Седмица 10-я по Пятидесятнице, Заговенье на Успенский пост.
Предпразднство Изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX).
Мц. Иулитты Кесарийской (Каппадокийской) (304–305); cвт. Германа, еп. Оксеррского (448; Галл., Кельт. и Брит.); прп. Неота, отшельника Корнуоллского (877/880; Кельт. и Брит.); прп. Арсения Ниноцминдского (1018; Груз.); прмч. Дионисия Ватопедского (1822).
Сщмч. Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и с ним прмч. Сергия Петроградского (Шеина), архимандрита, мчч. Юрия Петроградского (Новицкого) и Иоанна Петроградского (Ковшарова) (1922); мч. Максима Румянцева (1928); сщмч. Владимира Холодковского, пресвитера (1937); сщмч. Иоанна Румянцева, сщисп. Константина Разумова, пресвитеров, мц. Анны Серовой и исп. Елисаветы Румянцевой (после 1937); сщмч. Николая (Правдолюбова), пресвитера (1941); сщмч. Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, новомученника (1945).
Святые дня, молите Бога о нас!
Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, расстрелянный 13 августа 1922 года, был одним из первых, кого прославила наша Церковь, как только обрела свободу от пут коммунистического режима. Его любовь к пастве, его непоколебимое миротворчество в отношениях с кем бы то ни было, его поведение и на процессе, приведшем к расстрелу, и после получения смертного приговора – все это издавна жило в церковной памяти, и никто из знавших о митрополите Вениамине не сомневался, что он – святой. Имя его широко известно и вспоминается Церковью нередко, на всех праздничных богослужениях, а в храмах, где особо почитаются новомученики и исповедники Российские, на каждой воскресной всенощной.
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий), родился в 1873 году на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. В семье Павла и Марии Казанских было четверо детей: трое сыновей (Василий был старшим) и дочь. Родители воспитывали детей в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок Василий восхищался их духовными подвигами, сожалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.
Как лучший выпускник Петрозаводской Духовной семинарии 1893 г., Василий Казанский был послан на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную академию.
На третьем курсе Академии (в 1895 г.) Василий принял монашеский постриг с именем мученика V века Вениамина, весною 1896 г. был рукоположен во иеромонаха.
По окончании Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную Семинарию. С 1898 года – он инспектор Холмской, спустя год – Санкт-Петербургской Семинарии. В 1902 году, после возведения в сан архимандрита, назначен ректором Самарской, а через три года – Санкт-Петербургской Семинарии.
Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Среди совершавших чин наречения были митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский; +1912) и Московский Владимир (Богоявленский, + 1918; прославлен в лике святых в 1992 году), архиепископ Ярославский (впоследствии Святейший Патриарх) Тихон (Белавин, + 1925; прославлен в лике святых в 1989 году) и другие иерархи.
(патриарх Тихон и митрополит Вениамин)
События 1917 года вызвали перемены и в жизни Церкви: после Февральской революции правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян. Если в некоторых епархиях это вызвало распри и нестроения, то выборы в Петрограде прошли на редкость спокойно – подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. С 6 марта он – архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.
Сразу же после избрания на Петроградскую кафедру святитель заявил: «Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. И теперь накладывать новые путы на Церковь было бы большой ошибкой. Самая главная задача сейчас – это устроить и наладить нашу приходскую жизнь».
В то смутное время трудно было найти человека столь далекого от политики, как митрополит Вениамин. Приступив к осуществлению своей программы, он все силы направил на защиту православного народа России от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами истины Христовой. По сути, они начались в январе 1918 года после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», который на деле воспринимался властью на местах как сигнал к повсеместному уничтожению главным образом Русской Православной Церкви и ее служителей, к грабежу церковного имущества. По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения святых икон и мощей, массовых арестов, пыток, ссылок и казней епископов, священников, монахов и монахинь, мирян, лишения Церкви и ее служителей материальных средств к существованию.
Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 году, послужили поводом для новых гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». Их изъятие в Петрограде началось в марте 1922 года.
В Петрограде изъятие ценностей проходило спокойнее, чем в других местах - благодаря стараниям владыки Вениамина, который обратился к пасомым с таким «Воззванием»: «Святая Церковь, верная заветам Христа, следуя примеру великих святителей, во время народных бедствий шла на помощь погибающим <…> Я своей архипастырской властью разрешаю общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих церковные ценности, даже и ризы со святых икон, но не касаясь святынь храма <…> Но если гражданская власть, ввиду огромных размеров народного бедствия, сочтет необходимым приступить к изъятию и прочих церковных ценностей, в том числе и святынь, я и тогда призываю пастырей и паству отнестись по-христиански к происходящему в наших храмах изъятию…
Скажем по слову Божию: «Господь раньше дал, Господь теперь взял украшение наших храмов, да будет Имя Господне благословенно». Проводим изымаемые из наших храмов церковные ценности с молитвенным пожеланием, чтобы они достигли своего назначения и помогли голодающим. Для этого используем, насколько возможно, предоставляемое верующим право по наблюдению за поступлением изымаемых церковных ценностей по назначению и сопровождению предметов довольствия голодающим».
Это «Воззвание» святителя Вениамина несомненно оказало свое положительное воздействие на паству, которая прислушалась к голосу своего любимого архипастыря, так что глава Петроградской милиции в своем официальном донесении констатировал «блестящее и сравнительно вполне спокойное проведение кампании». Однако власти нужна была удача провокации, а не помощь голодающим.
В мае 1922 года руководствующее положение в Церкви захватили обновленцы. Одним из их ведущих деятелей был петроградский священник Александр Введенский, талантливый оратор, помощник митрополита Вениамина в пастырском окормлении Петроградской епархии. А. Введенский, А. Красницкий, Е. Белков и др, обманув патриарха Тихона и воспользовавшись его арестом, образовали Высшее Церковное Управление, облеченное властью якобы по благословению патриарха. Приехав из Москвы в Петроград, А. Введенский 25 мая явился к митрополиту Вениамину и предъявил ему «Удостоверение», что он, будто бы «согласно резолюции Святейшего Патриарха Тихона, является полномочным членом ВЦУ и командируется по делам церкви в Петроград и другие местности Российской Республики». «А почему нет подписи патриарха Тихона?» - спросил владыка и отказался признавать самозванцев. Более того, в воскресенье 28 мая 1922 года в храмах Петроградской епархии было оглашено «Послание к Петроградской православной пастве» митрополита Вениамина, в котором члены ВЦУ и примкнувшие к ним недвусмысленно объявлялись отлученными от Церкви.
Опубликованное в газетах, это «Послание» святителя Вениамина вызвало ярость со стороны покровителей Введенского и иже с ним. О неоднократно провозглашавшемся принципе невмешательства в церковную жизнь совершенно забыли. В газетах появились фразы вроде следующей: «Митрополит Вениамин осмелился отлучить от Церкви священника Введенского. Меч пролетариата тяжело обрушился на голову митрополита!». Это показывало, что мощные покровители открыто берут «живую церковь» под свою защиту.
Вскоре к митрополиту Вениамину явился Введенский в сопровождении Бакаева, бывшего председателя Петроградской ЧК, а затем Петроградского коменданта. Они предъявили митрополиту ультиматум: либо он отменит свое постановление о Введенском, либо против него и ряда духовных лиц будет - по поводу изъятия церковных ценностей - устроен процесс, в результате которого погибнут и он сам, и наиболее близкие ему лица. Митрополит спокойно это выслушал и немедленно ответил категорическим отказом.
1 июня 1922 года губернский отдел ГПУ в Петрограде получил из Москвы телеграмму с приказом арестовать митрополита Вениамина и привлечь к суду.
Существует устоявшееся поверье, будто при обыске в канцелярии Митрополита присутствовал Введенский, который имел наглость подойти к владыке под благословение, на что владыка, не дав благословения, сказал: «Отец Александр, мы не в Гефсиманском саду». Современные церковные историки такой факт отрицают, но поверье выразительно передает народное мнение о Введенском: это Иуда.
Судебный процесс начался в субботу 10 июня 1922 года. Заседания Петроградского революционного трибунала происходили в зале филармонии (бывшем Дворянском Собрании), на углу Михайловской и Итальянской улиц. Митрополит Вениамин был на скамье подсудимых таким, как и всегда простым, спокойным, благостным. Понятно, он был центром всего громадного процесса (по этому делу было привлечено еще 86 человек).
(здание Петербургской филармонии, бывшее Дворянское собрание)
Святитель Вениамин на процессе был, как и всегда, простым, спокойным, благостным, убеждающим в невиновности других людей. Перед лицом ожидавшей его смерти он, обращаясь к трибуналу, произнес: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (святитель при этом широко перекрестился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за всё».
(митрополит Вениамин в зале суда)
Приговор был оглашен 5 июля 1922 года. Затем, на неделю больше месяца, приговоренные к расстрелу содержались в тюрьме Кресты.
(Петербургская тюрьма "Кресты")
Сохранилось предсмертное письмо митр. Вениамина. В конце его автор приносит извинение: «Мысль моя несколько связана переживанием мною тревожных дней». Как всегда, и в этом самонаблюдении нет и тени рисовки. Вот незабываемые строки, написанные смертником-архиереем: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. – Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением. ... Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. Странны рассуждения некоторых, может быть, и выдающихся пастырей ... – надо хранить живые силы, то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что?.< ...> Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. ... Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсэры и т.п. Нам ли христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века!»
В понедельник 14 августа 1922 г., когда верующие пришли в дом предварительного заключения с очередной передачей, им было объявлено, что митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шейн), Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров «потребованы и уже отправлены в Москву». Сразу стало понятно, в чем дело. Действительно, в ночь на воскресенье13 августа четверо приговоренных были увезены из тюрьмы и расстреляны в нескольких верстах от Петрограда. Так написано в «Жизнеописании», составленном 20 лет назад. Теперь место казни известно более точно: Ковалевский лес, в районе арсенала Ржевского полигона, у изгиба реки Лубьи.
(место казни митрополита Вениамина)
Сохранились сведения об их последних минутах. Юрий Новицкий плакал. Его угнетала мысль, что он оставляет круглой сиротой свою единственную 15-летнюю дочь. Иван Ковшаров посмеивался над палачами. Архимандрит Сергий громко молился: «Прости им, Боже, не ведают бо, что творят». Митрополит Вениамин шел на смерть спокойно, тихо шепча молитву и крестясь.
Родина священномученика Ваниамина - маленькая деревня Андреевская всего в 10 км от города Няндомы Архангельской области. А на Нименгском погосте, близ Няндомы, похоронен и отец будущего святителя священник Павел Иоаннович Казанский. Многочисленные родственники священномученика Вениамина служили на многих приходах Каргопольского уезда.
На родине митрополита Вениамина в Няндоме был построен и освящен в честь его имени храм.
(храм священномученика Вениамина Петроградского в Няндоме, Архангельская обл.)
Тропарь
глас 1
Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси, пастырю добрый, священномучениче отче Вениамине. Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая, благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе прибегаем и с верою вопием ти: моли Милостиваго Бога, отечество наше в Православии и благочестии утвердити, мир Церкви даровати и душам нашим велию милость.
Кондак
глас 6
От юности иго Христово на рамо взем, истинный страж Православныя Церкве явился еси, священномучениче Вениамине. Клевету, узы, страдания и суд неправедный от беззаконных мужественне претерпевая, святыню церковную на поругание не предал еси. Темже и Христос даром терпения и любве тя исполни, во еже пред мученическою кончиною со благодарением взывати: за вся, Господи, слава Тебе.
Величание
Величаем тя, священномучениче Вениамине, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому
О, предивный святителю, богомудрый и всесвятый отче наш священномучениче Вениамине!
К тебе ныне прибегаем верою и любовию чтущии тя, похвалы сия приносяще от всего сердца и помышления. Молим тя прилежно, страстотерпче святый, не забуди ны к тебе усердно притекающих: утверди нас в вере святей православней, научи нас всегда творити заповеди
Божия, исцели болезни душевныя и телесныя, буди нам покровителем и прибежищем в скорбех и напастех, заступи ны от враг видимых и невидимых, да и мы богоугодне прешедше поприще сея жизни, твоим предстательством и богоприятными молитвами будем наследницы
Царствия Божия и сподобимся с тобою предстояти Престолу Царя Славы,поклоняяся Ему и воспевая во веки веков.Аминь.
Преподобномученик Сергий Петроградский (Шеин), архимандрит
(священномученик Сергий Шейн до пострига)
Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился 30 декабря 1870 года в деревне Колпна Новосельского узда Тульской губернии. Во святом Крещении был назван в честь Святителя Василия Великого (празднуется 1 января). Он был десятым ребёнком в семье коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны. Воспитание юноши было пропитано благодатным духом церковности, сам он незадолго до своей мученической кончины говорил: «Я в Церкви с детства, постоянно около Церкви вращался, с Ней сроднился».
Дворянский род Шеиных — берущий своё начало от Михаила Прушанина, «мужа храбра и честна», выехавшего из Поруссии к святому Великому Князю Александру Невскому (память 30 августа и 23 ноября) — издревле славен в истории нашего государства, украсившись именами многих верных слуг и защитников веры, Самодержавия и Отечества.
В 1893 году Василий Павлович окончил Училище Правоведения и последовательно занимает ряд ответственных руководящих должностей, состоит помощником статс-секретаря в Правительствующем Совете, а в 1913 году от своей родной Тульской губернии избирается в члены Государственной Думы IV созыва, будучи действительным статским советником. Являясь, как всякий верный русский человек, убеждённым монархистом, в Думе он примыкает к фракции националистов и умеренных правых, уклоняясь, впрочем, от активной политической борьбы и работая в Комиссии по Церковным делам. Общее направление Думы было, безусловно, чуждо Церкви и Самодержавию, но «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28), и Василий Павлович стремится извлечь максимальную пользу для Церкви в тех обстоятельствах, какие попустил Господь.
В 1917-1918 годах он входит в состав Секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви в качестве секретаря. Был последним, приветствовавшим Святейшего Патриарха Тихона на его избрании 21 ноября 1917 года. В день памяти святого благоверного Великого Князя Александра Невского (30 августа 1920 года) Василий Павлович принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Вскоре он принимает священнический сан и возводится в сан архимандрита, а в апреле 1921 года назначается на должность настоятеля Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Отец Сергий нёс также должность заместителя председателя Правления Церковного Общества объединённых Петроградских Православных приходов.
Тягота настоятельства усугублялась долгом семейным: на иждивении отца Серия находились две сестры, оставшиеся без службы и средств к существованию, и в нём одном полагавшие свою надежду.
10 июня 1922 года в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе Православных приходов. Вина его усугублялась также «отягчающими обстоятельствами», такими как дворянское происхождение и высшее образование.
Последние слова отца Сергия, сказанные коммунистическим палачам были: «Я ни с кем не борюсь — только с самим собою».
5 июля был оглашён приговор трибунала, по которому священномученики митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу.
В ночь на 31 июля (13 августа н. ст.) 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны на окраине Петрограда.
Прославлен новомученик в 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
Мученик Юрий Петроградский (Новицкий)
Новицкий Юрий Петрович (1882 - 1922), профессор правовед и педагог, мирянин, мученик.
Память 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых.
Родился 10 ноября 1882 года в городе Умани Киевской губернии. Происходил из старинного казачьего рода. Окончил 1-ю гимназию, а в 1908 году - юридический факультет Киевского императорского университета святого Владимира.
В разное время работал профессором на юридической кафедре Киевского университета, читал лекции в Петербургском университете, Политехническом институте и духовной академии. В 1911 году создал "приют для детей ссыльно-каторжных, которые оставались сиротами," а в 1912 году - "суд по делам малолетних" в Киеве. Работал в тюрьме в качестве члена "Патронажа" над заключёнными, учредителем которого являлся. С 1913 года доцент, затем - профессор кафедры уголовного права Петроградского университета.
После 1917 года, будучи профессором Педагогического института дошкольного образования, являлся организатором и учёным секретарём Петроградского педагогического института социального воспитания и дефективного ребёнка. Кроме этого, организовал Костромской рабоче-крестьянский университет, был членом Совета Петроградского богословского института.
С 1920 по 1922 годы являлся председателем правления Общества объединённых Петроградских православных приходов.
Был арестован в мае 1922 года. 10 июня в Петрограде начался "обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей." Признать себя виновным на суде отказался, держался спокойно и ровно.
5 июля был оглашён приговор ревтрибунала, по которому десять обвиняемых были приговорены к смертной казни. 10 августа в "Известиях" было напечатано сообщение о помиловании шести приговоренных, но священномученики митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и архимандрит Сергий (Шеин), а также мученики миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров помилованы не были. В ночь на 13 августа 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья (чтобы их не опознали и не отбили у конвоя), были расстреляны - по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые по Ириновской железной дороге.
Прославлен как новомученик в 1992 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Молитва первая святому новомученику Юрию Новицкому
К тебе, о преславный новомучениче Юрие, богомудрому наставнику юных, просветителю и истины взыскателю и возвестителю, исповеднику, богословия ревнителю, за Христа страдания и смерть приявшему, вседушно прибегаем и молим: простри руку помощи всем в немощи и злострадании сущим, научи во единодушии и любве пребывати и спасатися вкупе, не остави храм, имени твоему посвященный, твоим попечением и всех с верою и любовию чтущих святую память твою. Ум и сердце на горняя направи; не словесно бо токмо, но действенно жити по Бозе ревнуем; ближняя паче себе возлюбим, гнев, зависть, корысть на кротость и милосердие преложим, да над страстьми победители явимся. Исповедания веры спасительныя держатися помози, прельщения льстиваго сетей избави; и тако прилепившеся тебе, святому заступнику нашему, сподобимся Царствие Небесное унаследовати, идеже ты в сонме новомученик и исповедник Российских непрестанно славиши Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Мученик Иоанн Петроградский (Ковшаров)
Ковшаров Иван Михайлович (1878 - 1922), юрисконсульт Александро-Невской Лавры, мирянин, мученик.
Память 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборах Санкт-Петербургских и Одесских святых.
Родился в Одессе в 1878 году в мещанской семье.
Во время учёбы на юридическом факультете Новороссийского (Одесского) университета он познакомился с Осипом Яковлевичем Пергаментом — первым одесским председателем Совета присяжных поверенных, которого за ораторское искусство называли одесским златоустом. Пергамент преподавал в Новороссийском Университете римское право. Возможно, его личность повлияла на выбор Ковшаровым по окончании университета профессии адвоката.
В 1903 году окончил юридический факультет Новороссийского (Одесского) университета, после чего до 1906 году работал в Одессе. Достоверных данных об этом периоде его жизни пока нет.
В 1906 году переехал в Санкт-Петербург. В столице Ковшаров вступил в сословие присяжной адвокатуры помощником известного Петербургского адвоката Ксаверия Валицкого. С 1908 года состоял присяжным поверенным Санкт-Петербургского округа Судебной Палаты. Также он был зарегистрирован в качестве присяжного стряпчего при столичном коммерческом суде.
С 1912 года - юрисконсульт Александро-Невской Лавры в Петрограде.
В 1916 году вошёл Правление Общества объединённых петроградских православных приходов. По иронии судьбы Ковшаров, ранее защищавший революционеров от царского правительства, теперь вынужден был защищать Церковь, ее служителей и имущество от большевистского правительства. Он делал это умело, активно препятствовал закрытию петроградских церквей.
Весной 1918 года был избран комиссаром по епархиальным делам "для представительства и защиты общих прав и интересов" Петроградской епархии.
В 1922 году был арестован по "делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей." Остались воспоминания протопресвитера Михаила Польского, как Ковшаров вел себя на процессе: "...с первой же минуты процесса, ясно предвидевший его неизбежный финал, Ковшаров давал на поставленные ему вопросы хладнокровные, меткие по смыслу и часто едкие по форме ответы". В своем выступлении он подробно разобрал доводы обвинения, виновным себя не признал, а закончил словами: "Для братской могилы в шестнадцать человек материала для обвинения мало" (обвинение требовало 16 смертных приговоров).
5 июля был оглашён приговор ревтрибунала, по которому десять обвиняемых были приговорены к смертной казни. 10 августа в "Известиях" было напечатано сообщение о помиловании шести приговоренных, но священномученики митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и архимандрит Сергий (Шеин), а также мученики миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров помилованы не были.
В ночь на 13 августа 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья (чтобы их не опознали и не отбили у конвоя), были расстреляны - по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые по Ириновской железной дороге.
Прославлен как новомученик в 1992 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Тропарь Иоанну Петроградскому (Ковшарову)
Любовию к Богу распаляемь, / жизнь свою мученически за Христа и ближних положил еси, / сего ради венец правды от Него приял еси. / Моли Всеблагаго Бога, священномучениче Иоанне, Церковь Святую сохранити в мире / и спасти души наша.
Святитель Герман Оксеррский (Germaine), епископ
Герман родился в Оксерре (Auxerre) в христианской семье, но после школы отправился в Рим, стал здесь юристом, женился на Евстохии, и вернулся на родину, получив назначение на пост “дукса” (позднее это слово стало означать “герцог”), правителя пограничных районов Арморики.
Однако, когда в 418 году умер епископ Оксерра Аматор, Германа избрали на его место, что стало для него полной неожиданностью. Он прославился и тем, что не гнушался сам ухаживать за бедняками, кормить их обедами, и тем, что строил церкви и монастыри, и тем, что сумел выпросить у префекта Галлии снижение налогов для Арморики.
В 429 году Герман вместе с епископом Труа святителем Лупом был послан на Британские острова бороться с пелагианской ересью, а попал в разгар военных действий: на бриттов напали пикты и саксы. Беда Достопочтенный сообщает, что святитель Герман помог одержать победу при помощи хитрости: он посоветовал расположить армию в узкой горной долине, а при появлении врага стал кричать “Аллилуйя”, и все вторили ему. Горное эхо так умножило звук, что нападавшие переоценили силы обороняющихся и убрались восвояси. В 440 году, впрочем, Герману пришлось еще раз ехать в Британию спорить с пелагианами.
Когда его паства подняла восстание против императора тот послал войска подавлять мятеж. Герман убедил жителей Арморики сложить оружие и отправился в Равенну, тогдашнюю столицу, вести переговоры о прощении бунтовщиков. Его приняли с почетом, но вскоре пришла весть, что Арморика вновь восстала. 31 июля 448 года святитель Герман скончался в Равенне.
Тропарь
глас 6 (франц.)
Saint évêque Germain, notre protecteur,/ honneur et consolation de l’Église de Gaule./ Tu as quitté la gloire et les richesses/ pour suivre avec humilité le Christ notre Dieu./ Tu as combatus les hérésies/ et fait triompher la vraie foi./ Ô père des Auxerrois, refuge des malheureux,/ prie le Christ de nous affermir dans sa miséricorde.
Церковно-славянский перевод
Святителю отче Германе, заступниче наш, / церкве Галльския похвало и украшение, / славу земную и богатство оставил еси, / да смирением последуеши Христу Богу нашему, / ереси поборол еси, / да торжествует вера Православная; / пастырю Оксеррский, убогим прибежище, / моли Христа Бога // помиловатися душам нашим.
Преподобный Неот Корнуоллский (Néot), иеромонах, отшельник
По преданию был монахом в Гластонбери (Glastonbury) и священником, который стал отшельником в краях Корнуоллских, в том месте, которое сейчас носит его имя. Его мощи были впоследствии перенесены в Сан-Неот (Saint-Neot), что в Хантингдоншире (Huntingdonshire).
Святой был маленького роста, и ему приходилось вставать на стул, когда он служил в храме. У него в источнике жили три рыбы: Неот съедал в день по одной, но их число никогда не уменьшалось!
Святого Неота изображают старым монахом с посохом пилигрима и с покрытой головой. Он сидит с ногами в луже, с ланью, прибегающей к нему в поисках защиты. Почитаем в Гластонебери, Мальверне (Malvern), в Сан-Неоте.
Преподобный Арсений Ниноцминдский
Принял монашеский постриг, а затем - архиерейскую хиротонию во епископа Ниноцминдского. Однако стремившийся к монашескому подвигу святой Арсений вскоре обратился с просьбой к царю Тао-Кларджетскому Давиду Куропалату разрешить ему сойти с кафедры и удалиться в монастырь в его владениях. Царь удовлетворил просьбу и направил его в монастырь Отхтаэклесиа (т.е. "Четыре церкви") в ущелье реки Чорох (ныне в пределах Турции). Там святой встретился с монахом Иоанном (Грдзелисдзе), известным церковным деятелем и литератором, с которым более не разлучался.
Чрезмерное внимание к благочестивым монахам вынудило их в поисках более уединенного места для своих молитв покинуть Грузию и поступить в один из монастырей Понта). Когда в Иверском монастыре на Афоне стало известно об этом, преподобные Иоанн и Евфимий пригласили к себе отцов, и на следующий год Арсений и Иоанн, а с ними также преподобный Иоанн Хахульский, прибыли на Афон.
Поселившись в монастыре, стал ближайшим соратником преподобных игуменов и много трудился, организовывая монастырскую жизнь и переписывая и переводя рукописи, хранившиеся в обители. Мирно преставился в Иверском монастыре в 1018 году и был похоронен в церкви святых Архангелов.
Следуя уговорам святого Арсения, преподобный Евфимий в 1019 году оставил игуменский пост, чтобы более интенсивно заниматься лит. деятельностью. При игумене преподобном Георгии (1044 - 1056) мощи преподобного Арсения были перезахоронены вместе с мощами основателей монастыря в главном Успенском соборе обители.
Был известен как один из виднейших деятелей Грузинской Церкви своего времени, переводчик, писатель, каллиграф и блистательный богослов.
Сведения о нем содержатся в житиях преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (в редакции преподобного Георгия Святогорца) и преподобного Георгия Святогорца (в редакции преподобного Георгия Мцире; 2-я пол. XI в.) и многочисленных приписках, оставленных им самим в переписанных им рукописях собрания Иверского монастыря.