1-я приуготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная.
Сщмч. Харалампия, епископа Магнезийского, мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202); прп. Схоластики Нурсийской, сестры прп. Венедикта (543; Греч.).
Блгв. кн. Анны Новгородской (XI); прп. Прохора Печерского в Ближних пещерах (1107); прп. Лонгина Коряжемского, иеромонаха (1540); прав. Галины (III); дев мцц. Еннафы, Валентины и Павлы (308); свт. Трумвина, еп. Аберкорнского (705; Кельт. и Брит.); свт. Анастасия, патр. Иерусалимского (705; Греч.); прп. Иоанна (Чимчимели) Философа (XIII; Груз.); прп. Иоанникия (Аверкиева) (1882; Воронеж.); прп. Рафаила (Мокренского), архимандрита (1765; Донецк.).
Сщмч. Константина (Верецкого), иерея (+ 1918); Сщмчч. Петра Грудинского, Валериана Новицкого, пресвитеров (1930).
Собор Новгородских святителей.
Икона Божией Матери: «Огневидная».
Святые дня, молите Бога о нас!
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, мученики Порфирий и Ваптос и три жены мученицы
Священномученик Харалампий, епископ Магнезийский, мученики Порфирий и Ваптос и три жены мученицы пострадали в 202 году.
Святой Харалампий, епископ фессалийского города Магнезии (северо-восточная область Греции), успешно распространял веру во Христа Спасителя. Весть о его проповеди дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по распоряжению которого святой был схвачен и приведен на суд, где твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву идолам. Несмотря на преклонный возраст епископа (ему было уже 113 лет), его подвергли чудовищным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой при этом обращался к мучителям: "Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!"
Видя терпение старца и полное его незлобие, два воина - Порфирий и Ваптос открыто исповедали Христа, за что тотчас же были усечены мечом. Присутствовавшие при страданиях епископа Харалампия три женщины также стали прославлять Христа и немедленно были замучены.
Разгневанный Лукий сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки. Пришедший к месту казни правитель плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей уверовали во Христа. Среди них был и Лукий, который припал к ногам святого старца, прося прощения.
Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу (193 - 211), находившемуся в это время в Антиохии Писидийской (западная часть Малой Азии), и тот распорядился привести святого Харалампия к себе, что было исполнено с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде.
Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он остался невредим. Кроме того, по его молитве стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ во множестве стал исповедовать Христа Спасителя. Во Христа уверовала даже дочь императора Галина, дважды сокрушившая идолов в языческом храме. По приказу императора святителя били камнями по устам, хотели поджечь бороду, из которой вышло пламя, опалившее мучителей. Полные злобы, Септимий Север и его вельможа Крисп воздвигли хулу на Господа, глумливо призывая Его сойти на землю, похваляясь своей силой и властью. Во гневе Господь поколебал землю, великий страх напал на всех, оба же нечестивца повисли в воздухе, связанные невидимыми узами, и лишь по молитве святителя были возвращены вниз. Устрашенный император поколебался было в своем нечестии, но вскоре опять впал в заблуждение и приказал мучить святого, наконец, осудил его на усечение мечом. Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям - прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харалампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни. Дочь императора - блаженная Галина погребла тело мученика с великой честью.
Тропарь священномученика Харалампия
глас 4
Яко столп избранный Церкве Христовой/ и светильник присносветлый всея вселенныя,/ премудре показася, Харалампие,/ возсия в мире мучением,/ разруши идольское мракобесие, блаженне,/ сего ради явися предстатель Христу,/ молися спастися нам.
Ин тропарь священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 2
Молитвами твоими ко Господу/ от зол, бед, напастей свободи/ верно к тебе прибегающих/ и сетей избави вражиих,/ велий страстотерпче Харалампие.
Кондак священномученика Харалампия
глас 8
Подобствовав благодатию священства, славне,/ Церковь светло украсил еси Божественным страданием,/ еже за Христа приял еси доблественно, радуяся, Харалампие,/ честный светильниче всемирный, осияваяй концы,// яко непобедимый.
Кондак священномученика Харалампия, поемый на молебне
глас 6. Подобен: Предстательство христиан:
Яко мученик и исповедник цвет,/ двойным венцем Христос тя увенча,/ возвеличив безчисленными чудесы на земли,/ но яко благодать Господню являя нам, / верно к тебе прибегающим, / даруй мир, помозй в напастех и лютых бедах,/ святейший Харалампие.
Преподобная Схоластика Нурсийская
Сестра прп. Венедикта Нурсийского, родилась в Нурсии в 480 году. Как и ее брат, она с юных лет была предана Господу, и когда он основал монастырь в Монте-Кассино, она создала женский монастырь в близлежащем селении Пломбариола, который управлялся по тому же строгому уставу, что и мужской монастырь. Одна из первых игумений на Западе.
Отошла ко Господу в 535 году и похоронена в одной могиле с братом-близнецом, прп. Венедиктом.
Папа Григорий Двоеслов, родственник св. Схоластики, рассказывает о чуде, произошедшем по ее молитвам:
Сестра святого Венедикта, по имени Схоластика, с самого младенчества посвященная всемогущему Богу, имела обыкновение приходить к Венедикту однажды в год. Св. муж выходил к ней навстречу недалеко за врата монастыря, на усадьбе. В один день она пришла, по обыкновению, и к ней вышел с учениками достоуважаемый ее брат; целый день они провели в хвале Богу и в святых беседах, а когда стала уже наступать ночь, вместе приняли пищу. Они сидели еще за столом, и между святыми разговорами время казалось медленнее, как святая женщина, сестра Венедикта, стала упрашивать его: "Пожалуй, не оставляй меня в эту ночь; проговорим до утра о радостях небесной жизни". Он отвечал ей: "Что ты говоришь, сестра? Я никак не могу оставаться вне монастыря". А такое было ясное небо, что в воздухе не видно было ни одного облака. Благочестивая жена, услышав отказ брата, положила сложенные пальцами руки на стол и склонила на руки голову для молитвы всемогущему Богу. Когда же подняла со стола голову, засверкали молнии, загремели громы, и полился в таком обилии дождь, что ни достоуважаемый Венедикт, ни братия, бывшие с ним, не могли двинуть ноги с того места, на котором сидели. Так благочестивая жена, наклонивши голову, пролила потоки слез, которые ясное небо сделали дождливым. И не так, чтобы наводнение последовало хоть немного спустя после молитвы, нет, молитва и наводнение были так одновременны, что когда она поднимала голову со стола, гремел уже гром, и в одно и то же мгновение она и поднимала голову, и низводила дождь. Тогда св. муж, видя, что под молниями, громами и проливным дождем нельзя уже возвратиться ему в монастырь, стал со скорбию жаловаться: "Да пощадит тебя всемогущий Бог, сестра; что это ты сделала?" Та отвечала ему: "Вот я тебя просила, но ты не хотел слушать меня; попросила моего Господа — и Он услышал меня. Если только можешь, выходи и, отпустивши меня, возвратись в монастырь". Но он не мог выйти из-под кровли и, таким образом, остался на месте против воли, когда не хотел остаться по доброй воле. Итак, они провели всю ночь в бодрствовании, в святых разговорах о духовной жизни и насыщали друг друга взаимными беседами.
(Прпп. Венедикт и Схоластика Нурсийские)
На следующий день святые брат и сестра расстались и разошлись по своим обителям. Ещё через три дня Венедикт, стоя у окна кельи, увидел, как душа Схоластики отлетела на небо в виде голубки. Возблагодарив Бога, преподобный отправил монахов за её телом, которое было положено в приготовленную для них обоих могилу, чтобы и в смерти брат и сестра были едины, как едины были их души при жизни.
Считалось, что в VII веке мощи преподобных Венедикта и Схоластики были перенесены во франццузский город Ле-Ман, а в 873 году в селение Жювиньи-сюр-Луазон. Однако в ходе реставрационных работ, проводившихся в монастыре Монтекассино после его разрушения во время Второй мировой войны, было обнаружено сохранившееся двойное захоронение свв. Бенедикта и Схоластики.
Святые девы-мученицы Еннафа, Валентина и Павла
Святые девы-мученицы Еннафа, Валентина и Павла пострадали в 308 году при императоре Максимиане II Галерии (305 - 311). Святая Еннафа происходила из города Газы (на юге Палестины), святая Валентина была родом из Кесарии Палестинской, а святая Павла - из окрестностей Кесарии.
Первой на суд к правителю Фирмилиану была доставлена святая Еннафа, мужественно объявившая себя христианкой. Ее били, а потом привесили к столбу и начали строгать тело.
Святая Валентина, обвиненная в непочитании богов, была приведена в языческий храм для принесения жертвы, но смело бросила камень на жертвенник и обратилась спиной к пылавшему на нем огню. Ее нещадно били и приговорили вместе со святой Еннафой к усечению мечом.
После всех была приведена святая Павла, которую подвергли многим мукам, она же переносила их, при помощи Божией, с великим терпением и мужеством. Перед смертью Павла возблагодарила Господа, укреплявшего ее в подвиге, и, поклонившись присутствовавшим христианам, преклонила свою главу под меч.
Преподобный Прохор Печерский, Лебедник
Жил этот Божий угодник в княжение Святополка, который весьма притеснял киевлян. Господь попустил тогда половцам напасть на русскую землю. На Руси настал голод и оскудение. В это время (XI в.) к игумену Печерскому Иоанну пришел из Смоленска мирянин, возжелавший принять иночество. Желание его был исполнено, и он был наречен Прохором. Впоследствии его назвали «лебедником», так как он всегда вместо хлеба питался лебедой. Не пил он ничего, кроме воды, не вкушал даже овощей. Но Господь претворял для него горечь хлеба, приготовленного из лебеды, в приятное услаждение, и святой угодник Божий проводил свою жизнь не в печали, а в великой радости, непрестанно славословя Господа.
И вот в то время, когда на Руси настал великий голод, Господь, желая прославить Своего угодника и подать людям спасение от бедствия, послал в этот год особенный урожай лебеды. Св. Прохор удвоил свои труды по собиранию лебеды, стал приготовлять из нее хлеб в большом количестве и раздавать его нуждающимся. Хлеб этот оказался очень вкусным. Многим он казался вкуснее даже пшеничного хлеба. Но таким хлеб оказывался только тогда, когда брали его по благословению Прохора; в противном случае он оказывался черним и горьким.
Св. Прохор оказывал благодеяние не только голодающим. Когда одно время на Руси не стало соли, то Прохор, по милости Божией, и теперь помог нуждающимся. Он собрал со всех келий золу и стал даром раздавать ее — она оказалась чистой солью. Но враг рода человеческого, диавол, вложил зависть к преподобному Прохору в сердца продавцов соли; они обратились с жалобой на преподобного к великому князю Святополку, говоря, что этот монах подрывает их благосостояние. Святополк успокоил их и обещал «обобрать монаха» в их и свою пользу. По его приказу, у св. Прохора была отнята вся соль. Но когда ее привезли к князю, то она оказалась чистой золой. Народ, видя это, прославил Бога, дивного в чудесах Своих, и вооружился против князя. Последний испугался и поспешил примириться с преподобным Прохором, испросив у него прощение. Зола, выброшенная им, через три дня снова обратилась в соль.
После этого Святополк подпал под благодетельное влияние преподобного Прохора. Он дал святому слово никому не делать насилия и затем заключил с ним такое условие: «Если я умру раньше тебя, то ты похорони меня своими руками, дабы я видел твое незлобие. Если же ты преставишься раньше меня, то я сам положу тебя в гроб и снесу тебя на своих плечах в пещеру, дабы Господь простил мой грех пред тобою». Вскоре после этого святой заболел; Святополк же в это время был в походе на половцев. Преподобный послал сказать ему, чтобы он поспешил к нему исполнить свое обещание, иначе его поход будет неудачен. Святополк поспешил на зов св. Прохора. Получив от святого наставление в вере, благословение и прощение, Святополк сам перенес потом его гроб в пещеру и похоронил его там. Затем он вернулся к войску; поход был весьма удачный. Половцы были разбиты на голову и в ужасе бежали с поля сражения.
С тех пор Святополк, куда бы ни отправлялся, на войну или на охоту, всегда заходил за благословением в Печерский монастырь, благоговейно поклонялся чудотворной Печерской иконе Божией Матери и пред гробницами Печерских угодников и только тогда предпринимал задуманное дело. Счастливо после сего шло княжение Святополка, который сам был свидетелем чудес угодника Божия Прохора.
Преставился преподобный Прохор 10 февраля 1107 года и был погребен в Ближних пещерах.
Тропарь преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах
глас 4
Преподобне и чудотворче, отче Прохоре,/ препитавый во гладе алчущия хлебом от былия и солию от пепела,/ напитай и нас пищею духовною,/ моля Христа Бога/ о душах наших.
Кондак преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Велиим воздержанием удручая плоть свою, святе,/ лишився пищи человеческия,/ зелием и травою вместо хлеба, пепелом же, аки солию, питался еси,/ чудодейственне Прохоре./ Еже видя, Господь преложи зелие во хлеб и пепел в соль,/ имиже ты множество гладных препитал еси,/ тем тя чтем и ублажаем.
Преподобный Лонгин Коряжемский
Память 10 февраля, 16 октября и в Соборе Вологодских святых.
Первоначально подвизался в обители преподобного Павла Обнорского. Придя в эту обитель в молодых летах, он прошел здесь длинный ряд разных монастырских послушаний, дожил до старческих седин и приобрел большой опыт иноческой жизни. Все стали относиться к нему с особенным уважением, но преподобный Лонгин, тяготившийся многолюдством общежития и возрастающим почетом, пожелал удалиться в пустыню. Получив благословение настоятеля, он вместе со своим духовным братом Симоном, иноком Корнилиевского монастыря, отправился на поиски уединенного места. Спустившись по воде от Вологды до Устюга, странники дошли до Сольвычегодска и на некоторое время остановились в местном Борисоглебском монастыре.
Далее их путь лежал по левому берегу реки Вычегды. Дойдя до устья реки Коряжемки, они остановились в глухом лесу в 15 верстах от города. Помолившись Богу, оба друга начали рубить лес и расчищать место, на котором общими силами построили келлию и часовню. Когда тяжелые работы были окончены, преподобный Симон удалился на берег реки Сойги и основал там свой скит. Преподобный Лонгин остался один и всецело предался богомыслию, дни и ночи проводя в непрестанных молитвах и псалмопении. Когда весть о преподобном разнеслась по окрестным селениям, к нему стали приходить те, кто искал спасения в уединении и безмолвии. Святой предупреждал их о трудностях пустынножительства, говорил о своем желании жить в одиночестве, но люди не переставали приходить и селиться в тех местах. Сначала собравшиеся жили как отшельники, но потом, когда по общему желанию преподобный Лонгин был выбран настоятелем, он дал им общежительный устав. Была построена новая церковь в честь святителя Николая, а также трапезная и другие необходимые для общежития службы. Таким образом в 1535 году возникла Коряжемская обитель, в которой преподобный был игуменом.
Приняв начальство над братией, преподобный Лонгин превзошел всех подвижническими трудами. Несмотря на преклонные годы, он всегда первый выходил на монастырские послушания и более других работал для своей пустынной обители. Близ церкви он сам выкопал колодец.
Скончался 10 февраля 1540 года. Он пожелал, чтобы тело его было погребено у подножия церковной лестницы, чтобы приходящие в церковь попирали его прах. Братия не посмела ослушаться завещания старца.
В 1557 году, когда тяжело заболел устюжский воевода князь Владимир, ему во сне явился старец и сказал, где лежит и куда следует перенести тело основателя Коряжемского монастыря. Никогда не бывавший прежде в том монастыре, князь Владимир поехал туда, и по словам явившегося ему во сне старца безошибочно нашел место погребения преподобного Лонгина. Тело святого было перенесено к северной стороне церкви, после чего устюжский воевода выздоровел. Много других исцелений было совершено преподобным Лонгином.
В XVII веке Вятский епископ Александр составил службу святому. В 1665 году при перестройке церкви гроб преподобного Лонгина оказался внутри ее. Над ним была устроена гробница, украшенная позолоченной резьбой, покрытая пеленою с вышитым на ней изображением святого и сказанием о перенесении его мощей.
В 1864 году монастырь был упразднен и причислен к Сольвычегодскому Введенскому монастырю.
В 1896 году монастырь был восстановлен. В 1887 году был обновлен Благовещенский собор, в нем покоились под спудом мощи пр. Лонгина. Над бронзовой гробницей его находится принадлежавшая ему икона креста Господня; здесь же хранились его холщевая фелонь и власяница. В Спасском храме находилась чтимая икона святого Николая чудотворца.
В 1918 году монастырь был закрыт, несмотря на попытки его насельников сохранить обитель хотя бы под видом «трудовой коммуны». Часть братии подверглась высылке, а часть сумела остаться в стенах закрытого монастыря под видом рабочих и служащих. Последний настоятель монастыря прмч. Павел (Моисеев) был расстрелян 30 сентября 1918 года.
(Коряжемский Николаевский монастырь в начале 90-х годов - начало восстановления после разрения монастыря)
Монастырские земли передали колхозам, братский корпус использовался под склад, на втором этаже размещались кабинеты служащих. В 1933 году были разрушены Благовещенский собор с колокольней.
В 1970 году здание забросили, сломали купол. Раньше возле монастыря была кедровая роща и колодец, выкопанный Лонгином. После закрытия монастыря они были уничтожены. Бесследно пропали и мощи святого Лонгина.
В 1988 году монастырь был передан Церкви, сюда были возвращены власяница и вериги основателя монастыря, здания отреставрировали, территорию монастыря обнесли новой оградой.
(Коряжемский Никольский монастырь в наши дни)
14 сентября 1990 года был освящен храм прп. Лонгина епископом Архангельским Пантелеимоном.
Тропарь преподобного Лонгина Коряжемского
глас 1
От мятежа мирскаго удалився,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобне отче Лонгине,/ и ныне чисте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.
Кондак преподобного Лонгина Коряжемского
глас 8
По словеси Учителя Христа,/ крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне исцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.
Священномученик иерей Петр
(Грудинский Петр Феофилович, +1930)
Священномученик Петр родился в 1877 году в городе Глуске Минской губернии в семье крестьянина Феофила Грудинского. Петр Феофилович получил образование в городском училище и затем работал в волостном правлении и в страховом ведомстве. В 1905 году Петр Феофилович на губернском собрании был избран депутатом от крестьян во 2-ю Государственную Думу.
В 1921 году, в то время когда уже начались гонения на Православную Церковь, Петр Феофилович был рукоположен во священника ко храму святителя Николая чудотворца в селе Тимковичи Копыльского района Минской области. Здесь он прослужил до своего ареста, снискав уважение и любовь прихожан.
(Церковь Николая Чудотворца в поселке Тимковичи, Белорусь, фото 1917 года. В годы лихолетия храм был полностью разрушен)
13 января 1930 года ОГПУ арестовало отца Петра и он был заключен в тюрьму в городе Слуцке. Его обвиняли в том, что он «имел связь с бывшими чиновниками и через них проводил антисоветскую агитацию». В то время, когда священник был под арестом, безбожники-активисты в Тимковичах провели собрание, на котором постановили: «Ликвидировать наравне со всеми кулаками и попа Грудинского за его антисоветскую деятельность».
(Новая церковь Николая Чудотворца в поселке Тимковичи, Белорусь - начало строительства 1999 год)
Супруга священника писала ему в тюрьму: «Прошу тебя... если ты жалеешь меня, откажись от своих ничего никому не дающих убеждений. Я тебя неоднократно просила об этом и раньше. За эти восемь лет, вспомни, сколько, чуть ли не ежедневно, было скандалов между нами на почве религии! Для тебя я кривила душой, надевала маску в силу привязанности к тебе. Теперь же нет уже сил, я устала терпеть из-за того, во что не верю. И я в последний раз спрашиваю тебя: кого ты предпочитаешь – меня ли, существующую, – своей, как ты говоришь, идее?! Если согласишься со мной, я поеду с тобой хоть на край света, не боясь нужды. Но при мысли продолжать быть попадьей я вся содрогаюсь – не могу. Ответь мне, как быть?»
«Дорогая Ирочка, – писал из тюрьмы отец Петр в ответ на это письмо, – твое письмо ошарашило меня более ареста, и только сознание, что оно продиктовано горем и нуждою, несколько успокоило меня. Вот уже скоро двадцать четыре года, как мы живем вместе, и ты, родная, имела возможность убедиться, что я всегда старался быть честным и справедливым, что я никогда на сделки со своей совестью не шел. Ты хорошо знаешь, что я врагом советской власти никогда не был... и преступником себя ни в какой мере не считаю. Посему особенно беспокоиться нечего. Если же судьбе угодно послать мне испытание, то покориться ему так или иначе нужно. Я никогда не стеснял своей совести, – зачем же ты, пользуясь тяжелыми обстоятельствами, толкаешь меня на бесчестный поступок, зная мою религиозность, не напускную, а внутреннюю?! Отречься от веры во Христа, Который составляет смысл всей моей жизни, от Которого я видел столько благодеяний, и оставить Его в то время, когда я приближаюсь к могиле?! Я не могу, и не сделаю этого даже ради тебя, которую всегда любил и люблю.
Дорогая моя, возьми себя в руки и не давай ходу черным мыслям... Пришли мне гребень, он в теплом подряснике. Сам я здоров, чувствую себя хорошо и только часто думаю про тебя, что тебе так трудно. Крепко обнимаю тебя, целую и молюсь, чтобы Господь подкрепил тебя, сохранил от зла».
23 февраля 1930 года священник Петр Грудинский был приговорен к расстрелу и вскоре расстрелян.
В 1999 году канонизирован Святым Синодом Белорусской Православной Церкви, а в 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Священномученик Константин Верецкий, священник
Память 10 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 21 мая 1874 года в селе Петровском Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье священника Александра Верецкого. Вскоре после рождения мама повезла Константина в Таганрог, где в то время жил праведный Павел. Праведник благословил будущего священника в младенческом возрасте. Семья была многодетной. Отец воспитывал сыновей Александра, Иоанна и Константина в воздержании и молитве, в любви к Богу и ближнему.
В 1898 году окончил курс в Екатеринославской духовной семинарии по II разряду и был назначен законоучителем церковноприходских школ Екатеринославской епархии.
В 1900 году стал заведующим железнодорожным училищем при станции Ясиноватая Екатеринославской железной дороги, одновременно преподавая там Закон Божий. В 1907 году назначен преподавателем гимназии Фовицкого. Впоследствии он преподавал Закон Божий в нескольких учебных заведениях г. Одессы.
О.Константин часто приезжал в Ростов, где служили его дяди и братья. Впервые он увидел Евлампию Ивановну Орлову (+ 22 сентября 1953) в Николаевской церкви на венчании её старшего брата Виктора. Ей было тогда 22 года, а ему 23 года. Её отец, Иван Николаевич Орлов, был бухгалтером Донского речного комитета, имел несколько домов в центре Ростова и считался состоятельным человеком; её братья состояли членами Ростовских благотворительных общин. Евлампия Ивановна была богатой невестой. Согласно семейному преданию, о.Константин хотел посвятить свою жизнь Богу, живя в чистоте и воздержании, и Евлампия Ивановна также решила не выходить замуж. Но Богу было угодно призвать о.Константина на пастырское служение.
26 августа 1911 года обвенчался с Евлампией Орловой в храме Казанской иконы Божией Матери г. Ростова-на-Дону.
21 ноября 1911 года рукоположен во диакона, а 28 ноября - во иерея и определен к Свято-Троицкой церкви села Ейское укрепление. Одновременно был назначен законоучителем Ейского народного училища.
Между тем родители Евлампии переживали разлуку со своей любимой дочерью, и то, что она живет в глухой провинции. В приданное Евлампия Ивановна получила родительский дом на Пушкинской, 33. Иван Николаевич использовал все свое влияние, чтобы молодые жили в нем. По делам благотворительности Орлов хорошо знал епископа Симеона, и сумел добиться перевода отца Константина в Ростов, третьим священником в кладбищенский храм Всех Святых г. Ростова-на-Дону, куда он и был переведен 18 июня 1913 года.
Прихожане церкви Всех Святых были состоятельными людьми. К приходу относилось 500 дворов, 3887 прихожан. Проповеди отца Константина стали привлекать больше людей, иногда просторная церковь едва могла вместить желающих принять участие в богослужении. Настоятель храма отец Иоанн Жежеленко сначала чувствовал некоторую ревность к новому священнику, но отец Константин обладал таким тактом и любовью к людям, что настоятель постепенно с ним смирился.
За короткое время отец Константин сумел создать при храме настоящую православную общину. Всехсвятская церковь располагала незаурядной библиотекой. Отец Константин сам любил читать, и приучал к этому прихожан.
При церкви было организовано Православное братство, оказывающее помощь нуждающимся. К о.Константину люди в любое время могли прийти со своим горем и радостью, и никто не уходил от него без утешения, практического совета или помощи.
Когда умер брат о. Константина, иерей Иоанн Верецкий, он оставил семью с малолетними детьми на попечение о. Константина. Дети очень любили отца Константина, его слово было для них законом. Семья Верецких поселилась на Шестой улице, недалеко от Всехсвятского храма, купив дом, ныне Варфоломеева №182. По воспоминаниям внучатой племянницы, дом был большой, с внутренним двориком, увитом диким виноградом и розами, и мог вместить всю большую семью: и семью покойного о.Иоанна с четырьмя дочерьми, вдовой, её престарелым отцом и двумя тётушками и семью самого о. Константина. Помимо четырёх приёмных детей о. Константин воспитывал и родную дочь Елену, которая родилась 1 марта 1914 года.
Когда началась Первая Мировая война, священник Верецкий сразу начал говорить на проповедях, что на Россию ниспослано огромное и тяжкое испытание. Прихожане собирали помощь для нужд Русской армии, навещали раненых, которые лечились в ростовских госпиталях.
Когда в Петрограде произошел большевистский переворот, Константин Верецкий в своих проповедях назвал его наказанием для всего православного народа. Отец Константин говорил, что большевики разрушат не только церковь. Они раздавят и разграбят кладбище, дети на разрушенных могилах будут играть черепами, а мрамором с надгробий начнут украшать театры и памятники революционерам.
Когда на Дону началась гражданская война, о.Константин бесстрашно обличал в храме «новый порядок», предсказывал, к чему это может привести. Женщины в его доме, боясь за него, за детей, умоляли не так пылко и бесстрашно читать проповеди. Но отец Константин учил домашних, что Воля Божья для него превыше всего, что он может смириться со всем, только не с попранием веры и изменой царю.
9 февраля 1918 года белые офицеры-добровольцы оставили город без боя, начав отчаянный "ледяной поход" на Кубань. В Ростов вошла "социалистическая армия" Рудольфа Сиверса.
Священник Константин Верецкий был расстрелян 23 февраля 1918 года. Расстрельный приговор был заочно утвержден комиссаром Буденновской армии Антоновым.
По жизнеописанию на сайте Всехсвятского храма, в субботу 10 февраля отец Константин как обычно собрался идти в церковь. Евлампия Ивановна просила мужа, чтоб он оставался дома, ведь их маленькая дочь все время плакала. Но Константин Верецкий сказал, что накануне он обещал отслужить требы своим прихожанам и не может их подвести. Красные отряды заходили в город с запада, со стороны реки Темерник. Одной из первых ростовских церквей на их пути был храм Всех Святых. Когда в храм ввалились пьяные матросы и красногвардейцы, Константин Верецкий находился в алтаре. Он успел причаститься и молча вышел к незваным гостям. Его силой выволокли из церкви, подвели к церковной ограде. В последний момент священник сумел отстраниться и встал напротив своих убийц. Он спокойно смотрел на них, по-прежнему не говоря ни слова. Эта спокойная уверенность смутила убийц, на некоторое время они застыли в нерешительности. Потом кто-то выстрелил из револьвера. А затем все стали палить из винтовок в упавшего священника. Женщины, которые были в тот момент в церкви, побежали в дом Верецких и рассказали домашним о случившемся. Младшие племянницы (8 и 12 лет) побежали быстрее всех и припали к телу, когда оно было еще теплое. Младшая девочка особенно любила Верецкого, считала его своим родным отцом, ее с трудом от него оторвали. После этого она помутилась рассудком. Бог дал ей долгую жизнь, и старожилы Нового поселения помнят блаженную, которая ходила по улицам, и подолгу сидела недалеко о того места, где когда-то стоял храм, и погиб священник Константин Верецкий.
По БД ПСТГУ, священник был взят из своей квартиры, прямо от обеденного стола. О.Константин был отвезен на окраину Нового поселения, где сваливались нечистоты, и там расстрелян. Сопровождавшая подводу группа женщин выражала одобрение расстрелу, кричали: "Так ему и надо!.." Тело было отправлено в больницу и затем выдано церковному совету.
Похоронили священника возле Всехсвятского храма. Уже в мае 1918 года было принято решение построить на месте его мученической гибели памятник-часовню. Кладбище, на котором похоронили отца Константина, закрыли перед самой войной, а сама церковь была взорвана в 1966 году. После разрушения храма началось варварское разрушение кладбища. Могилы сравнивали с землёй бульдозерами.
Однако память об убиенном священнике сохранилась в народе. Во Всехсвятском храме ежегодно в день гибели отца Константина совершались поминальные богослужения и памятные мероприятия, посвященные его жизни и мученической кончине.
Священник Константин Верецкий был причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года.