Священномученик Никита (Делекторский), епископ
(Священномученик Никита (Делекторский), епископ, Таганская тюрьма 1937)
Священномученик Никита (в миру Федор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году Федор Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде.
В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова. 3 августа 1898 года Федор Петрович был рукоположен в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля.
С 1901 по 1907 год отец Феодор состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском духовном училище. С 1903 по 1907 год он нес послушание законоучителя церковной школы Николаевского женского монастыря и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля. В 1907 году от него ушла жена, и, по-видимому, обстоятельства сложились таким образом, что семью невозможно было восстановить, но детей у них не было, не было и необходимости заботиться ему о семье. 22 августа 1909 года отец Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии. 16 октября 1910 года он был утвержден в звании студента.
В 1915 году отец Феодор окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов.
С 1 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года отец Феодор был помощником секретаря Совета и правления Московской Духовной академии. 17 июля 1916 года он был награжден камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени. 27 декабря 1916 года священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище. В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением, которое возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский), награжден золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми.
В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде церковное благословение с нею как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии».
В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей.
(Христорождественский собор, г. Александров)
7 мая 1924 года Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод постановили открыть в Самарской епархии викарную кафедру в городе Бугульме. 9 мая в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел его в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.
По прибытии епископа Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время гражданской войны. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ был освобожден. В 1925 году власти снова арестовали епископа и обвинили его в том, что он совершал богослужение без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев. Кроме того, преосвященный Никита был обвинен в том, что за богослужением поминал Святейшего Патриарха Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе владыка был освобожден.
В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. В 1927 году он был уволен по его прошению за штат. Жить, однако, он остался в Орехово-Зуеве. Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем.
В 1934 году владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что это ушедший за штат епископ Орехово-Зуевский, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту.
Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Среди некоторых людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали епископу, что сам его вид располагает к пожертвованиям. Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с... жизнью, полной обмана, предательства и пошлости... Да не подумайте вы, что мое ремесло — попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим — дано Богу, Который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».
Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите.
13 октября, когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его. Он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток.
— Вы имеете определенное место жительства и место службы? — спросил следователь.
— Определенного места жительства и места службы я не имею, — ответил епископ.
— По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?
— Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.
— В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?
— Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.
Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.
19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что знает епископа с 1936 года, что епископ имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы владыка говорил ему: обязанность каждого истинного пастыря — это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты. В заключение лжесвидетель сказал, что епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.
17 ноября Тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита (Делекторский) был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь
глас 4
Послан бысть во град Орехово-Зуево/ для утверждения православия,/ прославился еси молитвою и благочестием,/ уподобился еси юродством блаженной Ксении,/ венчался еси венцем мученическим,/ святителю отче Никито,/ моли Христа Бога/ даровати граду нашему мир/ и душам нашим велию милость.
Кондак
глас 3
На престоле Ореховстем архиерей первый был еси,/ добродетельми многими украшен,/ в лике новомучеников радуешися,/ блажение отче Никито,/ пастырю наш предивный.
Священномученик Василий Крылов, пресвитер
(Священномученик Василий Крылов, пресвитер Москва, тюрьма НКВД 1937)
Память 18 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых.
Родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика.
Окончил сельскую школу, и в 1917 году поступил в Дмитровское духовное училище. Но уже в 1918 году училище было закрыто пришедшими к власти безбожниками. Поскольку Василий был сыном псаломщика, то ни в какие другие учебные заведения его не приняли. В это время стал тяжело болеть его отец, и Василий некоторое время прислуживал в храме, помогая отцу. В 1923 году отец скончался, и викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Василевский) направил Василия псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Марково Бронницкого уезда.
22 октября 1926 года рукоположен во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района епископом Орехово-Зуевским Никитой, и вскоре он был переведен в Богоявленскую церковь, что в Елохове, в Москве.
В 1929 году был определен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района.
19 февраля 1931 года рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождествено на Истре Солнечногорского района архиепископом Звенигородским, викарием Московской епархии, Филиппом (Гумилевским).
4 июня 1931 года отец Василий, как лишенный избирательных прав за его служение в церкви и как человек по возрасту годный для тяжелых общественных работ, был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение.
29 июня 1934 года он вернулся и был направлен священноначалием служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области.
(Церковь Троицы Живоначальной - Рязанцы - Щелковский район - Московская область)
16 августа 1937 года был арестован одним из первых в Щелковском районе, был обвинен в в «контрреволюционной деятельности» и «антисоветской агитации».
– В предъявленном обвинении виновным себя признаете? – спросил его следователь.
– В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Никогда нигде контрреволюционной деятельностью не занимался.
– Я зачитаю вам ряд выдержек из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной деятельности.
И следователь, зачитав показания лжесвидетелей, снова спросил:
– Признаете ли себя виновным и подтверждаете ли показания свидетелей?
– Зачитанные мне выдержки из показаний свидетелей я не подтверждаю, категорически отрицаю и виновным себя не признаю, так как никогда нигде антисоветских провокационных разговоров и настроений я не высказывал, – ответил отец Василий.
23 сентября следователь перед окончанием следствия снова допросил священника.
– Что вы можете показать дополнительно по своему делу? – спросил он.
– Дополнить ничего не могу, все показания обо мне свидетелей считаю ложью.
– Какие у вас будут ходатайства по делу?
– Никаких ходатайств по делу у меня не имеется.
На этом следствие было закончено, и отец Василий был отправлен в одну из московских тюрем, где уже другой следователь 8 октября 1937 года снова допросил его, интересуясь более фактами его биографии как священника и давно ли он служит в церкви. Выяснив это, следователь спросил:
– Какую вы вели агитацию против существующего строя?
– Никакой, – ответил отец Василий.
– В предъявленном вам обвинении признаете себя виновным?
– Виновным себя не признаю.
13 октября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Скончался 31 мая 1942 года в одном из лагпунктов Севжелдорлага, располагавшегося тогда в Коми области.
Включен в Собор новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 г.
Преподобномученик Гавриил (Гур), иеромонах
Родился 24 апреля 1898 года в деревне Огородники Царевской волости Слуцкого уезда Минской губернии в семье крестьянина. Образование получил в церковноприходском училище в городе Гжатске Смоленской губернии. После смерти отца в 1918 году он поступил послушником в Николаевский монастырь Челябинской епархии, где подвизался до закрытия обители в 1922 году, после чего отправился на Афон, где пробыл до 1925 года.
22 января 1925 года он был пострижен в монашество в Николаевском кафедральном соборе в городе Баку с именем Гавриил, а 6 ноября того же года рукоположен во иеродиакона епископом Прикаспийским и Бакинским Арсением к кафедральному собору. С 4 марта 1929 года иеродиакон Гавриил стал служить в Благовещенской церкви в Павловой Слободе Воскресенского района Московской области. В октябре 1929 года в Дорогомиловском кафедральном соборе Москвы он был рукоположен во иеромонаха епископом Орехово-Зуевским Питиримом к Успенской церкви села Левкиево Шаховского района Московской области. Сразу же, по приезде в село, отец Гавриил наладил благоговейное богослужение. Он крестил родившихся младенцев, зачастую не спрашивая, имеют ли родители на руках документы об их рождении. 31 декабря 1929 года состоялось заседание сельсовета, на котором обсуждалась деятельность священника. Был поставлен вопрос о запрещении ему хождения по селу с молебнами.
8 января отец Гавриил был арестован за якобы контрреволюционную пропаганду в проповедях. Во время следствия он содержался в Бутырской тюрьме. 13 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеромонаха Гавриила к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Печерские лагеря. Вернувшись из заключения в 1933 году, он был направлен служить в Вознесенскую церковь в селе Рахманово Пушкинского района, а затем переведен в Никольский храм в Савинской Слободе Звенигородского района, где ему пришлось прослужить всего один месяц, так как советские власти отказались его прописывать.
Отец Гавриил уехал в Клинский район и служил в Троицкой церкви села Бирева, Одигитриевской - села Воронина и Николаевской - села Голенищева. Все переводы были связаны с опасением нового ареста. 10 июня 1936 года иеромонах Гавриил оставил службу в храме и устроился работать электромонтером на Клинский стекольный завод, здесь он проработал до 3 февраля 1937 года, а по уходе с завода был направлен священноначалием в Знаменский храм в село Лисинцево Наро-Фоминского района. 22 июня 1937 года был переведен в храм святых апостолов Петра и Павла в селе Лыткарино Ухтомского района; здесь ему пришлось прослужить совсем недолго ввиду надвинувшихся грозных гонений. Иеромонах Гавриил был арестован 29 сентября 1937 года и допрашивался в течение месяца.
— Ваше отношение к советской власти? — спросил его следователь.
— Мое отношение к советской власти лояльное.
— В каких же целях вы распространяли ложные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство?
— Нет, таких слухов я не распускал.
— Следствию известно, что вы распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся голоде в колхозах. Вы это подтверждаете?
— Это я отрицаю.
— Вы продолжаете давать ложные показания, за антиколхозную агитацию вы задерживались милицией. Следствие предлагает дать правдивые показания.
— Что мог, все дал, больше дать не могу.
Был вызван лжесвидетель, который показал, что был у священника дома три раза и может засвидетельствовать, что иеромонах Гавриил «человек, антисоветски настроенный», что относительно новой конституции он говорил: «Эта новая конституция сейчас нам никакой пользы не приносит, она написана только на бумаге для обмана народа. Новая конституция, а расстрелов стало больше, ждать хорошего от этой новой конституции нам не приходится, — наоборот, на нас стало больше гонения».
13 ноября 1937 года следствие было закончено. 17 ноября тройка НКВД по Московской области приговорила отца Гавриила к расстрелу за "контрреволюционную фашистскую агитацию и распространение слухов о голоде". После приговора он был перевезен в Бутырскую тюрьму в Москве. 19 ноября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 12 марта 2002 года.
Преподобномученик Гавриил (Владимиров), иеромонах
Владимиров Григорий Петрович родился 14 января 1873 в деревне Котляровка Опочецкого уезда Псковской губернии в крестьянской семье. Окончив сельскую школу, отправился на Афон, где подвизался в монастыре до 1914 г. и был пострижен в монашество с именем Гавриил. Рукоположенный во иеромонаха, служил полковым священником 438-го Охтинского полка, квартировавшего в конце первой мировой войны в Новгороде. В 1918 г. полк был расформирован и отец Гавриил поступил на службу в Новгородский военкомат. В 1920 г. арестован по обвинению в незаконной выдаче пропуска для проезда в Петроград, но судом оправдан. С 1920 г. работал лектором в губ. отделе народного хозяйства, читал лекции по сельскому хозяйству. В 1923 г. духовных лиц стали с таких работ увольнять. Предложение снять с себя сан иеромонах категорически отверг. Был причислен к Сковородскому во имя арх. Михаила мужскому монастырю Новгородской епархии, находившемуся в 4 верстах от Новгорода, служил на разных приходах.
В 1924 г. отец Гавриил опять арестован за нелегальный вход на пограничную полосу и выслан на жительство в Новгород. После опубликования «Декларации» 1927 г. митрополита Сергия Страгородского, присоединился к противникам его церковной политики, которых возглавляли митр. Иосиф (Петровых) и Гдовский епископ Димитрий (Любимов). С 1928 г. иеромонах Гавриил тайно служил на кладбищах, в домах и квартирах верующих. В 1929 г. в Псковской обл. обходил деревни, предлагая подписать заявление властям на открытие молитвенного дома, одновременно служил молебны и совершал требы. 6 дек. 1929 г. арестован в Новгороде по делу «Ленинградского филиала Истино-правосл. Церкви», обвинен в «срывах всех культурных начинаний, развале колхозов, массовом выходе из кооперации, запрещении родителями детям посещать школу». 8 дек. перевезен в тюрьму в Ленинграде.
3 авг. 1930 г. коллегией ОГПУ отец Гавриил приговорен к 10 годам заключения в Соловецких и Карело-Мурманских лагерях ОГПУ (срок был сокращен на 4 года по инвалидности); 24 сент. доставлен этапом в Кемское лагерное отделение Соловецкого ИТЛ. С 24 сент. 1930 до осени 1932 г. находился в заключении в Соловецком лагере, затем был сослан в Казахстан.
9 сент. 1937 г. арестован вместе с группой духовенства и мирян и заключен в тюрьму в г. Чимкенте. Обвинен в участии в «контрреволюционной организации церковников, возглавлявшейся митрополитами Кириллом (Смирновым), Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым)», виновным себя не признал. Расстрелян по постановлению Особой тройки УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 19 нояб. 1937 г., погребен в безвестной общей могиле в окрестностях Чимкента.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.
Священномученик Арсений Троицкий, пресвитер
(Протоиерей Арсений Троицкий. Москва, Таганская тюрьма, 1937 год)
Память 6 ноября, в Соборах Московских и Шатурских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 28 октября 1880 года в деревне Гридино Тверского уезда Тверской губернии в семье священника.
В 1903 году окончил Тверскую духовную семинарию. Во время обучения в семинарии нес послушание учителя певчих архиерейского хора, часто приглашался проповедником на архиерейские богослужения, служил псаломщиком в Успенской единоверческой церкви в Твери.
В том же 1903 году женился на Татьяне Плетневой, дочери протоиерея Павла Плетнева, служившего в храме Ильи Пророка в селе Селихово Корчевского уезда Тверской губернии.
17 октября 1903 г. рукоположен во священника к церкви во имя Илии Пророка в с. Селихове Корчевского уезда.
Сразу же вступил в благотворительное общество во имя великомученицы Варвары, оказывавшего помощь бедным воспитанницам Тверского епархиального училища, и стал его щедрым жертвователем.
В 1908 г. учредил при храме в Селихове церковноприходской совет из 12 человек. За полгода деятельности совета при содействии Корчевского земства была открыта библиотека-читальня, собраны средства на устройство богадельни при храме, собирались деньги, раздававшиеся нуждающимся. С начала первой мировой войны батюшка вместе с прихожанами помогал больным и раненым воинам.
17 февраля 1917 г. назначен помощником благочинного первого округа Корчевского уезда, возведен в сан протоиерея.
В послереволюционное время организовал многочисленные паломничества к православным святыням. 24-26 июля 1921 г. возглавил паломничество в Пешношский Мефодиев монастырь; по окончании паломничества его участники образовали союз ревнителей христианского благочестия под небесным покровительством прп. Мефодия Пешношского, отец Арсений составил устав союза. В летнее время его члены принимали активное участие в крестных ходах, устраиваемых различными приходами, а в зимнее - в устройстве бесед на религиозные темы.
Для противодействия обновленчеству по инициативе о. Арсения 26 января 1923 г. состоялось собрание духовенства и мирян Кимрского уезда, единогласно принявшее резолюцию, в которой пропаганда реформаторских идей «Живой церкви» признавалась «делом совершенно... недопустимым, весьма вредным для внутреннего благосостояния православной Церкви».
1 мая 1923 года прот. Арсений был арестован по обвинению в "нелегальном противосоветском действии", проходил по групповому "делу участников собрания духовенства и мирян Кимрского уезда, 1923 г." Во время следствия содержался сначала в Тверской тюрьме, потом был переведен в Москву. 16 мая приговорен к трем годам заключения, которое отбывал в Соловецком лагере особого назначения.
Освободившись в 1926 г., он вернулся к служению в Селихове.
15 августа 1930 г. снова был арестован и обвинен в том, что в своих проповедях касался политики советской власти, занимался контрреволюционной деятельностью и антисоветской агитацией; виновным себя не признал.
3 сентября следствие было закончено с таким заключением:
«Троицкий, Башилов, Кротов, Воронин, Трусов достаточно изобличаются в том, что в период тяжелого положения с разменной серебряной монетой с целью подрыва финансового положения в СССР священник села Селихово Арсений Троицкий передал около 50 рублей серебряной мелкой монеты гражданину деревни Марьино Андрею Башилову, который к этой сумме еще скопил 53 рубля 2 копейки и составил сумму в 103 рубля 2 копейки, каковые были у него обнаружены во время обыска. Те же, Башилов, Троицкий и граждане Воронин, Кротов и Трусов, бывший городовой, будучи тесно между собой связаны как по своей классовой принадлежности, так и по имущественному положению, вели агитацию против мероприятий советской власти, проводимых на селе. Свою агитацию проводили главным образом среди отсталой части населения, а священник Троицкий – среди прихожан своей церковной общины. Кротов, будучи церковным старостой, во всем помогал священнику Троицкому, с которым был в дружественных отношениях...».
22 ноября Тройкой ОГПУ приговорен к трем годам ссылки, которую он отбывал в Актюбинске (Казахстан).
Вернувшись из ссылки, служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Власове Шатурского района Московской области.
28 октября 1937 г. был арестован весь клир Покровского храма - три священника и два диакона, отца Арсения обвинили в "руководстве группой контрреволюционного духовенства и контрреволюционной агитации".
4 ноября на допросе в сельском отделении НКВД о. Арсений под действием угроз подписал составленные следователем протоколы с признанием в руководстве контрреволюционной группой церковников. На вопрос следователя, признает ли он себя виновным в систематической контрреволюционной деятельности, отец Арсений ответил: «Я враждебно настроен к ВКП(б), но после возвращения из ссылки я против советской власти открытой агитации не вел». Затем он был переведен в Таганскую тюрьму в Москве, где 16 ноября вновь подвергся допросу, но на этот раз занял твердую позицию и не подписал лжесвидетельств.
– Вы арестованы как руководитель контрреволюционной группы духовенства. Признаете себя виновным? – спросил следователь.
– Виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Действительно, я не отрицаю того, что являлся настоятелем данной церкви, но все лица собирались и обсуждали вопросы религиозных обрядов, своих мыслей против советской власти я не высказывал, – ответил священник.
– Вас уличают в контрреволюционной деятельности обвиняемые. Намерены вы давать следствию откровенные показания?
– Никакой агитацией я не занимался. Все улики, которые мне предъявлены, являются клеветой на меня.
17 ноября Тройкой УНКВД по Московской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 19 ноября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле.
24 августа 1956 года был реабилитирован Президиумом Московского областного суда.
Прославлен Архиерейским Собором 2000 г., память его внесена в календарь постановлением Священного Синода от 27 декабря 2000 г.
Об этих и других Новомучениках и Исповедниках Российских вы можете подробнее почитать тут:
http://www.newmartyros.ru/calendar/11-19
Преподобный Леонард Ноблакский , отшельник
Первое житие святого Леонарда датируется XI веком, что вызывает у ряда исследователей подозрение в легендарности св. Леонарда.
Знатный франк Леонард был обращён ко Господу святым Ремигием, крестным отцом его стал король Хлотарь I.
Святому Леонарду предложили стать епископом, но он отказался, стал монахом в монастыре Micy под Орлеаном, а затем отшельником в лесу под Лиможем.
Однажды король с женою, бывшей уже на сносях, отправились на охоту в этот самый лес, и королеве пришлось рожать в келье Леонарда. Роды были трудные, отшельник молился, ребенок появился на свет благополучно, и в благодарность король подарил Леонарду столько земли, сколько он смог объехать за ночь на осле. На этой земле он построил монастырь Ноблак, впоследствии названный Сент-Леонард.
С XI века в центральной и северо-западной Европе почитание Леонарда расцвело быстро и широко (особенно почитали французского святого в Баварии), храм в Ноблаке стал центром паломничества, куда шли помолиться роженицы. В 1103 году крестоносец Боэмунд, герцог Антиохийский, попал в плен к мусульманам и после освобожения отправился в Ноблак во исполнение данного в плену обета. После этого появилась легенда, что король Хлотарь обещал Леонарду отпускать всякого узника, которого навестит святой - и Леонарду начали молиться о военнопленных.
Преподобный Виннок (Winnoc, Winoc), игумен Вормхультский
Считается, что святой Виннок, будучи, вероятно, британцем по происхождению, был королевских кровей. Он вырос в Бретани, как и дети во многих других семьях, сбежавших на континент во время нашествия саксов. При святом Бертане (Bertin) он принял монашество в Ситью (Sithiu) и был послан с тремя спутниками, дабы основать монастырь среди Морини (Morini) в Вормхудте (Wormhoudt), что около Дюнкерка. Он стал первым игуменом этого монастыря и принес Благую Весть жителям его окрестностей. Имя Виннока фигурирует во многих средневековых английских календарях. Вероятно, в его честь назван Сает-Виннов, что около Лоствитиля (Lostwithiel).
Святого Виннока изображают как игумена, вращающего ручную мельницу, с короной и скипетром у его ног. Обычно около него изображаются церковь и мост. Иногда его изображают вместе со святым Бертаном. Его почитают в Ситью. Он считается покровителем мельников.