Мученики Гурам, Адарнасе, Бакар, Ваче, Бардзим, Дачи, Джуаншер, Рамаз и Парсман Колайские, отроки
В VI веке в селе Кола, расположенном у истоков реки Мтквари (Куры) в регионе Тао в Южной Грузии (ныне провинция Карс на северо-востоке Турции), бок о бок жили христиане и язычники, которых было большинство. Целыми днями дети язычников и христиан играли вместе. Когда же колокольный звон оповещал о начале службы, христианские дети отправлялись в храм. За ними всегда увязывались девять отроков-язычников: Гурам, Адарнасе, Бакар, Ваче, Бардзим, Дачи, Джуаншер, Рамаз и Парсман. У церковных врат их всегда останавливали, однако дети столь настойчиво упрашивали разрешить им войти внутрь, что однажды христиане сказали им: "Если вы так хотите ходить к нам в церковь, примите веру Господа нашего Иисуса Христа, креститесь и причаститесь Тайн Христовых, и тогда будете с нами". Отроки с радостью согласились. Христиане сообщили о желании братьев священнику. Не убоявшись ожидаемого гнева язычников, тот в суровую зимнюю ночь повел детей на реку и, троекратно погрузив их в ледяную воду, крестил. Во время крещения произошло чудо: вода потеплела, и отроки увидели святых ангелов. Получив от ангелов укрепление в вере и твердость духа, дети не захотели возвращаться к родителям-идолопоклонникам и остались с христианами.
А родители, узнав о крещении своих детей, силой увели их из церкви и с проклятиями, криками и побоями повели домой. Братья стойко переносили все оскорбления, унижения и мучения. В течение семи суток, голодные и холодные, они твердили одно и то же: "Мы христиане и не отвергнемся Господа нашего Иисуса Христа". Разгневанные язычники решили побить упрямых отроков камнями. У истока реки, там, где они приняли крещение, всем селом вырыли огромную яму и бросили туда детей. Первыми взяли в руки камни родители, их примеру последовали другие, и вскоре яма была заполнена камнями доверху.
Святитель Тит, епископ Бострийский, ученый писатель и оратор
Епископ города Бостра в Аравии Авранитис. Юлиан Отступник, ввиду неурядиц в Бостре по случаю восстановления язычества, объявил Титу что сочтет его и прочее христианское духовенство ответственным за беспорядки в городе. В ответ святитель Тит писал что, хотя христиан в городе больше чем язычников, паства осталась в мире благодаря его увещеваниям и, несмторя на провокации язычников, не нарушит спокойствия и впредь. Тогда Юлиан издал рескрипт гражданам Бостры 1 августа 362 года, предлагая им изгнать Тита прочь за то, что он "очернил" жителей города, говоря что они сохраняют мир благодаря его епископским увещеваниям, а не своему собственному мирному нраву. Однако, ко времени кончины Юлиана, Тит оставался Бострийским епископом.
Тит причисляется к епископам, подписавшим послание к императору Иовиану от Антиохийского Собора в 363 году, в котором Никейский символ принимался с оговоркой в пользу "полуарианской" трактовки понятия единосущия.
Кончина Тита датируется приблизительно 378 годом.
Оценка, почитание
Созомен называет Тита, вместе с Евсевием Емесским, Василием Анкирским, свт. Кириллом Иерусалимским и другими, одним из великих церковных писателей времен Констанция. Блаженный Иероним говорит о Тите как о писателе, чья мирская эрудиция была столь же замечательна сколь его знание Священного Писания.
Труды
Блаженный Иероним говорит о "сильных" ("fortes") книгах святителя Тита против манихеев и "nonnulla alia". На труд против манихеев также ссылаются Епифаний и Феодорит. Из трудов Тита до начала XXI века дошла лишь малая доля.
Его четырехтомник "Против манихеев" ("Contra Manichæos") - один из важнейших обличительных трудов своего рода, изобилует цитатами манихейских писателей. В одном месте Тит кажется склоняющимся к Оригенову взгляду на временность адских мук. Четверная и большая часть третьей книги известна только в сирийском переводе (греч. и сир. тексты изд. Лагардом в Берлине, 1859; манускрипты содержались в библиотеке Йоханнеум в Гамбурге).
От других работ Тита сохранились лишь фрагменты, в частности толкование на Евангелие. Из них видно, что Тит принадлежал к антиохийской экзегетической школе, делая больше упора на дословное, нежели аллегорическое, толкование. Издания: Sickenberger, Texte u. Untersuchen, VI, i (новая серия); Bardenhewer-Sharan, Patrology (St. Louis, 1908), 270-1.
Преподобный Петр Галатийский, Молчальник
Память 1 февраля, 25 ноября.
Родился в Галатии недалеко от Анкиры. Девяти лет от роду, стремясь к духовной жизни, он покинул родительский кров, отправился сначала в Иерусалим, а затем в Антиохию Cирийскую. Там он затворился в пещере, предавшись молитве и подвигам строгого воздержания, принимая лишь через день хлеб и воду. В этих подвигах он стяжал от Бога дар чудотворений, исцеляя недуги и прогоняя бесов. Так, он изгнал беса из человека по имени Даниил, оставшегося после этого жить с преподобным; излечил от болезни глаз мать блаженного епископа Феодорита Киррского; ослепил воеводу города, пытавшегося надругаться над монахиней. Скончался преподобный в возрасте девяноста девяти лет, из которых девяносто лет непрестанно служил Богу.
Преподобный Афанасий Павлопетрийский, исповедник
Преподобный Афанасий исповедник родился в Константинополе от богатых и благочестивых родителей. Он с детства мечтал всецело посвятить себя Богу, и, придя в совершенный возраст, удалился в одну из Никомидийских обителей, под названием Павлопетрия (то есть во имя святых апостолов Петра и Павла), и принял там иноческое пострижение. Высокая подвижническая жизнь его стала известна при дворе императора. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 - 820) святой Афанасий за почитание икон был подвергнут мучениям, перенес изгнание, скорби и страдания. До конца своей жизни исповедуя православную веру, преподобный Афанасий мирно скончался в 821 году.
Святитель Телесфор (греч. Τελεσφόρος), папа Римский
Liber Pontificalis сообщает, что он по происхождению был грек — это косвенно подтверждается и его именем.
Занимал Римскую кафедру в 125 - 136 годах.
Евсевий Памфил в «Церковной истории» помещает начало понтификата Телесфора на правление Адриана, а дату его смерти на первый год правления Антонина Пия (138-139).
Согласно Иринею Лионскому считается римский папой, «претерпевшим славные мучения» - первый папа-мученик.
Римо-католическая традиция считает Телесфора важным систематизатором богослужения: с его именем связываются установление ночной службы на Рождество, Великого поста, празднования Пасхи в воскресенье, пение гимна «Слава» («Gloria»).
Преподобномученик Филарет (Пряхин), игумен
Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина и в крещении наречен был Иоанном. Грамоте он обучился дома и в семнадцать лет, имея горячее желание послужить Христу и Его святой Церкви, поступил в Спасскую Пронскую пустынь, находившуюся поблизости от города Пронска. В обители, кроме хозяйственных послушаний, он проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года он был пострижен в монашество с именем Филарет, 18 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 16 ноября 1914 года – во иеромонаха.
Главной святыней пустыни был список чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», с этим образом братия совершала крестные ходы по соседним селам и деревням. Вместе с братией ходил с крестными ходами и совершал молебны и иеромонах Филарет. После того как во времена гонений в 1919 году пустынь была закрыта безбожниками, отец Филарет перенес икону в храм в селе Срезнево Шиловского района Рязанской области, где он стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай ходить с иконой по селам, и на 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование этой иконе. В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена.
В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил своему руководству в Москве, что в селе «Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около восьми тысяч человек. Такое большое скопление, как выяснено, объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет... Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня сего года на празднике в селе Срезнево находилось до двадцати попов и до двухсот человек монашествующего элемента. Службы происходили в течение трех суток...»
Отец Филарет видел, что власти ведут за ним пристальное наблюдение, и, зная, что повсюду идут аресты духовенства, монахов и мирян, предупреждал всех приходивших к нему в храм помолиться, что близится время его заключения. Сам он уже давно приготовился к этому, и у него всегда висел на стене мешочек с бельем.
31 мая 1931 года игумен Филарет был арестован.
12 ноября 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила игумена Филарета к пяти годам заключения в концлагере, и он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.
После окончания срока заключения отец Филарет в 1936 году вернулся в Рязань, пришел к архиепископу Иувеналию (Масловскому), и тот посоветовал ему уехать из города, где его могут снова арестовать, и отправиться в Тверь, где он, как человек новый, будет не столь заметен для местных властей, и там ему будет спокойней. Игумен Филарет выехал в Тверь, где познакомился со священником единоверческого храма – второго из незакрытых тогда храмов города, тот помог ему найти в городе квартиру, в которой он прожил около двух лет, а затем перебрался к дальнему родственнику, жившему в селе Трубино Медновского района Тверской области. Пока отец Филарет жил в Твери, он посещал храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где тогда служил архиепископ Тверской Фаддей (Успенский), а после его ареста и закрытия храма отец Филарет приезжал из села Трубино в Тверь помолиться в последний незакрытый храм города, располагавшийся на Волынском кладбище, где служил сменивший арестованного архиепископа Фаддея епископ Палладий (Шерстенников).
(храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Волынском кладбище в Твери, разрушен в 30-е годы прошлого века)
В 1938 году епископ Палладий предложил игумену Филарету занять освободившееся место священника в селе Конаково, куда он тут же отправился, но конаковские власти отказались выдать ему регистрацию, и он возвратился в Трубино. В августе 1939 года сотрудники НКВД провели аресты в Твери, был арестован и епископ Палладий. 28 августа, когда игумен Филарет пришел на праздник Успения Божией Матери помолиться в храм, к нему подошел диакон и сообщил, что приезжали сотрудники НКВД, которые хотели его арестовать, и диакон посоветовал ему немедленно бежать. Отец Филарет вместе с родственником, у которого жил и который также пришел помолиться, через перелесок вышли из города и пришли в село Трубино. В тот же вечер отец Филарет был арестован и доставлен в тюрьму в город Тверь. Допросы продолжались в течение трех месяцев. На всех допросах отец Филарет категорически отказывался признать себя виновным. И тогда следователи представили ему выдержки из показаний епископа Палладия, который, войдя в тесное сотрудничество со следователями, согласился подписать лжесвидетельства и показать на очной ставке, что игумен Филарет является участником антисоветской монархической группировки.
Отец филарет отвечал следователю: «Никакой антисоветской деятельности не проводил, виновным себя в других предъявленных мне обвинениях не признаю».
(Церковь Серафима Саровского - Тверь, Волынское кладбище ,построен на месте разрушенной в 30-е годы церкви Благовещения Пресвятой Богородицы)
4 марта 1940 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Филарета к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Игумен Филарет (Пряхин) скончался 7 марта 1942 года в Ново-Ивановском отделении Мариинского лагеря в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.
Заседанием Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года игумен Филарет (Пряхин) прославлен как преподобномученик.