Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Бессребреников и чудотворцев Космы, Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
Сщмчч. Иоанна, епископа и Иакова Ревнителя, пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345); мцц. Кириены и Иулиании (305–311); сщмч. Венигна Дижонского, пресвитера Бургундского (ок. 272; Галл.); сщмч. Стремония (Австремония), первого еп. Клермонского (III-IV; Галл.); свт. Маркелла, епископа Парижского (ок. 430); мч. Ерминингельда Готфского (586); свт. Леандра, архиеп. Севильского (596/600/601); мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII); прмчч. Афонских Иакова Костурского и учеников его Иакова иеродиакона и Дионисия монаха (1520; Греч.); прп. Давида Эвбейского (ок. 1600; Греч.); прмц. Елены Синопской (XVIII; Греч.).
Сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова, пресвитеров (1918); сщмчч. Александра Шалая, Димитрия Овечкина, пресвитеров, мц. Елисаветы Самовской (1937); мч. Петра Игнатова (1941).
Собор Бретонских святых (Галл.).
Святые дня, молите Бога о нас!
Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия
Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого - силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: "Даром получили, даром давайте".
Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками. Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: "Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа". Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться.
Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).
По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу.
Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: "Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?" "Мы рабы Христовы Косма и Дамиан" - отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.
Фереман, где первоначально почивали мощи святых бессребреников Космы и Дамиана находился в Месопотамии на два дня пути от Амида (по-турецки называемый Диар-Бекира, в верховьях р.Тигра) и был разрушен Турками при первых завоевания их; при этом мощи свв. Космы и Дамиана перенесены были в Амид, где почивают и доныне.
Тропарь святых бессребреников
глас 8
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам.
Кондак святых бессребреников
глас 2
Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы.
Величание святым безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским
Величаем вас, святии безеребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждших, исцелители болящих и собеседницы Ангелов.
Священномученики Иоанн, епископ и Иаков, пресвитер , в Персии пострадавшие
Священномученики Нирс, епископ, и Иосиф, ученик его, Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские; мученики Азат скопец, Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужи и жены, в Персиде пострадавшие, были казнены во время гонения на христиан в Персии при царе Сапоре II.
Святитель Нирс и его ученик мученик Иосиф были обезглавлены; святитель Иоанн побит камнями. Та же участь постигла и святителей Исакия и Ипатия. Святитель Саверий скончался в темнице, и после смерти ему отрубили голову. Мученика Азата скопца задушил один пресвитер-отступник. Пытки, мучения и смерть за Христа претерпели также мученики Сасоний, Фекла, Анна и многие другие мужчины и женщины (+ 343).
Мученицы Кириена и Иулиания
(мученица Кириена)
Святыя жены Кириена и Иулиания пострадали в царствование императора Максимиана1. Кириена происходила из года Тарса, Киликийской области, Иулиания же – из города Россона2. За исповедание христианской веры они были схвачены правителем Маркианом, который принуждал их отречься от Христа. За твердость в истинной вере Маркиан приказал нечестивым воинам остричь Кириене голову, обрезать веки и, обнаживши, водить вокруг города Тарса3. Затем ее вместе со святою Иулианией, отведши в город Россон, предали сожжению.
(мученица Иулиания)
____________________
Примечания
1 Здесь разумеется Максимиан Галерий, бывший сначала соправителем Диоклетиана, а затем императором восточной части Римской империи с 305 по 311 г.
2 Тарс, древняя столица Киликии, юго-восточной области Малой Азии, теперь Тассо или Терсус. Этот город был родиной Апостола Павла. Россон или Рос – немного севернее Антиохи Сирийской.
3 По месяцеслову Василия св. Кириену возили нагою на осле, и затем праздные дети били ее палками. Но святая, по ее молитвам, не представлялась людям нагою.
Мученики Кесарий, Дасий, Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и Фома
Святые Кесарий и Дасий были захвачены в городе Дамаске и преданные различным мукам, не отреклись от христианской веры, за что и были усечены мечем и получили мученические венцы.
Тропарь мученикам
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Священномученик Венигн, апостол Дижонский
Согласно житию, что Венигн был послан вместе со святыми Андохием и Фирсом, учениками св. Поликарпа, еп. Смирнского, на проповедь в Галлию. Миссионеры проповедовали в Массилии (совр. Марсель), в Лугдуне (совр. Лион) и в др. городах. Их встретил в Отоне Фавст, сенатор, отец святого Симфориана Отонского, и его сестра, святая Леонилла Лангрская. Венигн крестил её внуков-близнецов Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа. Андохий и Фирс приняли мученическую смерть недалеко от совр. г. Сольё. Оставшийся в живых Венигн дошел до Дивиона (совр. Дижон), где продолжал свой апостольский подвиг.
Имп. Аврелиан, проезжая в окрестностях Дижона, узнал о деятельности Венигна и, вызвав его к себе, потребовал отречься от Христа. За то, что Венигн не отрекся от своей веры, он был избит прутьями, подвешен на распорках и брошен в тюрьму. Аврелиан приказал заковать его в каменные колодки, загнать раскаленные гвозди под ногти и бросить голодным псам. Во время мучений ангел укреплял и исцелял его. Венигн был умерщвлен ударом копья, из его тела выпорхнул голубь, воспаривший в небо, а воздух наполнился благоуханием.
После его кончины Леонилла умастила его тело благовониями и погребла в каменном саркофаге в склепе на христианском кладбище в западной части Дижона. Гробница стала местом поклонения.
В Дижоне был монастырь святого Венигна, от которого остался собор, носящий его имя.
Источники
Основные сведения о жизни Венигна содержатся в его мученических актах 515 г., которые приписываются св. Григорию Лингонскому, и в 51-й гл. «О славе мучеников» (лат. De gloria martyrum), соч. св. Григория Турского (ок. 588). Прадед Григория Турского еп. Григорий Лингонский (Лангрский) (с 506 по 540) во время посещения г. Дивион (совр. Дижон) обратил внимание на почитание крестьянами древнего саркофага, перенесенного с кладбища. Епископ хотел запретить это почитание, но в видении ему явился неизвестный мученик, который распорядился восстановить его захоронение и построить над ним часовню. Ок. 511 г. состоялось перенесение саркофага в выстроенную еп. Григорием часовню. О святом ничего не было известно, кроме его имени. Позднее в Дивион прибыли христиане-паломники, возвращавшиеся из Италии, которые рассказали об обстоятельствах мученической кончины Венигна. Его прославление сопровождалось чудесами, привлекшими множество паломников, что повлияло на распространение почитания Венигна и на возникновение возле захоронения монастыря.
Житие Венигна дошло до наст. времени в 6 списках с несохранившейся рукописи, подаренной еп. Григорию Лингонскому паломниками из Италии. Все рукописи датируются IX-X вв.
Его житие входит в цикл сочинений о мучениках из Сольё, святых Андохии, Фирсе и Феликсе, мучениках из Лингона, святых Спевсиппе, Елевсиппе и Мелевсиппе, Симфориане Августудунском (Отёнском) и Андеоле. К этому же кругу житий относятся акты мучеников Безанционских (Безансонских), святых Ферреола и Ферруция, и мучеников Валенцийских (Валанских), святых Аквиллы и Фортуната, учеников св. Иринея Лионского. Дижонские, Отёнские, Сольёские и Лингонские святые входили в окружение св. Поликарпа.
Святитель Леандр , архиепископ Севильский
Память 27 февраля (Греч.), 13 марта (Греч., Испан.), 13 мая (Испан.-мозараб.), 1 ноября (вместе с мучеником Ерминингельдом Готфским)
Об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
https://filin-dimitry.livejournal.com/827478.html
Священномученик Стремоний (Австремоний) (лат. Austremonius, Stremonius) , епископ Клермонский, священномученик
Память 1 ноября или 3 ноября (Зап.)
Один из 7 римских миссионеров, посланных в Галлию; проповедовал Евангелие в Оверни, где стал первым епископом в г. Цивитас Арвернорум (совр. Клермон-Ферран). Описание его мученичества, созданное в VII в. Каутином Клермонским, утрачено, однако сохранились 3 версии жития IX-X вв.
Мощи его перенесены ок. 685 г. в Вольвик, а в 761 г. в аббатство Мозак.
Святитель Маркелл Парижский (Marcel, Marcellus, Marceau), епископ, исповедник
Родился в Париже, от незнатных, но благочестивых родителей, был христианином с детства. Его семья жила около моста Пети-Пон (Petit-Pont), неподалёку от собора Парижской Богоматери. Наследовал еп. Пруденцию (?). Председательствовал на Парижском Соборе 360-361 годов, на котором епископы Галлии подтвердили своё исповедание веры сообразно определениям Никейского собора 325 года.
В ту пору римская власть под ударами варваров практически перестала существовать. Говорят, что св. Маркелл "собрал людей из Ситэ (Cité) и пошёл впереди них". Он организовал сопротивление вооружённым бандам, осушал болота вдоль берегов Бьевры (Bièvre). Он был близок простым людям, остававшимся в большинстве своём язычниками. "Жизнь Парижа и его церкви в последующие века основывалась большей частью на том, что было им сделано".
Св. Маркелл похоронен в пригороде, называвшемся ранее Шан-Буа (Champ-Bois), который в настоящее время называется его именем Сен-Марсо (Saint-Marceau).
Св.Венанций Фортунат написал его житие.
Согласно средневековой легенде, святой освободил город от дракона, жившего на могиле блудницы. В честь этой чудесного избавления в Париже в день молений (Rogations) проходило шествие, во время которого изготовленного из железа дракона несли на носилках, а толпа бросалась в него фруктами и конфетами. После молитвенного стояния около дома святого шествие направлялось к реке Сена, где совершалось массовое омовение.
В Париже, на месте погребения святого - на горе Сетар (Cetardus), была возведена часовня.
Простенькая часовня (бывшая изначально молельней) на рю де ла Коллежиаль (rue de la Collégiale) стала церковью св. Маркелла при Людовике Благочестивом. В 918 года она стала называться монастырём, но в 1158 года она стала коллегиальной церковью.
Другая церковь св.Маркелла была открыта в 1856 году на бульваре де Лопиталь (boulevard de l'Hôpital).
Священномученики Александр Смирнов, и Феодор Ремизов, пресвитеры
Отец Александр Смирнов и отец Феодор Ремизов были священниками двух, расположенных в полуверсте друг от друга церквей села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Эти пастыри жили и служили рядом, и претерпеть мученическую кончину им довелось вместе.
Cвященномученик Александр родился в 1875 году в семье почетного гражданина Василия Смирнова. В 1898 году Александр Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и поступил законоучителем в церковноприходскую школу в селе Круглино Дмитровского уезда Московской губернии. В 1903 году он был рукоположен во священника и стал служить в Крестовоздвиженской церкви села Вышегород. Храм находился в четырнадцати верстах от города Вереи и полуверсте от Ризоположенской церкви. При приходе были церковноприходская школа в деревне Паново и земская школа в деревне Сотниково. В 1903-1904 годах отец Александр был законоучителем в Сотниковской земской школе, а с 1904 года - законоучителем и заведующим Пановской церковноприходской школы. В феврале 1911 года он был избран членом благочиннического совета. За простоту в обращении и милосердие отец Александр был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что священноначалие не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.
(сщмч. Александр Смирнов)
В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства. Декрет запрещал любую форму проповеди, что подразумевало и ношение священником рясы вне храма. Кое-где угрозами принуждали священников изменить свой облик и, бывало, за неподчинение убивали. Местные власти потребовали и от отца Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником отец Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.
Священномученик Феодор родился в семье священника Николая Ремизова. Он был рукоположен и служил в деревянной Ризоположенской церкви, куда он пришел на место своего брата. В храме было два престола: один во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой - во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. 14 ноября 1918 года в селе отмечался престольный праздник - память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, на который съехалось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам.
В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню въехал вооруженный отряд латышей, приехавших мстить за убитого в этом районе милиционера. Пятьдесят всадников намеревались жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и всех священников, которых удастся захватить. Казни начались сразу же. По пути повстречался церковный сторож - он был зарублен. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены. После этого нашли и арестовали отца Александра и отца Федора. Священникам объявили, что они умрут.
- Тогда надо помолиться, - сказал отец Александр.
- Молись, - разрешил начальник отряда.
Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. Получив внутреннее откровение в молитве отец Александр сказал:
- Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.
Только лишь он это сказал, как палач взмахнул шашкой. Долго и мучительно умирал батюшка Александр.
После этого палачи приступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Отец Феодор был еще жив, его не стали добивать: впечатление от убийства безвинных священников было таково, что каратели спешили покинуть скорей место казни. Отец Федор прожил еще ночь и умер на следующее утро.
Пророчество отца Александра передавалось из уст в уста. Все исполнилось в точности. Через несколько дней отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.
На девятый день после кончины отец Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки головы, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.
Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1986 года и с тех пор все, прибегавшие к молитвенной помощи священномучеников, получали ее от сих скорых ходатаев и заступников.
Священномученики Александр и Феодор были прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове, где в 2001 году был освящен придел во имя Собора Новомучеников и Исповедников Российских.
(Реутовский храм Казанской иконы Божьей Матери)
Память священномучеников Александра и Феодора совершается в день их мученической кончины 1 (14) ноября, в день обретения их святых мощей 25 сентября (8 октября), а так же в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
МОЛИТВА СВЯТЫМ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКАМ АЛЕКСАНДРУ И ФЕОДОРУ
О, святии священномученицы Александре и Феодоре! К вам, яко к неоскудевающему источнику благодати Божией, мы, недостойнии, прибегаем. Вы бо тоя сподобистеся, адаманты веры суще. Еще же и страшныя раны и хуления злобная нечестивых мучителей претерпевше, уверение о венце мученичестем от Господа приясте и терпением вашим, древним мучеником подражающе, мучителей удивисте. Яко пастырие Божии суще, ревностно службу в земных храмех совершавше и молитвою вашею народ Божий укреплявше, будите и за нас молитвенницы, предстояще ныне пред Престолом Вседержителя. Вы, понесше тяготу и зной дневный, не токмо словом, но и делом бысте свидетелие Правды Божиея, утвердите и нас во истине Христовой, не понесших ни тяготы поношений, ни зноя гонений, но да будем, яко наемницы единонадесятаго часа, чающии мзду прияти от Христа во Царствии Небеснем. Испросите у Бога молитвами вашими, святии страдальцы Христови, веры православныя укрепление, помыслом нашим освящение, в добродетелех преспеяние; да дарует Он дар благопотребен коемуждо просящему предстательства вашего, да сподобит нас и в час кончины нашея оную твердость веры явити, кую же и вам дарова, да со всеми святыми сподобимся в Царствии Небеснем непостыдно воспевати Его Пресвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Священномученик Александр Шалай, пресвитер
Александр Семенович Шалай родился в городе Слуцке в семье мещанина 20 ноября 1879 года. Готовясь к священническому поприщу, он заканчивает Слуцкое Духовное Училище и Минскую Духовную Семинарию, в которой учится на одном курсе с будущим священномучеником Иоанном (Пашиным).
13 августа 1901 года Александр Семенович рукоположен во диакона, а 15 августа — во священника. Отец Александр служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Острожанки Мозырского уезда, был настоятелем Кимейской церкви в Борисовском уезде, а 1 мая 1908 года был перемещен в Дричинскую церковь Игуменского уезда. Последним местом служения священника стала Свято-Троицкая церковь села Блонь Пуховичского района Минской области, где отец Александр в 30-е годы был настоятелем.
(Свято-Троицкая церковь села Блонь)
(Свято-Троицкая церковь села Блонь внутри)
Отец Александр был человеком твердых религиозных убеждений, усердным молитвенником и заботливым пастырем. По воспоминаниям очевидцев, когда в августе 1935 года в Блони закрыли храм и взялись снимать с него колокола, отец Александр подошел к группе собравшихся по этому поводу односельчан и, обратившись к творившим беззаконие, в сердцах сказал: «Зачем вы беретесь не за свое дело? Видимо, вам делать нечего, что вы портите церковное добро!» Тогда нашелся некто, запомнивший эти слова и впоследствии донесший на отца Александра.
После закрытия Свято-Троицкой церкви отец Александр хотя и не служил за отсутствием помещения, но продолжал совершать требы, когда о том его просили прихожане. Во время Всесоюзной переписи населения он организовал среди жителей Блони сбор подписей за открытие местного храма.
Все это священнику вспомнили, арестовав его 6 августа 1937 года. Отца Александра обвинили в «контрреволюционной агитации, направленной на разложение колхозов». Но подлинная причина его ареста была в другом — в нежелании отречься от веры в Бога и от сана священнослужителя. Блоньского настоятеля допрашивали несколько раз. С помощью Божией отец Александр нашел силы не признать себя виновным в тех нелепых обвинениях, которые ему предъявлялись, и никого не оговорил.
Без суда и следствия 10 октября 1937 года протоиерея Александра Шалая приговорили к расстрелу. Все его имущество конфисковали, семью выслали (у отца Александра было четверо детей - Воля, Александр, Ирина и Наталья). Священник был убит 14 ноября 1937 года в городе Бобруйске, мученически пострадав за исповедание веры Православной.
В 1999 году протоиерей Александр Шалай был признан Святым Синодом Белорусской Православной Церкви местночтимым белорусским святым, общецерковное прославление его состоялось в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Священномученик Димитрий Овечкин, пресвитер
Родился 25 мая 1877 года в деревне Малые Подберезы Казанской губернии в семье крестьянина. В 1896 году Дмитрий Киприанович окончил Казанскую учительскую семинарию и стал учителем математики, предполагая жизнь посвятить обучению крестьянских детей. В Казани Дмитрий познакомился со своей будущей женой, дочерью благочестивых уральских купцов, Ольгой Григорьевной Китаевой, преподававшей в школе русский язык. Несколько лет они учительствовали на Урале, а затем переехали в город Осу, где жили родители жены. Здесь Дмитрий Киприанович решил стать священником и поступил в Духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен в сан священника к Успенскому собору города Оса. В 1917 году на средства жителей города был выстроен Троицкий собор, и о. Дмитрий стал служить в нем.
Отец Дмитрий своим детям с малолетства старался привить навыки жизни по евангельским заповедям. Однажды дочь о. Дмитрия нашла около дома монету и радостная прибежала домой сообщить об этом отцу с матерью. Отец Дмитрий, выслушав дочь, нахмурился и сказал: "Пойди и положи ее там, где нашла, потому что не ты ее потеряла и она не твоя".
В 1922 году началось изъятие из храмов церковных ценностей. Отец Дмитрий отказался сотрудничать с комиссией по передаче церковных ценностей, был арестован и заключен в тюрьму, где пробыл около года. После освобождения в 1923 году он приступил к служению в храме. В мороз и стужу, днем и ночью ходил священник по требам, никому не отказывая в просьбах. Его неоднократно вызывали в Осинское ГПУ и предлагали сотрудничество, но он отказался. В 1925 году власти предложили ему стать обновленческим архиереем, и священник отказался. Отца Дмитрия с семьей выселили из церковного дома, и им пришлось долго скитаться, снимая квартиры.
В двадцатых годах власти устраивали диспуты на религиозные темы и о. Дмитрий решил в них участвовать. Жена отговаривала его: "Дмитрий, зачем ты участвуешь в этих диспутах, тебя опять посадят! Что мы делать-то будем?" Но о. Дмитрий принял твердое решение отстаивать христианскую веру перед лекторами-безбожниками и участвовал во всех трех диспутах, проходивших в Перми. Сразу после этого он был арестован и приговорен к трем годам заключения, которое отбывал на соляных шахтах в Соликамске.
Вернулся он из заключения инвалидом — с больными ногами и поврежденным позвоночником. Власти отправили его на поселение в город Кудымкар, куда к нему приехали жена с сыном. В 1936 году они все вместе переехали к старшей дочери, которая жила в то время в Майкопе. Ольга Григорьевна скучала по родине и не раз говорила мужу: "Дмитрий, поедем умирать в Осу". Отец Дмитрий некоторое время колебался, но наконец осенью 1937 года согласился на уговоры жены. Это было время самых беспощадных гонений.
По приезде в город священник сразу же был арестован, приговорен к расстрелу и 14 ноября 1937 года расстрелян. Причислен к лику новомучеников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г.
Мученица Елисавета Самовская
Память 1 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Нижегородских святых
Родилась в 1860 году, происходила из дворянской семьи.
В октябре - ноябре 1937 года состоялись массовые аресты священнослужителей и мирян Семеновского района Нижегородской области. По одному из дел было арестовано двадцать шесть человек. Среди них была Елизавета Самовская.
6 ноября 1937 года была приговорена к расстрелу. Следователи, Комаров и Дахновский, обвиняли ее в том, что она имеет множество знакомых среди духовенства и позволяет себе говорить вслух все, что думает.
Из всех расстрелянных по этому делу только Елизавета Николаевна Самовская не подписала обвинения.
Точная дата, место расстрела и место погребения неизвестны.
Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Мученик Петр Игнатов
Петр Иванович Игнатов родился в крестьянской семье в 1904 году, в деревне Андреевские Палики, Жиздринского уезда, Брянской губернии. Окончил сельскую школу. Женился на девице из той же деревни, Анастасии, которая была круглой сиротой с 11 лет. Она была с детства религиозной и часто посещала храм. Когда Петру исполнилось 22 года, он был мобилизован на срочную службу в Красную армию и служил в армии 3 года рядовым.
В то время, как Петр служил в армии, его жена Анастасия переехала в Кунцево под Москвой и устроилась работать на фабрику ткачихой. За это время она всецело прилепилась сердцем к Богу и Церкви, вела монашеский образ жизни и внешне стала походить на монахиню. После демобилизации Петр поселился у жены в Кунцево и стал работать на складе. Глядя на жизнь супруги, Петр был весьма удивлен ее благочестием, глубоко задумался, потянулся в храм.
Супруги жили по заповедям Господним, читали духовные книги, вели между собой духовные беседы о прочитанном. Жизнь супругов стала воистину монашеской, и они уже не помышляли о супружеской плотской жизни, а помышляли о том, как спастись, как угодить Богу. Даже внешне изменился облик Петра Игнатова, и он стал больше походить на монаха, чем на мирянина. Петр и Анастасия Игнатовы часто посещали церковь в Кунцево и в Москве, обрели себе духовного наставника-старца в лице одного из живших в Сергиевом Посаде монахов, которых после закрытия Лавры много поселилось возле обители.
Сотрудники НКВД в селе видели этих благочестивых православных супругов и 20 октября 1937г. приняли решение арестовать их. Стали вызывать на допросы соседей по дому, где жили супруги и других "свидетелей".
- Что Вам известно о контрреволюционной деятельности Игнатовых?
- Петр Иванович гордится тем, что он верующий. В беседе с рабочими склада в моем присутствии он говорил, что православная вера - единственная правая вера, если кто не будет соблюдать этой веры, тот на этом свете будет вечно гореть в огне и мучиться. Вместе с тем он говорил, что Советская власть, коммунисты напрасно притесняют верующих, закрывают церкви, запрещают молебны под открытым небом, они этим перед Богом совершают великий грех, за что на том свете будут держать ответ.
3 ноября 1937г. Петр Иванович и его супруга Анастасия были арестованы и заключены в разные тюрьмы Москвы. Петр Иванович был заключен в Таганскую тюрьму. Супругов Анастасию и Петра Игнатовых обвинили в том, что они "были завербованы в секту "евангельских христиан" и вели активную контрреволюционную деятельность среди населения города Кунцево, вербовали в свою секту молодежь...". Игнатовы показали, что "членами секты евангельских христиан" никогда не состояли, об этой секте не имели представления и никакой сектантской и контрреволюционной деятельностью не занимались.
На вопрос следователя, в чем заключается его вера, Петр Иванович ответил:
" - Я принадлежу к старой Тихоновской Православной Апостольской Церкви. Вера моя заключается в том, что я часто посещаю церковь, где молюсь Богу. Из Священного Писания и учения Православной Церкви мне известно, что жизнь земная временна, а есть на этом свете жизнь вечная; Священное Писание учит также прощать обиды врагам. "
19 ноября 1937г. Петр и Анастасия Игнатовы были приговорены к 8 годам ИТЛ.
Петр Иванович Игнатов скончался 14 ноября 1941 года в исправительно-трудовом лагере в г. Норильске и был погребен в безвестной могиле.
(Часовня на месте бывшего кладбища для узников Норильлага)
Мученик Петр прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским собором Русской Православной Церкви в определении от 25 марта 2004г.