Блаженный Павел Таганрогский
Блаженный Павел (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 года в семье дворянина Черниговской губернии Кролевецкого уезда. При крещении назван в честь св. Павла Исповедника. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: «...вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси» (Лк. 18,22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.
Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забыв свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.
Придя в преклонные лета, он оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за Литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы. Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою. Ночи же, как и прежде, проводил в усердной, с коленопреклонением, молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст; учил он и всех приходящих к нему творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келью. Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верными в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.
(дом в Таганроге, где жил блаженный Павел Таганрогский)
Простой народ нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца. Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцеления и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами. Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: и со избранным избран будеши» (Пс. 17,26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.
Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, — блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват».
Силою благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее. Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо болыний буть не може», — и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана, которого Господь сподобил достигнуть высочайшего сана: он в 1897 году поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима.
Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его попрежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.
Преставился блаженный Павел 10 марта 1879 года. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Тайн от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу. В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость.
Блаженный Павел любил говорить: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым». И прибавлял: «Мой куст никогда не будет пуст». Деревенская девушка Мария Величко пришла к подвижнику с вопросом, идти ли ей замуж или в монастырь — и услышала: «Ой, дивчино, и умрешь у мене...». Мария осталась в его келлии на всю долгую жизнь, поминая его, прославляя Господа и подражая подвигам блаженного Павла. Подобно ей, все, кто стремился привить себя к благодатному кусту угодника Божия, ища мира и утешения своим душам, обретали их. С момента его кончины не прекращается народное почитание угодника Божия, которое за последнее время все более и более возрастает. В день памяти блаженного великое множество верующих людей со всех концов России собирается к раке с его святыми мощами, чтобы молитвенно почтить его; никогда не пустеет часовня на старом кладбище Таганрога, где он был погребен, не гаснут лампады перед святыми иконами в его келии. По молитвам блаженного Павла Павловича верующим подаются от Господа исцеления, утешение и благодатная помощь.
(Часовня блаж. Павла Таганрогского - Таганрог)
Прославление святого совершилось в воскресенье 7 (20) июня 1999 года, в городе Таганроге. Более десяти тысяч верующих Ростовской области и юга России приехали поклониться блаженному Павлу в день его канонизации. Поочередно несомый всеми священниками Ростовской епархии, ковчег со святыми мощами был торжественно перенесён из Всехсвятской церкви на старом кладбище в Свято-Никольский храм г. Таганрога, где архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном было зачитано архиерейское определение о канонизации святого блаженного Павла Таганрогского и совершена Божественная литургия, после которой множество вернующих приложились к мощам святого.
Прославление ознаменовалось многчисленными чудесами. Торжественное перенесение мощей было предсказано преподобным незадолго до отшествия ко Господу, когда старец напевал: «Понесли Павла на могилу, а с могилы — да в собор» (в те годы Свято-Никольский храм имел статус собора).
Очень подробное Житие блаженного Павла можно почитать тут:
http://voskresenie.com.ua/%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85/item/%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB-%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
В центре Таганрога, по переулку Тургеньевскому 82, недалеко от Свято-Никольского храма находится необыкновенный, наполовину вросший в землю домик. В народе его прозвали кельей старца Павла. Здесь больше половины жизни прожил святой блаженный Павел Таганрогский, слава о котором по воле Божией распространилась еще при его жизни далеко за пределы провинциального городка. Здесь все так, как было при жизни подвижника: стены, иконы, глиняные горшки с песком для свечей, столы и лавки.
Во дворе находится колодезь, который, по преданию, освещал праведный Иоанн Кронштадтский.
Сам Павел Таганрогский любил паломничать по монастырям и храмам России. И отовсюду, со всех источников он привозил воду и сливал в свой колодезь. Так что в колодце старца Павла вода не простая, а вода чудодейственная - силы иорданской.
(дом в Таганроге, где жил блаженный Павел Таганрогский)
Уже более 150-ти лет стены кельи принимают под свою крышу паломников с разных концов земли. Поначалу ехали к самому прозорливому старцу за духовным советом и наставлением. После же смерти подвижника народ, посещая келью, приобщается необыкновенного благодатного духа, который витает в небольшой, до бела выбеленной мазанке, насквозь пронизывая каждого с молитвой входящего в нее. В момент посещения келии чувствуешь огромную духовную радость, которая пребывает по молитвам блаженного Павла, и создает ощущение красоты жизни дарованной Господом, а самое главное, единства с Богом.
Помните, что говорил преподобный Серафим Саровский: цель жизни человека-стяжание Духа Святого. Но ведь не обращаясь к Богу, как к источнику этого Духа мы не можем стяжать, т.е. чувствовать в себе, или точнее ощущать Дух Святой, а значит и самого Бога. И вот, наконец то, для Его полного ощущения, или стяжания, мы должны очень много и долго молится дома, а главное в Православной Церкви, ибо без церкви нет спасения. В большинстве ощущения Божией Благодати бывают чаще всего на праздничных богослужениях. И православному христианину, чтобы ощутить Благодать Святого Духа, необходимо усердно, с чистым сердцем молиться.
Приходя же в келью блаженного Павла, буквально, едва переступив ее порог, бывает такое, что сам не заметишь как в твоей душе и теле, подобно утреннему солнечному зайчику играет радостным пением Благодать Божия.
(келья блаж. Павла Таганрогского)
Сколько людей посетило этот островок правды и надежды для больных, сирых, убогих? Скольким людям помог Господь по горячим молитвам и ходатайству блаженного Павла? Об этом знает только Он, прославивший своего верного подвижника за терпение, усердие и огромную к Нему любовь. Он, сохранивший для нас грешных не только память о том, у кого мы должны учится и брать пример, но и его келью, где по воле Божией уже на протяжении 120-ти лет после смерти Павла Таганрогского витает сладостный Дух правды и Царствия Божьего.
(источник и много фотографий тут: https://sites.google.com/site/istoriceskijtaganrog/turgenevskij-pereulok/dom-82-kela-starca-pavla)
Священномученик Кессог Ласский, покровитель Шотландии
(Современное изображение Святого Кессога: http://thescottishhome.blogspot.ru/2010/11/above-is-my-husband-alans-most-recent.html)
Святой Кессог родился в королевской семье по одной версии - в королевстве Мюнстер, Южная Ирландия в Кашеле (другие легенды, правда, называют его родиной королевство Стратклайд в Британии).
Как и многие святые в истории Церкви, Св. Кессог с самого раннего детства своими поступками свидетельствовал о том, что на нём почивает благодать Божья. Однажды к его отцу, королю Мюнстера приехали его соседи, короли других ирландских земель. В то время как отец вёл приём гостей, Кессог играл вместе с другими малолетними принцами, приехавшими со своими отцами, на берегу водоёма. И тут произошёл какой-то несчастный случай, в результате которого все мальчишки кроме Кессога утонули. Разумеется, отцы погибших были вне себя от горя и гнева. Почему-то они решили, что Кессог виноват в смерти ребят. И уже готовились начать против Мюнстера беспощадную войну, мстя за своих детей. Спас страну от кровопролития юный угодник, который провёл всю ночь в молитве. На следующее утро по молитве святого все принцы воскресли из мёртвых! Этот беспрецедентный случай прославил Кессога во всех окрестных королевствах. После этого родители, решив посвятить сына Богу, отдали мальчика на воспитание в монастырь. В то время Мюнстер посетил с пастырской поездкой сам святой Патрик. Он был наслышан о юном чудотворце и взял его с собой. Он определил Кессога в монастырь Нендрум (в нынешнем графстве Даун, Северная Ирландия, Ольстер), отдав его на попечение святому Махалу (Machaloi, Макарию).
Когда Св. Кессог подрос и укрепился в добродетели, он был отправлен для проповеди Слова Божьего в тогда ещё языческую Шотландию, а точнее в область Леннокс (Lennox), где к тому времени уже проповедовал его учитель Св. Махалу. К западу от Леннокса в то время находилось королевство Далриада, которое населяли родственные ирландцам скотты, ещё не просвещённые светом Евангелия. К востоку лежала конфедерация пиктских земель. К югу лежали бриттские земли Стратклайда. Таким образом, можно сказать, что Леннокс занимал стратегическое положение, и христианизация этой области была жизненно необходима для дальнейшего распространения влияния Кельтской Церкви и окончательной победы над язычеством в Шотландии. Прибыв в страну (это произошло в начале VI века), Св. Кессог поселился на берегах озера Лох Ломонд. На западном берегу озера, на том месте, где впоследствии возникла деревенька Лусс (Luss), он построил церквушку (современная церковь во имя Св. Кессога стоит на её месте). А на острове Инхтаваннох (Inchtavannoch, переводится как «монашеский остров») он возвёл небольшой монастырь.
Отсюда он отправлялся по окрестным селениям проповедовать язычникам Христа Распятого и Воскресшего. Подобно многим другим ирландским святым, он был странствующим епископом, отличался глубочайшим благочестием, крайней нестяжательностью и простотой в общении, как с простолюдинами, так и со знатью. Своим словом и истинно евангельской жизнью он обратил сердца местных жителей ко Христу, и вскоре весь этот край стал христианским.
Миссионерские путешествия Св. Кессога отразились в названиях тех местностей, где он побывал. А бывал он, судя по всему, далеко за пределами Леннокса, дойдя с благовестием до восточного побережья Шотландии. Его именем названы Кессок Хилл (Kessock Hill) возле Инвернесса, Норт Кессок (North Kessok) и Саут Кессок (South Kessok) возле города Инвернесс. В Инвернессе, как гласит предание, Кессог встречался c могущественным пиктским королём Брудой (Brude). А ещё он часто путешествовал в Кинтайр и на полуостров Ковал (Cowal). В местечке Хоней Хоум (Honey Home) есть колодец Св. Кессога, воду из которого он использовал для крещения скоттов и пиктов, обращённым им ко Христу. В честь Кессога был назван известный с 15 века паром (Kessock Ferry) между Инвернессом и Блек Айлендом (Black Island), а уже в 20 веке мост Кессок Бридж (Kessock Bridge) и нефтяное поле в Северном море.
(В лусской церкви хранится средневековое изображение Св. Кессога в камне)
Около 520 или 530 года святой Кессог принял мученическую смерть в местности под названием Бейндри (Bandry) немного к югу от Лусса. Кто поднял руку на Божьего угодника доподлинно неизвестно. По одной версии это были разбойники. По другой – языческие жрецы-друиды, которые пылали на святого адской злобой за то, что он отвратил народ скоттов от почитания древних «богов». В пользу второй версии говорит то, что Св. Кессог, как предполагается, был убит в канун друидского нового года – 25 марта, на том месте, где когда-то находилось друидское святилище.
Святого похоронили на западном берегу озера Лох Ломонд. Как гласит предание, на берегу, где его захоронили, стала буйно расти трава, да так что полностью закрыла собой могилу. Из-за этого прибрежная деревенька Лусс, возникшая у места погребения святого, получила своё наименование (Lus – на гэльском «трава»).
Св. Кессог сразу же после своей смерти начали почитать как небесного покровитель Шотландии и почитали таковым вплоть до IX века, когда волевым решением короля Кеннета I Мак Альпина небесным покровителем объединённого королевства скоттов и пиктов стали считать апостола Андрея Первозванного. Тем не менее, имя Св. Кессога использовалось как боевой клич воинственными шотландскими горцами – по причине того, что согласно преданию древний святой постоянно носил с собой меч как символ своего имени, означающего по ирландски «Короткий меч». Его именем вдохновлял своих воинов прославленный шотландский король Роберт I Брюс накануне знаменитой битвы при Баннокберне. С собой шотландские герои несли мощи и посох Св. Кессога. И как верили шотландцы, именно по молитвам древнего святого была одержана решающая победа над иноземными захватчиками. И позднее Роберт Брюс благоговейно относился к памяти святого. В 1323 году он сделал щедрое пожертвование в церковь Лусса «Господу и благословенному Кессогу».
До самых времён Реформации гробница святого Кессога в Луссе была местом массового паломничества верующих. На берегу озера, где некогда находилась могила святого, благочестивые паломники сложили пирамиду из камней, причём каждый, кто приходил к святому на поклон считал своим долгом добавить к пирамидке свой камушек.
К сожалению реликвий, имеющих отношение к Св. Кессогу почти не сохранилось до наших дней. Его мощи бесследно исчезли в лихие годы Реформации. Камни, из которых была сложена пирамидка, в 18 веке использовали для строительства дороги. Существовавшую на монашеском острове каменную пещерку, названную именем святого (возможно в ней он уединялся для молитвы и богомыслия), разобрали около 1860 года на стройматериалы. Колокол Св. Кессога, находившийся в стародавние времена на «Колокольном холме» по (гэльски Tom na Clas ) и сзывавший живших по берегам озера Лох Ломонд верующих людей на молитву, был куплен графом Пертским в 1675 году. Маленький колокол, также носивший имя святого, использовался в церкви до 19 века, а после бесследно исчез, возможно, что его украли грабители. Посох Св. Кессога хранили как величайшую святыню горцы из шотландского клана Кулхаунов (Colquhouns). Но в 1603 году этот клан был истреблён кланом Макгрегоров, и посох либо уничтожили, либо сокрыли в неизвестном тайнике. И ныне никто не знает, где он.
На Инхтаваннохе ныне сохранились некие остатки древних строений и предположительно старое монастырское кладбище. Считается что эти руины – всё, что осталось от обители Св. Кессога, либо от монастыря возникшего на том же месте, но уже позднее.
(Современная церковь в Луссе (Luss))
В лусской церкви хранится средневековое изображение Св. Кессога в камне. Оно находилось внутри каменной пирамиды, сооружённой паломниками. Вероятно, его спрятали внутрь пирамиды в 16 веке, чтобы спасти от уничтожения протестантами. Как было сказано выше, пирамиду в 18 веке разобрали. Тогда изображение вновь оказалось в церкви. Это единственная реликвия, посвящённая древнему святому, сохранившаяся от старых добрых времён.
(по материалам: http://western-saints.livejournal.com/108978.html)
Преподобный Георгий Арселаит, Синайский
Георгий, которого звали Арселаит. Он был весьма известен в нашей пустыне из-за многих и великих чудес, которые рассказывали о нем.
Когда случился варварский набег на дорогу к Палестине, масло стало большой редкостью на святой горе. Игумен спустился в Арселау и позвал человека Божия Георгия подняться на святую гору. Не смея перечить игумену, он пошел с ним. Войдя в маслохранилище, игумен попросил его сотворить молитву над каждым из пустых сосудов. Благословенный авва Георгий сказал игумену: «Отец, позволь нам сотворить молитву только над одним сосудом, потому что если мы благословим все сосуды, тогда здесь будет [целый] пруд масла». Затем сотворил молитву над одним сосудом, и тут же масло хлынуло из него, как из источника, и старец сказал служащим: «Возьмите его и отнесите к остальным сосудам». И все они были наполнены, как в древности кувшин вдовы [по молитве пророка] Елисея. Игумен хотел посвятить кувшин во имя аввы Георгия, но старец сказал ему: «Если ты сделаешь так, масло выльется». Тогда они посвятили его нашей Заступнице Пресвятой Богородице, и сосуд остался и хранится доныне в самом верхнем светильнике и висит негасимым во имя Пресвятой Богородицы.
Восемь голодных сарацинов однажды посетили праведного Георгия, а у него не было ничего, что он мог бы дать им, потому что он питался дикими плодами, которые даже верблюды не могли есть из-за их горечи. Видя, что они ужасно голодны, он сказал одному из них: «Возьми [свой] лук и иди к той горе, где ты найдешь стадо диких коз. Застрели одну, которую захочешь, но не пытайся застрелить другую». Сарацин пошел, как старец сказал ему, выстрелил и убил одну, [затем] попытался выстрелить в другую. Тут же лук его сломался. Вернувшись и принеся мясо, он рассказал своим спутникам, что с ним случилось.
Этот трижды благословенный муж [однажды] увидел, что его ученик укушен ядовитой змеей и умирает. Запечатлев [ученика] крестным знамением, он поднялся. Схватив змею руками, как кузнечика, он задушил ее. И он просил своего ученика никому не рассказывать об этом до его смерти.
Нужно рассказать о том, что [случилось], когда приблизилось время смерти этого великого отца или, скорее, его перехода от смерти к вечной жизни. Будучи болен, в своей пещере отдыхая на тростниковой подстилке, он послал некоего сарацина в Айлу, чтобы позвать некоего друга, которого он любил, говоря: «Прииди, чтобы я мог увидеть тебя, прежде чем я отойду ко Господу». Путь был протяженностью около 200 миль. Через 12 дней старец, лежа на своей подстилке, сказал ученику: «Поторопись и зажги свет, вот, братья прибыли». И как только брат подготовил кадильницу, вошли в пещеру сарацин и возлюбленный друг старца, которые прибыли из Айлы. Старец, вознеся молитву, приветствовав его и, приняв Святые Тайны, лег и отошел ко Господу.
Синайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название — монастырь Святой Екатерины.
На Синайском полуострове первые монахи начали появляться еще во время гонений императора Диоклетиана, поскольку горный массив Синая являлся удобным убежищем, а также имел все необходимые ресурсы для жизни на полуострове. Эти монахи были в своей массе отшельниками, которые по воскресеньям собирались на богослужения. Когда христианство стало государственной религией, то по просьбе монахов полуострова мать императора Константина святая Елена построила церковь и башни для защиты от кочевников. Позже, при императоре Юстиниане, все постройки святой Елены были окружены стенами, а к ним приставлены солдаты. Примерно в это же время на территории монастыря была возведена базилика Преображения Господня.
Именно на VI-VII вв. приходится расцвет Синайского монастыря, который стал одним из центров христианского монашества. Предположительно, на горе Хорив в то время жило порядка 100 монахов. Вплоть до конца VII века этот монастырь принадлежал Фаранской епархии, а возглавлял его игумен в сане архиепископа. Но в 681 году епископа Фаранского лишили кафедры за монофелитство, поэтому кафедру перенесли в сам монастырь. После в подчинение Синайского игумена перешла и Раифская епархия, а с начала VIII века весь Синайский полуостров административно подчинялся Синайскому архиепископу.
Во время мусульманских завоеваний в 30-х гг. VII века весь полуостров вошел в состав Арабского халифата. Монахами Синайского монастыря была отправлена делегация, которая заручилась поддержкой Мухаммеда, пообещавшего сохранить автономию данного монастыря и даровать различные привилегии — защита мусульманскими солдатами зданий монастыря, освобождение от уплаты налогов. Арабский период существования Синайского монастыря также считается временем развития византийской монашеской традиции. В частности, в это время в монастыре пребывали такие знаменитые святые, как прп. Иоанн Лествичник, прп. Георгий Арселаит, прп. Анастасий Синаит и другие. Однако, несмотря на эту защиту со стороны мусульман, Синайский монастырь в арабскую эпоху значительно уменьшился в численности, и к IX веку (это время считается кризисом ближневосточной христианской культуры византийского типа) численность общины Синайского монастыря составляла всего лишь 30 монахов.
(монастырь святой Екатерины, Синай)
Время крестовых походов (кон. XI — кон. XII вв.) считается возрождением жизни Синайского монастыря. Существовавший в то время синайский орден крестоносцев охранял европейских паломников монастыря. В это же время в монастыре появилась первая католическая часовня. Но при этом Синай являлся фактически единственной епархией Иерусалимского Патриархата, которая не была подчинена власти крестоносцев. К этому же периоду относят предание о перенесении в монастырь мощей св. Екатерины. А в XIII-XV вв. новое название (монастырь св. Екатерины) в связи спостоянно возрастающим почитанием святой великомученицы вытеснило предыдущее.
Начиная с XIV века Синайский монастырь стал поддерживать постоянные связи с Россией, которые позволяли ему принимать значительную помощь и милостыню со стороны русских царей.
Захватившие в 1517 г. Египет турки не сократили права монахов и сохранили внутреннюю автономию монастыря, но наложили при этом на монастырь достаточно серьезное налоговое бремя. Связи с православным миром позволили Синайскому монастырю осуществлять просветительскую и культурную деятельность, благодаря которой в XVIII веке была открыта духовная школа на Крите. Также были открыты подворья монастыря во многих странах — Египте, Турции, Палестине, Румынии, Индии и России.
В XIX веке число насельников монастыря колебалось от 20 до 30 человек, в основном греков с островов Эгейского моря. В начале 20 века количество насельников сократилось, и в 1902 г. там проживало всего 17 монахов. После Октябрьской революции монастырь потерял все свои подворья в России. Во второй трети XX века в Синайском монастыре была достроена церковь Св. Троицы, построена картинная галерея и гостиница для паломников.
Во второй половине XX века в связи с военными действиями монастырь был несколько раз оккупирован. Из-за случившегося в ходе боевых действий пожара пострадала северная стена монастыря.
В настоящий момент монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной архиепископии. Кроме данной обители в нее входит ряд монастырских подворий в Египте, Греции, на Кипре, в Ливане и Турции. Игуменом монастыря в соответствии с древней традицией является архиепископ Синайский, чью хиротонию совершает Иерусалимский Патриарх. Делами монастыря управляет собрание монахов.
Основные строения монастыря — это базилика Преображения Господня (главный храм монастыря), часовня Неопалимой Купины, трапезная (построенная еще в IX веке). На территории монастыря также имеется множество других часовен, которые находятся внутри монастырских стен. Десять из них соединены с архитектурным комплексом базилики Преображения Господня. Также внутри стен монастыря находится и до сих пор снабжающий монастырь водой колодец Моисея, рядом с которым, по Преданию, пророк-боговидец встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила.
Монастырь обладает уникальной коллекцией древнейших рукописей и икон (среди которых — знаменитая икона «Христос Пантократор»), которая по своему историческому значению уступает лишь коллекции Апостолической библиотеке Ватикана. В 2001 г. открылось новое здание ризницы-музея, где разместились самые ценные иконы, церковная утварь и облачения. Этот музей был освящен тремя патриархами — Константинопольским Варфоломеем, Александрийским Петром VII и Иерусалимским Иринеем.
В 2002 году комплекс зданий монастыря святой Екатерины был включен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.