Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябля

(преподобный Сергий Радонежский, Великий благоверный князь Дмитрий Донской, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябля)
Александр Радонежский, в миру Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».
По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.
В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

(Битва Пересвета с Челубеем. Илья Глазунов)
Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.
Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону», а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище». Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.
Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша». В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых». В 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»).
Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.
Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.
В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.

(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Симонов монастырь, Москва)

(деревянные надгробия (современные) Пересвета и Ослябли)
В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.
В наши дни старый Симоновский монастырь восстанавливается.
Тропарь Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским
глас 1
Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии,
Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый,
Сергия игумена благодатные наследницы,
Куликовской брани ратницы духовнии.
Вы бо змия агарянскаго победисте, /
но и нас своим заступлением не остависте. /
Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, /
душею в превышнем селении пребываете. /
Молите за весь род русский православный,
преподобнии сродницы наши.
Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским
глас 7
На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских и Алма-Атинских

Празднуется в первое воскресенье после 3 (16) сентября
В 1930-х - 1950-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа – Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было немало православных архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. В начале XXI века удалось собрать множество материалов о подвигах казахстанских новомучеников.
В феврале 2008 года митрополит Астанайский Мефодий (Немцов) получил благословение патриарха Алексия II на установление отдельного дня празднования Собора новомучеников и исповедников, пострадавших на земле Казахстана. Празднование решено было проводить в первое воскресенье после дня памяти первомученика Казахстанской земли - епископа Верненского Пимена. Празднование Собора было внесено в месяцеслов по патриаршему благословению 28 февраля 2008 года.
В Собор входят:
• Сщмч. Виссарион Селинин, свящ. (+ 1918, память 18 апреля)
• Сщмч. Владимир Цедринский, прот. (+ 1918, память 14 августа)
• Сщмч. Василий Колмыков, свящ. (+ 1918, память 3 сентября)
• Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Верненский (+ 1918, память 16 сентября)
• Сщмч. Зиновий Сутормин, свящ. (+ 1920, память 10 января)
• Сщмч. Константин Зверев, диакон (+ 1920, память 29 января)
• Сщмч. Иоанн Гранитов, прот. (+ 1920, память 30 января)
• Сщмч. Александр Дагаев, прот. (+ 1920, память 28 декабря)
• Сщмч. Мефодий (Красноперов), еп. Петропавловский (+ 1921, память 4 февраля)
• Прмчч. Серафим (Богословский), иером. (+ 1921, память 29 июля)
• Прмч. Феогност (Пивоваров), иером. (+ 1921, память 29 июля)
• Сщмч. Леонид Лебедев, свящ. (+ 1921)
• Мч. Исидор Решеткин, псалом. (+ 1921)
• Прмч. Анатолий (Смирнов), иером. (+ кон. 1920-х, память 29 июля)
• Сщмч. Филипп Григорьев, прот. (+ 1933, память 4 января)
• Сщмч. Стефан Пономарев, прот. (+ 1933, память 4 января, 5 января)
• Сщмч. Александр Скальский, прот. (+ 1933, память 4 января, 7 января)
• Присп. Ираклий (Мотях), схим. (+ 1937, память 28 мая)
• Прмц. Ева (Павлова), игум. (+ 1937, память 14 августа)
• Прмц. Евдокия (Перевозникова), мон. (+ 1937, память 14 августа)
• Сщмч. Алексий (Орлов), архиеп. Омский (+ 1937, память 22 августа)
• Прмч. Иларион (Цуриков), иером. (+ 1937, память 22 августа)
• Прмч. Иоанн (Лаба), иером. (+ 1937, память 22 августа)
• Сщмч. Павел Гайдай, свящ. (+ 1937, память 23 августа)
• Сщмч. Дамаскин (Цедрик), еп. Стародубский (+ 1937, память 2 сентября)
• Сщмч. Евфимий Горячев, прот. (+ 1937, память 2 сентября)
• Сщмч. Евгений (Зернов), митр. Горьковский (+ 1937, память 7 сентября)
• Сщмч. Пахомий (Ионов), иером. (+ 1937, память 7 сентября)
• Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский (+ 1937, память 9 сентября)
• Прмч. Маврикий (Полетаев), архим. (+ 1937, память 21 сентября)
• Сщмч. Александр (Щукин), архиеп. Семипалатинский (+ 1937, память 17 октября)
• Сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский (+ 1937, память 7 ноября)
• Сщмч. Сергий (Зверев), архиеп. Елецкий (+ 1937, память 7 ноября)
• Сщмч. Виктор Климов, свящ. (+ 1937, память 9 ноября)
• Сщмч. Константин Черепанов, свящ. (+ 1937, память 9 ноября)
• Сщмч. Нестор Панин, прот. (+ 1937, память 9 ноября)
• Сщмч. Феодор Чичканов, прот. (+ 1937, память 9 ноября)
• Сщмч. Александр Серебров, прот. (+ 1937, память 19 ноября)
• Сщмч. Игнатий Теслин, свящ. (+ 1937, память 19 ноября)
• Сщмч. Константин Михайловский, прот. (+ 1937, память 19 ноября)
• Сщмч. Порфирий (Гулевич), еп. Симферопольский (+ 1937, память 19 ноября)
• Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский (+ 1937, память 20 ноября)
• Сщмч. Борис (Воскобойников), еп. Ивановский (+ 1937, память 23 ноября)
• Сщмч. Иоанн Земляной, свящ. (+ 1937, память 17 декабря)
• Сщмч. Петр Покровский, свящ. (+ 1937, память 17 декабря)
• Сщмч. Николай (Клементьев), еп. Великоустюжский (+ 1937, память 18 декабря)
• Прмц. Агафия Крапивникова, послушница (+ 1937)
• Мц. Александра Лебедева (+ 1937)
• Прмц. Мария Портнова, послушница (+ 1937)
• Мц. Мария Стефани (+ 1937)
• Прмч. Николай (Ащепьев), игум. (+ 1937)
• Сщмч. Уар (Шмарин), еп. Липецкий (+ 1938, память 10 сентября)
• Сщисп. Феоген (Козырев), архим. (+ 1939, память 30 июня)
• Сщмч. Николай Беневоленский, свящ. (+ 1941, память 3 мая)
• Мц. Акилина Дубовская, Акмолинская (+ 1942)
• Мц. Анна Водоланова, Акмолинская (+ 1942)
• Прмц. Евдокия (Андрианова), мон., Акмолинская (+ 1942)
• Мц. Наталия Карих, Акмолинская (+ 1942)
• Мц. Наталья Копытина, Акмолинская (+ 1942)
• Сщисп. Николай (Могилевский), митр. Алма-Атинский (+ 1955, память 12 октября)
• Присп. Севастиан (Фомин), архим. Карагандинский (+ 1966, память 6 апреля)
Тропарь
глас 7
Небо церковное ныне отверзается, / веселия исполняется Церковь Православная земли Казахстанския, / и яко ангельский лик собору верных предходит / пресветлое воинство мучеников и исповедников ея. / Ихже ради страдания, Христе Боже, / крепость благоутробнаго милосердия яви земли нашей. / Церковь же в пустыни Тобою насажденную / молитвами Богородицы и всех святых // избави от бед и утверди вовеки.
Кондак
глас 5
О мученицы и исповедницы преславнии, / Казахстанския земли предстателие теплейшии, / во всяком чине и возрасте Христу послужившии! / Кто исповесть болезни и подвиги ваша, / кто доволен изрещи чудеса вашея веры, / или хвалу достойную красоте исповедания вашего воздати? / Обаче приимите любовию вас почитающия // и молитву вознесите о спасении душ наших.