Сибирских святых.
Об этом угоднике Божьем вы можете почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/848468.html
Икона Богородицы «Изборская»
Этот образ Богоматери находится в Николаевском соборе пригорода Изборска Псковской губернии и помещается в иконостасе главного придела, по левую сторону царских врат. В рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде сама икона названа «пядничной», потому что изображение ее по ширине равно старинной русской мере — «пяди», или 4 вершкам.
На иконе Божия Матерь изображена по перси. Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, что-бы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения.
Икона украшена сребропозлащенной ризой, украшенной жемчугом; на ней сделана следующая надпись: «Возобновлена Александром и Настасьей Каменногородскими 1833 года июля 5 д.». Исторические сведения об этой Корсунской иконе Божией Матери начинаются со второй половины XVII столетия. В одной сохранившейся рукописи говорится следующее:
«Благослови, отче, прочести. Бысть убо сие великое и преславное чудо Богоматере, еже пречистою и Честною и поклоняемою Ея иконою содеяся в лето 7165 (1657). Во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша. Вне же града Изборска, на посаде, тогда живущии христиане такоже боящеся нашествия поганых, принесоша имения своя во град Изборск. Бе же некая вдовица, именем Евдокия, туто же на посаде живяше, у нея же в дому бе пядничная икона Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем Ея, Господем нашим Иисусом Христом.
Тогда же та вдовица, такоже боящися нашествия поганых, вземши честную ону икону, принесе ю во град Избореск и постави ю в клети своей. По сем же, того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий), егда поидоша священный собор со святыми иконами и с честными кресты вне града во обитель св. Николая в городищской, тогда же у тоя вдовицы стояше та чудотворная икона Пресвятыя Богородицы в клети ея; в то же время та вдовица, вжегши, постави свещу пред тою иконою и нача молитися и со дщерию своею, именем Фотиниею, и абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, — показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща. По сем же та вдовица поведа некоему человеку клирику, именем Симеону; он же, взем честную ону икону, принесе ю в соборную церковь св. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Того же месяца в 24 день освященный собор и воевода свидетельствоваше о сем преславном чудеси в соборной церкви и видеша слезные потоки от обою очию от образа Пречистыя Госпожи Божия Матере, а от левого ока слезный поток протече и ста на Предвечном Младенце, Господе нашем Иисусе Христе. Священный же собор и воевода советоваше о том чудеси и возвестиша писанием во граде Пскове великому господину, преосвященному Макарию архиепископу. Он же повеле пред тою иконою четыредесять дний по вся дни молебная пети. Тогда же молитвами Пресвятыя Богородицы град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых. По сем же того же лета, В пост святых апостол, по повелению архиепископа Макария принесена бысть иереем та чудотворная икона Пречистыя Божия Матере во град Псков, во святую соборную церковь Св. Троицы, и пребысть та икона во граде Пскове две седмицы, и украшена благочинне окладом; и паки принесена бысть во град Избореск и поставлена в соборной церкви св. Николая, яко да убо весь град честь ей и поклонение невозбранно воздает и благодарение.
По сем же время преиде не мало, егда преходящу шестому на десять лету, от нем же бысть чудо сие Пресвятыя Богородицы, дойде в слух о том предивном чудеси великому Арсению архиепископу; он же великий господин, желая всегда милости Пресвятыя Богородицы и заступления Ея роду христианскому, повелел в том граде Избореске по вся лета праздновати праздник Пресвятыя Богородицы честнаго Ея знамения месяца марта в 22 день: на память св. священномученика Василия, пресвитера анкирския церкви. От толе же уставися сие творити; на воспоминание толикого предивного чуда всенощный содеваем праздник, благодарственныя песни приносяще Матери Божией; празднуем и пред литургиею, пев молебная. И освящают воду, и паки с молебным же пением и со благовонным каждением, вземше чудотворную ону икону Пречистыя Богоматере и священную воду и обходяще по стене града благочиние и освящающе его на всяко лето обхождением и паки возвращшеся в соборную церковь святого Николая, поставляют честную ону икону Божия Матери в той же церкви множеству благочестивым приходящим на видение и поклонение; и тако того дне и прочее церковнаго пения праздник совершают даже и до отпуста в память убо прочим родом».
От древнего Изборска, служившего прежде местом княжеской резиденции брата Рюрикова Трувора, сохранилось лишь одно воспоминание, что он существовал на версту к северу, там, где ныне находится кладбище с церковью святителя Николая. Это место теперь носит название «городища». Современный же Изборск возник позднее — в половине XIV века, но и он потерял свою прежнюю славу и ныне похож больше на село, чем на пригород.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Изборская»
глас 4
Яко звезда пресветлая, возсия во граде Изборске образ честный Твой, Богородице Дево, от негоже иногда из обою очию течаху слезы, яко струя, егоже тогда видевше, народи изборстии, мужи и жены с чады, с плачем моляхуся к нему, мы же, взирающе умильно, сице глаголем: о Пресвятая Владычице Богородице, не забуди нас, грешных раб Своих, молящихся Христу, Богу нашему, спастися нам.