filin_dimitry (filin_dimitry) wrote in ljubov_i_svet,
filin_dimitry
filin_dimitry
ljubov_i_svet

Category:

24 мая (06 июня) 2020 года. Троицкая родительская суббота. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 7-я по Пасхе. Троицкая родительская суббота.
Прп. Викентия Леринского (ок. 450); прп. Симеона Столпника на Дивной горе, пресвитера (596); прп. Никиты, столпника Переяславского (1186); блж. Ксении Петербургской (прославление 1988).

Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана и Иоанна трибунов, Серапиона Египтянина, Каллиника волхва, Феодора, Фавста, Эдесия, Картерия, мцц. Маркианы, Сосанны, Палладии, Григории, мчч. младенцев Кириака и Христиана, 12-и трибунов - Фавста, Фиста, Маркелла, Феодора, Мелетия, Сергия, Маркеллина, Филикса, Фотина, Феодориска, Меркурия и Дидима и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218); прмц. Марфы, игум. Монемвасийской и с нею трех неизвестных подвижниц в Ликаонии (990); свт. Григория, архиеп. Новгородского (1193).
Прмчч. Антония, игум. Покровского, Герасима архим., Евфимия и Варсонофия священноиноков, Макария, Матфия, Вассиана, Гурия, Иова, Илариона, Иова, Акакия, Онуфрия, Иосифа, Геронтия, Леонтия, Тихона, Филарета, Геласия, Иосифа, Вассиана, Христофора, Серапиона, Германа, Маркелла, Никиты, Арсения, Феодосия, Ионы, Иуды, Симеона, Михаила, Иоанна, Макария, Маманта, Григория, Никифора, Илариона, Афанасия, Полиевкта, Космы иноков и с ними 1000 мчч. мирян, Угличских, от поляков убиенных (1609; Яросл.).

Икон Божией Матери Монемвасийской (Андрониковской) и Ржавецкой (Иржавской) (1572).

Святые дня, молите Бога о нас!



Троицкая Вселенская родительская суббота

троицкая родительская суббота

Вселенская панихида или родительская суббота - помяновение всех благочестивых усопших от Адама до наших дней - перед праздником Святой Пятидесятницы получила название Троицкой и также, как и Мясопустная суббота предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским.


Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы: апостол, обращаясь в этот день к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: "Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти" (Деян. 2, 24). Постановления апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь в Пятидесятницу Святым Духом, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя Иисуса Христа как Судию живых и мертвых.

«Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13, 8). Любовь соединяет Церковь земную с Церковью Небесной в единый духовный союз. Любовь побуждает насельников блаженных обителей молится за нас, проходящих свой земной путь. Это же чувство обязывает нас молится за всех почивших «отец и братий наших». «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 16), поэтому Он благоволит к плодам нашей любви – молитвам за усопших, особенно же за тех, которые почили в вере и уповании на милосердие Божие, но не успели принести «плодов, достойных покаяния». По этой причине и Церковь устраивает в особо установленные дни так называемые Родительские субботы, в которых возносит усиленные молитвы о почивших православных христианах (Потапов И., прот. Троицкая родительская суббота // ЖМП. 1956. № 6. С. 44).

В синаксарии мясопустной субботы говорится и о другой причине, по которой положено поминовение «всех скончавшихся от века благочестивых христиан». Многие, предпринимая путешествия, часто подвергались внезапной смерти: на море, в непроходимых горах, пропастях, от пагубы, голода, холода, пожаров, войны и от многих других смертных случаев. Так же, многие по убожеству и скудости не получили обычного погребения и подобающего отпевания. По этой причине, святые отцы, движимые чувством человеколюбия и сострадательности, установили, по апостольскому преданию, повсеместно совершать в Церкви общее поминовение всех умерших, чтобы и те, которые ни обычного погребения, ни поминовения не получили, в этой общей памяти получили поминовение: чем и показали, что и это общее поминовение великую приносит пользу умершим.
В субботу же седьмой недели по Пасхе, Церковь совершает память всех от века усопших православных христиан, но особенно тех, которые внезапно были постигнуты безвестной кончиной от многоразличных и многообразных непредвиденных случаев, и приключений (Евлампий (Пятницкий), архиеп. Сказание в субботу 7-й недели Пятидесятницы о поминовении усопших // Святая Пятидесятница. М., 1858. С. 398).

По этой причине, после вечерни богослужения этого дня, положен молебный канон о усопших, в православии скончавшихся, а на утрени канон о умерших внезапною смертию от различных несчастных случаев. Здесь исчисляются разные случаи внезапной смерти, а именно: потонувшие в воде, сгоревшие от огня, замёрзшие от холода, поражённые громом и молнией, раздавленные землёй, камнями, деревьями, упавшие с высоты в земные пропасти, отравленные различными ядами, убитые мечем и другими насильственными способами, раздавленные лошадьми, растерзанные зверями, хищными птицами, укушенные змеями и другими ядовитыми пресмыкающимися. Но так как все эти несчастные случаи бывают по воле Божьей, то благосердная мать, святая Церковь, молит Господа о таких внезапно постигнутых смертью, чтобы Господь, их горькую смерть вменил в очищение и простил их грехи и прегрешения. Но в то же время, Церковь поминает только тех умерших внезапной смертью, которые жили в вере и благочестии, а поэтому могли бы и окончить свою жизнь как подобает христианам, но по причине постигнувшего их злоключения, скончались внезапно, и, следовательно, без покаяния и молитвенного ходатайства Церкви (Там же. С 398).

В субботу же перед праздником Пятидесятницы, это поминовение совершается для того, чтобы и усопшие, через посредство молитвы, сподобились той благодати, которая уже готова излиться на их живых собратьев (Муравьев А.Н. Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви. СПб., 1882. Кн. 2-4. С. 303). Событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому и Церковь, воссылая в день Пятидесятницы молитвы об оживотворении всех живущих Святым Духом, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились ещё при жизни, была источником вечного блаженства, и чтобы они так же были собраны в Царство Небесное благодатию Того, кто «во ад сшедый, и вереи вечные сокрушивый, и во тьме седящим восход показавый» (Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы вечера. Вечерня. Молитва коленопреклонная 3).

Матфей Властарь, говоря о причине установления поминовения усопших в дни пятидесятницы, приводит такое сравнение. Воины после победы над врагами, обычно поднимают знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных. Так же и мы должны, после духовной брани во время и после победы воскресения, поднять победный знак во время пятидесятницы, и воспеть победную песнь Христу, с помощью Которого и победили. Но потом, после окончания пятидесятницы, прилично отдать последний долг умершим и после семи дней совершить праздник всех святых, как начаток следующих праздников и поминовений (Матфей Властарь, иером. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах или Алфавитная синтагма / Перевод с греческого свящ. Н. Ильинского. М., 1996. С. 407).


Тропарь
глас 8

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй, / и поле́зное всем подава́яй, / еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х; / на Тя бо упова́ние возложи́ша, // Творца́ и Зижди́теля, и Бо́га на́шего.

Слава, и ныне: Богородичен:

Тебе́ и сте́ну и приста́нище и́мамы, / и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, // Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.

Кондак
глас 6

Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, // но жизнь безконе́чная.


Преподобный Викентий (Винсент) Леринский (Лиринский) (лат. Vincentius Lirinensis), иеромонах, церковный писатель

Преподобный Викентий (Винсент) Леринский

Память 24 мая (Греч., Галл., Болг., Румын.)

О жизни Викентия известно очень мало. Родом из Галлии, из благородной семьи. Был братом святителя Лупа Труанского. Первую половину жизни Викентий посвятил военной карьере. Потом он оставил воинскую службу и принял монашество в Леринском монастыре на острове против Канн. Со временем был рукоположен во священника.

Скончался мирно около 445 или 450 года.

Труды

Преподобный Викентий был автором многих богословских трудов, бо́льшая часть которых не сохранилась. Наиболее известен его трактат о сущности и развитии православно-догматического учения. Полное заглавие трактата, изданного Викентием под псевдонимом "Перегрин": "Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков" ("Commonitorium primum, seu tractatus Peregrini pro catholicae fidei antiquitate et universitate adversus profanas omnium haereticorum novitates"). Этот труд был написан в 434 году и имел своей целью, как видно из заглавия, установить и доказать неизменную древность и всеобщность Православной веры. Автор утверждает, что неизменность догматов вполне совместима с их развитием как постепенным осмыслением уже данных в откровении истин. В качестве критерия истинности Предания он выдвинул знаменитую формулу: "В самой же Кафолической Церкви особенно до́лжно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все" ("Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est").

Этот критерий доселе признаётся православным богословием как единственно точный и достаточный.


Святая блаженная Ксения Петербургская

блаженная Ксения Петербургская


Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.
Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.

Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.
Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

блаженная Ксения Петербургская 1


В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.
За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество.
Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.
Над могилкой блаженной Ксении в 1902 году была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.

Часовня Ксении Петербургской - Василеостровский район, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург
(Часовня Ксении Петербургской - Василеостровский район, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург)


В 1940 году часовня вместе с находящейся на Смоленском кладбище церковью во имя Смоленской иконы Божьей Матери была закрыта. Во время войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы Блаженной Ксении были разобраны. Богослужебная утварь и фрагменты из цветных металлов пущены на переплавку, иконы часовни - сожжены.

Часовня Ксении Петербургской - Василеостровский район, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург 2
(Часовня Ксении Петербургской - Василеостровский район, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург)


В 1946 году, уступая настойчивым просьбам верующих, часовню разрешили открыть и отремонтировать. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа. Но это продолжалось не долго. В 1960 году часовню вновь закрыли. В ее помещении по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки.

Часовня долгое время простояла в запустении, заколоченная, окружённая глухим дощатым забором. Однако паломники со всей страны приходили и приезжали к Блаженной Ксении, приносили ей свои беды и чаяния.

Часовня Ксении Петербургской - Василеостровский район, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург 1
(Часовня Ксении Петербургской - Василеостровский район, Смоленское кладбище, Санкт-Петербург)


В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Она была вновь освящена в 1987 году.


Тропарь блаженной Ксении Петербургской
глас 7
Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.

Кондак блаженной Ксении Петербургской
глас 3
Днесь светло ликует град святаго Петра,/ яко множество скорбящих обретают утешение,/ на твоя молитвы надеющеся,/ Ксение всеблаженная,// ты бо еси граду сему похвала и утверждение.

Молитва блаженной Ксении Петербургской

О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго покоишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Преподобный Симеон Столпник

прп_Симеон_столпник_другой


Его следует отличать от преподобного Симеона Столпника (+ 459 г.; память 1/15 сентября), подвизавшегося также в окрестностях Антиохии Сирийской.

Родился святой в 512 г. в Антиохии Сирийской, быв испрошен матерью через молитву к св. Иоанну Предтече с обещанием посвятить сына Богу. С младенчества отличался строгим постничеством. Уже в детстве преподобному Симеону несколько раз являлся Господь, предсказывая ему будущие подвиги и награду за них.

Шести лет святой удалился на одну пустынную гору, а затем поселился в обители преподобного Иоанна Столпника, близ Селевкии Сирийской, где взошел на столп. За строжайшие и вышеестественные подвиги поста и бдения он удостоился особой благодати Божией и дара исцеления недугов.

На 22-м году жизни по откровению свыше перешел на Дивную гору, где основал монастырь. Достигнув высокой степени иноческого совершенства, подвижник сотворил множество чудес, прозревал тайное, удостоился видения Господа и беседы с Ним.
Так, он предсказал взятие Антиохии Хозроем I и землетрясение в ней, исцеля различные недуги и даже воскрешал мертвых; призыванием его имени освобождались плененные персами антиохийцы; по молитве преподобного в течение трех лет не оскудевала пшеница в монастырской житнице, несмотря на то, что ее брали в большом количестве для пропитания множества пришельцев. Проведя на столпе 68 лет, преподобный Симеон скончался в 596 г.


Тропарь преподобного Симеона
глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе, отче наш Симеоне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Симеона
глас 2
Вышняя желая, дольная отложив,/ и, яко небо, столп соделавый,/ тем облистал еси чудес зарею, преподобне,/ и Христу, всех Богу,// молишися непрестанно о всех нас.


Tags: Жития святых
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments