Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.); мч. Уара Египетского и с ним семи учителей христианских (ок. 307); Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского (1238); блгв. Димитрия Угличского, царевича Московского (1591), память рождения в 1582 году; прп. Леонтия Философа из монастыря св. Саввы (624).
Блж. Клеопатры (327) и сына ее св. Иоанна (320); сщмч. Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342); прп. Фридесвиды Оксфордской (735); прп. Прохора Пчиньского Мироточивого, Чудотворца (X, серб.); прмч. Николая (Двали) Иерусалимского (1314; Груз.); прп. Гавриила Афонского Одесского чудотворца (1901).
Сщмч. Сергия Покровского, пресвитера (1937); прп. Антония Нового (Абашидзе), исповедника Печерского, схиархиепископа (1942 Укр.).
Собор святых Архангельской митрополии.
Святые дня, молите Бога о нас!
Пророк Иоиль
Пророк Иоиль был сын Вафуила. По древнему преданию, записанному у святого Ефрема Сирина, а также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области, и жил в городе Вефороне или Вефаре. Происходил из колена Гадова или Рувимова.
Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее Иудейское царство. Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча совершенно разорили Иудейскую страну. При таком бедствии, даже сильные верою упали духом, не говоря уже о малодушных. И вот, пророк Иоиль призывает народ обратиться к Иегове с молитвою о помощи, ибо "близок день Господень" (Иоил. 2:1).
Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Богу с молитвою о помощи, и Господь пощадил народ Свой. Устами пророка Своего Иоиля Господь обещает народу, за его обращение, благоденствие и обилие земных благ.
Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния.
Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда ("день Господень"), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне. Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их (Иоил. 3:19). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: "Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе" (Иоил. 3:20-21).
Его пророчества собраны в библейской Книге пророка Иоиля.
Тропарь пророка Иоиля
глас 2
Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле,/ спасай молитвами твоими// чтущия тя от всех скорбей.
Кондак пророка Иоиля
глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятилище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем, пророче, блаженне Иоиле, славне.
Мученик Уар Египетский и с ним семь учителей христианских
Святой мученик Уар и семь учителей христианских, жили в Египте в период особых гонений на христиан (конец III – начало IV века). Уар был военачальником и тайным христианином. Он оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Посещая ночью тюрьмы, он приносил узникам пищу, перевязывал раны, ободрял.
Однажды он целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями, которых перед тем избивали и держали голодными. Утром, когда осужденных повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья, видя особую твердость веры Уара, приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Затем были усечены христианские учители. Это было в 307 г.
Тропарь мученика Уара
глас 4
Воинством святых страстотерпец страждущих законне,/ зря онех, показал еси мужески крепость свою./И устремився на страсть волею,/ и умрети вожделе за Христа,/ Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре,/ моли спастися душам нашим.
Кондак мученика Уара
глас 4
Христу последуя, мучениче Уаре,/ Того испив чашу,/ и мучения венцем увязеся,/ и со Ангелы ликовствуеши:// моли непрестанно за души наша.
Преподобный Иоанн Рыльский, перенесение мощей
Преподобный Иоанн Рыльский родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области в Болгарии (древний Средец - ныне София). В юном возрасте после смерти родителей он раздал все имущество нищим, принял монашество и поселился на необитаемой горе. Разбойники, напав на него, выгнали его оттуда, тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. 12 лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Здесь святой прожил 60 лет, питаясь одной растительной пищей и не видя людей. Стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где семь лет провел под открытым небом.
Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал своей рукой "Завет к ученикам", одно из лучших творений староболгарской письменности.
В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976-1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927-972). Предполагают, что перенесение мощей состоялось в 980 г. Немного позднее десница преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых - 18 августа, он скончался).
В 1183 году венгерский король Белла II (1174-1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великими почестями. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу - Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня.
Подробнее об этом угоднике Божьем можно почитать тут:
http://filin-dimitry.livejournal.com/635785.html
Возвращение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльск. Тропарь
глас 4
Твоих мощей возвращением/ обитель твоя обогатися,/ церковь же твоя, приемши я, просветися/ и, красящися, верных созывает с веселием/ светоносный твой светло праздновати день,/ грядите, глаголющи,/ и приимите благодатей дарования.
Молитва преподобному Иоанну Рыльскому
О преподобне отче Иоанне, угодниче Господень преизрядный, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче! Помозй мне, грешному и унылому, в настоящем сем житии и умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея во всем житии моем делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы. И во исходе души моея помози ми, окаянному, и умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Блаженная Клеопатра и сын ее святой Иоанн
Блаженная Клеопатра происходила из селения Едра близ горы Фавор в Палестине. Она была современницей святого мученика Уара и видела его добровольные мучения. После казни блаженная перевезла тело святого мученика на свою родину и с почестями похоронила его. У Клеопатры был единственный любимый сын Иоанн, получивший почетную офицерскую должность. К великой скорби матери, Иоанн скоропостижно скончался. Клеопатра с горькими рыданиями обратилась к мощам святого мученика Уара, моля его о воскрешении сына.
Когда Клеопатре во сне предстали Уар и ее сын Иоанн, блистающие светлыми одеждами с венцами на головах, она поняла, что Господь принял ее сына в небесное воинство, и утешилась. После этого блаженная Клеопатра стала жить при храме, воздвигнутом ею над мощами святого мученика Уара и ее сына Иоанна, стараясь снискать благодать Божию добрыми делами. Она раздала имение нищим и проводила время в молитве и посте. Через семь лет праведной жизни блаженная преставилась (ок. 327).
Священномученик Садок Персидский, епископ
Священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников пострадали в Персии при царе Сапоре II, Святой Садок был преемником священномученика Симеона (память 17 апреля). Однажды он увидел сон, в котором святой Симеон предупреждал его о предстоящей ему мученической смерти. Стоя в великой славе на вершине лестницы, касавшейся небес, святитель Симеон сказал: «Взойди ко мне, Садок, и не бойся – я вчера взошел, а ты взойди сегодня».
Вскоре царь Сапор, воздвигший гонение на христиан, повелел взять святого Садока вместе с его клиром и паствой. Всего было схвачено 128 человек, в их числе 9 дев. Они были брошены в темницу, где в продолжение пяти месяцев их жестоко истязали, принуждая отречься от христианской веры и поклониться солнцу и огню. Святые мученики бестрепетно отвечали: «Мы – христиане и поклоняемся Единому Богу». Они были осуждены на усечение мечом.
Кондак свщенномученика Садока, епископа Персидского
глас 4
Владычню речению усердно в подобстве последова, / яко убо пастырь добрый душу свою за Христовы овцы положил еси,/ священномучеyиче Садофе, молим тя, многострадальне, / моли gастырем начальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да воспоем ти:/ радуйся, священный отче Садофе,/ иже за Христа кровь свою излиявый.
Преподобная Фридесвида Оксфордская
Это случилось недавно, несколько лет назад. В знаменитой оксфордской библиотеке студент, с большим усердием изучавший научные труды, окружив себя горой трактатов, справочников и конспектов, вдруг почувствовал, что потерял свой истинный путь. Он закрыл глаза и начал молиться, прося у Господа руководства. Когда он открыл глаза и привычно посмотрел на потолок библиотеки, на котором латынью написан девиз Оксфордского университета: «Dominus Illuminatio mea» («Господь есть мой Свет»), молодой человек сразу встал, отложил книги, вышел из библиотеки, сел на велосипед и поехал в Бинси, где в двух милях от суеты и толкотни городского центра Оксфорда стоит небольшая средневековая часовня, а рядом с ней – святой источник. Этим оазисом мира и духа являются часовня святой Маргариты в Бинси и святой источник преподобной Фридесвиды, покровительницы Оксфорда.
Согласно житию преподобной, написанному около 1125 года на основании преданий, распространенных в Оксфорде, она родилась примерно в 680 (или, по другим данным, 665) году. Она была принцессой Уэссекса. Ее отца звали Дидан, он был местным правителем в районе современного Оксфорда, а имя ее матери было Састрита. Воспитание святой Фридесвиды было доверено благочестивой женщине, по имени Этельгита. Очень рано юная принцесса Фридесвида начала выказывать склонность к монашеской жизни, не даром ее жизненной установкой с детства были слова: «Все, что не Бог, есть ничто». Согласно преданию, когда святая была еще очень молодой, ее преследовал языческий принц из Мерсии, по имени Этельгар, добивавшийся брака с ней. Однако святая Фридесвида скрылась от него, уединившись в лесах близ Бинси, немного вниз по течению Темзы, недалеко от Оксфорда, который тогда был небольшой деревней. Там она вела отшельническую жизнь с двумя другими подвижницами. Здесь она прожила около трех лет; кельей ей служил бывший хлев.
Однако принцу Этельгару, движимому греховными намерениями, удалось разыскать святую Фридесвиду, но он тут же ослеп. Только после его глубокого покаяния и по молитвам святой зрение его было восстановлено. После этого события святая Фридесвида жила некоторое время одна в тишине и мире, продолжая подвиги монашеской жизни. В дальнейшем ей предстояло основать двойной монастырь на том месте, где сейчас стоит англиканский кафедральный собор Крайст-Черч в Оксфорде. Обитель Фридесвиды была посвящена Пресвятой Матери Господа. Святая подвижница, став игуменьей этого монастыря, собрала вокруг себя большую общину сестер. Но, желая уединения, Фридесвида со временем возвратилась на место своего затворничества и построила келью в лесах Бинси, где жила в святости и проводила много времени в молитве. Родник, из которого она пила, появился здесь благодаря ее пылким молитвам. Позднее его назвали святым источником преподобной Фридесвиды, и он существует здесь по сей день.
Через несколько столетий недалеко от этого места был построен женский монастырь. Сейчас место это называется, как и тогда, Годстоу, что значит «Место служения Богу» или «Святое Божие место». Здесь, в Годстоу, эта принцесса, жившая в православном христианском духе, отошла ко Господу в 735 году, а ее мощи стали почитаться.
Днем памяти святой Фридесвиды издавна считается 19 октября/1 ноября. Святой составлена православная служба на английском языке.
В самом начале XI столетия монастырь святой Фридесвиды был разорен датчанами. Его возродили только после великой схизмы уже как римско-католический монастырь. Однако мощи преподобной сохранялись и почитались долгое время, пока рака, в которой они лежали, не была уничтожена «реформаторами» в 1538 году. Хотя раку восстановили очень скоро, в 1546 году, ее снова осквернили в 1558 году. Сделал это некий фанатик кальвинист, который смешал святые мощи Фридесвиды с костями любовницы одного монаха-отступника, бывшего тогда «профессором богословия» в Оксфордском университете.
(Собор Крайст-Черч в Оксфорде)
Сегодня мощи преподобной Фридесвиды лежат в простой могиле вперемешку с костями той женщины в кафедральном соборе Крайст-Черч, в нескольких шагах от центра Оксфорда, и им не оказывается должного почитания. Поразительно, что сегодня никто в этом городе, включая, я думаю, и современных «профессоров богословия», не считает это неправильным. Мало кто посещает этот собор как паломник, просит святых молитв у покровительницы города Фридесвиды и почитает ее место упокоения. Как низко пали сильные умы этого города! Как мало они заботятся о святости в своем искании абстрактного знания! Они все это изучают напрасно, ибо ничего не узнают! Подобно принцу из жития святой Фридесвиды, все они преследуют то, чего не могут достичь, ибо ослеплены отсутствием у них веры. Они не знают, что значат слова «Dominus Illumination Mea» – Господь есть мой Свет. Во всей огромной нации в 60 миллионов человек мало найдется тех, кто верит этим словам и желает жить согласно чистому детскому убеждению святой Фридесвиды, что «все, что не Бог, есть ничто».
А что же стало с тем студентом, покинувшим суету Оксфордского университета ради святости преподобной Фридесвиды в лесах Бинси? Насколько мне известно, духовно он до сих пор обретается там, паломник, живущий, скорее, не приобретением знаний, а тем, что «есть истинный Бог». Господь есть его Свет. Да будет Он и вашим Светом тоже.
Святая мать Фридесвида, моли Бога о нас!
Тропарь
глас 5 (англ.)
Come, let us solemnly rejoice today, and let us laud the virtues and struggles of the most splendid luminary of the Western lands: Frideswide, great among ascetics, the most praiseworthy instructor of nuns, who watcheth over us from her dwelling-place on high; for the Lord hath truly made her wondrous among His saints. By her supplications may He save our souls.
Церковно-славянский перевод
Приидите торжествуем днесь / и восхвалим добродетели и подвиги / просиявшей яко светило в странах западных / Фридесвиды, велией во отшельницех / и прехвальной инокинь наставницы, / яже на ны взирает с вышних: / дивно бо Господь прослави ю во святых Своих, // еяже молитвами да спасет души наша.
Преподобный Прохор Пчиньский Мироточивый Чудотворец
"Посмотрите на чудесную личность Преподобного Отца нашего Прохора Пчиньского, который веками держит миллионы душ в православном настроении и ведёт их путём несомненного спасения. Загляните в тайну его личности; вся она соткана из православных подвигов: веры и любви, молитвы и поста, кротости и смирения, благости и сострадания. Не он ли несомненное оправдание аскетизма?"
(св. Иустин Челийский)
Преподобный Прохор, подвизавшийся в Нагоричанской и Козьячской пустыни, был явлен миру как светило во время царствования благочестивого византийского императора Романа IV Диогена (XI в.).
Родители святого Прохора Иоанн и Анна были набожными людьми и жили в селе Овчепольского края Скопльской области. Они очень сокрушались из-за того, что не имели детей, и возносили горячие молитвы Богу, щедро подавая милостыню сиротам и церквям. И Господь, видя их молитвы и добрые дела, даровал им утешение и великую радость: Анна в старости родила сына, который при крещении получил имя Прохор.
Когда Прохору исполнилось восемь лет, родители определили его учиться книжной премудрости. Просвещаясь Духом Божиим, Прохор успешно учился и тем очень радовал своих родителей.
Когда Прохор выучился книжной премудрости и достиг совершеннолетия, родители решили женить своего единственного сына, чтобы род их продолжился. Но преподобный не хотел сковывать себя земными оковами, потому что душа его стремилась к небу и сердце его любило Бога больше всех земных красот. Горя пламенем любви к Господу, он желал день и ночь служить Ему умом и сердцем, духом и телом. Прохор он очень любил богослужения и каждый день бывал в церкви. Это была сладчайшая пища его набожной души. Внимая словам Господа: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною", Прохор, решил оставить мир, и посвятить всего себя Богу. Выйдя из церкви, где он услышал эти евангельские слова, Прохор раздал всё своё имущество нищим, а сам удалился в пустынное место, вторя пророку Давиду: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41, 2).
Придя в пустыню Нагоричанскую, что в Жеглиговском крае, Прохор нашёл в ней небольшую пещеру и рядом с ней - маленький источник воды. Здесь он остался и стал подвизаться подвигом дивным и спасительным, имея всегда перед очами души Бога Творца и Спасителя. Пищей ему были растения и трава, да и те он употреблял раз в три дня, непрестанно питая, при этом, свою душу молитвой. Живя таким образом, преподобный провёл в этой пустыне 32 года, и за это время не видел лица человеческого, общаясь только со зверями, которые иногда приходили к нему.
(Место подвигов прп. Прохора Пчиньского (Старо Нагоричано))
Однажды, по промыслу Божиему, произошло следующее: будущий византийский император Диоген отправился на охоту в лес, где подвизался Прохор. Увидев серну, Диоген погнался за ней. Она же примчалась к пещере преподобного, который её часто кормил. За ней прибежал и Диоген. Увидев косматого старца в разорванной одежде, он перепугался и бросился бежать назад. Святой отшельник, провидев Духом, что Диоген скоро станет царём, стал звать его: "Диоген, вернись! Не бойся! Остановись! Я тоже человек". Услышав эти слова преподобного, Диоген вернулся и со страхом пал в ноги старцу, прося его благословения. Святой благословил его и пророчески сказал: "Диоген! Возвращайся в Царьград, так как Бог хочет возвести тебя на царский престол. А тогда не забудь обо мне. Те одежды, что сейчас на тебе, оставь в особой комнате, и часто приходи смотреть на них, вспоминая и меня, живущего в этой пустыни".
Диоген послушал старца и сразу вернулся в Константинополь. Пророчество святого Прохора исполнилось, и Диоген вскоре стал императором. Он поступил по заповеди отшельника и оставил свои прежние одежды в особой комнате, но скоро забыл про них.
Спустя 30 лет преподобный явился царю во сне и сказал: "Почему, Диоген, забыл ты свои прежние одежды и меня? Постарайся воздвигнуть мне хотя бы малый храм". Пробудившегося от сна императора охватил страх, и он вскочил и пошёл смотреть свои старые одежды; и вспомнил всё, что говорил ему святой старец. Желая исполнить волю преподобного, Диоген поехал в пустыню, где когда-то повстречал святого подвижника. Придя в Жеглиговский край, царь нигде не мог найти старца, потому что Прохор, послушав повеление явившегося ему Ангела, перешёл на гору Козьяк. В новой пустыни преподобный опять поселился в небольшой пещере и подвизался здесь постом и молитвой еще 30 лет, угождая Богу исполнением святых Его заповедей.
Таким богоугодным житием он стяжал великий дар пророчества и чудотворения. Император найдя место подвижнический подвигов Прохора в Нагоричанской пустыни, воздвиг здесь храм. (Ныне это церковь св. Георгия в Старо-Нагоричино близ Куманово в Македонии. Она была почти полностью перестроена в 1313г. св. королём Милутином после победы над турками.) Но он очень сокрушался оттого, что не знал, где почивают мощи св. Прохора. Он усердно молился святому, чтобы тот открыл место своего упокоения. И преподобный Прохор опять явился царю во сне и велел искать свои мощи в Козьячской пустыни. Диоген послал много воинов на поиски мощей преподобного, но они никак не могли их найти, пока кто-то не увидел с вершины горы Козьяк белого орла, который кружил над пещерой, где были останки святого отшельника. Царь и бывшие с ним пришли в эту пещеру и обрели нетленные останки св. Прохора. Диоген, и бывшие с ним пали ниц пред святыней и с великим почтением взяли мощи и с пением перенесли через реку Пчинь и пришли в недавно возведённый Нагоричанский храм, где и положили их. Но на утро они не нашли мощи в храме, а вновь обрели их в пещере старца. После повторного перенесения в храм, мощи вновь вернулись обратно. Так произошло трижды. Тогда Диоген решил перенести останки святого в Константинополь и положил святое тело на мула. Но мул не мог двинуться с места. Император увидел в этом волю преподобного, и приказал воздвигнуть новую церковь на реке Пчинь.
Новопостроенная церковь была освящена в присутствии императора Диогена и при стечении множества народа. Царь взял с собой в Константинополь левую руку святого, оставив все тело в новой обители.
(Монастырь Прохора Пчиньского, Вранье, Сербия)
Это и есть нынешний монастырь св. Прохора Пчиньского, в котором мощи подвижника почивают с правой стороны от алтаря и до сих пор источают миро и бесчисленные исцеления.
Священномученик Сергий Покровский, пресвитер
Священномученик Сергий родился 5 сентября 1880 года в селе Бурино Тарусского уезда Калужской губернии в семье псаломщика Николая Покровского. В 1901 году Сергей поступил в Калужскую Духовную семинарию. В предшествующий этому год в Калужской семинарии была проведена ревизия, которая обнаружила большие недостатки в управлении семинарией, которые привели к беспорядкам среди учащихся и неподчинению их начальству. В результате ревизии были уволены ректор семинарии и поставлено на вид дурное поведение учащимся, но такие строгие меры, как увольнение, не были к ним применены. В 1901 году ректором семинарии был назначен архимандрит Александр (Трапицын). Многие годы неправильного управления семинарией давали о себе знать и впоследствии. Среди учащихся были весьма популярны кружки, по большей части социалистической направленности. В одном из таких кружков состоял и Сергей Покровский. Студенты проводили тайные собрания в лесу, в пивных и на частных квартирах. Эти кружки существовали во все время обучения Сергея в семинарии.
В 1904 году Сергей Николаевич окончил Калужскую Духовную семинарию и был назначен учителем в деревню Коренево Жиздринского уезда Калужской губернии. Во время летних каникул в 1905 году он заехал вместе со своим товарищем учителем в Калугу к его двоюродному брату, который предложил им вступить в партию эсеров и пригласил на собрание членов этой партии. С этого времени Сергей Николаевич вместе со своим товарищем стали проводить пропагандистскую работу среди крестьян, агитируя их за партию эсеров, привлекая на сторону сочувствующих партии эсеров учителей. Они распространяли эсеровскую литературу, которую привозили из Калуги, но партийной организации в деревне создать так и не смогли. Однако их деятельность едва не привела их в тюрьму. В то время они устраивали в кореневской школе просветительские спектакли. В ноябре во время революционных беспорядков 1905 года люди собрались на такой спектакль и, будучи уже распропагандированными, стали громко выражать недовольство царским строем. Людей было много, и спектакль едва не кончился беспорядком. Заведующий школой донес об этом в полицию, и было начато следствие. Узнав об этом, Сергей Николаевич написал своему знакомому, сыну пристава города Жиздры, чтобы тот уговорил своего отца не арестовывать их, что было тем исполнено, и дело было замято.
В 1907 году Сергей Николаевич был рукоположен во священника ко храму в селе Касьяново Козельского уезда Калужской губернии. Руководители партийной ячейки в Калуге посчитали очень удачным для себя, что священник будет проводить среди крестьян их идеи, но отец Сергий, став священником, уже по-другому смотрел на то, в чем заключается благо для народа и в каком служении и просвещении народ нуждается. В 1908 году он вышел из партии и всю дальнейшую жизнь посвятил служению Богу и пастве. Вскоре он был переведен в храм в село Никитское Медынского уезда Калужской губернии и возведен в сан протоиерея.
(тут раньше стоял храм - Церковь Михаила Архангела - Никитское - Медынский район - Калужская область)
(Строящаяся часовня в селе Никитское)
Своим беззаветным служением он завоевал большой авторитет среди прихожан, к нему постоянно шли люди за помощью и советом. Он никогда никому не отказывал. В любую погоду и в любое время суток он по их просьбе шел исполнять требы. Он часто служил и всегда за службами проповедовал. Когда начались гонения от безбожной власти на Русскую Православную Церковь, отца Сергия стали принуждать, угрожая репрессиями, отказаться от сана, взамен обещая сохранить жизнь. Но ни угроз протоиерей Сергий не испугался, ни на увещевания не согласился.
15 августа 1937 года протоиерей Сергий был арестован и заключен в тюрьму в городе Медынь. Уважение и любовь к священнику среди прихожан были настолько велики, что ни после ареста священника, ни после его мученической кончины они не оставили без помощи его детей-сирот. Они помогали им всем, чем могли, зачастую делились последним куском хлеба. Несмотря на опасность быть обвиненными в сочувствии к «врагу», они приносили продукты, чаще всего ночью, тайком.
– Вы состояли тайным агентом и потому не были отданы под суд за свою революционную в то время работу. Признаете ли вы это? – спросил отца Сергия следователь.
– Это я отрицаю. Нигде и никогда я не состоял тайным агентом. Не был я отдан под суд благодаря защите своего школьного товарища, сына пристава.
– Следствием также установлено, что вы с контрреволюционной целью организовали вокруг себя антисоветски настроенных лиц из служителей религиозного культа и бывших монашек, через коих проводите свою контрреволюционную работу. Подтверждаете ли вы это?
– Это я также отрицаю. В церковной сторожке при церкви, где я служу, действительно проживает монахиня Анастасия Иванова и еще одна больная припадочная из деревни Корытцово Александра Александровна, фамилии ее я не помню. Кроме того, со мной служит диакон Николай Иванович Прозоровский. Никаких указаний о проведении контрреволюционной работы я им не давал, и они ее, насколько мне известно, не проводят.
Допросы продолжились через две недели, и следователи к тому времени запаслись дополнительными показаниями лжесвидетелей.
– Следствием установлено, что вы во время Медынского контрреволюционного восстания в 1918 году принимали активное в нем участие, провожая повстанцев в наступление с крестом, а в августе 1918 года разрешили звонить в набат для созыва граждан. Признаете ли вы себя виновным в этом?
– Это я отрицаю. Никакого участия в Медынском контрреволюционном восстании я не принимал и повстанцев не провожал с крестом, хотя и проживал в это время дома в селе Никитское. В августе 1918 года во время моего отсутствия, когда я был на покосе, действительно звонили в набат с колокольни церкви села Никитского, где я в то время служил, для созыва граждан, но я к этому никакого отношения не имел.
– Следствием установлено, что вы, ходя с молебнами по домам граждан, отказывались служить в тех домах, где имелись портреты вождей коммунистической партии и советского правительства, собственноручно снимая их. Признаете ли вы это?
– Это я также категорически отрицаю. Ни в одном из домов я никогда не снимал портретов вождей и ничего не говорил о снятии их.
– В беседах с гражданами вы проводили антиколхозную агитацию, называя колхозное строительство «карой Господней». Подтверждаете ли вы это?
– Этого я не подтверждаю. Никогда и никакой антиколхозной агитации я не проводил.
– Следствием также установлено, что вы, проводя систематически контрреволюционную агитацию, в беседах с гражданами восхваляли Гитлера и фашистскую Германию, проводили пораженческую агитацию. Признаете ли вы это?
– Этого я также не признаю. Никогда и нигде я ни с кем не разговаривал о Гитлере и о его учении, так как я его не знаю. Никакой пораженческой агитации я также не проводил.
На этом допросы были закончены. 20 октября тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Покровский был расстрелян 1 ноября 1937 года и погребен в безвестной могиле.