Священномученик Ермил Сингидонский (Белградский), диакон
(Мчч. Ермил и Стратоник)
Память 13 января, 30 августа (Серб.)
Славянин по происхождению, он был диаконом города Сингидона (или Сингидуна, ныне Белград, столица Сербии) и пострадал за Христа вместе со св. мучеником Стратоником в царствование нечестивого императора Ликиния в 315 году. За осмеивание языческих богов и тех, кто поклоняется им, Ермила заключили в темницу, где ему явился ангел Господень и укрепил его дух обетованием помощи Божией и победного исповеднического венца.
По прошествии трех дней святого вновь привели к императору. После бесплодных попыток уговорами и угрозами склонить мученика к поклонению идолам Ермила подвергли жестоким пыткам: шесть воинов растянули его на земле и били железными прутьями. Во время мучений послышался голос, обещавший через три дня вознаградить святого мученическим венцом.
После того как темничный сторож Ермила, тайный христианин Стратоник, не смог удержаться от слез и был уличен в христианстве, мучеников вновь подвергли жестоким истязаниям, но не добились отречения от веры. Тогда Ликиний приказал их утопить. Святых опутали сетями и бросили в Дунай.
На третий день христиане нашли их тела на берегу и погребли их в одном гробе в окрестностях Сингидона. Церковь прославляет их вместе - «Ермил славный и богомудрый Стратоник, двоица чудная». Честные главы их находились в храме святой Софии в Константинополе, где в 1200 году их видел русский паломник Антоний.
Преподобный Христофор Римлянин, Палестинский
Он постригся в монашество в монастыре преподобного Феодосия близ Иерусалима.
О сем преподобном Христофоре Иоанн и Софроний, написатели книги, именуемой Лимонарь, повествуют так:
Когда мы были в Александрии, то пришли к авве Феодулу, находящейся в обители святой Софии, что в Фаране; старец поведал нам, сказав:
- Я постригся в иночество в киновии преподобного отца нашего Феодосия; эта киновия находится в пустыни святого Христова города Иерусалима; там встретил я большого ростом старца, по имени Христофора, родом римлянина. Однажды я поклонился ему, сказав: "Яви мне любовь, отче, расскажи мне, каковы были подвиги твои от дней юности?"
После того как я много упрашивал его, старец понял, что я просил его о том ради пользы (душевной); тогда он поведал мне о себе, сказав так:
- Когда я отрекся от мира, чадо, то питал великую любовь и усердие к подвигу иноческому: днем я упражнялся в служении Богу, вечером же, уже поздно, я уходил в пещеру, в которой ранее имели обыкновение молиться преподобный Феодосий и прочие святые отцы. Входя в пещеру, я творил сто поклонов и на каждой степени падал ниц пред Богом: всех же степеней восемнадцать. Войдя внутрь пещеры, я проводил время в молитве до тех пор, пока не ударяли в било, созывая на утреннее пение; только тогда я выходил из пещеры и направлялся к церкви.
В таком подвиге я пробыл одиннадцать лет, никогда не изменяя сего правила, подвизаясь с великим пощением и хранением помыслов, трудясь телом во всех поручаемых мне службах и испытывая большое лишение, по причине нестяжательности моей.
Однажды ночью, когда я пришел к пещере, я начал творить обычные мои коленопреклоненные моления на степенях; дойдя до последней степени, я остановился - неожиданно я оказался в восторженном состоянии: я увидел, что вся пещера была наполнена лампадами, из коих одни горели, другие же не горели. Видел я также двух мужей светообразных, ходивших в белых ризах и возжигавших лампады, и спросил их:
- Для чего вы поставили здесь сии лампады, так что я не могу войти сюда и помолиться?
Они отвечали мне:
- Это лампады отцов, служащих Богу.
Тогда я снова спросил их:
- Почему же одни из лампад горят, а другие нет?
Они ответили мне:
- Служащие Господу со усердием зажгли лампады свои, а ленивые не зажгли лампад.
Потом сказал им:
- Окажите мне любовь, скажите мне: моя лампада горит или нет?
Они ответили мне:
- Трудись и молись, и тогда мы зажжем ее.
Но я сказал:
- Я всегда молюсь и не делаю ничего иного до сего времени.
После сих слов я пришел в себя и не видел уже никого больше. Потом я сказал себе:
- О Христофор! Ты должен понести еще большие труды, дабы зажечь лампаду свою!
Утром следующего дня я вышел из монастыря и отправился на Синайскую гору, ничего не взяв с собою, кроме одежды, в которую я был облечен. После того как я пробыл на горе Синайской пятьдесят лет, потрудившись во многих подвигах, низшел ко мне голос, говоривший:
- Христофор! Иди в монастырь твой, в котором ты подвизался ранее, дабы почить там вместе с отцами твоими.
Поведав сие о себе, преподобный Христофор после сего пожил немного времени и предал святую душу свою в руки Божии.
Потом тот же авва Феодул поведал нам (повествуют Иоанн и Софроний) о том же отце Христофоре, что в другое время, прежде кончины своей, преподобный Христофор поведал сие:
Однажды днем я вышел (поведал он) из монастыря моего и пошел во Святой город Иерусалим, дабы поклониться и облобызать животворящий крест Господень. И когда я был там, поклонился и уже выходил, то увидел некоего брата, стоявшего при вратах, среди двора церковного, - ни входящего, ни выходящего. Я видел также и двух воронов, бесстрашно летавших пред лицом его и не позволявших ему войти. Я понял, что те вороны были демонами. Тогда я сказал стоявшему:
- Скажи мне, брат, по какой причине ты стоишь посреди ворот и не входишь?
Он отвечал мне:
- Прости меня, отче, я одержим помыслами; один помысел говорит мне: иди и поклонись честному кресту и облобызай его; другой же помысел говорит: нет, не ходи, но иди сначала и исполни свое дело; в другое время ты придешь и поклонишься.
Я же, слышав это (говорит святой Христофор), взял брата за руку и ввел в храм, и тотчас исчезли те вороны; я предложил ему поклониться честному кресту и святому Гробу Господню и потом отпустил его с миром.
Это поведал мне (говорит Феодул), преподобный Христофор, так как видел, что я много упражнялся в делах монастырских, но мало прилежал к молитве, - дабы я знал, что прежде всего следует исполнять служение духовное, а потом уже работу, необходимую для телесных потребностей.
Уведав о сем, блаженные отцы Иоанн и Софроний написали сие на пользу читающим и слушающим, во славу Христа, Бога нашего.
Преподобная Вриена Нисивийская (Βρυαίνη)
Почила с миром в 318 году.
По одной версии отождествляется с матерью святого Фантина, Солунского чудотворца, память которого совершается в тот же день, но годы жизни последнего относятся к IX-X веку.
Святитель Евлалий, епископ Кесарийский, праведный
Не позднее IV века. Один из предшественников святителя Василия Великого на кафедре Кесарии Каппадокийской. Лишил своего сына священного сана за ношение одежды, неприличной духовному званию.
Преподобный Александр Вочский, Галичский
(Преподобный Александр Вочский. Икона XVIII века. г.Солигалич)
Память 27 марта, 23 января (Греч.), 30 августа (Костром.) и в Соборе Костромских святых
Житие преподобного Александра неизвестно. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Он был одним из первых игуменов, а согласно некоторым источникам - основателем Александровской Преображенской пустыни на реке Воче, левом притоке реки Костромы, близ города Солигалич (с. Коровново Солигаличского района Костромской области), упоминаемой под 1533 годом, уже после смерти преподобного Александра. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как "подражатель" в подвигах и даже как "собеседник" преподобного Авраамия Чухломского (+ 1375).
Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст которой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей (И. Я. Сырцова, А. И. Соловьёва).
Юность преподобного в службе воспевается так: "От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев". Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил "свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню".
Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов.
Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровново, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. В то время здесь был непроходимый лес и на первых порах преподобный подвизался в полном уединении. В службе не раз указывается на суровость его жизни: "Всякое озлобление претерпел еси: мразь и зной, алкание и жажды и на земли ляганиями всячески тело удручив"; "Мудрование плоти умертвил еси, чести и имения совлекся еси, ризную лепоту ни во что же вменив, власяная рубища вожделел еси носити и сим показуя глубочайшее смирение". Не год и не два, а "многое время" преподобный оставался в скрытой от людей пустыне. Затем к нему стали приходить новые подвижники, желавшие посвятить свою жизнь Богу под руководством опытного наставника. Для своих сподвижников преподобный Александр был мудрым духовным отцом и примером в иноческих добродетелях. Преподобный Александр не только положил основание обители, но и успел при жизни привести ее в благоустроенное состояние.
Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. "Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия". О том, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме, письменных свидительств нет, но в пользу этого говорит описание его иконописного образа XVIII в. "Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий; схима (только) поуже на плечах".
Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался "источником неисчерпаемых чудес боготочных" и "кладезем чудес неистощимых".
Сведений о времени канонизации прп. Александра не сохранилось, к концу XVI в. существовало местное почитание, была составлена служба. В царских и Патриарших грамотах XVII в. Александр Вочский всегда упоминается как "святой", "преподобный", "чудотворец". Имя его включено в "Описание о российских святых". Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й половины XVIII века с изображением святого в рост (КГОАМ). Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-е годы (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 года по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского).
В 1764 г. монастырь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей Александра Вочского существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Этот храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи Александра Вочского никогда в советское время не вскрывались. В настоящее время от монастыря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в нескольких десятках метров от места погребения преподобного.
Тропарь
глас 4
Удалихся, бегая давидски, отче, мира, и водворихся в пустыни, и в ней процвел еси яко крин благоуханен чистаго ради жития своего; в чистоте бо сердца своего уподобися преподобному Авраамию, предобрый явися наставник иноком и постником благое украшение. Сего ради Господь, труды твоя видев, даром чудес обогати тя. Мы же, чада твоя духовная, вопием ти: радуйся преподобне Александре, пустынная отрасль.
Священномученик Николай Фомич Околович , митрофорный протоиерей
Память 30 августа, в Соборах Белорусских и Воронежских святых
Родился 4 мая 1863 года в селе Ужлятине Витебского уезда Витебской губернии в семье псаломщика.
В 1877 году окончил Витебское духовное училище, в 1883 году - Витебскую духовную семинарию по I разряду и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1887 году со степенью магистранта.
С 6 октября по 3 декабря 1887 года на должности столоначальника Полоцкой духовной консистории. 4 декабря был назначен на должность епархиального противораскольничьего миссионера епископом Полоцким Маркеллом (Попелем). В соответствии с новым назначением Николай переехал в город Режица (Резекне) - центр компактного проживания старообрядцев.
17 января 1888 года вступил в брак с Александрой Михайловной Децикевич, внучкой епископа Маркелла (Попеля), дочерью протоиерея Михаила Децикевича. В их семье было четверо детей: двое сыновей и две дочери.
В январе того же года года епископом Полоцким Маркеллом был рукоположен в сан диакона, а 2 февраля - в сан иерея.
4 марта 1888 года был назначен настоятелем домовой Никольской церкви Полоцкого кадетского корпуса. Проходил должность законоучителя при кадетском корпусе. Одновременно являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого церковного братства, председателем Полоцкого уездного отделения училищного совета. На Первом миссионерском съезде, проходившем в городе Витебске 5-10 июня 1901 года был единогласно избран на должность председателя епископом Полоцким Тихоном (Никаноровым).
В 1906 году серьёзно заболел. В 1907 году болезнь стала прогрессировать, и по требованию врачей отец Николай должен был переменить климат, переехав на служение в город Воронеж.
19 июня 1907 года был назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вступил в отправление своих служебных обязанностей 13 августа того же года. С 14 октября 1908 года и до отъезда из Воронежа был председателем Воронежского епархиального миссионерского совета. Участвовал в деятельности 14 культурно-просветительских и благотворительных учреждений. Также был главным редактором Воронежских епархиальных ведомостей, где печатал свои литературные труды, миссионерские отчёты, проповеди, некрологи.
В мае 1910 года в городе Полоцке, во время перенесения из Киева мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, встретился и познакомился лично с митрополитом Антонием (Храповицким).
В 1911 году по его инициативе в Воронеже были учреждены педагогические и миссионерские курсы для преподавателей церковно-приходских школ и приходского духовенства. В Воронежской семинарии его трудами были организованы обсерватория, биологическая и электрическая станции, оранжерея.
Возведён в сан протоиерея. С 16 января по 1 июля 1913 года служил настоятелем в Николаевском храме Воронежа.
Из свидетельства Воронежского епархиального миссионера Льва Захаровича Кунцевича:
"...Под председательством протоиерея Николая Околовича Миссионерский Совет работал плодотворно и оживлённо. Приходится пожалеть об уходе из Воронежа почтенного миссионерского деятеля, отличавшегося необыкновенной отзывчивостью и сердечностью, согревавшей членов Совета и объединявшей их в одну семью, работавшую во имя дела без разделений и партий..."
В декабре 1912 года назначен законоучителем Двинского реального училища. В течении многих лет был редактором Полоцких епархиальных ведомостей, где печатал многие свои труды. Во время Первой мировой войны переехал в город Речицу, куда было эвакуировано Двинское реальное училище.
В июле 1916 года в городе Харькове встречался с митрополитом Антонием (Храповицким).
В октябре 1917 года был уволен с должности законоучителя Двинского реального училища. Проживал в Речице Могилёвской губернии и преподавал в Двинском реальном училище до мая 1919 года. После окончания немецкой оккупации уехал в город Витебск.
С мая 1919 года на должности руководителя пастырской школы при соборе. Одновременно начал читать лекции по Закону Божьему в советских трудовых школах 2-1 ступени и для взрослых. Вместе с ним был лектором бывший ректор Витебской духовной семинарии протоиерей Сергий Артоболевский. Отец Николай Околович был лектором старшей группы. Преподавал историю религий, общую и русскую церковную историю, а также основное, нравственное и догматическое богословие. В этот же период продолжал противосектантскую миссионерскую деятельность, с миссионерскими целями ездил в места проживания сектантов.
В 1922 году был назначен настоятелем Николаевского кафедрального собора Витебска. В том же году был арестован по подозрению в организации препятствий реквизиции и осуждён с обвинением "в организации препятствий компании по изъятию церковных ценностей". Приговор - лишение свободы на 1 год (условно). Находился в заключении под стражей в тюрьме в течении двух недель, после чего был освобождён и вскоре амнистирован.
До осени 1924 года - настоятель Покровского храма в селе Новики Полоцкого уезда и Комшанской церкви Невельского уезда Витебской губернии. Одновременно являлся уполномоченным Витебского епархиального управления по Невельскому уезду.
В 1924 и 1927 годах обновленческий митрополит Иосиф (Кречетович) и обновленческий архиепископ Алексий (Щербаков) письменно предлагали отцу Николаю перейти в обновленчество, принять архиерейский сан и Полоцкую епархию. Ответом на это предложение был отказ. В 1924 году обновленческие Витебский епархиальный совет и Высший церковный совет наградили не принадлежавшего к обновленчеству священнослужителя митрой. Отец Николай был возмущён, воспринял это событие как подкуп и наотрез отказался принять награду.
С октября 1924 по 1931 год - настоятель Ильинского храма города Витебска.
24 апреля 1931 года был арестован и заключён в Витебскую тюрьму. 14 июля 1932 года осуждён по ст. 72,76 УК БССР с обвинением в "антисоветской и антиколхозной агитации". Приговор - из под стражи освободить, 3 года лишения права проживания в 12-ти пограничных пунктах и Уральской области, с прикреплением к определённому месту жительства.
Местопребывание после освобождения из тюрьмы неизвестно. По свидетельству его сына - Петра Николаевича Околовича, протоиерей Николай скончался в заключении. Преставился в 1934 году. Место кончины и погребения неизвестно.
9 декабря 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Витебской области по 1931 году репрессий.
3-4 ноября 2007 года определением Святого Синода Белорусского Экзархата был канонизирован в лике местночтимых святых как священномученик.
Тропарь
глас 4
Кро́тость и смире́ние стяжа́вый,/ любо́вь Христо́ву па́стве твое́й показа́л еси́,/ защи́тник небоя́зненный Це́ркве Правосла́вныя в годи́ну о́гненных искуше́ний яви́лся еси́,/ священному́чениче Нико́лае,/ заточе́ния и изгна́ния, страда́ния и сме́рть от богобо́рцев претерпе́л еси́./ Вене́ц му́ченический прия́вый,/ на Небеси́ ны́не ра́дуешися./ Моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да сохрани́т Це́рковь на́шу от нестрое́ний,/ единомы́слие и ми́р лю́дем Свои́м да́рует// и спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак
глас 1
Всехва́льне священному́чениче Нико́лае,/ страда́ния до кро́ве претерпе́вый,/ в себе́ помышля́л еси́,/ я́ко Го́спода ра́ди умерщвля́еми есмы́/ и не́сть на́ша бра́нь к пло́ти и кро́ви,/ но проти́ву миродержи́теля тьмы́ ве́ка сего́./ Те́мже Христу́, свя́те, моли́ся// дарова́ти на́м ми́р и ве́лию ми́лость.
Мученик Феодор Михайлович Иванов, Тобольский
Память 30 августа и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1895 году в городе Тобольске, в семье Михаила и Елизаветы Ивановых. Отец его работал курьером и сторожем в государственном архиве Тобольска и подрабатывал шитьем мужской одежды. В 1911 году отец умер и на руках матери осталось десять человек детей, причем, младшему было всего десять месяцев. Мать, чтобы поддержать семью, поступила на работу в архив и исполняла обязанности почившего мужа, подрабатывая рукоделием.
С детства прислуживал в соборе. Собор был холодным, и Феодор, ночуя в нем, не раз сильно простужался. В 13 лет заболел суставным ревматизмом и через год стал инвалидом - паралич ног.
Первые несколько лет у него были такие сильные боли, что временами он от боли кричал. В 1916 году, во время торжественной канонизации святителя Иоанна Тобольского, его посетила Александра Васильевна Дулепова, знакомая с семьей государя, и предложила матери Феодора показать сына доктору Деревенко, лечившему цесаревича Алексея. После осмотра доктор сказал что паралич произошел из-за неверного лечения, и заявил что не сможет помочь больному. Тогда Александра Васильевна договорилась, что во время праздничной службы Иоанну Тобольскому страдальца приложат к мощам святителя. После того как это было сделано, боли в ногах прекратились.
Со временем снискал больное уважение среди людей своей глубокой верой. Многие посещали его. Приходили монахи, священники, архиереи. Иной раз в соборе шла всенощная, начиналось елеопомазание, архиерей сколько-нибудь народа помажет, его заменит священник, а архиерей уходил к Феодору, его помазывал, а затем всех домашних. Из ссыльных священников Феодора посещали настоятель Московской Марфо-Мариинской обители о. Митрофан Сребрянский и о. Георгий Скрипка. Многие духовные лица писали ему, желая получить совет и утешение. Болящий почитался народом как великий утешитель скорбящих душ и безотказный молитвенник. Особенно народ устремился к нему после того, как в начале 1930-х годов было арестовано почти все духовенство.
В 1937 году Тобольский отдел НКВД начал широкие аресты среди населения. За один месяц было арестовано сто тридцать шесть человек, среди них много священников и верующих крестьян. В августе власти предупредили Феодора, что если к нему не перестанут ходить люди, то его арестуют. Но он не мог отказать ищущим утешения и помощи.
Вскоре к нему пришли с обыском - забрали книги и переписку, а вечером того же дня его навестила сестра Евгения с мужем. Феодор был радостный и спокойный. В ответ на вопрос Евгении, ответил что скоро за ним придут вновь, мирно добавив "Да что на них внимание обращать."
Сотрудники НКВД пришли забрать его через несколько дней. Феодор безропотно подчинился. Он лежал все эти годы в постели в длинной рубахе, и мать пошла за его единственным костюмом, приготовленным на смерть, но ее остановили:
- Не понадобится, не нужен будет.
В ответ на вопрос сотрудника НКВД Феодор пояснил, как его лучше поднять. Ноги у него не гнулись, были как палки, но чувствительности не потеряли.
Один из агентов НКВД, подхвативший его под ноги, почувствовав огромную силу подвижника от испуга вскрикнул и бросил Феодора. Сестра подбежала было защищать больного, но тот утешил её. Когда его положили на носилки он помолился и сказал:
- Дорогие мои, мамочка и сестра, не ждите меня и не хлопочите; вам все равно правды не скажут. Молитесь. Не плачьте обо мне и не ищите!
Потом он обратился к сестре с просьбой:
- Ты дай мне свою шапочку. Я хоть красный цвет не больно люблю, но пускай это будет на память, на сколько бы этой памяти ни хватило.
Он надел шапочку, и его увезли в тюрьму.
В камере Феодора положили лицом к стене, чтобы он никого не видел, и запретили ему разговаривать. Евгения со своим мужем Геннадием Хилковым несколько дней носили передачи в тюрьму. Вскоре власти арестовали и Геннадия; из заключения он не вернулся.
В тюрьме Феодора ни о чём не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не приходил. Никого из ста тридцати шести арестованных в одно время с ним также не спрашивали о нём. Все обвинение основывалось на справке, данной председателем Тобольского уездного совета, следующего содержания:
Характеристика На Иванова Федора Михайловича, проживающего в гор. Тобольске, Б. Революционная, № 12. Иванов является фанатиком-религиозником, квартира которого является очагом, готовящим подготовку к вооруженному восстанию против советской власти, в чем принимал активное участие и сам Иванов, на квартире у себя хранил и распространял листовки, призывающие к восстанию, устраивались нелегальные совещания в квартире Иванова, куда приходили: священник кладбищенской церкви, монашки и ряд других враждебно настроенных к советской власти людей. Иванов имел и имеет переписку, получая из других городов: Белгорода УССР, Горьковского края, Тюмени, Подольска и других; переписка проводится по вопросу подготовки к бандитскому восстанию против советской власти. Сам Иванов выдает себя за святого, под видом чего к нему приходят служители культов и всякая контрреволюционная банда, устраивали там совещания по вопросу подготовки к вооруженному восстанию и свержению советской власти. Иванов является непримиримым врагом советской власти.
11 сентября 1937 года тройка УНКВД приговорила его к расстрелу. Феодор был расстрелян в Тобольской тюрьме, на территории которой и погребён.
После своей мученической кончины Феодор не оставляет своим молитвенным предстательством всех, кто обращается к нему за помощью. Многие по его молитвам получают исцеление, особенно те, у кого болят ноги.
Святой Феодор Тобольский канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 года, по представлению Тобольской епархии.
В Ханты-Мансийской епархии, на 723 км газопровода "Уренгой-Сургут-Челябинск", в вахтовом поселке, в 2007 году был освящён первый храм во имя святого мученика Феодора Тобольского.
Переписки святого Феодора обнаружить не удалось.
(Храм в честь святого мученика Федора Тобольского находится на 723 км газопровода «Уренгой-Сургут-Челябинск»)
Тропарь
глас 4
От юности Церкви Христовой послуживший,/ и крест болезней и скорбей благодушно нося,/ яко столп крепок пребыл еси/ со Христом в сердце неразлучно пребывая/ Православие в душах верных утверждая/ и прещения мучителей ни во чтоже вменяя,/ течение временныя жизни мученически скончал еси/ святый мучениче Феодоре,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак
глас 3
Града Тобольска смиренный подвижниче,/ и терпения тишино необоримая,/ приходящим к тебе с верою утешение/ прославляем тя страдальче Феодоре// моли о спасении душ наших.