Преподобный Макарий Римлянин, Месопотамский
(прпп. Макарий и Симеон Египетские Месопотамские)
Три святых старца Сергий, Игин и Феофил жили в монастыре святого Асклепия в Месопотамии, вероятно, во второй половине IV–V веков. Однажды они решили обойти весь мир в поисках знамения Божия. Оказавшись в пустыне около некоего грота, они внезапно почувствовали благоухание и увидели старца. Он был совсем без одежды: ее заменяли волосы и борода, спускавшиеся до колен. Упав перед ними на колени и удостоверившись, что эти странники – не бесы, он повел их в пещеру, где жил вместе с двумя львами. По просьбе монахов старец рассказал свою историю.
Его звали Макарий, он происходил из Рима и был сыном богатого сенатора. Когда он достиг брачного возраста, родители женили его против воли. Вечером в день свадьбы, когда нужно было входить в брачный покой и все стояли перед дверью покоев, Макарий тайно сбежал. Найдя приют у набожной вдовы, он пробыл там семь дней в слезах и просил Бога о помощи.
И вот, выходя из дома вдовы, юноша повстречал знатного и хорошо одетого старца, который предложил ему отправиться с ним. Три года шли Макарий и его спутник, пока не достигли пещеры. Тогда старец исчез, но позже явился отшельнику во сне и сказал, что он – архангел Рафаил, который когда-то сопровождал Товию в его странствии. Он оставил Макария, полагаясь на милость Божию и надеясь на присмотр маленьких львят, только что оставшихся без матери.
Некоторое время спустя Макарий увидел молодую красивую девушку, которая утверждала, что она из Рима и сбежала от замужества. Несмотря на осторожность, он попал в ловушку диавола и согрешил с девушкой в своей пещере. Диавол, увидев, что ему удалось искусить пустынника, торжествуя исчез. Макарий понял, что грех его перед Богом очень велик, и захотел покинуть это место, чтобы вновь отыскать уединение и покаяться. Но когда он уже был в пути, ему вновь явился архангел Рафаил и посоветовал вернуться в пещеру, потому что именно в том месте, где произошло падение старца, Бог хотел слышать его молитвы. Макарий повернул обратно. Долгие годы он подвергал плоть воздержанию, бдению, лишениям, дабы вновь обрести непорочность духа и узреть Бога.
Рассказав трем монахам свою поучительную историю, преподобный Макарий отпустил их с миром и упокоился в Господе перед ангелами и святыми.
Святитель Игнатий, Патриарх Константинопольский
(Патриарх Игнатий. Мозаика в соборе Святой Софии. Константинополь)
В миру Никита, сын византийского императора Михаила Рангави и Прокопии. В детстве он был назначен почётным командующим нового отряда императорской гвардии, Иканатоев.
Но в 813 году его отец был низвергнут с престола и заключен в монастырь, а Игнатий, еще ребенком, был оскоплен по приказанию императора Льва Армянина. В 14 лет он сделался монахом. Им было основано три монастыря на Принцевых островах - местом ссылки царственных особ в Восточной Римской Империи. Пробыв в монастырях 33 года, 4 июля 847 года святой императрицей Феодорой он был возведен в на престол Константинопольского патриарха как стойкий борец против иконоборчества.
Первое патриаршество
В современных ему богословских спорах он стал главою строго консервативной церковной партии в Константинополе и открыто заявлял свое несочувствие к тому просветительному движению, которое господствовало еще при его предшественнике Мефодии. Популярный среди народа, он навлек на себя нерасположение высшего духовенства Византии. Патриарх Игнатий настаивал на лишении сана священнослужителей которые соучаствовали в иконоборческой политике и снял сан с архиепископа Сиракузского Асбеста, который отправился с жалобой к папе Римскому Льву IV, положив начало новому периоду трений между Римской и Констанитинопольской Церквями.
В 856 году регентсво императрицы Феодоры было упразднено императором Михаилом III, который был еще малолетним, в то время как в действительности бразды правления взял его дядя - Варда, человек неблагочестивый и порочный. Святой Патриарх увещал Варду оставить греховную жизнь и смело обличал его беззакония. Когда в 857 году Варда хотел заставить святителя постричь в монахини святую царицу Феодору, мать императора, чтобы удалить ее от управления государством, то святой патриарх Игнатий не только не согласился на это, но даже всенародно отлучил Варду от Причастия. Не посмев напрямую свергнуть патриарха, Варда свалил на святителя вину за мелкий бунт и, убедив императора в правдивости обвинения, сослал Игнатия на остров Теревинф, один из Принцевых островов. По приказу Варды святителя мучили пятнадцать дней, заставляя отречься от сана, но не добились ничего.
Ссылка
Всё же Варда поставил в патриархи протоспафария и государственного секретаря Фотия, искусного и опытного дипломата, ученейшего человека своего времени и выдающегося богослова. В законность этого постановления была сомнительной, так как Игнатия устранили без суда, светской властью, и никак не могли принудить к отречению. В результате в Константинопольской Церкви возник раскол на «игнатиан» и «фотиан».
Спор Игнатия и Фотия был вовсе не личный: в лице Игнатия на патриарший престол взошла монашеская партия «зилотов» – крайних аскетов, консерваторов, образовавшаяся в среде православных как крайняя степень противодействия реформационным и светско-научным стремлениям иконоборцев. Фотий же принадлежал к православной партии «политиков», которые высоко ценили науку, преклонялись перед военными и законодательными заслугами иконоборцев и требовали, в своей оппозиция им, не застоя, а развития в стане православных. К этой партии принадлежали патриархи Тарасий (дядя Фотия, руководитель VII Вселенского собора), Никифор и Мефодий (доставивший в 843 году второе торжество православию и окончательно примиривший его с правительством).
В 859 году собор утвердил Фотия и отлучил Игнатия за непокорство Церкви, а в 861 году состоялся ещё один собор, на этот раз с участием легатов папы Николая I Родоальда, еп. Порто и Захарии, еп. Ананьи, который вновь утвердил Фотия. Легаты, превысив данные папой полномочия, подписали это определение.
Игнатиане не покорились, в их числе такие видные люди как прп. Николай Исповедник, Студийский игумен, ученик прп. Феодора Студита. Некоторые из них бежали в Рим и изложили дело в воззвании к папе от лица Игнатия на суд собора. Обороняя свободу Церкви от светской власти, эти представители игнатиан были готовы признать римский примат в его римском толковании прямого управления над Вселенской Цековью.
В началавшейся переписке выяснилось, что Фотий и император считали спор домашним делом Патриархата и ожидали от папы формального признания совершившегося факта. Сам папа намекал, что не прочь согласиться с собором, если Риму уступят Фессалоникское викариатство, входившее некогда в Римскую церковную область. Фотий отвечал, что это дело императора, а в случае перенесения дела на суд вселенской Церкви соглашался признать за папой лишь такой же голос, как за прочими патриархами. Тогда папа Николай кассировал на соборе в Риме в 863 году решения собора 861 года, отлучил подписавших его легатов, и объявил Фотия лишенным священства и отлученным, а Игнатия – законным патриархом.
Однако Фотий не ушел с престола. В 864 (или 865) году был крещен болгарский князь Борис (Михаил): крещение совершал епископ, присланный от Фотия, восприемником был император Михаил III. Однако уже в 866 году, опасаясь, как бы церковная зависимость от Византии не перешла в политическую, князь Борис обратился в Рим с просьбой прислать ему епископов и священников. Латинские иерархи вытеснили греков, стали вводить filioque и латинские порядки, резко и несправедливо очерняя перед болгарами порядки греческие. Патриарх Фотий окружным посланием сообщил восточным патриархам о том, что делается в Болгарии, подверг латинские новшества резкой критике, особенно выдвигая незаконность искажения символа веры, и пригласил их на вселенский собор для суда над папой. В 867 году собор состоялся: латинское учение об исхождении Святого духа было объявлено ересью, а папа - низложенным, Западного императора Людовика II постановлено просить о выполнении этого решения.
Второе патриаршество
Но в том же году, в ночь с 23 на 24 сентября, император Михаил был убит. Его преемник и убийца Василий Македонянин тотчас низложил виднейших сторонников убитого и прежде всего – патриарха Фотия. 23 ноября 867 года Игнатий был возвращен на патриарший престол, а с преемником папы Николая, Адрианом II, были возобновлены сношения.
При Игнатии в 869 году в Константинополе собрался новый собор, на котором уполномоченные папы вместо суда над Фотием просто потребовали подписи под папской формулой его осуждения. Фотий был анафематствован и сослан в заточение; списки деяний собора 867 года обречены на истребление. Но собор не был полностью управляем папской волей, так как решение болгарского вопроса было предоставлено третейскому суду представителей Востока. Впоследствии Игнатий, несмотря на протесты пап, вернул Болгарию в церковную зависимость от Константинопольского престола. Собор 869 года, хотя и был очень немногочисленным, сильно уступая предыдущим фотиевским соборам, считается римо-католиками «VIII Вселенским».
Фотиева партия только выиграла от осуждения своего вождя на таком соборе и не думала сдаваться. Ни один епископ признавших Фотия не принял соборных определений, и сами игнатиане скоро отступились от деяний собора. Святитель Игнатий преследовал ту же линию что и его предшественник, и через несколько лет император Василий вернул Фотия ко двору и сделал его воспитателем царских детей. Патриарх Игнатий, узнав поближе своего бывшего соперника, тесно сошелся с ним и, умирая, завещал ему патриаршую кафедру.
Скончался 23 октября 877 года.
Почитание
Житие Игнатия было написано Давидом Никитой и уже во время второго патриаршества Фотия началось его почитание как святого. В Константинопольском Софийском соборе сохранилась мозаика с изобажением безбородого святителя Игнатия датируемая последней четвертью IX века.
Преподобный Петроний Египетский
Один из первых учеников преподобного Пахомия Великого.
Теплота веры и ревность, с какою Петроний предался строгой в иночестве жизни, повлияли на его семейство и весь дом. Скоро отец его - Псенебий, братья и слуги последовали его примеру, посвятив себя на служение Богу в обителях преподобного Пахомия, а сестры вступили в женский монастырь, которым управляла сестра преподобного Пахомия.
Отличался крайним смирением в взаимообращении, великим благоразумием в поведении и острозоркою осмотрительностью во всех своих делах. Никогда ни в чем не послаблял себе, несмотря даже на болезни и был всегда одинаково к себе внимателен. Особенно заметна в нем была сердобольная снисходительность к немощам других.
Эти качества сделали его достойным того, что преподобный Пахомий вверил ему настоятельство над обителью Тисмон, а перед смертью - главенство и над всеми монастырями.
Петроний, получивший это назначение, сам был уже смертельно больным и управлять общежитием ему пришлось чуть более двух месяцев. Он умер от той же болезни, что и Пахомий, 27-го числа месяца эпип, то есть 21 июля, успев назначить на свое место Орсисия, который в это время был настоятелем монастыря Хеновоския (Шенесет).
Святитель Северин Кёльнский (Severin)
Память 8 января, 23 октября.
Третий епископ Кельнский. По преданию был удостоин дар божественного пения, был высоко почитаем в Кельне.
В 1795 году, во время французской революции его рака была расплавлена, но сохранилось его изображение на эмали XI века. Мощи его находятся в Кельне, в базилике его имени.
(рака с мощами святителя Северина)
Св. Северин считается покровителем Кёльна.
Преподобный Никифор Харсианский
Преподобный Никифор Харсианский жил в V веке. Прославился он святостью своей жизни и иноческими подвигами во славу Господа Бога.
Праведная Ода (Хродоара) Амейская (Chrodoara, Oda)
Была замужем за герцогом Бодогизелем. После смерти мужа, она поселилась в городе Амей (Amay) на реке Маас, к западу от Льежа. Свою жизнь она посвятила подвигу молитвы и попечения о самых обездоленных. С ней связано основание многих церквей в этой местности, в частности Амейского Георгиевского храма. Возможно она стала игуменией, так как её саркофаг изображает святую Хродоару с посохом в руке.
Почитание
Почитание выросло вокруг святой храмоздательницы и продолжалось в среде римо-католичества после отпадения Западной Церкви от Православия.
По житию святой, относящемуся к XIII веку и приобретшему широкое распространение, её родословная связана с королевским домом Меровингов. Согласно этому мнению её отцем указывается либо король Хлотарь II, либо король Хильдеберт II. Это же житие XIII века указывает что святая Ода была женой Бодогизеля Аквитанского и матерью святого Арнульфа Мецкого. Николаево «Житие» святого Ламберта также называет Оду, вдову Бодогизеля, бывшую близкой к святому. Согласно этой датировке святая отошла к Господу около 723 года.
Однако, ряд сомнительных мест жития и открытие саркофага святой Хродоары в 1977 году в Амейском Георгиевском храме, по преданию основанном святой, приводят некоторых историков к заключению о том, что она жила значительно раньше и скончалась около 634 года. Согласно этим исследователям святая была дочерью Галла Магна, епископа Труанского, вдовой герцога Бодогизеля Нейстрийского.
Мощи святой были извлечены из её саркофага еще в древности и хранятся в раке, датируемой 1240-1250 годами, у которой ныне иногда служат молебны православные паломники.
Преподобномученица Евфросиния (Тимофеева), послушница
Евфросиния Тимофеевна Тимофеева родилась в 1883 году (по некоторым данным год рождения 1881) в деревне Грязное Острицкой волости Гжатского уезда Смоленской губернии и происходила из крестьянской семьи. В акнетах советского времени она значилась как “малограмотная”. Известно, что в 1903 году она стала послушницей Московского Алексеевского монастыря. После закрытия монастыря она осталась жить в его здании, занималась пошивом одеял.
28 декабря 1930 года послушницу Евфросинию арестовали и обвинили в “антисоветской агитации”, во время следствия она содержалась в Бутырской тюрьме. 3 января 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР приговорило ее к 3 годам высылки в Казахстан. О жизни мученицы в последующие годы мы знаем мало. Известно, что она скончалась (предположительно расстреляна) 5 ноября 1942 года.
26 июля 1994 года была реабилитирована Генеральной Прокуратурой РФ по 1931 году репрессий.
Послушница Евфросиния Тимофеева была причислена к лику святых определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года.
Тропарь преподобномученице Евфросинии
глас 4
Христа Господа верная ученице, Церкве Российския избранная агнице, преподобная страстотерпице Евфросиние, легкое иго и язвы Его любовию носящи, лествицею мучений к Нему, яко Небесному Жениху, востекла еси, Егоже моли сохранити в благочестии люди Российския и спасти души наша.
Священномученик Емилиан Гончаров
Память 23 октября, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 5 августа 1882 года в селе Старо-Полтавка Саратовской губернии в семье крестьянина.
В 1904 году окончил учительскую семинарию в городе Владимире.
С 1914 года исполнял послушание псаломщика.
В 1921 году был рукоположен в сан диакона и затем в сан священника. Вначале служил в храмах Саратовской епархии.
В 1932 году знакомый отцу Емилиану священник Константин Сперанский предложил ему перевестись в храм Рождества Христова в селе Рождествено Ново-Петровского района Московской области, где он сам когда-то служил, и где теперь умер священник. Отец Емилиан согласился и, получив благословение священноначалия, начал служить на новом месте.
7 октября 1937 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. При обыске в амбаре, который ранее принадлежал церкви, а ко времени служения здесь отца Емилиана стал принадлежать школе, было найдено двадцать пять патронов к винтовке. На основании того, что священника видели заходившим в этот амбар, ему приписали хранение этих патронов и участие в контрреволюционной деятельности.
В тот же день был вызван на допрос в качестве свидетеля председатель сельсовета, который сказал:
«В августе 1937 года священник, придя в сельсовет, говорил: “Почему вы мне не разрешаете ходить с иконами по домам верующих? В конституции пишут, что можно ходить, а вы не разрешаете”. Тогда я ему ответил, что без справки от врача мы вам не разрешим. На эти слова Гончаров заявил: “Советская власть выпустила конституцию для обмана народа, в конституции пишут одно, а на деле делают другое”».
На допросе следователь заявил:
– Гражданин Гончаров, вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность, которую вы вели вместе с членами контрреволюционной группы!
– Никакой контрреволюционной работы среди населения я не вел и членом контрреволюционной группы не состоял, – ответил священник.
Это был последний вопрос допроса. 3 ноября 1937 года Особая тройка УНКВД по Московской обл. приговорила отца Емилиана к расстрелу.
Расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Священномученик Созонт Решетилов
Память 23 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Бутовских новомучеников.
Родился 21 сентября 1894 года в селе Кочержинцы Уманского уезда Киевской губернии в семье крестьянина Федора Решетилова.
По окончании церковно-приходской школы поступил послушником в монастырь, где пробыл до 1915 года, когда был призван в действующую армию. Прослужил в ней в звании младшего унтер-офицера до 1918 года. В 1918 году женился на Екатерине Степановне Таргонской, глубоко верующей девушке из благочестивой семьи.
Решив избрать служение священника, окончил пастырские курсы и в 1921 году был рукоположен во диакона к Александро-Невскому собору в городе Умани.
В декабре 1921 года был рукоположен во священника к Никольской церкви села Коржевый-Кут Уманского уезда Киевской губернии.
В 1924 году был переведен в село Томашовка Черкасского уезда.
В 1928 году был арестован за неуплату налогов и осужден на три месяца тюремного заключения.
После отбытия заключения вернулся в Томашовку. В 1930 году церковь была властями закрыта, и отец Созонт остался без прихода.
В 1931 году был назначен служить в храм села Сычовка Христиновского района Киевской области, а затем стал служить в родном селе Кочержинцы. Но здесь пробыл недолго, причиной чему послужили усилившиеся гонения на Церковь, а также конфликт с семьей горячо им любимой сестры, которая вышла к этому времени замуж за одного из партийных руководителей района. Не раз отец Созонт беседовал о вере с мужем сестры, но, несмотря на все усилия священника, тот остался непреклонен в своем безбожии.
В 1930 и 1931 годах кратковременно арестовывался.
В 1932 году переехал в Московскую область и стал служить в Никольском храме в селе Мишино Зарайского района. По свидетельству всех знавших отца Созонта, он был человеком убежденным в вере и ревностным, праведной жизни пастырем.
(село Мишино, Зарайский район, церковь Николая Чудотворца)
Вскоре сотрудники НКВД в Зарайске стали собирать лжесвидетельства против священника. Один из таких лжесвидетелей показал, будто отец Созонт публично возражал против закрытия храма и говорил: "Советская власть нас кругом ограбила. Требует заплатить непосильный налог с той целью, чтобы закрыть церковь. Православные, вы же знаете, что церковь нам нужна, в ней мы можем показать свою преданность Богу, и потому прошу вас оказать помощь в уплате налога. Советская власть под всевозможными причинами лишает нас права на отправление религиозных треб".
21 октября 1937 года около часа ночи в дом к священнику пришли три сотрудника НКВД и арестовали его. Отец Созонт встретил их спокойно, он был уже давно готов к аресту. В течение трех дней священника допрашивали в тюрьме города Зарайска. На допросах все выдвинутые против него обвинения в антисоветской и контрреволюционной деятельности категорически отверг. После допросов был перевезен в тюрьму в городе Коломне.
3 ноября 1937 года тройкой УНКВД СССР по Московской области был приговорен к расстрелу.
5 ноября 1937 года был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
30 июня 1989 года прокуратурой Московской области был реабилитирован по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.
Священномученик Александр Соловьев
Священник Александр родился 18 августа 1893 года в селе Богородском Коломенского уезда в семье священника Богородице-Рождественнской церкви Иоанна Соловьева. Интересно, что при крещении его восприемником стал священник Казанской церкви села Грайвороны Иоанн Соловьёв, а восприемницей - старшая сестра, Елизавета Ивановна, о чем нам говорит соответствующая запись в метрической книге.
Окончив два класса Московской Духовной семинарии, Александр стал служить псаломщиком в Покровской церкви села Таширово Верейского уезда, а затем в Преображенском храме села Слепушкино того же уезда.
В 1916 году был рукоположен во диакона к Ильинской церкви погоста Стребуково Московской епархии.В феврале 1919 года переведен служить в Покровскую церковь села Покровского Самарской епархии.30 августа 1921 года диакон Александр был рукоположен во священника к Богородице-Казанскому храму села Королевка Самарской губернии.
В 1924 году отец Александр был определен к Преображенскому храму села Сляднево Волоколамского района, где прослужил до мученической кончины. Для прихожан он был пастырем строгим, но справедливым. Гонения от безбожных властей и условия жизни оказались настолько суровы, что не хватало средств на пропитание, и отец Александр с детьми вынуждены были ходить в лес собирать грибы и заготавливать ивовое корье, которое они меняли на хлеб. Еще тяжелее для священника и его семьи были голодные 1933-1934 года, когда они буквально находились на гране голодной смерти.
В 1936 году власти закрыли храм в селе, и на некоторое время богослужение прекратилось, но после больших хлопот отцу Александру удалось настоять на открытии храма, и в 1937 году службы в храме возобновились, что стало великой отрадой, как для самого священника, так и для верующих.
Отца Александра арестовали 9 октября 1937 года в двенадцатом часу ночи. Забрали все немногие принадлежавшие ему вещи - книги, и среди них Евангелие, и серебряный крест.Когда священнику объявили, что он арестован и должен проследовать за сотрудниками НКВД, выяснилось, что обуть ему нечего, так как в семье были всего лишь одни сапоги, в которых ушел восемнадцатилетний сын Георгий. Когда сын вернулся, отец Александр обул сапоги и под конвоем был отправлен в тюрьму в Волоколамске.
Следователь допросил председателя колхоза в селе Сляднево, который рассказал, что священник давно уже был настроен антисоветски, среди колхозников вел агитацию на подрыв работы в колхозе и т. д. 23 октября следователь допросил отца Александра, но признания виновным его в антисоветской агитации он так и не добился.
3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Александр Соловьев был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово. Вместе с отцом Александром в этот день, 5 ноября, были расстреляны еще 123 человека.
Священник Александр Соловьев причислен к лику святых на Архиерейском Соборе в 2000 г. Память совершается 5 ноября.
Священномученик Николай Архангельский, пресвитер
Память 23 октября, в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 7 ноября 1878 года в городе Верее Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Архангельского.
В 1893 году окончил Перервинское духовное училище, в 1899 году – Московскую духовную семинарию и был назначен учителем в церковноприходскую школу.
В 1915 году был рукоположен во священника к Александро-Невской церкви Аббакумовой пустыни Верейского уезда Московской губернии.
В 1918 году назначен в храм в село Константиново Бронницкого уезда. Затем в связи с закрытием храмов служил в разных храмах Московской епархии.
В январе 1930 года власти арестовали священника по обвинению в контрреволюционной деятельности, но за недоказанностью обвинения через месяц освободили.
В 1931 году был возведен в сан протоиерея.
В 1934 году назначен в Троицкий храм погоста Чижи Павлово-Посадского района.
6 октября 1937 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске.
– Следствие располагает данными, изобличающими вас в том, что вы вели систематическую антисоветскую агитацию. Виновным себя в этом признаете? – спросил следователь.
– Антисоветской агитацией не занимался. Виновным себя в этом не признаю, – ответил священник.
– По поводу обложения вас налогами вы в разговорах жаловались, что советская власть совсем хочет вас разорить, и высказывали мнение, что скоро советской власти будет конец... Подтверждаете вы эти разговоры? – спросил следователь.
– По поводу обложения я разговор имел, но в этом разговоре сказал, что налог мне выплатить трудно. С кем я вел этот разговор, не помню. Но что я в разговоре выражал мнение о скором падении советской власти, это я отрицаю и виновным себя в этом не признаю.
На этом допрос был окончен, и дело было передано на решение тройки НКВД. 3 ноября 1937 года тройка приговорила отца Николая к расстрелу.
Был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
16 января 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.