filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

21 марта (03 апреля) 2021 года. Поминовение усопших. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 3-я Великого поста. Поминовение усопших.

Свт. Вирилла (Кирилла), еп. Катанского (ок. 90); прп. Иакова, епископа Катанского (Сицилийского) (VIII–IX); прп. Серафима Вырицкого (1949).
Свт. Фомы Константинопольского, патриарха (610); прп. Лупицина, отшельника, игумена Кондатского (480; Галл.); прп. Енды, монаха Ирландского (ок. 530; Кельт. и Брит.); прп. Серапиона, еп. Тмуитского (IV); прп. Серапиона Синдонита (542; Греч.); прп. Серапиона Арсинойского (IV; Греч.); мч. Михаила Аграфского, Солунского (1544; Греч.).

Сщмч. Владимира Введенского, пресвитера (1931).


Святые дня, молите Бога о нас!


Святитель Вирилл (Кирилл) Катанский (Сицилийский), епископ

КИРИЛЛ (ВИРИЛЛ) КАТАНСКИЙ(СИЦИЛИЙСКИЙ) ЕП.  2  отм.3.4.(1-2В).ПРАВИЛЬНО ВИРИЛЛ,(и рим-кат и нем ),НО РПЦ КИРИЛЛ.УЧ.АП.ПЕТРА.

В русских месяцесловах и житиях этот святой ошибочно назван Кириллом.

Святитель Кирилл родился в Антиохии. Он был учеником апостола Петра (память 29 июня, 16 января), который поставил его во епископа города Катаны в Сицилии. Святитель Кирилл мудро управлял паствой, был благочестив и удостоился от Господа дара чудотворения. По его молитве горькая вода в одном источнике превратилась в питьевую, потеряв горечь; это чудо обратило к христианству многих язычников. Святой Кирилл скончался в глубокой старости и был погребен в Сицилии.


Святитель Фома Константинопольский, патриарх

свтт. Сильвестр папа Римский и Фома патриарх Константинопольский
(свтт. Сильвестр папа Римский и Фома патриарх Константинопольский)


Святитель Фома, Патриарх Константинопольский, был диаконом, а затем, при святом Патриархе Иоанне IV Постнике (582 - 595), сакелларием (ризничим) в Великой Константинопольской церкви. После смерти святого Патриарха Кириака (595 - 606) святой Фома в 607 году был избран на Константинопольский патриарший престол. Святитель всемерно заботился о духовных нуждах паствы.

Во время патриаршества святого Фомы в Галатийской стране (Малая Азия) явилось грозное знамение. Тяжелые кресты, которые несли во время крестного хода, стали без видимой причины колебаться, ударяться друг о друга и разламываться. Вызванный Патриархом известный прозорливец старец преподобный Феодор Сикеот (память 22 апреля) разъяснил смысл знамения. По его словам, Церковь ожидали раздоры и беды, а государство стояло накануне разорения от варварского нашествия. Услышав это, святитель ужаснулся и попросил преподобного Феодора Сикеота помолиться о нем, чтобы Бог взял его душу раньше, чем случится предсказанное разорение.

После смерти святого Патриарха Фомы ( 610) в Церкви начались нестроения. Преемник святого Фомы Патриарх Сергий (610 - 638) впал в ересь монофелитов. Вскоре по попущению Божию за умножение ересей началась тяжелая для Византии война с персами. Греческие области в Малой Азии были совершенно опустошены, Иерусалим пал, и Животворящий Крест Господень был взят в плен и унесен в Персию. Так сбылись все несчастия, предзнаменованные чудом во время крестного хода.


Преподобный Иаков Катанский (Сицилийский), епископ

прп_Иаков_Катанский_епископ


Преподобный Иаков, епископ и исповедник, с юных лет стремился к подвижнической жизни. Святой Иаков оставил мир и удалился в Студийский монастырь, где принял монашество. Он вел суровую жизнь, исполненную трудов, поста и молитв. Благочестивый инок и замечательный знаток Священного Писания, преподобный Иаков был возведен на епископскую кафедру в Катанской Церкви (Сицилия). Во время царствования императора-иконоборца Константина V Копронима (741 - 775) святой Иаков был неоднократно принуждаем к отказу от почитания святых икон. Его томили в темнице, морили голодом, истязали, но он мужественно переносил страдания. Святой епископ Иаков скончался в изгнании.


Священномученик Владимир Введенский, пресвитер
(Введенский Владимир Федорович, 03.04.1931)

сщмч_Владимир_Введенский


Священномученик Владимир родился в 1869 году в городе Шуе Владимирской губернии в семье псаломщика Федора Введенского. В 1889 году он окончил Духовную семинарию и женился на девице Софии. Впоследствии у них с женой родилось четверо детей. 10 марта 1891 года Владимир Федорович был рукоположен во священника к Рождественской церкви в селе Лежнево Ковровского уезда Владимирской губернии, в которой он и прослужил всю жизнь; с 1920 года он был в ней настоятелем. В первый раз отец Владимир был арестован в 1922 году по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, но вскоре освобожден.
В начале 1930 года власти приняли решение о закрытии Рождественской церкви, но поскольку ни прихожане, ни священники не собирались добровольно отказываться от богослужений, то закрыть храм можно было лишь арестовав священников. 4 февраля 1930 года были допрошены свидетели, которые показали:

«Владимир Введенский через церковь и молебны по домам разносит антисоветскую заразу – свои религиозные суждения, ведет агитацию против колхозов, налогов и других мероприятий советской власти. С амвона произносит проповеди почти после каждого богослужения, и главным образом у священников происходят собрания верующих по своему плану, где они дают инструкции сей черни».
«Священник Владимир Федорович Введенский очень осторожен и своих взглядов на советскую власть прямо не высказывает. Бывая с требами по домам, иногда говорит, что, вот жмут православную веру, этого допускать не нужно».
«Вокруг церкви поселка Лежнево группируются антисоветские элементы из бывших торговцев во главе со священником Владимиром Введенским, который до сих пор читает проповеди, по существу, антисоветские».

В тот же день отец Владимир был арестован, все его имущество переписано, и жене было запрещено продавать или передавать его кому-либо. 5 февраля 1930 года власти допросили священника; отвечая на вопросы следователя, отец Владимир сказал: «Лично я веду свою жизнь замкнуто, никаких посещений между нами, церковным причтом, не бывает и не было, за исключением случаев исполнения религиозных обрядов... У меня никогда ни с кем из прихожан не было разговоров о политике советского правительства в связи с закрытием церкви, хозяйственными и другими вопросами».

Следователь спросил, как отец Владимир относится к обновленчеству: так как ОГПУ поддерживало обновленцев, то и следователя интересовало отношение к ним священника. Отец Владимир ответил:

«В период обсуждения вопроса о переходе в обновленческую ориентацию, когда особо в этом инициативу проявляли члены причта Смирнов и Цветков, я лично и остальной церковный причт были не согласны с этим, как например в части хотя бы того, что мы, церковные служители, при этом должны были выполнять только исключительно свои обязанности как бы “технически”... после этого строй церковной службы остался прежний; сейчас этот Смирнов вышел из церкви (в 1923 году), а Цветков служит священником в селе Хомутово Тейковского района».

6 февраля 1930 года власти перевели отца Владимира в шуйскую тюрьму. Вместе с ним был арестован причт храма, члены церковного совета и монахини, несшие в храме послушание алтарниц и псаломщиц.

Церковь Рождества Христова - Лежнево - Лежневский район - Ивановская область
(Церковь Рождества Христова - Лежнево - Лежневский район - Ивановская область, восстанавливается)


11 февраля следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал, что антисоветская группа в Лежневе вела «антисоветскую агитацию и пропаганду, направленную к срыву проводимых мероприятий и возбуждению крестьян и рабочих Лежневского района против советской власти. Группа спаяна на почве единства религиозных воззрений и общности политических интересов... Встречаясь в церкви после молений под видом решения церковных дел, разрешали вопросы антисоветского характера».

15 февраля тройка ОГПУ приговорила отца Владимира к трем годам заключения в концлагере. 30 марта священник прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь он работал дневальным, сушильщиком белья, сборщиком утильсырья. Начальник командировки писал в характеристике на него: «Трудолюбивый и исполнительный работник, несмотря на свой преклонный возраст. Дисциплинирован и вежлив. Взысканиям и вообще замечаниям не подвергался. В культурной работе не участвует, как служитель культа».
Оставшиеся дома жена священника София Николаевна, дочери Мария, Анна, Вера и сын Василий, как лишенные всех гражданских прав, были лишены и средств к существованию.

5 марта 1931 года администрацией Соловецкого концлагеря была составлена характеристика на отца Владимира, в которой о нем говорилось как об антисоветски настроенном человеке. 13 марта при амбулаторном обследовании священнику был поставлен диагноз: «Миокардит, артериосклероз, истощение и старческая слабость». В это время он находился в 4-м лагере на острове Анзер на командировке «Голгофа». 26 марта в связи с ухудшением состояния здоровья священник был помещен в стационар, располагавшийся в Голгофо-Распятском скиту. Священник Владимир Введенский скончался 3 апреля 1931 года в половине восьмого вечера и 5 апреля был погребен на кладбище у Воскресенской церкви на острове Анзер.



Преподобный Енда Ирландский


По преданию был воином, обращённым ко Христу своей сестрой, св. Фанчеей. Когда скончалась его невеста, он решил стать монахом и отправился паломником в Рим, где и принял постриг. Вернувшись в Ирландию, он получил от своего зятя, короля Оэнга Мюнстерского (Oengus of Munster) остров Аран (Aran), где он построил монастырь Киллени (Killeaney), от которого произошли десять иных монастырей, появившихся на острове. Святые Киеран и Брендан были его учениками.
Вместе с Финнианом Клонардским (Finnian of Clonard) Энда почитается одним из основателей монашества в Ирландии.


Преподобный Лупицин Кондатский (Lupicin), игумен


Святые Роман и Лупицин Кондатские
(Святые Роман и Лупицин Кондатские - слева и в центре)

Память 28 февраля, 21 марта.

Св. Лупицин и брат его, святой Роман (Romain), родились на рубеже веков в честнóй семье, жившей в нынешней епархии Беллей (Belley), что в Бургундии.

Роман ушел в Кондат (Condat), что в лесах Юры (Jura), где ныне располагается французский городок Сен-Клод (Saint-Claude), и основал там монастырь. Первым его учеником был его брат Лупицин.
Говорят, что Лупицин отличался от брата особыми требовательностью и твердостью. Особенно тверд и требователен он был по отношению к самому себе.

Был год, когда урожай был очень обилен, и монахи ослабили свое воздержание, что было подмечено со стороны Романа. Тогда Лупицин и братия в течении некоторого времени не стали вкушать ничего, кроме простой ячменной каши. Двенадцать монахов оставили монастырь. По молитвам Романа эти двенадцать беглецов возвратились и стали вести строгую и созидательную жизнь.
После кончины своего брата Лупицин стал игуменом монастыря, неподалёку от которого возник и женский монастырь Ла Бём (Beaume).


Преподобный Серапион, епископ Тмуитский

Серапион епископ Тмуитский


Сведения о нем весьма скудны, несмотря на то, что Западная Церковь очень рано причислила его к лику святых.

Около 282 г. был назначен начальником огласительного Александрийского училища.
Во время арианских смут Серапион оставил эту должность и удалился в пустыню, чтобы вести созерцательную иноческую жизнь, преимущества которой он красноречиво описал в "Письме к монахам" (Έιστολη πρός μοναζοντας). Слава аскетических подвигов привлекала к нему целые толпы любителей отшельничества. В короткое время сгруппировалась около него монашеская община в 10000 человек.
Св. Антоний находился в "искренней дружбе" с Серапионом, поверял ему свои видения и, умирая, оставил ему свою милоть, a Серапион составил житие Антония, известное пока только в славянском переводе.
Когда в 326 г. св. Афанасий вступил на александрийскую кафедру, он скоро вызвал из пустыни своего "друга и товарища" Серапиона и рукоположил его во епископа города Тмуита (в Нижнем Египте).

Серапион был в числе тех ста египетских епископов, которые подписались под оправдательным в защиту св. Афанасия посланием ко всем православным епископам, и выступил горячим его сторонником и пред собором Сардикийским в 347 г.
В 355 г. от лица египетских православных епископов отправился ходатайствовать за св. Афанасия к имп. Констанцию. Созомен так писал об этом:

Между тем Афанасий узнал, что при дворе строятся против него козни и, не имея дерзновения отправиться сам, да и не предвидя от этого пользы, избрал из египетских епископов пятерых, между коими был Серапион тмуитский, муж весьма уважаемый за святость жизни и красноречие, и послал их к царю....

Этим ходатайством Серапион навлек на себя гнев императора и по его приказанию подвергся ссылке. Из места ссылки, как полагают, Серапион написал письмо к епископу Евдоксию, в котором говорит о прочности и непоколебимости церкви Христовой среди тяжких гонений и испытаний.

Вскоре Серапион получил возможность возвратиться в Египет, на прежнюю кафедру.
Год кончины Серапиона неизвестен; одни полагают, что он скончался ранее Селевкийского собора 359 г.; другие относят его смерть к 366 г.

Блаж. Иероним Стридонский:

Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу "О надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам". При императоре Констанции был известен как исповедник


Труды

Помимо упомянутого жития св. Антония сохранилось также известное только на коптском языке житие св. Макария Великого. Составленные Серапионом "Монашеские правила" (Regula ad monachos) дошли до нас в латинском переводе.

Кроме названных сочинений, блаж. Иероним приписывает Серапиону "Книгу против манихеев", "Книгу о надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам".

"Книга против манихеев" (Liber adversus manicheos) состоит из XXVII глав и впервые стала известна ученому миру в извлечениях некоего Сикста Синенского. Полный латинский перевод ее, сделанный в XVI в. Франциском Туррианом, напечатан в первый раз Генр. Канизием в V томе его "Antiquae lectiones". Греческий текст "Книги против манихеев" в первый раз был напечатан по неисправному голштинскому кодексу гамбургской библиотеки Баснажем в "Thesaurus Canisianus", потом Годландом в "Veter. patr. bibliothec." и, наконец, Минем в "Patrol. curs. complet." (т. XL). О выдающихся достоинствах "Книги против манихеев", кроме блаж. Иеронима, говорят св. Епифаний в своем сочин. "О ересях" и патриарх Константинопольский Фотий, поставивший ее автора наряду с Титом Бострийским.

"Книга о надписании псалмов" до нас не дошла, но труды Серапиона по изучению Св. Писания, преимущественно книг Ветхого Завета, не подлежат ни малейшему сомнению. Архиеп. Филарет Черниговский указывает толкования Серапиона в своде толкований на осмокнижие по рукописям библиотек тирской (№ 50), венской (№ 7) и венецианской св. Марка (№ 15). Проф. Дмитриевскому известны толкования С. в своде на пятокнижие Моисея по рукописям библиотек ватиканской (№№ 746, 47 и 48), венской (№ 4) и патмосской (№ 216).

О третьем сочинении Серапиона, "Полезные послания к разным лицам", мы ничего не знаем, если не включать в их число вышеупомянутых писем Серапиона к епископу Евдоксию и к монахам.
Христианская древность считала Серапиона весьма плодовитым писателем с глубоким богословским умом и обширною для своего времени эрудицией.

Проф. Дмитриевский нашел в пергаментной рукописи Х—XI в., принадлежащей библиотеке лавры св. Афанасия на Афоне, сочинение Серапиона литургического, или церковно-богослужебного, характера. Сочинение это, которое проф. Дмитриевский называет Евхологием, важно как по личности автора его, жившего до великих литургистов Востока — Василия Великого и Иоанна Златоустого, так и по полноте состава или объема, во многом напоминающего VIII книгу "Постановлений апостольских". За древность "Евхология" говорит и простота состава чинов, и несложность обрядовых действий.


Преподобный Серапион Арсинойский, игумен

Этого святого не следует смешивать с одноимёнными египетскими святыми Серапионом, епископом Тмуитским и Серапионом Синдонитом.

Созомен в своей "Церковной истории" (т. 6, гл. 28) писал о Серапионе Арсинойском, что это был одним из самых известных египетских монахов-подвижников во времена преподобного Антония Великого.

Руфин Аквилейский упоминает о нём в книге "Жизнь пустынных отцов" (гл. 18):

"В арсинойской области мы встретили пресвитера Серапиона, настоятеля многих монастырей, в которых, под его руководством, подвизалось около девяти тысяч иноков. Все они кормились трудами рук своих. Чаще всего они нанимались за определенную плату жать засеянные нивы и бо́льшую часть этой платы употребляли на пользу бедных, вручая её авве Серапиону. Впрочем, обычай наниматься на работу во время жатвы распространён вообще между всеми египетскими иноками. На заработанную плату они приобретают каждый около восьмидесяти модий зерна и бо́льшую часть хлеба предоставляют в пользу бедных. Так трудами иноков прокармливаются все бедные в Египте. Мало того: корабли, нагруженные хлебом, посылаются в Александрию то в пользу заключённых в темницах, то в пользу странников - вообще всех нуждающихся".

Святой Серапион был удостоен священнического сана. Он ревностно исполнял своё пастырское служение, с терпением и мудростью руководя многочисленной братией нескольких обителей. При этом он всегда разделял со вверенными ему монахами и их аскетические подвиги и покаянное делание, и их физический труд на благо нуждающихся.

Преподобный Серапион преставился во второй половине IV столетия.


Преподобный Серапион Синдонит

прп_Серапион_Синдонит


В Египте проживал один старец, по имени Серапион, носивший прозвище «Синдонита»1, так как прикрывал свою наготу телесную только одним плащом. С юных лет он проводил жизнь иноческую; он не имел никакого имения, не имел даже и келлии; у него не было пристанища и он проживал как птица небесная. Никогда он не входил в дом для того, чтобы отдыхать в нем или покоиться на ложе. Он носил на себе лишь один небольшой плащ и имел всего только одно небольшое Евангелие; Серапион ходил с места на место и останавливался ночевать там, где застигала его ночь. Утром следующего дня, встав от сна, он не оставался на том же месте, но снова продолжал путешествие свое, как бесплотный, почему многие и называли его «бесстрастным». Много раз его встречали поблизости от того селения, где он останавливался. Видели как он, сидя при дороге, плакал, и спрашивали его:

- О чем ты плачешь, старец?

Он же отвечал вопрошавшим:

- Господин мой поручил мне Свое богатство. Но я потерял его, и вот Он хочет наказать меня.

Это говорил святой приточно, Господином называя Бога, богатством душу свою, по образу Божию созданную и искупленную кровью Сына Божия.

Слышавшие же такой ответ, не понимая сказанного, думали, что старец говорит о золоте; поэтому и кидали ему, кто что мог, - кто хлеб, кто овощи, и говорили:

- Возьми, брат, хотя это; о богатстве же, которое ты потерял, не скорби, ибо может Бог вернуть тебе его.

А старец отвечал:

- Аминь! Аминь!

Когда же Серапион прибыл в Александрию, то встретил некоего нищего, совершенно нагого, дрожавшего от холода. И стал старец думать про себя:

- Как это может быть, что я, воображающий себя постником и верным исполнителем заповедей Христовых, ношу одежду, а этот нищий, в образе которого -
Сам Христос, мучается от холода? Как же я могу не пожалеть его! Поистине, если я не покрою наготу его и попущу ему умереть от холода, то я буду осужден в день суда как убийца.


Затем, сняв с себя плащ, Серапион отдал его нищему, а сам сел нагой близ места того, держа лишь на груди своей святое Евангелие, с которым никогда не расставался.

Случилось, что здесь проходил некто, знавший старца. Увидав Серапиона нагим, проходивший спросил его:

- Отец Серапион! Кто обнажил наготу твою?

Серапион же, показывая на святое Евангелие, отвечал:

- Вот это открыло наготу мою.

Потом блаженный встретил некоего человека, которой был веден за долг в темницу. Пожалев его, но не имея ничего, чтобы он мог ему дать, преподобный продал Евангелие, которое носил с собою, и отдал вырученные деньги, уплатив долг человека того. Затем Серапион пришел в хижину, в которой иногда пребывал. Ученик преподобного, увидев его нагим, спросил его:

- Где твой плащ, честной отец?

Старец отвечал:

- Я послал его туда, где вместо его мы найдем во много раз лучшее.

Ученик снова сказал:

- А Евангелие малое где?

Старец отвечал:

- Чадо, оно (Евангелие) каждой день говорило мне: «продай имение твое и раздай нищим» (Мф.19:21), чтобы приобрести его в день судный. Я послушал его и сделал так, как оно советовало мне. Я продал его и вырученные деньги отдал нуждающемуся, дабы приобрести себе милость у Бога нашего, Иисуса Христа за то, что я послушал Его святое Евангелие.

Спустя некоторое время один из знакомых дал преподобному старый худой плащ, дабы он мог прикрыть им наготу тела своего. Этот нестяжательной старец, пришел однажды в Грецию и пробыл в Афинах три дня; он весьма хотел есть, но ни от кого не мог получить куска хлеба, потому что никто ему ничего не подал, купить же хлеба ему было не на что. Исполняя слова Христовы, он никогда не носил с собою ни монет, ни сумы для денег, ни одежды (Мф.10:9-10), за исключением лишь худого плаща, которым прикрывал наготу свою. В четвертой день пребывание в Афинах Серапион сильно взалкал. Став на возвышенном месте в городе, он начал плакать и громко взывать:

- Мужи афинские! Помогите мне!

К нему подошли философы и начальники города и спросили его:

- Откуда ты пришел старец? И какое горе у тебя?

Он же отвечал:

- Я родом египтянин. Когда я вышел из места родины своей, то впал сразу в три долга, именно: у меня остались два заимодавца, которым нечего было взять с меня, третий же заимодавец не оставляет меня и до сих пор, но истязует меня, требуя с меня долг свой.

Философы же спросили его:

- Кто это заимодавцы твои и кто истязует тебя? Скажи нам, и мы тебе поможем.

Тогда старец сказал им:

- С юных лет смущала меня похоть плотская, сребролюбие и страсть к объядению; от двух я уже избавился и они уже не смущают меня, ибо я не чувствую вожделения плотского; не имею я и имущества или богатства; жажда же пищи не оставляет меня: вот уже четвёртый день, как я ничего не имел во рту; потому жажда пищи не оставляет меня, смущая меня и требуя себе обычного долга.

Некоторые из философов подумали, что он их обманывает, и дали ему золотую монету, но наблюдали издали за ним, что он будет делать. Старец же, взяв монету, поспешно пошел к хлебным торговцам и, положив монету пред ними, взял один хлеб и ушел оттуда, и более уже не являлся в город тот. Тогда философы убедились, что старец этот был действительно добродетельным мужем. Подойдя к хлебным продавцам, они дали им монету соответственно стоимости хлеба, купленного старцем, а золотую монету взяли себе.

Блаженный Серапион, придя в Лакедемонию2, и узнав, что один из здешних градоначальников был манихеем3, но проводил вместе с тем жизнь добродетельную, - пошел к нему и продал себя ему в рабы. Через два года по благодати Божией Серапион убедил его отречься от ереси, так что он присоединился ко святой Церкви православной со всем домом своим. Тогда все возлюбили старца здесь не как верного раба, но как отца родного, и весьма почитали его, радуясь о своем спасении от ереси, и прославляли Бога. Старец же, прожив здесь столько времени, сколько считал нужным для спасения души людей тех и возвратив им деньги, полученные от них, ушел оттуда, по обычаю своему, обходя многие страны и города.

Повествуется о сем старце и то, что он, когда был еще юношей, продал себя одному греку скомороху за двадцать сребренников и, храня деньги эти, жил у грека того до тех пор, пока не обратил его и весь дом его ко Христу Богу. Случилось же это потому, что скоморох видел, как раб его постоянно все дни проводил в посте, вкушая хлеб и воду лишь вечером и то в небольшом количестве, по ночам же всегда вставал с постели и молился Богу со слезами; видя всё это скоморох пришел в умиление и, уверовав во Христа, Бога истинного, крестился, а за ним крестилась и жена его и весь дом его. После этого грек тот сказал Серапиону:

- Иди, брат, ибо мы хотим освободить тебя от твоего рабства, как ты освободил нас от рабства диаволу.

Он же сказал им:

- Так как Бог мой даровал вам спасение, то открою вам тайну мою: я не был рабом, но свободным египтянином; но увидав, что вы заблуждаетесь и близки от погибели, я сжалился над вами и по этой причине продал себя вам в рабство, дабы при помощи Божией наставить вас на путь спасение. Но так как вы теперь уже наставлены на этот путь, то возьмите обратно серебро ваше; я же пойду позабочусь о спасении других людей.

Но они долгое время упрашивали его, говоря:

- Мы готовы почитать тебя, как отца и господина нашего; поэтому будь отныне нам господином, а мы будем рабами твоими. Только не уходи от нас!

Однако никак не могли уговорить его остаться на месте том. Притом они не хотели взять от старца сребренники и говорили ему:

- Честной отец, раздай это нищим; с нас же достаточно и того, что ты направил нас на путь спасения.

Но человек Божий отвечал им:

- Вы сами можете раздать то, что принадлежит вам; я же чужое серебро не могу раздавать нищим.

Они же снова стали упрашивать его, чтобы он хотя бы через год посетил их. После того преподобной ушел оттуда в другую страну. Однажды, встретив корабль, отправляющийся из Александрии в Рим, Серапион сел на него, желая приехать в Рим. Корабельщики же, отплывши от берега, не спросили старца, - уплатил ли он следуемую сумму за перевозку? они думали друг о друге, что кто-либо из них принял от старца деньги и вещи; хотя они и видели, что он был в очень бедном плаще, однако думали, что у него найдутся деньги для уплаты за перевозку.

Когда корабельщики отплыли от берега стадий около пятисот, то приступили вечером ко вкушению пищи. Не видя же, чтобы старец вкушал пищу, они подумали, что он постится в тот день. То же самое видя и на другой и на третий день, и не понимая отчего старец не вкушал пищи, подумали, что он простудился на море и страдал от морского ветра. Увидав, что старец не вкушал пищи и на четвертый и на пятый день, спросили его:

- Человек! Почему ты ничего не ешь?

Он же отвечал им:

- Потому я и не ем, что мне нечего есть.

Поговорив между собою относительно того, кто принимал в корабль вещи человека того, и узнав, что он не уплатил денет за перевозку, корабельщики начали роптать на преподобного, с гневом говоря:

- Зачем ты вошел сюда, не имея ничего с собою? Что ты будешь здесь есть? чем уплатишь нам за провоз?

Старец же отвечал им:

- Я ничего не имею с собою, кроме этого худого рубища, как это вы видите и сами. Если вы не хотите везти меня с собою, отвезите меня назад и доставьте меня туда, откуда вы меня взяли.

Но корабельщики сказали старцу:

- Если бы ты давал нам и сто золотых монет за то, чтобы мы возвратились обратно для тебя одного, то и тогда мы не согласились бы на это, тем более, что сейчас дует попутной нам ветер. И позволили старцу быть на корабле, питая его Бога ради.

Преподобный же, придя в Рим, обходил дома всех тех граждан, о которых слышал, что они проводили жизнь благочестивую. Беседуя с ними, он получал для себя пользу духовную. Ради этого он и странствовал, собирая богатство духовное, дабы купить им себе блага небесные в покое вечном. Эти блага он и получил по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки веков. Аминь4.

__________________________
Примечания.

1
Наименование «Синдонита» было усвоено преподобному Серапиону потому, что он носил только один синдон - грубую льняную одежду.

2 Лакедемония или Лакония - юго-восточная область Пелепонесса, граничила на севере с Арголидой и Аркадией, на востоке с Миртойским морем, на юге с Лаконским или Гифеатским заливом, на западе с Мессенией.

3 Манихейство - еретическое лжеучение, представляющее собою смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, маг персидский. Манес учил, что от века существуют два независимых царства - добра и зла, которые находятся в постоянной борьбе друг с другом. Человек также, по учению Манеса, состоит из смешения двух элементов - света и тьмы и имеет как бы две души - добрую и злую, которые постоянно борются между собою. В жизни манихеи были весьма воздержны: они проповедывали безбрачие и постоянный пост. Манихейство было довольно сильно распространено в III и IV вв.

4 Кончина святого Серапиона последовала в V в.



Мученик Михаил Аграфский, Солунский


Мученик Михаил Аграфский, Солунский

Память 10 марта (Греч.), 21 марта (Греч.)

Святой Михаил был уроженцем деревни Гра́ница в области Аграфа в Фессалии. Его родители Димитрий и Статира воспитывали сына в любви к Богу и Его заповедям. Вскоре после смерти отца Михаил женился и переселился в Фессалоники, где занался хлебопекарным делом. Из заработанных денег он оставлял себе лишь необходимый минимум, чтобы прокормиться, а остальное раздавал как милостыню, проводя всё свободное время на церковных службах. Всё возраставшая любовь к Богу привела его к желанию стать монахом, но близкие воспрепятствовали этому, напоминая о долге заботиться о матери и супруге.

Наступил Великий пост 1544 года. В Крестопоклонную неделю, лобызая Святое Древо, Михаил принял решение следовать за Христом даже до смерти. Три дня спустя, когда он вернулся домой после вечерни, пришёл мальчик-турок купить хлеба. Михаил строго спросил его, какова его вера и понимает ли он то, во что верит. Ребёнок обратился за помощью к проходившему мимо мусульманскому законоучителю. Возник спор, привлекший толпу зевак. В конце концов Михаила схватили и привели к судье, обвиняя в произнесении хулы на Магомета.

Несмотря на свою неграмотность, Михаил уверенно исповедал свою веру в Святую Троицу и в воплощение Господа нашего Иисуса Христа. Судья стал угрожать ему сожжением заживо за "хулу на пророка", но Михаил в ответ воскликнул: "Я верю в моего Господа Иисуса Христа, Который есть Бог, Сын Божий, Создатель мира и мой Искупитель, и я готов претерпеть все мучения за любовь к Нему. Возьмите моё серебро и купите дрова, чтобы сжечь меня заживо, поскольку я не желаю приносить жертву моему Богу на ваших дровах!"

Брошенный в ожидании казни в тюрьму, он принял христиан, пришедших ободрить его, с великой радостью, с лицом, преображённым благодатью, и открыл, что ему явился Христос, дабы избавить от всякого страха перед мучениями.

21 марта 1544 года святого вывели из тюрьмы для последнего допроса. Судья зачитал запись его исповедания веры и в последний раз предложил отречься, суля в награду почести и выгоды. Михаил отвечал: "Что́ я получу от от того золота и от тех почестей, которые ты мне обещаешь? Не теряйте времени, потому что я спешу быть принесённым в жертву моему Богу и быть испечённым, как хлеб предложения, дабы принести себя на алтарь Святой Троицы!" Эти слов столь взволновали судью, что он не смог сдержать слёз. Однако быстро придя в себя, он огласил смертный приговор.

Весь город собрался на дороге, ведущей к месту казни; одни стояли вдоль дороги, другие сидели на крышах и деревьях. Мусульмане громко изливали свою ненависть, христиане молча молились. Когда Михаила подвели к костру, его тело обмазали серой. От первой же искры оно вспыхнуло как факел. Святой преставился, прославляя Бога.

Мученика Михаила Аграфского (Солунского) нередко смешивали со святым Михаилом Мавроиди из Адрианополя, поэтому в некоторых месяцесловах его называют Михаилом Маврудисом.


Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments