filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

28 июля (10 августа) 2020 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)

Продолжение…


Преподобный Георгий Строитель, Иверский

Преподобный Георгий Строитель, Иверский


Стал третьим игуменом Иверского Афонского монастыря. По некоторым сведениям был племянником первого настоятеля Иверского монастыря - преподобного Иоанна.
После того, как преподобный Евфимий оставил настоятельство, Георгий активно управлял монастырем. Под его руководством был построен главный храм Успения Пресвятой Богородицы. В настенной надписи храма говорится: "Я укрепил эти колонны, да не поколеблются они во веки веков. Монах Георгий-Грузин, Строитель".
Настоятель Иверона был весьма уважаем и почитаем при императорском дворе Византии, но в дальнейшем был оклеветан, обвинён в измене и сослан на остров Моноват где и преставился в 1029 году.

Ссылка святого Георгия оказалась роковой для Иверской лавры: клеветники нашли новый повод для создания невыносимо тяжелого положения грузинской братии на Афоне. В это время было похищено и разорено все монастырское богатство.

При благочестивом императоре Михаиле VII Иверскому монастырю вновь вернули принадлежащее имущество, и в обители снова воцарились любовь и тепло. Грузинские монахи перенесли нетленные мощи с острова Монават на Афон.


Преподобные Урс и Леобат, игумены Сенапарийские

Преподобные  Урс и Леобат, игумены Сенапарийские


Аббат Урс являлся жителем города Кахора и с самого детства был очень благочестивым и преисполненным любви ко Господу. Оставив Кахор, прибыл он в землю Витурия, где основал три монастыря — в Таусириаке, Онии и Понтиньяке, а затем, оставив их под управлением настоятелей, зарекомендовавших себя святостью и разумным ведением дел, отправился в землю Тура и прибыл в местечко, которому кто-то дал некогда название Сенапария.

Отец Урс построил там молельню, основал монастырь. Возложив на настоятеля Леобата обязанность соблюдения там устава, отправился строить еще один монастырь, который сейчас называется Локкис, расположенный на реке Индре в расщелине горы, над которой был построен замок, носящий такое же название, как монастырь. Там, основав сообщество монахов, он принял в душе решение не ездить больше ни в какое другое место, а трудиться здесь трудами собственных рук со всей братией и в поте лица зарабатывать себе на жизнь, предписывая среди прочего братии своей то, что сказал своей апостол Павел: "Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4, 28), и еще: "кто не хочет трудиться, да не ест" (2Сол. 3, 10). Господь удостоил его даром исцеления, так что единым дыханием своим он изгонял бесов из тел одержимых. И другие чудеса Господь сотворил через него. Он был воздержан в еде и питье и неустанно наставлял монахов своих, чтобы ни глазами, ни в мыслях своих не алкали никаких излишеств.

Ведя подобную жизнь и видя, как братия, чтобы получить необходимую для их пропитания муку, вручную вращают жернов и мелют пшеницу, он задумал облегчить их труд, поставив мельницу на реке Индре. Сделав два ряда свай и большое заграждение из камней на реке, чтобы устроить шлюзы, он так направил воду, что поток заставлял мельничное колесо стремительно вращаться. Таким способом он уменьшил монахам работу, и для помолки пшеницы требовался теперь лишь один монах.
И тут гот по имени Сиклэр, фаворит короля Аларика, пожелал приспособить это сооружение для своих нужд и сказал Аббату: "Отдай мне в собственность эту мельницу, а я взамен дам тебе, что пожелаешь". Аббат ответил ему: "Мы построили ее большими трудами и по большой необходимости. Не можем сейчас отдать ее тебе, иначе моя братия умрет от голода". "Если пожелаешь, — сказал Сиклэр, — отдать ее мне по доброй воле, я тебя отблагодарю, иначе же возьму ее силой или же сделаю другую мельницу и отведу отсюда воду, так что она больше не будет крутить твое колесо". Аббат ответил: "Ты не сделаешь того, что противно Господу, ты ее не заберешь".

Тогда Сиклэр, кипя от гнева, построил ниже по течению подобную мельницу. Воды под мельничным колесом собралось у монахов столько, что колесо не стало вращаться как обычно, и мельница встала. Как говорят, в полночь монах, работавший там, пошел к аббату, который вместе с братией служил в молельне вечерню. "Отче, — сказал он, — молись Господу, ибо колесо нашей мельницы затоплено из-за постройки Сиклэра и остановилось". Выслушав это, Аббат тотчас же послал по одному монаху в каждый монастырь, им основанный, чтобы сказать там: "Молитесь до тех пор, пока я вас не извещу". Сам он не выходил из часовни и горячо молился Господу, ожидая Его милости. Это продолжалось двое суток. На рассвете третьего дня монах с мельницы сообщил, что колесо вращается, как прежде, с большой скоростью. Тогда отец Урс с братией вышел из молельни, дошел до берега реки и стал искать мельницу, что построил Сиклэр, но не мог ее найти. Подойдя поближе и заглянув в глубину вод, не увидел ни малейшего следа ее, и после этого никто не видел ни дерева, ни камня, ни железа, ни следов другого рода, и можно было только догадываться, что на том месте, где она была построена, земля по велению Божиему разверзлась, поглотила ее и скрыла от людских глаз. Тогда Аббат послал гонцов, чтобы сказать братиям своим: "Отдыхайте теперь от трудов своих, ибо Господь возместил за ущерб наш".

Совершив многоразличные достодолжные дела, отец Урс прошел свой земной путь и отошел ко Господу. Впоследствии на его могиле излечивались одержимые и обретали зрение слепые. После смерти его те, кого он поставил управлять основанными им монастырями, были возведены епископами в аббаты. Леобат стал аббатом монастыря Сенапарии в Туре, где подвизался в святости и дожил до глубокой старости; там он умер и был похоронен.

В Сенапарии, которая сейчас называется Сенневьер, была построена церковь в романском стиле, посвященная преп. Леобату.
Преп. Леобат известен также и под именем преп. Льюбаис.



Святилеть Самсон Дольский, епископ

Святилеть Самсон Дольский, епископ


Святой Самсон, епископ в Доле, что в Бретани, был один из величайших миссионеров когда-либо пребывавших из Англии. Родился он в Гламоргане (Glamorgan), в Уэльсе, приблизительно в 485 году. Его родители - Аммон (Ammon), лорд Гламорган, и Анна из Гвента (Gwent) - посвятили его служению Господу, потому что он был "ребенком обета" после долгой бездетности родителей. Согласно его житию, он был воспитан в монастыре Лланвит Великий (Llanwit Major), что в Гламоргане, под водительством святого Иллтида (Illtyd/Illtud). Там Самсон был рукоположен в дьякона и священника.

После рукоположения Самсона два племянника Иллтида из ревности покушались на его жизнь. Поэтому Самсон покинул монашескую обитель и подвизался какое-то время у Пиро (Piro/Pyr) на острове Калдей (Caldey) (валл. Инис Бир (Ynys Byr)), что у побережья Пемброкшира (Pembrokeshire). Там он служил келарем. Его отец Аммон и дядя Умбрафел (Umbrafel/Umbraphel) присоединились к нему там после того, как его отец излечился от серьёзной болезни по молитве сына. Когда Пиро умер, Самсон сменил его как игумен монастыря в Калдее. Но затем он отошёл от управления после путешествия в Ирландию для благовествования.
Самсон возвратился в Уэльс, где жил как отшельник со своим отцом и двумя другими отшельниками около устья реки Северн (Severn). Затем он отправился в Корнуолл, где 22 февраля 521 года был хиротонисан во епископа святителем Дифригом (Дуврикием), и назначен игуменом его монастыря. Самсон много странствовал по Корнуоллу с проповедью. Он основал монастыри и храмы в Падстоу (Padstow), Сент Кью (Saint Kew), Саутхилле (Southill) и Голанте (Golant). Вероятно он посетил и острова Скилли (Scilly). Повсюду к нему собирались ученики, среди которых были святые Австолл Корнуоллский, Меван (Mewan) и Виннок Вормхультский (Winnoc).

Наконец, Самсон пересек Ла-Манш и отправился в Арморику (Armorica), где он высадился в устье Гюйу (Guyoult), чтобы продолжить свою проповедь в Бретани. Приват (Privatus), галльский римлянин, дал ему поблизости участок земли для строительства монастыря в 525 году. Там в будущем был появился город Доль (Dol).
Под руководством Самсона Доль стал духовным центром Бретани. Энергичный организатор и ревностный проповедник, святой Самсон основал многочисленные монастыри, включая Пенталь (Pental) в Нормандии, и его трудами Слово Божие прозвучало во многих краях. Имеется мнение, что он епископствовал в Доле, хотя постоянная кафедра появилась там много позже. Он вероятно был тем самым "Samson peccator episcopus", который подписал акты Парижского Собора 557 года.
Его радение о справедливости, равно как и значительность его положения, как епископа и игумена, не только в духовных но и в мирских делах, часто вовлекали его в политические дела. Когда Кономор (Conomor/Conmor) убил короля Домнонии и узурпировал трон, который по справедливости принадлежал Бретонскому правителю Жюдвалю (Judwal/Judual), святой Самсон отправился в Париж, где при поддержке святого Германа, епископа Парижского, заручился помощью короля франков Хильдеберта.

По возвращении он путешествовал вниз по Сене и основал обитель для кающихся в Вернье (Vernier).
Во время второго посещения Парижа ему предоставили земли в окрестностях Ренна (Rennes) и Нормандские острова. Именно отсюда, с острова Гернси, где один из городов теперь носит его имя, он и Жюдваль начали свои действия, чтобы сместить узурпатора Кономора. После трех сражений Жюдваль отвоевал свое королевство, а Самсон возвратился в свою епархию и монастырь в Доле.
В конце своей жизни, когда Самсон почувствовал близость кончины, он предпринял путешествие по всей Нейстрии, подробное повествование о которой составили бретонские барды. Сопровождаемый семью монахами, семью учениками и семью эскортами, он медленно перемещался от прихода к приходу, часто останавливаясь для проповеди или принесения Бескровной Жертвы. Его миссия завершилась лишь с его кончиной. Святитель был погребён в Дольском соборе.

Дольский собор, Бретань, Франция
(Дольский собор, Бретань, Франция)


Почитание

Его анонимный жизнеописатель отводит много места описанию многочисленных чудотворений святого. Самсон был духовным предводителем Британских колонистов, осваивавших Бретань, и ведущей фигурой в истории евангелизации Корнуолла и Нормандских островов. В Бретани он почитается как один из "семи святых основателей" этой земли.

Частицы его мощей, включая руку, а также епископский посох, были приобретены королем Этельстаном Уэссекским (924-939) для своего монастыря в Милтон Аббас (Milton Abbas), что в Дорсете, почему почитание святого Самсона распространилось во многих местах Англии. В Англии имеются шесть древних храмов посвящённых ему, вдобавок ко многим другим в Корнуолле и Бретани. Имя Самсона весьма почитаемо повсюду в Бретани и Уэльсе. Узуард внес его имя в Римский мартиролог.
Житие святого Самсона - быть может наиболее раннее из жизнеописаний Британских кельтских святых. Безымянный жизнеописатель утверждает, что составил его на основе сведений, полученных от современников святого, а мнения учёных относят его ко времени между 610 и 820 годами. Самые ранние датированные рукописи относятся к XI столетию. Иерей Плэн (Dom Plaine) в Analecta Bollandiana редактировал другое, более полное жизнеописание с рукописи 719 года, которое он расценивал как более раннее. Имеются также многочисленные более поздние жития.

Самсона изображают с крестом или посохом вместе с голубем и книгой.

Тропарь семи святым основателям Бретани


Святии угодницы Божии Мало, Бриег, Тюгдуаль, Поль, Корантин, Патэрн и Самсон, вы есте учителие несведущих, утешителие скорбящих, водителие заблудших, пастырие верно чтущих вас. Церкве седмь столпов недвижимых, седмь духоносных гласов, седмь светильников, освещающих землю Армор, юже в жертву принесли суть, яко дар благоуханный. Апостоли и святители бретонския, молите милостиваго Бога о чтущих память вашу.


Тропарь св. Самсону (фр.)

Athlète de la grâce et maître de tempérance, tu as illuminé les îles par ta vertu, tel un phare spirituel. Imitateur des apôtres, tu as répandu la semence de la connaissance du Dieu trine. Saint pontife Samson, prie le pour qúIl accorde à nos âmes le salut.



Икона Божией Матери «Одигитрия» Супрасльская

Икона Божией Матери «Одигитрия» Супрасльская


Эта икона «Одигитрия» прославилась в Супрасльском монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в Гродненской губернии (ныне территория Польши). В 1503 году архиепископ Иосиф Солтан пожертвовал монастырю список Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Супрасльская икона была написана в византийском стиле на доске размером 2,4 на 1,3 метра. Первоначально икона находилась в иконостасе церкви Благовещения. В XVII веке был выполнен новый иконостас, и икона была перенесена на левый столп храма. В скором времени икона прославилась исцелениями молящихся перед ней больных.

В 1915 году монахи, спасаясь бегством в Россию от наступающих немецких войск, забрали также и чудотворную икону. В Супрасль образ уже не вернулся, и его дальнейшая судьба неизвестна. В настоящее время в церкви Иоанна Богослова находится копия иконы, выполненная в XIX веке в связи с четырёхсотлетием монастыря. Сегодня перед Супрасльской иконой молятся люди разных конфессий, известны случаи исцелений.

Супрасльский монастырь перенёс немало трагических событий. После Брестского собора 1596 года, под давлением короля Зигмунда III, монастырь, несмотря на сопротивление его насельников, становится униатским. В 1839 году возвращён в лоно Православной Церкви. Особо пострадал монастырь во время Второй мировой войны, как от немецких, так и от советских войск. В феврале 1996 года, в результате неимоверных усилий православных поляков, решением Совета министров Польши монастырские постройки были переданы возрождённому в 1989 году православному монастырю в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.


Икона Божией Матери «ОДИГИТРИЯ» ВОРОНИНСКАЯ

икона Божией Матери «ОДИГИТРИЯ» ВОРОНИНСКАЯ


Явление Воронинской иконы Божией Матери произошло 15/28 июня 1518 года в 12 км к югу от Череповца на месте нынешнего погоста близ деревни Воронино. Пономарь церкви Архангела Михаила села Ильинское Иоанн пошел в Конечновский лес и, возвращаясь, увидел огромную липу и на ней образ Богородицы, весь святящийся, как луч солнечный. Поразился Иоанн такому видению, горячо помолился Владычице и пошел домой, но сбился с дороги. Удивился пономарь, так как никогда до этого не терялся в лесу. После долгих блужданий вновь оказался у того же дерева с образом Богородицы на нем.

Тогда понял Иоанн, что все происшедшее с ним было не случайностью, что Сама Божия Матерь дала знак ему, прося взять Ее икону и поместить в храме. Пономарь, с горячей молитвой воззрев на образ, с благоговением снял его с дерева, отнес в село Ильинское и поставил в церкви Архангела Михаила, поведав о случившемся местному священнику отцу Андрею.
Происходило все описанное накануне воскресенья. На следующий день пришел иерей в церковь, думая показать людям, собравшимся на богослужение, обретенную икону, и не увидел ее на месте. Священник решил, что это пономарь взял её. Однако выяснилось, что пономарь также не брал образ. Тогда священник предложил пономарю: «Пойдем на то место, где ты нашел икону, вдруг вновь обретем ее там».

Пришли они в Конечновский лес и с великой радостью увидели на дереве образ Богородицы. С плачем припали к нему, прося милости у Владычицы. Воздев руки к небу, благоговейно сняли икону с дерева и перенесли ее в свою церковь, поставили в алтаре и отслужили перед ней молебен.
Каково же было потрясение священника и пономаря, когда, придя утром в храм, они не обнаружили в нем иконы. Страх и трепет объял их, и поняли они, что это дело не человеческое, а Божие. Тогда созвал иерей прихожан и рассказал им о чуде, после чего верующие во главе со священником, со свечами и светильниками пошли на место обретения иконы. Была в числе их и слепая от рождения девица по имени Феодосия.

Придя на место, богомольцы увидели на дереве образ Владычицы, который светился неземным светом. Священник, пономарь и все множество народа, горячо помолившись, стали по очереди прикладываться к иконе. Привели к ней слепую девицу Феодосию, которая стала просить: «О, Владычице мира, христианская Помощнице, Пресвятая Богородице, дай мне образ Твой видеть и облобызать многочудесное явление Твое!». Сотворив на себе крестное знамение, Феодосия возвела очи свои на дерево, внезапно увидела на нем икону, как луч солнечный святящуюся, и полностью исцелилась от своего недуга.

С того времени прославилась икона Пресвятой Богородицы многими чудесами, число которых, согласно древнему сказанию, не поддавалось исчислению: слепые прозревали, хромые ходили, одержимые нечистыми духами очищались.

По совету иерея Андрея рядом с липой была устроена часовня, куда был благоговейно помещен явленный образ Владычицы. Спустя непродолжительное время здесь образовалась Успенская Воронина пустынь, пользовавшаяся большим почитанием среди паломников. В 1688 году Воронина пустынь была приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, поступив в разряд Патриарших владений. Слава пустыни была столь велика, что в 1764 году ее не упразднили подобно абсолютному большинству других вологодских обителей, а оставили на своем содержании. Правда, в 1792 году обитель при загадочных обстоятельствах сгорела, а ее братия была переведена в Филиппо-Ирапскую пустынь.

Явленная же икона, согласно преданию, была похищена. Предполагают, что образ видели в Югской Дорофеевой Пустыни Ярославской епархии. В 1794 году на месте сгоревшей обители был образован церковный приход, в котором в 1804 году построили благолепную каменную церковь в честь Успения Божией Матери с приделами в честь Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ее развалины сохраняются и в настоящее время.

Название чудотворной Воронинской иконы Божией Матери и образованной на месте её явления пустыни пошло от прозвища настоятеля обители Марка Вороны, жившего в XVI веке. Соответственно возникло и название деревни.
В «Сказании о Воронинской иконе Божией Матери» XVIII века икону называют «Одигитрией Воронинской», так как в древности Одигитрией (Путеводительницей) часто называли не образ Божией Матери, а Саму Пресвятую Богородицу.

Такие случаи известны в русской истории. Например, 25 июня 1682 года при венчании на царство Петра I и Иоанна V был отслужен торжественный молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, относящейся к иконографическому типу «Умиление». Но в летописи она была названа «Одигитрией Владимирской» (то есть Богородицей Владимирской). Впоследствии образ, названный «Одигитрией Воронинской», стали ошибочно считать списком со Смоленской иконы и совершали празднование 28 июля/10 августа.

Ныне возрождено забытое празднование Воронинской иконы Божией Матери в соответствии с древней традицией: в день ее исторического явления 15/28 июня.

В связи с ранней утратой самой чудотворной иконы ее образ долгое время был неизвестен, списков не сохранилось. С трудом удалось найти миниатюру, изображающую Воронинскую икону Божией Матери в рукописном сборнике середины XVIII века. Замечательно, что Сборник был составлен в то время, когда чудотворный образ еще пребывал в Воронинской пустыни.

На основе чудом сохранившегося изображения был написана икона, с которой уже совершался Крестный ход в день престольного праздника Леушинского монастыря. Так же икона побывала на руинах затопленной обители. Список иконы Воронинской Божией Матери будет помещен в нашем храме, еженедельно будем служить перед нашей, череповецкой иконой Божией Матери молебны.


Чубковичская икона Божией Матери «Одигитрия»

Чубковичская икона Божией Матери «Одигитрия»


Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. В этом числе есть и чудотворная Чубковичская икона Божией Матери «Одигитрия». Находится она в Свято-Аннинском храме села Чубковичи, что около г. Стародуб Брянской области.

10 августа, в день празднования иконы, сюда съезжаются сотни верующих, десятки священников со всех уголков России. Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» являла чудеса с момента явления над источником, и с тех пор чудотворения от иконы не прекращаются. А явление её было так…

Произошло это несколько веков назад. Тогда селянам, работающим в поле в сенокосную пору, по Промыслу Божиему, дети забыли принести на поле воду для питья. Косарей мучили жара и сильная жажда, а испить было нечего. И тогда мужи-косари явственно услышали сильное журчание воды там, где ее никогда не было. Подойдя к чудесно забившему источнику, они увидели большую икону Божией Матери, стоявшую на огромном дубовом пне, из-под которого бил мощный родник чистой воды. Родник образовал Святую Криницу, а икону забрали в храм во имя Святой Праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в селе Чубковичи.

Но чудесная икона не сразу осталась в храме: три раза её вновь находили на Святой Кринице. И только когда жители села пришли крестным ходом, отложив все дела житейские, и отслужили молебен Пресвятой Богородице, чудотворная икона навсегда заняла своё место в храме, где и обретается до сегодняшнего дня.

За прошедшие века от Святого Образа было явлено множество чудотворений и исцелений. В частности, в 1824 году Чубковская (Смоленская) Одигитрия спасла великое множество людей от бушевавшей тогда холеры, о чём пишется в книге «Картины церковной жизни Черниговской епархии» (Тип. Кульженко, г. Киев,1911 г.).
В лихие революционные годы была похищена серебряная вызолоченная риза, украшавшая Чубковичскую икону. В 1939 году закрыли храм во имя Святой Праведной Анны.

Церковь Зачатия Анны - Чубковичи - Стародубский район и г. Стародуб - Брянская область
(Церковь Зачатия Анны - Чубковичи - Стародубский район и г. Стародуб - Брянская область)

С иконы сорвали вторую ризу, серебряную, а саму Святыню хотели уничтожить. Но прихожане изъяли ее ночью из храма и, завернув в овечьи шкуры, зарыли в землю. Так Святую икону укрывали до 1941 года. В годы оккупации храм открылся, Чудотворный образ Божией Матери вернули в храм, где он и находится в настоящее время.

Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments