filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Categories:

07 (20) августа 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение...


Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер

сщмч_проотиерей_Александр_Хотовицкий


Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер, родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской Духовной Семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре хранилась в сердцах православных жителей Волыни.

Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию. Образование будущий пастырь получил в Волынской Семинарии и Петербургской Духовной Академии, которую закончил магистрантом в 1895 году.

По окончании Академии он был направлен в Северо-Американскую епархию в Нью-Йорк. В 1896 году псаломщик Александр был рукоположен в сан пресвитера в кафедральном соборе в Сан-Франциско.

С 1896 по 1907 годы отец Александр совершал пастырское служение под омофором Святителя Тихона, который высоко ценил его сердечное благочестие, дар пастырской любви и всестороннюю богословскую образованность. Отец Александр успешно совершал миссионерское служение, главным образом среди эмигрантов — униатов, выходцев Галиции и Карпатской Руси. Его трудами созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других городах Северной Америки. Под его редакцией выходили на английском и русском языках «Американский Православный Вестник». Он взял на себя подвижнический труд по строительству нового кафедрального собора в Нью-Йорке, которое было завершено в 1902 году.

С 1914 по 1917 годы отец Александр нёс служение в Финляндии. В августе 1917 года он был ключарём кафедрального Храма Христа-Спасителя в Москве. Отец Александр участвовал в деятельности Поместного Собора 1917-1918 годов. В трудные годы гражданской войны батюшка был одним из ближайших помощников Святейшего Патриарха Тихона по управлению Московской епархией. В 20-е годы он неоднократно арестовывался по обвинении в нарушении декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви — в преподавании Закона Божия детям, а также в сопротивлении кампании по насильственному изъятию церковных ценностей. Он был сослан в Туруханский край на три года.

В 1930 году батюшка был назначен настоятелем Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 года отец Александр был вновь арестован — на этом имеющиеся документальные сведения прерываются, однако большая часть устных сообщений говорят о его мученической кончине (расстрел). Православная Церковь в Америке почитает его как страстотерпца. Место его погребения неизвестно.

храм Ризоположения на Донской улице, Москва
(храм Ризоположения на Донской улице, Москва)


Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 года причислен к лику святых.


Тропарь священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)
глас 4
Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси в годину огненных искушений Церкве Российския и, яко пастырь добрый, душу свою за Него положил еси. Молися о нас, священномучениче Александре, просветити души наша.

Кондак священномученика протопресвитера Александра (Хотовицкого)
глас 2
Труды и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным шествовал еси, страданьми за Христа Небеснаго Царства достигл еси. Моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрести нам милость в День Судный.


Священномученик протоиерей Василий
(Аменицкий Василий Алексеевич, +20.08.1938)

сщмч_протоиерей_василий_Аменицкий_1938


Василий Алексеевич Аменицкий родился 19 февраля 1872 года в селе Мошок Судогодского уезда Владимирской губернии в семье священника-поляка. После окончания 4-х классов Владимирской Духовной Семинарии он служил регентом в храме в Вязниковском уезде Владимирской губернии, женился. В 1902 году Василий Алексеевич был рукоположен во диакона, а в феврале 1909 года - во иерея.

Первоначально отец Василий служил в храме в Ковровском уезде, затем - в селе Бибереве Переславского уезда Владимирской губернии. В феврале 1930 года семья священника была раскулачена, а сам отец Василий в течение месяца содержался в тюрьме в Переславле-Залесском. После освобождения из тюрьмы он был некоторое время за штатом, не служил, а после того, как получил место в Троицкой церкви села Ефимьево, переехал в это село с женой и поселился в маленькой сторожке при церкви.
17 октября 1937 года отец Василий был арестован второй раз и заключен в тюрьму Ярославля. При обыске у священника была изъята книга "Церковные ведомости" и календарь царских времен. Одновременно было арестовано духовенство из разных сел Переславского района. Всех арестованных обвинили в создании церковно-монархической организации, в развале колхозов, а также в религиозной обработке молодежи и детей-школьников. Все эти выдуманные обвинения отец Василий отрицал, так и не признав себя виновным.

Постановлением тройки УНКВД по Ярославской области от 28 октября 1937 года протоиерей Василий Аменицкий был приговорен к 10 годам исправительных работ. Срок он отбывал в Байкало-Амурском ИТЛ, где и скончался, не вынеся нечеловечески тяжелых условий, созданных в этом лагере богоборческой властью для заключенных.

3 мая 1989 года был реабилитирован.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.



Священномученик диакон Елисей
(Штольдер Елисей Федорович, +20.08.1937)

сщмч_диакон_Елисей_Штольдер_таганская_тюрьма_1937
(сщмч. диакон Елисей Штольдер. Таганская тюрьма 1937 год)


Священномученик Елисей родился 14 июня 1883 года в городе Смоленске в благочестивой семье помощника ревизора контрольной палаты Федора Штольдера. В связи со служебной деятельностью отца семья переехала из Смоленска в Ташкент, а затем в Москву. Елисей Федорович в 1902 году окончил Ташкентское училище, а по переезде в Москву стал работать бухгалтером в отделе сборов в управлении Александровской железной дороги.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь Елисей Федорович решил посвятить свою жизнь служению Церкви. 20 октября 1920 года он был назначен псаломщиком в храм Рождества Христова в поселке Немчиновка, а через несколько дней, 25 октября, митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский) рукоположил его во диакона к этому храму.

Службу в храме он продолжал совмещать со светской работой. Но в 1924 году начальство узнало, что он является священнослужителем, и уволило его. В 1934 году власти закрыли храм в поселке Немчиновка, и настоятель храма Алексий Соколов вместе с диаконом Елисеем Штольдером перешли служить в Никольский храм в селе Ромашково. Здесь отец Елисей прослужил до ареста в 1937 году.

В это время власти стали собирать сведения обо всех священноцерковнослужителях для их последующего ареста. Осведомители по требованию НКВД донесли, что Елисей Штольдер служит диаконом в ромашковской церкви, занимается просветительской деятельностью и ведет среди верующих антисоветскую агитацию. Верующих он вербует среди населения окружающих сел.

Никольский храм села Ромашково
(Никольский храм села Ромашково)


В июле 1937 года были вызваны на допрос лжесвидетели. Один из них показал, что, когда в 1933 году было решено закрыть церковь в Немчиновке, Штольдер вел агитацию среди жителей, чтобы они воспрепятствовали закрытию церкви; что диакон Елисей не простым был служителем, а убежденным церковником. Другой лжесвидетель сказал, что диакон Елисей перед праздником 1 мая в 1936 году посоветовал им этот праздник не отмечать, а лучше сходить в церковь.
8 августа 1937 года власти арестовали отца Елисея, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

– Что вас заставило стать церковнослужителем? – спросил его следователь.
– Первая причина – это мое собственное желание, а во-вторых, я еще с детства ощущал в себе призвание быть церковнослужителем и любил богослужение.
– Какие политические соображения у вас имелись при перемене вами образа и рода службы?
– При открытии церкви в поселке Немчиновка я по просьбе прихожан стал церковнослужителем, так как я и раньше был религиозен, и хотя и был в то время на советской работе, а дал свое согласие служить в церкви, так как это соответствовало моему желанию.
– Следствием установлено, что вы занимались контрреволюционной агитацией, дайте по этому поводу показания.
– Хотя я человек не вполне лояльный к советской власти, но антисоветской агитацией не занимался.
– Следствием установлено, что вы в 1933 году при закрытии церкви в поселке Немчиновка оказывали активное сопротивление. Дайте по этому поводу свои показания.
– В период закрытия церкви я никакой агитации не вел, а действовали мы вполне организованно, проводя собрания верующих, на которых обсуждался вопрос сохранения церкви; ходатайствуя перед Моссоветом, мы в течение двух недель церковь не закрывали.
– Свидетель обличает вас в том, что вы в беседе с ним в декабре 1936 года вели контрреволюционную агитацию, предрекая гибель советской власти. Почему вы это скрываете от следствия?
– В декабре 1936 года я с этим свидетелем не встречался и каких-либо контрреволюционных разговоров не вел.
– Какие у вас имелись разговоры в отношении политики существующего строя?
– Вопросы политики меня не интересуют, и каких-либо разговоров политического характера я ни с кем никогда не вел.
– Свидетель уличает вас в том, что вы в его присутствии высказывали свое мнение о несостоятельности советского строя в августе 1936 и в июле 1937 года. Почему вы это скрыли от следствия?
– С этим свидетелем у меня таких разговоров не было, хотя я с ним и встречался, но эти встречи были в 1933 году.
– Другой свидетель показал, что вы агитировали его в день 1 мая не ходить на первомайскую демонстрацию, а идти лучше в церковь.
– Этого свидетеля я знаю, встречи у меня с ним были, но каких-либо разговоров с ним у меня не было.
– Тот же свидетель уличает вас в том, что вы в его присутствии вели пораженческую агитацию, предсказывая гибель советской власти.
– Опять повторяю, что бесед у меня с ним никогда не было, в частности и тех, о которых он показывает.
– Признаете ли себя виновным в контрреволюционной деятельности?
– в заключение допроса спросил следователь.
– Виновным себя в каком-либо контрреволюционном преступлении я не признаю, – ответил диакон Елисей.

19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Диакон Елисей Штольдер был расстрелян 20 августа 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 22 февраля 2001 года для общецерковного почитания.




Священномученик протоиерей Алексий

(Воробьев Алексей Константинович, +20.08.1937)

сщмч_протоиерей_Алексий_Воробьев


Память 7 августа, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и Соборе Бутовских новомучеников.

Священномученик Алексий родился 6 февраля 1888 года в деревне Антонково Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Константина Воробьева. В 1900 году у него умерла мать, и Алексей и его младшая сестра Ольга, которой было два года, были взяты на воспитание в семью старшего брата Василия.
В Антонкове Алексей окончил земскую школу. Испросив разрешение отца, он перебрался в Казань и устроился на работу в магазин. В 1905 году Алексей уехал в город Свияжск, где его тетка монахиня Васса устроила племянника в Иоанно- Предтеченский мужской монастырь в Казани. В монастыре Алексей нес послушание канонарха и прислуживал в монастырской гостинице.

В Иоанно-Предтеченский монастырь из Седмиезерной пустыни под Казанью приезжал великий подвижник и молитвенник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и нередко беседовал с молодыми иноками. Послушник Алексей вначале по робости избегал встреч со старцем. «Возьму благословение, – рассказывал он, – да и в лес!» Потом вдруг спохватился: «Что ж я ухожу и не слушаю его поучений?!»


схиархимандрит_Гавриил_Зырянов
(схиархимандрит Гавриил Зырянов)


Преподобный Гавриил обратил внимание на благочестивого юношу, приблизил его к себе и взял под свое духовное попечение. Другим воспитанником старца был инок Илия, друг и сверстник Алексея. Отец Гавриил сказал о них: «Илюшу-то не возьмут в армию, а тебя, Алеша, возьмут».

В 1911 году Алексея призвали на военную службу, и до 1914 года он состоял рядовым 9 пехотного имени Петра Великого полка, размещавшегося в городе Калуге. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии, а после октябрьского переворота 1917 года – в дивизионном обозе 161 дивизии. В 1918 году Алексей Воробьев уехал в Антонково, где прожил два года. В 1920 году Алексей Константинович приехал в Москву и устроился работать кладовщиком. Тогда же он поступил на пастырские богословские курсы при церкви святого мученика Трифона в Москве.

26 июня 1921 года он был рукоположен во священника в Александро-Невский храм в Москве, а через год переведен в Преображенский храм в селе Селинское Клинского уезда Московской губернии.

В мае 1922 года возник обновленческий раскол. Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления. Обновленцы предлагали отцу Алексию присоединиться к ним, но он твердо стоял в православии и преданности законному главе Русской Православной Церкви – Святейшему Патриарху Тихону. «Как же я брошу православие и уйду в раскол?» – отвечал отец Алексий на вопросы прихожан.

13 марта 1923 года обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении отца Алексия и запрещении его в священнослужении, а в Преображенский храм в село Селинское был назначен другой священник.

До ухода обновленцев из Преображенского храма отец Алексий непродолжительное время служил в Виннице и Астрахани. Впоследствии святитель Тихон лично выразил ему благодарность за стойкость и твердость в православии.

В конце сентября 1924 года священники Алексий Воробьев и Алексий Никонов были арестованы по обвинению в том, что «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия».

Отец Алексий был перевезен для допросов в комендатуру ОГПУ на Большую Лубянку в Москву. 16 октября отца Алексия допросили.

– Говорите вы проповеди, направленные против советской власти? – спросил следователь.
– Никогда не говорю.
– Скажите, что вы подразумеваете под вопросами на исповеди: не ходил ли на собрания, митинги, не читал ли развратных книг, против Церкви?
(Эти вопросы следователь нашел в записной книжке отца Алексия, изъятой у него при обыске во время ареста.)
– На этот вопрос ответить не могу.
– Не есть ли эти вопросы скрытая агитация против советской власти?
– Эти вопросы действительно есть агитация против советской власти, но я не руководствовался этим вопросником в жизни.


До вынесения приговора отец Алексий находился в Бутырской тюрьме в Москве. 27 февраля 1925 года священник Алексий Воробьев был приговорен к заключению в концлагерь сроком на два года. Отбывать наказания его отправили на Соловки.

7 мая 1927 года отец Алексий был освобожден. В течение трех лет ему было запрещено проживать в шести главных городах и областях СССР. В июле отец Алексий прибыл в Уфу и получил назначение служить в церкви Собор Пресвятой Богородицы в селе Быково Благовещенского уезда.
В ноябре 1930 года отец Алексий был назначен в Воскресенский собор города Павловский Посад. В 1931 году возведен в сан протоиерея, в 1935 году – назначен благочинным Павлово-Посадского округа.

27 марта 1935 года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам. Священноначалие перевело отца Алексия в Троицкую церковь в селе Хотеичи, а в августе 1936 года – в Вознесенскую церковь в селе Городок в пригороде Павловского Посада. Православные жители города, лишившиеся соборного храма, перешли молиться в Вознесенскую церковь. Духовными чадами отца Алексия стали и некоторые монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. В Вознесенской церкви отцом Алексием был организован церковный хор из молодежи.

8 августа 1937 года протоиерей Алексий отслужил вечерню накануне дня памяти святого великомученика Пантелеимона и в ту же ночь был арестован сотрудниками НКВД и заключен в тюрьму города Ногинска.

– Вы признаете себя виновным в том, что среди верующих и своих сослуживцев по церкви вели систематическую антисоветскую агитацию? – спросил следователь.
– Антисоветскую агитацию я никогда не вел, виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Алексий.

19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Воробьев был расстрелян 20 августа 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.



Священномученик Иоанн Воронец, протоиерей

сщмч_протоиерей_Иоанн_Воронец


Воронец Иоанн Васильевич, родился 20 июня 1864 года в селе Холопеничи Борисовского уезда. Отец Иоанна был священником. Учился будущий священномученик в Минской Духовной Семинарии, после окончания которой служил псаломщиком. 25 марта 1888 года Иоанна рукоположили во иерея, и он был отправлен настоятелем в Свято-Троицкую церковь Смилович. Он помогал русским войскам, когда они там располагались.

Приходская Свято-Троицкая церковь в Смиловичах, Белорусь, фото до 1924 года. Разорен и разрушен в годы лихолетия
(Приходская Свято-Троицкая церковь в Смиловичах, Белорусь, фото до 1924 года. Разорен и разрушен в годы лихолетия)

Но после войны на его долю выпали довольно тяжелые испытания. Первый раз он был арестован в 1930 году и выслан в Чернигов. Затем снова вернулся в Смиловичи. Но вскоре храм его закрыли, и он иногда втайне совершал богослужения. И 17 июля 1937 года его арестовали вновь. После нескольких допросов отец Иоанн был приговорен к смерти. 19 августа 1937 года он был расстрелян.

28 октября 1999 года был канонизирован Святой Синод Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.


Священномученик Петр Токарев, пресвитер


Священномученик Петр (Петр Никитович Токарев) родился в 1881 г. в семье мещанина Тульской губернии. Окончил духовную семинарию и Демидовский Юридический Лицей, имел степень кандидата юридических наук. В 1910 г. был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном, будущим Патриархом. Служил в Преображенской тюремной церкви г. Любима, затем в Богоявленском соборе. С 1919 года - в Ярославле.
О. Петр был наделен замечательным даром слова. Слушая его проповеди о покаянии, о сохранении верности Христу и Его Церкви, прихожане плакали.

О. Петра дважды, в 1923 и 1930 годах, арестовывали за “ведение антисоветской агитации, попытку создания контрреволюционной организации и помощь ссыльным церковникам”. В 1937 г., когда о. Петр служил в Георгиевской церкви с. Обнорское Любимского района, его арестовали в третий раз.

Церковь Георгия Победоносца - Обнорское - Любимский район - Ярославская область, не действует
(Церковь Георгия Победоносца - Обнорское - Любимский район - Ярославская область, не действует)

На единственном допросе священник не признал себя виновным в антигосударственной деятельности. 19 августа 1937 г. его приговорили к расстрелу, и в тот же день он принял мученическую смерть. Причислен к лику священномучеников в 2000 году.


Об этих и других Новомученках и Исповедниках Российских, память которых приходится на сегодняшний день, можно более подробно прочитать тут:
http://newmartyros.ru/calendar/08-20




Преподобный Пырву Пырвеску Муту (Pârvu Pârvescu Mutu), Зограф, в монашестве Пафнутрий, иконописец, ведущий представитель "брынковянского стиля", схимник


Пырву Муту. Автопортрет, фреска храма в Бордешти
(Пырву Муту. Автопортрет, фреска храма в Бордешти)


Родился 12 октября 1657 года в Кымпулунге, Валахия (ныне - Арджешский жудец Румынии), в семье священника Иоанна Пырвеску (1623-1702). В крещении был наречён Пырву в честь своего восприемника, благочестивого ктитора и великого вистерника (т. е. государева казначея) Пырву Влэдеску.
Мать скончалась при родах своего шестого сына. Затем болезнь поразила всех прочих братьев и сестёр, так что лишь Пырву остался в живых из всех детей в семье. Тогда священник Иоанн принял монашество в монастыре Чёрного Воеводы, взяв одиннадцатилетнего сына с собой. В монастырской школе юный Пырву обучился чтению и письму, а также начал постижение иконописи под руководством монаха Евгения, который брал его с собой на роспись храма.

Когда ему исполнилось 18 лет, Пырву отправился в Буковину, под руководство известного русского иконописца. Здесь он провёл пять лет, постигая тайны иконописи в славных своими росписями буковинских церквах.
По окончании ученичества в Буковине вернулся в родной край, где на короткий срок был принят художником ко двору бояр Влэдештов, потомков своего крестника. К этому времени относится его роспись в храме обители Аниноаса что в Арджешском жудеце. Затем вместе со своим первым наставником, монахом Евгением, он расписал храм в Кымпулунгском монастыре Чёрного Воеводы.

Он был представлен господарскому роду Кантакузинов, написал ряд их ктиторских портретов, а также портреты святого мученика воеводы Константина Брынковяну. Его росписи этих лет можно найти во многих храмах Валахии. Вдобавок к фрескам, также писал иконы, из которых наиболее известен образ Святой Троицы в монастыре Синая, в котором заметно влияние знаменитой иконы письма преподобного Андрея Рублёва.

Пырву получил прозвище "Муту(л)" - т.е. "безмолвник" - потому что писал образа в посте и молитве, не принимая пищи и не произнося ни слова. Если ему случалось всё же сказать или вкусить что-либо, он прекращал свои труды до конца того дня.
Со временем он осел в Бухаресте, открыл свою школу и женился на благочестивой Тудоре. У них родилось два ребёнка - сыновья Пырву и Георгий.
Вскоре его супруга скончалась. Пырву отправился в паломничество в Иерусалим, предавшись усердному посту и молитве. По возвращении на родину в 1718 году принял монашество с именем Пафнутия в Мэрджиненской обители. Одновременно с отцом постригся и его младший сын, Георгий, наречённый в монашестве Герасимом. В монастыре проявил немалые познания разных языков, участвуя в переводах на родной язык писаний из обширной библиотеки обители.

В 1731 году его постигла кончина сына - монаха Герасима. Стремясь надёжнее оградиться от суеты и славы мира, по благословению своего игумена Космы удалился в Робаю что в Мушэтештах Арджешского жудеца, где принял великую схиму. В течение следующих четырёх лет нудил себя подвигом молитвы, молчания, терпения и смирения.

Скончался в 1735 году.


Память и почитание

Преподобный Пафнутий, больше известный под своим мирским именем Пырву Муту, прославился как величайший румынский изограф эпохи Кантакузинов и Брынковянов, основатель иконописной школы и яркий представитель "брынковянского стиля", важный деятель румынского Православия своей эпохи. 4-5 июля 2017 года, решением Священного Синода Румынской Православной Церкви, по представлению Мунтенской митрополии, был причислен к сонму святых в лике преподобных с установлением памяти 7 августа.


Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments