Святитель Патрикий (Патрик) Ирландский, епископ Армахский, просветитель Ирландии
Родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла Христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.
Плен и возвращение
Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.
Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: "Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!" Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.
Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней - люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.
Вступление на апостольский путь
Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: "Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас." Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности.
Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел он в Оксерре (ныне Осер) под духовным водительством святого Германа, который рукоположил его во диакона. Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где в 429 году боролся с пелагианством, перед ним встала неотложная задача неотложно найти миссионеров для Ирландии, так-как посланный туда епископ Палладий скоропостижно скончался. Патрикий был призван на это служение, но помня о грехах юности, не решался принимать рукоположение. Только новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия, и тогда святитель Герман посвятил его во епископа Ирландского.
Просвещение Ирландии
Во главе небольшого числа клириков святитель высадился на Ирландском берегу в том самом месте, куда до него приплыл и святой Палладий. Не мешкая он отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов, и произнес смелую проповедь о Христе перед свирепыми воинами. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри.
Святой Патрикий стал обходить всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.
Проповедник столкнулся с противодействием языческих жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были также барды-филиды - члены одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранители и толкователи священных устных преданий народа, которые становились монахами и отдавали свои дарования Творцу.
После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армахе (ныне Арма), который стал его главным местопребыванием и впоследствии кафедральным центром Ирландской архиепископии.
Святитель пересекал негостеприимные земли с полным пренебрежением к своей жизни, невзирая на угрозу насилия и смерти, позволяя Богу говорить через себя с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Широко известно и его использование трилистника клевера для указания на тайну Святой Троицы.
Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов. Применяясь к характеру ирландского народа, он располагал кафедры епархий не в городах а в монастырях, которые вскоре стали источником христианского просвещения не только для Ирландии но и для других земель.
Святой никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, которое состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался ниц перед ним.
Познав на себе страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.
Преставление
По прошествии почти 30 лет святительского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей "Исповеди":
"Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру... Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч 10, 1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам - ваши блага, а себе - утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии... Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи... Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям".
Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.
17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств.
Тело святителя положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даунпатрик. Там ему вырыли могилу. Ирландская традиция рассказывает, что незадолго до своего преставления святой Патрикий посетил святую Бригиту и попросил ее выткать саван, в котором он и был предан земле.
Почитание
Святителю наследовал на Армахской кафедре его любимый ученик и сподвижник Венигн; его дело в Ирландии продолжили множество других святых приведенных ко Христу через святого Патрикия. Благодаря его апостольским трудам Ирландия процвела как христианский край и прославилась как Остров святых. Его стали горячо чтить как апостола Ирландии, и его почитание широко распространилось по всей Западной Церкви.
Преподобная Гертруда Нивельская
Память 17 марта в день преставления (Бельг.) и в воскресенье после 28 сентября (Зап.)
Дочь Пипина Ланденского и св. Итты. Она с детства решила посвятить себя Христу и даже вынуждена была бежать из родительского дома, уклоняясь от навязываемого отцом брака. Видя твердость дочери, Пипин наконец позволил ей принять монашество в ранее основанной ее матерью Нивельской обители, где Гертруда в 646 году сделалась настоятельницей. Жизнь в обители было трудной и даже опасной из-за враждебно настроенного, полуязыческого окружения, но добродетели и дела милосердия св. Гертруды постепенно смягчили дикие нравы соседей. При крайне слабом здоровье, она вела самый строгий образ жизни, постоянно пребывая в посте и молитве. Она знала заранее день и час своей ранней смерти, и множество чудес совершилось и продолжает совершаться на ее могиле.
Тропарь
глас 5
Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Гертру́до, / я́ко багряни́цу кня́жескую на власяни́цу и́ноческую премени́ла еси́, / и сего́ ра́ди ве́лию ми́лость Бо́жию стяжа́ла еси́. / Житие́м в посте́, моли́тве и бде́нии лю́ди изуми́ла еси́, / ниже́ нача́льство оби́тели оста́вила еси́. / Те́мже в во́зрасте Христо́ве от трудо́в сконча́лася еси́. / Ны́не же предстои́ши Cвяте́й Тро́ице, / моли́тву за притека́ющих к тебе́ неуста́нно вознося́щи, / и мно́жеством чудотворе́ний и исцеле́ний и́х посеща́ющи. / Моли́ Человеколю́бца Христа́ и Засту́пницу усе́рдную // спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак
глас 8
Бога́тство и земну́ю сла́ву презре́вши, / и́ноческий о́браз прия́ла еси́, / и прему́дро оби́тель Ни́вельскую устроя́ла еси́. / Те́мже восхваля́ем тя́, Гертру́до равноа́нгельная. / Ты́ же я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду, / не оста́ви ча́д твои́х, притека́ющих к тебе́. / Моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Преподобная Витбурга Холкемская, Дерехемская
Витбурга (Withburga, Withburge, Witburh) была младшей дочерью Анны, короля Восточной Англии. Подобно своим святым сестрам, она посвятила себя служению Богу и в течение нескольких лет вела строгую уединённую жизнь в Холкеме (Holkham), на побережье в Норфолке, где была впоследствии построена посвященная ей церковь. После смерти своего отца она переехала в Ист Дерехем (East Dereham), теперь - торговый рыночный город в Норфолке, скрывая, между тем, место своего уединения.
Витбурга собрала там несколько набожных дев, и основала церковь и женский монастырь. Но она не дожила до того времени, когда здания были построены. Её тело было похоронено в кладбище в Дерехэме, и 50 годами позже оно было обретено нетленным и перенесено в церковь. В 974 году, под покровом ночи, но с благословением короля Эдгара и святого Этельвольда (Ethelwold), игумен Бритнот из Эли (Ely) вместе с солдатами перенёс его в Эли. Они поместили тело в фургоны, провезли его 20 миль до реки Брандан (Brandun) и продолжили свою поездку лодкой, к большой тревоге людей из Дерехэма, которые преследовали их по суше, но затем могли лишь беспомощно наблюдать, как уплывало их сокровище. В Эли Бритнот положил мощи Витбурги около тел её двух сестер.
В 1102 году мощи Витбурги были перемещены в новую часть церкви. В 1106 мощи четырех святых были перенесены в новую церковь и положены около высокого алтаря. Тела святых Сексбурги (Sexburga) и Эрменгильды (Ermenilda), за исключением костей, обратились в прах. Тела святых Этельдреды и Витбурги были не только целы, но и гибки. Это описано Томасом, монахом из Эли, в составленный им в следующем году истории города.
Он также сообщает нам, что во время обретения мощей на том месте, где была сначала захоронена святая Витбурга, на кладбище в Дерехэме, открылся источник чистой воды: с этого дня его называют колодцем святой Витбурги. Церковь в Холкхэме освящена в её честь.
Святую Витбургу изображают как игумения с два оленятами в ногах, потому что Уильям Малмсбери (Malmesbury) описал, как олениха обеспечивал её своим молоком во время уединённой жизни. Её также изображают держащей церковь с надписью Ecclia de Estderham. Её почитают в Бэрхэме (Barham), Барлингхэме (Burlingham) и в Дерехэме, что в Норфолке.
Преподобный Беккан Румский (Beccan), монах
Считается, что св. Беккан, монах из Ионского монастыря, подвизался на острове Рум (Rum) на протяжении четырёх десятилетий, начиная с 632 г. О его кончине упоминают Ольстерские анналы в 677.
Св. Беккан известен не только строгостью своей жизни - сохранились его стихи, обращённые к св. Колумбе:
In scores of curraghs with an army of wretches he crossed the long-haired sea. / He crossed the wave-strewn wild region, / Foam flecked, seal-filled, savage, bounding, seething, white-tipped, pleasing, doleful .
Преподобный Парфений (Краснопевцев) Киево-Печерский, иеросхимонах, духовник Киево-Печерской Лавры
Святой Парфений (в миру Петр Иванович Краснопевцев) родился 24 августа 1792 года в селе Симонове Алексинского уезда Тульской губернии в семье бедного причетника. Он с детства привык терпеливо переносить тяготы бедности, прибегая к Богу в молитве. Отроком Петр поступил в Тульское духовное училище, а по окончании курса в 1805 году был переведен в семинарию.
Сердце его горело любовью к Богу, и однажды он сподобился видения небесного голубя, парившего прямо над ним. После этого, как сам он впоследствии рассказывал, «в сердце его запала какая-то сладость и желание чего-то нездешнего», так что ничто земное его более не прельщало. В другой раз перед ним явился благообразный старец-монах, который сказал ему: «Монах тот, кто иной и умерший для мира», – и удалился в чащу, так что Петр уже не смог отыскать старца. С тех пор мысль о монашеской жизни не оставляла юношу, особенно после паломничества в Киево-Печерскую лавру (1814). Тогда он остался в лавре на послушании, но в 1815 году был вынужден вернуться в семинарию по требованию начальства. Однако в том же году подал прошение об увольнении, которое и было удовлетворено.
Впоследствии святой из-за того, что не получил полного образования, нередко именовал себя невеждой и неученым. Однако родители и после увольнения не отпустили сына в монастырь. Они убедили его поступить на должность причетника в родное село и намеревались его женить, уже найдя невесту. Петр не стал перечить родителям и согласился на помолвку, но, не дождавшись дня свадьбы, ушел в Киев. Два месяца спустя он был вынужден вернуться в село, но за время его странствия невеста была выдана замуж. И хотя родители не оставляли попыток женить Петра, всякий раз дело расстраивалось. Наконец, по воле местного архиерея, с которым согласились и родители, Петр в 1819 году навсегда ушел в Киев.
В лавре он получил послушание просфорника, проходил его с усердием и, несмотря на усталость, ежедневно прочитывал всю Псалтирь. В 1824 году он был пострижен в малый монашеский образ с именем Пафнутий и вскоре рукоположен в иеродиакона.
Единственным украшением его кельи были распятие и икона Пресвятой Богородицы. Пафнутий все более и более посвящал себя молитве и переписыванию святоотеческих творений, в особенности преподобного Исаака Сирина. В 1830 году он был рукоположен в иеромонаха, а спустя некоторое время назначен духовником лавры. Помимо иноков, ему приходилось принимать также множество мирян. Со скорбью взирая на грехи приходивших к нему людей, он ополчался прежде всего на сам грех и, с болью душевной молясь о кающихся, не приписывал никакого грехопадения злобе человеческой и обдуманному намерению согрешить, а только исконному врагу нашего спасения.
В 1838 году он принял великий ангельский образ – схиму с именем Парфений, в честь святого Парфения Лампсакийского (память 7 февраля), явившегося ему незадолго до пострига. Приняв схиму, преподобный Парфений всецело предался молитве, которая стала с той поры непрестанной. Он повторял слова, услышанные им от Самой Богородицы во время молитвы перед Ее иконой: «Схимничество есть посвящение себя молитве за весь мир». Он испытывал чрезвычайное благоговение перед Пресвятой Богородицей, Которая не раз являлась ему, и, пылая любовью к Ней, часто повторял: «Иисусе и Марие, Вы бо радосте моя!» Воодушевленный таким благоговением, он составил многочисленные молитвы Христу и Матери Божией, которые впоследствии получили широкое распространение в России. Он именовал Пресвятую Богородицу Пещеро-Лаврскою Игуменьей и видел в Ней совершенный образец монашеского жития.
Преподобный жил в тесной келейке, напоминавшей пещеру. Единственное окно в ней было закрыто иконой Матери Божией, перед которой горела неугасимая лампада. Он обычно говорил: «На что мне свет чувственный? Она, Пречистая, – свет очей и души моей». Он часто удалялся в лес при Голосеевской пустыни для уединенной молитвы, а возле своей кельи поставил собственный гроб, подобно преподобному Серафиму Саровскому. Однажды зимой разбойник снял с него шубу из овчины. Когда грабитель был пойман, преподобный сказал, что тот не сделал ему никакого зла, и даже послал этому человеку денег на пропитание.
Последние 17 лет жизни святой Парфений ежедневно служил Божественную литургию. Присутствующих на ней охватывало глубокое умиление. Изможденная и истонченная постами и бдениями плоть святого старца стала как будто прозрачной, и казалось, будто это ангел мира, воспевающий хвалу Богу. Ему часто являлись святитель Иоанн Златоуст, архангел Михаил и святой Иоанн Предтеча, и Сам Христос укреплял его в благочестивой ревности о святой Евхаристии. Когда святой Парфений по болезни уже не мог служить сам, он весь последний год жизни каждый день приходил в церковь и причащался святых Христовых таин. Преподобный почил в мире в 1855 году, в Великую пятницу, совпавшую в тот год с праздником Благовещения.
В молитве, которую преподобный Парфений повторял ежедневно и которая стала сокровищем православного благочестия, есть такие слова: «Господи! Отыми от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающую Твоему присутствию и развлекающую внимание мое в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы сие развлечение было непроизвольно, и, отвращая ум, да не отвращу от Тебя сердце…»
Прославлен в 1994 г. Украинской Православной Церковью в качестве местночтимого святого.
Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический и Симферопольский
В миру Карпов Григорий Платонович, родился в 1814 году в городе Саратове в семье священника.
В 1836 году он окончил курс Саратовской духовной семинарии, после чего в 1837 году поступил в Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года был пострижен в монашество, 4 августа рукоположен во иеродиакона, а 20 ноября 1839 года - во иеромонаха.
В 1839 году отец Гурий окончил Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 23 декабря того же года назначен членом Пекинской Духовной Миссии. 21 февраля 1851 года он был возведен в сан архимандрита, а 12 октября того же года назначен смотрителем Александровского духовного училища. 17 августа 1855 года был удостоен степени магистра богословия. 25 августа 1856 года архимандрит Гурий был назначен начальником Китайской Духовной Миссии и пребывал в этой должности до 1864 года.
Таким образом он прожил в Китае, при Православной Миссии, 18 лет, и затратил много сил и энергии для достойного выполнения порученного ему служения. Трудности встречались постоянно, но он любил свое дело и был настойчив, терпелив в успешном завершении его. Ему пришлось самому изучить печное мастерство и научить других класть русские печи, чтобы зимой не страдать от холода. От печной кирки и лопаты приходилось браться за смычок и скрипку, чтобы из православных албазинцев, которых духовно окормляла Миссия, создать певческий хор для богослужения. В результате отец Гурий создал в Пекине церковный хор который был если не лучше, то и не хуже архиерейского.
Одновременно отец Гурий приложил великие труды для изучения Китая. Он в совершенстве освоил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, перевел на него Новый Завет в двух томах, Евангелие, Псалтирь, Священную Историю и ряд богослужебных книг. Кроме того, он усиленно изучал и самую страну, в которой оказался, ее историю и быт, характер русско-китайских сношений.
С 13 сентября 1865 года, после долгих лет в Китае, архимандрит Гурий был переведен обратно в Россию и назначен настоятелем Московского Симонова монастыря. Затем он снова был послан зарубеж - на этот раз в Италию, где с 26 января 1866 года был настоятелем посольской церкви в Риме.
5 июня 1866 года отец Гурий был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Вскоре, 28 ноября 1867 года, он был переведен на Таврическую кафедру, где и оставлся вплоть до своей кончины.
В период своей архипастырской деятельности владыка Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. В то же время он отличался и прекрасными личными качествами: незлобием, бескорыстием, добрым отношением к людям, любовью к правде. С первых же дней управления Таврической епархией святитель Гурий заботился о воспитании духовенства. Результатом его трудов было открытие духовной семинарии и двух духовных училищ - мужского и женского. Он также добился улучшения материального положения духовенства своей епархии.
Будучи образованнейшим человеком своего времени, он прекрасно знал не только китайский язык, но и ряд других новейших языков. С 1876 года являлся почетным членом Церковно-Археологического общества и Киевской духовной академии. По воспоминаниям И. Палимпестова:
"он был одним из лучших собеседников. Сведения его были самые разносторонние, сердце отзывчивое на все доброе. На слова вообще он был скуп, но зато каждое выражение его было, так сказать, отлито в отчетливую форму. Таков он был и на письме. Он советовал мне сохранять всю переписку. Уничтожить можно во всякое время, но восстановить уничтоженное?... Посмотрите, как в чужих краях собирают старину и как ценят каждую крупицу, упавшую от нее".
Владыка не раз говорил, что из собранного им в Китае материала составятся два огромных тома и что в них найдется немало такого, что никому неизвестно. Будучи епископом, владыка Гурий мечтал уйти на покой в монастырь, чтобы обработать собранный материал и привести в систему, но не смог осуществить своей мечты.
21 апреля 1881 года владыка был возведен в сан архиепископа. Скончался святитель Гурий (Карпов) 17 марта 1882 года в своем кафедральном городе Симферополе, оставив по себе прекрасную память в своей епархии.
Почитание
После кончины архиепископа Гурия огромный собранный им в Китае материал, записанный на отдельных клочках бумаги, был выброшен, как сор. Однако, память о добром архипастыре не пресеклась.
Святитель Гурий (Карпов) был прославлен в лике местночтимых святых решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 мая 2008 года с установлением дня памяти 17 марта. Обретение останков архиепископа Гурия и перенесение их с места упокоения в храм состоялось в Симферополе в начале июля, а 22-23 августа 2008 года совершились торжества по случаю прославления, которые возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. На торжества прибыли делегации священнослужителей ряда епархий Украинской Православной Церкви во главе с правящими архиереями, собралось духовенство Симферопольской епархии, сошлись тысячи верующих. Прославление совершилось после Божественной литургии 23 августа в кафедральном Петропавловском соборе. По восстановлении Симферопольского Александро-Невского собора, в котором ранее находилась кафедра святителя, его мощи предполагается перенести в него.
О прославлении святителя Гурия можно почитать тут:
http://crimea.orthodoxy.su/main/prayers-2/126-luka-2
Тропарь
глас 3
Духом Божиим, святителю отче наш Гурие, страну китайскую светом Евангелия просветивый, ересей и расколов в земли Тавричестей добрый победителю, Слова Христова в ней усердный насадителю, тем же и о чтущих многоцелебныя мощи твоя, моли Христа Бога разум истины нам даровати и душам нашим велию милость.
Кондак
глас 8
Кротости и смирения богомудрый наставниче, милосердия и нестяжания дивный поборниче, явивый свет Христова учения верным людем твоим, не остави нас, святителю отче Гурие, любовию чтущих святую память твою!
Молитва Святителю Гурию, архиепископу Таврическому
О великий и преславный святителю отче наш Гурие, града Симферополя похвало и земли крымския радование!
Во бдениих и пощениих неослабно пребывая, душу свою Небесному Жениху Христу уневестил еси и обителью Святыя Троицы, Ей же ныне со ангелы предстоиши, соделал еси.
Блаженному Иннокентию Иркутскому последуя, новыя люди ко Христу привел и Церковь Божию посреди языческия тьмы во стране хинов, яже на востоце утвердил еси.
После же во благославенней Тавриде сугубо потрудился еси: храмы и обители созидая, образ милосердия, кротости и любви всем благоразумным являя.
Воззри же на нас, чад твоих, святителю Божий, от Престола Всесвятыя и Достопокланяемыя Троицы, Ей же ты и ныне о пастве твоей дерзновенно молишися. Виждь немощь нашу и скорби, исцели сокрушенные души и тяжесть грехов облегчи, прими воздыхание наше, от любви сердечныя тебе приносимое.
Даруй нам, чадом твоим, яже во Отечествии и в разсеянии сущим и приносящим ти моление сие, добрым подвигом подвизатися на земли, веру непоколебиму православну в сердцах наших содержати до последнего дне, и на Страшнем Судилищи Христа Бога нашего стати одесную Праведнейшаго Мздовоздаятеля Судии, Егоже ты непрестанно моли о спасении душ наших! Аминь.
Священномученик Гавриил Мцире (Малый)
Преподобный Гавриил Малый был одним из избранных грузинских церковных деятелей XVIII века. Подробности его жизни малоизвестны, но видимо, он получил довольно хорошее для своего времени общее образование. Стремившийся к подвижнической жизни Гавриил ещё в миру всячески старался отгородиться от мирской суеты и содержал себя портняжим ремеслом. В Тбилиси у него была швейная мастерская. Большую часть дохода он раздавал нищим. Однажды он все это оставил, отправился в Давид-Гареджскую Пустынь и принял постриг.
Писательская деятельность преподобного оставила значительный след в грузинской духовной литературе. Он создал несколько сборников литургического и нравственного содержания, составленные по сочинениям известных богословов, написал оригинальные духовные сочинения.
Преподобный отличался среди братьев удивительной любовью и услужливостью: всем помогал, за всеми ухаживал, всех ободрял... Однажды, в Великий Пост, желая подвижничества, в их обитель прибыл архидиакон. Через некоторое время он заскучал по семье и решил вернуться домой. Преподобный Гавриил пошел его провожать. По дороге грабители мусульмане напали на них и отца Гавриила убили.
Святые мощи преподобного братья принесли в монастырь и с почестями похоронили в 1802 году.