Седмица 1-я по Пятидесятнице. Всех святых. Троицкая седмица.
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА.
Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I); сщмч. Елевферия, папы Римского (189); мч. Георгия Софийского Нового, память перенесения мощей в Софийский Георгиевский собор (1515); вмч. Георгия Софийского Новейшего (XVI); свв. Фугатия и Дамиана (Донатиана) Британских, миссионеров (кон. II; Кельт. и Брит., Греч.); мч. Александра Дервиша, Смирнского (1794; Греч.); сщмчч. Милана (Баньца) и Милана (Голубовича) (1941; Серб.).
Обре́тение мощей прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1521); мч. Аверкия и мц. Елены (I); прп. Иоанна Психаита, исп. (IX).
Икон Божией Матери: «Зна́мение» Курская-Коренная; Табынская, Селигерская-Владимирская; Тупичевская (переходящие празднования в День Святого Духа).
Святые дня, молите Бога о нас!
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
День Святого Духа, Духов день (греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος, цсл. Понедельник Святаго Духа), праздник в честь Святого Духа, отмечается Церковью на следующий день (в понедельник) после Пятидесятницы.
Этот праздник был установлен "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Праздник в честь Св. Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за Литургией Пятидесятницы. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные св. Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена. Впрочем, эта великая вечерня обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Духова дня; в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Духов день начинается с повечерия или утрени.
По положению в кругу литургического года Духов день соответствует другим дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. Знаки праздников месяцеслова), за которыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника.
Аналогичный устав имеет и Духов день, относящийся к Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Духову дню праздник Пятидесятницы.
В древнейшей традиции днем Святаго Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος - Почти день Духа). В памятниках древнего иерусалимского богослужения Духов день не праздновался: в армянском переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф. 5, 6-12 и Мф. 13, 1-9). Нет празднования Духова дня и в Типиконе Великой церкви, отражающем практику константинопольского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в константинопольском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии - Еф 5. 8 - 19; Евангелие - Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Духова дня, хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Святаго Духа). В Типиконах студийской традиции Духов день появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников (XI в.).
В этот день церковь прославляет Святого Духа - "подателя жизни", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог изливает благодать на чад своих. Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном. Незадолго до Своих крестных страданий, Иисус Христос, разговаривая со своими учениками, обещал им, что после Своего ухода Он пришлет им Утешителя. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14. 15).
На греческом языке слово "утешитель" означает того, кто помогает тебе, находясь рядом с тобой, бок о бок, это верный защитник в час беды. Так что же за Утешителя обещает прислать Господь? "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.26) - объяснил Иисус.
Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.
Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.
Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.
Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.
И праздник Пятидесятницы, с момента сошествия Святого Духа стал уже Днем рождения Церкви Христовой.
Еще в Ветхом Завете людям было дано откровение о Боге, как о единстве трех Лиц, трех Ипостасей. Это произошло, когда Господь явился Аврааму в единстве трех "мужей", трех Ангелов у "дубравы в Мамре" (Быт. 18. 1-14). Но только в Новом Завете людям были открыты эти Три Ипостаси Бога. Сошествие Святого Духа явило миру всю полноту Бога, все Три Лица Троицы.
Праздничная икона, которая в День Святого Духа выносится в центр храма, как раз и отображает событие сошествия Святого Духа на апостолов, сидящих в Сионской горнице.
(Пятидесятница_Врубель_1885г.)
По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, вплоть до Дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся.
Но уже вчера, на Великой Вечерне Троицы, которая служилась сразу после Божественной Литургии на Троицу, коленопреклоненно читались три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших. Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день.
И уже завтра, по окончании празднования праздника Святой Троицы и Духова дня, ту траву, которая находилась в храме и напитывалась молитвами, разбирается прихожанами и уносится в дома. Эту траву они благоговейно употребляют, как лекарство. часто её зашивают в подушечки, загатавляя сбе на погребение.
По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".
Молитва Святому Духу
Апостол от 70-ти Карп
(Карп, ап. от 70-ти. Южная стена южного рукава; Балканы. Сербия. Грачаница; XIV в.; Монастырь Грачаница)
Святой апостол из семидесяти Карп, был последователем и слугою святого апостола Павла; он разносил его послания в те места, куда они назначались. Достаточное время Карп потрудился вместе с апостолом Павлом, благовествуя всюду слово Христово1, немало претерпел он за это бед и напастей. Затем святой Карп был поставлен апостолом Павлом епископом города Берии во Фракии2.
Святой апостол Карп потрудился, проповедуя евангелие Христово и на острове Крите3; здесь он, между прочим, принял в дом свой святого Дионисия Ареопагита4 и видел Господа, явившегося ему в видении в то время, когда Карп просил Его предать казни двух грешников, и слышал голос Его, возгласивший: «Мучь Меня еще, ибо Я готов еще раз пострадать и быть распятым ради спасения людей»5.
Святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о сем святом Карпе и то, что он никогда не начинал совершать пречистых и животворящих Тайн прежде, чем не сподоблялся являвшегося ему с неба божественного видения.6
Святительствуя в Берии, Карп обратил ко Христу многих эллинов-язычников; обличая иудеев, он говорил им, что распятый ими Христос есть Бог истинный и Творец всего. Впоследствии он был с жестокостью убиен иудеями и таким образом предал душу свою в руки Господа7. Честные мощи его были положены верными и богобоязненными людьми в том же городе, где он и святительствовал, причем сими мощами подавались многоразличные исцеления болящим во славу Христа, Бога нашего.
_______________________________
Примечания
1 Между прочим у него в Троаде были оставлены апостолом Павлом фелонь и разные книги, между коими апостол особенно упоминает о пергаментных (2 Тим.4:13).
2 Фракией называлась та часть Балканского полуострова, которая лежала к северу от Македонии, Эгейского и Мраморного моря. В настоящее время на месте древней Фракии находятся следующие земли: восточная часть Венгрии, Трансильвания, Бессарабия, Молдавия, Валахия, Болгария, Сербия и восточная часть Румелии. Город Берия в настоящее время называется Веррия или Кара-Веррия; в нем около 12 000 жителей. - Апостол Павел был в Берии во время своего второго апостольского путешествия.
3 Остров Крит (иначе Кандия - от главного города того же имени) находится в средней части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. Начало христианству было положено здесь событием Сошествия Святого Духа на апостолов, ибо при этом событии были и критяне (Деян.2:11). Затем христианство было утверждено здесь апостолом Павлом, который поставил здесь епископом Тита для того, чтобы он «довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит.1:5). - В XVII в. Крит перешел во власть турок.
4 Дионисий Ареопагит - член Ареопага - верховного судилища афинского. Обращен в христианство апостолом Павлом во время его второго апостольского путешествия (ок. 54 г.). Причислен св. Церковью к лику святых. - Память его празднуется 8 октября.
5 Для того, чтобы понять эти слова, необходимо припомнить следующий случай из жизни святого апостола Карпа. Некто из неверующих совратил к злочестью своему одного из христиан. Карп был весьма опечален этим. Никогда не обнаруживав ранее нетерпения, Карп на этот раз был весьма огорчен в душе своей. Он помыслил про себя, что нечестивцы, развращающие и губящие людей, не должны жить на земле; и начал он молить Бога, дабы ниспал огонь с неба и попалил тех двух нечестивцев - и совратившего, и совращенного. Когда он молился об этом, вдруг горница, в которой он стоял, потряслась и расступилась на двое. Подняв свои очи вверх, он увидел небо отверстым и в нем сидящего Господа Иисуса Христа в образе человеческом. Опустив же взоры вниз, он увидел глубокую пропасть, на краю которой стояли те два грешника, которым Карп испрашивал погибель. Карп, видя, что опечалившие его уже готовы упасть в пропасть и быть съеденными змием, пресмыкавшимся внизу, исполнился радости; но так как они все еще не падали в пропасть, то Карп снова стал досадовать и скорбеть и опять начал молить Бога об их погибели. Когда же он возвел очи свои на небо, то увидел, что Господь приблизился к тем грешникам и подал им руку помощи. Потом Господь и сказал Карпу: «Мучь Меня еще, ибо Я готов еще раз пострадать и быть распятым ради спасения людей». Сказание об этом сообщает святой Дионисий Ареопагит в своем послании к монаху Демофилу. Послание это можно читать под 3-м числом октября месяца (день памяти св. Дионисия Ареопагита).
6 Дионисий Ареопагит с великою похвалою отзывается об апостоле Карпе. Так например, в послании к монаху Демофилу он говорит о Карпе: «Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною чистотою ума, что обладал большою способностью к боговидениям».
7 Кончина святого апостола Карпа последовала в к. 1 в.
Тропарь апостола Карпа
глас 3
Апостоле святый Карпе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Карпа
глас 4
Яко звезду пресветлую,/ Церковь всегда стяжа тя,/ апостоле Карпе,/ чудес твоих многоподаванием просвещаема,// спаси верою чтущих память твою.
Священномученик Елевферий, папа Римский
(Елевферий еп. Иллирийский, Римский, сщмч. Балканы. Сербия, монастырь Сопочаны, Неф, XIII в.)
Согласно Liber Pontificalis, св. Елефверий родился в Никополе, что в Эпире, Греция, в семье грека по имени Авундий (греч. Ἀβούνδιος, лат. Habundius). Он стал диаконом в Риме, был им при папе Аниките, и, по всей видимости, оставался им и при последующем папе, Сотирии, после кончины которого в 174 году он стал епископом Рима.
В 177 году Ириней Лионский, в ту пору диакон, привез его письмо от лионских исповедников касательно распространявшейся в то время ереси монтанизма, как обьясняет Евсевий.
Св. Елевферий особо почитаем в Британии, так как, согласно Liber Pontificalis и Беде Достопочтенному, британский король Луций прислал ему письмо с просьбой о принятии христианства. Эти сведения не подтверждаются другими источниками, хотя известны присланные в ту пору в Британию проповедники, такие как свв. Фугатий (Fugatius) и Дамиан (Damian) (память также 26 мая).
По преданию Греческой Церкви принял мученическую смерть в 189 году.
Святители Фугатий и Дамиан (Донатиан) Британские, миссионеры
В своей "Церковной истории народа англов" святой Беда Достопочтенный писал:
"В год от воплощения Господа 156-й власть [над Римской империей] принял Марк Антонин Вер, четырнадцатый император после Августа, вместе с братом своим Аврелием Коммодом. В это время епископом в Риме был святой муж по имени Элевтерий, и Луций, король Британии, послал ему письмо, выражая желание с его благословения стать христианином. Его благочестивая просьба была удовлетворена, и так жители Британии крепко и нерушимо хранили дарованную им веру в мире и спокойствии до времен правления Диоклетиана".
По преданию, римские христиане Фугатий и Дамиан (Донатиан) были в числе миссионеров, посланных епископом Римским Елевферием в ответ на просьбу короля Луция на Британские острова, где они, как и бретонцы Элван и Мидвин, проповедовали Евангелие среди местных жителей. Подробности их жизни неизвестны.
Мученик Георгий Софийский Новый Кратовский, память перенесения мощей в Софийский Георгиевский собор
Память 11 февраля в день кончины, 26 мая в день перенесения мощей и в Соборе Болгарских святых
Следует отличать этого святого от великомученика Георгия Софийского Новейшего, часто также называемого Геогием Новым. Оба мученика пострадали почти в одно время, оба именовались первоначально "Новыми", по этой причине их жития часто смешивают.
Родился в конце XV века в Кратове, в десяти часах ходьбы от Штипа, в нынешней Македонии, болгарское имя - Борба. В шестилетнем возрасте мальчик был отдан своими благочестивыми родителями Димитрием и Саррой в учение. Он быстро научился грамоте и проявил большие успехи в книжных науках. Освоив их, стал изучать ювелирное искусство. Отец его умер, когда святой Георгий был совсем юным. Он был красивый, стройный юноша. Боясь быть силой увезённым к султанскому двору, он покинул родные места и переехал в Средец (нынешнюю Софию). Там он жил в доме просвещённого и богобоязненного священника Петра, ставшего его духовным отцом, и утвердился в вере и любви к христианству.
Георгий был замечен магометанами, которым захотелось привлечь к себе такого примерного юношу. Они выбрали среди своих учёных людей - улемов - сообразительного человека для того, чтобы он поговорил с Георгием. Законник, заказав ювелиру работу, пытался привлечь юношу обещаниями богатой жизни, если тот обратится в ислам. В ответ Георгий обличил грязную жизнь мусульманских правителей, судей и начальников, указав неугодность Богу жертв от нечистого сердца. В противоположность он сказал о святых христианах и предложил законнику удостовериться в нетлении и мироточении почивающих с Средце мощей святого короля Милутина. Посрамлённый агарянин удалился со злобой в душе и донёс своим соплеменникам, что святой Георгий не только не обратился в ислам, но способен обратить сотни людей ко Христу и этим представляет опасность для их веры.
Святой был схвачен и брошен в темницу. Когда его впервые привели на судилище, все присутствующие были поражены его необыкновенной красотой. На заданные ему вопросы юноша с твёрдо отвечал, что он исповедует христианство. Это вызвало озлобление турок, и его снова отвели в тюрьму. Священник, у которого жил святой Георгий, упросил начальника стражников отпустить его на недолгое время к нему в дом. "Уговори его принять магометанство", - говорили стражники.
Когда же хозяин дома и святой Георгий остались одни, священник обнял юношу и воскликнул: "Ты прославил Бога, как первомученик Стефан! Оставайся твёрдым до конца! Мученикам слава во вселенной и на последнем суде!" - "Боюсь как бы меня не стали пытать огнём», - отвечал Георгий. "А ты подумай о том, чтó страшнее огня. И чтó значат временные страдания перед жизнью вечной?» Укрепив его такими словами в вере, священник обещал святому Георгию сделать для него всё возможное, после чего юноша был снова возвращён в темницу.
Ещё дважды его приводили на суд. Угрозами и лаской судьи пытались склонить Георгия к магометанству, но святой отвечал, что исповедует только Христа, Сына Божия, пришествие Которого было предсказано пророками, и не признаёт Магомета. Озлобленные турки вскричали: "Сожгите его!" В ярости они бросились на исповедника, били его и повели к городским стенам, где развели огонь и ввергли в него мученика. В то время священник и все христиане в городе молились за него, а один из тайных христиан, ученик священника Петра, по просьбе последнего, следовал за толпой до места мучения святого Георгия. Когда огонь коснулся связанных рук мученика и верёвка истлела, святой осенил себя крестным знамением и воскликнул: "Господи, Иисусе Христе, в руце Твои предаю дух мой!" В эту минуту разъярённый турок ударил его по голове, и святой Георгий упал бездыханным. Как ни старались турки сжечь тело мученика, оно оставалось нетронутым огнём, хотя дрова сгорели. С наступлением темноты место, где было брошено тело мученика, озарилось ярким светом. Ночью один христианин взял тело и отнёс в свой дом, а оттуда оно было перенесено в соборный храм великомученика Георгия. Честные останки Георгия в древней церкви во имя святой Марины.
Святой мученик Георгий Софийский пострадал 11 февраля 1515 года, в мясопустую неделю, будучи 18 лет от роду.
Священник Пётр описал его внешность и характер:
"Был он худощав и высок ростом, светловолос, лицо его было продолговатым, брови - густые и поднятые, нос с горбинкой, пальцы рук тонкие и длинные. По нраву он был смиренным, молчаливым и кротким, был украшен всяческими добрыми делами. Всех опережал своим поклоном и называл каждого знакомого своего «господин». Никогда не смеялся неразумно, никогда не сходило с уст его скверное слово, никогда не хвалился он чем-либо, никому не завидовал".
Почитание
Почитание святого мученика началось сразу же после его кончины, и его духовник составил ему церковную службу. Эснаф золотых дел мастеров в Средце в память о святом Георгии сразу после его мученичества установил обычай праздновать 11 февраля как свой профессиональный праздник, избрав святого Георгия Нового своим покровителем.
Спустя несколько месяцев, после явления мученика во сне одному из клириков храма, в котором он бал погребён, его святые мощи были вынуты из могилы, и митрополит Иеремия в сопровождении клира перенёс их в Георгиевский кафедральный собор, где их поместили в раку. Это произошло 26 мая.
Служба святому Георгию Софийскому Новому была издана в 1855 году в г. Самоков. В 1955 году епископ Левкийский Парфений отредактировал её и издал в Софии вместе с житием святого, составленным его духовным отцом священником Петром.
Тропарь
глас 4
В терпе́нии многоиску́снем, блаже́нне му́чениче Гео́ргие,/ огнеиску́сную сме́рть претерпе́л еси́/ и по кончи́не твое́й вене́ц от Христа́ нетле́нный/ с му́ченическими ли́ки прия́л еси́./ И ны́не,на земли́ кро́тких досто́йно водворя́яся,/ Христа́ Бо́га о на́с непреста́нно моли,// и́же ве́рою покланя́ющихся ра́це моще́й твои́х.
Кондак
глас 2 (Подобен: Вышних ища:)
Вы́шния сла́вы жела́я, многострада́льне Гео́ргие,/ ага́рянскую пре́лесть поплева́в, попра́л еси́/ и побе́ды вене́ц прия́л еси́,/ А́нгелом ны́не свеселя́ся и му́чеником соводворя́яся,// с ни́миже Христу́ Бо́гу моли́ся непреста́нно о все́х на́с.
Преподобный Макарий Калязинский, игумен, обретение мощей
В миру Матфей, родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. Его родной брат, Григорий, в монашестве Геннадий, в 1461 г. стал Тверским епископом.
От юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре.
Из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. "Бог простит тебя", - ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли. Иноки воздвигли храм во Имя Пресвятой Троицы.
Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих, жаждавших спасения. Надо было избрать игумена. Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем.
С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелил расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460-1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария - преподобный Паисий Угличский (+ 1504). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им.
Скончался 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали.
Обретение мощей преподобного Макария Калязинского произошло 26 мая 1521 года. Купец из города Дмитрова, Михаил Воронков, пожертвовал средства на строительство каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной, в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся гроб, от которого исходило благоухание. Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря - преподобного Макария, преставившегося в 1483 году. Братия монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над перенесенным ко храму гробом. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления.
Об этом было сообщено Московскому митрополиту Даниилу (1522 - 1539), который созвал в Москве Собор и, подробно рассмотрев свидетельства о святости преподобного Макария, установил празднование новоявленному святому. Мощи были торжественно перенесены в храм во Имя Святой Троицы. Феодосием из Твери была составлена служба на обретение мощей. До 1547 года почитание святого Макария совершалось только в его обители. На Московском Соборе 1547 года, при митрополите Макарии (1543 - 1564), преподобный Макарий Калязинский был причислен к лику святых, память его в числе других русских святых постановлено праздновать по всей России.
В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица, в правом приделе.
(Тверской Троицкий храм, что за Волгой ("Белая Троица"))
Тропарь преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца
глас 8
Плотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Ин тропарь преподобного Макария Калязинского
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,/ Макарие отче наш, моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Макария, игум. Калязинского, чудотворца
глас 2
Вышних желая, воздержанием, и труды, и поты насладився,/ желание плоти твоей обуздав,/ чудес дар прием от Христа Бога,/ светильник явился еси пресветлый./ Темже Христова Церковь песньми славит тя,/ преподобне Макарие, отче наш.
Ин кондак преподобного Макария Калязинского
глас 8
Яко финике псаломский во удолиих постнических процвел еси,/ трудов своих поты, яко плоды духовными, возвеличил еси над всеми Бога,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих любовию святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Макарие, отче наш.
Молитва преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю. Не промолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа с ангельскими воинствы, с безплотными лики, с Небесными Силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Мученик Александр Дервиш
Родом из Фессалоники. Юношей покинул родные места, спасаясь от домогательств некоего турка. Находясь в Смирне, по неизвестным причинам принял ислам и во время паломничества в Мекку вступил в одно из суфийских братств.
В течение 18 лет Александр юродствовал, в обличье дервиша странствуя по завоеванным турками землям и ругая турецкое правление. Оказавшись на Хиосе в дни Великого поста, он посещал все христианские богослужения, не снимая своего суфийского одеяния.
Вернувшись в Смирну, Александр явился в суд, где сбросил чалму дервиша и надел христианский головной убор, объявив себя христианином. 26 мая 1794 г. не поддавшийся на угрозы и уговоры мученик был публично обезглавлен.
Священномученики Милан Баняц (серб. Бањац) и Милан Голубович
(Икона новомученников Дабро-боснийской епархии)
Милан Баняц родился 11 февраля 1886 года в Дрваре (ныне Босния и Герцеговина) в семье священника.
Окончил семинарию и педагогическую школу в Призрене.
В 1910 году стал священником в Баня-Луке и был приписан к приходу своего отца в Дрваре. Некоторое время служил в приходах Раткова и Великого Цветнича, откуда в 1914 году был интернирован в Араде.
После Первой мировой войны в 1918 году был назначен приходским священником в Дрвар, где оставался до Второй мировой войны.
14 июня 1941 года он был арестован усташами в Дрваре вместе с двадцатью девятью другими видными сербами города. Все они были перевезены в Боснийский Петровац и помещены в заключение.
Два дня спустя, 16 июня, их привели в пещеру около Рисовой Гряды, что над селом Рисовац. Около пещеры все, кроме тех, кому удалось бежать, были убиты. Выжившие свидетельствовали, что отец Милан подвергся жестоким пыткам. Усташи отрезали его руки, уши и нос, перед тем как умертвили его. Ответственным за арест был хорошо известный хорватский майор Снярич, а его подручным – Капетанович из Герцеговины. Мучая отца Милана, последний давал ему отрезанные части его же тела, говоря: «Лижи, священник, свою собачью кровь!» Тогда один юноша по имени Бобо Кречо воскликнул: «Долой усташей! Долой Анте Павелича! Да здравствует свобода!» Тогда же хорваты расстреляли его и отца Милана, закончив их страдания. Среди пленных в этой группе был также и отец Милан Голубович из Кадявицы, служивший учителем в Дрваре.
На заседании Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви 7 мая 2003 года по предложению епископа Бихачско-Петровачского Хризостома имена отцев Милана Баньца и Милана Голубовича были причислены к лику священномучеников.