Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341–345).
Прп. Маркиана Кирского (Киринейского) (388); св. Эрка, еп. Слэйнского (512) (Кельт. и Брит.); исп. Антония, архиеп. Солунского (843) (Греч.); прп. Киприана Сторожевского, бывшего разбойника Олонецкого (после 1598).
Сщмчч. Константина Юрганова и Анании Аристова, пресвитеров (1918).
Икона Божией Матери: «Одигитрия» Шуйская.
Святые дня, молите Бога о нас!
Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист
Акиндин, Пигасий, Анемподист, придворные персидского царя Сапора II (310 – 381), были тайными христианами. Когда царь воздвиг гонение на христиан, завистники донесли ему на них. Вызванные на суд к царю, святые мученики безбоязненно исповедали свою веру в Святую Троицу. Царь приказал бить их плетьми. Два раза сменялись утомленные палачи, а святые мученики не издали ни крика, ни стона. Даже царь не выдержал напряжения и потерял сознание. Все считали его умершим, но святые воззвали к Богу, и царь пришел в себя.
Очнувшись, Сапор обвинил святых в колдовстве и велел повесить святых мучеников над костром, чтобы задушить их дымом. Молитвами святых огонь погас, веревки, которыми они были связаны, распались. Когда царь спросил их, как это произошло, святые мученики поведали ему о Христе, творящем такие чудеса.
Ослепленный яростью, царь начал хулить Имя Господне. Тогда святые возгласили: «Да будут безгласны твои уста», – и царь онемел. Обезумев от страха и ярости, он пытался жестами приказать, чтобы отвели святых мучеников в тюрьму. Окружающие не могли его понять, и он начал бесноваться: сорвал с себя мантию, рвал на себе волосы, бил себя по лицу. Святой Акиндин пожалел его и Именем Господа разрешил его от немоты. Но и на этот раз царь всё объяснил волхвованием и продолжал мучить святых. Их положили на железную решетку и разожгли под ней огонь. Святые стали молиться. Внезапно пошел дождь и погасил огонь. Видя чудеса, совершавшиеся по молитвам святых мучеников, многие уверовали во Христа и исповедали свою веру. Святые прославили Бога и призвали уверовавших принять Крещение дождем, ниспосланным на них.
Один из палачей, Аффоний, всенародно просил прощения у святых мучеников за причиненные им страдания и мужественно пошел на казнь за Христа. Вельможа Елпидифор и мать царя также исповедали веру в Единого Истинного Бога. Царь, видя как растет число христиан и как мучения святых Акиндина, Пигасия и Анемподиста укрепляют христианскую веру, объявил народу, что святым мученикам Акиндину и Пигасию, Анемподисту и с ними Елпидифору будут отрублены головы, но тела их могут быть взяты христианами для погребения.
Когда святых мучеников вели за городские стены к месту казни, огромная толпа сопровождала их, прославляя Христа. По приказу царя, воины уничтожили всех христиан (до 7000), шедших в процессии. Вместе с другими был убит и Елпидифор. Акиндин, Пигасий, Анемподист вместе с матерью царя были сожжены на следующий день. Христиане, тайно пришедшие ночью к месту казни святых, нашли неповрежденные огнем тела святых мучеников и с честью погребли их.
Тропарь Акиндину, Пигасию, Аффонию, Елпидифору, Анемподисту и иже с ними
Страстотерпцы Господни, / блаженна земля, напившаяся кровьми вашими, / и свята селения, приимшая телеса ваша: / в тризнищи бо врага победисте / и Христа со дерзновением проповедаете: / Того яко блага молите спастися, молимся, душам нашим.
Кондак мучеников
глас 2
Благочестивыя и богоносныя мученики,/ яко на земли оставльшия вся,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение,/ Акиндина, Пигасия, Анемподиста,/ с нимиже Аффония и Елпидифора же,// Едине сый Преблагий.
Преподобный Маркиан Кирский (Киринейский)
Преподобный отец наш Маркиан был родом из Кира. Оставивши свою родину и имущество, он удалился в глухую пустыню. Здесь он построил себе такую малую келлию, что она могла вмещать только одного человека и, облекшись в грубую власяную одежду, затворился в ней. Пищею ему служили три онгии1 хлеба и немного воды, но и то по захождении солнца. По прошествии некоторого времени, Маркиан принял двух пришельцев, которые построили палатку. Он же, постоянно, как и прежде, оставался в заключении, никогда не зажигая свечи, имея свет божественный, который светил ему ночью, и при помощи которого он занимался чтением книжным, имея при себе «мал псалтирец». Однажды большой змий, снаружи наклонившись над их хижиной, так устрашил постников, что они сильно испугались. Святый же, сотворив перстом крестное знамение, дунул и как высохшая трость от огня, так и змий тотчас был истреблён.
В другое время Флавиан, патриарх Антиохийский2 и епископ Кирский и некоторые из других епископов, знатные и красноречивые, пришли к нему и убеждали его, приводя некоторые места из Божественных Писаний, чтобы он, ради пользы многих, оставил свое уединение; он же и слышать об этом не хотел. Дивный сей муж многих от разных ересей возвратил в истинную православную веру.
Сестра преподобного со своим сыном однажды, взявши разные снеди, отправилась к нему. Он не пожелал видеть свою сестру, ничего не принял из принесенного ею, и только допустил к себе своего племянника. На просьбы же своей сестры, чтобы взять принесенное, святый Маркиан спросил:
- Предлагали ли вы это в каком либо другом монастыре из тех, которые встречались вам, когда вы шли сюда?
- Нет, мы ни в одном из них не предлагали, – отвечала сестра.
- Уходите, – отвечал святый, – с тем, с чем пришли, так как вы это сделали ради естественного родства.
Сей великий и дивный святой был любим и ближними и дальними. Узнавши о том, что многие препираются между собой из за того, кому, по преставлении, владеть его телом, – для чего они устрояли раки и созидали церкви, – святой заставил своего ученика Евсевия дать ему клятву в том, что он похоронит его тело тайно вдали от келлии. Завещав сие, он отошел ко Господу3.
________________________
Примечания
1 Онгия – двенадцатая доля фунта или 8 золотников.
2 Святой Флавиан патриаршествовал 381-404 гг. Память его 18 февраля.
3 Кончина преп. Маркиана относится к 388 году. Память его еще совершается 18 января.
Священномученики Константин Юрганов, Анания Аристов, пресвитеры
Отец Константин Юрганов и отец Ананий Аристов и в жизни и в святой мученической кончине оказались тесно связаны друг с другом. Уроженцы села Серга Пермского уезда Пермской губернии, они оба были рукоположены священниками в Крестовоздвиженскую церковь своего села. Можно предположить, что так батюшки мирно и честно и прослужили бы вместе до преклонных лет, наставляя и духовно окормляя односельчан, но наступили лихие годы революции.
(Крестовоздвиженская церковь в селе Серга Кунгурского района Пермского края)
(Крестовоздвиженская церковь в селе Серга Кунгурского района Пермского края)
Оба священника были арестованы 16 июня 1918 года. Четыре с половиной месяца они провели в заключении, затем их обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 2 ноября. Отца Константина и отца Ананию отвезли в Пермь и расстреляли в саду Духовной семинарии.
Эти Пермские новомученики были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года. Мы молимся и верим, что священномученик Константин со священномучеником Ананией и сейчас пребывают в Небесных обителях вместе, где ходатайствуют за свою страну и за свой народ перед Творцом всех.
Святитель Эрк Слэйнский
Святой Эрк (Erc, лат.: Ercus), или Эрт (корн: Erth), или Херих (Herygh, некорректно) был ирландским святым, который, по-видимому, также подвизался в Корнуолле.
Святой Эрк был единственным человеком, поддержавшим св. Патрика во время его противостояния с друидами на горе Слане (англ.) (Slane) в 433 г. Патрик позже рукоположил его во священника и епископа Слане.
Исповедник Антоний Солунский, архиепископ
До принятия монашества прошел общий курс образования, великолепно знал Священное Писание.
С 813 года - митрополит Диррахийский.
Был активным защитником иконопочитания. Когда император Лев V Армянин (813-820) возобновил иконоборчество, митр. Антоний был приведен к императору и произнес перед ним Слово в защиту иконопочитания. Лев приказал его бичевать и отправил в ссылку, из которой его вернул император Михаил II Травл (820-829).
Восстановленный на Диррахийской кафедре, святитель вновь начал проповедовать иконопочитание. Что с ним происходило при имп. Феофиле (829-842), который жестоко преследовал иконопочитателей, неизвестно. Сразу после восшествия на престол имп. Михаила III (842-867), при котором иконопочитание было окончательно восстановлено, свт. Антоний был назначен архиепископом Фессалоники.
Скончался 2 ноября 843 года. Погребен в храме св. Димитрия.
Мощи его были открыты в 889 г.
Сохранились 3 письма прп. Феодора Студита к митр. Антонию, датируемые 821-826 гг.
Преподобный Киприан Сторожевский
Память 26 августа в день памяти своего наставника прп. Адриана, 2 ноября, в Соборах Карельских, Новгородских и Санкт-Петербургских святых
Был предводителем разбойничьей шайки, вразумлен и обращен к Богу прп. Адрианом Ондрусовским. Приняв у него в обители пострижение в иночество с наречением ему имени Киприан, впоследствии на месте разбойничьего притона основал обитель во имя святителя Николая Чудотворца на Сторожевском мысу на Ладожском озере (Лодейнопольский р-н Ленинградской обл.).
(Николаевский Стороженский монастырь. Церковь Киприана Стороженского - Сторожно - Волховский район, гг. Волхов, Новая Ладога - Ленинградская область, фото Ильи Смирнова)
(Рака с мощами(под спудом)прп.Киприана Стороженского)
Своей подвижнической жизнью, отличающейся благотворительностью и милосердием, он стяжал еще при жизни дар чудотворения. После его смерти многие по его молитвам получали небесное заступление.
Мощи его покоятся в бывшей монастырской, а впоследствии приходской церкви.
Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская
Извод иконы Божией Матери «ОДИГИТРИЯ» Шуйская был написан благочестивым иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы 1654 – 1655 годов. После написания образа, по молитвам ко Пресвятой Богородице моровая язва стала ослабевать, а затем прекратилась вовсе. Празднование иконы Богоматери Шуйская овершается трижды: 10 августа – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября – в память написания иконы и начала прекращения морового поветрия, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.
Иконографической особенностью Шуйской иконы Богородицы, отличающей его от других икон типа «Одигитрия», является характерное положение правой ножки Богомладенца, пятку которой Он поддерживает рукой.
В 1922 году чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была из храма изъята, и с тех пор сведений о её местонахождении нет.
Тропарь
глас 4
Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведушим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.
Ин тропарь
глас 4
Всеблагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго, Пречистая Дево Богородице, припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси, умильно взываем Ти: не престай под кровом Своея благости сохраняти от бед и обстояний град Твой и вся грады и веси страны Российския и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская
глас 3
Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.