Седмица 3-я по Пасхе.
Вмч. Георгия Победоносца (303). мц. Полихронии, матери вмч. Георгия Победоносца (303/304; Греч.); Иверской иконы Божией Матери (второе обре́тение списка иконы 2012).
Мчч. Доната и Ферина Бутротских (ок. 250) (Греч.); мц. царицы Александры Римской (303), мчч. Анатолия и Протолеона (303); мчч. Афанасия волхва и Гликерия земледельца (303/304); прмч. Георгия Аламана (Кипр.); блж. Георгия Шенкурского (XV); 172 преподобномучеников, иноков монастыря Двадцати финикиянок (1507; Греч.); мч. Георгия Птолемаидского (1752); мч. Лазаря Болгарского (1802); прп. Софии (Хотокуриду) (1974).
Сщмч. Сергия (Захарчука) пресвитера (1943; УПЦ в Канаде).
Сщмч. Иоанна Ансерова, пресвитера (1940).
Святые дня, молите Бога о нас!
Великомученик Георгий Победоносец
(Чудо Георгия о змие, спасении царевны и града, и об избавлении пленника. Фреска XVI в., скит св. Анны, Афон, Греция.)
Память 23 апреля в день кончины, 3 ноября в день обновления Георгиевского храма в Лидде в IV в., 10 ноября в память колесования (Груз.), 26 ноября в день освящения Георгиевской церкви в Киеве в 1051 г. (Рус. - "Юрьев день").
Родился в Каппадокии, в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.
Поступив на военную службу Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Еще не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы. Мать же Георгия в то время уже скончалась.
С того времени как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменен, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он роздал все свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, поили ядом. Святой мученик все терпеливо переносил непрестанно призывая Бога и будучи затем чудесно исцеляем. Его исцеление после нещадного колесования обратило ко Христу ранее уже оглашенных преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана. Когда призванный императором Диоклетианом волхв Афанасий предложил Георгию воскресить мертвого, святой вымолил у Бога это знамение и множество народа, включая и самого бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия каким "волхованием" тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.
(великомученик Георгий Победоносец, мучения в извести)
Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, и был возвращен к жизни по молитве святого Георгия.
В конце концов император, видя что Георгий не отрекается от Христа и приводит все больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем если тот принесет жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения он изгнал оттуда бесов обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля 303 года.
Почитание
Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать тело великомученика погребению в его родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Святитель Димитрий Ростовский добавляет, что в Римском храме также сохранялись его копье и хоругвь.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности стали называть Победоносцем.
Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна стал почитаться покровителем воинства. Чудо о змее сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2).
В Грузии
Вместе с Пресвятой Богородицей, святой Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется "Георгией", и одно время широко распространилась версия что имя это было дано в честь святого Победоносца.
(Святой Георгий Победоносец, грузинская икона 15-го века)
По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии была двоюродной сестрой святого Георгия. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования, и завещала новообращенным грузинам любить великого святого. Первый храм в честь святого Геогрия был построен в Грузии уже в 335 году царём Мирианом на месте погребения святой Нины, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска (пам. 26 января и 18 сентября). Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей, воздвигнутых на его имя, или с иконой, или же с чудом Победоносца.
Георгиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре.
В Арабских странах
Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.
На Руси
(Икона великомученика Георгия Победоносца, XVI век - Третьяковская галерея)
На Руси особое почитание великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало храму и мужской обители в честь великомученика Георгия. Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. В "Юрьев день" или "осенний Георгий", как его стали называть, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.
Изображение всадника поражающего змия известно на русских монетах с раннего времени и со временем стало символом Московы и Московского государства.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.
(наш храм великомученика Георгия Победоносца в Коптево - один из нескольких десятков, если не сотни храмов в честь этого святого в России)
В Англии
Святой Георгий - покровитель Англии со времен короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения "старой доброй Англии", в частности, в известной балладе Честертона.
Очень подробное Житие великомученика Георгия Победоносца можно почитать тут:
http://azbyka.ru/days/sv-georgij-pobedonosec
Тропарь великомученику Георгию Победоносцу
глас 4
Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Ин тропарь великомученику Георгию Победоносцу
глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ страстотерпче Христов,/ верою и мучителей обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся еси./ Темже и венец приял еси победы/ и молитвами, святе, твоими всем подавши// прегрешений прощение.
Кондак великомученику Георгию Победоносцу
глас 8
К возбранному и скорому заступлению Твоему прибегше, вернии,/ молим избавитися, страстотерпче Христов,/ от соблазн вражиих воспевающим тя,/ и всяких бед, и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.
Молитва великомученику Георгию
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Мученица Полихрония Каппадокийская, супруга мученика Геронтия и мать великомученика Георгия Победоносца
Родилась в Лидде в Палестине. С юности отличалась скромностью и христианским благочестием, возлюбив Бога и проводя время в молитвах и чтении Священного Писания. Стремилась к воздержанной и постнической жизни, однако была выдана замуж за язычника Геронтия. Со временем ей удалось обратить мужа в христианство, и он удостоился мученического венца.
После этого Полихрония вернулась в Лидду вместе с сыном Георгием, которого также воспитала в христианской вере и благочестии. Когда он был схвачен и истязаем за имя Христово, мать постоянно находилась рядом с ним, укрепляя его на подвиг и принося в темницу Святые Дары.
По одной версии, святая Полихрония скончалась мирно вскоре после смерти сына. Согласно же греческому житию и иконам, когда Диоклетиан увидел её рядом со святым Георгием, то призвал к себе и спросил, кто она. Святая бесстрашно отвечала: "Меня зовут Полихрония, и я христианка, как и мой сын Георгий". Разгневанный Диоклетиан приказал подвергнуть мученицу разнообразным пыткам: её подвесили на дереве, рвали плоть железными когтями, горящими свечами опаляли её раны. Однако Полихрония оставалась непоколебимой в вере и по-прежнему исповедовала себя христианкой. По милости Божией, Который исцелил святую от ран, она скончалась в темнице.
После смерти святого Георгия она была вместе с сыном погребена христианами в Лидде. Позже мощи святой Полихронии были увезены крестоносцами на Запад.
Мученики Гликерий земледелец (греч. Γλυκέριος ο γεωργός) и Афанасий волхв (греч. ̓Αθανάσιος ὁ ἀπό Μάγων)
Упоминаются в житии великомученика Георгия Победоносца.
(мученик Гликерий земледелец)
Когда святой Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу.
Среди приходивших был некий муж, именем Гликерий, простой землепашец, у которого вол свалился с горы в лес и разбился до смерти. Святой Георгий с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского.
За это его схватили воины и возвестили о нем императору. Диоклетиан разгневался, не пожелал его видеть, и приказал тотчас отсечь ему голову за городом. На смерть за Христа Гликерий пошел с радостью, как на пир, впереди воинов, громким голосом призывая Христа Бога и моля, чтобы Он излияние крови его принял, как крещение. Так скончался Гликерий.
Когда долгие мучения не смогли сломить святого, имп. Диоклетиан приписал стойкость Георгия его волшебной силе и призвал известного волхва Афанасия. Тот приготовил два сосуда: один с напитком, который делает человека во всем покорным чародею, второй - со смертоносным питием. Ни тот ни другой напиток не подействовал на Георгия. Тогда по совету волхва император повелел Георгию в подтверждение истинности веры во Христа воскресить мертвеца, могила которого находилась на расстоянии половины стадии от судилища и была хорошо видна, т. к. суд происходил в амфитеатре у городских ворот. После того как по молитве святого мертвец восстал из гроба, Афанасий уверовал во Христа и припал к ногам вмч. Георгия, каясь в своих заблуждениях и грехах. Имп. Диоклетиан повелел немедленно отсечь головы волхву и воскрешенному из мертвых.
Память Афанасия отмечена в греч. стишных синаксарях и печатной Минее. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по шестой песни канона утрени, помещен стишной синаксарь Афанасия.
Мученик Георгий Птолемаидский, Память перенесения мощей из Акры (Акко) в Никосию в 1967 году
Память 23 апреля (Греч.) и 31 марта (Греч.).
Родился на острове Кипр, служил в Птолемаиде (совр. Акка, Израиль), в доме европейского консула.
По поручению хозяина Георгий часто посещал дом бедного мусульманина, где покупал яйца. Турчанки, торговавшие неподалеку, из зависти оклеветали юношу, его обвинили в незаконной связи с дочерью хозяина. Георгию предложили принять ислам, чтобы избежать наказания, но он ответил, что родился христианином и христианином умрет. Суд приговорил юношу к смертной казни.
25 апреля 1752 года турки привели святого к морскому берегу. В тот момент, когда Георгий воздел руки к небу, чтобы в последний раз помолиться Господу, они изрешетили его пулям, а потом изрубили бездыханное тело мечами. Как только кровь мученика попала в море, бывшее только что спокойным, на нём поднялись огромные волны, которые накатили на берег и смыли кровь. Турки, придя в ужас, стали просить христиан поскорей предать тело земле. Три дня и три ночи над могилой святого Георгия был виден огненный столп, озарявший светом весь город.
Житие новомученика Георгия включено в состав "Нового Мартирология" прп. Никодима Святогорца.
13 апреля (н. ст.) 1967 года мощи мученика Георгия Птолемаидского были торжественно перенесены из Акки в Никосию (Кипр) и положены в кафедральном соборе ап. Иоанна Богослова..
Блаженный Георгий Шенкурский, Христа ради юродивый, чудотворец
Память 23 апреля (мест.), и в Соборе Новгородских святых
Блаженный Георгий Шенкурский был современником преподобного Варлаама Важского, Шенкурского и, видимо, уроженцем города Шенкурска на правам берегу реки Ваги. Спасался святой в подвигах юродства. По рукописным святцам, он скончался в день своего тезоименитства, 23 апреля.
Блаженный Георгий является местночтимым святым. О нем упоминает житие праведного Прокопия Устюжского, где говорится: «Река Вага, на которой город Шенкурск, ублажает Георгия юродивого». Служба святому была отменена на волне Никоновских церковных реформ.
В иконографической традиции святой изображается либо с седой бородой и в шубе, либо в рубище, босой, с молитвенно сложенными руками. Образ святого также представлен в Иконописном подлиннике Филимонова: «Подобием сед, образам и брадою и власы, аки Петр Апостол; риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо гало, руки малебныя, ноги босы, колени голы».
Тропарь
глас 1
Глас апостола Твоего Павла услышав глаголюща, мы юроди Христа ради, раб Твой Георгие, юрод бысть на земли Тебе ради Христе Боже; тем же и ныне память его почитающе, Тебе ся молим, Господи спаси душа наша.
Кондак
глас 4
В юродство претворився волею, мира сего красоты отнюдь возненавидел еси; плотская мудрования увядил еси, постом и жаждою, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы, никогда же уклонився душею; и очистил еси себе яко злато в горниле, Георгие блаженне.
Мученик Лазарь Болгарский
Память 23 апреля и в Соборе Болгарских святых
Родился в конце XVIII века в болгарском городе Габрово. Был пастухом в горах недалеко от Пергама, в Малой Азии.
Однажды он спас турчанку, на которую напали пастушьи собаки, но неблагодарная женщина пожаловалась мужу, будто Лазарь хотел ее обесчестить. Вне себя от ярости турок вознамерился отомстить, но по ошибке ранил одного из товарищей Лазаря, из-за чего дело было перенесено в местный суд. Ага велел посадить юного христианина в тюрьму и в течение многих дней пытать, надеясь получить значительную выгоду, если удастся обратить его в ислам.
Так как юноша остался непреклонен, ночью 22 апреля 1802 года ага приказал палачам проявить всю возможную лютость, чтобы поколебать решимость святого. Напившись допьяна, палачи стали прижигать один за другим члены его тела с помощью раскаленного на огне железа, а затем положили ему на грудь тяжелый камень. Но мужественный воин Христов держался стойко, взывая о помощи к святому Георгию. Тогда палачи схватили мученика за язык и прижгли его раскаленным железом. Затем они сдавили виски Лазаря веревкой, к которой были привязаны косточки, так сильно, что у святого один глаз вылез из орбиты. Наконец мучители возложили ему на голову раскаленный бронзовый обруч. Но, по благодати Божией, уже в тот же вечер Лазарь смог спокойно, как будто он не перенес никаких страданий, беседовать с купцом-христианином, который по его просьбе ходатайствовал перед палачами о том, чтобы казнь была совершена как можно скорее. Так как последние попытки аги принудить Лазаря к отступничеству от веры потерпели неудачу, он приговорил святого к повешению. Однако палачей охватил страх перед необычайной твердостью Лазаря в вере. Тогда христианин сам продел голову в веревочную петлю.
Мощи мученика были прославлены многочисленными чудесными знамениями.
172 преподобномучеников, иноков монастыря Двадцати финикиянок
Умерщвлены турецкими властями.
Причиной их казни было участие монастыря в народном сопротивлении.
Мученица Александра Римская, Никомидийская, императрица
Святая Александра, супруга императора Диоклетиана, была тайной христианкой. Видя твердость веры святого Георгия во время его мучений, она решилась открыто свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа. Она отправилась к месту, где мучили св. Георгия, упала к ногам великомученика и перед всеми объявила себя христианкой.
Озлобленный Диоклетиан приговорил царицу к смерти. Святая Александра мужественно приняла этот приговор и кротко пошла на место казни, молитвенно обращая свой взор на небо. По дороге она, утомившись, попросила воинов позволить ей немного отдохнуть. Прислонившись к стене одного здания, она тихо скончалась. Ее мирная кончина последовала 21 апреля 303 года, но память ее празднуют одновременно с великомучеником Георгием, 23 апреля по церковному календарю.
По другим данным, святая царица Александра, о кончине которой (в 303 году) было записано в мученических актах святого Георгия, составленных сразу после его кончины, сподобилась, однако, мученического венца несколькими годами позже, в 314 году. Царица Александра и дочь ее Валерия по приказу императора Ликиния были обезглавлены, и тела их бросили в море.
Тропарь мученицы царицы Александры
глас 4
Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.