Преподобный Левкий Волоколамский
Преподобный Левкий Волоколамский был основателем Успенской пустыни на реке Рузе (пустынь находилась в 32 верстах от г. Волоколамска и в 2-х верстах от села Середы-Стратилатского), ныне деревня Левкиево Шаховского района Московской области. Преподобный Левкий был учеником преподобного Пафнутия Боровского († 1 мая 1477 года) и спостником преподобного Иосифа Волоцкого († 9 сентября 1515 года). Время основания преподобным Левкием пустыни может быть определено из данных жития преподобного Даниила Переяславского († 7 апреля 1540).
Преподобный Даииил по вступлении в Боровский монастырь в 1466 году был поручен преподобным Пафнутием старцу Левкию как опытному в духовной жизни подвижнику. Через 10 лет, т. е. в 1476 году, старец и ученик удалились в Волоколамские пределы, где прожили вместе в основанной пустыни еще 2 года. После этого преподобный Даниил ушел в Переяславль.
Предполагают что преподобному Левкию было при основании пустыни 62 года. Устроив обитель, он прославился среди окрестного населения подвигами иноческой жизни. Преподобный Левкий скончался в глубокой старости (по преданию — 17 июля) в конце ХV века. Он был погребен в основанной им пустыни. Память преподобного Левкия отмечалась также 14 декабря и 17 (30) августа — в день святого мученика Левкия.
(село Левкиево. Архивное (XIX век) фото Левкиева Монастыря и Успенской церкви. Монастырь был утерян в 1948 году)
20 августа 2011 года на месте бывшего Успенского монастыря в деревне Левкиево прошло торжественное освящение поклонного Креста. В этом году обитель праздновала бы свое 535-летие. Ведь в 1476 году преподобный Левкий Юрьевский основал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на нашей Шаховской земле. Монастырь был разграблен во время польско-литовской интервенции. Затем действовала только приходская церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в советское время, в 1960 году, храм был взорван и следы монастыря исчезли совсем.
(Место упокоения преп. Левкия Волоколамского (среди развалин Левкиего Монастыря и Успенской церкви))
Сейчас о святом напоминает только название деревни. 20 августа многочисленные верующие со всего Шаховского района собрались на месте погребения преподобного, где ныне усилием благотворителя Николая Ильича Чернова установлен пятиметровый крест, чтобы почтить память преподобного Левкия и вспомнить о тех, кто в этих местах 535 лет назад возносил свои молитвы к Богу о всех православных христианах. После освящения поклонного Креста верующие смогли приложиться к новой святыне и к иконе преподобного Левкия Юрьевского, а также посетить источник преподобного, расположенного в ста метрах от могилы святого.
(источник преподобного Левкия Волоколамского, село Левкиево. За фотографию Спаси, Господи http://papyrus-net.livejournal.com/)
Недалеко в поселке Брикет построен храм в честь преподобного Левкия. Храм был построен в 1998 г. в традициях северной русской деревянной архитектуры.
(храм преподобного Левкия Волоколамского, Рузский р-н, поселок Брикет)
Преподобный Филипп Сухонский
(Мерная икона прп. Филиппа Сухонского. Иконописная мастерская Румянцевых)
Филипп Сухонский, Янковский (+1662), монах, преподобный. Принял монашество в одном из монастырей северной Руси.
Из любви к уединению ушел из монастыря и жил отшельником на Янковской горе, на левом берегу реки Сухоны, в двух верстах от города Устюга. В его келию начали сходиться ученики. В 1654 г. устюжские граждане испросили позволение устроить монастырь и построили храм в честь Знамения Божией Матери с приделом во имя прославленного тогда Московского митрополита Филиппа.
Не отказывая никому в наставлениях, не принял по своему смирению сана игумена и скончался в обители простым иноком 17 августа 1662 года.
Мощи его были помещены под спудом в церкви Знамения.
Мученик Павел и его сестра мученица Иулиания
Святые мученики Павел и его сестра Иулиания были казнены при императоре Аврелиане (270 – 275) в Финикийском городе Птолемаиде. Однажды император приехал в Птолемаиду. Находившийся среди встречавших Павел осенил себя крестным знамением, и это было замечено. Его тут же схватили и бросили в темницу. Когда на следующий день его привели на суд, он открыто и смело исповедал свою веру во Христа, за что был подвергнут жестоким мукам.
Иулиания, видя страдания брата, стала при всех обвинять императора в несправедливости и жестокости, за что также была подвергнута истязаниям. Мучеников били, тела их рвали железными крючьями, жгли на раскаленных решетках, но не могли сломить дивного терпения исповедников Господних. Трое воинов, которые истязали святых, пораженные величием духа мучеников, уверовали во Христа. Эти новые избранники Божий Квадрат, Акакий и Стратоник были немедленно казнены. Мучитель попытался прельстить святую Иулианию обещанием взять ее в жены, если она откажется от Христа, но святая отвергла предложение обольстителя и осталась непреклонной. По повелению императора мученицу отдали в блудилище для осквернения, но Господь сохранил ее и там: все, пытавшиеся прикоснуться к святой, лишались зрения. Тогда разгневанный император приказал снова жечь тела мучеников. Толпившийся вокруг народ, глядя на страдания невинных, начал громко роптать, Аврелиан приказал немедленно обезглавить мучеников. С радостными лицами брат и сестра шли на казнь и пели: «Спасл бо еси нас Господи от стужающих нам и ненавидящих нас посрамил еси» (Пс. 43, 8).
Мученики Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан
Мученики Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан пострадали в Никомидии. Посещая зрелища, они учили народ оставить поклонение идолам и обратили ко Христу многих язычников. Правитель, заметив, что народные зрелища начали пустовать, вызвал к себе мучеников, которые твердо исповедали веру во Христа и были за это отданы на растерзание зверям. Звери не тронули их, тогда мучеников подвергли истязаниям и бросили в огонь († ок. 303).
Мученик Патрокл Трикассинский (Труасский)
Мученик Патрокл жил в III веке при императоре Аврелиане (270-275). Известно, что он был родом из города Трикассины (ныне г. Труа во Франции) и вел благочестивую христианскую жизнь: любил молиться, читать Священное Писание, постился и благотворил бедным. Господь за это ниспослал ему дар чудотворения. Император Аврелиан призвал к себе святого Патрокла и повелел ему кланяться идолам, обещая за это большие почести и награды. Святой отказался от идолопоклонства со словами, что император сам нищ.
«Как можешь ты называть меня, императора, нищим?» – спросил Аврелиан. Святой отвечал: «Ты имеешь много земных сокровищ, но не имеешь сокровища Небесного, потому что не веруешь во Христа и в будущей жизни не получишь райского блаженства, – поэтому ты нищ». Аврелиан в ответ осудил его на усечение мечом.
Воины повели его на берег реки Секваны (ныне Сена), но внезапно глаза их помрачились, а святой Патрокл в это время перешел реку по воде и стал молиться на горе другого берега. Придя в себя, одни воины изумились исчезновению мученика и прославили Бога, а другие сочли чудо за волшебство. Одна язычница указала воинам, что святой Патрокл находится на другом берегу реки. Переправившиеся туда воины умертвили мученика († ок. 275). Его тело было погребено ночью священником Евсевием и диаконом Ливерием.
Мученики Фирс, Левкий и Коронат
Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник пострадали за Христа при императоре Декии (249 – 251) в Кесарии Вифинской. Святой Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом. Святой Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался. Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса святого Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что и был усечён мечом.
Святой Иаков Йоркский, диакон, сподвижник святителя Павлина Йоркского, просветителя Нортумбрии
Краткие сведения о диаконе Иакове содержатся в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного (книга II, глава XVI, глава XX; книга III, глава XXV; книга IV, глава II), который именует его «ревностным в служении Христу и Церкви» «церковным и святым мужем».
Иаков Йоркский был родом из Италии. Когда св. Эдвин, первый христианский король Нортумбрии, пал в битве с языческим королём Мерсии Пендой и бриттским королём Кэдваллой (Катгублауном Ллаухиром), еп. Павлин Йоркский вместе с королевой Эдильбергой вынужден был покинуть Нортумбрию и отправиться в изгнание в Кент, он оставил диакона Иакова руководить новообращёнными христианами, жившими в окрестностях Йорка. Несмотря на то, что в то время вся Нортумбрия находилась во власти язычников, Иаков безбоязненно служил Богу и проповедовал Его Слово, «проповедью и крещением ограждая паству от древнего врага». Также Беда сообщает об Иакове: «Он был весьма искусен в церковном пении, и когда в королевстве восстановился мир, и число верующих вновь умножилось, начал многих учить пению по римским и кентским правилам».
Местопребыванием Иакова Беда Достопочтенный называет селение, недалеко от городка Катаракт (ныне Каттерик, на берегу реки Суэйл, графство Йоркшир). В рукописи «Церковной истории», датируемой XV веком, это селение названо Сент-Джеместрет, о его местонахождении ничего неизвестно.
На церковном соборе в монастыре Уитби в 664 году, когда обсуждался вопрос, ставший камнем преткновения в отношениях между Римской и Кельтскими Церквями, о дне, в который следует праздновать Пасху, Иаков твёрдо держался позиции Римской Церкви.
Прожил Иаков очень долго, возможно около ста лет, ибо он почти дожил до времён, когда Беда писал «Церковную историю» (731 год), «когда же он стал стар и насыщен днями, как говорится в Писании, он отправился путём своих отцов».
Священномученик Иероним Нидерландский (Jeroen), Ноордвийкский
Монах и проповедник из Ирландии, он был умучен норманнами неподалёку от Норвика (ныне Ноордвийк (Noordwijk)).
Почитаем в Эгмонте (Egmont), селе в северных Нидерландах (la Hollande septentrionale), и в епархии Харлем (Harlem).
Священномученик Алексий Великосельский, пресвитер
Память 17 августа, Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых
Родился в 1865 году.
Служил священником в с. Диево-Городище Ярославского уезда.
В 1918 году был арестован.
30 августа 1918 года того же года приговорён к расстрелу и расстрелян.
В Диево-городище помимо часовни есть еще два похожих храма:
(Церковь Троицы Живоначальной - Диево Городище - Некрасовский район - Ярославская область)
(Церковь Смоленской Иконы Божией Матери - Диево Городище - Некрасовский район - Ярославская область)
В каком из этих храмов служил священномученик Алексий или он служил в каждом из этих храмов, мне пока выяснить не удалось...
26 декабря 2001 года был причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода для общецерковного почитания.
Собор Кемеровских святых
Празднуется 18/31 августа (при совпадении этого числа с воскресным днем), либо в неделю перед 18/31 августа.
Просьба о рассмотрении вопроса об учреждении празднования Собора Кемеровских (Кузбасских) святых поступила от епископа Кемеровского Аристарха (Смирнова). В сообщении от 23 августа 2010 года Пресс-служба Кемеровской епархии сообщила о патриаршем благословлении на учреждение праздника. Днём празднования был избран День шахтёра, главный гражданский праздник Кузбасса - т.е. последнее воскресенье августа по григорианскому календарю. 29 августа того же года состоялось первое празднование нового Собора.
В 2011 году епархиальным иконописцем Михаилом Прошкиным была написана икона Собора: святые кузбасской земли, сверху осеняемые образом Пресвятой Богородицы "Знамение", в честь которой освящен главный православный храм Кузбасса –Кемеровский Знаменский Собор; между фигурами святых расположена гористая местность, олицетворяющая горнодобывающие предприятии региона; в верхней части иконы изображена Небесная Церковь, главой которой является Господь Иисус Христос.
В состав Собора изначально были включены имена 39 подвижников, из которых 36 человек - из лика новомучеников и исповедников Российских скончавшихся в лагерях Сиблага на территории Кемеровской области, а также 3 пустынножителя XIX века из-под Новокузнецка. В 2013 году 40-м в списке угодников Божиих, входящих в Собор, стал священномученик Павел Смирнов.
Таким образом к Собору причислены:
• Прав. отрок Петр Томский (+ нач. XIX в./1820, память 4 марта)
• Прп. Василиск Сибирский, монах (+ 1824, память 29 декабря)
• Прп. Зосима (Верховский), схимонах (+ 1833, память 24 октября)
• Сщмч. Владимир Рясенский, свящ. (+ 1932, память 22 ноября)
• Сщмч. Павел Смирнов, прот. (+ 1937, память 16 февраля)
• Сщмч. Петр Попов, свящ. (+ 1937, память 12 мая)
• Сщмч. Мирон Ржепик, прот. (+ 1937, память 31 августа)
• Сщмч. Григорий Аверин, свящ. (+ 1937, память 7 сентября)
• Сщмч. Лев (Егоров), архим. (+ 1937, память 7 сентября)
• Сщмч. Амфилохий (Скворцов), архиеп. Енисейский (+ 1937, память 18 сентября)
• Сщмч. Анатолий Левицкий, свящ. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Аркадий (Ершов), еп. Свердловский (+ 1937, память 21 октября)
• Мч. Киприан Анников, псаломщик (+ 1937, память 21 октября)
• Прмч. Неофит (Осипов), архим. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Никандр Чернелевский, свящ. (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (+ 1937, память 21 октября)
• Сщмч. Александр Андреев, прот. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Александр Лебедев, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Василий Богоявленский, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Владимир Соболев, свящ. (+ 1937, память 22 октября)
• Прмч. Герман (Полянский), архим. (+ 1937, память 22 октября)
• Прмч. Мина (Шелаев), архим. (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (+ 1937, память 22 октября)
• Сщмч. Константин Пятикрестовский, прот. (+ 1938, память 21 февраля)
• Сщмч. Иоанн Орлов, свящ. (+ 1938, память 22 февраля)
• Мч. Михаил Строев (+ 1938, память 3 марта)
• Сщмч. Александр Лихарев, прот. (+ 1938, память 4 марта)
• Сщмч. Константин Соколов, свящ. (+ 1938, память 12 марта)
• Прмц. Наталия Бакланова, послушница (+ 1938, память 18 марта)
• Прмц. Мария Носова, послушница (+ 1938, память 27 апреля)
• Сщмч. Михаил Марков, свящ. (+ 1938, память 3 июня)
• Прмц. Мария (Цейтлин), мон. (+ 1938, память 2 декабря)
• Сщмч. Леонид Викторов, свящ. (+ 1938, память 28 декабря)
• Сщмч. Михаил Березин, свящ. (+ 1938, память 31 декабря)
• Прмц. Евдокия Павлова, послушница (+ 1939, память 7 апреля)
• Сщмч. Леонид Муравьев, свящ. (+ 1941, память 29 октября)
• Сщмч. Василий Мирожин, прот. (+ 1941, память 7 декабря)
• Прмч. Филарет, в схиме Серафим (Пряхин), игум. Срезневский (+ 1942, память 22 февраля)
• Мч. Борис Успенский (+ 1942, память 2 декабря)
• Мч. Иоанн Колесников (+ 1943, память 4 апреля)
Икона Пресвятой Богородицы "Прибавление Ума (Подательница Ума)"
Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы — своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума» ».
В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер»».
В конце XX столетия выводы А.А Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».
На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской обласи в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).
Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.
Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Прибавление ума»
глас 4
О, Пресла́вная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, благи́х Пода́теля, ми́лостию Свое́ю всю вселе́нную сохрани́, да́руй нам, рабо́м Твои́м, прему́дрость и ра́зум, све́том Сы́на Твоего́ ду́ши на́ша просвети́, еди́на Всепе́тая, от Херуви́м и Серафи́м сла́вимая.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Прибавление ума»
глас 2
Я́ко умо́м Христо́вым на́с просвеща́ющую, хва́лим Тя́, Пречи́стая Ма́ти Го́спода, всю́ вселе́нную держа́щаго, Красоты́ ми́ра ви́димаго и неви́димаго, луча́ми Жи́зни на́с озаря́ющая.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Прибавление ума»
Богоро́дице Пречи́стая, до́ме, его́же созда́ Себе́ Прему́дрость Бо́жия, даро́в духо́вных Пода́тельнице, от ми́ра к преми́рным ум наш возводя́щая и всех к позна́нию ра́зума приводя́щая! Приими́ моле́бное пе́ние от нас, недосто́йных раб Твои́х, с ве́рою и умиле́нием покланя́ющихся пред пречи́стым о́бразом Твои́м. Умоли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да да́рует власте́м на́шим му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, па́стырем му́дрость духо́вную, ре́вность и бде́ние о душа́х на́ших, наста́вником смиренному́дрие, ча́дом послуша́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух смире́ния и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. И ны́не, всепе́тая, вселюби́мая на́ша Ма́ти, пода́й нам ума́ прибавле́ние, умири́, соедини́ во вражде́ и разделе́нии су́щия и положи́ им соу́з любве́ неразреши́мый, всех заблу́ждших от неразу́мия к све́ту и́стины Христо́вы обрати́, стра́ху Бо́жию, воздержа́нию и трудолю́бию научи́, сло́во прему́дрости и душеполе́зное зна́ние прося́щим да́руй, осени́ нас ве́чною ра́достию, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. Мы же, сла́вная дела́ и многоразу́мную прему́дрость Бо́жию в ми́ре и жи́зни на́шей ви́дяще, устрани́мся земны́я суеты́ и изли́шних жите́йских попече́ний, и ум и се́рдце на́ше на Небеса́ возведе́м, я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние в Тро́ице сла́вимому Бо́гу и всех Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Икона Богородицы Арматийская
Арматийская икона Божией Матери находилась в Константинополе в Арматийской обители. Место, где была расположена эта обитель, называлось «Арматиевы», или «в Арматиевых», и получило такое наименование от Арматия, воинского магистра, племянника тирана Василиска и современника императора Зенона (474-491). Празднество чудотворной иконе установлено в память избавления от иконоборческой ереси. VII Вселенский Собор, составивший догматическое определение об иконопочитании на основании Священного Писания и Церковного Предания, был в 787 г.
Икона Богородицы Свенская (Печерская)
Свенская Печерская икона Божией Матери имеет 2 празднования: 3 мая, в день кончины преподобного Феодосия Печерского (см. о ней под этим числом), и 17 августа, в день кончины преподобного Алипия Печерского, который ее написал. День празднования 17 августа был установлен в 1815 г. в благодарность за избавление г. Брянска (около которого икона явилась в 1288 г.) от нашествия наполеоновских войск в 1812 г.
Свенская-Печерская икона Божией Матери предположительно была написана преподобным Алипием Печерским (+ около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские.
До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Брянский Свенский монастырь, в честь Успения Пресвятой Богородицы, следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь начал прозревать. Сначала он увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, а затем все собравшиеся основали деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая.
После революции 1917 года икона была изъята у Церкви, передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковскую галерею где обретается и поныне.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской
глас 4
Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской
глас 3
Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Печерской
О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбями многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоим Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.