filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

21 февраля (06 марта) 2021 года. Вселенская родительская суббота. Святые дня, молите Бога о нас! ч.1

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Прп. Тимофея Олимпийского (в Симво́лех) (795); свт. Евстафия, архиепископа Антиохийского (337); сщмч. Севериана, еп. Скифопольского (452); свт. Иоанна Схоластика, патр. Константинопольского (577); свт. Захарии, патр. Иерусалимского (632); свт. Георгия, епископа Амастридского (802–811); прпп. Андрея и Анатолия, учеников прп. Евфимия Великого (V; Греч.).

Сщмчч. Александра Вислянского, Даниила Алферова, Григория Хлебунова, пресвитеров (1930); сщмчч. Константина Пятикрестовского, пресвитера, Павла Широкогорова, диакона (1938); мц. Ольги Кошелевой (1939).

Икона Божией Матери: Козельщанская.

Святые дня, молите Бога о нас!


Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Вселенская родительская мясопустная суббота


Согласно богослужебному уставу Православной Церкви, Вселенская родительская суббота совершается всего два раза в году: в субботу перед Неделей мясопустной или Неделей о Страшном Суде и в субботу перед праздником Пятидесятницы (Днём Святой Троицы).

Заупокойная служба в этот день называется: "Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших". В синаксаре на этот день написано:

"Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви".

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания. Это также свидетельствуется и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (Святитель Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова. Накануне этого дня, как бы в день предшествующий страшному суду Христову, и - притом - приближая к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова - и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается: «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». При этом до пресечения на Руси монархии в 1917 году поименно воспоминались по «Реестру, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах» усопшие православные благочестивые императоры, цари, великие князья и благочестивые императрицы, царицы, княгини. При этом в некоторых церквях ставился перед Царскими вратами стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия, в то время как в других храмах ставилась только свеча на большом подсвечнике.

По неисповедимому Своему промыслу, Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, — говорится в Синаксаре, — яко не вси в пропасти впадающий и в огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божия судьбы, их же ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерти) ведения ради и прещения (грозного предупреждения), и уцеломудрёния иных бывают». «Глубиною судеб Твоих, Христе, всепремудре Ты предопределил еси коегождо кончину жизни, предел и образ» (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 1,2).

В    эту субботу Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не были отпеты — «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша»( Синаксарь мясопустной субботы). Церковь молится «в части праведных (их) учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огонь яже попали»; возносятся моления о тех, кто «в неведении, и (не в своем) разуме» окончил свою жизнь (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 3), о тех, которым Господь, «вся полезная ведый», попустил умереть внезапной кончиной (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 5, 3), «от печали и радости прешедшия ненадежно (неожиданно)» (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 4, 3), и о тех, которые погибли в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, поражены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом («удави плинфа или персть посыпа»), отравлены, удавлены, повешены или погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти (Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 2; п. 2, 3; п. 3, 2; п. 3, 4; п. 4, 4; п. 5, 3; п. 6,2; п. 9, 2 и 4).

Мысль    о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. «Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и органы сосуда плотнаго (плотского), и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови, или где око? вся прах и сень. Темже пощади Спасе, всех нас» (Суббота мясопустная, утреня, 1-я стихира на хвалитех). «Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается? брение и сам (станет) вмале (вскоре). Что не помышляет персть, яко прах, смешение, и гноя и тления отложение (вид)? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы сродни, что не притецем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос, Просвещение душ наших» (Суббота мясопустная, утреня, 2-я стихира на хвалитех).


Особенности богослужения

По своему исследованию служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной соединяются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6 гласа.

На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами.
На    утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» с заупокойными стихами и тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй» и «Тебе стену и пристанище имамы».
После    рядовой 16 кафизмы, малой ектений и седальна Октоиха поются Непорочны: 17 кафизма (разделяемая на 2 статии), а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В древние века христианства по причине гонений на Церковь молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Получалось, что богослужение, которым сопровождалось погребение, было в буквальном смысле всено́щным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.
Все песнопения и чтения парастаса пронизаны молитвой за умерших. Основное содержание парастаса определяет 17-я кафизма, по праву называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим, соблюдающим закон Божий.
Смысл и значение составляющего 17-ю кафизму 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя».

Для всех, кто стремится помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм вечером в пятницу накануне родительской субботы, чтобы присутствовать на парастасе. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.

Если в субботу мясопустную случится праздник Трех  святителей (30 января/12 февраля) или Обретения главы Иоанна Крестителя (24 февраля/9 марта), то службы этих праздников переносятся на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба.
Если    в субботу мясопустную случится храмовый праздник или Сретение Господне (2/15 февраля), то служба за умерших переносится на предшествующую субботу или мясопустный четверг. В Киево-Печерской Лавре таким же образом совершается служба по Храмовой главе и в праздник Трех Святителей (в этом случае заупокойная служба переносится).


Приготовление Колива (кутии)


Кутия (канун; греч. κόλλυβα; укр. коливо; серб. кољиво; болг. коливо, варено жито; рум. colivă; церк.-слав. ко́лѷво, ко́ливо, ко́лива) - вареная пщеница, смешанная с мёдом, поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.

Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Рецепт поминальной кутии: 1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Коливо: афонский рецепт

афонское коливо
(Афонское коливо)


Пшеница в зернах 1 стакан
Орехи лесные ~70 г.
Орехи грецкие ~ 70 г.
Миндаль ~ 70 г.
Изюм ~ 200 г.
Кокосовая стружка
Сахарная пудра
Тертая корица 1 ст. ложка (по вкусу)
Сахарный песок (по вкусу)
И самый главный, монастырский по духу ингредиент. Пшеничные сухари 200 г.

Накануне с вечера нужно подготовить все сухие составляющие, орехи и изюм, сухари перетереть в крошку. Пшеницу на ночь замочить в воде. А само Коливо надо готовить прямо в день праздника, а не заранее, потому что пшеница быстро высыхает и становится жесткой. Лучше будет на праздник встать утром пораньше и приступить к приготовлению

Пшеницу варить на слабом огне в чуть сладкой воде около полутора—двух часов, пока пшеница не станет мягкой. Нужно быть внимательным, чтобы пшеница не разварилась в кашу и была мягкой, но рассыпчатой. Высыпать пшеницу на дуршлаг, чтобы слить воду. После этого переложить пшеницу в марлю и подвесить, чтобы она окончательно просохла и охладилась. Смешать с дроблеными орехами, изюмом, кокосовой стружкой, можно добавить сахара по вкусу. Тертые сухари добавляют обильно, чтобы они впитали влагу, и чтобы коливо было рассыпчатым, а не мокрым. Выложить коливо на большое блюдо, выровнять поверхность плоским прежметом, например тиарелкой, чтобы получилось нечто больше похожее шайбу, чем горку. Посыпать сверху слоем сухарей и закончить слоем сахарной пудры. Украшать можно орехами, сухофруктами, сахарной пудрой и корицей. Корицу и пудру лучше сыпать через сито.


Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский

святитель_Евстафий_Антиохийский


Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323 - 331) родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом города Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру.

Святитель Евстафий был глубоко образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся - устно и письменно - за чистоту Православной веры. В 325 году святым равноапостольным царем Константином Великим (306 - 337) был созван I Вселенский Никейский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор, лишив сана, отлучил от Церкви. Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий. Нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку, во Фракию. Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех. Однако к этому времени святой Константин Великий умер, и на престол вступил его сын Констанций (337 - 361), разделявший еретические взгляды Ария и покровительствовавший арианствующим епископам. Святитель Евстафий и в ссылке всё так же ревностно боролся за Православие. Скончался в ссылке, в городе Филиппах или Траянополе, в 337 году.

Состоявшийся в 381 г. в Константинополе II Вселенский Собор подтвердил Православный Символ веры, который так ревностно защищал святитель Евстафий. Арианское лжеучение было еще раз предано анафеме как ересь.
В 482 г. мощи святителя Евстафия с честью были перенесены из Филипп в Антиохию к великой радости антиохийцев, не перестававших почитать и любить своего Патриарха-исповедника.

Святителя Евстафия чтили великие святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Анастасий Синаит и Иероним Стридонский. Известный церковный историк епископ Феодорит Кирский называет святителя Евстафия столпом Церкви и благочестия, наравне со святителем Афанасием Александрийским и другими епископами, главными поборниками Православия.


Преподобный Тимофей Олимпийский (в Симво́лех)


Преподобный Тимофей Олимпийский (в Символех)


Преподобный Тимофей пустынник, родом итальянец, с юных лет подвизался в монастыре, называемом "Символы" в Малой Азии, при горе Олимп. Архимандритом обители был преподобный Феоктист. Святой Тимофей был его учеником и соучеником преподобного Платона, исповедника Студийского (+ 814; память 5 апреля). Дойдя до высших ступеней духовного совершенства, он получил от Бога дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов. Много лет преподобный провел в отшельничестве, скитаясь по пустыням, горам и лесам, день и ночь вознося молитвы к Господу Богу. Скончался он в глубокой старости, в 795 году.

Кондак преподобному Тимофею
глас 4-й:
Яко звезда многосветлая от востока возсияв, озарил еси в сердцах верных добродетели чудес твоих, чудоносче всеблаженне Тимофее.


Священномученик Севериан, епископ Скифопольский

Был епископом города Скифополя (ныне Бейт-Шеан, Израиль). На Халкидонском соборе 451 года деятельно противостоял монофизитской ереси. Примерно в то же время монофизитский монах Феодосий вознамерился стать епископом Иерусалима. Защищая свою епархию от ереси, святой Севериан противился такому выбору, чем вызвал гнев претендента. Сторнники последнего схватили святого Севериана, вытащили его за пределы города и там убили в 452 или 453 году.


Святитель Иоанн III Антиохийский, Схоластик, патриарх Константинопольский


Родился в Антиохии, и перед рукоположению в священники был адвокатом. Антиохийский патриарх послал его, как своего представителя, в Константинополь, где он вскоре стал известен как «учёный схоластик».
Служил апокрисиарием (поверенным в делах) Антиохийской церкви в Константинополе, потом священником антиохийской церкви.
С 565 года — Константинопольский патриарх. Во время патриаршества сделал свод гражданских постановлений, относящихся к Церкви. Из этих сборников составился Номоканон, действующий в церковном судопроизводстве.

Ему принадлежит заслуга создания «Свода Пятидесяти титулов», поделившего соборные каноны на рубрики по темам; он же участвовал и в составлении параллельного сборника имперских законов, разделенного на восемьдесят семь глав (Collectio LXXXVII capitulorum). Оба эти труда вызваны образовавшимся в Византии стремлением к объединению церкви и государства в одно целое и были составлены по инициативе императора Юстиниана.

Труды


• Номоканон (σύνταγμα) (см. подробнее).
• LXXXVII capitula.
• О Троице - это сочинение опровергал александрийский ученый Иоанн Филопон.


Святитель Захария, патриарх Иерусалимский

Также Захарией иногда называют патриарха Иерусалимского Закхея (нач. II века)

Память 21 февраля (Греч.), 31 января (Греч.), 28 октября (Греч.)

До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом Константинопольского Патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что Захария стал преемником патриарха Исихия в 7-й год правления византийского имп. Фоки (609 год).

О правлении патриарха до 614 года сведений немного. В начале 614 года, во время широкомасштабной византийско-персидской войны (602-628), охватившей всю территорию Ближнего Востока, персидская армия полководца Шахрбараза подошла к Иерусалиму. Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с патриархом Захарией вступила в переговоры с персами. Вскоре Захария заключил договор с Шахрбаразом о том, что Иерусалим сдается персам, в город вступает персидский гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако патриарху Захарии не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы Захария был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апреля 614 года Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боев захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло несколько тыс. чел. Множество жителей города, в т. ч. и патриарх Захария, были уведены персами в плен, в Персию было вывезено Животворящее Древо Креста Господня.

После 614 года документальных сведений о патриарха Захарии нет. Хронист начала IX в. Феофан Исповедник считал, что Захария был патриархом 22 года. После заключения мира между Византией и Персией в 629 году вместе с другими пленными Захария вернулся в Иерусалим и вновь занял кафедру, управлял ею до 631 года. Однако эти сведения нельзя признать достоверными. Антиох Стратиг, написавший сочинение «Пленение Иерусалима» в 630-х годах (сохр. в грузинском и арабском переводах), утверждал, что Захария умер в плену. В грузинском переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 году после возвращения Животворящего Древа Креста в Иерусалим император Ираклий назначил новым патриархом Модеста, бывш. игумена монастыря Феодосия. Те же сведения подтверждает синайский Палестино-грузинский календарь, где сказано, что архиеп. Иерусалимский Захария умер в плену у персов.

Его память значится под 31 января и под 28 октября. Издатель календаря Ж. Гаритт полагал, что первой дате соответствует день кончины, а второй, возможно, - возвращение мощей Захарии и их захоронение в Иерусалиме. В Грузинской Минее из собрания Дамбартон-Окс (Вашингтон) память святителя значится под 21 февраля, однако в этой Минее сохранились элементы византийской (константинопольской) литургической традиции. В византийских синаксарях память Захарии без сказания отмечается 21 февраля. С. Евстратиадис, сохраняя традиционную дату 21 февраля, упоминает также известный ему канонарь Иерусалимской Церкви, где память Захарии находится под 31 января и 28 октября, как и в Палестинско-грузинском календаре. Таким ообразом, 31 января и 28 октября можно считать датами памяти патриарха Захарии видимо, изначально принятыми Иерусалимской Церковью, в то время как память 21 февраля - традиция, возникшая в Константинополе. Болландисты поместили заимствованную из византийских синаксарей память Захарии в «Деяниях святых», однако его почитание на Западе не распространилось.


Преподобные Андрей и Анатолий, ученики прп. Евфимия Великого


Андрей происходил из города Митилена на острове Хиос. Вместе с Анатолием Синаитом подвизался в пределах Иерусалимской Церкви и был одним из первых учеников преподобного Евфимия Великого.



Святитель Георгий епископ Амастридский

святитель_Георгий_Амастридский


Святитель Георгий епископ Амастридский происходил из города Кромны, близ города Амастриды при Черном море. Благочестивые и знатные родители его Феодор и Мигефуса дали ему хорошее образование, духовное и светское. Святой Георгий удалился в Сирикийские горы, принял иночество и стал вести суровую подвижническую жизнь под руководством отшельника. После смерти старца святой Георгий поселился в иноческой обители в Вониссе, и там продолжал свои подвиги. После смерти епископа города Амастриды он был избран клиром и народом во епископа и рукоположен в Константинополе архиепископом Тарасием (784 - 806; память 25 февраля). Прибыв в Амастриду, святитель Георгий неустанно поучал свою паству, заботился об украшении храмов, был защитником вдов и сирот, кормителем нищих и всем являл пример Богоугодной жизни. Силой молитвы он отгнал от города Амастриды сарацин, опустошавших ее окрестности; избавил от смерти невинно осужденных в городе Трапезунте амастридских купцов. Святитель Георгий скончался мирно - 3 марта - среди своей паствы в правление императора Никифора I (802 - 811).


Мученица Ольга Семеновна Кошелева

Память 21 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родилась 2 июля 1874 года в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье.
Вышла замуж за рабочего кожевенной фабрики Андрея Кошелева и жила вместе с мужем и детьми в Москве неподалеку от храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах и в течение многих лет была прихожанкой этого храма.

27 октября 1938 года она была арестована по доносу и заключена в Таганскую тюрьму.

– Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Следствие требует от вас правдивых показаний по этому вопросу! – заявил следователь.
– Никакой контрреволюционной деятельностью я не занималась, – ответила Ольга Семеновна.
– О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили?
– Да, я это говорила; и сейчас, видя, как безвинно арестовали меня, еще раз говорю, что советская власть безвинно арестовывает духовенство и верующих. Церкви без согласия на то верующих закрываются, что является гонением на религию и духовенство.
– По какой причине вы говорили против проводимых мероприятий партии и советской власти?
– По своим религиозным убеждениям; советская власть ведет борьбу с религией, что и приводило к неоднократным высказываниям мною против мероприятий партии и советской власти.
– Следствию известно, что в личных беседах со своими знакомыми вы высказывали террористические настроения по отношению к руководителям партии и советской власти. Следствие предлагает вам дать правдивые показания по этому вопросу.
– Никогда никому никаких террористических настроений я не высказывала.


Были вызваны свидетели, в частности председатель церковного совета Успенской церкви, но они подтвердили только то, что Ольга Семеновна в присутствии прихожан говорила: "Господи, что только делается на белом свете, всюду церкви закрываются без согласия верующих, а духовенство и верующих безвинно арестовывают и высылают в отдаленные места. Это не жизнь, а одно мучение...". Однако никто из свидетелей не обвинил Ольгу Семеновну в высказывании террористических настроений, а вызывать в качестве свидетеля осведомителя следователь не захотел. Прокурор, которому из НКВД было отдано дело для получения разрешения на передачу его в суд, счел преступление доказанным, однако исключительно лишь на основании агентурных донесений секретного осведомителя; но поскольку НКВД не пожелал раскрыть его имя, прокурор распорядился направить дело для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание при НКВД.

Ольга Семеновна Кошелева скончалась 6 марта 1939 года в Таганской тюрьме и была погребена в безвестной могиле.

Причислена к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года.




Козельщанская икона Божией Матери

икона_Божьей_Матери_Козельщанская


Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741 - 1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. На сырной седмице 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения.

После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы девочки упали, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не чувствовала даже уколов. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении.Такая сильная степень болезни и неизвестность ее причины заставили возвратиться домой. В октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Здесь он обращался к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.
Родители и больная уже отчаивались в спасении. Но неожиданно предоставилась возможность обратиться к помощи заграничного профессора. Так как до его приезда в Москву оставалось продолжительное время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в деревню, взяв с своей супруги слово привезти больную дочь в Москву, когда получит извещение о приезде профессора. 21 февраля 1881 г. получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Такое известие встревожило больную: не окажется ли и он, как другие, бессильным?

Мать, решив ехать на следующий день, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала дочери: "Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь". Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: "Мама! мама! я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки". Она сорвала металлические упорки н бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери.

Немедленно приглашен был приходской священник и пред образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько исцелений. Когда семья возвратилась домой в Козельщину, вся окрестность уже знала об исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве, и многие собрались для поклонения образу. Хранить далее икону в доме не было возможности, и, с разрешения. Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не умолкало пред образом молебное пение и чтение акафистов.

В 1882 г. был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре (Киевская епархия).

Покровский Красногорский женский монастырь - Бакаевка - Золотоношский район - Украина
(Покровский Красногорский женский монастырь - Бакаевка - Золотоношский район - Украина)

Козельщанской иконе Божией Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист.

Тропарь Иконе Божией Матери Козельщанская

Веселися, земле Полтавская /
и все Отечество наше православное, /
се бо яко светозарное солнце, /
явися предчудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати, /
мир озаряющи множеством чудес Твоих, /
теми убо обретаем (яже на земли, вся благая и полезная, /
и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся. /
Сего ради вопием Ти: /
радуйся, Похвало наша приснопокланяемая, /
спаси ны, молящияся Тебе, /
единая Надеждо и Радование вечное поющих Тя.

Tags: Жития святых, Пресвятая Богородица
Subscribe

  • Не бойтесь завтрашнего дня

    Фото: Инна Сапронова Не бойтесь, люди, завтрашнего дня И будущим себя не напрягайте. Сейчас живите, мир в душе храня, И всё своей любовью…

  • Академик

    История случилась в советское время. Обычный санаторий Академии наук, заполненный сотрудниками средней руки — процедуры, прогулки, сплетни, в…

  • Ты дождись!..

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments